Восприятие. основные виды, свойства и особенности восприятия

Формы субъективного восприятия

Рассмотрим формы природных явлений наделенные субъективным восприятием:

Анимизм – система представления об окружающем мире, основа, которой заключается в вере в душу у природных объектов, способность самостоятельных и активных действий

Субъективация имеет древнюю форму, она заключается в том, что в каждом явлении природы или предмете, есть свой дух, который вызывает разного характера погодные условия и обращает внимание на то, как человек относится к природе;
Антропоморфизм – система представления окружающего мира, куда заложены поведение и свойства человека, отражая его характер на природе. Объекты природы могут иметь чувства, мысли и действия, которые заложены в человеке с рождения

Это следствие того, что объекты можно рассматривать как живых людей, только под другим обличием;
Персонификация (олицетворение) – это система представляет собой воплощение того или иного объекта, который наделен конкретными человеческими факторами в абстрактных понятиях и идеях;
Субъектификация – наделение процессами природных объектов функциями субъекта и его восприятия. Данный процесс показывает, что человек реально может наделять субъектными свойствами различных животных, растений, с помощью разговора. Эта форма восприятия является очень мощным средством для формирования отношения к природе и миру в целом. Поэтому специфика восприятия человеческими функциями природы, может иметь эмоции, которые будут отображаться в природных явлениях, но невидимых человеческому глазу. Человек – это субъект, наделяющий мир своими характерными чертами, которые потом становятся реальностью в природном мире.

Тест для исследования детей

Апперцепция у детей изучается с помощью специальных тестов, которые подходят для возраста от 3 до 10 лет. Методология в психологии была создана ученым Беллаком. Во время теста ребенку показывают различные картинки с изображением животных, выполняющих определенные действия.

Он или она должны рассказать историю, которая приходит на ум при взгляде на эти карточки. Какие животные изображены, что они делают и с кем. После того как история рассказана, психолог задает ребенку уточняющие вопросы, чтобы сформировать полную картину

Во время теста важно показывать ребенку картинки в определенном порядке

Этот метод обследования позволяет показать способность ребенка к восприятию мира, т.е:

  • Существующие потребности и мотивы;
  • Внутренние конфликты, если таковые имеются;
  • Страхи, фобии;
  • Фантазии;
  • Отношение к сверстникам, способы поведения;
  • Наличие защитных механизмов;
  • Отношения с близкими родственниками (брат, сестра, мать, отец, бабушка, дедушка).

Апперцепция помогает осознавать, осмысливать и размышлять о текущей реальности, используя навыки и знания из прошлого. В случае с детьми эти представления необходимо корректировать, чтобы в будущем у них были правильные представления об окружающем мире.

Через апперцепцию человек наполняет себя опытом, который пригодится ему в будущей жизни. В психологии это явление определяется оценкой, которую человек дает ситуации. Окончательное мнение, конечно, будет отличаться от восприятия других людей. Именно поэтому окружающий нас мир так разнообразен для каждого человека.

Основные моменты субъективного восприятия

К основным моментам субъективного восприятия относятся:

  • ценностная избирательность (аспекты, которые можно рассмотреть в том, что когда — то произошло, имеют зависимость от наших ценностей);
  • использование средств восприятия (использование личностных конструкций и метафор, благодаря увиденному человеком);
  • воображение и интерпретация (реальность можно увидеть за счет эмоциональных чувств, но она будет как сказка, которая собрана как конструктор);
  • позиции восприятия (с какой стороны и позиции будет воспринят тот или иной объект, зависит все от интересов и видения);
  • усвоенная культура и жизненный опыт (когда меняются ориентиры и ценности, то, что было неприятным, может стать нейтральным или вообще новым);
  • склонность восприятий по шаблону (человек имеет взаимосвязь с массовыми шаблонами, которые показывают то, что хочет видеть человеческий глаз);
  • гендерные особенность (женщины видят опасное, а мужчины наоборот, приятное).

Определение 2

Восприятие – это целостный психический процесс, который отражает предметы и явления в действительности, при полном контакте с органами чувств.

Барьеры

Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:

  • Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
  • Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
  • Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
  • Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
  • Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.

Развитие перцептивных навыков

Большинство психологов придерживаются мнения, что улыбки на лице другого человека достаточно для установления взаимных отношений и дружеского общения. Улыбка – один из важнейших критериев развития перцептивных навыков.

