Механизмы социальной перцепции
Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.
Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.
Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.
Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.
Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.
Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.
Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.
Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.
Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.
Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.
Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.
Свойства восприятия в психологии
Лучше разобраться в понятиях хорошо помогает изучение их признаков. В психологии принято считать, что свойствами восприятия являются:
- Предметность.Совокупность полученных нами ощущений не существует хаотично в пространстве, а привязывается нашим сознанием к конкретным объектам внешнего мира.
- Целостность и структурность. Отдельные характеристики уже воспринятого объекта структурно связаны друг с другом настолько прочно, что даже после взаимодействия с одной из них в сознании всплывает законченный образ предмета.
- Постоянство. Однажды воспринятый объект сохраняет свои характеристики в нашем сознании, даже если в последующем мы наблюдаем его в искаженном виде.
- Осмысленность. Что такое восприятие без задействованного мышления? Просто набор реакций рецепторов на внешние раздражители. Классифицировать предмет, составить базовое понимание о его свойствах можно, только применив аналитические способности и уже имеющийся опыт.
- Избирательность. Человеческая психика не справляется с тем, чтобы одновременно качественно воспринимать несколько объектов, поэтому, когда мы внимательно смотрим на что-то новое и интересное, весь остальной мир будто бы перестает существовать на некоторое время.
Эффект ореола (Эффект нимба)
Эффект массовой коммуникации, когда вокруг политического лидера благодаря средствам массовой информации (из-за использования определенных символов и положительной оценки известных лиц) возникает поле притяжения, особого внимания. Из-за эффекта ореола происходит рост авторитета, популярности политического лидера поддержанного популярностью других авторитетных лиц. Эффект реактенса Эффект массовой коммуникации, когда индивид чувствует, что какое-то сообщение формулируют, чтобы повлиять на него и воспринимает такое сообщение как угрозу собственной свободе, соответственно, относится к нему крайне отрицательно.
Эффект группового эгоизма
Эффект группового эгоизма — это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счёт ущемления интересов её отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность её существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется её требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе её отдельных членов.
Сущность атрибуции
В случае неизвестности причин поведения другого человека, средством для объяснения поведения (и в целом социального явления) может стать приписывание, то есть происходит своего рода «додумывание» информации.
Определение 2
Таким образом, атрибуцией называют процесс восприятия «наивным психологом» причин поведения и его результатов, который позволяет индивидууму наделить смыслом окружающее.
Ввел в обиход данное определение и изучал каузальную (причинную) атрибуцию Ф. Хайдер – ученый из Америки, являющийся одним из сооснователей концепции «самооценки личности».
По теории каузальной (причинной) атрибуции восприятие человеком поведения других значительным образом обусловлено тем, что он расценивает в качестве причины данного поведения. Причины поведения, как правило, обуславливают индивидуальными (личностными) особенностями индивидуума либо ситуацией, в рамках которой было проявлено то или иное поведение, либо их сочетанием.
Замечание 3
Атрибуция есть процесс трактования и определения человеком побудительных причин своего поведения и действий других индивидуумов.
Диспозиционная (личностная, внутренняя, интернальная) атрибуция обуславливает поведение человека рядом некоторых, приписываемых ему аспектов (умениями, компетенциями, мотивами, целями и проч.), а ситуационная (внешняя, экстернальная) атрибуция делает акцент на влиянии внешней среды на поведенческие нормы (например, сотрудник опоздал на работу по причине снежных заносов по пути). Следовательно, мы прибегаем к оценке поведения других людей, основываясь на воспринимаемых нами мотивах и намерениях.
Труд ученого Ф. Хайдера послужил концептуальной базой для более общего подхода, который известен в мире в качестве теории атрибуции. Теории атрибуции современности, занимаясь проблемами социального восприятия, де-факто предпринимают попытку объяснения (познания) того, каким образом присваивают характеристики и качества другим людям.
Определение 3
Акт атрибуции есть присваивание либо наделение какими-то характеристиками (или чертами, эмоциями, мотивами и т.д.) себя или другого человека.
Теории атрибуции едины во мнении, что в социальных ситуациях имеет место такая последовательная цепочка: человек смотрит на поведение другого человека, делает логический вывод о намерениях данного индивидуума и, опираясь на полученную информацию, присваивает данному человеку какие-то скрытые мотивы, соответствующие данному поведению.
Имеют место большое число вариантов на данную тематику, в том числе и теория самовосприятия, в которой представление человека о самом себе изучается в пределах этого теоретического подхода.
Пример 1
Например, приведем типичную ситуацию, когда, повышая тон голоса, менеджер достаточно резко отчитывает своего подчиненного. Внутренняя атрибуция гласит, что поведение обусловлено характеристиками человека («Начальник отчитал меня из-за моих нетерпеливости и неумения слушать»»). Внешняя атрибуция связывает поведение с конкретно взятой ситуацией («Менеджер накричал из-за моего отставания от графика и последующего недовольства клиента»).
Правильная же атрибуция важна в связи с тем, что оказывает помощь в определении правильного порядка действий в той или иной ситуации. В описанной выше ситуации с начальником и подчиненным вероятны две причины: непростой характер менеджера и сложившиеся обстоятельства. В первом случае подчиненный будет винить во всем своего босса и даже может стараться избегать его в дальнейшем. Во втором случае — подчиненный может предпринять попытку не допустить повторения такой ситуации в будущем.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Виды и уровни общения.
Выделяют следующие виды общения:
А) Внутриличностное общение. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т. п.
Б) Межличностное общение. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие форм и стилей общения.
В) Социальное общение. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.
— Вы не раз наблюдали, что в различных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши личностные качества. В зависимости от ситуации, вы выбираете тот или иной стиль (уровень) общения.
Различают следующие уровни (стили) общения:
А) Примитивный уровень
На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности. При «нужности», «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» — не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек используется фактически, как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес (при общении с пациентом данный вариант общения недопустим).
Б) Манипулятивный уровень.
Данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой — либо выгоды от собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека. В таком общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им. Например: лесть, запугивание, проявление расположения, обман, «пускание пыли в глаза» и т. д.
7 стр., 3014 слов
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви
… является главным определяющим фактором общения между людьми, представляя совокупность тех или иных кодов, сформированных культурным багажом данного уровня, облегчающих или затрудняющих общение, но всегда определяющих …
Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.
В) Формально-ролевой уровень.
На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит. п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.
Г) Деловой (профессиональный) уровень.
Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.
Д) Дружеский уровень.
Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.
Е) Общение на уровне «контакта масок».
Это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека, когда используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участливости, почтительности, строгости и т. п. В этом случае под «маской» подразумевается определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций. Все это позволяет человеку, во-первых, скрыть истинное отношение к собеседнику; во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.
7 стр., 3353 слов
Хигир. Как узнать тайные мысли по жестам
… ситуации вам более подошли бы жесты открытых рук и расстегнутой одежды. Жесты прихорашиваний и ухаживания Исследования, проведенные … при ухаживании, являясь главной «лакмусовой бумагой». Общение с сексуально привлекательным партнером заставляет зрачки непроизвольно … в функционировании всего аппарата управления важен культурный уровень руководителя, его стиль деятельности, которому должны …
Ж) Светский уровень
Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила
Проблема 1: Переизбыток информации
В окружающем мире слишком много информации. У нас есть единственный выбор — отсекать в восприятии почти всё. Наш мозг использует несколько простых приёмов, чтобы выбрать только ту информацию, которая с большей вероятностью как-то нам пригодится.
Мы охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали. Очень простое правило, согласно которому мозг скорее обращает внимание на нечто, похожее на то, что мы уже запоминали. Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента. Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента
Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента.
Странные / смешные / внешне привлекательные / антропоморфные вещи привлекают внимание больше, чем привычные / несмешные. Мозг завышает оценку важности непривычных вещей, с которыми мы незнакомы. Аналогично, мы стараемся пропускать информацию, которая кажется нам рядовой и ожидаемой
Примеры: Эффект причудливости, Эффект юмора (en), Эффект Ресторфф, Эффект превосходства картинки (en), Эффект самореференции (en), Феномен негативного восприятия (en), Гипотеза Поллианны (en), Сдвиг к позитивной оценке (en)
Примеры: Эффект причудливости, Эффект юмора (en), Эффект Ресторфф, Эффект превосходства картинки (en), Эффект самореференции (en), Феномен негативного восприятия (en), Гипотеза Поллианны (en), Сдвиг к позитивной оценке (en).
Мы замечаем, когда что-то меняется. И обычно мы воспринимаем ценность нового именно в сравнении со старым (её возрастание или убывание, позитивное или негативное изменение), а не переоцениваем новое заново, само по себе. То же происходит, когда мы сравниваем похожие вещи.
Примеры: Эффект привязки, Эффект контраста, Эффект фокусировки (), Денежная иллюзия, Эффект фрейминга (en), Закон Вебера — Фехнера, Консерватизм в переоценке убеждений (en), Систематическая ошибка различения (en)
Нас привлекают частности, подтверждающие наши существующие убеждения. Это очень важная вещь. И следствие: мы опускаем те детали, которые противоречат нашим убеждениям.
Примеры: Склонность к подтверждению своей точки зрения, Систематическая ошибка согласованности, Рационализация после покупки, Искажение в восприятии сделанного выбора, Селективное восприятие, Эффект ожидания наблюдателя (en), Эффект страуса (en), Субъективное придание значимости (en), Эффект продолжающегося влияния (), Рефлекс Земмельвайса (en).
Мы гораздо легче замечаем изъяны в других, чем в себе. Да, перед тем, как изучать список когнитивных искажений других людей, имеет смысл осознать, что все они относятся и к тебе тоже.
Примеры: Слепота в отношении когнитивных искажений (en), Наивный цинизм (en), Наивный реализм (en).
Нарушения восприятия
1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений.Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).
Иллюзии восприятия
а) Иллюзия Эббингауза
Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.
б) Иллюзия Понцо
Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.
в) Иллюзия Аристотеля
Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.
г) Иллюзия Цельнера
Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.
д) Иллюзия Мюллера — Лайера
Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.
е) Иллюзия Поггендорфа
Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.
Галлюцинации
2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.
Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).
Эйдетизм как вид галлюцинаций
Эйдетизм, или, проще говоря, фотографическая память — это особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринимаемого ранее предмета или явления. В этот образ могут входить насыщенные образы и по другим модальностям восприятия (слух, вкус и др.).
Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологической основой эйдетических образов является остаточное возбуждение анализатора.
Эйдетизм означает, что человек сохранят в памяти детали образа после прекращения восприятия. В том или ином виде и степени, эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается редко. Чаще всего фотографической памятью обладают дети, во взрослом возрасте она встречается редко. Развить фотографическую память в первозданном виде невозможно, но с помощью упражнений можно улучшить зрительную память, запоминание информации, ее воспроизведение.
Советую прочитать книгу Александра Романовича Лурии, которая называется «Маленькая книжка о большой памяти». Несмотря на свой очень маленький объем, что удачно отмечается в названии, она весьма интересно написана. Книга затрагивает вопросы памяти, синестезии, эйдотехники.
В некоторые классификации галлюцинаций включают эйдетизм как подвид. Это связано с тем, что люди с эйдетизмом воспринимают объекты в их отсутствие, что так же является составляющей галлюцинаций. С этой точки зрения, определение фотографической памяти может выглядеть так:
Эйдетизм – это расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
В конце лекции рекомендую изучить два видеоролика по темам, связанным с ощущениями и восприятием.
https://youtube.com/watch?v=Q7aeklgYgnc
Влияние самооценки
Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим.
Большинство из нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает эффект «человека-невидимки»
Не важно, что вы делаете или говорите, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку уже сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять
Волшебный счет
Суть фокуса заключается в следующем.
- фокусник просит зрителя загадать число от 1 до 10, но не произносить его вслух. Вообще с момента начала трюка ничего громко не говорить. Все, что просит выполнять маг, делается зрителем мысленно.
- После этого волшебник оговаривает условия: он называет по порядку цифры до десяти, и если это не то, что загадал зритель, то он должен мысленно закричать изо всех сил: «Нет!». Так громко, как только может. Глаза при этом, конечно, должны быть закрыты.
- Когда очередь дойдет до загаданной цифры, то зритель должен представить ее просто огромной, большой каменной глыбой, которая словно вырывается из земли и возвышается над всем живым.
- После окончания счета зритель открывает глаза, и маг называет загаданное им число.
Секрет трюка: несмотря на кажущуюся нереальность исполнения, тайна проста. Психологические особенности людей заставляют практически всех реагировать одинаково. Когда идет перечисление не его цифр некоторые легонько, едва заметно кивают головой. Либо просто сохраняют полную неподвижность. Однако, как только очередь доходит до нужного числа, веки вздрагивают и слегка приподнимаются. Вот этот тонкий, еле уловимый момент и ловит маг. Удивительно, но реакция почти всех людей одинакова.
Оценивающий взгляд
Главное при встрече с подозрительными личностями — не показывать страха
Если вы часто гуляете по городу, этот приём может пригодиться. Когда увидите кого-то подозрительного, поймайте его взгляд (но не смотрите при этом угрожающе). Теперь посмотрите вниз, на ноги, после чего опять — в глаза. В итоге быстро отведите взгляд в сторону и продолжайте путь. Это молчаливое «оценивание» подаст сигнал, что вы не увидели в человеке угрозы. PS: такой метод хорошо сработает, если у вас уверенный шаг и статная осанка. Но даже если вы считаете себя невысоким, представьте себя большим и сильным, это поможет в данной ситуации.
Проблема точности
Наиболее эффективный метод борьбы с неточностью межличностного восприятия , это проработка проблем, мешающих формированию реалистичного портрета собеседника.
неумение брать во внимание цели и задачи взаимодействия, мотивы собеседника, его текущее состояние и успешность в значимых сферах (положение дел),
склонность к усвоению навязанных установок, оценочных суждений и убеждений,
стереотипное мышление, загнанное в существующие общественные рамки,
тенденция к быстрому (излишне быстрому) принятию решений и формированию выводов.
ориентация на ранее сформированный портрет личности собеседника и склонность игнорировать новые факты, которые позволяют внести уточнения.
Точность межличностного восприятия можно эффективно повысить за счет анализа и осмысления всех этих факторов, а также последующего самоконтроля с целью их выявления и искоренения.
Также полезно анализировать цепочку обратной связи, чтобы составить наиболее точный прогноз поведения собеседника.
Негативно на уровне точности межличностного восприятия сказываются некоторые психологические концепции, утверждающие наличие связи между внешними особенностями и чертами характера (физиогномика, теория конституции и соответствующего ей психического портрета).
Ошибки межличностного восприятия невозможно исключить из процесса общения по той причине, что психический и эмоциональный мир слишком сложный, а количество психологических типажей просто огромно.
Из-за этого человек, не владеющий полной информацией, позволяющей разграничить отдельные нюансы, действует на интуитивном уровне и на основе стереотипных шаблонов.
Эффекты межличностного восприятия:
Факторы ошибок восприятия
Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:
- Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
- Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
- Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
- Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.
Когнитивные искажения и ошибки в восприятии
Эмпирические исследования показывают, что люди совершают много ошибок в повседневном процессе построения мысленных представлений о мире. Наши когнитивные искажения, такие как информационная фильтрация, эффект ореола и самопрезентация, могут приводить к неверному толкованию социальных ситуаций.
Когда мы встречаемся с человеком впервые, мы чаще всего совершаем ошибки в социальном восприятии
Обычно мы автоматически обращаем внимание на внешний вид нашего собеседника, включая мимику, жесты и интонацию. Мы также быстро классифицируем его по категории, обычно биполярной, например, враждебной или дружественной
Эгоцентризм
Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма (от лат. ego — я и centrum — центр круга), то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее.
В исследованиях выделяют такие разновидности эгоцентризма:
- познавательный (проявляется в процессах восприятия и мышления);
- моральный (характеризуется неспособностью к пониманию причин поступков других людей) ;
- коммуникативный (показывает неуважение к смысловым понятиям партнеров по общению.
Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией (от лат. reflexio — изгиб, отображение).
Иначе говоря, рефлексия — это внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт. То есть, этот важный момент социального познания означает и познание другого через то, что он (как мне покажется) думает обо мне, и познание себя через то, что думает обо мне другой. И чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше индивид знает о себе и о людях, которые его окружают.