Что такое тренинг и какие бывают?

Стоит ли посещать тренинги?

Польза тренинговых занятий очевидна для развития и самосовершенствования человека. Взаимодействие в группе дает возможность осуществить:

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков, социальных установок.
  • Получение нового опыта общения и взаимодействия с другими людьми.
  • Развитие уверенности в себе, снятие комплексов.
  • Воспитание и закрепление личностных качеств.
  • Возможность саморефлексии, углубленного самоанализа.
  • Выявление собственных положительных задатков, избавление от качеств – тормозов развития.

Вместе с тем, относительно влияния тренингов на психику человека и его последующее поведение нет однозначного мнения. Многие скептики сомневаются в невероятных возможностях таких методик. Если формирование каких-либо конкретных профессиональных или личностных качеств, умений, навыков более-менее понятно, то тренинги по саморазвитию в целом вызывают недоверие. Как правило, тренер на занятиях очень много рассказывает, а моделированию жизненных ситуаций уделяется минимум времени.

Также пессимисты замечают, что почти невозможно за несколько недель полностью поменять себя, перестроить свой жизненный путь, поскольку психические структуры обладают определенной долей консерватизма. В то же время, разумные опасения вызывает слишком бурная реакция людей на происходящие события после окончания занятий. Некоторые участники начинают смело увольняться с работы, менять семейного партнера, прекращать многолетние контакты с друзьями, что никак нельзя однозначно назвать позитивными изменениями.

4-дневное расписание занятий

  • День 1 — грудь и трицепс. Это то же самое, что и в 3-дневной программе.
  • День 2 — спина и бицепсы.
  • День 3 — плечи. Плечи получают свой день, что помогает дать им дополнительную нагрузку, необходимую для пропорционального роста.
  • День 4 — ноги. Тренировка ног на сегодняшний день является самой трудной и самой изнурительной, поэтому и для нее отводится собственный день.

Подробнее о

Частота нагрузок — это серьезная полемика в наши дни, и мнения есть самые разные.

Смысл заключается в следующем:

Независимо от частоты тренировок, вы можете тренировать мышцы до тех пор, пока нагрузка не станет контрпродуктивной.

То есть, можете заставить мышцы выполнять определенное количество повторений каждую неделю, прежде чем организм не утратит способность восстанавливаться. Независимо от того, выполняете ли одну тренировку для мышечной группы в неделю или пять, она может выдержать только определенный объем нагрузки, прежде чем войдет в состояние перетренированности.

Об этом вряд ли кто-нибудь станет спорить. Но есть много споров о том, когда лучше всего делать эти еженедельные повторы: за одну тренировку или разделить на две, три или больше?

Тренировки всех мышц 2 или 3 раза в неделю в настоящее время более популярны, но это не обязательно означает, что лучше.

Когда тренируете каждую мышечную группу один раз в неделю, с достаточным количеством повторений — можно достичь внушительных результатов.

Хорошо спланированное разделение на части тела, наиболее подходит продвинутым, опытным атлетам, так как позволяет максимально нагружать каждую группу мышц. При тренировке одной и той же группы мышц 2 или 3 раза в неделю, возникает необходимость комбинировать ее с нагрузкой на другие мышечные группы. От этого тренировки становятся тяжелее и невозможно дать максимальную нагрузку (останавливается прогрессия). Это относится и к фулбоди программе.

Например, если приседаете со штангой, а затем делаете становую тягу, то показатели будут значительно хуже, чем при выполнении этих тяжелых упражнений в разные дни.

Еще один аргумент против — большинство из нас очень ограничены во времени (работа, семья, социальные обязательства).

Для чего нужны тренинги по психологии?

Любой тренинг – это опыт взаимодействия. Психологический тренинг – опыт взаимодействия с самим собой. Участники сталкиваются с внутренними проблемами, о существовании которых даже не догадывались. Старые обиды, незаконченные отношения, стрессы, старательно забытые сознанием, занозами сидят глубоко в душе.