Выражение лица дает много информации о чувствах человека. Научившись правильно улыбаться и контролировать свои эмоции, вы сможете значительно улучшить свои перцептивные навыки.

Методика Экмана помогает как можно точнее различать эмоциональные проявления и развивать перцептивные навыки. У каждого человека есть определенные зоны, где выражаются основные эмоции (печаль, радость, страх, гнев, ярость). Речь идет о лбе, глазах, рте, подбородке и носе.

При необходимости можно развить навыки апперцепции

Примеры апперцепции

Чтобы лучше понять апперцепцию, давайте рассмотрим несколько примеров, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной жизни:

  • Когда мы общаемся с человеком, которому по каким-то причинам не доверяем, за каждым его словом мы видим ложь или попытку манипулировать;
  • Иногда вместо слова, написанного большими буквами в витрине магазина или на вывеске, мы можем неправильно понять другое слово, относящееся к нашим текущим потребностям или ожиданиям;
  • каждый быстро определяет изображения, связанные с его профессией и увлечениями, иногда находя их даже там, где их не должно быть;
  • хореограф в повседневной жизни замечает, что одни люди двигаются плавно, а другие довольно неуклюже (хотя для любого другого человека их движения выглядят одинаково);
  • когда мы ищем определенную вещь среди множества других, мы не сразу находим ее, но потом не теряем из виду, потому что зафиксировали ее образ в своем сознании;
  • голодный человек с большей вероятностью будет наблюдать изображения, связанные с едой (например, вывески кафе и ресторанов).

Возможно, вы видели юмористические тексты, в которых все буквы, кроме первой и последней, перепутаны. Читать такой текст легко, и иногда даже не замечаешь, насколько изуродованы слова. Это прекрасный пример апперцепции, потому что этот “трюк” работает только для родного языка. Но если вы свободно читаете по-английски, вам будет труднее прочитать английский текст с перепутанными буквами, чем русский.


Апперцепция присутствует всегда и везде – в общении, отношениях, работе, учебе и даже в обычных наблюдениях

Интерсубъективная природа имиджа

В своей работе Е. Б. Перелыгина берет за основу интеракционистский подход (представлен такими персоналиями, как Дж. Мид, Ч. Кули, У. Джеймс и пр.). Даная концепция подразумевает коммуникацию, взаимодействие от человека к человеку посредством знака.

Понятие «Я-образа», родившееся в русле символического интеракционизма, в настоящее время широко используется в психологической науке. Наряду с данным термином обрели популярность и другие термины, производные от него: «Зеркальное Я», «Я-концепция».

Понятие «Я-концепции», подчеркивает Е. Б. Перелыгина, представляет собой результат восприятия индивидом себя самого глазами воспринимающей его группы. Есть две основные группы факторов, которые влияют на особенности формирования «Я-концепции»:

  • Первая группа факторов — это те объективные и неотъемлемые свойства индивида, что проявляются в процессе его коммуникации с реципиентами имиджа.
  • Вторая категория — это факторы, которые обусловливают восприятие свойств индивида группой или другим индивидом.

Термин «Зеркальное Я», также активно используемый Е. Б. Перелыгиной в исследовании проблематики имиджа, впервые был предложен американским социологом Ч. Кули. Исследователь предположил, что человеческое «Я» может состоять из нескольких компонентов, важнейшим из которых являются так называемые «Я-чувства». Они возникают во время коммуникации с другими людьми. Человек видит себя как бы глазами других людей; окружающие выступают в роли зеркала для нас самих. Затем это учение было развито Дж. Мидом, предполагавшим, что становление «Я» представляет собой процесс социального плана, в рамках которого появляются такие составляющие, как «Я-сознающее» и «Я-как-объект» (впервые они были выделены У. Джемсом) .

Интерсубъективная природа имиджа порождает ряд противоречий, которые ему свойственны. Это:

  • Влияние на реципиента. Имидж воздействует на тех людей, которые его воспринимают. При этом многое зависит от тех социальных стереотипов, что у этих людей уже имеются к моменту восприятия.
  • Образ может быть источником как достоверной, так и фальшивой информации о человеке.
  • Во время восприятия имиджа участвуют как чувства, эмоции, так и «рацио», логика.
  • Символы, используемые в создании имиджа, дискретны; но при этом они создают целостную картину.
  • Представление имиджа является индивидуализированным, зависящим от неповторимого сочетания качеств и свойств самого субъекта.
  • Гибкость. Имидж и его восприятие меняются в зависимости от того, в каких условиях происходит его репрезентация.
  • Символичность. Знаки имиджа берутся из реальной действительности — социальной, политической, культурной, исторической или профессиональной.

Описанные характеристики относятся к устойчивым — они воспроизводятся вне зависимости от внешних условий .

Виды социальных групп

Известно, что на формирование стереотипов оказывают влияние виды социальных групп. Представители того или иного сообщества социума имеют свои приверженности и понятия. Остановимся на этом подробнее. Социологи выделяют большие, малые, контактные (или первичные) и дистанционные (или вторичные) виды социальных групп.

  1. Большие группы состоят из крупных сообществ, имеющих место в мировом масштабе. Например, группы, скомплектованные по социальным, профессиональным, этническим, возрастным признакам. Принадлежность к той или иной группе формируется посредством взаимодействия с организациями, выступающими за их права. Например, профессиональный союз, национальное сообщество, студенческий клуб и т.д. 
  2. Малые группы – друзья, соседи, семья, учебный класс, курс. Взаимодействие происходит на уровне личностных и эмоциональных контактов. Бывают специально и стихийно созданные малые группы, разделяемые по признакам совместной деятельности, личностной и социальной значимости.
  3. Контактные (или первичные) группы составляют близкие люди, имеющие устойчивые личные связи: отношения между членами семьи, близкими друзьями, одноклассниками.
  4. Дистанционные (или вторичные) группы составляют люди, которые имеют формальные или временные отношения друг с другом – коллеги, знакомые, связанные рабочими делами.

Имидж в семиотическом контексте

При этом особое место уделяется символической природе имиджа. Ни одну из социальных групп невозможно отличить от другой без учета тех или иных символов, в роли которых может выступать и графика, и текст, и особые поведенческие атрибуты. Данный аспект всегда учитывается имиджмейкерами

При создании того или иного образа очень важно учитывать те символы, которые понятны для его реципиента

В этом отношении интересно замечание Г. Г. Почепцова:

«Имиджмейкеры… долго искали тип прически Гельмута Коля, пока не остановились просто на приглаживании пятерней. Но именно этот вид дал большому числу немцев возможность заявить, что у этого человека они смогли бы купить подержанную шину» .

Модельер Д. Мейер в данном отношении подмечает, что одежда способна очень многое рассказать о личности; а то, каким образом комбинируются различные вещи, расскажет о человеке не меньше, чем его лексика и манера говорить:

«Все в вашем костюме символично. Если вы одели футболку с логотипом Шанель, это многое говорит о вас. Но если вы надели ее с камуфляжными брюками, такой костюм говорит о вас совсем другое» .

Одежда рассказывает реципиенту о субъекте не только при помощи тех или иных предметов, но и посредством того, каким образом они сочетаются между собой; а также тем, насколько они адекватны ситуации, в которой имеет место транслирование того или иного образа.

Эффект аудитории

Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.

Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.

Суть межличностного восприятия

Межличностная перцепция – это сторона общения, включающая в себя обмен информацией и взаимодействие, на которое влияют такие факторы: активность субъекта, ожидания, намерения, прошлый опыт, ситуация и другое.

Механизмы межличностной перцепции

Восприятие другого человека позволяет личности формировать себя, потому что во время этого происходит соотношение личности с оппонентом. Для достижения цели необходима длительная совместная деятельность между ними.

Развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:

  1. Рефлексии – переосмысления своих действий, ощущений.
  2. Каузальной атрибуции – понятие своих ошибок через достижения другого.

Мы устроены так, что процесс изучения окружающего мира не заканчивается никогда. Появляются новые предметы, технологии, которые нужно проанализировать. Мы встречаем новых людей, складываем о них определенное мнение. Процесс самоанализа и самокопания протекает всю нашу жизнь. Мы меняемся, меняется устройство мира

Все эти аспекты указывают на важность правильного понимания всего, что нас окружает

Надеюсь, эта статья будет Вам полезна. Если начальник Вас не возлюбил, то это зависит только от эффекта гипервзыскательности, а не от того, что в Вас нет положительных качеств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: