Консультация для родителей «социальные чувства: искусство жить в обществе»

Критерии чувств

Все чувства характеризуются следующими критериями:

  • валентностью;
  • интенсивностью;
  • стеничностью.

Валентность

Под валентностью чувств понимают их тон, в связи с чем выделяют несколько видов чувств

  1. Положительными называют чувства, которые доставляют человеку удовлетворение и создают ощущение довольства происходящим, счастья и радости. Примером таких чувств могут быть симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. 
  2. Отрицательными считаются чувства, которые создают у человека общую неудовлетворенность происходящим и плохое настроение. К ним относятся: страх, печаль, зависть, горе, грусть, злость, обида, тоска.
  3. Нейтральными называют такие чувства, которые не влияют напрямую на действие индивида. Это равнодушие, удивление, интерес.

Интенсивность

Все эмоции различаются по интенсивности или силе.

  1. Слабые эмоции появляются редко и случайно, при этом они легко подавляются другими чувствами. 
  2. Средние по силе эмоции обычно управляются сознанием, но при этом могут влиять на другие чувства.
  3. Сильные эмоции с трудом поддаются управлению сознанием и подавляют другие чувства. 

Чем сильнее эмоция человека, тем сильнее будут ее внешние и физиологические проявления. Очень сильные эмоциональные состояния могут вызвать изменения в психике.

Определение

Аффект — это иррациональное переживание, которое человек не способен контролировать. При нахождении в состоянии аффекта у человека полностью отсутствует волевой и сознательный контроль, зачастую такое состояние проявляется в агрессии, оцепенении или бегстве.

Патологический аффект — это психическое расстройство, которое возникает как реакция на внезапное потрясение. Характеристиками этого состояния являются: сверхсильные переживания, искаженное восприятие действительности и нарушение сознания.

Стеничность

Общеизвестно, что внешнее и внутреннее проявление эмоций и чувств может сильно отличаться. Ученые доказали, что такой же разный эффект эмоции и чувства оказывает на организм человека, влияя на метаболизм, выброс гормонов, кровообращение и другие процессы. Выяснилось, что эмоции способны влиять на скорость реакции, уровень энергии, восприятие происходящего, внимательность и другое.

В зависимости от того, какое влияние эмоции оказывают на организм, они делятся на:

  1. Стенические (активные) эмоции придают нам энергии и работоспособности, активизируют все жизненные процессы (например, радость).
  2. Астенические (пассивные) эмоциональные состояния, наоборот, вводят человека в угнетенное состояние, вызывают упадок сил и чувство усталости (грусть, разочарование). 

3 вида эмоций человека

Положительные эмоции

Данный вид эмоций человека позитивно сказывается на его здоровье и продуктивности. Ведь именно ощущение счастья, радости и оптимизма дает стабильное моральное состояние для самореализации.

К положительным эмоциям относят:

  • интерес – это состояние помогает человеку познавать мир и получать новые способности с помощью обучения, благодаря интересу и любопытству человек обретает новые знания, умения и стремительно развивается;

  • счастье – возникает, когда человек постигает внутреннюю гармонию;

  • радость – данное проявление возможно только тогда, когда человек достигает определенной цели либо когда он был убежден, что этого добиться невозможно;

  • благодарность – появляется, когда индивид выказывает признательность в ответ на сделанное ему добро.

Отрицательные эмоции

Такой вид эмоций негативно влияет на человека. Они несут сильную моральную нагрузку и вредят психологическому здоровью личности.

Ниже представлены виды отрицательных эмоций человека и их описание:

  • Страдание – это самое распространенное депрессивное ощущение, возникает вследствие получения информации о неудовлетворенности важнейших нужд индивида. Оно приводит человека к эмоциональной нестабильности с последующим моральным истощением.

  • Гнев – это насыщенное чувство возмущения или недовольства определенными действиями и поступками, порой случается, что эта эмоция выражается в форме аффекта.

  • Отвращение – это состояние вызывается поступками, людьми, обстоятельствами или предметами, которые не соответствуют личным нравственным принципам индивида.

  • Презрение – еще один вид отрицательных эмоций человека, которые возникают, когда индивид считает неприемлемыми те или иные действия со стороны окружающих.

  • Страх – данное ощущение рождается в момент получения информации о возможной опасности, оно включается независимо от того, насколько реальна угроза жизни.

  • Стыд – появляется, когда индивид понимает, что его действия не соответствуют не только собственным, но и чужим ожиданиям.

  • Вина – это отрицательная эмоция, при котором индивид осознает неправильность своих действий, влекущих личную ответственность.

Нейтральные эмоции

Удивление – ответная реакция, возникающая при столкновении индивида с неожиданной ситуацией, которая не имеет выраженной отрицательной или положительной окраски.

О системе социально-эмоционального обучения

Исследования, проведенные в начальных школах Локарно (Швейцария), показали, что такие социально-эмоциональные навыки, как распознавание собственных эмоций и учет их влияния на поведение, помогают ученикам добиться успеха даже в математике. Волнение, «математическая тревога» негативно влияют на когнитивные стратегии и рабочую память. Ученики боятся совершить ошибку, воспринимают задачу как более сложную. Спокойствие ведет к медленному прогрессу. А за учительским поощрением следует эмоциональная активация класса.

В основе системы социально-эмоционального обучения (СЭО) лежит признание того факта, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном), так и в эмоциональном ключе. Для процесса познания важны оба направления. И оба следует активно использовать в образовании.

Пока в школах акцент делается лишь на рациональном, но, по данным международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект», среди эффектов от программ по развитию ЭИ можно назвать улучшение атмосферы в классе, спад заболеваемости, улучшение отношений между родителями и детьми, социально-эмоциональных навыков, отношения к себе, к другим, к школе, хорошее поведение в классе, 11-процентное повышение успеваемости по результатам стандартизированных тестов. Кроме того, риск эмоционального истощения и выгорания снижается.

Но как оценить ЭИ? Объективность такого рода измерений — главная проблема. Сегодня тест IE-ACCME позволяет измерить метаэмоциональный интеллект подростков (феномен, объединяющий когнитивные способности к переработке информации, полученной от эмоций, и самооценку этих способностей). Методика создана на основе модели Мэйера и Сэловея (1997 год) и может быть использована в качестве как отчета о самооценке, так и показателя уровня эмоционального интеллекта.

Тест показывает высокую степень надежности, но необходимо учитывать возрастные и гендерные различия в баллах при измерении ЭИ. При этом уже само проведение такой работы положит начало плодотворному обсуждению с подростками того, как они воспринимают, используют, понимают и контролируют эмоции.

Выделяют 4 основных компетентности социально-эмоционального обучения:

  1. Понимание себя и других, которое подразумевает умение точно оценивать собственные чувства, управлять ими, способность сопереживать другим людям.
  2. Положительные установки и ценности, способствующие социальному единству и не нарушающие права других людей.
  3. Ответственное принятие решений, что включает в себя умение ставить социально полезные и реалистичные цели, участие в их достижении.
  4. Навыки социального взаимодействия: мирное решение конфликтов, гибкость, умение сотрудничать, выражать точку зрения в понятной и приемлемой форме.

Виды негативных эмоций и их контроль

Негативные эмоции, как и положительные, могут быть совершенно разными. И вот некоторые виды и их контроль:

  • страх — просчитываем варианты;
  • чувство вины — отпускаем;
  • гнев — становимся на место виновника;
  • депрессия — ищем позитивные стороны в создавшемся положении;
  • гордость — признаем заслуги и достоинства окружающих людей;
  • ревность — признаем право свободы выбора за другим человеком;
  • жалость к себе — воспитываем гордость за свои силы и возможности;
  • тревожность повышенная — релаксация и переключение внимания на более приятные моменты;
  • обида — забываем и прощаем;
  • зависть — стремимся к тому, чтобы достичь такого же успеха;
  • разочарование — ищем новое в жизни;
  • стыд — нужно допустить мысль о том, что на этом ничего не заканчивается;

Многие спрашивают, какие бывают чувства и эмоции к любимому человеку, парню, девушке или между мужчиной и женщиной в психологии. Так как очень полезно выражать и проявлять свои чувства к тому человеку, которого вы действительно уже давно любите. Конечно, не стоит на первых 2-3 встречах выражать свои чувства, так как это покажется странным. Но держать несколько месяцев свои чувства на замке к человеку, опасно, так как он или она может подумать, что вы разлюбили.

В статье вы узнаете, какие на самом деле бывают чувства и эмоции к любимому человеку, между мужчиной и женщиной и к парню, девушке. Учитесь проявлять свои чувства, так как не кто кроме вас не знает что у вас внутри. Вы можете очень сильно любить человека несколько лет, но, утаивая это от данного человека, это в итоге может привести к расставанию и разводу. Берегите отношения и выражайте свои чувства вовремя, но и не слишком рано.

Чувства бывают разные, но для того чтобы знать весь список чувств и эмоций, вам нужно изучать практическую психологию. Мы же перечислим вам только самые основные чувства и эмоции. Первое что нужно знать, чувства и эмоции делятся на две группы, положительные и отрицательные.

Положительные чувства и эмоции

К положительным чувствам и эмоциям относятся: любовь, счастье, радость, смех, удовольствие, благодарность, смех, веселье, удивление, надежность, успех.

Отрицательные эмоции и чувства

Конечно чувства и эмоции к любимому

человеку, парню или девушке бывают разные. Это может быть простая увлеченность, когда есть некоторая симпатия и интерес друг к другу, но не более того. Также есть привязанность, когда люди уже длительное время вместе, но не любят друг друга, но не могут отвязаться. Например, их может сдерживать мнение окружающих, дети, страх, привычка, жалость друг к другу.

Если вы хотите знать, какие бывают чувства и эмоции между мужчиной и женщиной, изучайте психологию. Но самые распространенные чувства – это: увлеченность, симпатия, страсть, любовь, привязанность, привлекательность, влюбленность, измена, предательство, ссора, обман, эгоизм.

Ведь существуют как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства между мужчиной и женщиной. Увы, но сегодня чаще встречается именно измена, предательство, чем любовь. Люди часто сравнивают друг друга и поэтому начинают изменять, с надеждой найти кого-то лучше, что в итоге приводит только к страданиям и проблемам.

Наша жизнь настолько разнообразна и многогранна, что каждый день мы способны испытывать минимум 10 различных чувств. В зависимости от насыщенности дня событиями, от индивидуальных особенностей человека, его характера и способности переживать определенные чувства, он может пережить за день максимум 200 чувств. Чувств очень много, они разнообразны и многолики, но в то же время они являются эмоциональным процессом человека, отражающим его субъективное оценочное отношение на реальные или абстрактные объекты. Ни в коем случае не стоит путать чувства с аффектами, эмоциями и настроениями. Без чувств невозможно представить жизнь человека, сколь бы ни были они иногда горькими.

Результаты

Что же получается по итогам данной тестовой методики? Эмоциональная устойчивость может быть четырех уровней:

  • Высокий (до 7 баллов). Человек имеет стабильную психику. Вряд ли ему страшны хоть какие-то эмоциональные стрессы. Это неплохо, но рекомендуется все равно поддерживать свою нервную систему в таком же состоянии.
  • Средний (8-9 баллов). Человек довольно уравновешен, умеет адекватно реагировать на подавляющее большинство ситуаций, вызывающих стресс. У большинства людей уровень именно такой.
  • Низкий (15-20 баллов). Чрезмерная эмоциональность отличает человека – ему не помешало бы обрести навыки психической саморегуляции. Может быть, даже стоит принимать успокаивающие травяные сборы.
  • Критический (21-25 баллов). Людям с таким показателем присуща крайняя степень возбудимости. У них очень низкая психологическая защита, а их нервы «обнажены». Таким лицам часто показаны транквилизаторы. Многие ходят к психотерапевтам.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ), как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д.

Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! econet

Все виды чувств и эмоций можно разделить на отрицательные (печаль, страх, враждебность, разочарование, гнев, отчаяние, чувство вины, ревность), позитивные (счастье, настроение, радость, любовь, благодарность, надежда) и нейтральные (сострадание, удивление).

Чувства человека в психологии, рассматривают субъективные переживания эмоций. Рассматриваются переживания, психические состояния тела которые возникают, когда мозг воспринимает эмоции которые появляются во внешних раздражителях.

Пример: вы видите тигра вдали, вы испытываете чувство страха и ты чувствуешь ужас.

Чувства и реакции на эмоции происходят в области мозга. Кроме того, носят субъективный характер, будучи под влиянием личного опыта, воспоминаний и убеждений.

Фундаментальное различие между эмоциями и чувствами, по мнению нейробиолога Антонио Дамасио, заключается в том, что эмоции являются непроизвольными ответами, более сложной версией рефлекса. Например, когда вы находитесь в опасности, и ваш импульс ускоряется. Чувство — это осознание этой эмоции.

Чувства являются частью человеческого существа от рождения. Мы существа чувственные, и мы можем воспринимать мир с помощью различных органов чувств.

Чувства являются частью человека с момента рождения. Мы — чувственные существа, и мы можем воспринимать мир через различные органы чувств.

Многие стимулы пробуждают в нас чувства: мы ощущаем то, что мы думаем, что наблюдаем, что слышим, то, что мы чувствуем, что мы касаемся или что мы едим.

Об эмоциях

Эмоции наполняют нашу жизнь и делают её захватывающей и интересной. Или. Эмоции отравляют нашу жизнь и превращают её в сплошной кошмар. Или. Эмоции – это то, что позволяет нам воспринимать мир. Или. Эмоции манипулируют нашей жизнью. В принципе, можно продолжать список таких высказываний

Но при этом важно то, что эмоции являются неотъемлемой и крайне важной частью человеческой жизни. А так же то, что управлять ими считается делом довольно сложным

Но крайне полезным. Я не буду здесь давать абсолютно строгое определение того, что такое эмоция. Если хотите – его можно найти в энциклопедии. Для нас будет важно, что

эмоция – это оценочное переживание

 и то, что оно сильно задействует тело.

При этом не всякое состояние эмоция. Например: удовольствие, страх, радость, восторг, разочарование, интерес, счастье – это эмоции, а сон, сытость, жажда, опьянение, боль – нет.

Здесь я вступаю на довольно опасную стезю аналитического описания чувств. Мой опыт говорит, что карта здесь  совсем не территория, и люди понимают эмоции очень сильно индивидуально. Тем более интерпретируют их, придают смысл. Так что воспринимайте написанное ниже именно как возможную карту, в которую стоит внести личные правки.

Что вызывает эмоции

Так как процесс возникновения эмоций и их дальнейшее влияние на организм является психофизиологическим явлением, не трудно догадаться, что эмоции могут быть вызваны как воздействиями психического характера, так и физиологического. Как уже было сказано ранее, эмоции появляются в виде реакций всего организма. Что же вызывает наши эмоции? 

Основной причиной являются гормональные изменения. Чаще всего они являются причиной возникновения быстрых реакций (эмоций), например:

  • Повышение адреналина в крови – «гормон стресса». Уровень адреналина объясняет возникновение таких эмоций как тревожность, беспокойство, страх. Эволюционно адреналин предупреждал человека о возможной опасности;
  • Дофамин – этот гормон вырабатывается в надпочечниках и связан с испытанием удовольствия. Он вырабатывается в те моменты, когда человек делает что-либо полезное для организма, например, принятие пищи связывается с тем, что организм получит большое количество энергии, или сексуальные отношения связываются с продолжением рода. Таким образом, дофамин выстраивает систему поощрения для организма в виде наслаждения.
  • Серотонин, как всем известно, является гормоном «радости». В отличие от дофамина он отвечает за разные эмоции, связанные со спокойствием, уверенностью. Недостаток серотонина является причиной возникновения депрессий и в антидепрессантах используются формулы, позволяющие серотонину дольше сохраняться в крови.
  • Совокупность гормона роста, тестостерона и кортизол характеризуют общее состояние гормонального фона, в особенности у женщин. Недостаточный уровень данных гормонов приводит к проблемам эмоционального характера в виде страха, уныния, апатии. Вследствие их нехватки может возникать стресс, депрессивность и другие не самые приятные последствия. 
  • Мелатонин – известен как гормон «сна», но на деле от отвечает за общую регуляцию суточного ритма человека. То есть биологические часы человека напрямую зависят от этого гормона.

Гормоны – это физиологические источники человеческих эмоций

Также существует еще большое количество других гормонов, именно они вызывают эмоции у человека, а само появление гормонов зависит от огромного количества факторов: питание (кофе повышает дофамин, сахар – серотонин), употребление алкоголя (приводит к выделению эндорфинов, дофамина. Минздрав предупреждает о вреде алкоголя), сексуальные отношения, общение в социуме и другие. 

Что такое эмоции — определение и значение

Эмоции человека — это психический процесс, который возникает в соответствии с происходящими ситуациям. Проявление эмоций может быть различной направленности, и имеют как негативную, так и позитивную окраску. Это зависит от субъективного оценочного мнения каждого человека

На простом языке эмоциями можно назвать возможность проявления переживаний в душе из-за какой-либо ситуации. В переводе с латинского это слово означает «волную» или «потрясаю».

Таким образом это некоторый процесс, при котором человек не находится в нейтральном состоянии: он оценивает ситуацию с неким чувством переживания.

Данное состояние настигает человека изнутри. Снаружи проявляются такие признаки как:

  • мимика;
  • жесты и положение тела;
  • голос;
  • общее поведение.

Например, вы поскользнулись на улице. В такой ситуации в голове человека мгновенно возникает множество мыслей: «Как скользко! Теперь у меня болит нога! Придется идти в травмпункт.

Почему я вообще живу в стране, в которой есть зима?!» После оценки произошедшего у Вас будет выбор: молча держать обиду и раздражение в себе, либо сорваться на какого-либо человека и притом не важно, знаете Вы его или нет. Благодаря эмоциям у нашей жизни появляется нечто особенное, мотивирующее жить

Серые будни скрашиваются различными чувствами. Эмоции помогают нам жить. Без них человеческая жизнь была бы похожа на существование робота. Чувства и есть то, что отличает нас от других существ и предметов.

Эмоциональность личности

У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными.
Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека
обозначается понятием «эмоциональность личности».

Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие
особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми
особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и
мировоззренческими ориентациями.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к
явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности
доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо
положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут
преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция
радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое
приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям,
оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют
подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное
беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева
человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенностивозникновения, протекания и прекращения эмоциональных
процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств
эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие
черты
:

1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как
эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным,
другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.

2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного
эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными
особенностями личности.

3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих
человеку.

Развитие эмоций

Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера
человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.

1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные
характеристики организма
, поскольку они связаны с его функционированием,
нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.

2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, чтоэмоциональная сфера человека, как и все психические процессы,развивается.

3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения
совместимы друг с другом
. Элементарные эмоции как субъективные проявления
органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека
изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это
утверждение неверно.

Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и
становления личности в нескольких направлениях:

Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных
переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.

Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и
контроля чувств со стороны личности.

В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию
более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга,
ответственности и т. д.

Далее:4. Состояния психической напряженности Вверх:Тема 5. Эмоциональная сфера Назад:2. Виды эмоций

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий26.07.2010

Направленность — важнейшее свойство личности

Каждому человеку присущи собственные внутренние побуждения, определяющие его жизненные цели и устремления, объясняющие причины его действий и поступков. Совокупность этих побуждений формирует направленность как важнейшее психическое свойство личности. 

Деятельность человека всегда тем или иным образом связана с удовлетворением определенных потребностей и характеризуется проявлением его отношения к обществу в целом и поведением в конкретной социальной группе в частности. Направленность является выражением личностного смысла человеческой деятельности, объясняет, зачем или почему субъект совершает определенный поступок.

Являясь высшим психическим свойством, направленность имеет внутреннюю структуру состоящую из:

  • целей;
  • мотивов;
  • потребностей. 

Потребности характеризуются надобностью для человека какого-либо предмета или события, могут быть как материальными, так и духовными. Для удовлетворения своих потребностей личность проявляет активную деятельность. Потребности человека, не являющиеся базовыми, необходимыми для выживания, во многом зависят от уровня развития общества и меняются на протяжении всей жизни.

Особенности, присущие потребностям:

  • направлены на конкретный объект или деятельность;
  • связаны с определенным эмоциональным состоянием (удовлетворенность или ее отсутствие);
  • характеризуются наличием воли, необходимой для поиска путей удовлетворения. 

На основе сложившейся потребности формируются цель — идеальный образ желаемого результата действий, совершаемых для ее удовлетворения. Являясь предвосхищаемым результатом деятельности, образ стимулирует человека действовать в нужном направлении и предлагает ему выбор различных путей достижения желаемого.

Мотив служит непосредственной побудительной причиной и движущей силой для продвижения к цели. Он является динамическим процессом, напрямую управляющим поведением индивида. Содержание мотивов определяется социальными условиями, в которых находится субъект. Сначала возникают отдельные побуждения, которые затем складываются вместе и образуют личностную мотивационную систему, управляющую поведением человека с помощью его сознания и воли. Мотивы могут выражаться в простых формах в виде хотений, желаний и влечений, а могут и в более сложных, в виде интересов, идеалов, установок.

Направленность можно характеризовать следующими признаками:

  • значимость для общества;
  • проявление системы жизненных взглядов, установок, убеждений человека;
  • степень социальной зрелости личности.

Отсюда следует важность понимания направленности как свойства личности человека. Обладая знанием о направленности конкретного индивида, можно прогнозировать его поведение в разных ситуациях и при различных условиях

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: