Кратковременная зрительная память
Кратковременная зрительная память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением зрительных образов. Её объём довольно несложно протестировать.
Тест на кратковременную память:
Нарисуйте таблицу 3X4 и заполните её случайными двузначными числами. В течение 20 секунд смотрите на таблицу, стараясь запомнить как можно больше чисел. Затем закройте её и запишите все числа, которые запомнили. Последовательность воспроизведения не имеет значения.
Для взрослого человека нормой считается уровень кратковременной памяти, при котором запоминается не менее 7 чисел.
Для тренировки зрительной памяти у ребёнка можно использовать такую игру: приготовьте две картинки с одним и тем же предметом, хорошо известным малышу. На первой картинке предмет должен быть изображён целиком, а на второй на нем должны отсутствовать какие-то элементы. Например, на первой картинке – стол, а на второй – он же, но без одной ножки. Вначале ребёнку показывают первую картинку, просят рассмотреть и запомнить (30 секунд). Затем первую убирают, дают вторую и просят назвать отличие (или отличия) от первой.
Характеристики сенсорной памяти
Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:
— Малое время хранения информации (потом она либо переходит в другую форму хранения, либо безвозвратно теряется).
— Наличие модальных разновидностей (например, иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память).
— Каждый последующий сигнал вытесняет предыдущий, поступавший на данный сенсор-анализатор.
— Устойчивость поступившей информации к любому воздействию (её нельзя ни задержать, ни сделать чётче, ни воспроизвести).
— Сохранение информации в неизменном исходном виде, с высокой точностью запоминания.
— Большой объем (ведь сенсорная память основана на работе большого количества чувственных входов для информации, и на органы чувств воздействует большое количество раздражителей).
Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей. Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам
Для этой цели с успехом можно использовать тренажёры для мозга онлайн
Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать тренажёры для мозга онлайн
Регулярные тренировки позволяют достичь ощутимых результатов, о чем свидетельствуют не только постепенно улучшающиеся показатели, но и примеры из повседневной жизни. Об этом можно прочитать здесь: Вы можете рассказать и свою историю, поделиться впечатлениями и достижениями после нескольких недель регулярных занятий.
Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!
Фото: Neuroscience News
Как развить память?
У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.
Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.
Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.
Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.
Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.
Нарушение памяти: виды и причины
Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.
Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.
Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.
Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.
Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.
Что это такое
Кратковременная память — это удержание информации на короткий срок. Специалисты утверждают, что он ограничен 20-30 секундами. Причём затухать точный образ начинает уже на 18 секунде, а к 30-й полностью исчезает. Забывание в течение указанного промежутка времени происходит при условии, что отсутствует целенаправленное кодирование и сохранение. Если же человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он переводит данную информацию на следующий «этаж» памяти — долговременной.
Кратковременная память представляет собой способность удерживать ту информацию, которую мы получаем из жизненного опыта и используем для выполнения повседневной, рутинной работы. Например, домохозяйка моет посуду, и именно КВП позволяет ей сортировать тарелки на грязные и чистые (эти я уже помыла), выполнять элементарные действия (моющее средство в воду я уже добавила, сковородку я уже замочила и т. д.).
Человек даже не представляет, насколько важную роль в его жизни играют краткосрочные воспоминания. Яркий пример их нарушений — болезнь Альцгеймера. Люди, страдающие ею, по несколько раз подряд выполняют одно и то же действие, потому что не помнят, что они его только что совершили.
Так как в психологии это своеобразный комплекс познавательных способностей, специалисты утверждают, что его можно и нужно тренировать и развивать, что позволит в дальнейшем запоминать больший объём информации.
Виды
В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.
Аудиальная / слуховая
Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.
Визуальная / зрительная
Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.
Тактильная / кинестетическая
Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.
Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.
По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).
Как развить?
Развивать память необходимо на протяжении всей жизни. Это надо для того, чтобы в пожилом возрасте избежать болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика и провалов памяти. Когнитивная функция мозга пластична, поэтому хорошо поддаётся развитию и тренировкам.
Улучшить память можно с помощью различных техник:
- метод Айвазовского предполагает детализацию каждого образа;
- метод Цицерона даёт возможность разложить всю информацию в архиве мозга по полочкам;
- заучивание наизусть текстов, песен, стихов;
- ассоциативные игры на запоминание;
- разгадывание скандинавских и японских кроссвордов;
- распутывание логических компьютерных головоломок;
- вербально-логические методы, цифробуквенный код, различные ассоциативные связи, методы «мест» и «вешалок» в мнемотехнике;
- тренировка внимания и мышления с помощью определённых упражнений.
Для сохранения отличной памяти специалисты рекомендуют вести активный и здоровый образ жизни, правильно питаться, обеспечивать себя полноценным сном, побольше находиться на свежем воздухе, заниматься спортом, избегать чрезмерных нагрузок и стрессовых ситуаций, соблюдать распорядок дня и развивать интеллект путём чтения книг, игры в шахматы и других способов.
Подробнее о развитии памяти можно узнать из видеоролика ниже.
Категория.Специфика.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
long-term memoryпамяти сохранением повторения воспроизведенияПамяти морфологический субстрат Памяти физиологические механизмыкратковременной памятизапоминанияэксплицитная имплицитная Память процедурная условных рефлексах привычках навыках кодированиевниманиеТрехкомпонентная модель памятиСемантические сети
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
В психологии под долговременной памятью понимают один из главных познавательных психических процессов.
Благодаря долговременной памяти мы способны обращаться к своему прошлому, отыскивать в нём информацию, которая необходима для понимания настоящего. В долговременной памяти содержатся знания, придающие смысл нашему опыту, нашей жизни. Долговременная память соединяет прошлое и настоящее и собирает информацию для будущего. От развития этого вида памяти зависит процесс обучения, накопление профессионального опыта, становление профессионального мастерства.
Согласно концепции Р. Аткинсона, предлагающей наиболее разработанную модель структуры памяти, последняя представляет собой три согласованно работающих блока: сенсорных регистров (с хранением информации около 1 секунды), кратковременного хранилища (с небольшим объемом и длительностью хранения около 30 секунд) и блоком долговременного хранения (с неограниченным объёмом и временем сохранения информации). Долговременная память как раз и является третьей частью этой трёхкомпонентной модели памяти.
Долговременную память отличают устойчивость, емкость, богатство и разнообразие абстрактных форм, структур, кодов. Исследователи нейрокогнитологии давно задаются вопросом, где память локализована и как мозг осуществляет хранение информации в долговременной памяти. В конце XX века были сделаны важнейшие открытия, позволяющие приблизиться к пониманию этих процессов. Так, выяснилось, что память локализована и в специальных областях, и по всему мозгу. Сложность исследований заключается в том, что сенсорные переживания в мозге сложны и многообразны.
Программы для развития памяти и внимания
В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.
MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
«Лунтик
Тренируем память и внимание» — для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
Language Memory Bomber — программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.
Что такое кратковременная память: ее важность
Краткосрочную память можно сравнить с оперативной памятью компьютера — обе задействованы во множестве ежедневных процессов, а при выключении в конце рабочего дня данные стираются. Она является инструментом для хранения оперативно поступающей информации в течение дня и способна сохранять одновременно 5-7 объектов — цифр, слов и пр. В отдельных случаях показатель снижается до 4 или увеличивается до 9 объектов. Как правило, информация хранится короткий промежуток времени — до нескольких минут.
Краткосрочную память можно и нужно развивать, поскольку существует тесная связь с интеллектом: человек, тренирующий ее, является более развитым и в интеллектуальном плане.
Хотя такая память неустойчива и помогает разве что в обычных бытовых делах, серьезные проблемы с ней могут сильно мешать человеку в жизни.
От качества ее работы зависит оперативность обработки и анализа входящих данных, анализа ситуаций и принятия решений в течение дня.
Какие 5 видов памяти улучшают кратковременную?
Оговоримся, что под кратковременной будем принимать запоминание информации на минуты-часы-дни.
Каждый день человек сталкивается с большими объемами информации. Чтобы обработать ее и правильно использовать, нужна хорошая память. В мыслительной деятельности, процессе общения, чтения и многих других областях используется кратковременная ее разновидность. Она помогает обрабатывать разную информацию.
Но некоторые люди замечают, что им сложно принять какое-то решение, ответить на вопрос по прослушанному разговору, запомнить номер телефона или имя продавца, увиденное на бейджике в магазине. В таком случае нужно поработать над собой и улучшить свои способности к запоминанию.
Определите вид кратковременной памяти для «доработки»
В зависимости от источника информации и индивидуальных особенностей мозга есть несколько её видов:
- зрительная;
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная;
- слуховая.
Перед тем, как улучшать запоминание и короткую память, нужно выяснить, какая разновидность работает хуже, а какая развита больше. Большинство людей чаще всего пользуются зрительной и слуховой. Но некоторым для лучшего запоминания нужно записать информацию, чтобы сработала мышечная память.
Кто-то для запоминания пользуется методом ассоциаций: связывает то, что нужно запомнить, с каким-то запахом или вкусом.
Кратковременная память и программирование
Теперь посмотрим, как работает наша кратковременная память во время написания кода.
Выдвинем гипотезу:
Нам требуется написать определенную часть кода, чтобы решить поставленную задачу. Задачу хочется сделать быстро, и мы удерживаем в голове все детали. Мы пишем длинные алгоритмы, которые получают исходные данные и сразу выдают готовый результат. Они объемные, ведь делают много работы. Ровно настолько, сколько данных мы удерживали в голове в момент написания кода.
И вот мы написали код, его объем в пределах пары сотен строк — это легкое и изящное решение, оно успешно работает, как вдруг через какое-то время в него придется внести косметические изменения. Хорошо, если это окажетесь вы, а если нет? Мне эта ситуация знакома. Меня часто спрашивали программисты, которые впервые видели код, как он работает. Иногда на внесение косметического изменения уходила пара дней, поскольку часть кода требовалось переписать полностью. Почему это происходило?
Дело в том, что начиная с уроков математики я привык не записывать промежуточные решения. Я записал в коде окончательное решение, и никто кроме меня не может сказать, что скрыто за это краткостью.
Но нельзя ни в коем случае сказать, что это плохо. Такие решения, одним махом решающие задачу, говорят о таланте программиста.
Но давайте попробуем подсчитать, какой объем рабочей памяти задействуется при написании кода, объемом примерно в 150 строк.
Для этого я проанализировал целый ряд функций, размещенных в Gist на Github, и подсчитал количество объектов, фигурирующих в коде с помощью грубого подсчета.
Получились такие средние значения:
- 4 аргумента функции, которые используются не менее 10 раз;
- около 30 внутренних переменных, используемых около 100 раз;
- около 10 обращений к 10 различным внешним сущностям.
Суммируя эти значения, взятые по минимуму, мы получаем 44 объекта, которые необходимо удерживать в памяти. И это без учета операций над объектами, которые тоже занимают место в памяти.
Я дополнительно просмотрел методы, которые работают с обращением к различным элементам хэшей, которые передаются в качестве аргументов функции, и обнаружил, что в таких методах присутствует около 50-ти обращений 20-ти различным элементам хэшей. Что увеличивает количество объектов в памяти до 64.
Но важно другое: мы получили 44 и 64 объекта против «магических» максимальных 7. Можно долго спорить на тему того, что раз код работает, то значит и 44, и 64 объекта — не проблема
К тому же, рассматривались не самые длинные методы
Можно долго спорить на тему того, что раз код работает, то значит и 44, и 64 объекта — не проблема. К тому же, рассматривались не самые длинные методы.
Значит ли это, что можно удерживать в памяти больше объектов? К тому же никто не говорит, что все объекты удерживаются в памяти единовременно.
Проблема не в удержании объектов в памяти и не в том, что метод невозможно понять. Проблема заключается в сложности понимания этого метода. Чтобы разобраться в подобном методе, нужно погрузиться в него, загрузить в свою рабочую память весь набор объектов и удерживать их там долгое время. А чем больше объектов, тем сильнее придется нагружать рабочую память, и не все могут быть способны удержать в ней от 44 до 64 объектов. Объем рабочей памяти, кроме всего прочего, зависит еще и от настроения и усталости.
Примеры кратковременной памяти
Положительные черты характера человека — что к ним относится
С использованием кратковременной памяти человек сталкивается в жизни постоянно. В детстве его учат считать: два записывать, шесть – в уме. Или, когда человек повторяет номер мобильного телефона, чтобы его не забыть, пока занесет в записную книжку.
Еще один пример использования кратковременной памяти – обработка информации во время разговора. Здесь наблюдается очень тесное пересечение с концентрацией внимания. Невозможно сосредоточиться на том, чего нет в оперативной памяти. Приходится сохранять в голове не только фразы и их смысл, но и невербальные признаки, указывающие на эмоциональное состояние собеседника.
Если человек представляет какую-то картинку у себя в голове, у него тоже задействуется кратковременная память, обеспечивающая ее хранение в сознании.
Таким образом, примеров использования кратковременной памяти огромное количество. Ни одна умственная операция не обходится без нее, даже чистка зубов на автомате.
Долговременная память
Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.
Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.
Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.
У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.
Кратковременная память
Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.
Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.
Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.
Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.
Разновидности
Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.
Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.
По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.
Имплицитная
Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.
Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.
След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.
Эксплицитная
Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.
Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.
- Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
- Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.
Лечение
Восстановление памяти после стресса – процесс сложный. Лечение проводится по нескольким направлениям.
Медикаментозное лечение
Лечение лекарственными препаратами включает в себя:
- Приём лекарств для восстановления памяти. Могут быть назначены такие препараты, как Глиатилин, Экселон, Реминил, Семакс, Церебролизин. Хорошо показали себя Мексидол и Глицин.
- Часто для устранения симптомов назначаются транквилизаторы и быстрые успокаивающие таблетки – Оксазепам, Эуноктин, Мепробамат, Диазепам. Они позволяют снять тревогу, беспокойство, судороги, при этом необходимо учитывать их побочные действия.
Транквилизаторы имеют много недостатков, их нельзя принимать длительный период, необходимо учитывать сочетаемость этих препаратов с иными лекарственными средствами и алкоголем. Многие транквилизаторы оказывают негативное воздействие на внутренние органы, вызывают аллергические реакции.
Самое главное после стресса – восстановить повреждённые им органы, но синтетические препараты с этой задачей не справляются, они только снимают симптомы.
Могут применяться и более безопасные препараты растительного происхождения с малым содержанием синтетических веществ. Хорошо зарекомендовал себя растительный препарат Новопассит, который имеет легкое седативное действие.
Он избавляет от бессонницы, борется со страхом и тревогой, снимает усталость, головную боль, и даже частично восстанавливает поражённые органы. Но при этом Новопассит также имеет противопоказания, наблюдаются побочные реакции со стороны ЖКТ.
Медикаментозное лечение не обходится без физиопроцедур, которые способствуют восстановлению кровообращения, разработке отдельных групп мышц. Результат будет более быстрым, если ввести программы физической нагрузки.
Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.
Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.
Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.
Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти. В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести. Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.
Что такое кратковременная память
Простое определение звучит так: краткосрочная (оперативная) память – это функция человеческого мозга, задача которой – сохранять необходимую информацию в течение непродолжительного времени.
Невозможно рассматривать кратковременную память в отрыве от сенсорной и долговременной. Когда человек видит или слышит что-то, у него работает первый вид памяти. Сенсорная память хранит информацию несколько секунд, пока нервный сигнал сохраняется в нейронах. Но потом старая информация быстро сменяется на новую, которую человек воспринял через органы чувств.
Визуализация памяти в мозгу
Пример. Если в течение длительного времени смотреть на неподвижного человека, глаз будет помнить его силуэт. Сенсорная память отличается от краткосрочной тем, что первая работает лишь в момент воздействия предмета на органы чувств человека, а во второй – информация еще сохраняется в течение часа.
Есть и долговременная память. Из названия понятно, что в ней хранятся данные в течение длительного времени.
В кратковременную память информация может поступать как из сенсорной, так и долговременной. Ещё одно название рассматриваемого в этой статье вида памяти – активная, непосредственно ее человек использует в любой интеллектуальной деятельности.
Кратковременная и долговременная память тесно связаны: чем больше времени происходит удержание информации в голове, тем выше вероятность ее хранения в долгосрочной памяти.
Объем
Объем – характеристика, указывающая на максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти в каждый момент.
Сколько данных способен удержать мозг человека? Общепринято, что объем кратковременной памяти составляет 7+/-2 единиц или блоков информации. Это было открыто известным ученым Джорджем Миллером.
По мере обучения единицы информации объединяются в блоки. Например, поворот автомобиля на дороге состоит из уменьшения скорости, разворота руля в одну строку, к по окончании маневра – в другую. Новичок каждое действие из этой последовательности держит отдельно, поэтому более простое задание требует больше оперативки.
Кратковременная память в голове человека
Каждое из этих действий занимает минимум три ячейки в оперативной памяти человека. Но по мере обучения все они выполняются быстро и начинают занимать одну ячейку. Вот почему опытные водители умудряются говорить по телефону и водить машину одновременно. Им приходится перерабатывать одновременно всего два блока информации.
Правда, в нестандартной ситуации количество данных в оперативной памяти резко возрастает (много незнакомых единиц информации), и, если в это время ещё говорить, резко повышается вероятность аварии. Поэтому нельзя говорить по телефону за рулем, даже если кажется, что получается контролировать ситуацию на дороге. Непредвиденные ситуации возникают регулярно, во время вождения весь объем оперативки должен быть доступным для вождения. Умение эффективно управлять транспортным средством заключается в способности максимально концентрироваться на дороге, удерживая все ее объекты в кратковременной памяти.
Внимание! Объем оперативки может быть и меньше 5 единиц. Все очень условно
Нужно учитывать специфику запоминаемых данных, состояние человека, мотивацию и другие параметры.