Основные виды памяти

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Что это такое?

Определение термина долговременной памяти (ДВП) зафиксировано во многих словарях

В нейрофизиологии акцентируется внимание на способности всех живых организмов, обладающих центральной нервной системой, к обучению и запоминанию материала

В психологии этот уровень памяти считают высшей психической функцией, дающей возможность накапливать, удерживать, сохранять и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, приобретённых на протяжении длительного времени.

Структура памяти состоит из сенсорного, кратковременного и долговременного уровней. Эти виды различаются механизмами, с помощью которых запоминается материал, объёмом и длительностью сохранения информации. Характеристика трёхкомпонентной модели согласованно работающих блоков сводится к первоначально задействованному сенсорному регистру с хранением информации в течение 1 секунды, отправлению материала в кратковременное хранилище на 20-30 секунд и помещению знаний на длительный срок в архив.

В основе долговременной памяти лежит 3 процесса: кодирование, архивация и извлечение знаний. Работа памяти начинается с запоминания, затем происходит архивация и актуализация, то есть извлечение информации из памяти путём воспроизведения. Объём ДВП и длительность хранения безграничны. Все зависит от способа кодирования, систематизации материала и субъекта, который воспринимает и запоминает информацию.

На помещение воспринятого материала в хранилище мозговых структур оказывают влияние 2 фактора: активность и осмысленность. Активность заключается в прочной связи знаний с определёнными эмоциями, появлении осознанной цели и мотивации включения запоминания информации в процесс деятельности.

Долгосрочная память прочно сохраняет воспринятый материал. Она представляет собой своеобразное хранилище знаний в мозговых структурах. Её можно назвать надёжным архивом, в котором вся информация разделена на множество рубрик и разложена по полочкам.

Наличие памяти свидетельствует о личностной целостности человека. Потеря памяти приводит к распаду личности. Нарушение возникает из-за неумения правильно кодировать и воспроизводить информацию.

Кроме того, память может быть нарушена вследствие амнезии. В первом случае помогают регулярные тренировки. Прогнозы во второй ситуации предсказать невозможно. К амнезии может привести стресс или травма.

Причинами нарушения долговременной памяти могут стать физиологические особенности: астения, повреждение центральной нервной системы и головного мозга, состояние после инсульта, расстройство интеллекта, алкогольная или наркотическая интоксикация. Причиной психических нарушений являются психологические травмы, депрессия, неврозы, переутомление, хронически плохое настроение, сильные эмоциональные и психические нагрузки.

О нарушении ДВП свидетельствуют следующие симптомы:

  • трудности с осознанным запоминанием стихов, дат, экзаменационного материала;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • снижение уровня работоспособности и умственных возможностей;
  • невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, невнимательность;
  • провалы в памяти;
  • социальная дезадаптация;
  • забывчивость в бытовых ситуациях;
  • рассеянность и растерянность.

Долговременная память способствует повышению качества жизни человека, достижению успехов в различных сферах.

Две главных методики изучения непроизвольного запоминания

Процессы запоминания активно исследовали советские учёные А. А. Смирнов и П. И. Зинченко. Они стали авторами двух главных методик изучения непроизвольного запоминания и написали книги. Немного расскажем о каждой из методик.

Методика Зинченко

Петр Иванович Зинченко разделил свой эксперимент на три этапа:

  1. Разложил на столе 15 карточек, в центре которых находилось изображение, а в углу – цифра. Задачей испытуемых было разделить карточки по смыслу на несколько групп. После этого они должны были вспомнить, что было изображено в центре, а что в углу. Почти все назвали изображение, а цифры не назвал никто.
  2. Предложил испытуемым расположить карточки по возрастанию чисел, изображённых на них. Результат – все вспомнили, какие были изображены на карточках цифры, а вот вспомнить картинки не удалось.
  3. Психолог поставил задачу на уже разложенные карточки положить другие карточки, чтобы получились такие ассоциативные пары: ракетка – воланчик, нога – мяч, лейка – огород, деньги – кошелёк и т.п. В результате взрослые испытуемые без труда назвали картинки.

Зинченко сделал следующий вывод: хорошо запоминается лишь та информация, на которую направлена деятельность человека. Непроизвольное запоминание случается редко.

