Введение
При получении информации о внешнем мире человек опирается на органы чувств. На теле человека расположены многочисленные чувствительные рецепторы. Кроме этих нервные механизмов человек не обладает другими способами получения информации об окружающем мире. Фактически, весь человеческий опыт формируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений (именно эти пять сенсорных модальностей наиболее важны, хотя кроме них существуют и другие). Эти модальности еще называют репрезентативной системой. При анализе индивидуальных навыков человека можно обнаружить, что их функционирование связано с развитием и программированием основных репрезентативных систем.
Нужно учесть, что пять сенсорных систем выполняют значительно более важную роль, чем простой сбор информации. Каждая система получает информацию и затем активирует воспоминания для выработки поведения. Эту деятельность осуществляет нервная система. Мозг кодирует информацию в том же виде, в каком мы получаем ее от наших органов чувств. Информация, полученная при помощи внутренних ощущений, мозг кодирует как чувство и эмоцию. Когда человек вспоминает информацию, мозг обращается к памяти и выражает воспоминания в том же виде, в каком он сохранил информацию. Например, когда информация получена визуально, мозг кодирует эту информацию как изображение. Полученную аудиальную информацию мозг кодирует ее в виде звуков и слов. Человеческое сознание кодирует изученный материал в том же виде, в котором мы его изучили. Извлечение этой информации из памяти осуществляется по средствам той же репрезентативной системы (см. рис.1.1).
Информация, поступающая из внешнего мира | Поступает в нервную систему и интерпретируется как: | Информация конструируется или извлекается как: |
Визуальная(глаза) | Изображения | V — визуализации, изображения |
Аудиальная(уши) | Звуки | А — звуки, шумы |
Кинетическая(кожа/тело) | Ощущения | К — тактильные ощущения |
Рис.1.1 Формирования представлений о мире.
https://youtube.com/watch?v=iTu6J6SybUg
Главные признаки кинестетика
Даже очень хорошо понимая, кто такой кинестетик и какие особенности поведения ему свойственны, определить человека с таким типом восприятия довольно сложно. Часто он и сам не догадывается о своей особенности, что уж говорить о том, чтобы распознать его по внешним признакам и повадкам. И всё же это возможно, хотя для этого потребуется общаться с человеком часто и регулярно. Рассмотрим несколько наиболее очевидных признаков, выдающих людей, у которых преобладает кинестетический тип восприятия:
Характерные слова. Поскольку для кинестетика важны телесные ощущения, он часто говорит об этих чувствах
В его фразах постоянно звучат слова «мягкий», «тёплый», «шершавый», «шелковистый», «горячий», «почувствовал» – те, которые передают определенные ощущения.
Внимание к температуре воздуха и прочим условиям. Кинестетики чувствительны к дискомфорту
Они первыми замечают, что в помещении холодно, жарко или душно. Сильные запахи могут отвлекать их, мешая сосредоточиться. Поэтому они не любят, когда в офисе кто-то перекусывает на рабочем месте.
Жесты и прикосновения в общении. Для любого человека важна коммуникация с близкими, друзьями и приятелями. Это не просто обмен информацией, но и обмен эмоциями. Поэтому кинестетики, общаясь, очень активно жестикулируют, часто ненавязчиво прикасаются к собеседнику (что совсем не следует воспринимать как заигрывание). Увидев интересный предмет, они норовят потрогать его вместо того, чтобы рассматривать.
Упорядоченное расположение вещей. Кинестетику не нравится хаос на рабочем месте или в личных вещах, поскольку ему сложнее зрительно находить нужные предметы. Поэтому он предпочитает знать, где что лежит.
Сдержанное поведение. В обществе такие люди ведут себя спокойно, часто выглядят погруженными в размышления или собственные переживания.
Профессия, хобби и увлечения. Обратите внимание, чем занимается человек, чем интересуется и как отдыхает. Если он работает массажистом, в свободное время лепит скульптуры из алебастра или собирает модельки, а отдыхать предпочитает на танцполе – перед вами наверняка кинестетик.
Удобная и практичная одежда. Как было отмечено выше, кинестетики ценят комфорт. Поэтому при выборе одежды они руководствуются соображениями удобства и практичности, совершенно не понимая, почему для других так важен стиль и соответствие модным трендам.
Интересно, что в детстве кинестетики часто бывают гиперактивными, но с возрастом обычно становятся гораздо спокойнее. Со стороны они часто выглядят интровертами, но это не совсем так. Они не замкнуты в себе, просто общаются спокойнее, чем другие люди
Часто для них бывает важно, чтобы дорогой человек просто находился рядом, поскольку его присутствие они ощущают буквально на физическом уровне
Как проходит занятие?
Прежде чем приступить к занятиям, специалист оценивает готовность ребенка к школе и проводит диагностику в рамках установленного диагноза.
На занятии ребенок овладевает следующими навыками:
- мелкая и крупная моторика;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов — развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Мелкая и крупная моторика — это броски в цель, развитие и координация движений кисти рук и пальцев, пальчиковая гимнастика, нанизывание бус, завязывание узелков, обводка, штриховка по трафарету.
Тактильно-двигательное восприятие — дети на ощупь определяют объемные фигуры и предметы, занимаются с пластилином, тестом. Играют с крупной мозаикой. Используются контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Ребенок различает и сравнивает предметы по весу (тяжелый — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие — формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
Восприятие формы, величины, цвета — ребенок учится различать форму, узнавать основные геометрические фигуры, классифицировать предметы и их изображения по форме по показу, сравнивать два предмета контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Малыша учат различать основные цвета и составлять целое из частей на разрезном наглядном материале.
Развитие зрительного восприятия — это обследование предметов, дифференцированное зрительное восприятие двух объектов: ребенка учат находить отличительные и общие признаки. В предъявленном ряду предметов нужно определять изменения, находить лишнюю игрушку, картинку.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) — работа с контрастными температурными ощущениями (холодный — горячий), различением вкусов (кислый, сладкий, горький, соленый), запахов (приятный и неприятный). Ребенок учится различать и сравнивать предметы по весу (тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия — малыша учат различать звуки окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальные звуки. Специалист дает задание на различение речевых и неречевых звуков и подражание им.
Восприятие пространства — это ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) части тела; определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Малыш должен научиться двигаться в пространстве в заданном направлении (вперед, назад, в стороны), ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Есть задания на пространственную ориентировку на листе бумаги.
Восприятие времени — специалист проговаривает с ребенком такие следующие понятия: сутки, части суток, последовательность событий (смена времени суток); вчера, сегодня, завтра; дни недели.
Канал восприятия
Поскольку люди с кинестетическим каналом восприятия познают мир через чувства и тактильные контакты, окружающим важно правильно выстраивать общение с ними
Чтобы расположить к себе такого индивида и привлечь его внимание к разговору, необходимо положить руку на плечо, коснуться запястья, приобнять и т.д. Часто подобные люди в беседе совершают одни и те же движения с определенной частотой: трут глаз, вертят между пальцев какую-нибудь безделушку, постукивают по столу ручкой и т.д
Часто подобные люди в беседе совершают одни и те же движения с определенной частотой: трут глаз, вертят между пальцев какую-нибудь безделушку, постукивают по столу ручкой и т.д.
Положительные эмоции у кинестетиков вызывают любые приятные переживания: тепло, мягкость, приятный вкус, ненавязчивые движения.
Большую роль играет и обоняние. Такие индивиды всегда чувствуют себя комфортней в помещении, где вкусно пахнет.
Специалисты рекомендуют родителям и педагогам на ранних этапах выявлять преобладающий канал восприятия у детей и транслировать им информацию соответствующим образом.
Ребенок-кинестетик будет хорошо понимать взрослого, который периодически его гладит по руке, обнимает и т.д. Школьнику достаточно одобрительного хлопка по плечу, чтобы испытать позитивные эмоции и обрести уверенность в себе.
При этом важно не забывать, что адекватное познание действительности возможно только при использовании всех каналов. Поэтому чувственные ощущения всегда должны дополняться зрительным и слуховым восприятием
Основные функции и базовые свойства ощущений
Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.
Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:
- сигнальная функция – дают организму информацию об окружающем мире;
- отражательная функция – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем;
- регулятивная функция – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения.
Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).
Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.
Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:
- Специфические характеристики (зрительные ощущения характеризуются яркостью, насыщенностью и т.д., тактильные – мягкостью, твердостью и т.д.)
- Продолжительность (в течение какого времени) и интенсивность (с какой силой), с которыми раздражитель воздействует на тот или иной анализатор.
- Верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, т.е. определенная характеристика силы воздействия со стороны раздражителя, которую соответствующие органы чувств могут воспринимать без ущерба психике.
- Способность определить источник воздействия и то место, на которое он воздействует.
Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.
Что такое сенсорная депривация
Вот краткое объяснение этого термина — ваши органы чувств ограждаются от физического контакта. Это может быть повязка на глаза, чтобы блокировать свет, или беруши, чтобы создавать тишину. Более продвинутые методы включают ограничение обоняния, вкуса и осязания.
Сенсорная депривация стала популярна в 1950-х годах благодаря неврологу Джону Лилли, который изобрел темный, звуконепроницаемый резервуар — ванну с соляным раствором высокой плотности. Погружаясь в такую ванну, человек «парит» на поверхности воды — создается ощущение, близкое к невесомости. Такие камеры используют для расслабления в полной сенсорной изоляции.
Современная флоут-камера
(Фото: Unsplash)
Хотя сенсорную депривацию используют для расслабления, например, при стрессе, ею также можно злоупотреблять. Известно использование таких методов для длительного воздействия на людей в тюрьмах — изоляция в полной темноте, содержание в небольшом замкнутом пространстве, лишение общения, надевание мешка на голову (hooding) и т.д.
ООН расценивает одиночное заключение на срок более 15 дней как психологическую пытку.
Специфические расстройства личности
§ Параноидальное — у больного преобладают сверхценные идеи. Своей личности он приписывает особое значение. А вот к окружающим относится враждебно, подозревая их в злых умыслах. Человек с патологией не признает ее наличия
Когда родные или близкие обращают внимание на когнитивное отклонение и пытаются отвести к специалисту, тот будет заверять, что с ним все в порядке и отрицать наличие проблемы. Очень чувствителен к критике. § Шизоидное — этот диагноз характеризуется интровертностью, замкнутостью, снижением интереса к жизненным вещам
Больной не воспринимает принятых норм социального поведения, часто ведет себя эксцентрично. Шизоидные нарушения личности бывают связанны с большим увлечением каким-либо родом деятельности, в котором индивидуум преуспевает. Например, он может патологически увлекаться различными оздоровительными системами, вплоть до того, что привлекать в свои интересы и других людей. Специалисты считают, что таким образом происходит замещение определенной асоциальности. Также такие пациенты могут иметь проблемы с алкоголем, наркотиками или другими видами зависимости. § Диссоциальное — характерной чертой такого расстройства личности является вызывающее когнетивное поведение больного с целью получения желаемого. При всем этом такие пациенты способны располагать к себе людей, включая медиков. Особо ярко данный вид проявляется в позднем подростковом возрасте. § Истерическое — главной целью таких больных является привлечение внимания к своей персоне любым способом, включая вызывающее поведение. Диагноз характерен больше для женского пола. Наблюдаются нетипичные капризность, непостоянство желаний, экстравагантность, лживость. С целью привлечения внимания пациент придумывает себе несуществующие болезни, симптоматику которых может выдавать вегетативная система и снять которую сложно. § Обсессивно-компульсийное — больные этим видом расстройства личности патологически стремятся к порядку и совершенству. У них отсутствует чувство юмора, они стараются быть во всем идеальными. Когда поставленные идеальные цели не достигаются, могут впадать в депрессивные состояния. § Тревожное — такое личностное расстройство характеризуется культивацией комплекса личной неполноценности. Больные пребывают в состоянии вечной тревоги и неуверенности. С детских лет такие пациенты застенчивые и робкие. Часто подозревают других в неприязни. Имеют склонность к депрессиям. § Нарциссическое — отклонение, при котором у человека с детства проявляется самолюбование, желание, чтобы им постоянно восхищались. Такой больной не приемлет критику: реагирует на нее либо с обидой, либо с агрессией. Безразличен к чувствам других людей, склонен к их эксплуатации для достижения собственных целей.
Понятие «ощущения»
Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 18 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.
В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.
Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.
Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).
Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.
Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.
Характеристики основных репрезентативных систем
Основная репрезентативная система позволяет определить «тип личности» человека (то, как он выражает и развивает свои «способности» и «функции» как личность). Проводя различные исследования, психологи пришли к выводу, что существует прямая связь между основной репрезентативной системой человека и определенными физиологическими и психологическими характеристиками. Так же и речь человека отражает, какой репрезентативной системой он пользуется. Фразы, используемые человеком для описания событий, являются не только метафорами, но и дают буквальное описание того, что происходит в мозге данного человека при кодировании и репрезентации информации. Это означает, что способ репрезентации человеком информации с использованием репрезентативной системы проявляется в его речи.
Каждый человек не пользуется какой-то одной репрезентативной системой. В реальных условиях люди часто меняют свои репрезентативные системы в зависимости от ситуации. Очень редко можно встретить человека, который был бы стопроцентным аудиалом, визуалом или кинестетиком.
Ниже будут приведены обобщенные характеристики основных репрезентативных систем, которые люди чаще всего используют в своей личной и профессиональной деятельности.
Ощущения и чувства
Человек кинестетического типа преимущественно познает мир через ощущения и чувства. Зрительные и слуховые эффекты отходят для него на второй план.
В теоретической психологии рассматривается только проприорецепция. Это совокупность сигналов, поступающих от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов.
Они передают основные ощущения, которые возникают во время движения, соприкосновения с другими объектами, во время смены положения тела и т.д.
Практическая наука рассматривает данный вопрос более широко.
К кинестетике относят весь спектр чувственных переживаний: прикосновения, вкусовое восприятие (сладкое, соленое и т.д.), запахи, терморегуляция, боль.
При помощи кинестетических ощущений человек может анализировать положение своего тела или совершаемые отдельными его частями движения даже при закрытых глазах и отсутствии звуковых сигналов.
Во время совершения движений в мозг поступают сигналы, которые отвечают за возникновение мышечного тонуса и координацию.
Любое движение контролируется мозгом. По этой причине выпадение проприоцептивных раздражений приводит к нарушениям двигательного характера.
Кинестетическое познание напрямую связано со зрением. С одной стороны, индивид визуально определяет расстояния при помощи испытываемых ощущений.
С другой стороны, при отсутствии визуального восприятия действительности ориентироваться в пространстве гораздо проще, если в сознании формируется знакомый зрительный образ.
Например, когда человек передвигается в темной комнате, ориентируясь на касания руками поверхностей, он неосознанно воспроизводит в голове зрительный образ знакомого ему помещения.
Кинестетическая чувствительность играет большую роль при развитии навыков. Автоматизированные движения, которые совершают люди, являются результатом развития мышечной памяти.
Так, в собственном доме человек часто не использует зрение для того, что включить свет в комнате. Его рука автоматически тянется к выключателю, расположенному в привычном месте.
Психологический портрет кинестетика
Чтобы лучше понять, кто такой кинестетик и как лучше вести себя с ним, желательно разобраться в особенностях его психики. Психологи выделяют несколько черт характера, свойственных людям с таким типом восприятия:
- Импульсивность. Несмотря на характерное спокойствие в общении, кинестетик часто начинает действовать, не обдумав последствия и не составив никакого плана. При этом он ценит стабильность, поэтому выбирает те пути, которые кажутся ему наименее рискованными.
- Неконфликтность.Эмоции для кинестетиков сопоставимы с физическими чувствами, и любой конфликт, который другим людям может показаться безобидным выяснением отношений, причиняет им боль. Поэтому они стараются избегать конфликтов, и делают это весьма искусно.
- Молчаливость. Кинестетики мало говорят, из-за чего кажутся окружающим скромными и робкими. На самом деле, они просто не особо говорливы, и при общении в для них важнее, чем коммуникация.
- Меланхоличность. Это не значит, что все кинестетики – меланхолики. Просто они бывают настолько погружены в свои размышления и ощущения, что буквально не замечают событий, происходящих вокруг них.
- Консервативность. Люди с таким типом восприятия не любят бунтовать против сложившихся традиций. Они предпочитают, чтобы мир вокруг них был максимально предсказуемым.
Нельзя сказать, что перечисленные особенности делают человека лучше или хуже для окружающих. Просто нужно понимать и учитывать их, в частности, чтобы не обижаться, что ваш друг-кинестетик не заметил вашу новую причёску или стильно сложенный платочек в кармане. Зато это очень миролюбивый, покладистый и надежный человек, с которым можно строить гармоничные дружеские или романтические отношения.
Когда видны первые результаты?
Скорость получения результата и результативность зависят от возможностей ребенка, тяжести дефекта и общего потенциала. Уровень умений ребенка с особенностями будет отличаться от «паспортного» возраста, а обучение новым навыкам и развитие проходит медленнее. Поэтому родителям придется набраться терпения.
У некоторых детей новые навыки и знания не формируются без специального обучения, поэтому не стоит преждевременно предъявлять «сверхтребования» к ребенку или занижать его реальные возможности.
Чтобы закрепить некоторые приобретенные навыки, необходим дополнительный домашний контроль. Специалист подробнее расскажет об этом, когда будет давать «домашнее задание».
Программа рассчитана на год в связи с коррекционной, развивающей направленностью. Необходимое количество занятий — 2–3 раза в неделю. Динамика развития детей отслеживается с помощью мониторинга социально-психологического развития ребенка 3 раза в год.
Сексуальная женщина — какая она?
Сексуальная женщина не только чувственна. Она ухоженная, стильная, умеет себя преподнести. Знает свои преимущества и умеет скрыть недостатки. Легко флиртует с мужчинами, но не переступает грань, за которой начинается вульгарность. Вместе с тем, для каждого конкретного мужчины сексуальная женщина — это свой образ. Для кого-то, важна внешность, других «заводит» ум и начитанность. Поэтому, оптимальный вариант — искать себя, и развивать те качества, которые нравятся вашему мужчине, если вы уже в паре.
Вместе с тем, важно помнить и о физиологических особенностях своего организма. Ведь на сексуальное влечение влияет уровень гормонов
А внешний вид меняется с годами. И к этому лучше быть готовой.
Так, с 20 до 30 лет девушка занята своим образованием, поиском себя в плане внешнего вида, общего стиля, построением карьеры
В этом периоде очень важно, как быстро женщина найдет своего спутника жизни. Сексуальная жизнь может быть нерегулярной
Или наоборот — только входить в постоянное русло.
К 30 годам женщина, как правило, уже имеет достаточный сексуальный опыт и знает чего хочет и что ей нравится. На этот период приходится пик сексуальности, поскольку уровень гормонов на высоком уровне и внутренне женщина готова к новшествам, экспериментам и познанию себя в этом направлении.
К 40 годам женщина сохраняет свою сексуальность. Но после уровень гормонов начинает уменьшаться и сексуальное влечение может быть не таким сильным, как в предыдущие года. Однако, сексуальная жизнь может быть довольно активной.
К 50 годам женщина вступает в климактерический период и у нее может наблюдаться резкое уменьшение сексуального влечения. С другой стороны, согласно статистическим данным, это характерно примерно для 40% женщин. Хотя, женщина и может испытывать комплексы по поводу физиологических изменений, но она должна понимать, что на этом сексуальная жизнь не заканчивается. Она, возможно, не настолько насыщенная, как раньше, но отказываться от нее точно не стоит.
Таким образом, чувственность и сексуальность женщины — понятия многогранные. Но эти аспекты женственности можно и нужно изучать и развивать. Получение удовольствия от ощущения себя женщиной, бытия в этом состоянии ежесекундно делает жизнь яркой, наполняя событиями, впечатлениями. Будучи наполненной этим ощущением вы сможете делиться ими, улучшая и делая мужчину рядом с вами счастливым.
Характеристика системы мышления
Кинестетики в первую очередь доверяют своим чувствам. Любые события, предметы и люди рассматриваются ими через призму эмоций, которые возникают в результате взаимодействия.
Если во время общения с кинестетиком собеседник демонстрирует открытость и доброжелательность, использует рукопожатия, касания, хлопки, то вероятность закрепления положительного впечатления достаточно высока.
Поскольку информация воспринимается индивидами тактильным способом, то и все мысли по поводу обсуждаемого вопроса выражаются аналогично: «,Не могу это принять»,, «,Меня тронула данная тема»,, «,Я чувствую, о чем пойдет разговор», и т.д.
Наибольшее внимание кинестетика привлекает тема, которая максимально захватывает его внимание. В этом случае снижается риск отвлечения на собственные мысли и переживания
Так, при подаче информации исключительно вслух (например, во время лекции), рассчитывать на хорошую концентрацию не приходится.
Но если этот же материал будет дополнен красочными иллюстрациями, которые придадут процессу эмоциональную окраску, кинестетик с большей вероятностью сосредоточиться на теме.
Последствия одиночества и самоизоляции
Согласно отчету Национальной академии наук, инженерии и медицины США (NASEM) за 2020 год, более одной трети взрослых в возрасте 45 лет и старше чувствуют себя одинокими, а почти четверть взрослых в возрасте 65+ считаются социально изолированными, т.е. не имеющими достаточно социальных связей.
Социальная экономика
Как изменилось наше ощущение времени на самоизоляции
Длительная социальная изоляция и одиночество связаны не только с бессонницей, повышенным уровнем тревожности и депрессией, но и с плохим влиянием на сердечно-сосудистую систему и когнитивные функции. В частности, выяснилось, что:
- одиночество повышает вероятность возникновения ишемической болезни сердца и инсульта (это выяснила эпидемиолог из Университета Ньюкасла Николь Валторта);
- одиночество увеличивает риск деменции на 40% (к этому выводу пришла Ангелина Сутин из отделения поведенческих наук и социальной медицины Медицинского колледжа государственного университета Флориды);
- социальная изоляция и сенсорная депривация могут вызывать психоз и нарушения естественных циркадных (суточных) ритмов организма (утверждает Худа Акил, профессор нейробиологии Мичиганского университета).
Наталья Ильина, клинический медицинский психолог, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская Мариинская больница», Санкт-Петербург:
«Соматических расстройств за год пандемии стало больше, возраст пациентов тоже увеличился. Люди, живущие в одиночестве и лишенные привычного общения, чаще страдают депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, неврозами. Уровень этих болезней и астено-депрессивных расстройств стал намного выше, хотя статистика не ведется и точные цифры отсутствуют. Анализы, оценивающие уровень тревоги, агрессии, подавленности, не отслеживаются. Из-за этого в медицинском сообществе нет четкого и осознанного представления о масштабах проблемы
Парадоксально, но пациенты оказываются рады, попав в больницу, где есть общение с людьми и внимание медицинского персонала»
Женщина-кинестетик
Женщины с кинестетическим типом восприятия любят посещать различные расслабляющие процедуры. Им нравится массаж и джакузи, они любят проводить время в парикмахерских или маникюрных салонах, причём делают это не ради красоты. Просто им нравятся тактильные ощущения, связанные с этими процедурами. Поэтому у них всегда ухоженная кожа, ногти и волосы.
Обычно у таких дам хорошие отношения на личном фронте, поскольку они всегда очень ласковы и нежны со своим партнёром
Они никогда не забывают обнять и поцеловать его, охотно делают ему массаж, большое внимание уделяют ласкам тела. Ещё одним плюсом в отношениях с женщинами, обладающими кинестетическим восприятием, является то, что они не распыляют своё внимание на окружающих мужчин
Они носят простую и удобную одежду, избегают модных нарядов и яркого макияжа.
Голод прикосновений
Доктор Катерина Фотопулу, профессор психодинамической нейробиологии в Университетском колледже Лондона, считает, что потребность в прикосновении существует на уровне подсознания. До рождения, находясь в околоплодных водах в утробе, плод отличает собственное тело от тела матери через прикосновения. Вся наша концепция «Я» основана на прикосновении, считает Фотопулу. Человеческое тело подсознательно строит все свои модели на основе прикосновений, полученных от матери и тех, кто о нас заботится.
«Прикосновение — это модулятор, который может смягчить эффекты стресса и боли, физические и эмоциональные. В нашем исследовании мы убедились, что отсутствие прикосновения связано с большим беспокойством, — говорит доктор Фотопулу. — Во времена сильного стресса — например, потеря работы или тяжелая утрата — более тесное общение со стороны других помогает нам лучше справляться, особенно в смягчении воздействия кортизола». Даже если вы не привыкли, чтобы вас трогали, через некоторое время потребность в контактах может стать физической — иногда ее описывают как «кожный голод» или «голод прикосновения». В таких случаях рекомендуют канистерапию (терапия с помощью собак) или любой контакт с домашними животными, которых можно погладить.
Фото: Unsplash
Анна Кондратьева, ветеринарный врач эрмитажных котов, основатель кафе «Республика кошек и котов», Санкт-Петербург:
«Основной фактор успеха животных-терапевтов в работе с пациентами — способность установить эмоциональный контакт. В отличие от растения (и человека), животные не только отличные слушатели, но и дают возможность двустороннего общения и обратной связи, дарят безусловную любовь. Также не стоит недооценивать физиотерапевтический эффект. Температура тела животного, повышенная по сравнению с человеческой, вибрации мурлыкания, разнофактурность шерсти, наконец, звуки, движения, запахи — все это стимулирует органы чувств.
Как регулярные визиты животных-терапевтов, так и постоянное общение с домашним животным показали свою эффективность. На протяжении 12 лет волонтеры «Республики кошек» проводят сеансы в АНО «Детский хоспис» Ленинградской области и Санкт-Петербурга, ФГБУ «НМИЦ Детской травматологии и ортопедии» и др. Наши подопечные часто испытывают сенсорную депривацию: как комплексную, вызванную длительной изоляцией, так и местную, связанную с дефицитом тактильных ощущений. И в том и другом случае животные могут стать отличными помощниками врачам».
Заключение
Танцевально-двигательный терапевт настраивается на ритмы и телесные позы своих пациентов, создает «осознано восприимчивый сосуд» внутри себя (Bernstein, 1984), «принимает ранний хаос внутри движущегося» (Adler, 1985, р. 156), включает в переработку материала «воплощенное в теле осознание» (Samuels, 1989) или использует «телесный резонанс» (Nikolitsa, 2002), и таким образом может обеспечить безопасное вместилище, контейнер, в котором и происходит процесс развертывания, раскрытия Я. Способность быть свидетелем для себя, будучи свидетелем для других, практикуемая в дисциплине Аутентичного Движения, является фундаментальной для отсортировки и понимания реакций соматического контрпереноса, вызываемых у терапевта в отношениях с клиентами и пациентами.
Примечания:
Музыкальные термины, означающие громко–тихо, нарастание–затихание (прим. переводчика)
По определению Американской Ассоциации Танцевальной Терапии (ADTA, 1974) ТДТ – это «психотерапевтическое использование движения как процесса, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида.
Соматическое бессознательное или «тонкое тело» представляет собой бессознательное, как оно воспринимается и переживается в теле (Schwartz-Salant, 1982, c.120).