Психофизиология и потребности
Ревность в отношениях — психология этого чувства друг к другу
Социальные и биологические потребности являются основной силой, которая движет психикой человека и его поведением. Они зависят от среды обитания и развития организма. Исследуя центральную нервную систему (ЦНС) человека, учёные выделили в ней образования для эмоциональных состояний. На них действуют функции лимбической системы, гипоталамуса и таламуса. В этих образованиях ЦНС и расположены центры эмоций: положительных и отрицательных.
Потребности человека по А. Маслоу (американский психолог)
Для человека важны любые эмоции и эмоциональные состояния, кроме напряжённости. Повышенная напряжённость однозначно приведёт к страхам, тревожности и фобиям. Необходимо сознательно исключать все негативные эмоции, ведущие к беспокойству.
Что это такое: понятие
Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.
От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.
В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.
Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.
Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).
Классификация эмоциональных состояний человека по В. К. Вилюнасу
В. К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений:
- К первой группе автор относит ведущие эмоциональные явления, которые являются стимулом и побуждают человека к осуществлению деятельности. Также данная группа эмоций отвечает за общую направленность деятельности человека. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни.
- Ко второй группе относятся производные эмоциональные явления, возникающие при уже имеющемся ведущем побуждении, в процессе осуществления человеком той или иной деятельности и выражающие определенное отношение человека к отдельным условиям осуществления действий, которые либо являются благоприятными, либо препятствуют ее осуществлению.
Виды, классификация чувств и эмоций
К примеру, американский психолог К. Изард предлагает классификацию из десяти фундаментальных эмоций (радость, грусть, удивление, отвращение, гнев и другие), каждая из которых имеет широкую разновидность проявлений и может быть составляющей сложных чувственных переживаний.
Вот известно ли вам, что радость может быть очень даже многогранной и иметь различные вариации?
Как, например, закончив подготовку к важному мастер-классу, вы чувствуете радость – удовлетворение от того, что выполнена важная часть для его реализации, вы вложили в него душу и готовы представить вашим слушателям. После удачного мастер-класса вас может переполнять уже радость – восторг от отзывов, которые вы получили и того, что всё удалось на все сто процентов
После удачного мастер-класса вас может переполнять уже радость – восторг от отзывов, которые вы получили и того, что всё удалось на все сто процентов.
Но, можно ли весь спектр эмоциональных реакций «втиснуть» в какую-то классификацию? Кажется, что это практически нереально. Но, в тот же момент они могут помочь нам лучше понять себя, научиться называть свои переживания.
Основные чувства и эмоции, и производные от них
Эмоции – сиюминутные проявления нашей реакции на действия со стороны. С такими эмоциями как недовольство, удивление, радость, страх и гнев мы рождаемся. Если маленькому ребенку некомфортно – он плачет, покормили, перепеленали – он радуется.
Но не все эмоции врожденные, некоторые могут быть приобретены в определенных жизненных ситуациях. Это понимают даже малыши, устраивая истерику, если хотят добиться чего-либо.
Основных проявлений эмоций и чувств 5, а от них идут производные:
- Радость, а от нее пошли: восторг, веселье, удивление, нежность, благодарность, вдохновение, увлечение, умиротворение.
- Любовь и дальше: влюбленность, доверие, нежность, блаженство.
- Печаль, и пошли: разочарование, грусть, сожаление, отчаяние, одиночество, подавленность, горечь.
- Гнев, и пошло дальше: ярость, раздражение, злость, ненависть, месть, негодование, обида, зависть.
- Страх, и его производные: беспокойство, волнение, тревога, испуг, стыд, вина, ужас, месть.
Классификация Леонтьева
Классификация эмоций по Леонтьеву предполагает, что их нужно разделять, отталкиваясь от источника происхождения каждой. Они могут быть вызваны:
- презрением;
- личными потребностями человека, степенью их удовлетворенности;
- сравнением себя реального с собой-идеальным (внутренние нормы, правила, идеалы и соответствие им);
- чужими потребностями и отношением к их реализации;
- сравнением себя с внешними, продиктованными социумом стандартами;
- социальными взаимоотношениями.
Такого рода классификация эмоций в психологии не может быть четкой, она достаточно размыта. Скажем, эмоции, вызванные презрением, могут быть вызваны и социальными взаимоотношениями, и результатом самооценки, то есть сравнения себя с внешними либо внутренними нормами. Да и в качестве критериев функциональности можно использовать так много аспектов, что четкая стратегия классификации, понятная неспециалисту, попросту не выстраивается.
Классификация Додонова
Впрочем, это не единственная описывающая эмоции ребенка классификация. Схема, наиболее распространенная в психологии, предполагает разделение по функциональным критериям. Многие ведущие психологи придерживаются именно такой точки зрения. Скажем, классификация эмоций по Додонову выглядит следующим образом:
- Коммуникативные – испытываемые при общении.
- Романтические – тяга к новому и необычному.
- Альтруистические – потребность помогать людям.
- Глорические – желание самоутвердиться.
- Пугнические – тяга к риску.
- Праксические – вызванные успешной реализацией запланированного.
- Эстетические – обусловленные взаимодействием с произведениями искусства.
- Гедонистические – тяга к удовольствиям.
- Гностические – испытываемые в процессе познания.
- Акизитивные – тяга к собирательству, накоплению.
Фундаментальные эмоции
Эмоции человека психологи разделяют по качеству переживания. Американский психолог Кэррол Э. Изард написал об этом целую книгу «Психология эмоций», в которой представил теорию дифференциальных эмоций.
Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций:
- интерес-возбуждение,
- радость,
- удивление,
- горе-страдание,
- гнев-ярость,
- отвращение-омерзение,
- презрение-пренебрежение,
- страх-ужас,
- стыд-застенчивость,
- вина-раскаяние.
Этот автор относит первые три эмоции к положительным переживаниям, а остальные семь – к отрицательным. По мнению К. Э. Изарда каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, отличающихся по степени их выраженности. К примеру, в рамках одномодальной эмоции как радость можно дополнительно выделить:
- радость-удовлетворение,
- радость-восторг,
- радость-ликование,
- радость-экстаз и другие.
Теперь давайте в списке раскроем понятие фундаментальных эмоций из книги «Психология эмоций»:
Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства
Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляет внимание на новый объект и может переходить в интерес.
Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса
Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Другие крайности и поиск золотой середины
Бывает и так, что чувства переполняют через край. Чрезмерный всплеск эмоциональных волн делают жизнь похожей на землетрясение. Они появляются и тут же находят выход. Без осознания, без понимания. Стимул – реакция! Что может причинять немалый дискомфорт и самому человеку, и окружающим.
Как всегда, норма где-то посередине. Когда мы принимаем эмоции и чувства, даем себе возможность прожить их, понимая, что именно с нами происходит, что их вызвало и как с ними быть. Мы понимаем, что чувства – это не то, что нас разрушит. Да, они могут быть сигналами боли, они могут быть непросты в проживании, выбивать нас из колеи, делать еще уязвимее, полностью перекраивать нашу жизнь.
Важно знать свои эмоциональные переживания и экологично выражать их. Для этого для начала неплохо будет их хотя бы знать и дифференцировать
В этом здорово могут помочь описания эмоциональных реакций, предложенных психологами – учеными, которые занимались данной тематикой.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12