Волевые качества человека
Чтобы лучше понять, что такое воля, мы определим ее основные черты, которые также называются избирательными чертами:
- Целеустремленность — это способность человека ставить перед собой конкретную цель и активно ее добиваться.
- Решительность — немедленные, но обдуманные меры по выполнению принятого решения.
- Настойчивость — это внутреннее качество, которое в то же время укрепляет волю. Это следует запланированному плану, несмотря на препятствия и поражения.
- Самодисциплина — это сознательное подчинение установленным требованиям, нормам и правилам.
- Самоконтроль — это способность контролировать эмоциональные и поведенческие проявления.
- Смелость — это готовность преодолеть страхи, которые часто следуют за целью.
- Независимость — это способность полагаться на свои знания, принципы, ценности и нести ответственность за свои действия.
Эти характеристики в основном свойственны взрослым, зрелым людям, но не всем из них.
Воля определение в психологии
В психологии воля – это способность человека обдумывать существующие варианты решений, выбирать правильное и следовать ему. Также ее можно рассматривать как психический процесс, позволяющий делать то, что не хочется. Нередко воля понимается как способность контроля своего поведения и мобилизации себя на достижение целей.
Качество, способное вознести человека
Важно! С этим понятием тесно связано волевое усилие – непосредственно акт совершения действия, несмотря на сиюминутные желания. Его особенность заключается в том, что сначала нужно осознать их, а потом уже прикладывать усилие для подчинения психики уму
Хочу, могу, творю
Воля – это психическая особенность, явление, благодаря которому персона преодолевает встречающиеся на ее жизненном пути сложности, реализуя запланированные действия. Когда человек сталкивается с проблемами, он может отказаться от своей линии. Альтернатива – приложить больше усилий, дабы барьер остался в прошлом. Психологи расценивают преодолением барьера совершение некоторого исключительного действия, не вписывающегося в изначальные рамки: цели, которые персона поначалу для себя определяла, не включали таких методов. Особенное действие сопровождается сменой побуждения для его совершения. Персона осознанно пользуется дополнительной мотивацией, в построении которой во многом участвует творческая сущность, способность воображать, предсказывать развитие ситуации. Создание нового мотива во многих случаях обусловлено способностью представить, какими последствиями будет обладать действие.
Воля в жизни человека – это непроизвольный формат активности. Ее необходимо инициировать, для стабилизации нужно прикладывать усилия, а также тормозить определенные стремления. Воля возможна лишь в случае, если персона готова работать с побуждениями и стремлениями, мотивацией. Она требует от индивида организации системы активности, дабы таковая позволила добиться желаемого. При детальном исследовании ситуации можно видеть селективный волевой функционал. Речь идет о повседневных конфликтах мотивов, между которыми персона должна выбирать.
Что такое воля
Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная
Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.
Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения
К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер
Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.
Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека
До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни
Волевые действия
Волевые действия – это сознательно контролируемые действия, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей. Они возникают в тот момент, когда человек лишен мотивации, жизненных сил и энергии, но при этом четко понимает, что и зачем ему нужно сделать.
Важнейшие компоненты волевых действий:
- постановка целей;
- продумывание способов и приемов достижения цели;
- планирование действий;
- преодоление отрицательных мотивов;
- принятие решения;
- выполнение принятого решения;
- оценка сделанного;
- формирование установки на совершение волевых действий в будущем.
Волевое действие является достаточно сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий и фаз. В современном мире так много раздражителей (реклама, интернет, звуки), что человеку становится все тяжелее воспитать в себе это ценное и во многом определяющее успех качество.
Совершенствование
Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями. Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями. Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.
Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач. И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем
Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию
Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.
Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:
- Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
- Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
- От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
- Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.
Чем темперамент отличается от характера?
Темперамент человека не стоит отождествлять с его характером. Первый термин включается в себя набор генетических особенностей психики. Темперамент формируется внутриутробно, его нельзя изменить, а можно лишь поверхностно подкорректировать, работая над собой и правильно расставляя жизненные приоритеты.
Характер же формируется на протяжении всей жизни, изменяясь в ту или иную сторону. Взаимодействуя в социальной сфере, индивидуумы обмениваются поведенческим и ментальным опытом, влияют на других и подсознательно поддаются влиянию окружающих.
На характер человека могут влиять следующие факторы:
Уровень образованности
Немаловажным является желание учиться и познавать мир, стремление к развитию своей личности, а также усидчивость, трудолюбие и нацеленность на успех.
Социальная среда
Окружение способно произвести сильное влияние на качества характера. «С кем поведёшься, от того и наберёшься!» — гласит народная мудрость.
Финансовое положение
Обычно люди падают духом, если не удаётся выбраться из бедности, и задирают нос, когда дела идут вверх.
* * *
Темперамент зависит от многих факторов. Это и климат, и гены, и даже возраст. Чем старше становится человек, тем больше замедляются его психические реакции. В молодости люди склонны к более бурному проявлению чувств и эмоций.
Во всяком случае, обобщать не стоит. Темперамент каждого из нас — это яркий калейдоскоп положительных и отрицательных качеств, которые формируют индивидуальность.
ТРИ ВИДА ВОЛИ
Понятие воли неотделимо от действия. Действие же, так или иначе, связано с желанием.
Жизненная сила, наполняющая нас при условии получения всех необходимых видов пищи, немалой своей частью уходит в канал желания. При этом она может вызвать к жизни какое-то старое, но ещё нереализованное желание, либо способствовать тому, чтобы человеку захотелось чего-нибудь новенького. Когда желание сформулировано, ум требует его воплощения, иначе в нём поселяется беспокойство и ощущается дискомфорт. Желание формулируется в уме, в нём же рождается план для его реализации. И вот, когда энергия желания обращается в действие, она и становится тем, что называют волей человека.
В детстве желания очень сильны, и ребёнок не может ни воплотить их без помощи взрослых, ни противостоять им. Он не может оценить их опасности для себя, и потому родители вынуждены в процессе воспитания вводить ряд запретов на совершение некоторых действий, ради благополучия своего чада. Они вводят ребёнку определённую программу, которая должна помочь ему контролировать свои желания. Программа состоит из ряда запретов, поддерживаемых страхом наказания, болезни или смерти. Например: смотри, будешь есть много мороженого, горло заболит! Не выбегай на дорогу – под машину попадёшь! И таких запретов за годы взросления накапливаются сотни и сотни.
Страх – сильнейший мотиватор. Конечно, ребёнок не хочет быть наказанным, а тем более умереть. Поэтому формируется желание действовать правильно, энергия которого направлена на обуздание энергий других желаний, то есть на несовершение действий. Блокирование позыва к действию, контроль над энергией запрещённых желаний можно назвать проявлением негативной воли. Воли, направленной на подавление того, что не должно быть выражено.
Если же человек прикладывает активные усилия в реализации своего желания, то в этот момент он проявляет позитивную волю. Естественно, что сила этой позитивной воли будет напрямую зависеть от силы питающего её желания, в то время как негативная, в своей сути, будет равна силе энергии страха.
Когда человек начинает работать над осознанием себя, то в первую очередь он наблюдает свои действия, то есть проявления силы позитивной воли. Постепенно осознанность его растёт, и он уже может не отождествляться со своей деятельностью. И тогда он сталкивается с тем фактом, что всплески бессознательности происходят в моменты, когда в игру вступает контроль ума, то есть сила негативной воли. Для того чтобы осознанность могла расти дальше, искателю придётся направить свою позитивную волю против негативной. То есть начать выражать невыраженное и разрешить проявиться запрещённым желаниям. Ему необязательно будет все их воплощать, но дать им проявиться, дать им выйти из сферы бессознательного необходимо.
И позитивная, и негативная воля имеют общий источник в виде энергии желания, но разные точки приложения – одна находится снаружи, другая внутри. Если негативная воля сильнее позитивной, то человек не способен развиваться, как правило, его уделом становится невроз.
По мере роста осознанности и проработки подавленных желаний, а также отказа от потерявших всякий смысл запретов, негативная воля сходит на нет. Она теряет свою силу вместе с исчезновением страха нарушить табу. А осознанность отменяет необходимость контроля.
Работа с обусловленностью приводит к избавлению от идеалистических желаний, а осознание своих потребностей позволяет ограничиваться тем, что действительно необходимо, не впадая в излишества. Тут начинает слабеть и позитивная воля. И в какой-то момент для продолжения существования в теле нужен новый источник воли.
Древнее откровение гласило: что вверху, то и внизу. Поэтому, говоря упрощённо, Бог хотел осуществить Творение. И это Его желание дало энергию Его Воле. Именно Воля является проводником и орудием Творения. Она действует в мире, насыщая энергией и нисходящий, и восходящий его потоки.
Известно, что целью многих мистических путей является единение с Богом, возвращение к Источнику или слияние индивидуального сознания с всеобщим Сознанием. В контексте рассматриваемого нами вопроса можно сказать, что человек в этот момент полностью принимает Волю Господа взамен своей собственной. И, можно сказать, становится её сознательным проводником. Есть школы, где подготовка к сдаче собственной воли является одной из основных практик. Так решается вопрос с собственными желаниями и проблемами, которые они приносят. Так человек может продолжать жить в мире, сохраняя постоянную связь с Всевышним, становясь сознательным проводником и участником великого плана Творения.
Нарушения
Виды нарушения воли:
- Гипобулия — в таком состоянии волевая активность снижается. Это расстройство характерно для ленивых, медлительных людей, которым сложно решиться сделать что-то выходящее за их зону комфорта.
- Абулия — безволие, ослабление воли, нерешительность. Индивид боится самостоятельно принимать решения, не проявляет инициативу в группе других людей, старается быть на последнем плане.
- Гипербулия — нездоровая активность. Проявляется у людей с маниакальными наклонностями. Они берутся за множество дел одновременно, ничего не доводят до конца.
При выявлении нарушений воли человеку нужно оказать соответствующую психологическую помощь.
Главные составляющие силы воли
Изучающие описываемый феномен специалисты выделили семь главных составляющих, формирующих силу воли. К ним относится:
- Самодисциплина, без которой невозможно достичь никаких серьезных результатов даже в простых делах. Развитие силы воли способствует формированию данного качества, которое помогает правильно расставлять приоритеты и брать под контроль собственные действия и мысли;
- Настойчивость, поскольку путь к цели требует поиска способов ее достижения, а их найдут только настойчивые люди;
- Смелость, т.е. способность в нужный момент перейти к решительным действиям, а также умение рискнуть либо вовремя отказаться от ненужного риска;
- Веру, в данном случае — веру в себя и собственные силы. Если человек твердо уверен в благоприятном исходе своего начинания, то и добиться положительного результата ему будет проще;
- Желания, т.е. те цели, к реализации которой стремится человек. Цель должна оправдывать затраченные на ее реализацию ресурсы, тогда итоговый результат будет ожидаем и желанен;
- Умение терпеть, поскольку воплощение в жизнь замысла, особенно масштабного, требует огромного терпения;
- Самостоятельность — одна из важнейших черт характера волевого человека. Самостоятельная личность умеет принимать решения и брать на себя ответственность, не ожидая готовых решений от посторонних людей.
Все указанные факторы в совокупности формируют у личности высокий уровень силы воли.
Побудительная
Многие научные деятели считают именно ее главной функцией воли. Она обеспечивает активность человека, причем произвольную и осознанную. Примечательно, что данную функцию часто путают с реактивностью. Однако между ними существуют серьезные отличия, которые заметны даже новичкам в психологии. Реактивность вызывает действие в ответ на ту или иную ситуацию. К примеру, идущий человек практически всегда оборачивается на окрик, а дразнилка однозначно вызовет обиду и негатив. В отличие от этого процесса побудительная функция выражается в действии, вызываемом определенными состояниями внутри личности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда необходимость в каких-либо сведениях вынуждает человека окрикнуть и начать разговор с приятелем или однокурсником. Именно это в первую очередь отличает основную функцию воли, как ее называют, от описанной реактивности.
Примечательно, что активность, вызванная побуждением воли, дает личности возможность подняться над ситуацией. Действие может быть тщательно продумано заранее и выходить за рамки происходящего сию минуту.
Стоит иметь в виду, что побудительная функция часто провоцирует личность на активность, которая не является обязательной. Ее никто не ждет от человека и не осудит его за невыполнение каких-либо действий. Но, несмотря на это, план действий выстраивается и реализуется.
Побудительная функция способствует мобилизации всех сил даже тогда, когда потребности в активности сию минуту не существует. К примеру, выпускнику школы бывает сложно усердно заниматься каждый день в течение года, но мысли об итоговом экзамене и поступлении в заветный вуз, заставляют его мобилизоваться и приступить к занятиям.
Классификация, какие основные
В.К. Калина разделил волевые качества личности на два вида — первичные (они же основные) и системные, более сложные, состоящие из нескольких компонентов. Первичные, или базовые волевые качества:
- энергичность;
- терпеливость;
- выдержка;
- смелость.
Также существует классификация, делящая волевые качества на:
- Первичные, свойственные личности изначально.
- Вторичные, развивающиеся в единстве с характером — например, решительность.
- Третичные, связанные с моральными установками и ценностями — например, ответственность, принципиальность.
Структура и общие характеристики первичных и системных
Многие волевые качества личности можно назвать системными:
- настойчивость;
- самостоятельность;
- целеустремленность;
- инициативность;
- решительность;
- организованность;
- дисциплинированность.
Системные качества опираются на первичные. Это означает, что при слабой выраженности первичного качества — например, отсутствии настойчивости — человеку сложно стать инициативным и целеустремленным.
Энергия и терпеливость
У некоторых людей много энергии, когда они приступают к делу, но им не хватает терпеливости. Люди с сильной волей способны распределять свои усилия во времени и прилагать энергию к решению задачи достаточно долго, что в итоге определяет эффективность их действий.
Выдержка и самообладание
Эти качества личности позволяют человеку сдерживать порывы, мешающие достичь цели, и выполнять принятые решения. Для этого приходится справляться со страхами, ленью, застенчивостью, усталостью и прочими внутренними препятствиями, а также сдержанно и рационально реагировать на противодействие других людей и внешних сил.
Рассмотрим системные качества.
Настойчивость
Это качество помогает человеку реализовывать намеченные планы
Важно помнить о цели и вовремя изменять стратегию ее достижения, если реальность вносит свои коррективы и первоначальный план не так эффективен, как ожидалось. В противном случае мы скорее назовем человека упрямым и ригидным, нежели настойчивым
Самостоятельность
Самостоятельного человека отличает то, что он руководствуется осознанными желаниями, тесно связанными с его устоявшимися взглядами и убеждениями. Самостоятельность противопоставляется таким свойствам характера, как внушаемость и негативизм. Самостоятельный человек слабо поддается внушению, он следует чужим советам только тогда, когда понимает их обоснованность и внутренне с ними соглашается.
Внешнюю противоположность внушаемости образует негативизм, т. е. немотивированное стремление действовать наперекор другим. Негативизм, стремление поступать наперекор, часто кажется подросткам признаком самостоятельности. Но это лишь обратная сторона внушаемости. Слабовольный человек не анализирует ситуацию, его легко спровоцировать на неразумные действия.
Целеустремленность
Человека можно назвать целеустремленным, если он способен ставить для себя четкие, ясные цели, которыми руководствуется в дальнейшем. Также целеустремленный человек способен ставить общую, возможно, очень отдаленную цель, которую достигает с помощью множества более конкретных.
Инициативность
Инициативный человек умеет находить новые решения, нестандартные, но при этом реализуемые на практике. Он слабо поддается влиянию окружающих, так как самостоятельно анализирует ситуацию и продумывает возможные решения, а не ждет, что кто-то решит все за него
Для проявления инициативности важно не только вовремя принять решение, но и быть уверенным в нем
Нельзя назвать инициативным того человека, который постоянно сомневается в собственных решениях и ждет одобрения от других. Противоположные инициативности качества — зависимость, пассивность.
Решительность
Решительность складывается из умения подождать и собрать достаточное количество информации для принятия взвешенного решения и умения отличить критическую ситуацию, в которой принять решение нужно быстро. Также решительного человека отличает уверенность в принятом решении.
Организованность
Организованная личность способна строить рациональные, разумные планы, склонна к упорядочиванию своей деятельности
Для такого человека важно представлять четкую схему действий
Дисциплинированность
Дисциплинированный индивид сознательно подчиняется нормам, принятым в обществе, учитывает в своих действиях установленный порядок и требования, регулирующие конкретную сферу деятельности.
Основные понятия
Это комплекс свойств, способствующих выполнению конкретных задач. Сюда входят такие характеристики, как целеустремленность, стратегичность, упорство, дисциплина. Они относительно устойчивы и не зависят от ситуации. С помощью такой совокупности индивидуум может сознательно регулировать свое поведение, взять власть над собой. Часто их рассматривают, как персональную особенность свободы от обстоятельств, страха или лености, которые так часто мешают достичь желаемого. В кратком виде я уже обозначила положительные стороны. Но есть и отрицательные свойства, указывающие на слабость: стеснительность и робость, отсутствие инициативы.
Многосторонняя и важная: воля необходима человеку
Этот феномен с давних пор вызывает удивление у исследователей человеческой психики. Воля – это способность человека балансировать между торможением и побуждением. При этом, активируя конкретное действие и блокируя иные, ориентируясь на оглашенную заранее цель. Акт воли – это формулировка решения, определение метода борьбы, мобилизация сил для достижения желаемого.
Волевой феномен обусловлен субъективным тезаурусом, артикуляцией информации с учетом смысла действия для конкретного индивидуума. Воля связана с установками личности и ее предрасположенностью к некоторым конкретным действиям. Во многом именно от них зависит скорость реакции на обстоятельства, состояние готовности персоны. Как известно из социальной психологии, воля задает субъективную человеческую ориентацию на некоторую общественную ценность.
Профессиональные качества личности
Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:
- вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
- способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
- возможность корректировать цифры, буквы, слова;
- иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
- умение детализировать объекты и графические изображения;
- координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
- ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
- восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
- общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.
Способности человека
На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.
Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:
Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.
Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе
Значение
Если у человека присутствует сила воли, его деятельность наполняется смыслом. Индивид превращается в осознанную личность, которая действует исходя из поставленных целей, а не на базе инстинктов.
От этой силы зависит эффективность человека. Добиться успеха без волевого усилия просто невозможно, так как организм будет постоянно переключаться на примитивные потребности или включать функцию самосохранения (сохранения ресурсов) перед лицом проблем и препятствий.
Также при условии отсутствия силы воли человек потеряет нравственный контур, ведь именно воля позволяет выстраивать свою деятельность исходя из принятых в обществе нравственных норм.
Если есть воля, все достижимо, потому что человек может подчинить себя цели.
Сила воли
К волевым качествам, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.
Самостоятельность — это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.
Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения.
Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.
Инициативность — это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.
Противоположными качествами является безынициативность и зависимость.
Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действиям, поступкам, собственные решения ставит под сомнение, не уверен в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.
Одной из важных волевых качеств человека является его решительность.
Решительность — это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь.
Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.
Свобода личности характеризуется также ее организованностью, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченному плану. Это качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.
Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.
Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения.
Мотивация достижения — это упорство в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха.
Да, люди с высокой потребностью в достижении всегда в поисках ситуаций, где они могли бы проверить свои возможности, они уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования, проявляют большую настойчивость при преодолении внешних или внутренних препятствий.