Круговорот агрессии: как понять преступников и предсказать их поведение

Возникновение и становление науки о стрессе

Чтобы разобраться в физиологической реакции организма на стресс, сначала необходимо понять, что такое стресс, почему он возникает и к каким последствиям приводит.

Основоположником науки о стрессе является венгерский эндокринолог Ганс Селье. Экспериментальным путем он пришел к выводу, что любое неблагоприятное воздействие на организм со стороны неизменно приводит к негативным последствиям: ухудшению здоровья, возникновению различных болезней, а иногда даже к смерти.

Селье выявил, что люди точно так же, как и животные, страдают от сильных физических нагрузок, шума, перепада температур и других вредных факторов, оказывающих на них влияние. И такие симптомы, как лихорадка, слабость и апатия у физически здоровых людей вызваны не скрытыми заболеваниями, а именно этими самыми негативными раздражителями.

Селье назвал само это состояние и физиологическую реакцию организма на это состояние словом «стресс». А после этого сделал еще один колоссальный шаг в развитии науки, дав стрессу совершенно неожиданное определение: «стресс – это реакция организма на любое оказываемое на него воздействие». Селье утверждал, что стресс – это реакция не только на жестокие и болезненные воздействия со стороны, а на абсолютно любое воздействие со стороны, требующее адаптации и каких-либо ответных действий.

Вслед за Селье многие ученые проводили экспериментальные исследования стресса с помощью животных. Одним из таких ученых был физиолог Уолтер Кэннон, который занимался изучением влияния страха и злости на их физиологию.

В 1929 году Уолтер Кэннон опубликовал свою научную работу Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear and Rage: An Account of Recent Research into the Function of Emotional Excitement, Appleton-Century-Crofts («Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости: отчет о недавних исследованиях функции эмоционального возбуждения компании Appleton-Century-Crofts»), в которой впервые было введено понятие физиологической реакции «Freeze (замри) – Flight (беги) – Fight (борись) – Forfeit (сдавайся)».

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Явная и скрытая (пассивная) агрессия

Что такое агрессия?

Агрессивность — это следствие базовой эмоции — гнева.

Когда человек испытывает гнев?

  1. Когда хочет что-то получить, но не может. Чем выше потенциал нереализованного желания — тем выше гнев.

Когда границы территории (психологической или физической), которую человек считает своей, нарушают.  

Когда человек чего-то боится, и не имеет возможности убежать. Нормальная реакция на испуг — бей или беги. Если нет возможности избежать источника страха, включается второй паттерн — агрессия. У части людей она может выражаться неявно, внешне это будет выглядеть как замирание, ступор. Но внутри всё равно будет клокотать ярость вперемежку со страхом.


Агрессия может быть явной:

Социально неприемлемой — физическое нападение, угрозы, оскорбления, разрушение чужого имущества. Или явной, но приемлемой:

  • Направленной на себя, на своё имущество (аутоагрессия) — это плохо для самого человека, но безопасно для окружающих.

  • Спор, выяснение отношений, предъявление претензий, выдвижение ультиматума, чёткое выражение несогласия. 

Агрессия может быть скрытой:

Психология многих людей базируется на неадекватном воспитании: любые их проявления злости жёстко пресекались, и поэтому они научились спускать свои негативные эмоции в непредназначенные для этого каналы. И в таком случае все агрессивные проявления маскируются под нормальные, приемлемые, повседневные действия.

Тихая агрессия — это всегда непрямое, косвенное выражение гнева. Конечная цель агрессора может быть любой:

  • получить желаемое;

  • прогнать со своей территории;

  • избежать неприятного общения;

  • разделить влияние.

Но она всегда маскируется и прячется, и часто не осознаваема самим агрессором.

В отличие от явной агрессии, замаскированная, даже осознаваясь «жертвой», не даёт формального повода её пресечь. Ведь человек ничего такого не делает, даже голоса не повышает!

Причины пассивной агрессии

Известно, что в отношениях пассивная агрессия может привести к серьёзным ссорам, а на рабочем месте к неблагоприятной атмосфере в коллективе.

Существует ряд факторов, которые могут быть причиной пассивной агрессии:

1. Воспитание

Есть мнение, что пассивно-агрессивное поведение является плодом воспитания в той среде, где прямое выражение эмоций редко или вовсе не поощрялось.

Человек считает, что не способен должным образом выразить свои чувства открыто. Именно это подталкивает его скрытно направлять своё раздражение и неприязнь на вас.

2. Действие по ситуации

Когда человек находится в ситуации, в которой проявление агрессии неприемлемо для общества, например, на работе или на семейном мероприятии, он может быть склонен более скрытно проявлять эмоции, когда кто-то его злит.

3. Путь наименьшего сопротивления

Многим бывает очень непросто открыто проявлять эмоции и быть напористым. Когда человеку сложно постоять за себя, на помощь ему приходит пассивная агрессия, так как она помогает справиться с внутренними эмоциями, при этом отпадает необходимость встречи лицом к лицу с источником гнева.

Некоторые люди просто не выносят конфронтации.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

Роль физиологической реакции на стресс в жизни человека

Из-за своих животных инстинктов человек реагирует на простые жизненные трудности, с которыми он может легко справиться, так, будто это реальная угроза его жизни и здоровью. Рассмотрим то, как протекает физиологическая реакция на стресс у людей:

«Замри» – Возбуждение. Эта стадия одинаково проявляется и у людей, и у животных. Организм приходит в состояние возбуждения, чтобы сконцентрироваться на проблеме, оценить размер угрозы и выбрать оптимальную стратегию поведения.

«Бей» – Гиперкомпенсация. Человек ощущает себя уязвимым и слабым, он отказывается это принимать и вступает в борьбу с тем, что его ранит, встает в жесткую оппозицию. Он начинает «защищаться» любыми доступными способами, лишь бы доказать свою значимость.

«Беги» – Избегание

Если «сломить» оппонента не получилось, человек, почувствовав себя недостаточно сильным для того, чтобы доказать свою важность, принимает решение «спрятаться от всего мира», уйти от источника негативных эмоций.

«Сдавайся» – Капитуляция. Заключительный этап поведения в стрессовой ситуации – это просто сдаться

Человек уже не пытается доказать обратное или отрицать то, что ему говорят. Он принимает свое поражение и больше не предпринимает попыток что-либо доказать или исправить.

Ни одна из этих стратегий не способна решить проблему человека, помочь человеку найти правильный выход из ситуации и сделать его счастливым.

Однако самое опасное для человека – это не наличие вышеперечисленных реакций, а стойкая фиксация на одной из них.

Роль физиологической реакции на стресс в жизни животных

Реакция «замри-беги-бей-сдавайся» изначально сформировалась у животных, чтобы они смогли выжить в диких условиях.

Представим газель, которая умиротворенно жует травку, ее организм находится в этот момент в абсолютно спокойном состоянии, а все реакции в нем протекают в размеренном темпе. Вдруг она замечает, что недалеко от нее находится лев. Что происходит дальше?

Газель видит льва и замирает: сейчас ей нужно за считанные секунды решить, что ей делать, чтобы спасти свою жизнь. Тогда ее организм входит в такое состояние, которое позволит ей принять это решение: ее сердечный ритм учащается, потоотделение увеличивается, поле зрение сужается, легкие начинают усиленно перегонять кислород в кровь, мышцы тела максимально напрягаются. Это позволяет ей сосредоточиться на внешних обстоятельствах и решить, что делать в конкретной ситуации: бежать, бить или сразу сдаваться.

Газель знает свое главное преимущество – она быстрее льва. Но она так же знает, что он гораздо сильнее нее, поэтому прямая атака бесполезна. Если лев ее еще не заметил и находится далеко, она побежит. Если он уже готов ее атаковать, она попробует оказать сопротивление, чтобы выбраться и все-таки попробовать убежать. Если она поймет, что шансов убежать нет, она притворится мертвой, потому что хищники обходят стороной мертвое тело.

Таким образом, животным такая реакция, безусловно, приносит только пользу. В животном мире существует только реальная угроза жизни и здоровью организма. Там нет «проблем» во взаимодействии, Лев никогда не подойдет к газели, чтобы сделать ей замечание и указать на ее недостатки. Он идет к ней с единственной целью – убить ее. Поэтому ее реакция «замри-бей-беги-сдавайся» единственно верная, она помогает ей выжить.

Другое дело – мир людей. В нашей жизни реальные угрозы здоровью и жизни, к счастью, встречаются намного реже. А основным источником наших проблем являются гораздо менее опасные объекты, взаимодействие с которыми не угрожает нашей жизни, а лишь заставляет нас испытывать негативные эмоции. Например, ссора с близким человеком, необходимость выступить на публике и т.д.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Реально ли «диагностировать» пассивную агрессию в текстовом сообщении (например, в мессенджере) без невербальных признаков (интонации, пауз и прочего)?

– Распознать пассивную агрессию в текстовом виде, когда вы не слышите, скажем, интонацию человека, конечно, сложнее. В этом случае вы можете провести анализ: если человек всегда ставил смайлики – и вдруг перестал, то, возможно, это и правда повод задуматься. Между вами могло что-то произойти, и это его реакция, которой он пытается выразить свое недовольство.

Или если человек не отвечает на письма или на какую-то важную часть письма (вы его о чем-то спрашиваете, а ответа нет, спрашиваете еще раз – снова молчание), это точно проявление пассивной агрессии.

Но не все на письме выражают свои эмоции смайликами – это очень индивидуально. Поэтому я бы предложила тестировать реальность на то, кто этот человек, какая была с ним коммуникация до этого, изменилось ли что-то в вашем общении.

Фиксация на одном из этапов физиологической реакции

Если сначала эти реакции у человека чередуются, то со временем, к зрелому возрасту, одна из них становится решающей и всецело определяет поведение индивида в стрессовых ситуациях. При любой опасности человек, не задумываясь о том, насколько логично и продуктивно его поведение, будет поступать только так и никак иначе: он будет всегда выбирать только одну стратегию – убегать от проблем, биться с оппонентом или сразу же сдаваться.

Так что же происходит при фиксации организма на той или иной стратегии, и к каким последствиям это приводит?

  • Человек с фиксацией на стратегии «беги» всегда будет реагировать на стресс отстранением, физическим или эмоциональным, т.е. убегать в прямом или переносном смысле. Такой человек вынужден изолировать себя от общества. У него есть два пути: либо «спрятаться в своей раковине», либо быть среди людей, держась от них на дистанции. Очевидно, что ни о какой эмоциональной близости не может быть и речи, ведь для такого человека подпустить кого-то к себе равнозначно самостоятельно обречь себя на душевные страдания. Люди с такой стратегией реакции на стресс практически всегда становятся заложниками различных зависимостей, т.к. для них это единственный способ получать эмоции, «не выходя в реальный мир».
  • Человек с фиксацией на стратегии «бей» всегда будет реагировать на стресс нападением. Он будет вставать в оппозицию и обороняться со всех сил любыми способами независимо от того, прав ли он. Он будет обвинять других людей и внешние обстоятельства, но никогда не признает свою вину и не попытается извиниться и исправить сложившуюся ситуацию. Такие люди агрессивны, жестки и не способны к проявлению гибкости. Они также одиноки, т.к. не умеют решать проблемы мирным путем и договариваться.
  • Человек с фиксацией на стратегии «сдавайся» никогда не будет предпринимать хоть каких-то действий в стрессовой ситуации, он не будет делать абсолютно ничего. Эта реакция является самой опасной и обычно возникает в случае возникновения поистине шоковых для человека эмоций. Подобно тому, как при невыносимой физической боли человек теряет сознание, при эмоциональной боли этого уровня интенсивности психика просто «выключает» чувства человека, чтобы он смог выжить. Такая реакция не наносит вреда организму, если она происходит однократно. Но если человек «застывает» в таком состоянии, он впадает в депрессию: постоянно ощущает нехватку энергии, подавленность, апатию, нежелание что-либо делать. В результате этого человек перестает жить нормальной жизнью и куда-либо двигаться, другими словами, можно сказать, что он «эмоционально умирает».

Очевидно, что фиксация человека на одной из вышеперечисленных стратегий реакции на стресс не только мешает жить полноценной жизнью в обществе, но и оказывает крайне деструктивное воздействие на личность.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Примеры пассивно-агрессивного поведения

Пассивная агрессия – это очень распространенное явление. Иногда её проявляют очень близкие люди, сами того не замечая. Иногда – незнакомцы, которые под видом доброжелательности стараются показать своё превосходство или просто унизить случайного человека. Рассмотрим несколько типичных примеров пассивной агрессии из повседневной жизни.

Пожилые женщины очень любят раздавать советы проходящим мимо молодым мамам о том, как те должны ухаживать за детьми, как одевать их и какие игрушки им покупать. Разумеется, ни о какой заботе речи не идёт. Это скорее попытка унизить незнакомую женщину, показав, что она некомпетентна в вопросах ухода за ребёнком или просто безответственна.

Наверняка у вас есть родственники или близкие знакомые, которые любят учить вас, как правильно жить, когда жениться или выходить замуж, какой должна быть свадьба, когда и сколько нужно рожать детей… Здесь примерно та же ситуация, что и в предыдущем примере. Стремление «учить жизни» обычно является лишь попыткой сказать «Я знаю о жизни всё, а ты постоянно совершаешь глупые ошибки!».

Очень часто пассивная агрессия проявляется в виде плохо скрываемой зависти. К примеру, человек может высказывать колкости в адрес того, кто смог бросить курить (в отличие от него), и выражает уверенность, что «Это всё равно не надолго!». Похожей критики удостаиваются и любые другие успехи, вызывающие зависть (например, продвижение по карьерной лестнице).

Чаще всего пассивная агрессия проявляется в виде таких действий как:

  • комплименты с «ненавязчивой» критикой;
  • жалобы на несправедливость («Он не заслужил этого повышения!»);
  • психологическое давление (навязчивость, излишнее дружелюбие, поток негатива и жалобы на повседневные события);
  • показательное «шутливое» злорадство;
  • акцентирование внимания на чужих ошибках (иногда также подсчёт этих ошибок);
  • саботаж работы, обещаний и иных обязательств;
  • конфликтные формулировки, замаскированные под вежливые («Вот объясни мне, пожалуйста!»);
  • игра в жертву («Я с тобой не разговариваю!»).

Как распознать пассивную агрессию?

– Чаще всего в начале отношений очень сложно заподозрить, что вы общаетесь с пассивным агрессором. Ведь, как я уже говорила, такой человек не делает прямых агрессивных действий. При этом его поведение всегда можно трактовать двояко: скажем, человек опоздал, и вы начинаете прояснять ситуацию: «Почему ты опаздываешь? Дело во мне? Ты злишься на меня?» Агрессор всегда может уйти от темы или сказать, что это случайность. И здесь вы не сможете понять, делает ли человек так намеренно или это просто стечение обстоятельств.

Но если в отношениях вы чувствуете за собой все больше фантомной вины или будто что-то должны человеку, то это повод задуматься над тем, что, скорее всего, здесь имеют место манипулятивные приемы. Человек таким образом проявляет пассивную агрессию. И часто это происходит либо в близких отношениях, которые страшно потерять (между партнерами, с родителями), либо в отношениях, где есть иерархия (например, в рабочих отношениях, когда невозможно открыто проявить агрессию в сторону коллег или начальства).

Открытая агрессия довольно прозрачна, ее сразу видно: это и физическое насилие, и крик, и прямые оскорбления, и ложные обвинения.

А вот пассивная не имеет таких четких рамок и критериев, по которым бы ее можно было вычислить: агрессивное поведение более завуалировано, но при этом оно всегда влияет на другого человека (часто это про нарушение границ, выражение неконструктивной злости). Он будет чувствовать, что общение действует на него разрушительно или токсично, но прямых доказательств этому нет.

Заключение

Пассивная агрессия — замаскированное под «нормальные» действия выражение гнева, недовольства или беспокойства. Так могут вести близкие люди и случайные прохожие, в их арсенале широкий набор инструментов: бойкот, газлайтинг, насмешки, сарказм, обесценивание, навязчивая забота, злорадство, и т.д.

Цель агрессора — избавиться от внутреннего напряжения, которое он не может выразить приемлемым способом, внушение другому чувства вины и перекладывание ответственности за свои эмоции.

Не нужно идти на поводу у манипулятора, старайтесь замечать эти признаки и не принимать их на свой счёт, не давайте агрессору того, что он хочет, предложите открытый разговор, свою помощь, если это ваш близкий, помощь психолога.

А если ничего не помогает, и манипулятор продолжает деструктивное поведение, что ж, спасайте своё психическое здоровье — держитесь от такого человека подальше.

Вы автор своей жизни и только вы в ответе за своё счастье и благополучие. 

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты – это ты.
А я – это я.
И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.

Фредерик Перлз

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: