Содержание
Здесь приведена самая первая адаптация, сделанная в 1989 году С. Н. Ениколоповым. Но адаптация А. К. Осницкого (1998 год) тоже встречается в литературе.
Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность». Враждебность — это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Он предлагает несколько определений агрессии.Агрессия — это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим.
Дальнейшее разделение проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие 8 видов реакции:
1. Физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица.2. Косвенная агрессия – это агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.3. Раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).4. Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.5. Обида – это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.6
Подозрительность проявляется в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.7. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).8
Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Таким образом, опросник Басса-Дарки предназначен для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.
Введение
Эта статья посвящена переживанию, с которым мы сталкиваемся едва ли не чаще чем со всеми остальными, — переживанию агрессии. И так как оно безусловно является неотъемлемой частью нашей жизни, то нам и нашим клиентам полезно про него знать как можно больше.
Эта статья задумывается мной, как своеобразная «карта-схема» по психотерапевтической работе с агрессией. Я буду исходить из того, что полезно выделять разные виды агрессии, которые по-разному устроены, в разных случаях появляются и с которыми необходимо по-разному работать. В статье будут описаны как некоторые полезные и необходимые любому человеку свойства агрессии, и некоторые ее опасные варианты. Далее в тексте, я буду пользоваться словами «агрессия» и «раздражение» как синонимами.
Два слова об агрессии и ее истоках
Агрессия — это психофизиологическая подготовка организма к активным действиям, направленным на «противостояние чему-то» и совершение этих действий. Физиологическими проявлениями этой подготовки являются — изменение биохимических реакций организма, изменение деятельности внутренних органов и систем, перераспределение кровоснабжения мышц и органов, изменение позы за счет изменения тонуса различных групп мышц, подготовка мышц к дальнейшим двигательным реакциям.
Эволюционно агрессия появилась в живом мире очень давно, и за время своего существования, взяла на себя большое количество разных функций. Вот неполный список функций агрессии в животном мире:
- Территориальное поведение
- Защита себя в критических ситуациях
- Защита потомства
- Регуляция взаимодействия полов
- Регуляция статуса особи в социальной группе
Многое из этого, было унаследовано и человеком. Но для эволюции очень характерно, вновь и вновь использовать уже созданные механизмы для новых целей. Плюс, для самой человеческой психики характерно использовать созданные эволюцией механизмы как элементы, из которых собирается высшие психические функции. Все это дает нам большое разнообразие разных видов и функций агрессии, которые мы можем найти у человека.
Явление «остановленной агрессии»
Как уже говорилось, агрессия — это подготовка организма к активным действиям. И почти всегда, вне зависимости от конкретного вида агрессии, если после ее активации — никаких действий не смогло произойти — мы получаем эффект «остановленной агрессии». А остановка действия, в свою очередь, только усиливает переживание — и в психотерапии мы часто сталкиваемся с такой остановленной агрессией. Когда мы работаем в психотерапии с любым видом агрессии клиента, мы в любом случае должны «поддерживать процесс переживания» агрессии: признавая право клиента на это переживание, считая это переживание важным, расспрашивая про него и некоторой степени «присоединяясь» к нему.
Более сложный вопрос в другом — всегда ли надо предлагать клиенту усиливать его переживание агрессии, например, попросив клиента «выразить его» телесно или словесно. И если делать это — то, как именно? Ответ на вопрос зависит от того, с каким видом агрессии мы имеем дело. В каком-то смысле, этому и будет посвящена статья.
Психотерапевтическая работа с агрессией
В чем может заключаться работа психолога с переживаниями агрессии? Если мы попробуем перечислить наиболее частые виды этой работы, то они будут таковы:
- Поддержка агрессии клиента, в тех местах, где она была бы полезна и конструктивна
- Помощь клиента в «деконструкции агрессии», когда агрессия дискомфортна или разрушительна
- Переживание/завершение агрессии возникшей в человеке, но остановленной или подавленной
- Помощь клиенту в совладении с агрессивным поведением, развитие его возможностей саморегуляции
- Обучение клиента лучше разбираться в своих переживаниях, не поддерживая редукцию до агрессии
В этой статье мое внимание в первую очередь будет сконцентрировано на первых трех видах работы
Техника «5 шагов»
Борьба с агрессией возможна по технике пяти шагов, позволяющей вплеснуть негативные эмоции и взглянуть на проблему с положительной стороны. Суть техники в том, чтобы последовательно в письменном виде ответить себе на определенные вопросы, описать свое состояние и переживания. Состоит, как понятно по названию, из пяти этапов:
- Осознай свои эмоции, с которыми столкнулся в конфликте;
- Осознай свои мысли по отношению к себе и к другим сторонам;
- Осознай потребности и интересы, которые были затронуты в конфликтном вопросе;
- Осознай все негативные стороны проблемы;
- Осознай все позитивные стороны.
Ответы на все эти вопросы помогут конструктивно взглянуть на ситуацию и найти способы снятия агрессии.
Интерпретация результатов
По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3
При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.. Хван А.А
с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
---|---|---|---|
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | ||
Вербальная агрессия | Раздражение | ||
Негативизм | Подозрительность | ||
Чувство вины | Обида | ||
1 | 0 -20 | низкий уровень | |
2 | 20 — 30 | 0 – 14 | |
3 | 31 — 41 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 42 -52 | 26 – 36 | |
5 | 53- 63 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 64 -74 | 48 – 58 | |
7 | 75 — 85 | 59 – 69 | высокий |
8 | 86 — 96 | 70 – 80 | очень высокий |
9 | 97 и более | 81 – 92 | |
10 | 92 и более |
Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
---|---|---|---|
Агрессивность | Враждебность | ||
1 | 0 -17 | низкий уровень | |
2 | 18 – 27 | 0 – 14 | |
3 | 28 – 38 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 39 – 49 | 26 – 36 | |
5 | 50 — 60 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 61 — 71 | 48 – 58 | |
7 | 72 — 82 | 59 – 69 | высокий |
8 | 83 — 93 | 70 – 80 | очень высокий |
9 | 94 и более | 81 – 92 | |
10 | 92 и более |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.
Литература
- Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со стыдом и виной: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 10-й Московской психодраматической конференции, 2013 г.
- Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со страхом: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 9-й Московской психодраматической конференции, 2012 г.
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
- Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.
Как научиться управлять гневом
Доктор медицинских наук Уильямс Редфорд разработал методику, которая объясняет, как научиться сдерживать гнев и раздражение.
- Записывайте в течение дня всё, что вам не нравится.
- Признайте сами себе, что не умеете контролировать свои эмоции и гнев.
- Не отворачивайтесь от близких. Их поддержка особенно необходима.
- В стрессовой ситуации постарайтесь остановиться, глубоко подышать.
- Встаньте на место оппонента.
- Смех – своеобразная форма контроля над гневом.
- Доверяйте и слушайте окружающих.
- Управление гневом будет даваться легче, если чаще расслабляться, слушать музыку, гулять на свежем воздухе.
- Прощайте другим их недостатки.
Этапы управления гневом Гнев в психологии – это протестное переживание. Оно выражается в словесных оскорблениях, спорах, рукоприкладстве. Попав в неприятное положение, мы проходим стадии гнева:
- отрицание;
- гнев;
- торг;
- депрессия;
- смирение.
Так наш разум адаптируется к новым условиям. Научившись контролировать свои эмоции, человек нарушает этот порядок и находит равновесие.
После лечения агрессивного поведения
После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения неконтролируемой депрессии в форме амбулаторно-поликлинического и амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению — стационар замещающие методики используемые в Брейн клиник. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.
Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента. Терапия основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень неконтролируемой депрессии уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессии.
База агрессивного поведения
Как правило, основной базой для агрессивного поведения, являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.
Ученые рассматривают мотивацию неконтролируемой агрессии по-разному.
К.Лоренц — рассматривал агрессивное поведение, как один из основных стержней для выживания человека.
З.Фрейд — говорил об агрессивном поведении, как об инстинктивном влечении и отводил этому важную роль в психосексуальном развитии ребенка.
Многие современные специалисты рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния и последствий каких-то психологических травм полученных в раннем детстве или юношеском возрасте.
Важно знать, что неконтролируемая агрессия может быть взята под контроль и быть подконтрольна человеку. Выплёскиваемая энергия может быть направленна в мирное русло, например в спорт, творчество, науку
Агрессивное и самоуничтожающее поведение, импульсивность с одной стороны и отсутствие чувства вины с другой стороны, приводят этих людей к разнообразному асоциальному поведению.
Очень многое зависит еще от наследственной предрасположенности. Если среди родственников есть люди с пограничной симптоматикой, то импульсивное поведение с элементами агрессии это наследственная черта.
Какие дети растут агрессивными?
Среди мальчиков шанс вырасти агрессивным человеком высок у мальчиков, которые являются «кумирами семьи». Это мальчики, которые воспитывались мамой и бабушкой без папы. Типичный представитель этой группы — Лермонтов М. Ю., который вырос в окружении женщин. Его склонность к конфликтам прослеживается во всей биографии.
С большой вероятностью агрессивными вырастут мальчики, в семьях которых мать мягкая, а отец авторитарный и требовательный. Мальчик начинает ассоциировать себя с папой, пытаясь вступить в противостояние со всеми, в том числе и с папой. Если отец не сможет противостоять ребенку, тот вырастет авторитарной и агрессивной личностью.
Склонность к агрессивному поведению имеют девочки, которые расли в семье с уступчивым папой и авторитарной, агрессивной мамой. В таких случаях дети начинают идентифицировать себя с матерью. Также агрессивными рискуют вырасти девочки, которые самостоятельно пробивающиеся в жизни; которым родители не уделяют должного внимания, не воспитывают их. В таких случаях агрессия нужна им, чтобы выжить, это почти всегда инструментальный тип. Примером может служить Пеппи-Длиный Чулок.
Нужна ли вам помощь в управлении гневом?
Признать, что у вас есть проблемы в управлении гневом, может быть сложно. Вы можете думать, что вы просто злитесь, и не распознавать свои симптомы как связанные с гневом.
Если произошло следующее, вы можете воспользоваться профессиональной помощью для управления гневом:
- Ваше поведение привело вас к нарушению закона.
- Вы жестоко относитесь к своему партнеру, семье или другим людям.
- Вы сознательно ломаете вещи или портите имущество.
- Вы регулярно спорите с близкими вам людьми.
- Вы постоянно злитесь, но не можете выразить свои эмоции.
- Вы чувствуете, что теряете контроль, когда злитесь и беспокоитесь о том, что вы можете сделать.
С точки зрения получения помощи, вы можете попробовать различные подходы, включая специализированные программы, психотерапию и гипнотерапию для управления гневом.
Курсы по управлению гневом часто помогают группам людей. Цель этих курсов — предложить альтернативные способы борьбы с гневом. Они часто учат методам саморегуляции и упражнениям на расслабление.
Психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия, обычно проводится лично. Эти подходы помогут вам понять причину вашего гнева. Конечная цель — помочь вам изменить свое поведение.
Гипнотерапия является все более популярным вариантом терапии для тех, кто хочет изменить свое поведение. В частности, гипнотерапия, направленная на борьбу с гневом, может помочь установить источник гнева, прежде чем изменять бесполезные шаблоны мышления.
Валидизация
Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.
Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:
- для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
- «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент
Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального.
Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.
Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.
Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом.
Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.
«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.
При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.
Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).
Виды агрессии у детей
По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:
- гетероагрессия
- аутоагрессия
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:
- реактивное
- спонтанное
Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.
По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:
- инструментальным
- целевым
Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.
По открытости проявления агрессивное поведение может быть:
- прямым
- косвенным
Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.
По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:
- экспрессивное
- вербальное
- физическое
Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:
- интонации
- мимики
- жестов и пр.
Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.
Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:
- социализированная
- несоциализированная
Социализированная
У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание
Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат
Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.
В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.
Несоциализированная
Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.
При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.
Спорт
Существует большое количество разновидностей спорта, однако есть ли среди них те, с помощью которых возможна профилактика агрессии?
Вряд ли вам стоит идти на футбольный матч, если вы хотите расслабиться и избавиться от агрессии. Но вот пробежать пару километров, сыграть в теннис, или потренироваться с боксерской грушей в спортзале вполне можно. Это позволит «сбросить пар» и снять лишнее напряжение и агрессивность. Уставший организм не в силах поддерживать агрессию на должном уровне для ее реализации в реальности.
Если вы замечаете за собой постоянную повышенную агрессивность, сделайте занятия спортом регулярными. Только не надо ни с кем соревноваться! Спортивная агрессия, наложенная на неспортивную злость, может привести к большим проблемам. Тренируйтесь в одиночку или с хорошим тренером, который одернет, когда вас начнет «заносить».
Агрессия
Такие термины, как не контролируемая агрессия, агрессивное поведение, насилие, преступность, и враждебность часто встречается не только в медицинской литературе. Термин «агрессия» используется в качестве определения особого типа поведения как для людей, так и животных. У людей, агрессивное поведение может обозначать вербальную агрессию, физический акт против объектов или людей. Время от времени, этот термин может быть использован по отношению к себе (членовредительство, суицидальные жесты или действия).
Насилие используется только при описании человеческого поведения и обозначает физическую агрессию со стороны одного человека против другого.
Происхождение термина «агрессия» от латинского aggressio — атака, и aggredi – атаковать.
- Ничем не спровоцированное нападение, когда оно предназначено, чтобы доминировать.
- Атака или посягательство на нарушение имеющихся свобод другого.
- Враждебное или разрушительное поведение.
Неконтролируемая агрессия
Как появляется неконтролируемая агрессия по отношению к другим людям, к ситуации? Как избегать неконтролируемую агрессию? Как лечить неконтролируемую агрессию? Можно ли взять под контроль неконтролируемую агрессию? На эти и другие вопросы по неконтролируемой агрессии Вам ответят статьи связанные с этим психическим состоянием на нашем сайте.
Очень важно, чтобы пациенты с неконтролируемой агрессией были оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены
Помимо острого управления агрессивным поведенческим эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.
Сейчас не много качественных методик ориентированных на проведение поведенческой коррекции, психотерапевтического и фармакологического вмешательства которые рационально использовать одновременно, и рекомендованы международной организацией здравоохранения.