Самооценка: что это такое и как с ней работать?

Виды самооценки

Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценкой, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

Существует нормальная самооценка, то есть адекватная, низкая и завышенная, то есть неадекватная. Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный уровень самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

Низкая степень самооценки способна только блокировать решительность, уверенность, а завышенная – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно. Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, застенчивостью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества. Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Высокая самооценка – хорошо или плохо ↑

Принято считать, что высокая самооценка — это личная оценка человеком своих качеств, считающихся положительными, своих возможностей и вера в то, что он сам является вершителем своей судьбы.

Однозначно оценить поведение человека достаточно сложно. Необходимо знать все предпосылки, побуждающие к тем или иным мыслям и поступкам, что невозможно. Уже само по себе деление на «хорошо» и «плохо» предполагает оценочное суждение.

Именно дуальность восприятия затрудняет сделать объективную оценку. По этой причине объектом изучения в психологии является человек. Его чувства, мысли, переживания, поведение. В этом контексте уровень самооценки сложно переоценить.

Высокая самооценка, как две стороны одной медали:

  1. Положительная сторона. Высокая самооценка – это вера в самого себя, в свои силы. Самоуважение. Не уважая себя, сложно научиться уважать других. Подавляющее большинство успешных людей уважают себя, знают свои сильные и слабые стороны. Прекрасно представляют себе и свои слабости. Это знание делает их еще более устойчивыми в стрессовых ситуациях и позволяет им двигаться дальше по пути своего совершенствования.
  2. Негативная сторона. С другой стороны, слепо веря в свои силы, человек может быстро утратить адекватность восприятия реальности. Лихач-водитель или игроман являются яркими представителями людей с чрезмерно высокой уверенностью в своих силах и вере в удачу и успех. Именно завышенная самооценка и неадекватная самоуверенность является причиной иллюзий, которые неизбежно рушатся, психически истощая человека.

Не хватает уверенности в себе? Узнай, что делать при заниженной самооценке. Как повысить самооценку и уверенность в себе подростку? Читай статью.

Безусловно, высокая самооценка важна для гармоничного развития личности. Можно выделить три уровня в оценке людей самих себя:

  1. Заниженная – предпочитает браться за задачи, объективно лежащие ниже его знаний и способностей. Справляется значительно быстрее отведенного времени.
  2. Завышенная – задачи, за которые традиционно берется человек, значительно превосходят его навыки. Постоянно не справляется с поставленными задачами.
  3. Адекватная – человек с большой вероятностью выбирает задачи наиболее точно соответствующие опыту и знаниям.


Говоря о высокой самооценке, имеется ввиду адекватный уровень восприятия самого себя, где достаточно точно оцениваются свои возможности и силы. Человек способен принимать адекватные риски, преодоление которых повышает внутреннюю мотивацию.

Теперь, резюмируя, можно различить существование высокой и завышенной самооценок. Очевидно, высокая самооценка – это хорошо, а завышенная – плохо. Возможно, плохо для окружающих. Но, в первую очередь — для обладателя такой оценки о себе.

Она мешает человеку честно посмотреть на себя и принять себя таким, как есть. А без этого внутренний рост и счастье человека невозможны.

Особенности формирования самооценки

Любой человек склонен сравнивать себя с другими людьми. На основе этого формируется его самооценка. Само понятие включает в себя оценивание человеком своих качеств, возможностей, способностей и особенностей собственной деятельности. В зависимости от успехов в учёбе и труде, от пребывания в определённой возрастной группе самооценка имеет тенденцию изменяться.

На ранних этапах развития малыш оценивает преимущественно личные физические качества и возможности. Ребёнок считает себя умным, сильным, красивым и большим человеком. Позднее он начинает осознавать свои поступки, действия, практические умения и нравственные ценности. Большое влияние оказывают взаимоотношения между ребёнком и родителями. Сложное эмоциональное состояние испытывают подростки, которые начинают ощущать себя зрелой личностью и чувствуют притеснение от ограничения их воли и постоянного контроля со стороны взрослых. Самооценка тинейджеров подвергается большим испытаниям.

Дети с адекватной самооценкой общительны, активны, находчивы, не лишены чувства юмора. Они охотно идут на контакт с окружающими. Заниженное восприятие самого себя приводит к пассивности, мнительности, чрезмерной ранимости и обидчивости. Боязнь оказаться хуже других детей приводит к отказу от участия в различных мероприятиях. Малыши с высоким самомнением часто выражают агрессию по отношению к другим детям, потому что окружающие должны слушаться только их и делать так, как они этого хотят.

Личность формируется в результате социальной адаптации. Самооценка отражается на взаимодействии с посторонними людьми. Она влияет на дальнейшую судьбу человека.

Ценить себя – не значит быть равнодушным эгоистом

«Ценишь ли ты себя?» — Этот вопрос настоящий эмоциональный «удар под дых» для человека с нестабильной самооценкой. Зачастую виной тому служат коллективистские установки советских времён, когда человек воспринимался как «винтик механизма» нежели как полноценная личность со своими желаниями и стремлениями.

Ценить себя – это:

  • Ориентироваться только на собственное мнение о себе и своих поступках.
  • Не принимать непрошеных советов.
  • Не ломать себя ради соответствия общепринятому канону.
  • Не позволять другим собой манипулировать.
  • Оставить попытки навязать другим людям свою картину мира.
  • Уметь отказывать и говорить слово «нет».
  • Уметь принимать комплименты.
  • Не стесняться задавать вопросы и просить о помощи, когда она требуется.
  • Фильтровать свой круг общения от токсичных и неприятных людей.
  • Быть добрым/ой по отношению к себе.

Как видите, ценить себя и обладать здоровым эгоизмом – это совсем неплохо!

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

Экономика образования

Прокачка для ума: четыре ключевых навыка успешной личности

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

Экономика образования

Почему повышение квалификации способствует улучшению самооценки

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Как формируется самооценка?

Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.

Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание. Однако и с этим следует быть осторожнее. Нельзя перехваливать его, поскольку это также приведёт к формированию неправильной самооценки.

Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.

Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты. Они приходят к выводу, что мир по отношению к ним особенно несправедлив. Следствием этого становятся озлобленность, депрессия и другие психические расстройства.

Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни. На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни

Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя

На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни. Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя.

Как научиться ценить и любить жизнь?

Современный человек живёт с навязчивой мыслью, что ему нужно успеть: обзавестись материальными благами, завести семью и детей, купить дом. Но в этой гонке за хорошей жизнью мы часто забываем просто жить и получать удовольствие от банальных вещей. Тёплые объятия сонного ребёнка, завтрак, принесённый в пастель супругом, смешное сообщение от друга по переписке – всё это маленькие кусочки пазла, из которых и состоит счастливая жизнь. Только вот зачастую мы их просто не замечаем, принимая как должное. Ведь в голове уже заложена совсем другая картина счастья, которая настолько кинематографичная и ненастоящая, что мало имеет чего общего с реальной жизнью.

Так как же насладиться реальной жизнью, когда вымышленный идеал так далеко? Если вы задаётесь этим вопросом, следующие советы для вас:

  1. Чаще смейтесь. Над неловкими жизненными ситуациями и над собой. То, что вы поднимите себе настроение гораздо лучше отразится на вашем самочувствии, чем чувство стыда и неловкости.
  2. Формируйте правильное окружение. Друзья сильно влияют на ваше настроение и самоощущение, поэтому постарайтесь себя окружить исключительно приятными, добрыми и отзывчивыми людьми.
  3. Не запрещайте себе мечтать. Если вы грезите о домике у моря – поставьте себе на обои рабочего стола аналогичное изображение. Наше подсознание работает очень интересным образом – чем чаще ваши глаза будут натыкаться на желаемое, тем быстрее мозг проложит путь к успеху.
  4. Будьте благодарны. Чаще говорите спасибо. Спасибо миру, за то, что у вас есть крыша над головой, родственникам, за их заботу, клиентам за сотрудничество. Помните, что улыбки и благодарности – бесплатны.
  5. Займитесь самодисциплиной. Пообещайте себе, что перестанете раздражаться на бестактных и грубых людей и не будете вступать в конфронтации. Чтобы визуализировать этот процесс повяжите на запястье нитку, и каждый раз, когда срываетесь переодевайте её на другую руку.
  6. Не ждите повода. Вы можете дарить подарки близким и говорить комплименты, не дожидаясь красных чисел календаря. Жизнь быстротечна и ни один повод для счастья не бывает лишним.
  7. Романтизируйте рутину. Вы не любите готовить? Попросите супруга присоединиться к процессу и поэкспериментируйте над рецептурой вместе. Даже обычное бытовую обязанность можно превратить в праздник.

Изучение самооценки личности

Мнение относительно себя можно рассматривать со всех сторон, так как разработано много различных способов, позволяющих досконально изучить, что означает та или иная самооценка. Если говорить кратко, наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • Уровень притязаний сопоставляется с объективными результатами;
  • Идет сравнение своей личности с другими людьми.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения

На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность

Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения

На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность

Психология предлагает ряд методик измерения самооценки индивида, составления ее количественной и качественной характеристик:

  1. Популярное исследование Дембо-Рубинштейн рассчитано на изучение самооценки подростков, которая складывается из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для получения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность восприятия самого себя.
  2. Доступной для людей разных возрастов является методика «Три оценки», предложенная А.И. Липкиной. Аргументы самооценки, представленные в методике, помогают оценить себя и определить уровень устойчивости/неустойчивости личности.
  3. Не менее популярный тест «Оцени себя сам» помогает узнать, каким уровнем самооценки обладает человек: нормальной адекватной, неадекватной завышенной или заниженной.

Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе. Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

  1. Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
  2. Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
  3. Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
  4. Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
  5. Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

Как начать уважать себя и жить в гармонии?

Почему самоуважение очень важно?

«Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали». Эту фразу впервые написал испанский прозаик Бальтасар Грасиан-и-Моралес и она остаётся актуальной до сих пор. Но, с чего начать? Мы собрали самые эффективные, но при этом простые советы, которые вы сможете легко воплотить в жизнь:

  1. Развивайтесь. Читайте книги, посещайте курсы, ходите в тренажёрный зал. Занимайтесь тем, что поможет вам почувствовать и увидеть реальные перемены.
  2. Балуйте себя. Это может быть просмотр фильма, чашечка ароматного кофе утром в кофейне или же тёплая ванна. Не отказывайте себе в маленьких ежедневных удовольствиях.
  3. Наберитесь терпения. Ни один, даже самый требовательный родитель не разочаруется в своём младенце, если он не пойдёт твёрдым шагом едва встав на ножки. Так и вы не будьте строги по отношению к себе, если у вас что-то не получается с первого раза. Помните, что всё решает практика.
  4. Сдерживайте обещания. Старайтесь выполнять обещания, данные самому себе. Особенно если от них зависит достижение ваших целей. Относитесь к себе, как к другу, которого вы не хотите подвести и обидеть.
  5. Не сравнивайте. Вы можете учиться у более успешных, анализировать их личностные качества и пытаться понять, что именно помогло им добиться успеха, но ни в коем случае не сравнивайте себя с ними. Помните о том, что жизненный опыт каждого человека индивидуален и неповторим.
  6. Простите и отпустите. Уверенный в себе человек не застревает в прошлом, не прокручивает в голове старые диалоги и не фантазирует о несостоявшемся. Он устремлён в будущее. Простите старые обиды и отпустите с миром всех тех, кто вас когда-либо обидел.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: