Что делать?
Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.
Формирование адекватной самооценки
Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.
М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.
Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.
Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности
А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу
Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.
По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.
Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.
На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.
Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.
Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.
Формирование самооценки учащихся
Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.
На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.
Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.
Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.
Низкая самооценка.
Низкая самооценка — это признание, что в текущий период жизни определенные результаты не достигнуты. Ее можно наблюдать у тех, кто еще далек от поставленных целей. Вид считается худшим, хотя такое мнение необоснованно. Сложнее всего приходится тем, у кого самооценка занижена. У этого типа есть и преимущества.
Несомненный плюс — человек ориентируется на собственные мечты. Он понимает, что желанная работа пока не найдена, квартиру приобрести получится только через несколько лет, а для серьезных отношений ему не хватает готовности воспринимать другого целиком. Казалось бы, осознание недостатков – первый шаг к их устранению. Однако низкая самооценка все же не равняется адекватной, поэтому ее обладателю порой тяжело бороться с гнетущими мыслями о своей неполноценности. Но ему проще избавиться от самоуничижений, чем тем, у кого восприятие себя занижено.
Как повысить самооценку ребенку
Большинство родителей все-таки осознает важность адекватной самооценки и задумывается о том, как воспитать в ребенке уверенность с самого детства. Что для этого нужно:
Дать ребенку право выбора. Пусть он сам решит, что надеть на улицу или с чем играть
Позволить малышу иметь свою точку зрения, даже если вы не согласны
Научите его анализировать
Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми
Позволять делать ребенку что-то важное. Так он почувствует свою значимость в мире
Всегда поддерживать ребенка
Даже если он потерпел неудачу, похвала – лучший стимул двигаться дальше
Не критиковать ребенка
Научить малыша правильно принимать победы и поражения
Научить проявлять свои эмоции
Как стать уверенной в себе женщиной
Как ты представляешь себе уверенную женщину? Она привлекательна, с красивыми волосами, у нее идеальная осанка и фигура песочные часы. Такие женщины заставляют провожать себя взглядом. Как стать такой же?
Выше мы написали о пунктах, которые помогут повысить самооценку, но мы практически не затронули внешность. А ведь она играет огромную роль в вопросах уверенности в себе
Да, принимать себя такой, какая ты есть нормально и важно, но что делать, если это касается здоровья?
Наша осанка сильно влияет на восприятие нас другими людьми. Большим успехом всегда пользуются люди с красивой ровной спиной. Но как исправить осанку?
Здесь на помощь приходит валик. Посмотри видео о том, как правильно на нем лежать:
https://youtube.com/watch?v=4fCxenCddMw
Также есть отличное упражнение для спины с пенным роллом:
Завышенная самооценка.
Завышенная самооценка — другая крайность; противоположность заниженной. Опасна она не меньше, хотя почему-то считается более предпочтительной.
Этот тип в одном из случаев – следствие комплексов. Пытаясь побороть неприятие себя, человек цепляется за любое личное качество, превращая его в положительное. При этом свойственно доказывать другим собственную исключительность и значимость. Окружающие считают такие действия показателями заносчивости и гордыни. В реальности попытки самоутвердиться сигнализируют о подавленных комплексах, с которыми стоило бороться иначе.
Другой вариант развития завышенной самооценки – воздействие окружения. Родители воспитывают гордыню в ребенке, постоянно подчеркивая его уникальность, талантливость, неповторимость. Они делают это из лучших побуждений, но последствия бывают плачевными. Из захваленного малыша вырастает не умеющий оценивать себя здраво взрослый человек. Он уже давно живет отдельно, работает, сам выбирает вид досуга, но не избавился от родительских установок, засевших в голове.
Неумение критиковать себя приводит к искаженному восприятию реальности – создается впечатление, что весь мир настроен против; постоянно не хватает одобрения; коллеги и знакомые кажутся худшими, недостойными. На пике подобных переживаний приходит осознание неидеальности. Оно в некоторых случаях сопровождается депрессией, после которых следует глобальная переоценка. Но некоторые не «излечиваются», до конца жизни продолжая считать себя лучшими и обижаться, что другие этого не отмечают.
Определенный уровень восприятия нельзя считать приговором. Низкая самооценка может превратиться в адекватную. Она зависит от разных вещей – окружения, человеческих стремлений, целей. Любой способен скорректировать восприятие при желании, подкрепленном действиями. Ситуация статична в одном случае — если не пытаться ничего изменить, уверяясь в том, что это врожденное качество. Комплексы устраняются – либо самостоятельно, либо (в отдельных случаях) при помощи специалистов – психологов и психотерапевтов.
Подписывайтесь на нас в Instagram и Telegram, там много всего полезного, в том числе очень интересные тесты.
Дополнительная информация:
- Как полюбить себя с помощью 9 простых шагов?
- Что такое самооценка личности и какая бывает?
- Как поднять самооценку себе быстро и легко?
- Как научиться любить себя и начать ценить?
- Как повысить самооценку за 9 шагов
- Что такое любовь к себе и ее 5 основных постулатов
- Почему меня никто не любит и что с этим делать?
- Что такое самоуверенность и почему она нужна каждому?
- Что такое самолюбие и самоуважение?
Откуда берется неуверенность в себе?
Формирование самооценки происходит в разные периоды жизни. В каждый отдельно взятый промежуток времени развивается наиболее значимый на данный момент фактор. Наиболее важным периодом, когда происходит развитие самооценки, считается детство. Ведь именно в раннем возрасте личность приобретает фундаментальные представления о себе, мире и окружающих. Многое в этот период зависит от родителей: их степени принятия ребенка и осознания того, что такое самооценка и как она влияет на жизнь малыша. Наиболее важным в этом возрасте является одобрение со стороны старших. Ребенок беспрекословно усваивает самооценку, заданную его родителями.
Корни восприятия себя находятся в глубоком детстве. Родители нередко называют свое чадо неумехой, растяпой и другими нелицеприятными словами. Поскольку в детстве формирование самооценки только начинается, ребенок не поддает сомнению слова взрослых. Мать и отец на этом этапе являются для него неоспоримыми авторитетами. Какими бы благими ни были их намерения, ребенок на долгие годы, если не на всю жизнь, усвоит, что он плохой и не соответствует ожиданиям своих близких. Со временем это приведет к развитию низкой самооценки и комплексу вины.
Чтобы не допустить подобного сценария, родителям нельзя ругать ребенка, если у того что-то не выходит, особенно если малыш делает это впервые.
Чтобы вырастить человека, адекватно воспринимающего себя, родителям необходимо не только разбираться в том, как формируется самооценка у ребенка, но и поработать над своей собственной. Не стоит забывать, что дети подсознательно копируют поведение взрослых. Таким образом они рискуют получить заниженную или завышенную самооценку «в наследство».
Во взрослом возрасте основы стабильной самооценки могут быть нарушены сильным эмоциональным потрясением, например потерей кого-то из близких, увольнением или любой крупной неудачей. К восстановлению уверенности в себе стоит приступать незамедлительно. Справиться с этим можно самостоятельно в том случае, если произошедшие события не привели к депрессии. В иной ситуации лучше обратиться к специалисту. Влияние самооценки на поведение человека переоценить сложно. Именно этот фактор задает жизненный вектор.
Типы и уровни
Виды самооценки в психологии характеризуются многими параметрами:
- в зависимости от уровня: высокая, средняя, низкая;
- по реалистичности: завышенная, заниженная и адекватная;
- по особенностям строения: конструктивная и деструктивная;
- в зависимости от уровня устойчивости: стабильная и колеблющаяся.
В психологии самооценку чаще всего разделяют на 3 следующие категории:
- заниженная;
- средняя (нормальная, адекватная);
- завышенная.
Оптимальная самооценка человека — достаточно высокая, которая меняется под влиянием обретенного опыта. Негативное воздействие на личность оказывает как чрезмерно устойчивое восприятие себя, так и постоянно колеблющееся.
Человек склонен к стабильной самооценке. В связи с этим возникают психологические феномены, например дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. отрицание достижения или игнорирование факта поражения).
Самооценка нормальная тогда, когда она способствует адекватному восприятию собственных действий. Такой человек не отрицает свои положительные качества и работает над отрицательными. Он достигает поставленных целей, живет в гармонии с собой и удовлетворен жизнью.
Человек с завышенной самооценкой склонен предъявлять необоснованные претензии к окружающим. Он не способен построить конструктивные отношения с другими. Но чаще встречаются люди с заниженной самооценкой. Такое восприятие себя не позволяет развить потенциал, выразить индивидуальность и достичь какого-либо успеха. Малейшие трудности становятся поводом отказаться от намеченных планов. Человека охватывает чувство вины, разочарования, что только усугубляет ситуацию.
Низкая самооценка может иметь высокий и незначительный уровни притязаний. В первом случае человек склонен ощущать собственную неполноценность и постоянную тревожность. Во втором — преувеличивать свои недостатки.
Завышенный и заниженный виды самооценки тесно связаны. Оба могут возникнуть из-за того, что в детстве ребенком постоянно восхищались и перехваливали. Завышенная самооценка может остаться на всю жизнь. Но иногда, столкнувшись с трудностями в подростковом или взрослом возрасте, такой человек рискует потерять веру в свои силы.
«СмелоНЕТ» — Базовый марафон 2.0 от MelAnnett
- Базовый марафон «СмелоНЕТ» — это 21 день работы над лицом, шеей и спиной;
- Помощь при выполнении упражнений и доведение до результата лично от Аннет;
- 60% новых упражнений и розыгрыш денежных призов за ваши результаты!
Ну и самое главное — молодое красивое лицо, здоровая спина и королевская осанка с помощью простейших упражнений и эффективных техник самомассажа всего за 21 день. Марафон — это уникальный комплекс простых и эффективных упражнений и техник, рассчитанный на оздоровление организма, запуск процессов естественного омоложения , сгон отёков и снятие спастики мышц.
Нашумевшие марафоны от Меланнетт, пожалуй, самого успешного и крупного бьюти-блогера Рунета, которому на протяжении 9 лет доверяют свою красоту и здоровье 6.000.000+ человек. Только в 2020 году в марафонах приняли участие более 80.000 наших подписчиков из России и стран СНГ. И с каждым годом количество участников только увеличивается!
Самооценка: факторы формирования
Формируется самооценка под влиянием социальных и личностных факторов, а также индивидуальных особенностей. Каждый из факторов необходимо разобрать на жизненных примерах, ведь от них зависит будущее личности.
Родителям следует уделять больше внимания не только воспитанию собственного чада, но и правильно влиять на формирование самооценки ребёнка.
Социальные факторы
Основные социальные факторы:
- Самый главный — это отношение родителей к ребёнку.
- Отношение воспитателей, учителей, преподавателей, тренеров к ребёнку.
- А также отношение компании друзей, одногодок.
Так как в детстве личность ещё не способна оценить объективно собственные качества, мнение о себе формируется исходя из мнения старших. И от них будет зависеть, какая самооценка будет у взрослого человека в будущем.
Личностные факторы
Тип темперамента и характер — это личностные факторы исходя учениям психологии. Люди с чувствительной психикой чаще других излишне переживают из-за неудач или оценок общества, склонны зацикливаться.
Меланхолик, например, может долго помнить чьё-то (пусть даже в шутку) сказанное замечание и принять это на свой счёт, что понижает самооценку.
Флегматик может вообще не обращать внимания на это и жить уединённо, презирая других и считая себя выше всех. Самооценка экстраверта всегда завышена, что является для него большой проблемой, так как фокус внимания перемещён на попытки удивить, поразить общество.
Индивидуальные особенности
Влияют индивидуальные особенности на формирование самооценки в меньшей степени, чем социальные факторы. Самооценка подвластна изменениям и самостоятельной корректировки, об этом написано много психологических книг, а также существуют специальные упражнения и практики.
В запущенных случаях лучше работать с психологом. Как утверждают специалисты в этой сфере, поднять заниженную самооценку – проще, чем снизить до адекватного уровня завышенную.