Работа на разных этапах психологического консультирования

Консультирование детей у психолога

Возрастное психологическое консультирование, или психологическое консультирование детей, — это один из видов индивидуальной консультации. Оно направлено на просвещение по вопросам психического развития в различных возрастных периодах. Родителям на таких консультациях дают рекомендации относительно особенностей психического развития их ребенка, оптимального воспитания и принципов обучения. Эти консультации посвящены не только родителям, но и сотрудникам различных учреждений, непосредственно контактирующих с детьми.

Кроме того, подобные консультации могут быть направлены и на самих детей — они призваны решить вопросы трудностей в успеваемости, во взаимодействии с коллективом, учителями, родителями, сверстниками. Для подростков старшего школьного возраста проводятся консультации по профориентации — выбора будущей профессии на основе выявленных склонностей.

Этот вид психологического консультирования направлен на контроль за нормальным развитием психических функций ребенка, выявление задержек в развитии, а также коррекцию аномального развития личности. Говоря проще, необходимость возрастного психологического консультирования заключается в стремлении родителей вырастить гармоничную, успешную личность, готовую к самостоятельному принятию решений и выбору собственного жизненного пути.

Личность и ситуация психологического консультирования детей в корне отличается от аналогичного процесса, проводимого со взрослым человеком. Если подростка еще можно убедить в ответственности за принимаемые решения и добиться от него самостоятельных действий, то с маленькими детьми это принципиально невозможно. Поэтому на подобных консультациях активным субъектом выступают взрослые члены семьи, в которой воспитывается ребенок.

Воспитание и влияние, которое оказывают родители на ребенка, являются основным формирующим фактором для его мировоззрения и поведения. Поэтому пока ребенок находится внутри семьи, основная работа психолога сосредоточена на его родителях.

Перечислим основные правила, которых обязан держаться специалист во время консультации детей:

  1. Конфиденциальность. Психолог выступает для ребенка безопасной фигурой, которому можно (и необходимо) доверить ту информацию, которую нельзя рассказать родителям, учителям и друзьям. Вся информация, полученная от ребенка, должна сохраняться в тайне и использоваться исключительно в интересах самого клиента.
  2. Честность с обеих сторон. Психолог должен быть честен с клиентом, если хочет добиться от него правдивой информации.
  3. Безоценочное принятие. Психологическое консультирование предполагает, что консультант безоговорочно принимает позицию клиента, независимо от его внутреннего согласия. Клиент должен чувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть — иначе не получится установить доверительный контакт.

Основной задачей консультанта является преодоление барьера между ним и его маленьким пациентом. Дети при походе к психологу оказываются немотивированными, они не понимают, зачем им сеансы и что от них требуется — ведь поход к специалисту стимулирован их родителями.

Кроме того, у маленьких детей с психологическими проблемами часто наблюдается низкая самооценка и негативный опыт общения со взрослыми — с родителями или педагогами. Психолог, как фигура взрослого, тоже автоматически вызывает негативную реакцию, которую ему необходимо преодолеть в ходе налаживания контакта с клиентом.

Подростки, в отличие от детей младшего возраста, оказываются более прямолинейными, способными к проявлению агрессии. Они отрицают у себя наличие каких-либо проблем, эмоционально реагируют на указания в их неправоте, сопротивляются рекомендациям психолога.

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений — внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и поддержку от психолога.

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают психологи-консультанты:

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях — в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме — все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

https://youtube.com/watch?v=2vrMRrQk5f4

Техники консультирования по психологии

В консультировании по психологии применяются определенные техники, которые неразрывно связаны с основными этапами. От строгого выполнения всех предписаний зависят результаты, хотя у каждого врача со временем разрабатывается индивидуальная схема психического воздействия на клиента.

На первом этапе происходит знакомство врача и пациента. Начальная техника психологического консультирования кратко:

  1. Врач здоровается с клиентом, используются привычные фразы «Здравствуйте» или «Рад вас видеть».
  2. Психолог провожает клиента к наиболее удобному месту в кабинете — комфортной кушетке или креслу (предварительно выясняется, где пациенту будет удобно, не рекомендуется навязывать свое мнение, лучше предварительно это выяснить).
  3. Устанавливается контакт. Врач активно подбадривает клиента, в ход идут слова и действия.
  4. Происходят попытки убрать барьер. Обычно первая консультация вызывает волнение у пациента, что становится помехой для контакта. Врач использует для успокоения клиента приятную тихую музыку, вступает в свободную, ни к чему не обязывающую беседу.

Следующий этап психологического консультирования более сложный. Врач пытается определить степень поражения психики, настроить контакт с пациентом, выяснить основную проблему. События развиваются в следующем порядке:

  1. В продолжение беседы врач в пассивной форме наблюдает за состоянием клиента. Отмечается жестикуляция, линия поведения, эмоциональный фон. Консультация происходит в свободном, ни к чему не обязывающем режиме, врач не пытается навязывать свое мнение. Психолог практически не вступает в активный контакт, только задавая легкие общие вопросы, имеющие цель выяснить общее состояние больного.
  2. Для раскрытия проблемы используется две основные техники — выслушивание и диалог. Задавая вопросы, врач пытается натолкнуть пациента на открытость, раскрытие душевного состояния, переживаний. Если это удается, специалист переходит к следующему этапу консультирования — активно слушает. Здесь применяются только наталкивающие вопросы, позволяющие точно определить проблему.

Следующий, завершающий этап психологии консультирования — разработка стратегии, позволяющей устранить проблему с психикой клиента. Применяются особые техники:

  1. Врач определяет основные виды развития событий, позволяющие устранить нарушение психического состояния. Применяется несколько видов психического воздействия — советы, разъяснения, простое информирование. Понятие «совет» в этом случае скорее условное — врач не пытается навязывать определенное мнение, пусть даже правильное, а подталкивает клиента к рекомендациям. Развивается дискуссия, позволяющая пациенту самостоятельно принять решение, высказать мысли. Ситуация и личность психологического консультирования — основные составляющие, на которых базируется помощь врача.
  2. Следующий этап позволяет наметить этапы решения проблемы, координировать план последующих действий. Разрабатывается схема совместно с клиентом. Врач предлагает несколько решений, конкретизирует ожидания, намечает вопросы, выступающие стимулом для дальнейших действий. На этом этапе устанавливается последовательность устранения проблемы.

Как показывает практика, универсальной схемы решения психологических проблем не существует. Зависит все от состояния пациента, его готовности вступать в контакт с врачом, желания устранить нарушение психики.

Немаловажное значение имеет опыт и навыки психолога — только от правильно намеченного плана действий зависит, получится ли эффективно устранить проблему. Рекомендуется внимательно следить за профессионализмом выбранного врача — если первые консультации завершаются отсутствием результатов, лучше отказаться от визитов и отправиться к другому консультанту

Иногда требуется несколько пробных психологических консультирований, чтобы подобрать идеального врача, который поможет справиться с неприятной проблемой, улучшить состояние психики.

Психологическое консультирование в некоторых случаях является единственным вариантом устранения проблем с психикой, но не следует рассчитывать только на помощь врача. Многое зависит от желания самого пациента работать над собой, если готовность вступить в борьбу с проблемой отсутствует, результаты не сможет улучшить даже профессионал с многолетним опытом и стажем. Перед визитом к врачу рекомендуется разобраться в себе, определить все проблемы, над которыми нужно работать, настроиться на положительный эффект — это позволит уже с первых консультаций ощущать значительное улучшение психического состояния.

Психоанализ: помочь перевести бессознательное в область осознавания

Психоанализ разработан Зигмундом Фрейдом. Ведущая задача – распознавание, исследование вместе с клиентом неосознаваемых,
бессознательных, в частности, травмирующих переживаний, которые стали следствием восприятия человеком того, что с ним происходило ранее.
Психоаналитики исследовали психосексуальное развитие человека.

Психоаналитики, работая с клиентом, переводят бессознательное в область осознавания. Как и в случае с гештальт терапией,
психоанализ направлен на глубинную проработку личности, дает возможность исследования и анализа ее мотивации, причин поведения,
особенностей реакций и других аспектов.

Те клиенты, которые склонны к анализу, погружению в построение теорий, выдвижению гипотез, найдут в кабинете психоаналитика
возможность погрузиться в себя, в том числе, через эти инструменты.

Техники психологического консультирования

Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.

Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует о следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Завершение

Идеальный итог психологического консультирования – полностью счастливый, свободный от проблем и готовый к новой жизни клиент. Чтобы хотя бы приблизиться к такому идеалу, в рамках консультационного процесса нужно формулировать промежуточные результаты.

Такой подход позволяет вовремя внести корректировки в процесс консультирования, выявить актуальные проблемы, уточнить многие вопросы, изменить тактику работы.

Этапы психологической консультации – шаги, совершая которые, человек в сотрудничестве с психологом решает внутренние проблемы, приходит к ощущению благополучия, успешности.

Гештальт терапия: модель «здесь и сейчас»

Гештальт терапия базируются на научных изысканиях Фрица Перлза и других ученых, которые исследовали теорию поля, цикл контакта с потребностью, механизмы прерывания контакта с потребностью. Психика стремится к целостности, к завершению процессов. Также исследования касались рассмотрения соотношения фигуры и фона, то есть того, по каким закономерностям осуществляется актуализация и выведение на первый план, в зону потребностей, те или иные состояния человека.

Одним из ведущих принципов гештальт психотерапии является модель «здесь и сейчас». Речь идет о том, что психолог во время сессии выводит клиента на осознавание себя и того, что с человеком происходит в актуальном времени. Работа с произошедшими ранее событиями также строится из позиции настоящего времени.

Гештальт психотерапия может быть полезна тем клиентам, которые заинтересованы в глубинном исследовании себя, возможности встретиться с самим собой. Гештальтист работает с актуальным на данный момент запросом человека, причем, бывает так, что он озвучивает одну проблемную зону, а на поверку оказывается, что более эмоционально заряжена другая.

Терапевт следует за клиентом. Одна из главных задач – вывести человека на осознавание того, кто он, что с ним происходит, какова его личная ответственность за свою жизнь и свои решения. Перечень вопросов, с которыми работает гештальт психотерапевт, аналогичный, как и в других направлениях консультирования, однако используется разный инструментарий.

Техники психологического консультирования

Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.

Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.

Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.

Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».

Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.

Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.

Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.

Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.

Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.

Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.

Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».

На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.

Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.

Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.

Техника «информирование» говорит за себя

Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность

Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.

Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.

Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.

Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.

Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.

Консультационная работа

Как только все вопросы и условия будут определены и приняты, начинается непосредственно консультационная работа. Используемые методы и техники зависят от проблемы, ее остроты, актуальности:

  • В процессе может использоваться арт-терапия, драматерапия, нарративная практика. Эти способы актуальны для выяснения глубинных проблем и их безболезненного разрешения.
  • Применяется беседа, обсуждение позиций разных сторон в конфликтах.
  • В работе с проблемным поведением, агрессией отрабатываются новые способы реагирования на сложные ситуации.
  • При страхах, неуверенности в себе, тревожности актуально разобраться с прошлым клиента – какие отношения складывались с родителями, были ли сложности с адаптацией.
  • При проблемах во взаимоотношениях в семье, со сверстниками, коллегами могут применяться групповые тренинги, семейные консультации.
  • Вопросы смысла жизни эффективно обсуждать с позиций экзистенциальной терапии.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: