Виды
Имплицитная
Бессознательная, скрытая, неосознаваемая долговременная память, позволяющая использовать информацию, полученную из прошлого опыта, который может быть уже забыт человеком. Учёные доказали её право на существование на примере людей с амнезией, полученной вследствие черепно-мозговой травмы, эмоционального шока или контузии. Они забывают всю свою прошлую жизнь, начиная с имени и заканчивая родными и близкими. Однако профессиональные и двигательные навыки у них сохраняются: бухгалтеры по-прежнему могут составить налоговый отчёт, имеющие водительские права ездят на автомобиле, их не нужно заново учить держать ложку, чистить зубы и выполнять другие рутинные повседневные дела. Всё потому, что эта информация сохранилась у них в имплицитной части архива памяти.
Эксплицитная
Сознательная, произвольная, декларативная долговременная память, которая используется, чтобы целенаправленно удержать и сохранить имеющийся опыт. При необходимости человек время от времени извлекает его и озвучивает. Именно благодаря ей люди осваивают иностранные языки, запоминают формулы, даты, правила, инструкции, сдают экзамены и т. д.
Оба вида памяти в различных ситуациях могут вступать друг с другом в конфликт. Когда человек что-то делает, используя имплицитную, нежелательно параллельно обращаться к эксплицитной. Яркий пример: наливая чай или кофе в чашку (бессознательный навык) и попутно задумавшись о чём-то (обращаясь к сознательному), можно перелить кипяток и обжечься. То же самое бывает во время вождения машины: мысленно отвлёкся — нарушил ПДД.
Эксплицитная долговременная память бывает ещё 2 типов.
Эпизодическая
Это воспоминания конкретного человека из его личного опыта о событиях собственной жизни, которые произошли лично с ним в далёком или не совсем прошлом.
Семантическая / историческая
Воспоминания, хранящие опыт человечества. К ним обычно относится всё то, что приходится заучивать в школьные и студенческие годы. Математические формулы, исторические даты и события, правила по русскому языку и прочие теоретические знания.
Развитие у детей
Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей. В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.
В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:
- запоминанию информации;
- закреплению знаний;
- воспроизведению того, что запомнилось.
Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.
Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них проблемы с запоминанием.
Эксплицитная память
Эксплицитная память проявляется на втором году жизни. Хотя в дошкольном возрасте дети имеют довольно яркие воспоминания о своем более раннем возрасте, становясь взрослыми, они помнят довольно мало из того, что происходило раньше пяти или шести лет. (Это явление называют детской амнезией.)
Эксплицитное кодирование зависит от способности концентрировать внимание и интегрировать элементы пережитых событий в фактические или автобиографические репрезентации. Родители инстинктивно укрепляют данную способность у маленьких детей, прося их рассказать о вчерашнем походе в зоопарк или о том, что они видели на детской площадке утром
Родители инстинктивно укрепляют данную способность у маленьких детей, прося их рассказать о вчерашнем походе в зоопарк или о том, что они видели на детской площадке утром.
Когда мы извлекаем эксплицитное воспоминание, у нас действительно появляется ощущение, что мы переносим в свое пространство осознанности что-то из прошлого. Ваши внутренние образы связаны одновременно с фактами и самоощущением внутри конкретного эпизода из прошлого.
В течение жизни мы аккумулируем эпизодические воспоминания в более крупные кластеры, укладывая их вдоль временной шкалы. Они называются автобиографической памятью. Благодаря ей вы способны сравнить свой десятый и двадцатый дни рождения и составить связный рассказ о собственной жизни — нарратив.
По мере развития гиппокампа мы можем формировать фактические и эпизодические воспоминания. Гиппокамп развивается на протяжении всей жизни, поскольку он продолжает собирать эксплицитные воспоминания, позволяющие нам узнавать себя и окружающий мир.
Развитие долговременной памяти
Во многом способности к запоминанию обусловлены генетически. Это не означает, что невозможно тренировать память. Огромную роль играют условия и образ жизни человека
Важно уметь эффективно использовать эту полезную функцию
Мозг тренирует память
Вот несколько простых рекомендаций по развитию долговременной памяти:
Использование ассоциаций. К любой запоминаемой информации необходимо подобрать ассоциацию, желательно – несколько. В таком случае запоминаемые данные более тесно интегрируются в мозг, связываясь с уже существующей информацией. На ассоциативной памяти основана мнемотехника.
Принцип концентрации
Как говорил Константин Ушинский: «Внимание – врата к сознанию». Невозможно запомнить то, что не попало в мозг
Поэтому нужно сфокусироваться на желаемой информации, тогда ее будет проще запомнить.
Принцип разбития на блоки. Любой большой объем информации необходимо сжимать и разделять на тематические куски. Большинство необходимых ассоциаций будет создано само, сознательно придется запоминать небольшое количество блоков
Не просто так телефонные номера записываются тремя числами, а не семью цифрами.
Важно высыпаться. Исследования показывают, что хорошо высыпающийся человек значительно лучше выполняет упражнения на память
Это же подтверждается простым житейским опытом. Причина проста – во время сна происходит переход из кратковременного хранилища в долговременное. Гиппокамп начинает полноценно работать только на шестом часу сна. Поэтому спать нужно хотя бы шесть часов в день. Лучше тратить на сон 8 часов.
Время от времени рекомендуется повторять изученное: пройтись по основным тезисам изучаемого материала. Необходимо стараться вспомнить усвоенную информацию, а не слепо прочитать. Активные методы запоминания значительно эффективнее пассивного восприятия информации. В краткосрочной памяти информация может храниться до 50 минут (а то и меньше). Поэтому первое повторение должно осуществиться уже через полчаса. Первый день необходимо повторять в течение дня, далее – каждый день в течение четырех дней. Именно столько времени требуется на окончательный перевод информации из кратковременного в долговременное хранилище, если она усваивается эксплицитно, то есть осознанно.
Также существует ряд упражнений для тренировки способности долговременного хранения информации. Главный принцип запоминания состоит в простом правиле: хорошая память – это стиль жизни.
Упражнения для улучшения
Долговременная память тесно связана с логической переработкой информации. Причем, согласно пирамиде усвоения знаний, наиболее эффективный способ обучения – практика. Поэтому необходимо найти способ отработать изученную информацию на практике.
Воображение и память тесно связаны
Один из способов – визуально представить действие в голове. Например, человек прочитал статью про распознавание эмоций по невербальным сигналам. Можно каждый из сигналов прокрутить в голове, представить в деталях: как у человека поднимается уголок рта, когда он злится, потом быстро опускается, когда он пытается подавить гнев. Такие упражнения следует выполнять на распознавание каждого признака.
В методе Цицерона может использоваться комната
Мнемотехника – прекрасный инструмент для тренировки долговременной памяти. Наиболее эффективная техника запоминания – метод Цицерона, которой уже больше двух тысяч лет. Ее освоить просто: необходимо представить улицу, на объектах которой размещается нужная информация (вернее ее визуальные ассоциации). Например, на крыше дома находится лоток с яйцами, возле входа – картошка. Это означает, что необходимо купить картошку и яйца. Так можно запоминать надолго любой список покупок.
Можно представлять не только улицу, но и комнату. Рекомендуется использовать для запоминания хорошо известные места, в которых человек часто бывает. Во-первых, он эти локации хорошо знает, поэтому запоминание будет более эффективным за счет привязки к хорошо знакомой информации. Во-вторых, когда человек проходит эти места, он может легко повторить изученную информацию.
Вот несколько упражнений по развитию долговременной памяти у ребенка:
- Лайт-мнемотехника. Например, из нескольких слов составить историю. Рекомендуется прививать детям способности мнемонического запоминания с самого раннего возраста.
- Запомнить ряд слов, потом попросить повторить их через час. Если воспроизведение идет с трудом, все равно пытаться вспомнить. Так тренируются навыки активного запоминания.
Есть еще ряд упражнений, выполненных в виде приложений для мобильных телефонов или книжек, по которым можно заниматься с ребенком.
Что это такое
Существует несколько определений долговременной памяти. С точки зрения нейрофизиологии ДВП — это способность всех организмов, имеющих нервную систему, обучаться и запоминать информацию.
Длительное и качественное хранение знаний, при котором выученная информация максимально сохраняет объем и точность, обеспечивается за счет сложных биохимических процессов и формирования надежных нейронных связей.
Долговременная память с позиции психологии — высшая психическая функция. Благодаря ей информацию можно:
- накапливать;
- удерживать;
- сохранять;
- воспроизводить.
Говоря о том, что такое долговременная память, важно не разделять психологическое и нейрофизиологическое видение — они дополняют друг друга. Долговременная память состоит из нескольких уровней
Сенсорный, кратковременный, долговременный уровни отличаются механизмами, которые обеспечивают запоминание и длительное хранение материала
Долговременная память состоит из нескольких уровней. Сенсорный, кратковременный, долговременный уровни отличаются механизмами, которые обеспечивают запоминание и длительное хранение материала.
Алгоритм формирования воспоминаний в ДВП выглядит так:
- информация воспринимается на уровне органов чувств, обрабатывается в течение долей секунды;
- отправляется в кратковременное хранилище на 30 секунд;
- перемещается на долговременное хранение в архив.
Процесс формирования ДВП:
- кодирование (запоминание);
- архивация;
- воспроизведение воспоминаний.
Способность человека запоминать и удерживать информацию в течение долгого времени не имеет ограничений. То, насколько точно и в каком объеме запомнится материал, как долго он будет сохраняться, зависит от способа запоминания (кодирование информации), ее структурированности.
Перемещение информации в долговременное хранилище происходит при условии, что материал тесно связан с эмоциями. Повышает эффективность запоминания также наличие стойкой мотивации и понимание цели, зачем нужно запомнить что-либо.
Осмысленность запоминания проявляется в способности:
- контролировать, анализировать и структурировать информацию;
- находить и выделять основные мысли;
- устанавливать логические связи между отдельными фрагментами;
- повторять информацию несколько раз.
У человека с хорошо развитой и неповрежденной из-за патологий и травм центральной нервной системой долговременная память удерживает большой объем информации в течение десятилетий. Неспособность удерживать воспоминания надолго ведет к нарушению целостности личности. Такая проблема возникает из-за неправильного кодирования и неумения воспроизводить запомненное. При регулярных тренировках удается преодолеть проблему.
Классификация по назначению
В зависимости о того, какую роль данный процесс запоминания играет во взаимодействии с окружающим миром и как помогает накопить полезную для индивида информацию о различных объектах, его относят к одному из подвидов системы воспоминаний.
Декларативная (эксплицитная) память
Еще характеризируется как развернутый тип памяти – это осознанные воспоминания, которые перед этим специально были проанализированы, упорядочены и сохранены для дальнейшего использования. Каждый человек, осознанно вспоминая определенные события или уроки, задействует этот вид памяти. Это большая система, включающая в себя более специализированные подразделения.
Эпизодическая
Как становится ясно из самого названия, данные воспоминания воспроизводят отдельные эпизоды из жизни самого человека или событий происходивших в непосредственной близости от него. При этом детализация таких отрывков максимальна и позволяет анализировать происходившее после его завершения. Этот процесс сравним с короткими видеофайлами, которые несут только набор информации о каком-то событии без выводов и анализа. Улучшить память данного типа можно путем тренировки не только зрительной сенсорной системы, но и всех остальных, непосредственно участвующих в создании реалистичного и полного образа события.
Семантическая
Представляет собой комплексный набор знаний об окружающем мире. В корне отличается от эпизодической и не имеет такой детализации. Источником знаний могут быть различные случаи с самим объектом или информация от других людей, которая формирует четкие тезисы об определенных объектах или событиях. Такие данные хранятся дольше, чем четкие эпизоды из жизни и человек может ими воспользоваться в любой момент своей жизни. Включает в себя не только факты, но и понятия или смысл определенных вещей. Берет непосредственное участие в познании окружающего мира, начиная от рождения.
Автобиографическая
Специфический вид эксплицитной памяти, который содержит в себе два предыдущих, однако касается только автобиографического опыта. То есть человек с помощью этих процессов воспринимает себя как личность, имеет знания о себе, своем характере, поступках, достижениях, возможностях и т.д., но в то же время и помнит конкретные эпизоды з своей жизни. Она несет в себе важные функции для существования и взаимодействия конкретной личности.
Социальные функции (интерсубъективные):
- Сопереживание другой личности (эмпатия)
- Предвиденье поступков других людей на основе собственного опыта
- Постройка взаимоотношений с другими людьми
- Возможность делиться собственным опытом
- Развитие социальной терпимости или отторжения
Осознание своей уникальности (экзистенциальные):
- Понимание собственной уникальности как личности
- Причисление себя к определенной культуре
- Определение себя как личности
- Понятие смысла
- Возможность познавать себя
- Разделение жизни на определенные периоды
- Идентичность – возможность кратко выразить свою принадлежность по различным параметрам (культура, религия, национальность, политичность, язык, экономическое состояние)
Внутренняя саморегуляция (интрасубъективные):
- Поиск жизненного пути
- Формирование представлений о самом себе
- Самостоятельное управление своим психическим состоянием
Процедурная (имплицитная) память
Это не осознаваемая система сбора, актуализации и хранения информации. В отличие от осознаваемой, в данном виде памяти, данные хранятся в виде неописуемых словами образов, которые можно просто продемонстрировать на примере. Эта информация собирается на основе пройденного индивидом опыта и помогает ему в дальнейшем при решении подобных задач. В ее состав входит также память на движения, которые потом воспроизводятся неосознанно.
Как развить память?
У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.
Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.
Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.
Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.
Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.
Что такое имплицитная или недекларативная память?
Термин «имплицитная» происходит от латинского implicitus, что означает «скрытый» или «запутанный». Это то, что мы запоминаем неосознанно, не прилагая к этому никаких усилий.
Например, в детстве мы неосознанно запоминаем слова на языке, который слышим вокруг, названия животных и растений, геометрических фигур и игрушек. Сюда же относится процедурная память, т.е. память на движения и прочие повседневные механические действия.
Разумеется, память процедурная тоже подлежит осознанной тренировке, но это уже касается более сложных видов деятельности (спорт, езда на велосипеде, управление автомобилем).
Во взрослом возрасте мы можем неосознанно запомнить нечто, что произвело на нас неизгладимое впечатление и мы это не можем забыть, хотя не прилагали никаких усилий, чтобы это запомнить.
Материал для запоминания может быть любой. В частности, это могут быть негативные события (авария, катастрофа, последствия урагана), позитивные впечатления (лицо и фигура красивого человека), нейтральные знания (иностранные слова, текст презентации).
Слишком рассчитывать на то, что имплицитная память сама по себе запомнит все, что нам нужно, не приходится. Поэтому, когда мы говорим о развитии памяти, в том числе в рамках курса «Мнемотехники», мы подразумеваем декларативную или эксплицитную память.
Сравнение с кратковременной памятью
Все компоненты памяти функционируют согласованно. Знания на долговременное хранение поступают из информационной ёмкости, удерживаемой кратковременной памятью (КВП). Двухступенчатое запоминание имеет определённый биологический смысл. Случайная и ненужная информация отсеивается и не переходит на хранение в ДВП.
При сопоставлении двух видов памяти наблюдаются различия в длительности хранения материала, прочности его удержания и информационной ёмкости. Хранение информации в КВП осуществляется в течение 20-30 секунд, после чего какая-то доля материала утрачивается навсегда, а другая часть успешно закодированной информации попадает в архив ДВП, где хранится от нескольких минут до многих лет. КВП кодирует информацию зрительно или акустически, ДВП – на семантическом уровне.
Механизмом сохранения информации при КВП является внимание, при ДВП – проговаривание. Структуре КВП свойственно отсутствие ассоциаций, ДВП присуща ассоциативность
Ошибки воспроизведения информации при первом типе памяти возникают из-за её вытеснения и быстрого затухания. Причинами ошибочного воспроизведения при долговременной памяти могут служить органические нарушения, неадекватные инструкции и интерференция.
Нарушение памяти: виды и причины
Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.
Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.
Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.
Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.
Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.
Заключение
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение/4/.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.