Формы проявления агрессии по классификации а. басса в русской классической литературе

Особенности проявления агрессии у мужчин

Общие представления о вспышках агрессии у мужчин включают в себя постулат о наиболее присущей мужчинам неконтролируемой злости и раздражении. Агрессия у мужчин действительно обладает определенной спецификой, которая зиждется как на гормональных основах, так и на особенностях поведенческих инстинктов.

Приступы агрессии у мужчин, причины этого явления:

  • Наличие в организме большого количества тестостерона. Этот гормон отвечает у парней не только за половую активность, но и за приступы ярости;
  • Мужская психология исторически устроена так, что представители сильного пола живут с чувством постоянной боевой готовности, чтобы исполнить свою функцию защитника, а в какой-то степени и завоевателя. Это обуславливает постоянное нервное напряжение и, как следствие, агрессивность;
  • Почему человек становится агрессивным, ведь он – социальное существо? В этой социальности и кроется секрет: жесткая иерархия требует постоянного доказательства своего превосходства. Мужчины реагируют на это внезапными и на первый взгляд беспричинными приступами агрессии.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг

Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми

Они хотят быть услышанными

При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло
При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах
Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот

При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны

Предисловие редактора

В последние годы
именно социальная психология стала
наиболее бурно развивающейся областью
психологической науки, и сегодня она
занимает центральное место среди
дисциплин, изучающих мышление, чувства
и поведение человека. Мы наблюдаем, как
социальная психология объединяется с
другими областями психологии, образуя
такие направления, как социально-когнитивная
психология, психология социального
развития, психология социального
научения и социально-личностная
психология. Этот список можно продолжать
и продолжать.

Социальные психологи
смело и энергично берутся за решение
наиболее сложных задач, встающих перед
современным обществом. Никакие заботы
и проблемы, ни индивидуальные, ни
социальные, не кажутся чуждыми интересам
социальных психологов, область их
исследований простирается от
психофизиологии до психологии войны и
мира, от того, как студенты объясняют
свои неудачи, до просвещения в области
борьбы со СПИДом. Политические и
экономические сдвиги, происходящие в
Европе и Азии в результате крушения
социалистической системы, побуждают
социальных психологов исследовать
новые проблемы, связанные с развитием
демократии и свободы в странах, народы
которых долгое время жили под гнетом
авторитарного режима. С тех самых пор,
когда Дж. Миллер, бывший президентАмериканской психологической ассоциации,
призвал своих соратников «вернуть
психологию людям», социальные психологи
всегда были и остаются на переднем крае.

В серии «Мак
Гроу-Хилл» в социальной психологии
издаются труды наиболее выдающихся
ученых, исследователей, теоретиков и
практиков пашей профессии. Каждый из
авторов этой серии следует основополагающему
принципу: строгая научность должна
сочетаться с тем, чтобы информация могла
быть донесена до самой широкой аудитории
учителей, исследователей, студентов и
всех заинтересованных читателей. Серия
охватывает весь спектр социальной
психологии — от наиболее широкомасштабных
концепций до самых узкоспециальных
отраслей нашей науки. Преподаватели
психологических дисциплин могут
использовать эти книги в качестве
дополнения к своим основным курсам или
комбинированно использовать их для
более глубокого изучения той или иной
тематики.

Леонард Берковиц
пользуется международной известностью
как ведущий исследователь в области
психологии агрессии. Для целого поколения
психологов его лабораторные исследования
стали образцом систематического анализа
ситуационных факторов, стимулирующих
агрессивное поведение. Монография
Берковица «Агрессия: причины, последствия
и контроль» может служить примером
элегантного синтеза научных данных,
полученных в лабораторных, полевых и
теоретических исследованиях. Тщательно
сформулированные выводы позволяют
отделять валидные трактовки агрессии
от ложных, хотя и кажущихся верными с
точки зрения здравого смысла. Автор
критически рассматривает все существующие
теории агрессии, выявляя достоинства
и ограниченность каждой из них. Но
ценность этой книги состоит не только
в том, что на сегодняшний день она
представляет собой наиболее полный
источник классических знаний о
человеческой агрессии; на основе
авторских интерпретаций самых сложных
аспектов множества тех процессов,
которые обусловливают агрессию,
монография Берковица определяет новые
научные подходы в изучении человеческого
общества.

Коллеги Леонарда
Берковица, социальные психологи, будут
приветствовать эту книгу как
основополагающий труд по психологии
агрессии. Она будет полезна и студентам,
которые многому научатся благодаря
доступному стилю изложения. Но значение
книги этим не исчерпывается: важнейшую
информацию сможет получить любой
критически мыслящий читатель, и хотелось
бы думать, что точные знания психологии
агрессии и насилия окажут значительное
влияние на лидеров нашего общества. В
социальной психологии, пожалуй, нет
проблем, более злободневных для общества,
чем поиск эффективных средств
предотвращения и редуцирования
деструктивного влияния того множества
форм агрессии, с которыми мы сталкиваемся
в нашей повседневной жизни. Поистине
замечательный труд Берковица поможет
нам сконцентрироваться на тех направлениях,
где можно искать новые решения этой
старой проблемы.

Филип
Г. Зимбардо, редактор-консультант

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины

Причины агрессии многогранны и разнообразны, их огромное количество. Сила агрессивности, ее направленность и продолжительность различны у каждого человека, так как совокупность влияния на него разных факторов и его восприятие индивидуальны.

Тем не менее, вне зависимости от особенностей каждого конкретного индивида, всегда причиной является конфликт. А вот на восприятие его, как на повод агрессировать, уже влияют различные проблемы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.

Личностные проблемы

В первую очередь связаны с внутренним самовосприятием человека и тем, как он выстраивает отношения между собой и миром. К личностным причинам агрессивного поведения относятся:

  • Неудовлетворение жизнью, статусом, личными и сексуальными отношениями;
  • Страхи и фобии;
  • Четко ощущающийся недостаток энергии, знаний, силы воли;
  • Нежелание развиваться, повторяющиеся кризисы развития.

Развитый невроз на фоне неблагополучных отношений

Понятие невротических отношений – относительно новое в психологии. Однако оно наиболее точно отражает суть проявления невроза на фоне неблагополучия. Агрессивность является логически вытекающим из этого последствием, так как на фоне постоянно подпитываемых отрицательных эмоций ситуация сама по себе порождает агрессию:

  • Человек находится в состоянии подконтрольности;
  • Отношения сопровождаются постоянно подавленным состоянием и ощущением вины;
  • Один из пары часто болезненно зависим от другого, пытается заслужить одобрение и уважение;
  • Отношения не сопровождаются взаимной поддержкой, на заднем фоне всегда присутствует ожидание разрыва.

Авторитарное и строгое воспитание

Обстановка в семье, при которой не разговаривают, а отдают приказы, способствует превращению детей в потенциальных агрессоров. Жесткие рамки и наказания в детстве способствуют тому, что ребенок:

  1. Либо замыкается в себе, накапливая внутреннюю агрессию, не имеющую выхода (повышается риск развития психических отклонений)
  2. Либо обращает агрессивное поведение на себя самого (аутоагрессия)
  3. Либо после избавления от родительского диктата «пускается во все тяжкие», что проявляется неконтролируемыми приступами агрессии.

Также способствуют развитию агрессивности:

  • Отсутствие эмоционального контакта
  • Агрессия в семье, насилие родителей по отношению друг к другу
  • Отсутствие уважения к ребенку
  • Недостаточная свобода
  • Запрет физической активности

Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками и т. д. )

При алкогольном опьянении или под действием туманящих сознание веществ гибнут нервные клетки, и человек перестает адекватно оценивать ситуацию, возвращаясь к первобытным инстинктам, что ведет к всплескам немотивированной агрессии. При курении никотин, попадающий в кровь, стимулирует повышение адреналина и норадреналина, что также поднимает уровень агрессии.

Неполноценный отдых, переутомление

Когда организм работает, что называется, «на износ», его силы направлены в первую очередь на поддержание относительно нормального функционирования и уровня рефлексов. При этом понижается психическая защита и способности держать необходимые границы.

Если человек при этом обладает скрытой агрессивностью, ему становится сложно справляться с раздражительностью и подавляемая прежде агрессия вырывается наружу.

Психические расстройства

Агрессивные люди часто пытаются оправдать свое поведение наличествующими расстройствами, однако реально агрессия проявляется как отклонение в психическом состоянии лишь у двенадцати процентов агрессоров. Но вот у этих двенадцати процентов агрессия действительно является симптомом заболевания или патологических процессов, чаще всего проходящих в мозге. К ним относятся:

  • Неврастения;
  • Психопатия, социопатия;
  • Шизофрения, расстройства личности;
  • Стрессовые расстройства;
  • Энцефалит;
  • Менингит.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: