Работа с убеждениями: рэпт

Этапы процесса изменения установок

Основная цель РЭПТ – это постепенное подведение человека к «отказу от требований». Она направлена на кардинальную трансформацию долженствования, перфекционизма, грандиозности, нетерпимости. РЭПТ происходит в несколько этапов:

  1. Исследование поведения для выявления в нем несоответствий обстоятельствам или моменты заторможенности.
  2. Выявление внутренней эмоции, с которой они связаны. Таких эмоций может быть несколько.
  3. Идентификация мыслей, провоцирующих возникновение этих эмоций.
  4. Противопоставление этих мыслей и убеждений окружающей действительности посредством системы объективного спрашивания.

Для проведения четвертого этапа используются вопросы такого плана: Какова степень моей уверенности в истинности этой мысли от 0 до 100 процентов? Каковы шансы по шкале от 1 до 10, что именно так окажется на самом деле? Чем это можно обосновать? Уверен ли я, что это возможно? Кто так сказал? Всегда ли человек, который это сказал, оказывается правым? Всегда? Никогда? Все подряд? Никто?

При последовательном эффективном опровержении иррациональных верований, обличении их несостоятельности на уровне поведения, приведении рациональных аргументов интенсивность эмоционального фона человека снижается. В результате РЭПТ человек должен осуществить переход от детской инфантильности к психологической зрелости.

Учитывая, что убеждения не всегда сознательны, а человек воспринимает их как абсолютные истины, они могут сильно повлиять не только на поведение, но и на его характер. Именно так человек становится тревожным, застенчивым, перфекционистом, пессимистом или склонным к чувству вины. Не стоит верить, что беспокойство, пессимизм или чувство вины заложено в человеческой природе. Только восприятие, мысли и убеждения делают человека таким.

Следовательно, производя замену иррациональных убеждений на рациональные, человек приобретает возможность не только освоить новое для себя продуктивное поведение, но и улучшить свой характер. Все вместе это будет способствовать росту уверенности в себе, эффективной самореализации и самоутверждению.

Подробно про А – активирующее событие

А – это спусковой крючок. Что-то, после чего запускается процесс. Слово, мысль, действие, картинка. То есть «Мы с ним поговорили» — это не спусковой крючок. А вот «Он сказал, что я дура!» — это оно самое. Конкретное слово.

Или, например, мысли. Жене больно после измены мужа. Боль возникает по разным причинам. Нужно найти конкретную. Например, кому-то больно потому, что муж спал с любовницей не один раз, а у них были отношения. А другой жене больно потому, что любовница – «серая мышь», намного хуже самой жены.

Надо найти, что именно послужило спусковым крючком. Потому что именно от этого будет зависеть дальнейший ход терапии. Чем конкретнее,тем лучше.

Что такое Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Психотерапия базируется на теории личности. То есть каждый психотерапевт в работе использует какой-то подход (один или комбинацию). Об этом подробнее читайте в статье Сколько консультации надо для результата

Он помогает в 99% случаях, потому что опирается на способность психики здорового человека к самовосстановлению. Надо просо правильно запустить процесс восстановления.

Р- рациональная, то есть основанная на обсуждении, здравомыслии.

Э – эмоциональная, то есть задействующая эмоции.

П – поведенческая, то есть меняющая поведение.

Т –терапия, то есть развивающийся процесс, а не разовое явление.

Сегодняшнее практическое занятие начинаем с главной формулы РЭПТ

Основные положения

Исходной посылкой РЭПТ является то, что люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить, однако при этом человек должен иметь в виду тот факт, что он живёт в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей.

РЭПТ гедонистична в том смысле, что люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины, поскольку человеческая натура воспринимается как сложная и изменчивая. Отсюда и тезис о том, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Особое значение РЭПТ придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами. Но, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было поведение некоторых личностей, нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия. И хотя человеческой натуре свойственна биологическая тенденция мыслить иррационально и дисфункционально, присуща ей и конструктивная биологическая тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий.

Как следствие, РЭПТ имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. По РЭПТ психологические проблемы возникают вследствие неудовлетворения в прошлом, настоящем, будущем требований, которые человек выдвинул себе и окружающему миру, окружающим людям. И есть два основных типа психологических проблем:

  1. третирование, самоуничижение себя («я плохой», «я недостойный») — проблемы эго; рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное принятие, которое включает в себя отказ отдавать собственному «Я» однозначную оценку и признание своей подверженности ошибкам;
  2. преувеличение негативных сторон ситуации и реакция «я этого не вынесу» — проблемы дискомфорта, или низкая толерантность к фрустрации; Терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здоровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.

Таким образом, по РЭПТ два главных компонента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека — это самопринятие и высокая толерантность к фрустрации.

А. Эллис, рассматривая вопрос как закрепляются психологические расстройства, постулирует для человека необходимость прийти к 3 основным инсайтам:.

Люди склонны решать свои психологические проблемы, следуя своим «наивным» теориям, относительно природы этих проблем. Им не хватает того, что в РЭПТ называется инсайт № 1: понимания, что психологические нарушения зачастую определяются главным образом теми абсолютистскими взглядами, которые складываются у людей по поводу негативных жизненных событий («B» обуславливает «С»). Люди делают неверные предположения о причинах своих проблем и пытаются изменить скорее «А», чем «В».

У людей может случиться инсайт № 1, но не случиться инсайт № 2: Люди остаются при своём расстройстве за счёт того, что заново убеждают себя в своих абсолютистских взглядах в настоящем.

Даже если у человека случились оба названных инсайта, он всё ещё может страдать от своих проблем, из-за того что у него не было инсайта № 3: только если человек будет усердно работать и тренироваться думать, чувствовать и поступать вопреки своим иррациональным взглядам и убеждениям как в настоящем, так и в будущем, он сможет измениться и стать значительно спокойнее. Чтобы различить патологический цикл, в который они попали, им нужно усиленно и непрерывно бросать вызов своим деструктивным идеям в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах.

Так как РЭПТ — это когнитивный вид консультирования и психотерапии, то в нём большое место отводится работе с когнитивными детерминантами проблемы, а также со вторичными и третичными конструктами — в мыслях, эмоциях и поведении, которые укрепляют проблему клиента (например, тревога по поводу тревоги, чувство вины за свой гнев), с которыми из-за этого, желательно работать в первую очередь. Это позволяет работать с достаточно сложными случаями.

Почему от них лучше отказаться

Формирование иррациональных установок свойственно периоду детства. Ребенок еще не имеет возможности самостоятельно выбирать себе убеждения. Он впитывает те, что осознанно или нет предоставляются значимыми взрослыми из его окружения: родителями, бабушками, дедушками, воспитателями, учителями. Поэтому приобретенные установки догматичны, возведены в ранг непреложной истины, абсолютизированы. Они управляют поведенческими реакциями ребенка, и продолжают управлять ими, даже когда он становится взрослым. Руководствуясь этими верованиями, человек придумывает и выдвигает категоричные предписания себе, другим, миру. Они проявляются через использование установок «надо», «обязан», «должен», и ведут к развитию дисфункционального, даже девиантного поведения – курение, алкоголизм, а также злоупотребление другими веществами.

Иррациональные требования к самому себе обычно сформулированы подобным образом: «Я просто обязан быть безупречным, только тогда меня будут одобрять другие». В случае не получения удовлетворения этих требований, человек занимается самоедством, самоуничижением. Как правило, это ведет к развитию негативной самооценки, формированию ощущения «я – плохой, недостойный». Человек становится подвержен отрицательным эмоциям, таким как стыд, вина, тревога, гнев. Может развиться депрессия.

Иррациональные требования к окружающим бывают выражены подобным образом: «Люди обязаны быть безупречными во всем, что они делают, иначе они негодяи». Установки, провоцирующие такие ожидания от окружающих, зачастую ведут к чувствам негодования, гнева. Также эти верования могут провоцировать пассивно-агрессивную форму поведения или даже насилие.

Иррациональные предписания миру могут быть выражены, к примеру, в такой форме: «Миру непременно должно быть справедливым, обеспечивающим комфорт». Верования, под влиянием которых у человека формируются подобные ожидания от окружающего мира, зачастую ведут к развитию чувства жалости к себе, к обидам. Далее это может приводить к алкоголизму или наркомании. Также могут возникать проблемы с самодисциплиной, проявляющие себя постоянными промедлениями.

Помимо этого, чрезмерному преувеличению негативных последствий различных событий Альберт Эллис дал название «иррациональные катастрофические установки». Они проявляются использованием в речевых оборотах оценочных суждений, отражающих крайние степени положительных или отрицательных явлений: «ужас», «катастрофа», «кошмар», «невыносимо» или «восхитительно», «потрясающе», «ошеломляюще».

Иррациональные установки характеризуются как категоричные эмоционально-когнитивные взаимосвязи. Они отражают жесткие предписания, требования, приказы. Исключений в данном случае даже не подразумевается. По этим причинам к действительности они не имеют никакого отношения.

Однажды сформировавшись, далее они функционируют уже как самостоятельные, автономные структуры. Раз за разом они провоцируют возникновение патологических эмоциональных реакций. Это создает серьезные помехи человеку на пути достижения его целей.

Принципы рационально-эмотивной терапии

Фото автора SHVETS production: Pexels

Часто человек не может справиться с проблемами из-за того, что не верит, что это в его силах. На пути успеха стоят страхи, неуверенность в себе, привычка сдаваться, родительские установки. Представь, что ты встала утром в прекрасном настроении и отправилась на работу.

По дороге сломался автобус, в котором ты ехала, всех пассажиров высадили посреди улицы, до ближайшей остановки – 3 км. Кто-то бодро пошел вперед, успел на следующий автобус и не опоздал на работу. Кто-то вызвал такси. Третьи же начали брюзжать, что у них испорчен весь день, они не смогут вовремя прийти на работу, за это их уволят.

Медленно двигаясь вперед, переговариваясь, возмущаясь, они, действительно, опаздывают и вступают в конфликт с шефом. Настроение испорчено, отношения с руководством тоже.

Неважно, кто виноват в сложившейся ситуации – техника, водитель, транспортная компания. Важно, как по-разному отреагировали на нее люди – кто-то сумел решить проблемы, другие ее раздули до конфликта

Именно этот момент был тонко отмечен психологом из США А. Эллисом. Он же стал одной из краеугольных проблем рационально-эмотивной терапии. Иногда название ее расширяется до рационально-эмотивно-поведенческой терапии и вот почему.

Рационально-Эмоциональная Поведенческая Терапия

С точки зрения А. Эллиса, человек функционирует в трех полях:

Когниции (мысли) – то, какую информацию имеет человек о реальности, в которой существует

Это не объективная информация, а то, как он ее внутренне переработал, воспринял и, что очень важно, оценил. Она содержит отношение к миру, установки

Последние могут иметь различную окраску – долженствование (ты должна), рекомендации (тебе следует, ты можешь).

Например, ты плохо себя чувствуешь. Хорошо бы денек полежать дома. Но в голове у тебя сформирована установка, что ты должна встать и идти на работу вне зависимости от своего состояния. Ты автоматически расставляешь приоритеты в пользу работы. Приходя в офис, падаешь в обморок. Вопрос – правильная ли была установка, что ты должна работать.

Эмоциональная оценка. Она может быть положительной – «это хорошо для меня» или отрицательной – «а вот это для меня плохо». Обычно эмоции обладают временным характером, они могут быстро меняться. Но, с точки зрения РЭТ, одно и то же эмоциональное отношение может возникать в разных ситуациях автоматически, т.е. без осмысления их плохого или хорошего характера. Такое отношение носит характер ярлыка.

Интересно, что Эллис даже сформировал своеобразный «кодекс невротика», который отражает типичные отношения к тем или иным явлениям.  Например, неадекватное поведение можно ожидать от людей, которые привыкли считать окружающих подлыми или ленивыми.

Но есть и еще одна особенность – эмоции могут исполнять и свою непосредственную роль, т.е. быть сиюминутной реакцией на события.

Поведение – собственно действия, которые выливаются из установок, управляющих отношением к ситуации.

Построенная таким образом матрица позволяет выявить ключевые моменты реагирования человека на ту или иную ситуацию, и в дальнейшем заняться их решением.

Планирование действий

«В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу».
Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.  

III.Нужно ли лезть в прошлое в рационально-поведенческой терапии?

Вопреки тому, что некоторые люди ошибочно считают, терапия Эллиса признает, что на нас могут сильно влиять события в молодости.

Большая часть нашей философии жизни — что мы думаем о себе и наших ценностях — извлечена из прошлого опыта. Но прошлое с нами в форме убеждений, которые мы несем в нашей голове в настоящем. Рациональная терапия оттачивает убеждения, которые вредны в нашей нынешней эмоциональной жизни и поведении, независимо от того, возникли ли эти убеждения в отдаленных уголках нашей юности или в течение последних нескольких недель.

Психотерапия Альберта Эллиса считает, что «сумасшествие» нашего прошлого оказывает влияние на наши современные модели мышления и убеждения. Так, чтобы сначала найти вообще наши взгляды на жизнь надо будет вести дневник эмоций и чувств.

Как проходит РЭПТ?

Если вы работаете с психологом в РЭПТ подходе, то процесс будет структурирован и предсказуем. Это очень удобно и клиенту, и терапевту. Вот особенности РЭПТ.

В РЭПТ есть цель у клиента и у терапевта

Клиент ставит своей целью, например, избавиться от страха. А цель терапевта – научить клиента самостоятельно находить свои иррациональные убеждения и справляться с ними.

РЭПТ проходит по схеме

Ваш терапевт обязательно будет следовать структуре консультации. Он не будет перескакивать с одного на другое, тратить ваше и своё время на бесцельные беседы. Вы пройдете по примерно такой схеме:

  • Знакомство и постановка цели,
  • выявление активирующего события,
  • формулировка убеждения,
  • диспутирование;
  • формулирование рационального убеждения;
  • коррекция поведения.

Иногда сложно разделить эти этапы. Или иногда приходится вернуться к прошлому шагу. В любом случае, терапевт знает, куда ведет вас. Поэтому у РЭПТ есть еще одна особенность, о которой ниже.

РЭПТ предсказуема по времени

Вероятнее всего, что вы справитесь с одной заявленной проблемой через 5-20 встреч. Если вам сейчас кажется, что это много, то сравните с психоанализом, в котором терапевт может встречаться с клиентов на протяжении нескольких лет еженедельно. То есть это и 100 встреч, и 200.

По моей практике, действительно, обычно хватает 5-10 встреч. Поэтому у меня так сформированы пакеты консультаций.

Каждая встреча в РЭПТ тоже имеет структуру

Придя на встречу с РЭПТ терапевтом, вы продолжаете двигаться дальше по пути, предложенном психологом. Конечно, заранее предусмотреть развитие беседы невозможно. Но консультант следить за тем, чтобы общий план соблюдался. Например, вы обязательно уделите время домашнему заданию, диспутированию, вы вернетесь к поставленной цели, даже если отдалились от неё. Это удобно и клиенту, и терапевту. Поэтому длительность встречи в РЭПТ классически составляет 50 минут. Я позволила себе сделать не 50, а 60 минут. Эта продолжительность более комфортна клиентам и мне.

РЭПТ имеет требования

Этот пункт, возможно, не так приятен, как предыдущий. Но он напрямую влияет на эффективность. Повышает её, в сравнении с другими методами. Требования у РЭПТ следующие:

— регулярность встреч. Сначала встречи происходят обязательно раз в неделю. Позже, когда терапия уже приближается к финалу и нужно закрепить её результат, встречаемся раз в две недели.

— выполнение домашнего задания. Каждый раз  я даю задание. Каждый раз проверяю его выполнение. Это правило. Оно повышает мотивацию и помогает избежать «просадки» между встречами.

Стоит ли говорить про стандартные правила консультирования? Про то, что нужно уважать время друг друга и заранее предупреждать, если нужно перенести встречу. Про то, что если предупреждения не было за 12 часов до встречи, то терапевт имеет право не возвращать стоимость встречи.

Подробно про С – следствие

Обратите внимание, что мы сначала успеваем принять какое-то решение, а потом уже вести себя, в соответствии с этим решением. В случае с изменой, мы успеваем подумать, что изменять нельзя,а потом расстраиваемся и впадаем в депрессию

Или хлопаем дверью или уходим.

Человек обычно обращается к психологу именно после случившегося события. Если вы хотите разобраться в том, что происходит, придется докопаться до веры и активизирующего события. Но причина обращения – это именно следствие. Такая вот дорога из конца в начало.

Зато, когда будет найдено А и В, можно будет поменять и С. Такова задача терапии.

Чтобы освоить самостоятельно РЭПТ, понаблюдайте за собой и постройте несколько цепочек АВС. Начинайте наблюдение с конца (да-да!). То есть с С.

Например. Вы обнаружили, что вас обуревает страх.

А В С
Мне страшно.

Начинаете прислушиваться к себе. Что именно порождает страх? Начинаем искать активирующее событие, триггер.

А В С
Мне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Мне страшно.

Хорошо, мы нашли аспект. Мысль о диагнозе сразу пугает. А какое-то же тут убеждение?

А В С
Мне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Если я заболею короновирусом, то точно умру. Мне страшно.

Вот вы выявили убеждение! Как вы думаете,  к какому типу относится убеждение? Проверьте себя по таблице выше.

В нашем примере явно катастрофизирующее убеждение. «Если я заболею корона вирусом, то это будет ужасно!»

Интригует? Дальше будет интереснее.

X. РЭПТ-психотерапевты контролируют клиента?

Практические психологи РЭПТ прекрасно понимают природу жизненных проблем и как помочь клиентам избавиться от своих эмоциональных страданий, связанных с ними. Они осознают, что многим клиентам трудно решить основные проблемы в своей жизни и свои внутренние препятствия на пути к счастью. 

Рациональные психотерапевты с эмоциональным поведением работают совместно с клиентами, чтобы прояснить существующие проблемы и определить важные общие проблемы для совместной работы. И да, практикующие REBT активно обучают клиентов новым методам изменения их мышления, чувств и поведения. Однако РЭПТ не контролирует клиента. Скорее, они дают людям возможность более эффективно справляться со своими собственными эмоциональными проблемами и контролировать свое собственное поведение, чтобы попытаться получить больше того, чего они хотят в жизни.

Почему ими полезнее вооружиться

Согласно РЭПТ, люди ощущают себя более счастливыми, когда стремятся к достижению важных жизненных целей. В данном контексте, иррациональное препятствует их осуществлению, а рациональное, наоборот, способствует их достижению.

Поэтому в рамках данной концепции рекомендуется перестроиться на рельсы рациональной системы убеждений. Ей свойственны гибкие эмоционально-когнитивные связи.  Такие взаимосвязи носят не категоричный, а вероятностный характер, и выражены как пожелания, предпочтения. Вызывают обычно умеренную эмоциональность. Если возникают эмоции более интенсивного характера, то обычно на относительно непродолжительный отрезок времени, и не становятся существенной помехой на пути к цели. Исходя из условий конкретной ситуации человек готов к корректировке своих установок, готов делать исключения.

В первую очередь, наиболее рациональным для человека представляется овладение искусством безусловного самоприятия. Для этого нужно перестать давать себе однозначные оценки, поскольку человек – это сложное, многогранное, постоянно развивающееся существо. Людям свойственно ошибаться. Поэтому нужно немного расслабиться и дать себе это право на ошибку.

Вторым важным моментом, наиболее рациональным для человека является высокая степень толерантности. Иными словами, это приятие других, окружающего мира, таковыми, каковы они есть. Эти рационально-эмоциональные факторы лежат в основе как психологического, так и соматического здоровья каждого человека.

Самая главная формула РЭПТ

Формула (или модель) простая:

А – В – С

Где А – Активизирующее событие, аспект

В – убеждение

С – эмоциональная реакция.

Вообще-то, АВС  — это латинские буквы, то есть «А», «Б», «Ц». Но для понимания и удобства давайте представим, что написано по-русски:

А – активация

В – вера

С – следствие.

То есть получается следующее.

Сначала происходит какое-то активизирующее событие. Это активизирующее событие накладывается на какую-то имеющуюся у человека веру. Исходя из этого коктейля события и веры человек рождает какой-то вывод, какое-то следствие, действие.

Пример!

Мама просит ребенка собрать игрушки. Ребенок отказывается. Это – активизирующее событие.

Событие наталкивается на веру мамы в то, что «Хорошие дети должны слушаться маму!».

Как вывод – мама злится! Злость мамы – это следствие.

«Непослушание – «дети должны слушаться» — злость». Такая схема имеет место быть в этом случае.

VI. Рациональная терапия Эллиса поощряет эгоизм?

Очень хороший вопрос Да, многие люди слишком эгоистичны для себя, а другие — для блага. REBT дает людям навыки и установки, чтобы стать менее эгоистичным. Эгоизм часто мотивируется удовлетворением эго. Многие эгоистичные люди имеют тенденцию быть очень нуждающимися и требовательными и стремятся получить то, что они хотят любой ценой, чтобы чувствовать себя хорошо. REBT помогает людям уменьшить свою собственную нужду и, в частности, свою потребность показать себя другим.

Чтобы препятствовать эгоизму, REBT учит тому, что Альберт Эллис называет ценностью рационального самопринятия.

По словам Эллиса, здоровые люди обычно рады быть живыми и принимают себя только потому, что они живы и обладают некоторой способностью наслаждаться собой. Они отказываются измерять свою внутреннюю ценность своими внешними достижениями, материальными ценностями и тем, что о них думают другие. Они откровенно решили принять себя безоговорочно; и затем попытаться полностью избежать глобальных оценок себя — имея в виду их совокупность или их «сущность». Они пытаются наслаждаться, а не доказывать себя. Таким образом, вместо того, чтобы действовать из эгоизма, они учатся действовать из ответственного личного интереса.

IX. Есть ли сочувствие в РЭПТ?

Практики РЭПТ очень обеспокоены созданием полезного, поддерживающего и облегчающего союза с людьми. Они понимают, что не все люди приходят на терапию, готовые к действию и переменам, и что некоторые люди — из-за их личности и проблем — нуждаются в значительной поддержке и сочувствии, прежде чем они будут готовы к изменениям.

В то же время, практикующие РЭПТ, как правило, играют активную роль со своими клиентами. Они помогают людям как можно быстрее предоставить инструменты, которые помогут им изменить свои убеждения, что приводит к беспокоящим эмоциям, освобождая их таким образом, чтобы можно было решать свои повседневные проблемы всеми возможными ресурсами.

Но если обобщить выводы Эллиса, получается следующий список:

Очень важно, чтобы все люди всегда ценили, любили, уважали, слушали меня. Окружающие, которых я ценю, люблю и уважаю должны ценить, любить и уважать меня

А если это не так, то это катастрофа.

Все у меня в жизни всегда обязано получаться, происходить, как я задумал. Неудачи не могут происходить. Особенно, в той ситуации, которую я считаю ценной для себя.

Все всегда в мире должно быть таким, как я считаю. Лживые, злые, неумные, плохие, неправильные люди обязаны получить наказание.

Если дело меня сильно волнует, значит оно действительно важное, стоящее, необходимое. Мне нельзя проявлять волнение в этой ситуации, иначе, случится неудача.

Всякий вопрос имеет ответ, и мне необходимо найти ответ на вопрос, разрешить ситуацию.

Необходимо обходить сложные и стрессовые события. Тогда моя жизнь будет хорошей, правильной.

Я не должен воспринимать серьезно проблемные ситуации. Тогда расстраиваться не буду.

Все, что было со мной плохого раньше, уже навсегда нарушило мою жизнь. Мне надо смириться.

Все люди не могут поступать со мной плохо, подло. Они не должны быть со мной наглыми, нечестными. Это ужасно, если они так поступают.

Эллис выявил эти нерациональные установки у своих клиентов и считал, что изменение мыслей принесет выраженный эффект в короткие сроки. Ведь изменение мышления дается легче, чем попытки изменить чувства. К тому же, мысли всегда находят себе подкрепление в жизненных ситуациях. Стало быть, изменив мысли на более рациональные, можно изменить и видимый человеком мир, и его поступки.
Для корректировки нерациональных установок Эллис создал метод, который состоит из нескольких шагов:
Первое — это разбор ситуаций (А), которые могли вызвать убеждение. Может ли человек припомнить детали ситуации, моменты, которые привели к негативным чувствам?
Потом можно приступить к анализу чувств (С). Какие именно негативные эмоции возникают у человека в этих обстоятельствах? Какие именно последствия наступают в этой ситуации?
Далее — разбор нерациональных установок (В). Что именно в данной ситуации беспокоит клиента, вызывает у него негативные ощущения? Какие мысли его тревожат, угнетают, провоцируют чувство вины и заставляют вести себя некорректно: мысли о себе, о других людях в этих событиях, о самой ситуации? Есть ли у этих идей нерациональные свойства?Проверка мыслей на разумность. Как возможно выявить нерациональные установки? Есть ли правда в том, что человек в данных обстоятельствах кому-то чем-то обязан или это придуманное им убеждение? Правда ли итог этой ситуации так ужасен или это преувеличение?

Заключение

РЭТ на сегодняшний день один из наиболее активно развивающихся методов, который находит все больше и больше своих последователей. Как уже было упомянуто, этот метод может использоваться в самых различных аспектах, самые распространенные из которых — групповая терапия (тренинги) и индивидуальные психологические консультации. Преимущества РЭТ в том, что этот способ психотерапии предполагает куда более скорый результат, чем, например, психоанализ. Однако, в этом и заключается одна из самых серьезных претензий к нему со стороны специалистов других направлений, часто считающих, что клиенту необходимо куда больше времени на перемены, другие вопросы касаются крайне выраженной директивности метода, а также, весьма прохладного отношения его последователей к личной истории клиента. Вполне возможно, что некоторые из этих претензий обоснованы, во всяком случае их несомненно стоит принимать в расчет тем, кто использует РЭТ в консультировании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: