Направленность и мотивы деятельности личности
Степень успешности решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько сама личность хорошо мотивирована в получении благоприятного результата. Существует несколько факторов, которые оказывают огромное влияние на любую деятельность, осуществляемую человеком.
Внутренняя и внешняя мотивация
Внешней называется мотивация, направленная на внешние события и окружающих людей. Скажем, если требуется немедленно подготовить доклад по истории только потому, чтобы получить одобрение руководителя и закрыть сессию, то налицо внешняя мотивация. В том случае, когда необходимо выполнить исследовательскую работу потому, что она представляет научный или творческий интерес самого исследователя, то говорят о внутренней мотивации.
Надо сказать, что внутренняя мотивация гораздо сильнее внешней, ведь она побуждает личность к саморазвитию, каким – то новым свершениям, открытиям.
Осознанность – неосознанность мотивов
Когда есть четкое понимание того, зачем выполняется та или иная деятельность, эффективность от ее выполнения возрастает в несколько раз. Монотонный труд, лишенный особого смысла и значения, только навевает тоску и уныние. Бывает, что личность долгое время не может осознать истинные мотивы своих поступков и это приводит ее к заблуждению.
Интересы и значимые потребности
Действуя из собственных интересов, личность всегда повышает свою эффективность труда. Иными словами, когда то, чем мы занимаемся, будоражит воображение, вызывает приятные чувства, и работается гораздо лучше. Удовлетворяя потребности в признании, одобрении со стороны коллектива, самореализации личность возрастает, учится и расширяет собственные возможности. Появляются новые перспективы для дальнейшего продвижения и развития. Когда выполняемая деятельность никак не связана с ведущими потребностями, не удовлетворены личная и духовная составляющие, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его силы со временем уменьшаются.
Умение ставить цель
К чему бы мы ни стремились, крайне важно с самого начала правильно определить направленность, конечную цель, понять, чего хотим достичь в результате. Необходимо также задать соответствующий ритм движению и поддерживать его на протяжении всего периода – тогда любая работа будет эффективной. Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться
Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу
Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться. Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу.
Уверенность в себе
Никакое дело не может совершаться, если личность не уверена в собственных силах. Даже если человек обладает редкими и исключительными талантами, он не сможет достичь успеха, пока будет заниматься самобичеванием, сомневаться в том, что у него все получится. Уверенность в себе является необходимым инструментом для выстраивания крепких и доверительных отношений с окружающим миром. Воспитать в себе уверенность можно, но только тогда, когда человек готов посвятить время работе с чувствами, проработке вопросов образования, получать новые знания – этого нельзя избежать.
Психологи о личном: определения
Психологи, говоря о методике определения направленности личности, обычно понимают под этим термином ориентированность сознания человека на те или иные жизненные сферы. В особенности на те из них, которые обладают определенной ценностью в человеческом сознании, те сферы, в которых формы деятельности являются ведущими. Без них индивидуум не способен был бы к полноценному, гармоничному развитию, к тому, что называется личностным ростом. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности актуально сегодня и для крупных современных корпораций.
Человек как существо в первую очередь социальное проявляет направленность своей личности, ее потребности и мотивы в самых разных аспектах. В их числе и нравственные ценности, и симпатии, и привязанности, вкусы и склонности. Данная психологическая характеристика направленности личности определяет для человека практически все сферы существования — от его политических убеждений до особенностей семейной жизни. Свой отпечаток она накладывает и на выбор профессии. Влияет и на отношения человека с окружающей его действительностью. Позитивная направленность личности определяет для индивида такие важные в социальном взаимодействии качества, как трудолюбие, социальная активность, умение добиваться поставленных целей.
Специалисты сегодня считают направленность одной из наиболее важных ведущих характеристик человека. Ее исследованием занимались многие известные ученые и психологи. Существует несколько концепций различных научных работ, отражающих различные трактовки и подходы к описанию этого свойства личности: исследователи называют его и «смыслообразующим мотивом» личности (советский психолог и педагог А. Н. Леонтьев), и «основной жизненной направленностью» (ученый, создавший современную концепцию факультета психологии в Санкт-Петербургском университете — Б. Г. Ананьев), и «динамической организацией сущностных сил человека» (доктор психологических наук, профессор А. С. Прангишвили). Кратко же все эти подходы характеризуют направленность как общее свойство личности, которое в сумме определяет ее психологические качества.
Несмотря на то что определения этого понятия различаются в некоторых деталях, мнения ученых сходятся на утверждении, что направленность личности — это основа системы ценностей человека, ее психологические проявления; она является ведущей характеристикой при составлении психологического портрета. Таким образом, именно направленность выражает те цели, во имя которых человек действует, обусловливает мотивы его поступков и те задачи, которые он ставит перед собой.
От данного аспекта зависит темперамент человека, устойчивость к стрессам, специфика многих других психологических процессов и психических состояний. Направленность можно считать основным вектором, по которому будет двигаться человек в процессе достижения своих целей. При этом направленность — не только выбор направления, цель движения, но и тот путь, который — осознанно или бессознательно — выберет для себя человек.
Структура личностной направленности
Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.
Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:
- Влечение. Это примитивная, биологическая форма направленности. Влечение – не осознаваемая или недостаточно осознанная потребность. Если влечение осознается, оно превращается в желание.
- Желание. Осознанная потребность в чем-то конкретном. Желание проясняет цель и побуждает действовать.
- Стремление. Если желание подкрепляется волевым усилием, оно превращается в стремление.
- Интерес. Интерес – это стремление что-то узнать, познать, изучить. Главное, что познается и осознается, когда есть интерес – смысл деятельности. Интерес не угасает, когда частично удовлетворяется, а даже напротив, только возрастает.
Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.
- Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
- Идеал. Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
- Мировоззрение. Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
- Убеждение. Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.
Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке: каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.
Структура
В основе направленности лежит система интересов, влечений и желаний личности.
Они представляют собой базу личности в проявлении ее оригинальности. То есть это та сторона, которая происходит из самой личности.
На возможность реализации этих форм влияет множество факторов, что приводит к ограничению интересов и влечений. Формируется более узкий круг склонностей и потребностей.
Вместе с тем они приобретают большее значение для личности. Совокупность этих элементов формирует мотивацию личности и ее цели. Из убеждений складывается мировоззрение личности, как высшая форма направленности.
Отдельно стоят идеалы и меты, как наиболее недостижимые результаты. Они с одной стороны мотивируют личность, а с другой стороны определяют высший уровень направленности и критерии его достижения. Идеалы необходимы для гармоничного развития личности и постоянной ее активности.
Что включает подструктура?
Подструктура личности относится к ее собственным характеристикам и вырастающим из них особенностям. Сюда относятся все черты характера и темперамента, особенности эмоциональных и волевых реакций.
Также в подструктуре формируются взгляды личности, как постоянно корректирующийся компонент. При помощи таких компонентов становится возможным удовлетворить потребность или исполнить желание.
Сила характера, интеллекта или развитая интуиция или предчувствие помогают личности добиться целей и задач в сфере своей направленности, хотя и относятся к другим характеристикам личности.
Формы
Формами направленности считаются определяющие мотивы деятельности личности. Они характеризуются разной степенью личной значимости для личности, желаемости наступления результата и волевым отношением.
Выделяют следующие формы:
- желание,
- стремление,
- влечение,
- интерес,
- склонность,
- убеждение,
- идеал,
- установка,
- позиция,
- цель и задачи,
- мировоззрение.
Опишем важные:
- Желание представляет собой самую простую форму направленности и характеризуется осознанным стремлением осуществить что-либо, причем желание имеет приближенные к настоящему сроки возможной реализации. Зачастую эта форма не подчиняется волевым установкам, поскольку тесно связана с эмоциональной сферой. К примеру, желание обнять любимого человека.
-
Стремление определяется большим волевым участием. Это уже более сложное определение, которое включает как желаемый результат, так и пути его достижения.
Стремление более растянуто во времени, и нередко имеет практическое значение: найти более подходящую работу или выиграть в состязании.
- Влечение подразумевает собой непреодолимое желание. Воля при этом отходит на задний план, чаще наблюдается даже обратная ситуация: влечение реализуется против воли. Нередко такая форма имеет негативную окраску в обществе или в сознании самой личности. Ярким примером является влечение партнера в паре к кому-то третьему. Истоки этой формы находятся у биологических потребностей личности или же глубоких комплексах.
Интерес характеризуется средней степенью значимости и только определяет следующую форму направленности. Интерес имеет волевой компонент, но через небольшое количество времени может либо угаснуть илбо развиться в желание или стремление. Интерес личности является первым элементом ее направленности в той или иной сфере, во время реализации которого человек оценивает сознательно или интуитивно важность и возможность дальнейшего развития этой формы в новую, более сильную и сложную.
Склонность характеризуется выраженным эмоциональным компонентом и большей осознанностью, чем влечение, хотя имеет с ним много общего. Склонность определена доминирующими характеристиками личности: волей или ее отсутствием, склонностью к анализу или эмоциям. Пример: склонность к спорам или к эмоциональной реакции, склонность в аналитическим видам деятельности или к творчеству.
Убеждение сформировано личным опытом и принципами личности. Эта форма несет под собой смысловую нагрузку направленности, определяя ее значение и отношение к другим сферам личности. Яркий пример: физическое здоровье имеет наибольшую ценность в жизни человека. Из этого убеждения вытекает направленность личности сохранять здоровье, а также склонности вести здоровый образ жизни и соответствующие цели.
Из убеждений формируется мировоззрение, которое представляет собой уже целостную систему, подчиняющую все сферы личности.
Также компонентом этой формы является установка: она представляет собой эмоционально окрашенное убеждение, которое непосредственно мотивирует личность на действие.
Идеал является конечным результатом деятельности, который зачастую недостижим. Эта цель является венцом всех стремлений человека. Поэтому такая форма направленности зачастую приносит много неудобств в связи с невозможностью достижения, однако мотивирует на постоянную активность.
Как выяснить свой тип
Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение опросника не займет больше времени. Всего он включает в себя 30 пунктов с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения, которые предлагается продолжить. Отметить надо два варианта из трех: один «больше всего», а другой – «меньше всего». Вот примеры:
- Вопрос: «В жизни мне дает удовлетворение…». Как можно ответить: больше всего – осознание того, что работа выполнена успешно. Меньше всего – оценка моего труда. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Сознание, что находишься среди друзей».
- Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего – когда они верны и надежны. Меньше всего – что они помогают посторонним при наличии возможности. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
- Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как можно ответить: больше всего – опытным летчиком. Меньше всего – начальником отдела. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: научным работником.
Также тест по направленности личности включает в себя такие вопросы: «Когда я был ребенком, то любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Я не люблю коллективы, в которых…» и т.д.
По итогам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать, не задумываясь, так как первый пришедший на ум ответ, обычно, отражает истинные мысли.
Определение
Каждый человек имеет собственные взгляды на жизнь, своё место в мире, на общество. Направленность личности – это её приоритеты и мировосприятие, увлечения и потребности, цели и желания. Она складывается во многом, благодаря воспитанию и окружению, и зависит от уровня нравственности общества. Так, ребёнок нередко перенимает мировоззрение родителей, их страхи, интересы и приоритеты. На родных несомненное влияние оказывает социальная среда.
В религиозном обществе на направленность сильно влияет вера. Набожный христианин будет видеть свой путь в служении Богу и людям, расчётливый китаец часто руководствуется поговоркой «не пойман – не вор».
Ориентация личности – путь к самореализации, цели.
Я-концепция
«Я-концепция»— это динамическая
система представлений человека о самом
себе, в которую входит осознание человеком
своих качеств (физических, эмоциональных,
интеллектуальных), самооценка, а также
субъективное восприятие влияющих на
данную личность внешних факторов.
«Я-концепция» близко к понятию
«самосознание», однако скорее «Я-концепция»
является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает в результате
социального взаимодействия человека
со средой обитания. Среда оказывает
влияние на формирование «Я-концепции»,
однако, затем «Я-концепция» начинает
определять способ взаимодействия
человека с социальной средой.
Методика: кратко
Для определения направленности личности была разработана ориентационная анкета Басса.
Она состоит из тридцати пунктов, характеризующих тот или иной выбор в определенных ситуациях.
На листе ответов нужно указать наиболее и наименее приемлемый ответ на вопрос в графах ",больше всего ", и ",меньше всего",. На каждый вопрос дается три варианта ответа.
Нужно давать ответы быстро, не задумываясь. По результатам выделяют направленность на себя, на дело и на общение.
Направленность личности формирует устойчивый круг ее интересов и потребностей, а также путей их реализации.
Выявление направленности помогает в решении личностных и общественных конфликтов. Для этого можно воспользоваться специальными опросниками.
Этот аспект личности имеет сложную структуру и задействует также другие черты внутреннего мира человека, являясь одним из связующих личность звеном.
Направленность личности , понятие, формы и свойства:
https://youtube.com/watch?v=Y8qjOntis00
Формы направленности личности в психологии
Направленность личности определяет выражение целей индивида на его жизненном пути, приоритетность вещей и действий, увлеченность теми или иными вещами, мировоззрение об окружающем мире и убеждения по жизни.
Направленность имеет следующие формы:
- Желание. Суть заключается в получении желаемого объекта и методе его заполучения. Не забываем, что возникающие желания у личности формируют цели.
- Стремление. Является тщательно рассчитанным на исполнение желания, с последующими действиями его для получения.
- Интерес. Показывает любопытство человека в изучении нового.
- Склонность. Направлено на занятие какой-то конкретной деятельностью. По итогу совершенствуются навыки в данной области.
- Мировоззрение. Связано с взглядом на жизнь и определением положения индивида в ней.
- Убеждение. Побуждает индивида к действиям, согласно своим убеждениям на жизненный путь.
- Идеал. Подразумевает достижение определенного образа.
- Установка. Подразумевает под собой виды: положительную, отрицательную, нейтральную, связанные с убеждениями по жизни и ее ценностями.
- Позиция. Отвечает за мотивы, благодаря которым происходит принятие решений.
- Цель. Желаемый результат, которого так хочется добиться человеку.
Составляющие системы
Направленность индивида не ограничивается желаниями и целями. Она включает восемь основных форм, которые связаны между собой:
- Потребности. Человек ощущает необходимость в чём-то, чтобы достигнуть материального или финансового благополучия.
- Мотивы. После осознания своих потребностей у индивида появляется желание удовлетворить их посредством активных действий. Иногда бывает так, что несколько мотивов вступают в конфронтацию, из-за чего сформировываются два или больше направлений. Их конкуренция может привести к внутреннему конфликту и дисгармонии.
- Интересы. Они определяют избирательное отношение личности к разным материальным или духовным объектам, которые представляют для него ценность и значимость.
- Склонность. Выражается в сильном желании персоны заниматься определённым делом. Человек постоянно совершенствует свои навыки и умения, чтобы добиться успеха.
- Идеалы. Представляют идеальные для индивида образы, к которым он стремится при выполнении выбранной деятельности.
- Убеждения. Это факты и представления личности об обществе и окружающем мире. Человек верит своим положениям и руководствуется ими, когда выполняет поставленные задачи.
- Мировоззрение. Заключается в устойчивых взглядах персоны на себя и окружающий мир. Идеалы и убеждения возникают у личности в зависимости от её мировоззрения.
- Цели. Это результаты, которых хочет добиться человек с помощью деятельности.
Формы направленности личности
В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Желание
Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.
Интерес
Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает
Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интерес — важнейшая побудительная сила к познанию окружающей действительности. Различают:
— непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,
— опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
Устойчивость, широта, содержание интересов — важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.
Склонность
Во многом интерес развивается в склонность благодаря включению волевого компонента. Склонность — направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности.
Интерес и склонности — фактор бурного развития способностей индивида.
Мировоззрение
Мировоззрение позволяет человеку планировать свою деятельность на многие годы вперёд: он знает, что многое может поменяться за годы, но основные законы, по которым мир существует, останутся незыблемыми.
Типы
Это определение включает в себя основную характеристику направленности и общий способ ее реализации. Типы делятся на:
- гуманистический,
- эгоистический,
- депрессивный,
- суицидальный.
Гуманистический тип направленности характеризуется высокими моральными и этическими ценностями. Преобладает социальная направленность деятельности, а мировоззрение личности основано на достижении максимального общественного комфорта.
При эгоистическом типе человек ставит свои собственные интересы на первое место, доминирует личная сфера.
При этом личные мотивы всегда оцениваются как правильные и положительные, даже если реализуются во вред другим.
Депрессивная направленность отличается тенденцией к саморазрушению, а также к общественному негативизму. То есть человек оценивает себя как нечто плохое, при этом пытаясь безуспешно интегрироваться в общество с подобной установкой.
Суицидальная направленность отличается крайней степенью отторжения не только себя, но и социума. Для личности негативным становится и он сам, и окружающая его обстановка.
Формы направленности личности в психологии
Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.
Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.
Установки
Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).
Влечения
Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.
Интересы
Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.
Склонности
Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.
Желания
Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.
Стремления
Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).
Убеждения
Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.
Мировоззрение
Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.
Что понимается под направленностью личности в психологии
Под направленностью личности понимаются потребности, желания, убеждения, мотивы и интересы человека, а также его идеалы и ценностные ориентации
Все эти факторы придают жизни человека смысл, существование которого важно для его эмоционального состояния
Насколько бы это парадоксально не прозвучало, но в жизни человека смысл появляется лишь тогда, когда он сталкивается с какими-либо ограничениями и запретами. Не только в психологии, но и в рамках бытовой логики очевидно, что личность не может быть одновременно двигаться в различных направлениях. К примеру, нельзя одновременно хотеть бегать трусцой и ездить на кабриолете.
Человек должен расставить для себя приоритеты, создать себе направленность. В общем – выяснить, чего ему все-таки хочется больше.
В противном случае может получиться как у радиоприемника или телевизора. Если устройство попытается одновременно принять несколько сигналов, возникнет белый шум. Ни один канал не будет прослушиваться. Чтобы исправить ситуацию хозяин приемника должен остановить свой выбор на какой-то конкретной волне, подробнее
Направленность личности в психологии – это врожденное, а не приобретенное понятие. Человек может в течение жизни менять некоторые свои взгляды. Однако основная их часть закладывается еще в детстве. Причем закладывается она зачастую не родителями, а природой.
Побуждения, которые характеризуют личность, разделяются на второстепенные и доминирующие. Последние – это основа поведения человека. Они практически не изменяются в течение всей жизни.