Завышенная самооценка с позиции психологии
Когда человек начинает переоценивать свои возможности, у него развиваются эгоцентричные наклонности. К мнению других он относится с особым пренебрежением. Поэтому часто завышенная самооценка в психологии — это идеализация собственной персоны.Такое самомнение проявляется в простых вещах:
- все свои силы человек устремляет на достижение целей, успеха;
- неудачи расценивает как простое стечение обстоятельств или следствие чужих ошибок;
- критику воспринимают из рода завистливых придирок конкурентов.
Не рассчитав правильно свои силы и способности, такие люди нередко терпят крах. После такого фееричного фиаско, они обычно впадают в депрессию. К тому же высокомерие мешает им найти себе ровню в лице друга или спутника жизни. Поэтому одиночество становится для них самым верным и преданным компаньоном.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Социальные факторы
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»
Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:
- несправедливые или чрезмерные наказания;
- необоснованная и слишком частая похвала;
- постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
- положение «царька» в семье или любимчика в школе;
- подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.
Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.
Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно
Личностные факторы
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.
Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
- Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
- Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
- Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».
Уровень притязаний
Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.
Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.
Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.
Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Социальные факторы
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»
Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:
- несправедливые или чрезмерные наказания;
- необоснованная и слишком частая похвала;
- постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
- положение «царька» в семье или любимчика в школе;
- подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.
Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.
Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно
Личностные факторы
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.
Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
- Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
- Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
- Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».
Уровень притязаний
Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.
Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.
Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.
Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.
Что дает внутренняя уверенность в себе?
Человек, который уверен в себе, имеет свою позицию и умеет ее отстаивать. Он полагается только на себя, хотя и не боится доверить определенное дело окружающим. Уверенный в себе человек не боится перемен и всегда старается улучшать свою жизнь. В отличие от недовольных собой людей, он берет на себя ответственность за все свои слова и поступки.
Люди с положительной самооценкой, как правило, достаточно четко понимают, чего они хотят. Цели и планы четко очерчены, и человек уверенно идет к их осуществлению. Неуверенные в себе люди редко могут конкретно описать, что бы они хотели поменять, а их цели зачастую невероятно завышены. У них не получается их достичь, и самооценка падает еще ниже.
Естественно, высокая самооценка не спасет от жизненных трудностей и невзгод, но преодолевать их будет намного легче. Уверенный в своих силах человек находит новые методы их решения и воспринимает сложности как рутину. Люди с низкой самооценкой предпочитают прятаться от горестей. Для них любое переживание неуспеха очень болезненно и надолго выбивает их из колеи. Поэтому они делают вид, что у них все хорошо, и избегают принятия решения.
Почему важно полюбить себя и что будет, если этого не сделать
Некоторые люди приравнивают любовь к себе к эгоизму. Но это совершенно не так, если мы говорим об адекватной самооценке и здоровой любви к себе.
Если человек любит себя, уважает свои потребности, чувства и эмоции, осознает свою ценность, то он так же уважительно относится и к другим людям. Он не пытается принизить или оскорбить других, даже если не согласен с их точкой зрения.
Наверняка ты слышала, что люди, которые регулярно оскорбляют других, просто несчастны глубоко внутри. Они живут в дисгармонии, зависти, чувствуют себя плохо и хотят, чтобы и другие чувствовали себя так же.
Если человек не любит себя, он не сможет принять любовь и от другого человека, так как будет считать, что недостоин ее. У него могут появиться мысли, что другие люди лгут или издеваются. Отсюда вытекают проблемы в отношениях с противоположным полом, друзьями или коллегами.
Более того, люди, которые не любят себя, вряд ли смогут занять руководящую должность или заработать много денег. А все потому, что они всегда сомневаются в своих силах и поэтому упускают идущие к ним прямо в руки возможности. Они бояться ответственности, потому что не верят в себя и транслируют это остальным почти бегущей строкой «не доверяйте мне, я ни на что не способен».
Нелюбовь к себе — как запах: люди очень хорошо считывают отношение человека к самому себе и начинают относиться к нему так же.
Самооценка и уровень притязаний личности
Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.
Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.
Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.
Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.
Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.
Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.
Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.
Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.
Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.
Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.
Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.
Как вести себя с подростком?
Попытайтесь понять и принять
А теперь представим, что вы родители подростка. В связи с переменами в его поведении вам бывает тяжело. Но вы все-таки любите своего ребенка, и вам не безразлично, как он к себе относится. Вы переживаете за его эмоциональное состояние.
Первая реакция на его поведение – раздражение. Может быть, вы даже не особенно сдерживаете эмоции и не выбираете слова, высказывая претензии
Но помните: поведение ребенка направлено не только на самовыражение, но и на то, чтобы вы обратили на него внимание
Особенность его мироощущения в том, что ему кажется, что его никто не понимает. Поэтому в глубине души он очень хочет, чтобы вы поняли его метания и приняли таким, какой он сейчас есть.
Он не говорит с вами, потому что боится вашей реакции. Попробуйте сдержаться, попробуйте успокоиться.
Завоюйте доверие подростка
Вспомните себя в его возрасте – наверняка и у вас были какие-то особенности поведения, которые раздражали окружающих. Но со временем это прошло. Пройдет и у вашего отпрыска! Ваше спокойствие станет гарантом того, что он может прийти к вам со своими проблемами.
Будьте деликатнее
Не акцентируйте внимание на проблемах в семье, если они есть. Случается, что в неполных семьях чаще именно мать остается одна с детьми. И со временем начинает винить детей в своем одиночестве
И со временем начинает винить детей в своем одиночестве.
Не акцентируйте внимание на финансовых проблемах. Лучше поощрите в ребенке желание добиваться улучшения благосостояния. Не перекладывайте на них ответственность за свои проблемы, дайте им возможность спокойно вырасти и начать свою жизнь
Не перекладывайте на них ответственность за свои проблемы, дайте им возможность спокойно вырасти и начать свою жизнь.
Как не потерять отношение с подростком видео
Причины завышенной самооценки
- Погрешности в воспитании – часто это семьи, в которых один ребенок, долгожданный, ему все хотят угодить, оберегают, чрезмерно опекают.
- Яркая внешность от природы – у мужчин и женщин проявляется излишний субъективизм в отношении к миру, их красота восхищает окружающих, они слышат комплименты с детства. Такие люди помешаны на себе, считают других недостойными их внимания.
- Наличие какого-либо природного таланта, являющегося редкостью (голос, пластика, гениальный ум, экстрасенсорные способности, высокая скорость запоминания, выдающиеся ораторские способности).
- Финансовое благополучие – все мы знаем случаи из жизни мировых звёзд сцены и кино, бизнесменов, политиков, которые пользовались своим положением, чтобы унижать тех, кто ниже по статусу.
Зависимость от общественного мнения
Постарайтесь максимально честно ответить на следующий вопрос: «Важно ли вам то, что о вас подумают окружающие?» Если да, то вы можете с большой долей уверенности утверждать, что у вас есть зависимость от общественного мнения. И в большинстве случаев этот «недуг» развивается из-за социальных сетей
Все бы ничего, но рано или поздно он приведет к снижению самооценки, как только окружающие люди вам скажут, что вы неидеальны.
Что же становится причиной развития зависимости? Виной всему банальные лайки, репосты и комментарии, которые являются основой любой социальной сети. Изначально человек делится той или иной информацией у себя на странице просто для того, чтобы рассказать об этом окружающим. Однако со временем его записи начинают комментировать и оценивать. После этого личность начинает выкладывать фото и видео только для того, чтобы узнать общественное мнение.
Советы психологов
Психологи дают несколько советов, касательно повышения самооценки:
Каждый день следует выделять по две минуты на благодарность. Определи две вещи, за которые ты благодарна именно сегодня. Это должно войти в привычку.
Действовать и не тратить время на сомнения и размышления. Все дела старайся доводить до конца, ведь наверняка ты знаешь, как незаконченное дело давит, напрягает и вселяет неуверенность.
Чаще заниматься тем, что приносит удовольствие
Очень важно выделять время на свои хобби, иначе жизнь может стать невыносимой. Эти занятия заряжают бодростью и оптимизмом.
Заниматься спортом
Люди, которые регулярно тренируются, более довольны собой, своей внешностью и успехами, чем те, которые этого не делают. Более того, во время занятий вырабатывается дофамин, гормон радости. Если не знаешь, с чего начать тренировки, рекомендуем онлайн марафон Easy Sport. На нем прорабатывается всё: грудь, живот, спина, бока, ягодицы.