Лечение психических расстройств
Большинство психических расстройств поддаются лечению! В некоторых случаях удается полностью избавиться от заболевания или добиться стойкой ремиссии. В острой стадии требуется медикаментозная терапия, включающая прием:
- нейролептиков;
- транквилизаторов;
- нормотимиков;
- антидепрессантов;
- ноотропов;
- психостимуляторов.
Немедикаментозное лечение состоит из психотерапевтической помощи. Это важный этап лечения, позволяющий человеку осознать проблему. С помощью психотерапии удается разработать модель поведения и научить пациента ее придерживаться
Больному важно соблюдать режима отдыха и бодрствования, правильного питания, физической активности.
Расстройства органического происхождения требуют лечения основного заболевания, вызывающего изменение поведения и мышления. С этой целью проводится полная диагностика и назначается лечение в соответствии с поставленным диагнозом. При этом часто лечение основного заболевания также сопровождается психотерапевтической помощью и приемом препаратов ля улучшения психоэмоционального состояния.
Что предлагает современная медицина?
Чтобы осуществить надлежащую терапию болезни необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом. Он порекомендует эффективное лечение, а также предупредит о наличии противопоказаний к применению определенных методик терапии или какого-либо лекарственного препарата.
Чаще иных используются следующие методы терапевтического и превентивного воздействия:
- Активизация процессов мышления. В этих целях нужно читать новые книги, изучать иностранные языки, заняться творческим процессом либо решать различные головоломки. Подобная методика способствует тренировке мозга, активизации мышления.
- Назначаются нейропротекторы и ноотропы. Лекарственная терапия, которая направлена на то, чтобы восстановить и укрепить нервные клетки и ткани.
- Лечение сосудистых патологий. Используются средства, которые дают возможность очистить сосудистые стенки, что необходимо полноценной работы мозга. В итоге происходит активизация мыслительной и двигательной активности.
- Психотерапия. Она выступает в качестве вспомогательной лекарственной терапии. Современные лечебные методики способствуют противодействию последствиям стрессов, корректировке оценки личности, формированию необходимых моделей реагирования на конкретные ситуации.
- Занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Умеренное физическое напряжение и прогулки даю возможность мозгу отдохнуть, а нервным клеткам восстановиться благодаря притоку кислорода.
Если эмоциональная и умственная заторможенность вызвана транквилизаторами, то требуется отмена любых препаратов. В большинстве случае реакции восстанавливаются со временем.
Причины расстройства психики
Нарушения психики могут быть вызваны внешними или внутренними факторами, объединяет которые поражение головного мозга. К внутренним провоцирующим факторам относят:
- черепно-мозговые травмы;
- опухоли (доброкачественные, злокачественные) головного мозга;
- заболевания инфекционной природы, сопровождающиеся интоксикацией и оказывающие негативное воздействие на мозг;
- перенесенный инсульт, сахарный диабет, другие тяжелые системные заболевания;
- аномалии и пороки развития.
Внешние провоцирующие факторы включают:
- Домашнее насилие в семье, конфликты со сверстниками, неправильные принципы воспитания ребенка.
- Воздействие химических веществ: алкоголя, лекарственных препаратов, химикатов, ядов.
- Затяжные стрессы, эмоциональное перенапряжение.
Чаще всего психические расстройства возникают на фоне хронического или острого стресса. Первый длительное время воздействует на нервную систему, расшатывая ее. Отрицательно воздействовать на психическое здоровье может регулярное недосыпание, переутомление, неблагоприятная обстановка в коллективе, насилие (психологическое или физическое). Острый стресс – это тяжелые переживания при смерти близкого человека, из-за болезни, потери денежных средств, смены социального положения, развода. Нередко психические расстройства являются следствием травм, перенесенных в детстве. Подвержены таким заболеваниям люди, которые в детстве терпели издевательства со стороны родных или сверстников. Неправильное воспитание, гиперопека, насилие, агрессия в семье способствуют формированию таких качеств, как:
- агрессивное поведение;
- повышенная тревожность;
- неуверенность в собственных силах и внешних данных;
- самообвинение.
В результате перенесенных в детстве травм формируется девиантное поведение, отличающееся от общепринятых норм в социуме. Следствием такого воздействия на психику ребенка могут стать циклоидные, шизоидные, психастенические расстройства. Результатом неправильного воспитания выступают шизофрения и депрессия во взрослом возрасте.
Ментальные расстройства во взрослом возрасте довольно часто являются следствием неправильных взаимоотношений с родителями. Например, к ребенку повышены требования, он воспитывается в строгости. Даже при наличии возможностей ребенок не получает подарков, красивую одежду. Прослеживается постоянное недовольство: в отношении учебы, внешнего вида, поведения. При этом ребенок хорошо учится, заканчивает школу, вуз, находит престижную работу. Однако постоянным спутником является чувство недовольства собой, присутствует мысль о несовершенстве, ощущение несоответствия ожиданиям. Несмотря на хорошую работу, внешний вид и достижения присутствует чувство неполноценности. На этом фоне развивается депрессивное расстройство. Человек может приобщиться к употреблению алкоголя, наркотических средств.
Пирацетам
- Способствует улучшению мозговой деятельности;
- Повышает концентрацию внимания и улучшает когнитивные функции;
- Способствует восстановлению после различных церебральных повреждений вследствие гипоксии, интоксикации или электросудорожной терапии.
Подробнее
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ ИЛИ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ
Провоцирующие факторы и заболевания
Патофизиология очень сложна и полностью не исследована. Известно лишь, что мышление, поведение, эмоциональная составляющая и прочие функции человеческого мозга сопряжены с деятельностью лимбической системы. В каждодневной практике выделяются только состояния – болезни, во время которых наблюдается брадипсихия и сопутствующие ей отклонения:
- Сосудистые заболевания головного мозга. Острые, зачастую хронические расстройства кровотока в мозге, которые возникают из-за прогрессирующего атеросклероза, гипертонии, эмболии и тромбоза сосудов, являются фактором разрушения вещества в головном мозге. Также нарушениям подвержены структуры, которые отвечают за быстроту мышления.
- Болезнь Паркинсона. Часто встречающаяся причина, характерным проявлением которой является замедленное мышление. Кроме подобной угнетающей симптоматики (пациенты на позднем этапе развития данного патологического процесса не склонны замечать какие-либо изменения) существует большое количество иных неприятных проявлений. К примеру, мысли станут не только замедленными, но и вязкими, для больного станет характерна назойливость, замедленная запутанная речь.
- Эпилепсия. На позднем этапе формирования недуга, когда специалисты наблюдают разрушение личности как результат прогрессирующего заболевания, может отмечаться заторможенность, как и остальные симптомы измененного мышления.
- Шизофрения. Как и во время эпилепсии при шизофрении брадипсихия не считается начальным симптомом патологических процессов, а развивается постепенно с течением времени.
- Депрессия. Психическая болезнь, которая характеризуется большим количеством симптомов, часто маскирующихся под соматические сложности – включая зубную боль либо ишемию. К ним также относится и вялость мышления.
- Гипотиреоз. Ненадлежащее функционирование щитовидной железы. При таком недуге симптоматика крайне выражена и возникает одной из первых.
- Токсические поражения. Такая подгруппа болезней в международной классификации не существует. Однако, термин максимальным образом описывает причины возникновения болезненной симптоматики – интоксикация организма.
Кратковременный эффект заторможенности появляется после недосыпания, из-за измотанности организма, либо же в результате применения наркотиков и алкоголя, угнетающих мышление и движение. Причины возможно поделить на те, которые блокируют деятельность мозга и те, которые снижают возможности для ее осуществления.
Естественно, при таком обилии провоцирующих болезней лечение также может быть разным.
Как же возникает психическое заболевание? Каковы причины проявления заболевания?
В основе любого хронического заболевания лежит генетическая предрасположенность (нарушения в определенном наборе генов). Каждый человек при рождении имеет предрасположенность к тому или иному заболеванию. У кого-то это предрасположенность к развитию физических заболеваний (например, сахарного диабета, болезней сердца, онкологии), а у кого-то к психическим расстройствам. Заранее мы пока не можем предсказать развитие того или иного заболевания, но у каждого человека предрасположенность к какому-либо заболеванию существует.
В свою очередь, предрасположенность не всегда приводит к развитию заболевания. Для того, чтобы болезнь активизировалась, необходим набор внешних факторов, которые запускают начало заболевания или провоцируют его обострение. Стоит отметить, что обычно к развитию заболевания приводит не один какой-либо фактор, а их совокупность.
Все факторы, запускающие болезнь, можно условно поделить на три группы:
- Биологические: то, что может оказывать физическое воздействие на организм, на нервную систему: употребление ПАВ, гормональные изменения, рождение ребенка, физическая болезнь, отравление/интоксикация вредными веществами, травмы головного мозга.
- Социальные: факторы, связанные с нашей жизнью в обществе (в социуме): в семье, в трудовом коллективе, в городе, в стране и т.д. То что окружает нас во внешнем мире и имеет на нас воздействие: неблагоприятная обстановка в семье или на работе, утрата близкого, резкое изменение социального статуса, переезд в другой город, эмоциональное насилие со стороны сверстников или социального окружения, чрезвычайные ситуации, катастрофы.
- Психологические: то, что влияет на наш внутренний комфорт: на наше настроение, чувство безопасности, удовлетворенности.
Что интересно, любое хроническое заболевание развивается по этому принципу. Эту модель развития хронических заболеваний часто называют биопсихосоциальной.
Что такое психическое расстройство
Психические расстройства и заболевания можно рассматривать как нарушение деятельности мозга. Это приводит к изменению эмоционального состояния и мышления: возникают суицидальные наклонности, паранойя, ощущение безысходности и неуверенности в собственных силах. Меняется и поведение человека – от крайней степени подавленности до агрессии.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Среди молодежи в возрасте 15-29 лет это вторая причина смерти после ДТП3. Большинство случаев суицида можно предотвратить при своевременном обращении к психотерапевтам или социальным работникам. Человек с суицидальными наклонностями часто не в состоянии самостоятельно обратиться за помощью. В данной ситуации крайне важна роль близких людей.
Огромной проблемой на пути к психическому здоровью является социальная стигма. Общество предвзято относится к людям с душевными расстройствами, навешивает на них разного рода ярлыки. «Не будь тряпкой», «возьми себя в руки», «это все от безделья» и так далее. Подобные «рекомендации» часто дают близкие, подталкивая человека к самостигматизации. Ему становится стыдно за свое состояние. Это только усугубляет проблему и затрудняет лечение.
Осуждение со стороны окружающих затрудняет лечение психических расстройств. Фото: SIphotography / Depositphotos
Как это выглядит?
Образ «заторможенного» пациента подпадает под типичную характеристику меланхолика: слабость, медлительность, растянутость речи, каждое слово произносится с усилием.
Может сложиться чувство, что мыслительный процесс забирает большое количество сил и энергии у человека, который не успевает среагировать на информацию либо же совсем погружается в ступор.
Помимо понижения скорости речи и мыслительных процессов наблюдают приглушенность сказанных слов – очень тихий и спокойный голос, иногда нарушающий тишину. В движении и мимике видна слабость, осанка зачастую слишком расслаблена.
У человека появляется желание все время найти опору либо лечь.
Не всегда наблюдаются все симптомы. Довольно лишь одного, чтобы порекомендовать человеку обратиться за медицинской помощью к специалистам.
На какие симптомы стоит обращать внимание?
Любое хроническое заболевание предполагает три стадии: ранние признаки, острое состояние и ремиссия. Есть признаки/симптомы, которые предшествуют острому состоянию: например, нарушения сна (не сплю, слишком долго сплю, часто просыпаюсь ночью и не могу уснуть и др.), отсутствие аппетита, повышенная чувствительность, повышенная раздражительность, подавленное настроение, внезапные приступы тревоги, трудности концентрации, уход от общения с людьми – это ранние предупреждающие сигналы обострения состояния. Если на этапе ранних признаков человек не получает адекватную помощь, то проявления болезни развиваются, состояние ухудшается, и болезнь переходит в острую стадию.
В целом, симптомы острого состояния можно разделить на 5 групп:
Эмоциональные изменения и изменения настроения: тоска, тревога, внезапные приступы страха, возбуждение, повышенная раздражительность, отсутствие эмоций;
- Изменения физического самочувствия: расстройства сна (отсутствие сна или чрезмерная сонливость), отсутствие аппетита, постоянная усталость, скованность/слабость/напряжение в мышцах, снижение веса;
- Изменения поведения: уход от общения с людьми, недоверие людям, уход в себя, отход от обычного распорядка дня, уход из дома, неожиданное проявление интереса к необычным вещам (углубление в религию, интерес к магии), нарушение работоспособности (нарушение внимания, снижение устойчивости к стрессу), резкий спад активности, небрежное отношение к себе, отсутствие энергии, безынициативность;
- Изменения мышления: хаос мыслей, пустота в голове, навязчивые мысли, чужие мысли в голове, мысли читают/контролируют другие, мысли «скачут»;
- Нарушения восприятия: шум и цвет воспринимаются искаженно или усиливаются, чувство, будто ты сам или все вокруг изменилось, я вижу то, чего не видят другие, я слышу голоса внутри головы, я чувствую необычные запахи, у меня неприятные ощущения в теле, все события или поступки других людей имеют отношение ко мне, ощущение слежки, воздействия (другие люди имеют доступ к моим мыслям, могут управлять мной), я могу управлять мыслями других людей.»
Это основные симптомы, которые могут проявляться при начале психического расстройства. По сочетанию этих симптомов врачи проводят оценку состояния и принимают решение о госпитализации или о возможности амбулаторного лечения.
Как же развивается психическое заболевание? В данное время считается, что многие заболевания психотического спектра (то есть тяжело протекающие) являются хроническими. То есть, пока мы не можем полностью излечить пациента, но можем достигнуть длительной или пожизненной ремиссии.
По каким причинам возникает эта проблема?
В большинстве случаев расстройство процессов мышления у человека происходит из-за биологических патологий и нарушений. Они провоцируют поражения мозгового субстрата различного типа. Умеренные или легкие формы расстройства могут быть спровоцированы индивидуальными особенностями человека при формировании реакций на стресс и другие травмирующие ситуации, которые возникают в жизни. Среди самых распространенных причины, провоцирующих синдром расстройства мышления, выделяют:
- изменения биохимического характера, происходящие в клетках мозга;
- ЧМТ;
- психозы;
- дегенеративные патологии ЦНС;
- эпилепсия;
- воспалительные процессы ЦНС;
- злокачественные и доброкачественные новообразования, сформировавшиеся в мозге;
- неврозы, стрессы.
Особенности брадипсихии
Патологическая заторможенность мышления носит название брадипсихия. Данное явление не имеет параллелей с апатией или инертностью мышления, а предполагает психические и патофизиологические расстройства.
Брадипсихия рассматривается, как некая неврологическая симптоматика, которая в большинстве случаев формируется у людей в пожилом возрасте. Но иногда с заторможенностью в мыслительных процессах сталкиваются и люди в молодом возрасте, а также дети.
Бедность и недостаточность психических процессов является симптомом множества психологических либо физиологических патологических процессов, проявляющихся в качестве понижения быстроты реакции, медленной речи, замедленности мышления и двигательной активности. В тяжелых ситуациях индивид не способен реагировать на происходящее и находится продолжительное время в апатичном состоянии либо ступоре. Выделяются следующие разновидности заторможенности:
- комплексная;
- идеаторная;
- моторная.
Мыслительный процесс может нарушиться в любом возрасте
Заторможенность также бывает речевая и мыслительная, имеющая психологические факторы. Слабые и непроизвольные движения способна вызвать моторная заторможенность. Появляются проблемы с памятью, провалы. Во многих случаях подобные состояния спровоцированы неврологическим заболеванием, постоянной усталостью, либо психологическими патологическими процессами.
Медлительность движений и эмоциональная заторможенность – патологический процесс, обнаружить причины которого способны лишь специалисты. Они же рекомендуют надлежащую терапию.
Какие бывают расстройства
В психологии выделяют 2 основных группы синдрома нарушения мышления: по форме и по содержанию. К первой группе относятся расстройства ассоциативного процесса, ко второй— патологические суждения, бредовые идеи и навязчивые явления. И если со второй группой обычно все понятно сразу, то формальные расстройства легко спутать с проявлениями других факторов — эмоциональной возбужденностью, усталостью, намеренным софизмом. Рассмотрим подробнее, какими признаками обладают формальные нарушения.
Ускоренность. Это слишком быстрая смена мыслей, которые большим потоком возникают в голове. Такой процесс провоцирует ускоренную речь, при которой человек не успевает высказать все, о чем он сейчас думает. При этом наблюдается логичная последовательность мыслительного процесса. Сопровождается этот симптом неустойчивостью внимания, что только усугубляет положение. Человек быстро отвлекается, перескакивая с мысли на мысль.
Замедленность. Противоположность предыдущему признаку. Она проявляется в заторможенности мыслительного процесса. Человек ощущает пустоту в голове, медленно выстраивает логические последовательности, не может подобрать ассоциации. Как правило, на вопросы отвечает односложно, выдерживая продолжительную паузу.
Застревание. Человек с таким нарушением часто зацикливается на одних и тех же мыслях, представлениях. В речи это выражается как повторение фраз, слов, звуков. При ответе на несколько вопросов человек сосредотачивается только на первом, а дальше просто повторяет ту же мысль в разных формах, разделяя на части.
Повторение. Отличается от застревания тем, что в первом случае человек не может продвинуться дальше в мыслительном процессе, а во втором он просто совершает ритмичные повторения. При этом он не останавливается на конкретной мысли, а скорее отстраняется от любых мыслей вовсе.
- Резонерство. Это бессодержательное мышление, при котором человек рассуждает впустую. Он может много говорить, но в его словах нет конкретного смысла. Такая речь загружена вводными конструкциями и речевыми оборотами.
- Разорванность. Это отсутствие логической или вообще какой-либо связи между словами внутри предложений. В речи это выражается как произвольный набор слов и фраз, которые невозможно сформулировать в связное предложение.
Виды психических расстройств
Ментальные нарушения приводят к изменению мышления человека. Явными признаками психических расстройств является вера в теорию заговора, мания преследования, чрезмерное увлечение магией, эзотерикой, уверенность в своей исключительности, особой миссии.
Тревожным сигналом является внезапная десоциализация, когда разрушаются социальные связи, человек бросает работу, не выходит из дома, перестает уделять внимание внешнему виду.
Медицине известно множество психических расстройств, однако чаще всего развиваются следующие патологии:
- Депрессия. Одна из самых распространенных болезней, приводящая к инвалидности. По данным исследований, в мире около 264 миллионов людей подвержены этому недугу. Причем склонны к депрессиям в большей степени женщины. Болезнь проявляется подавленным состоянием, низкой самооценкой, изменениями режима сна (бессонницей), утратой аппетита, быстрой утомляемостью, невозможностью концентрироваться. Сопровождается состояние постоянным чувством вины. Различают эпизодическую, долговременную депрессию. Тяжелые проявления могут привести к суициду. Депрессия лечится при помощи нарративной, когнитивно-поведенческой терапии и психотерапии.
- Биполярное расстройство. Сопровождается депрессивными и маниакальными проявлениями, чередующимися с нормальным поведением. У человека внезапно возникает раздражение или возбуждение, излишняя активность, ускоряется темп речи, человек не испытывает потребность в отдыхе. Затем наступает фаза торможения.
- Шизофрения и психозы. Подобными расстройствами страдают около 20 млн человек в мире. Заболевание проявляется искаженным восприятием себя, происходящего, мира, что отражается на поведении человека. У больного возникают галлюцинации, бред, подозрительность, убеждение в своих идеях, несмотря на их абсурдность. Такое состояние делает невозможным обучение, работу. При отсутствии лечения в отношении больного развивается стигматизация, дискриминация. Первые проявления шизофрении наблюдаются чаще всего в подростковом возрасте.
- Деменция. Это состояние, при котором поддается деградации когнитивная функция. Чаще всего развивается в пожилом возрасте. Ухудшается память, понимание происходящего, мыслительные способности. Нарушается способность ориентироваться, говорить, считать и рассуждать. Меняется эмоциональное состояние с последующей деградацией поведения в социуме. Способствуют развитию деменции травмы, болезни (Альцгеймера, гипертония, инсульт).
- Аутизм и другие расстройства. Психические расстройства сопровождаются умственной отсталостью, нарушениями развития. При аутизме такие нарушения появляются в детском возрасте, сохраняются во взрослом. Если речь идет об аномалиях развития, то в отличие от других ментальных расстройств, эти проявления равномерны, без ремиссий и рецидивов. Пороки развития препятствуют выполнению повседневных задач. При аутизме нарушено поведение в социуме, недостаточно развиты коммуникативные и речевые способности.
При психических расстройствах крайне важна поддержка близких. Необходимо понимать при каких обстоятельствах возникает рецидив, создавать благоприятные условия
В детском возрасте важно обеспечить больному режим дня, включая обучение, развивающие игры, регулярное кормление. Взрослым и детям с расстройствами необходим должный уход дома или в условиях стационара.
Нарушение памяти
На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:
- проблема строения мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
- вопрос о динамике мнестического процесса;
- вопрос о мотивационном компоненте памяти.
Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).
Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.
Нарушение мнестической деятельности
Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.
В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.
Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.
Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.
Нарушение опосредованной памяти
Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.
Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.
Диагностические критерии и методы
Люди с расстройствами темпа речи, включая брадилалию, нуждаются в комплексной медицинской и психолого-педагогической диагностике, проводимой профильным специалистом. В процессе обследования следует подробно изучить анамнез больного, который касается ранее перенесенных болезней и поражений головного мозга, а также присутствия сбоев в темпе речи у родни.
В определенных ситуациях, чтобы выяснить органическую основу недуга, необходимо провести инструментальные исследования, среди которых:
- электроэнцефалография;
- реоэнцефалография;
- магнитно-резонансная томография;
- ПЭТ головного мозга;
- люмбальная пункция.
Исследование устной речи подразумевает оценку структуры органов артикуляции и состояния моторики, экспрессивной речи (произношения звуков, слогов, слов, темпо-ритмическую сторону, голосовые особенности и пр.). Диагностика письменной речи подразумевает исполнение заданий на списывание текста и письмо под диктовку, чтение. Помимо диагностического обследования функции речи, проводят изучение общего состояния, ручной моторики, сенсорных функций, интеллекта.
Во время постановки диагноза необходимо дифференцировать данное заболевание от дизартрии и заикания.
Как помочь пациенту с этой проблемой?
При лечении расстройства мышления схему терапии совместно определяет группа врачей разных специальностей. Дополнительно требуется реабилитационная терапия. Оказать пациенту эффективную помощь удается, благодаря использованию таких методик:
- Фармакологическая терапия. Схема назначения медикаментов составляется персонально для каждого обратившегося. Когда преобладают психосоматические признаки заболевания, это нейролептики, позволяющие купировать подобные проявления. Если проблема в нарушениях кровообращения головного мозга, используют сосудистые лекарственные средства, ноотропы. Если у пациента эпилепсия, ему назначают противосудорожные препараты.
- Психокоррекция ориентирована на восстановление базовых функций головного мозга. Требуются комплексные упражнения и когнитивные тренинги, помощь при сравнении объектов и адекватном восприятии ситуации. Работа проводится индивидуально и в группе.
- К семейным консультациям подключают близких пациента. Они должны помогать восстанавливаться больному после курса амбулаторного лечения или выписки из стационарного отделения.
После проведения комплексной терапии человек получает возможность вернуться к нормальной и полноценной жизни.
Подводя итоги
Прогноз относительно благоприятен при раннем начале коррекции и наличии психологических причин расстройств двигательной активности и речевой моторики. Однако, после восстановления навыков следует продолжительное время наблюдаться у врачей, постоянно самостоятельно контролировать свои движения и ход мыслей.
В качестве профилактических мер следует предупредить поражения центральной нервной системы, избегать травм головы, вовремя выявлять астенический синдром.
Патологическая заторможенность мышления предполагает различные психические и патофизиологические расстройства. Данное явление следует квалифицировать, как симптоматику, в большей части ситуаций формирующуюся у пожилых людей. Но в определенных случаях подобная проблема способна проявиться в детском возрасте и у молодых людей.
При обнаружении заторможенности мыслительных процессов следует без промедления обращаться за рекомендациями к врачам. Вероятно, что подобное состояние результат опасных сбоев в работе ЦНС и нуждается в осуществлении специальной коррекции.