Стереотипные эффекты
Неправильно воспринимать понятие социальных стереотипов исключительно как результат жизненного опыта. Порой они формируются под влиянием эффектов, провоцирующих искаженные и ошибочные суждения.
- Эффект первичности. Как правило, информация, поступившая в мозг первой, считается наиболее правильной и неоспоримой. Речь может идти, например, о первом впечатлении, которое, как правило, формируется в течение 10 минут с момента знакомства.
- Эффект ореола. Как правило, эмоционально заряженная информация воспринимается в искаженной форме. Если тема волнует собеседника, то она может заставить его составить о ком-то ложное негативное или ошибочное положительное впечатление.
- Эффект социального контекста. На фоне позитивных событий или положительной группы людей впечатление о любом человеке будет гораздо лучше, чем в негативной обстановке. Культура личности и общества такова, что обстоятельства и окружение накладывают отпечаток на репутацию.
- Эффект бумеранга. Окружающие воспринимают человека в соответствии с его поступками по отношению к другим людям.
- Эффект повторения. Часто повторяющееся поведение начинает восприниматься как правильное. Любые новые веяния воспринимаются с опаской или даже агрессией.
Характер стереотипов
Стереотипы — универсальное явление для разных стран и обществ. Они могут формироваться по отношению к разным группам, но во всех странах есть стереотипы о мужчинах и женщинах (гендерные стереотипы), стереотипные представления о людях разного возраста, чаще всего пожилых и молодых (возрастные стереотипы). Еще два универсальных типа стереотипов — это этнические и расовые стереотипы — представления о членах этнических и расовых групп.
Содержание стереотипов может сильно различаться. Они могут включать в себя как позитивные, социально желательные, так и социально нежелательные особенности. Например, интеллект — это плюс-характеристика, а агрессивность — минус-характеристика. С точки зрения психологии эти черты в сознании людей группируются в два крупных измерения. Первое — компетентность, куда относятся черты, связанные с интеллектом, знанием, профессиональным опытом, целеустремленностью. Второе измерение — теплота, куда относятся характеристики, связанные с добротой, честностью, благонамеренностью, готовностью пойти навстречу другим людям.
Кто ввёл понятие стереотип?
Понятие «стереотип» введено Уолтером Липпманом в 20-х годах прошлого столетия. Американский журналист объяснил значение явления. Он утверждал, что под стереотипом следует понимать «картинку в голове». Она возникает в определённых ситуациях под воздействием внешних обстоятельств.
По мнению Липпмана, стереотип – устойчивое представление индивида или общества в том или ином явлении. Человек не опирается на собственный опыт. Он действует и думает по готовой схеме, которая создана не им самим.
Термин пришёл к нам из древнегреческого языка. Оно состоит из двух слов: «stereos» – твёрдый и «typos» – отпечаток, то есть, это некий устойчивый след, образ, мнение.
Бороться со стереотипами очень трудно. Человеческое сознание не готово мыслить и анализировать. Легче работать по готовой программе.
7 эффективных способов избавиться от стереотипов
Нередко люди придают большое значение популярным стереотипам, что сильно ограничивает мышление, препятствует личностному росту и развитию.
В психологии есть несколько эффективных приёмов, которые помогут избавиться от чрезмерного стереотипного мышления.
Методы разрушения стереотипов:
- Не торопитесь с выводами. Всегда давайте себе возможность немного подумать, поразмышлять. Анализируйте ситуацию, сравнивайте каждое событие с уже известными фактами, находите противоречия и разногласия. В мире о русских сложилось мнение, что это люди, которые постоянно употребляют алкоголь, носят шапку ушанку, выгуливают медведя и круглосуточно играют на балалайке. Но это не так – не создавайте усреднённые образы.
- Найдите источник. В формировании стереотипного мышления весомую роль играют кумиры, лидеры общества. Чтобы ослабить влияние установки, разберитесь, откуда произрастают ваши убеждения, и действительно ли они ваши.
- Ставьте выполнимые задачи. Чтобы избежать излишнего влияния общественного мнения, сформулируйте собственные позитивные жизненные стереотипы, поставьте чёткие цели.
- Формируйте открытость восприятия. Научитесь воспринимать любое явление целиком, смотреть на него по-новому, открывать неизведанные стороны.
- Развивайте критическое мышление. Не стесняйтесь спрашивать у себя, действительно ли информация правдива, не противоречит ли она здравому смыслу, согласен ли я с общепринятыми истинами. Эти вопросы помогают здраво оценить всё происходящее вокруг.
- Расширяйте кругозор. Если вы хотите избавиться от стереотипов, выходите из зоны комфорта, развивайтесь, учитесь. Начните с малого, проложите новый маршрут к месту работы или учёбы.
- Медитация. Практики развития осознанности – это способ созерцания действительности, не имеющий шаблонных схем мышления.
Эти методы не только позволят сломать конкретные стереотипы, навязанные обществом, но и отойти от привычки мыслить предвзято, шаблонно и узко.
Стереотип – определённая призма, через которую человек смотрит на окружающее, и ведёт себя соответствующим образом. Полностью уйти от стереотипного мышления не получится, поскольку это часть общественного сознания. Но если навязанные паттерны мешают нормальной жизни, нужно от них избавляться.
Как появился термин?
Слово «стереотип» заимствовано из греческого языка и переводится как «твердый отпечаток». Изначально данный термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности типографии. По аналогии с типографским стереотипом был назван и стереотип мышления, поскольку также представляет собой клише.
В 1922 году с подачи писателя Уолтер Липпмана появился термин «социальный стереотип». Он подразумевает устойчивый образ, относящийся к определенной социальной группе и приписываемый всем её представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет данное явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать «безопасные» решения.
Американский философ Хилари Патнэм изучал особенности общения представителей отдельных профессий и выделил определенные особенности, имеющие отношения к социальным стереотипам. Так представители одной профессии общаются с применением профессионального жаргона, используя специфические слова, шутки и метафоры, непонятные для представителей других профессий.
Примеры стереотипов
Говоря о стереотипах, стоит отметить, что они предопределяют поведение человека и многие жизненные ситуации
Из наиболее распространенных убеждений стоит обратить внимание на такие примеры:
- молодежь слушает только рок;
- женщины глупее мужчин;
- все мужчины хотят от женщин только одного;
- все японцы на одно лицо;
- все женщины стремятся выйти замуж;
- евреям присуща жадность;
- в небольшом городе жизнь безопаснее, чем в мегаполисе;
- все мужья — изменщики;
- самые качественные машины изготовлены в Германии;
- все прибалты медлительны;
- все молодые люди легкомысленны;
- лучшие рэперы — афроамериканцы.
Понятие
Человек вне общества существовать не может. Будучи частью социума, он должен принимать правила социума и следовать им. В частности, люди ежедневно сталкиваются со стереотипами — упрощенными представлениями о явлении или объекте.
Термин «социальный стереотип» был введен в обращение У. Липпманом. С тех пор данному словосочетанию было дано множество определений, в зависимости от специализации и направления деятельности автора. Обобщить исследования различных авторов в данной области удалось Тэшфелу. Он сформулировал такие выводы:
- человеку свойственно стереотипное мышление, он с готовностью дает простые пристрастные характеристики определенным группам людей;
- категоризация позволяет сохранять стабильную социально-политическую ситуацию на протяжении длительного временного промежутка;
- стереотипы могут изменяться вместе с политической и экономической ситуацией, но это происходит крайне редко, как правило, достаточно болезненно и медленно;
- стереотипы проявляются наиболее отчетливо в моменты вражды между определенными группами;
- стереотипы усваиваются и принимаются людьми еще в раннем детстве, когда начинается процесс формирования личности.
Как не подчиняться стереотипам?
Это может быть нелегко, но нужно представить, что вы – объект стереотипизации. Вероятно, вам будет не приятно, что к вам относятся посредством устоявшегося субъективного мнения. Люди применяют стереотипы потому, что они ограничены в знаниях в каких-то сферах и не желают их получать. Очень полезно избавляться от стереотипов – изучать мир, людей. Для избавления от предубеждений нужно отгородить их от настоящих фактов, которые получены в результате жизненного опыта. Все стереотипы нужно отправлять в отдельную ячейку своего сознания для дополнительной проверки. В этом случае у стереотипизации немного шансов завладеть сознанием. Таким способом можно очистить собственное сознание от мусора, принести пользу для мозга и стать человеком с уникальным мышлением. А если самостоятельно проводить такую работу сложно, то стоит пройти курс Викиум «Критическое мышление». Он научит формировать собственные, правильные суждения в различных жизненных ситуациях. А благодаря умению правильно понимать окружающий мир человек может успешно достигать поставленные цели.
Сознательная личность
Когда я говорю о сознательности, речь вовсе не о духовно-просветленных аватарах, свободных от всех концепций. Речь о простых смертных, которые понимают условность стереотипов.
В каждой стране – своя культура, свои уникальные стереотипы, глядя на которые понимаешь, что все это – действительно одна большая условность. Сознательный человек понимает, что жизнь может быть какой угодно. Мы можем жить так, как сами выберем, как сами захотим. Мы можем жить в любой точке мира и заниматься любым делом. Когда нет привязанности к шаблонам, начинаешь понимать, что каким бы иллюзорным не был выбор, от него в этой жизни зависит практически все.
Можно подумать, что сознательная личность попросту самоутверждается, упиваясь своей неординарной оригинальностью. Так бывает, но подобное поведение в большей степени свойственно шаблонной личности, ожидающей одобрения от авторитетной для нее аудитории.
Проще говоря, сознательный человек на самом деле живет так, как хочет, потому что понимает, что не обязан соответствовать чьим-то ожиданиям. Шаблонная же личность не осознает своих желаний, но верит, что хочет тех самых вещей, которые в качестве заветных целей пропагандирует коллектив.
Если шаблонная личность в своих решениях опирается на локальные стереотипы, навязанные общественным мнением, то сознательная личность ответственность за свою жизнь и свои решения берет на себя. Такой человек не упрощает собственные решения кодексом коллективных шаблонов и ожиданий, а выбирает сам, как ему жить.
И при таком раскладе может произойти одна очень интересная вещь. Когда исчезает мотив соответствовать общественным идеалам, то есть, когда человек больше не стремится выглядеть хорошим в глазах коллектива и не боится принимать свои решения, может прийти ощущение огромного облегчения, словно, наконец-то закончились бесполезные внутренние мытарства и терзания, и ты выходишь из заточения на свободу, где перед тобой открыто многообразие возможностей.
Цели могут остаться. Желание выглядеть хорошим в глазах общества может смениться утонченным самоутверждением в собственных глазах. Но постепенно проявляется вкус к жизни свободной от целей. Об этом я уже как-то говорил в статье «Игры для взрослых»
Суть этого эффекта в том, что, когда цели как таковые перестают цеплять, внимание возвращается к спонтанной деятельности, которая происходит не ради цели, а ради самого процесса. Иными словами, человек, свободный от шаблонов, способен радоваться не только в будущем при осуществлении намеченных желаний, но уже сейчас – от самого процесса происходящей жизни. Шаблонная же личность не замечает процесса, потому что в большей степени загипнотизирована целями, которые подчиняются коллективному одобрению
То есть, чем бы не занимался человек погруженный в стереотипы, он удовлетворяется только по достижению своих целей
Шаблонная же личность не замечает процесса, потому что в большей степени загипнотизирована целями, которые подчиняются коллективному одобрению. То есть, чем бы не занимался человек погруженный в стереотипы, он удовлетворяется только по достижению своих целей
Сознательная личность способна получать удовлетворение от процесса, потому что для нее не так важно одобрение коллектива, как возможность заниматься своим делом
Если шаблонная личность выбирает стать сознательной, просто попытавшись заниматься «любимыми» делами, она заходит в тупик, потому что любимые дела шаблонной личности при этом продолжают диктоваться стереотипами, и разовые акции личностной трансформации при этом обычно ничего не решают.
Мы становимся сознательными, когда видим истинные мотивы своих действий, когда перестаем манипулировать, когда учимся видеть и говорить правду, когда сами становимся выражением этой правды, когда сами решаем, как нам жить. Мы становимся сознательными, когда не боимся своих чувств и желаний, и перестаем их прикрывать красивыми, социально одобренными масками.
Практика созерцательной осознанности при этом не теряет своей ценности, а срабатывает как «буст» – психический усилитель, благодаря которому все жизненные уроки усваиваются интенсивней.
Напоследок, хочу заметить, что я вовсе не критикую общество, мораль и коллективные стереотипы. Я склонен верить, что все это – необходимые ступени взросления души. А когда приходит время, мы движемся дальше.
Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Стереотип: что это такое
Стереотип — термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип — понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как «обычай» и «традиция».
Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.
О гендерных стереотипах
Стереотипы в отношениях между людьми, касающиеся особенностей восприятия, связанных с половой принадлежностью, встречаются повсеместно. Это и предубежденность в отношении внешнего вида, и уверенность в том, что у женщин и мужчин должны быть строго определенные социальные роли.
К примеру, самые распространенные стереотипы о мужчинах:
- добытчик, содержащий семью;
- физически сильный человек, легко справляющийся с тяжелой работой;
- сексуально активный;
- лидер или, наоборот, подкаблучник.
Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Отводимая мужчинам шаблонным восприятием большинства людей социальная роль неизменно связана с зарабатыванием денег, общественной активностью, карьерой, достижениями в какой-либо области и, разумеется, физической силой.
Например, мужчина, занимающийся домашним хозяйством, воспитывающий детей или же вышивающий крестиком, неизменно воспринимается в качестве неудачника, человека, не способного ни на что. А вот женщина, проводящая свои дни в доме и занимающаяся созданием уюта, наоборот, традиционно воспринимается как состоявшаяся личность, удачно устроившаяся в жизни. Подобное восприятие и является одним из гендерных стереотипов.
Разумеется, исключительно социальными ролями стереотипность, касающаяся половой принадлежности, не ограничивается. Одним из наиболее ярких примеров является дресс-код, вводимый в различных крупных фирмах, корпорациях и прочих подобных местах. Как правило, такие предписания и требования к внешнему виду человека основываются именно на его половой принадлежности. Женщинам обычно предписывается носить юбки. Брючные женские костюмы приветствуются далеко не везде.
А вот типичное восприятие внешнего вида персонала к этому типу стереотипов не имеет никакого отношения. Например, требование к внешнему виду официантов или барменов в статусных ресторанах – «белый верх, черный низ», или же дресс-код для работников клубов, продиктованный стилевой направленностью заведения, вызваны вовсе не стереотипами. У таких особенностей восприятия персонала посетителями, как и у руководства заведений, требующего соблюдения внешнего дресс-кода, совершенно иная природа.
Социальные стереотипы, установки и предрассудки
Прежде чем переходить к разбору социально-психологических стереотипов разберемся с понятийным аппаратом. Когда речь заходит о соцстереотипах часто всплывают еще два термина: предрассудки и социальные установки.
Почему соцстереотипы и предрассудки – не одно и то же
Предрассудки порой считают синонимом соцстереотипов, и эти понятия действительно сближаются, когда речь идет о примерах, описанных выше. Другие примеры предрассудков – «американцы тупые», «красивые девушки добиваются всего только через постель» и пр.
Предрассудок – это предвзятое, негативное отношение к человеку, группе людей или соцявлению, основанное на внешнем признаке, принадлежности к какой-либо группе (как правило, речь о национальности, религии, ориентации, поле, возрасте и т.д.).
Так, социальные стереотипы – это необязательно отрицательное, неприязненное отношение к представителям других возрастов, наций, религий и т.д. Это просто некое лекало, которое мы примеряем на всех представителей той или иной группы. Например, считается, что все немцы очень педантичны, а программисты – не умеют общаться с людьми, только с техникой. У стереотипов куда более широкое «применение» по сравнению с предрассудками, и сближаются они лишь в одном аспекте.
Когда речь заходит о социальных стереотипах поведения или общения, то часто имеются в виду именно те, что схожи с предрассудками. Именно поэтому некоторые рассматривают эти понятия как одинаковые.
Соцустановки и соцстереотипы
Что касается социальной установки, или аттитюда (от англ. Attitude – «отношение»), то это более широкое понятие, чем соцстреотип. Помимо собственно процесса стереотипизации, оно включает обобщение; прошлый социальный опыт и выводы из него (то есть распространение данного опыта на будущее поведение); ценности группы и их разделение конкретной личностью. В целом социальные установки – достаточно широкий вопрос, заслуживающий отдельного разговора.
Термин «социальный стереотип» скоро отметит 100-летний юбилей: он был введен журналистом Уолтером Липпманом (США) в 1922 г.
Какие виды стереотипов существуют?
Есть несколько классификаций стереотипов общества. О критериях стереотипизации и видах стереотипов – ниже.
Критерий | Виды стереотипов | Примеры |
субъект | коллективные | «Все американцы полные». |
индивидуальные (могут совпадать с коллективными, могут не совпадать) | «Все мужчины одинаковые», «женщины не умеют водить машину». | |
объект | антропостереотипы | «Учителя не ошибаются», «Гитлер стал диктатором, потому что не смог стать художником». |
событийные | «На Гурином озере Гурин держал свои пашни». | |
предметные | «Черная одежда идет всем людям», «гражданский брак – совместное проживание без регистрации брака». | |
тип социальной группы как объект | гендерные | «Женщины – слабый пол». |
возрастные | «Старушки всегда осуждают молодежь». | |
профессиональные | «Все учителя – неудачники». | |
расовые | «Чернокожие бегают лучше белых». | |
этнические/национальные | «Все русские ругаются матом». | |
конфессиональные/религиозные | «Все мужчины-мусульмане бьют своих жен». | |
региональные | «Арарат находится в Армении». | |
классовые | «Богатые люди счастливы». | |
политические | «Демократия – залог разрухи». | |
отношение «свой»/«чужой» | автостереотипы | «В нашем обществе феминизма не будет». |
гетеростереотипы | «В Европе – только люди с нетрадиционной ориентацией». | |
соотношение «реальный/предполагаемый» | прямые | См. авто- и гетеростереотипы. |
переносные | «Русские думают о себе» (по мнению немцев) | |
степень типичности приписываемых характеристик | собственно стереотипы | Приписываются всей группе людей (см. выше) |
контрстереотипы | Приписываются отдельным представителям группы (см. выше) | |
по содержанию аффективного компонента | позитивные, негативные | «Русские гостеприимны», «немцы – нацисты». |
утверждающие, отрицающие | «Люди в очках помешаны на учебе», «люди с шизофренией опасны для общества, и их надо изолировать». | |
по интенсивности эмоционального заряда | интенсивные | «Символы России – водка, медведи и балалайка». |
медиальные | «Американцы – наивный народ». | |
по соотношению компонентов структуры | предрассудки | «Число 13 приносит неудачи». |
эвристики | «Женщина создана рожать детей» | |
нормы | «Никто не показывается на улице в обнаженном виде». | |
традиции | «Невесты одеваются в белые платья». | |
по механизму формирования | дедуктивные | Усваиваются индивидом в процессе социализации (см. выше про врачей) |
индуктивные | Возникают из-за отсутствия опыта (см. выше про врачей) | |
по условиям формирования | интенциональные | «Женщинам не место на руководящих должностях» (стереотип придуман мужчинами). |
спонтанные | «Он женат на полной женщине, потому что у него есть деньги». | |
по объему влияния на общественное сознание и социальное бессознательное | стереотипы картины мира | «Все мамы одинаковые: они сильно переживают за будущее своих детей» |
мировоззренческие стереотипы | «Миром правит Зевс». | |
стереотипы мышления | «Быть в декрете – это каторга» (избирательное мышление). | |
по степени изменяемости | закостенелые | «В пожилом возрасте множество болезней – естественно». |
гибкие | «Мужчины плохо воспитывают детей». | |
по степени необходимости в обыденной жизни | необходимые | Нормы (см. выше). |
деструктивные | Предрассудки и эвристики (см. выше). | |
по степени адекватности отражения действительности | истинные | «В России люди с психическими заболеваниями подвергаются дискриминации». |
ложные | «Все американцы добрые, но глупые». |
Стереотип: что это такое
Стереотип — термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип — понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как «обычай» и «традиция».
Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.
Гендерные исследования
Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно. Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.
Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис. Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными. Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.
Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.
Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.
О поведенческих стереотипах
Этот тип стереотипов большинством людей воспринимается как нечто должное, незыблемое и совершенно естественное. Многие даже не понимают, что сталкиваются со стереотипом.
Что такое стереотип в поведении человека? Согласно определению, это особая, сложившаяся система поведенческих реакций и навыков, характерная для отдельной группы людей. Обусловлены такие стереотипы могут быть возрастом, этнической принадлежностью, культурными ценностями, социальным статусом и прочими аналогичными факторами.
Примером таких стереотипов является поведение подростков, сопутствующее периоду гормональных перемен в организме. Так называемый «подростковый бунт» — это именно поведенческий стереотип. Другим, не менее устоявшимся стереотипом является ожидаемое поведение от представителей «привилегированных» прослоек общества. От так называемой «элиты» всегда ждут проявлений снобизма, эгоизма, нарциссизма и прочих аналогичных качеств.
Роль стереотипов
На основании указанных функций можно сформулировать роль социальных стереотипов в жизнедеятельности общества
Стоит обратить внимание на такие существенные моменты:
- Максимизируются межгрупповые различия. Таким образом, в обществе распределяются роли и иерархия подчинения.
- Максимизируется сходство между членами группы. Это укрепляет связи внутри общественного формирования.
- Минимизируется межгрупповое сходство. Это создает определенные барьеры для перехода между общественными формированиями. Таким образом, численный состав групп и взаимоотношения между ними остаются стабильными.
- Минимизация различий внутри группы. Внутри общественного формирования подавляются какие-либо убеждения, не соответствующие принятой концепции.
Как они менялись с развитием общества?
С каждым поколением немного меняется гендерное поведение и стереотипы, с ним связанные. То, что раньше было не допустимо, теперь считается обыденным
Если раньше брак и его сохранение имели важное значение, то сейчас многие пары живут, не расписываясь, а разводы случаются гораздо чаще
Изменилась и роль женщины. Она все чаще стремится к карьере, занимает должности, ранее считавшиеся мужскими. Сильный пол при этом идет по противоположном развитию в сторону приобретения женских черт.
Раньше женщина была хранительницей очага, матерью, теперь она наравне с мужчиной обеспечивает семью. Более того, современное общество больше уважает работающих женщин, чем домохозяек.