Виды зрительной памяти

Как гласит китайская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Зрительное запоминание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • длительность сохранения и закрепления образа;
  • постановка цели;
  • способ запоминания.

Продолжительность работы с образом для запоминания может быть кратковременной или длительной. Кратковременная – подразумевает только факт фиксации, а длительная – закрепление картинки в памяти на долгий срок.

Целевая постановка бывает двух видов:

  • преднамеренная – когда для достижения поставленной цели запомнить что-либо используются специальные методы;
  • непреднамеренная – конкретной цели запомнить нет, а фиксация образов происходит без дополнительных усилий.

Доказано. Запомнить, как выглядит картинка сложной формулы (её визуальный вид целиком), легче, чем уложить в памяти её подробное написание.

Отдельные виды ЗП

Понятие произвольной памяти в психологии

Память представляет собой вид умственной деятельности человека, которая характеризуется такими навыками, как:

  • накопление;
  • сохранение;
  • применение получаемой информации из внешних источников.

На основании различных психоэмоциональных аспектов, в психологии принято квалифицировать память на различные типы, в том числе — произвольный и непроизвольный.

Произвольная память в психологии – это процесс сознательной характеристики, который позволяет добиться желаемой цели исходя из осознанной постановки самой проблемы и дальнейших действий для ее реализации. Такая память ставит перед собой задачу к специальному обучению, заучиванию определенной информации. Сам процесс запоминания и дальнейшего воспроизведения является специальным, ранее продуманным действием.

Произвольное запоминание определяется обязательной постановкой четкой цели для запоминания той или иной информацию. Такое явление позволяет продвинуться человеку в умственном развитии, профессиональной деятельности, то есть — обучиться самому необходимому.

Произвольная память от непроизвольной классификации отличается тем, что любое запоминание и дальнейшее воспроизведение в психологии человека, характеризуются отсутствием специальных целей или методик, помогающих выучить предполагаемый предмет. В этом случае все происходит неосознанно и не контролируется самим человеком.

Что такое тактильная память

Осязательная память связана с ощущениями человека, остающимися у него при соприкосновении с чем-либо. К примеру, когда-то вы дотронулись до ежа. Вы и сегодня помните, каковы его иглы на ощупь. Когда вы видите в книге либо по телевизору ежика, вы вспоминаете, как иголки прикасались к вашим рукам.

Подобная память является связанной с осязательными органами. Она задействуется, когда вы пребываете в полной тьме, и зрительные органы не могут вам помочь. Также такой тип памяти весьма важен для тех, кто осваивает слепую печать. В особенности подобная память развита у тех, кто занимается физической работой либо спортом.

Тактильная память весьма важна в детском возрасте, когда происходит развитие моторики, и дети хотят касаться всего, что видят. Прежде всего, в памяти откладываются болевые ощущения, к примеру, от соприкосновения с горячим утюгом. Дети с хорошо развитой осязательной памятью лучше учатся. Также они имеют развитую речь, воображение, координацию.

Японская культура – еще одно доказательство. На кистях рук располагается много точек-рефлекторов, от которых импульсы подаются в ЦНС. Физиологи утверждают, что развитие рук связано с развитием мозга. К примеру, Бехтерев в собственных работах подтвердил, что обычные действия руками способствуют снятию умственной усталости, улучшению произношения множества звуков, развитию речевого аппарата малыша. Знаменитый педагог Сухомлинский считал, что «разум ребенка начинается с пальцев».

Было выяснено, что то, как будет формироваться речевой аппарат малыша, зависит от движений пальцев. Когда пальцы слаженно и умело работают, это ускоряет развитие речи и интеллекта, положительно воздействует на организм ребенка, подготавливает руку к письму. Речь – это, в первую очередь, результат слаженной работы разных участков мозга. Органы артикуляции только исполняют приказы, которые поступают из мозга. Кисти рук связаны с речевыми центрами мозга. Чем более умело и ловко они работают, тем лучше развивается речь.

Больше всего дети желают двигаться. Для них движение – это метод, которым они познают мир. В первую очередь малыш начинает называть такие предметы, к которым часто прикасается. Это еще раз подтверждает, что между тактильной памятью и речевым центром имеется прочная связь

Значит, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была четкой и ясной, нужно уделять внимание развитию соответствующего типа памяти

Корковая область мозга, в которую подается осязательная информация, вступает во взаимодействие с иными участками мозга. В особенности сильно она взаимодействует со зрительным центром, а также областью мышечной чувствительности. Подобное взаимодействие и дает нам возможность различать объекты окружающей среды по их форме и размеру, распознавать их расположение в пространстве.

Способы контроля динамической памяти

Из-за сложности программ очень трудно определить, когда необходимо освобождать память в ОС, и это вторая явная проблема динамической памяти. Если забыть вызвать или , то произойдет следующая ситуация: приложению память уже не нужна, но ОС всё ещё будет считать, что эта память используется программой. Эту проблему называют «утечкой памяти». Существуют несколько способов автоматического или полуавтоматического решения этой проблемы:

RAII (Получение ресурса есть инициализация) — в ООП — организация получения доступа к ресурсу в конструкторе, а освобождения — в деструкторе соответствующего класса. Достаточно реализовать управление памятью в конструкторах и деструкторах, а компилятор вызовет их автоматически. Например, немного урезанный класс String из статьи про Move-семантику. Выделяем память в конструкторе, очищаем в деструкторе:

Умные указатели на основе RAII — указатели, автоматически владеющие динамической памятью, то есть автоматически освобождающие её, когда она больше не нужна. Умные указатели инкапсулируют только управление памятью объекта, но не сам объект, как, например, происходит в String, который инкапсулирует объект целиком. Примеры умных указателей ниже.

— класс уникального указателя, является единственным владельцем памяти и очищает её в своём деструкторе. Поэтому объекты класса std::unique_ptr не могут иметь копий, но могут быть перемещены. Подробнее о семантике перемещения в этой статье.

— класс общего указателя, использующий атомарный счётчик ссылок для подсчёта количества владельцев памяти. В конструкторе счётчик инкрементируется, в деструкторе — декрементируется. Как только счётчик становится равным нулю, память освобождается.

Но у есть проблема, например, когда объект A ссылается на объект B, а объект B ссылается на объект A. В таком случае у обоих объектов счётчик ссылок никогда не будет меньше 1 и произойдёт утечка памяти. Решений у этой проблемы два. Использование , который ссылается на объект, но без счётчика ссылок, и не может быть разыменован без предварительной конвертации в . Вторым решением этой проблемы является сборщик мусора.

Сборка мусора — одна из форм автоматического управления динамической памятью, которая помечает все доступные из стека или статической памяти динамически выделенные объекты. Объекты, до которых нельзя добраться через цепочку указателей, начиная с автоматической или статической памяти, т. е. не помеченные сборщиком мусора, очищаются.

Умные указатели и RAII используются в основном в относительно низкоуровневых языках, например, С++ или Swift. В более высокоуровневых языках обычно используется сборщик мусора (Java), хотя может применяться комбинация умного указателя и сборщика мусора (Python).

У каждого способа управления динамической памятью есть свои плюсы и минусы. В основном приходится жертвовать производительностью программы ради скорости и простоты разработки, либо наоборот: высокая производительность, но и высокая требовательность к программистам, из-за чего вероятность ошибиться при разработке программы выше и медленней сам процесс.

Иван Борисов

Разновидности

Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.

Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.

По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.

Имплицитная

Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.

Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.

След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.

Эксплицитная

Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.

Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.

  • Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
  • Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.

Упражнения для развития тактильной памяти

Тренировать осязательную память у малыша нужно с 1-х месяцев, когда ребенок совершает первые прикосновения, постепенно делая все сложнее упражнения. Это необходимо, чтобы не упустить время, которое заложено природой для тренировки кинестетики. Психологи в собственной работе применяют разные методики и упражнения, позволяющие развивать моторику. Далее вы можете ознакомиться с несколькими упражнениями, направленными на развитие тактильной памяти:

  1. «Дощечки». Смысл упражнения в следующем: берется десять дощечек, к которым приклеиваются различные предметы – бумага, ткань, стружки и так далее. На каждой из дощечек ставится номер. Затем дощечки укладываются на стол соответственно с номерами. Малыш должен назвать предметы, которые наклеены на дощечки. После этого упражнение делается сложнее. Малышу необходимо закрыть глаза повязкой и позволить посредством касания установить, что за предмет приклеен к дощечке.
  2. «Угадайка». Здесь требуется выбрать несколько предметов, которые различаются по собственной фактуре, составу, строению (изделия с ворсом, пухом). Расскажите ребенку о данных предметах, о собственных ощущениях, а потом скажите малышу повторить.
  3. «Догадайся». Данное упражнение нередко применяется педагогами в детских садах либо школах. Детям выдают карточки с написанными названиями различных предметов (железная дверь, деревянный стол, пластмассовая ручка). Затем каждый ребенок рассказывает прочим детям о собственных ощущениях, не произнося название предмета. Дети должны догадаться, что за предмет описывается.
  4. «Собери фигуру». Используется несколько фигур, которые поделены на части. Можно применять круглые, треугольные, квадратные фигуры. Задача малыша – правильным образом восстановить фигуры. После ее выполнения требуется снова поделить фигуры на части. Ребенок должен выполнить восстановление с завязанными глазами.
  5. «Нарисуй-ка». Ребенок должен с закрытыми глазами ощупать предмет, после чего сделать рисунок по памяти.
  6. «Отыщи меня». Проводится в группе. Детям закрывают глаза повязками и выдают предметы для ощупывания. Задача каждого – отыскать ребенка с таким же предметом.

Самое простое упражнение, которое возможно использовать когда и где угодно, заключается в том, что малышу нужно закрыть глаза и выдавать поочередно различные предметы. Малыш должен ощупать их и произнести название.

Виды

В психологии выделяют различные виды памяти, причём для классификаций служат разные основания.

По характеру психической активности:

  • двигательная (моторная);
  • эмоциональная;
  • смысловая (логическая);
  • образная;
  • слуховая;
  • вкусовая;
  • зрительная (сенсорная, визуальная, фотографическая, пространственная);
  • тактильная;
  • социальная;
  • эйдетическая.

По характеру целеполагания:

  • произвольная;
  • непроизвольная.

По продолжительности сохранения информации:

  • ультракратковременная (иконическая и эхоическая);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долгосрочная.

По организации запоминания:

  • эпизодическая;
  • процедурная (автоматическая).

По инструментам воспроизведения информации:

  • собственная внутренняя память человека (так называемая «оперативка»), когда человек пользуется лишь данными личного хранилища, внутренними ресурсами;
  • внешняя (воспроизведение происходит с помощью фотографий, видеороликов, напоминаний, т. е. с использованием внешних ресурсов).

Подробнее о каждом виде и имеющейся в психологии классификации мы рассказывали в отдельном обзоре.

Что влияет на память

Память в психологии — это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов:

Депрессивное состояние

Крайне негативно влияет на памятийные характеристики, так как подавляет внимание и способность воспринимать информацию. Человек сосредотачивается на своих негативных переживаниях и не реагирует на другие раздражители внешнего мира.
Стресс и нервное истощение

Происходит физическое переутомление человека, при котором полноценные процессы запоминания и воспроизведения невозможны. Блокируется оперативный вид памяти вследствие чего затрудняется постановка и решение новых задач.
Старость. Происходит необратимая утрата нейронных связей и ухудшение функционирования мозгового кровообращения, что пагубно влияет на качество памяти.
Приём медикаментов. Некоторые лекарства при длительном применении угнетают нервную систему. Это препараты антигистаминной группы, снотворные, транквилизаторы.
Гормональные нарушения, например, нарушение работы щитовидной железы.
Заболевания, например, Болезнь Альцгеймера.
Травмы с поражением ЦНС.

Типы памяти по способу восприятия

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы вертится на языке или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Умные указатели

Smart pointer — это некоторая разновидность указателей в стандартной библиотеке C++ начиная с С++11 (не говорите про boost, разговор только о стандарте). Представляет собой класс-обертку, который хранит собственно сам указатель, осуществляет операции над ним и содержит дополнительную мета-информацию о том, как и когда освободить память и удалить объект. В этом месте мы немного отходим от непосредственно выделения памяти к скорее отслеживанию времени жизни объекта.

Так что же позволяют делать умные указатели? В самом простом случае это:

  1. Автоматическое удаление объекта и освобождение памяти
  2. Контроль доступа (уникальность/раздельность)
  3. Больший контроль типа

Следующие виды умных указателей являются основными и самыми распространенными:

  1. Unique pointer
    Позволяет иметь в программе только 1 указатель на объект (уникальность доступа).
    Как только unique pointer удаляется, сразу же удаляется используемый объект и освобождается занятая им память. Хорошо подходит для создания указателей на файловые дескрипторы, т.к. чаще всего только 1 участник может читать/писать файл.
    Если вы передаете указатель на объект из uniquePtr1 в uniquePtr2, то значение в uniquePtr1 инвалидируется, т.к допускается только 1 владелец объекта.

  2. Shared pointer
    Указатели раздельного доступа с автоматическим подсчетом ссылок (reference counting). Позволяют нескольким участникам ссылаться на один объект, не беспокоясь о том, кто в итоге должен удалить его. Поскольку подсчет ссылок автоматический, то, как только последний ссылающийся указатель удален, объект также будет удален.
    Однако такой вид указателя не лишен недостатков. Во-первых, он не способен бороться с циклическими ссылками, когда объекты ссылаются друг на друга. В таком случае вы гарантированно получите утечку памяти. Во-вторых, в много-поточной среде работа с указателями раздельного доступа накладывает свои ограничения на консистентность памяти и раздельность доступа потоками.

  3. Weak pointer
    Слабая ссылка на объект. Позволяет хранить указатель на объект раздельного доступа, но не удерживать его. Что это значит? Вы можете создать объект и сохранить указатель на него в shared pointer. До тех пор, пока последний shared pointer не удален, объект будет оставаться в памяти. Однако, вы можете создать из shared pointer weak pointer. Таким образом, если сильные (shared) указатели остались на объект, то из weak pointer вы можете получить shared pointer. А если нет — то weak pointer инвалидируется, и вы узнаете о том, что объект, на который вы хранили указатель уже удален.
    Недостатком как shared, так и weak pointer является необходимость хранить дополнительно meta-data для каждого объекта. Здесь храниться и кол-во ссылок на объект, способ его удаления и т.д. В общем случае, это O(N) overhead по памяти, где N — кол-во создаваемых объектов. Однако такую жертву можно считать допустимой, т.к в проекте на тысячи строк кода вам будет тяжело договориться с другим программистом о том, кто ответственен за удаление того или иного объекта. В противном случае висячие ссылки и утечки памяти гарантированы.

Финальная мысль в этой части: использовать умные указатели необходимо с также некоторой долей осторожности. Например, используя shared pointer, вы неявно соглашаетесь с тем, что ваш объект (на который вы ссылаетесь через этот указатель) будет где-то когда-то кем-то удален

И это может быть не самый удачный момент работы вашей программы. Кроме это вы должны отдавать себе отчет о расходуемой памяти на meta-info и о том, как данные, на которые вы ссылаетесь через умный указатель будут попадать в кэш. Пример:

Пример достаточно вымученный. Однако во многих ситуация мы можем отказаться от использования тяжеловесных умных указателей. Об этом далее.

Где находит применение

Самый первый кандидат из списка, кому может пригодиться ЗП, – это человек, связанный с изобразительным искусством. Художники и скульпторы могут по памяти нарисовать портрет или изваять его из глины.

Краткий перечень профессий, где многое значит хорошая ЗП, следующий:

  • Военнослужащие: разведчики, сапёры, минёры, снайперы – есть необходимость запоминать местность, расположение предметов и примечать любое изменение в обстановке;
  • Полицейские, детективы, охранники – нужна обязательная память на лица для распознавания и идентификации личности;
  • Водители автотранспорта – должны запоминать маршрут и дорожную картину в целом;
  • Лесничие, егеря и охотники – обязаны уметь ориентироваться в лесу, различать животных одной породы, отличать деревья одно от другого.

Кондуктор и пассажир

Влияние стресса на память

Стресс играет важную роль в формировании памяти, а также в обучении. Во время стрессовых событий мозг выделяет гормоны и нейротрансмиттеры ( например, глюкокортикоиды и катехоламины), которые влияют на процессы кодирования памяти в гиппокампе . Исследования поведения животных показывают, что хронический стресс производит гормоны адреналина, которые влияют на структуру гиппокампа в мозгу крысы путями или механизмами, которые еще не изучены.

Экспериментальное исследование, проведенное немецкими когнитивными психологами Л. Швабе и О. Вольфом, показывает, как обучение в напряженной среде также снижает способность запоминания у людей. В своем исследовании 48 здоровых студентов университета (мужчины и женщины) были случайным образом распределены либо в группу стресс-теста, либо в контрольную группу. У тех, кто принимал участие в стресс-тесте (SECPT или социально- оцененный тест на холодный пресс ), руки погружали в ледяную воду на три минуты, в течение которых за ними наблюдали и снимали на видео. Обеим группам было предложено запомнить 32 слова. На следующий день обе группы были протестированы, чтобы увидеть, сколько слов они смогли запомнить (свободное вспоминание) и сколько слов они смогли распознать из более длинного списка (степень распознавания). Результаты показали, что произошло заметное снижение уровня признания для группы, которая прошла стресс-тест; они запомнили на 30% меньше слов, чем контрольная группа

Исследователи предполагают, что стресс, испытываемый во время обучения, отвлекает людей, отвлекая их внимание от процесса кодирования памяти.

Однако производительность памяти можно улучшить, если установить связь между учебным материалом и контекстом, даже если обучение происходит в тяжелых условиях. Отдельное исследование когнитивных психологов Швабе и Вольф показывает, что в ситуациях, когда сохранение памяти контролируется в контексте, аналогичном или совпадающем с начальной задачей обучения (то есть в той же комнате), могут возникнуть ухудшение памяти и пагубное влияние стресса на обучение. уменьшенный.

Семьдесят два здоровых студента колледжа мужского и женского пола, случайно отнесенных к стресс-тесту SECPT или контрольной группе, попросили вспомнить расположение 15 пар карточек с картинками — компьютерной версии игры «Концентрация» или «Память». Комната, в которой проводился эксперимент, была пропитана ароматом ванили, так как обоняние является сильным ключом к памяти. Проверка сохранения памяти проводилась на следующий день либо в той же комнате, опять же с запахом ванили, либо в другой комнате без этого запаха. Показатели памяти субъектов, которые испытывали стресс во время выполнения задания по определению местоположения объекта, значительно ухудшились, когда их контролировали в незнакомой комнате и без запаха ванили (неконгруэнтный контекст). Тем не менее, показатели памяти у испытуемых, подвергшихся стрессу, не проявляли никаких признаков ухудшения, когда их контролировали в исходной комнате с запахом ванили (конгруэнтный контекст). Все участники эксперимента, находящиеся в состоянии стресса и без стресса, работали быстрее, когда контексты обучения и запоминания были схожими и совпадающими.

Это исследование влияния стресса на память может иметь практическое значение для образования, свидетельских показаний очевидцев и психотерапии: учащиеся могут работать лучше, если их тесты проводятся в их классе, обычном классе, а не в экзаменационной комнате; очевидцы лучше запоминали детали на месте происшествия, чем в зале суда; и состояние людей с посттравматическим неврозом может улучшиться, если им помочь поместить свои воспоминания о травмирующем событии в соответствующий контекст.

Развитие у детей

Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей. В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.

В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:

  • запоминанию информации;
  • закреплению знаний;
  • воспроизведению того, что запомнилось.

Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них проблемы с запоминанием.

Способы диагностики

Определить, плохая визуальная память или хорошая, можно с помощью тестов. Их проводят самостоятельно или доверяют это психологу. Основой любых тестов являются картинки. Акценты расставляются на количество нарисованных предметов, их расположение и мелкие детали. Простое упражнение, которое выполняется с помощником:

  • раскладывают на столе 10 мелких предметов;
  • в течение одной минуты внимательно запоминают их;
  • после чего, закрывают глаза, а помощник убирает один из предметов и изменяет месторасположение оставшихся.

Тестируемый должен открыть глаза и сказать, какого предмета не хватает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: