Черты характера
Устойчивые свойства психики — «протоптанные нейронами дорожки» — это и есть черты характера. Они проявляются с завидным постоянством и позволяют делать прогнозы в поведении человека. Так, зная скупость сотрудника, нетрудно предположить, что он не займёт денег до получки. А тот, кто сейчас шепчет вам на ушко очередную сплетню, завтра будет говорить гадости и про вас. Однако не все оттенки поведения личности являются для неё важными, судьбоносными.
Доминантные черты
Американский психолог Гордон Олпорт черты характера объединил в три категории:
Доминирующие — определяют стержень личности, обнаруживаются в системных взаимоотношениях с миром: эгоизм — альтруизм
Обычные — проявляются в повседневной жизни: честность — двуличность
Второстепенные — проявляются в различных сферах деятельности: старательность, послушание, любовь к чтению
Приоритетные черты характера особенно ярко проявляются в критических ситуациях, когда нет времени на раздумывание, человек действует на «автомате». К примеру, в обычной обстановке все люди предпочитают надевать на себя маску скромности, некоторые искренне считают себя таковыми. Но когда хвалят других, они вдруг выходят из себя, начинают перечислять свои заслуги и достижения, обнаруживают глубоко скрытое тщеславие.
Психическая сфера проявления характера
Второй способ классификации характерных черт личности — по проявлению устойчивых психических свойств.
Интеллектуальные черты — любознательность, находчивость, легкомысленность, рассеянностьЭмоциональные — жизнерадостность, сентиментальность, угрюмость, бесстрастностьВолевые качества — настойчивость, смелость, трусость, покорностьНравственные черты — справедливость, отзывчивость, чёрствость, жестокость
Положительные качества формируются только в том случае, если личность заинтересована в их приобретении. Насильно интеллектуальные свойства навязать невозможно. Все черты характера, связанные с психическими свойствами человека — это результат его свободного выбора в детстве и юности.
Системные черты характера
Стержневые качества личности определяют её отношения с миром, накладывают печать на её поведение.
В отношении к самому себе доминантными являются проявления гордости на одном полюсе и противоположного ему качества — смиренияХарактеризуя связи с другими людьми, надо обращать внимание на коммуникативность или замкнутость в себе, альтруизм или эгоизмВ отношении к работе — главными качествами являются трудолюбие или леньСвязь с объектами окружающего мира проявляется в таких чертах, как бережливость и аккуратность или неряшливость и расточительность
Создать чёткий портрет человека в соответствии с его характером трудно ещё и потому, что не всегда ясны истинные мотивы поступков. Борцы за справедливость, бравирующие своей принципиальностью, вполне могут оказаться элементарными завистниками, равнодушными ко всему, кроме собственной выгоды. А замкнутые молчуны обнаружат смелость и находчивость в минуту решительных действий. Французский писатель В. Гюго сказал по этому поводу:
Волевые качества личности
Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.
Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально. Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.
Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.
К волевым качествам личности относят следующие:
– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);
– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);
– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);
– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);
– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);
– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);
– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).
Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам. При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено темпераментом, который зависит от физиологических характеристик нервной системы. Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.
Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.
Личностное развитие происходит лишь в условиях преодоления преград. Зачастую, чем более выражены проявления волевых параметров человека, тем успешнее его профессиональная сфера, уровень жизни, социальные взаимоотношения и удовлетворенность собственным бытием в целом.
Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями. То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.
Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.
Принцип действия
Впервые о понятии полевого поведения заговорил американский психолог Курт Левин. Он провел серию опытов, которые наглядно продемонстрировали влияние поля предмета на субъекта. Ученый установил, что у ребенка раннего возраста полевое поведение является нормой. Однако после трех лет наблюдается переход от импульсивного поведения к более осознанному, в котором преобладает волевое начало. Но следы раннего поведенческого паттерна остаются записанными в подсознательной памяти.
Поэтому в тот момент, когда мозг взрослого человека не занят каким-либо видом конструктивной деятельности и находится в состоянии «бессознательного блуждания», импульсивные реакции начинают преобладать над осознанными. И опыты К. Левина убедительно доказывают это.
Организованное пространство
Возникает вопрос: что делать, если ребенок проявляет признаки полевого поведения? Во-первых, если малыш не достиг возраста 3 лет, родителям необходимо брать ответственность за его поведение на себя.
Во-вторых, если же речь идет о детях от 3 лет, то здесь уже необходимы корректирующие поведение мероприятия:
- формирование пространства, в границах которого ребенок может трогать привлекательные для него вещи, а за его пределами находятся предметы «табу»;
- перечисление вещей, которые нельзя брать без разрешения и без наблюдения взрослых: утюг, компьютер, телефон и т. п.
Начало школьных занятий также является предметом наблюдения и выводов для родителей: если при выполнении задания ребенок пользуется школьными принадлежностями не по назначению (строит из фломастеров домик), возможно, он находится во власти скуки.
В этом случае позаботьтесь и о структурировании времени вашего ребенка, и о том, чтобы занятия были для него по-настоящему интересны. И нелишним будет научить его оставлять на рабочем столе только предметы, имеющие отношение к занятию.
Спонтанный порыв
Разумеется, родителям всегда дорог их ребенок, и если что-то с ним не так, это всегда повод не только задуматься, а начать предпринимать какие-то действия. И первое, что следует сделать — это понаблюдать за поведением ребенка в контексте собранной информации о границах нормы и с учетом данных о полевом поведении. Для начала обратимся к терминологии и симптоматике и начнем с определения.
Полевое — это его реакции, обусловленные не личными осознанными желаниями и мотивацией, а стимулами внешней среды. Следует учитывать слабость или полное отсутствие внутренних побуждений, подавляемых окружающей ситуацией.
Грамотный психолог или психиатр, а также наблюдательный родитель может с большой долей вероятности предположить направление активности ребенка с выраженным полевым поведением, учитывая расположение предметов в помещении.
Такой ребенок будет последовательно реагировать сначала на внешние раздражители, находящиеся в непосредственной близости от него, а затем, по мере продвижения, обратит внимание на более отдаленные предметы. Полевое поведение ребенка — это один из признаков нарушенных эмоциональных связей и несформированной волевой сферы, при которых у него затруднен или полностью отсутствует самостоятельный контроль своих действий
Полевое поведение ребенка — это один из признаков нарушенных эмоциональных связей и несформированной волевой сферы, при которых у него затруднен или полностью отсутствует самостоятельный контроль своих действий.
Психологическая, физиологическая и клиническая характеристика волевых процессов.
Поведение
человека может
быть произвольным
и непроизвольным.
Примером
непроизвольного
поведения
является, так
называемое,
«полевое поведение»,
когда действия
человека полностью
определяются
ситуацией.
Например,
испытуемый,
находящийся
в пустой комнате,
в центре которой
на полу лежит
футбольный
мяч, скорее
всего, подойдет
и ударит по
мячу.
В отличие
от непроизвольного
поведения,
произвольное
поведение
сознательно
направляется
и регулируется.
Преднамеренное
действие
осуществляется
с помощью
саморегуляции.
Ее структура
включает цель,
которую стремится
достигнуть
человек; программу
тех действий
и операций,
которые он
должен осуществить,
чтобы достигнуть
ее; выяснение
критериев
успешности
действий и
сопоставление
с ними реально
полученных
результатов
действия; наконец,
принятие решения
о том, надо ли
считать действие
законченным
или его следует
продолжать,
внося в него
необходимые
коррективы.
Таким образом,
саморегуляция
преднамеренного
действия предполагает
произвольный
контроль над
его планированием
и исполнением.
В структуре
деятельности
преднамеренные
действия образуют
ее высший уровень,
им присущи
сознательно
поставленная
цель и выбор
средств, необходимых
для достижения
этой цели. Особый
вид преднамеренных
действий составляют
волевые действия.
Волевое действие,
сохраняя все
существенные
признаки
преднамеренного
действия, включает
в качестве
необходимого
условия преодоление
трудностей.
То или иное
преднамеренное
действие может
принадлежать
и не принадлежать
к волевым, в
зависимости
от того, связано
оно с преодолением
трудностей
или нет.
Воля
– это сознательная
организация
и саморегуляция
человеком своей
деятельности
и поведения,
направленная
на преодоление
трудностей
при достижении
поставленных
целей. Воля –
это особая
форма активности
личности, особый
вид организации
ее поведения,
определяемого
поставленной
ею самой целью.
Побуждения
человека к
действиям
образуют определенную
упорядоченную
систему – иерархию
мотивов – от
потребностей
в пище, одежде,
укрытии от жары
и холода до
высших побуждений,
связанных с
переживанием
нравственных,
эстетических
и интеллектуальных
чувств. В том
случае, если
во имя высших
мотивов тормозятся
и сдерживаются
низшие, в том
числе, жизненно
важные, это
происходит
за счет проявлений
воли.
Существенными
моментами или
фазами волевого
процесса
выступают: 1)
возникновение
побуждения
и постановка
цели; 2) стадия
обсуждения
и борьбы мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение.
Нейрофизиологической
основой волевых
актов являются
сложные взаимодействия
разных структур
головного
мозга, ведущими
из которых
являются корковые
центры лобных
долей (целенаправленность),
пирамидные
клетки (произвольные
движения),
ретикулярная
формация
(энергетическое
снабжение
корковых структур).
Профессиональные качества личности
Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:
- вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
- способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
- возможность корректировать цифры, буквы, слова;
- иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
- умение детализировать объекты и графические изображения;
- координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
- ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
- восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
- общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.
Способности человека
На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.
Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:
Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.
Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе
Теория Курта Левина кратко. Курт Левин – отец современной социальной психологии
Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился.
Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах.
Власти воспользовались предложенным методом — и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.
Во время войны психолог был консультантом американского правительства.
В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти.
Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические.
Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.
В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.
В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.
Волевая регуляция поведения.
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.
«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.
Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
Модель окружения
Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.
Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.
Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».
В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.
Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.
Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.
Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:
Мы никогда не узнаем, каков другой человек.
Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства»
Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях
Как проявляются и как распознать свойства личности
Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:
самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
оценка отношения индивидуума к социуму
Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.. Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением
К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля
Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.
Группирование признаков, способствующих распознанию личности:
- субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
- люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
- личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
- личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.
Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.
https://youtube.com/watch?v=cwFmGRAGo4g
Первые признаки
Грамотный детский педиатр может обнаружить признаки аутизма у ребенка в трехмесячном возрасте. Проблема в том, что таких специалистов в России — единицы. И это несмотря на то, что, согласно данным ООН, каждый из 50 мальчиков болен аутизмом, среди девочек ситуация лучше, однако одна из 250 также имеет признаки этого заболевания
И следует обратить внимание, что данные предоставлены не Всемирной организацией здравоохранения, а ООН, что свидетельствует о том, что проблема приобрела глобальный уровень
Итак, в России родителям следует надеяться только на себя в части первичной диагностики. А потому ниже — первые признаки аутизма, которые выявляются при ежедневном контакте и наблюдении за поведением малыша со стороны, как правило. матери. До года это:
- бедность мимики и жестов у ребенка;
- отсутствие ответной улыбки;
- не происходит узнавания матери и других лиц, осуществляющих ежедневный уход.
После года:
- медленно развивается речь или вообще нет существенных сдвигов;
- после определенного момента может произойти регресс речевых навыков;
- не наступает или явно не проявляется «возраст вопросов»;
- отсутствует возможность диалога;
- отсутствует нормальная реакция на просьбы;
- нет стремления участвовать в коллективных играх;
- боязнь близкого контакта со сверстниками, избегание;
- не формулирует просьбы;
- долгое время присутствует эхолалия и неологизмы в речи;
- использование 2-го и 3-го лица для определения себя.