Введение
Теории личности в перспективе
социального научения — это прежде
всего теории научения.
В 1941 г. Н. Миллер
и Дж. Доллард ввели в научный
обиход термин «социальное научение».
На этой
основе вот уже полувека разрабатываются
концепции социального научения,
центральной проблемой которых
стала проблема социализации.
Социализация
– процесс усвоения индивидом социального
опыта, системы социальных отношений.
В процессе социализации человек приобретает
убеждения, общественно одобряемые формы
поведения необходимой ему для нормальной
жизни в обществе. Под социализацией следует
понимать весь многогранный процесс усвоения
опыта общественной жизни и общественных
отношений.
То есть
основным предметом исследования у психологов,
сторонников теории социального научения,
является процесс научения, и конечно
в первую очередь научения сложному социальному
поведению.
В начале своего
становления теория социального
научения придавала крайне важное значение
идеям подкрепления, однако современная
теория приобрела явно выраженный когнитивный
(познавательный) характер. Важность подкрепления
была учтена в понятиях, описывающих мыслящего
и познающего человека, который обладает
ожиданиями и представлениями
Существуют
разные концепции научения.
Цель данного
реферата – изучить теорию социального
научения таких теоретиков как Б.Скиннер,
Дж.Роттер и А.Бандура.
Что такое оперантное обусловливание
Фото автора Olha Ruskykh: Pexels
Оперантное обусловливание – это теория, согласно которой на поведение человека влияют не столько внешние обстоятельства окружающей среды, сколько взаимодействие человека с этими обстоятельствами и последствия, которые после этого наступают.
Эта теория была разработана Б.Ф. Скиннером, по мнению которого существует 3 формы поведения:
безусловно-рефлекторное – это реакция организма, которая не зависит от его сознания. Она основана на безусловных рефлексах: пищевых, защитных и т.д.;
- условно-рефлекторное – она вызвана формированием условного рефлекса и была сформулирована И.П. Павловым;
- оперантное – организм сам активно воздействует на окружающую среду и, в зависимости от тех или иных последствий, вырабатывает определенный способ поведения.
В теории Скиннера, обусловить – значит создать продуманные условия, которые приведут к подкреплению нужного поведения. «Оперантное» от слова «операция», то есть определенное действие.
Классический эксперимент Скиннера
Лучше всего понять суть оперантного обусловливания помогает описание эксперимента, который провел Скиннер. Он посадил крысу в специальный ящик, где была педаль. Стоило на нее нажать, как в ящике появлялась еда.
При хаотичных передвижениях крыса случайно нажала на педаль и у нее появился корм. После нескольких повторов у крысы сформировалась ассоциативная связь: «нажатие на педаль приводит к сытости».
Суть эксперимента в том, что в отличии от собак Павлова, которые никак не влияли на окружающую среду, крысы Скиннера действовали по своему усмотрению. Они понимали, к чему приведет тот или иной их поступок и меняли свое поведение, чтобы получить желаемое.
Типы и виды научения
Традиционно различают 4 типа научения:
- привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
- классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
- оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
- комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.
Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).
В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.
Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:
- сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
- моторное – выработка полезных действий;
- сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.
Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.
Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:
- знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
- навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
- действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.
По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.
Что такое самоподкрепление и самоэффективность
На закрепление нового поведения влияет, по мнению Бандуры, и отношение к нему самого человека. «Люди с готовностью принимают то, что кажется им достойным похвалы, но в то же время сопротивляются тем новшествам, которые нарушают их социальные и нравственные убеждения», — пояснял психолог. Собственные положительные реакции людей на их же действия Бандура называл самоподкреплением.
К понятию самоподкрепления Бандура добавил ещё и самоэффективность, которую подробно описал в работе 1997 года «Самоэффективность: осуществление контроля» (англ. Self-Efficacy: The Exercise of Control). Суть в том, что, работая над задачей, человек сравнивает свой прогресс с целью. Ощущение продвижения повышает чувство самоэффективности и мотивирует продолжать работу.
MED24INfO
С точки зрения социально-когнитивной теории Роттера (Rotter, 1954) внешние события могут оказывать разное влияние на поведение человека, и характер этого влияния будет существенно зависеть от способа восприятия этих событий, присущего конкретному человеку. Одни и те же события могут быть расценены разными людьми противоположным образом и вследствие этого по-разному влиять на их поведение.
Способ восприятия событий внешнего мира формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Те, в свою очередь, исходят при этом из своих убеждений, так или иначе передавая их друг другу. В процессе взаимодействия между людьми и происходит социальное научение — передача опыта от поколения к поколению.
Суть теории Роттера составляют несколько базовых предпосылок. 1.
Разные стереотипы поведения в определенной ситуации имеют разный потенциал, то есть могут разворачиваться в одной и той же ситуации с разной вероятностью. 2.
Далее, разные подкрепления имеют для нас разную ценность. При равной вероятности получить подкрепление мы выбираем тот стереотип поведения, который ведет к более ценному для нас подкреплению. 4.
Взаимодействие ожидания подкрепления и ценности подкрепления происходит в конкретной психологической ситуации.
Под психологической ситуацией понимается индивидуальное восприятие человеком происходящих с ним событий в существенных для него компонентах.
Три названных первыми компонента Роттер связывает воедино в своей формуле прогноза поведения. С его точки зрения, потенциал поведения складывается из ожидания и ценности подкрепления. Чем выше ожидания и ценность подкрепления, связанные в определенной психологической ситуации с некоторым стереотипом поведения, тем выше вероятность того, что именно этот стереотип будет выбран.
Удовольствие и наслаждение сами по себе являются достаточно ценным подкреплением, и в нормальной ситуации человек стремится к действиям, доставляющим удовольствие, а не избегает их.
Получать удовольствие он начинает считать стыдным и страшным делом и в ситуации выбора совершенно добровольно отказывается от удовольствий в пользу штрафов и страданий. Следует различать аскетизм как отказ от избыточных наслаждений для усиления будущего удовольствия и отказ от наслаждения из-за страха получить наказание.
Ценность и ожидание подкрепления создаются в первую очередь осознанными целями, к которым стремится человек. Понимание и осознание целей позволяет прийти к наслаждению намного более надежным способом в долгосрочной перспективе.
Цель, по Роттеру, возникает в результате материализации и осознания одной из шести потребностей: потребности в статусе и признании, защите, доминировании, независимости, любви и привязанности, физическом комфорте. Потребность понимается
Роттером как устойчивая связь между определенными стереотипами поведения и подкреплениями, которые обычно связаны с этим поведением.
Потенциал потребности означает наличие некоторого поведения, приводящего к ее удовлетворению с большей или меньшей вероятностью.
Ценность потребности определяется как средняя ценность подкреплений, к которым ведет ее удовлетворение.
Шесть названных ранее потребностей имеют разную ценность для разных людей в зависимости от прошлого опыта подкреплений, к которым вело удовлетворение соответствующих потребностей.
Каждый раз, когда человек планирует свои действия, он оценивает свои возможности достижения той или иной потребности. Если с его точки зрения эти возможности невелики, то он теряет свободу деятельности в отношении этой потребности. Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что речь идет исключительно о субъективных воззрениях и оценках.
Низкая свобода действий в сочетании с высокой ценностью потребности по Роттеру означает плохую адаптацию и часто ведет к невротическим нарушениям. Если человек присваивает высокую ценность тем потребностям, для удовлетворения которых у него недостаточно ресурсов, то наслаждаться жизнью у него едва ли получится.
Таким образом, целями предлагаемого тренинга являются: ?
исследование жизненного стиля личности; ?
реориентация, которая понимается как: ?
повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждение, способов мышления и поведения; ?
повышение уровня ожиданий получить подкрепление в результате эутимных действий; ?
Тренинг состоит из ряда последовательных этапов. Первый этап тренинга не является групповым и осуществляется в ходе индивидуальной беседы клиента и психотерапевта. Полученные на первом этапе результаты используются для обсуждения с клиентом возможности участия в групповой работе.
Биография
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.
13 стр., 6171 слов
1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева
… психического отражения реальности в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное … уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является …
После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.
Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование Бандура продолжил в университете штата Айова. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. Еще будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.
11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения». К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».
Как устроено обучение с точки зрения Бандуры
На то, как эффективно мы осваиваем наблюдаемое поведение, влияют несколько факторов:
Внимание.
Запоминание.
Повторение.
Мотивация.
Внимание
Люди мало чему учатся при наблюдении, если они недостаточно внимательны, объяснял Бандура в «Теории социального научения». Из множества составляющих поведения модели люди избирательно наблюдают лишь за некоторыми. Внутренние установки влияют на то, поведение каких моделей кажется привлекательным, а какие модели мы игнорируем или отвергаем
Кроме того, внимание может зависеть от отношения модели к наблюдателю. Если, например, учитель или родитель не замечает ни успехов, ни неудач ребёнка, тогда он будет демонстрировать посредственную имитацию их поведения, писал Бандура
Важно также отметить, что при наличии нескольких моделей наблюдатели редко копируют поведение лишь одной из них. «Не усваивают они и все подряд атрибуты даже самых предпочитаемых моделей», — замечал психолог
Вместо этого наблюдатели создают комбинацию из разных характеристик моделей. Так происходит, например, когда в одной и той же семье дети моделируют совершенно разное поведение.
Запоминание
«Наблюдение за моделями не в состоянии оказать на людей сколько-нибудь заметного влияния, если они не будут запоминать наблюдаемое поведение», — писал Бандура. Наблюдаемое поведение сохраняется в долговременной памяти в форме символов и абстракций. Благодаря этому человек способен в том числе и к отсроченной имитации, то есть может продемонстрировать поведение модели не сразу после наблюдения, а спустя какое-то время.
Фото: Frame Stock Footage / Shutterstock
Дети, по наблюдениям Бандуры, в основном склонны к непосредственной имитации, но с возрастом способность к отсроченному подражанию улучшается — с развитием навыков символического мышления.
Моделирование становится более абстрактным. Человек уже не просто копирует чужое поведение, а выделяет в нём общие принципы и правила.
Кроме того, с развитием языковых навыков, поведенческое моделирование постепенно вытесняется вербальным. С его помощью можно выразить «практически бесконечное множество типов поведения, которые было бы неудобно или нереально моделировать, прибегая лишь к наглядным примерам», заключал Бандура.
Повторение
Идеи, однако, редко сразу и без ошибок преобразуются в правильные действия, предупреждал психолог. На помощь приходят многократные повторения.
«Когда люди про себя репетируют или даже на самом деле воспроизводят моделируемые типы реакций, вероятность того, что они забудут пройденное, намного меньше, чем если бы они не думали об этом и не пытались практиковаться», — писал Бандура и сделал вывод: «Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблюдения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и ошибок».
Поэтому лучше всего научение через наблюдение работает, когда поведение сначала моделируется и репетируется мысленно, а затем демонстрируется открыто и меняется благодаря корректирующим усилиям человека и обратной связи наблюдающих за ним.
Мотивация
«Теория социального научения проводит различие между научением и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научились, поскольку люди на деле не реализуют на практике всё подряд, чему они научились», — писал Бандура. На совершение действия человека должны мотивировать его вероятные последствия.
«Человек с большей вероятностью воспримет поведение модели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно оказывается неэффективным или даже вредным, — объяснял он. — Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем».
Теория социального научения
Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.
Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.
С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:
1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.
Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).
2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.
Подкрепление из окружающей среды — это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.
3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.
Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:
Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.
Сохранение
Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.
Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.
Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.
Почему теория Бандуры так важна, несмотря на её простоту
Эксперименты Бандуры противоречили популярной тогда психоаналитической идее о том, что наблюдение за агрессией, например, в кино приводит к катарсису, снижая потребность вести себя агрессивно.
Фото: Iakov Filimonov / Shutterstock
Ещё одна популярная теория тех лет, с которой не согласовывались выводы Бандуры, — бихевиоризм. Если Бандура считал, что мы учимся в том числе просто наблюдая за другими, бихевиористы полагали, что любое обучение происходит лишь через взаимодействие с окружающей средой. Поведение и животных, и человека сторонники этой теории рассматривали всего лишь как реакцию организма на внешние стимулы, подкреплённую предыдущим опытом — через поощрения и наказания.
Как отметил коллега Альберта Бандуры, профессор психологии из Стэнфорда Ли Росс: выводы бихевиоризма имели смысл, когда речь шла о голубях или крысах, но были менее убедительны, когда дело касалось человека.
«Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направление, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них», — писал Бандура в книге «Теория социального научения», вступая в спор с бихевиоризмом.
Человек действительно подвержен влиянию внешней среды, однако его поведение не сводится к результату внешних вознаграждений и наказаний, считал Бандура. Люди сами отбирают стимулы, «со всех сторон обрушивающиеся на них». Устанавливая для себя личные стандарты, мы учимся сами вознаграждать и наказывать себя.
Пример тому — писатели. «Писателям не нужно, чтобы кто-то сидел рядом, избирательно подкрепляя каждый написанный фрагмент до тех пор, пока не получится удовлетворительная рукопись. Вместо этого у них имеется некий стандарт того, чем определяется приемлемый уровень выполненной работы», — пояснял Бандура.
Если бихевиористы считали, что любое обучение приводит к изменению в поведении, то с точки зрения Бандуры мы способны усваивать новую информацию, не меняя своих поступков. Тем, что мы перенимаем не всякое поведение, за которым наблюдаем, мы обязаны как раз способности к саморегуляции. Но как мы вообще усваиваем чужое поведение через наблюдение?
Типы поведения
Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение
Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.
Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.
Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.
Респондентное поведение делится на два вида:
- Условно рефлекторное, привитое извне.
- Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.
В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия.
Оперантное поведение
По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.
Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности. В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения
По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека
В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.
Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.
Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.
В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:
- Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
- Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.
Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.
Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.
Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.
Список использованных источников:
- 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
- 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
- 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
- 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
- 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.
Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Подходы к пониманию научения
Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.
Условно можно разделить позиции на несколько групп:
- теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
- теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
- теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.
Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:
- Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
- Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
- Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
- Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
- Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.
Теория социального научения Роттера
В центре внимания теории социального
научения Роттера лежит прогноз
поведения человека в сложных
ситуациях. Роттер полагает, что нужно
тщательно проанализировать взаимодействие
четырех переменных. Эти переменные
включают в себя потенциал поведения,
ожидание, ценность подкрепления и психологическую
ситуацию.
Роттер
утверждает, что ключ к предсказанию
того, что человек будет делать
в данной ситуации, лежит в понимании
потенциала поведения. Под этим термином
понимается вероятность данного поведения,
«встречающегося в какой-то ситуации или
ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением
или подкреплениями». Представим, например,
что кто-то оскорбил вас на вечеринке.
Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера,
есть несколько ответных реакций. Вы можете
сказать, что это переходит все границы,
и потребовать извинения. Вы можете не
обратить внимания на оскорбление и перевести
разговор на другую тему. Вы можете ударить
обидчика по лицу или просто уйти. Каждая
из этих реакций имеет свой потенциал
поведения.
Концепция
поведения Роттера включает в
себя фактически все виды человеческой
активности в ответ на ситуацию-стимул,
которые только каким-то образом
можно обнаружить и измерить. Сюда
входят пронзительные крики, надутый
вид, плач, смех и драка. Планирование,
анализирование, обучение, логическое
обоснование и промедление оцениваются
так же. Короче говоря, поведение состоит
«из моторных акций, познания, вербального
поведения, невербально выраженного поведения,
эмоциональных реакций и так далее».
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Оглавление книги открыть закрыть
Экзаменационные билеты по медицинской психологии1. Предмет и задачи медицинской психологии — кратко2. Краткая характеристика основных разделов медицинской психологии — кратко3. Методы исследования в медицинской психологии — кратко4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога — кратко5. Определения понятия и критериев психического здоровья — кратко6. Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю — кратко7. Подходы к определению психической нормы — кратко8.Понятие психической болезни и психического расстройства. Критерии психической болезни — кратко9. Определение понятий симптома и синдрома — кратко10. Диагностические принципы — альтернативыСовременная классификация и виды психических расстройств — кратко13. Психические расстройства как следствие нарушения работы головного мозга — кратко14. Роль генетических факторов в развитии психических заболеваний — кратко15. Роль биохимических факторов в развитии психических заболеваний — кратко16. Роль нейрофизиологических факторов в развитии психических заболеваний — кратко17. Теория стресса Г. Селье — кратко18. Когнитивно-феноменологическая модель стресса (Лазарус, Фолкман) — кратко19. Виды стрессоров и стрессовых реакций — кратко20. Роль стресса в возникновении психических заболеваний — кратко21. Представление о психической патологии в классическом психоанализе З.Фрейда. — кратко22. Механизмы формирования психической патологии в психологии самости — кратко24. Механизмы формирования психической патологии в Эго-психологии — кратко25. Механизмы формирования психической патологии в психологии объектных отношений — кратко26. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности — кратко27. Модель психической патологии в поведенческом подходе — кратко28. Виды научений и их роль в возникновении психических расстройств — кратко29. Модель психической патологии в социально-когнитивной теории А. Бандуры — кратко30. Модель психической патологии в теории социального научения Дж.Роттера — кратко31. Модель формирования психических расстройств по А.Беку — кратко32. Искажение когнитивных элементов в теории А.Бека — кратко33. Искажение когнитивных процессов в теории А.Бека — кратко34. Искажение когнитивного содержания в теории А.Бека — кратко35. Модель формирования психических расстройств А.Эллиса — кратко36. Модель психической патологии в экзистенционально-гуманистическом подходе — кратко37. Характеристика основных экзистенциональных проблем и их проявления при психических расстройствах — кратко38. Факторы возникновения психических расстройств по К.Роджерсу — кратко39. Роль социальных факторов в формировании психических расстройств — кратко40. Социальные факторы, повышающие устойчивость к стрессу — кратко41. Роль культурных факторов в формировании психических расстройств — кратко42. Критическая психиатрия (Д.Инглби, Т.Шаш, Лэнг) — кратко43. Теория «навешивания ярлыков» — кратко44. Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман) — кратко45. История развития медицинской психологии в дореволюционный период — кратко46. Культурно-историческая обусловленность человеческой психики — кратко47. Проблема развития и строения ВПФ — кратко48. Проблема соотношения биологического и социального — кратко49. Проблема развития и распада психики — кратко50. История развития медицинской психологии в СССР — кратко История развития клинической психологии как науки
Эксперимент с куклой Бобо
Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
Ход эксперимента
1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.
2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.
3. Ролевые модели — один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.
4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.
5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.
6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.
Результаты эксперимента
В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.
Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.
Благодаря этому эксперименту Бандура смог убедительно продемонстрировать, что дети научаются социальному поведению (в данном случае — агрессии), наблюдая за поведением других людей. В результате исследователь опроверг главное положение бихевиоризма о том, что поведение человека всецело зависит от вознаграждения или наказания.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.