Психологи называют это бессознательным или подсознанием (еще один полезный термин). Подобно боевому осколку, старая душевная рана может напомнить о себе  в самый неподходящий момент.

Вывод. Психологический тренинг вынуждает участников (иногда против их воли) признать, что проблемы у них есть.

Заявленная тема может откликнуться в душе совершенно иной проблемой. Так, участники, которые пришли с целью похудеть, рыдают над детской ситуацией: родители не похвалили их за отличные оценки. И после тренинга они таки худеют, потому что ситуация прожита до конца и заедать ее уже нет смысла.

А озвученная проблема: хочу вернуть бывшего, вызывает меньше эмоций, чем воспоминания о насмешках одноклассников. В итоге – оказывается, что бывший просто внешне похож на обидчика и был выбран в качестве мальчика для битья.

Вывод. Психологические тренинги показывают: все сферы жизни настолько взаимосвязаны, что дернув ниточку в одной из них, можно распутать внушительный клубок проблем.

Группа перемещается в ситуации, искусственно созданные тренером. Но проживает эмоции здесь-и-сейчас. На первых занятиях можно увидеть людей, сидящих с приклеенными улыбками и глазами полными слез, потому что плакать – это плохо. Зато на следующих встречах все дружно рыдают в три ручья. И женщины, и мужчины. Участники учатся признавать свое право на «постыдные» чувства: гнев, зависть, страх, ревность.

Упражнения помогают не копить негативные эмоции в себе, а правильно выплескивать их в нужном месте и в нужное время. А после этого участники разрешают себе побыть нежными, проявить сострадание и попросту устроить обнимашки с родными.

Вывод. Психологические тренинги напоминают участникам том, что у них есть право на простые человеческие эмоции.

После посещения нескольких мероприятий, связанных с психологией, пройденные этапы уже не представляются чем-то экстраординарным. Но для непосвященных участников многое становится откровением. Психология – мощный инструмент, а тренинги – первый шаг на длинном участке пути под названием «познай себя сам».

Вот 9 рекомендаций, чтобы ты не превращал тренинги в обычный дорогой ментальный наркотик, а использовал свое развитие во благо себе и окружающим:

Будь в фокусе. Выбирай тренинг в фокусе на свою жизненную цель. Чего ты хочешь? Что тебе нужно для достижения своей мечты? Делай сознательный выбор тренинга и тренера и ступай на обучение. Я посещал все без особого фильтра. Мусора накопилось достаточно и это усложняло жизнь. Отбирай тренинги согласно своим предпочтениям именно в данный период времени, не разменивайся на все подряд.

Быть здесь и сейчас. Это особый навык, который тебе нужно освоить. Когда ты пришел на мероприятие, ты пришел с конкретной целью! Будь сосредоточен на том, что говорит тебе тренер. Выполняй все упражнения на 100%! Нет, на 120%! Забудь о стеснении, неловкости, своем имидже, гордости и подобной не нужной всячине. Будь, как губка — впитывай и принимай. Ты пришел сюда, чтобы стать еще на несколько шагов ближе к своей мечте.

Записывай. Тупой карандаш лучше самой острой памяти. То, что ты пришел — хорошо. При этом ты пришел для того, чтобы с собой что-то унести, так ведь? Записывай все, что резонирует с тобой, что приближает тебя к твоей заветной цели.

Закрепление

Важно! В тот же день после тренинга, когда ты пришел домой, обязательно возьми свою рабочую тетрадь и пройдись по ней, хотя бы пробегись взглядом, чтобы отпечатать в сознании важную для тебя информацию. Чтобы снова возбудить те центры головного мозга, которые были задействованы на встрече днем

Фильтр второго уровня

На следующий день после обучения выдели себе 1-2 часа (столько, сколько понадобиться) для того, чтобы со всего тренинга выбрать для себя 2-3 действия, которые ты будешь делать ежедневно для выработки необходимого навыка. Ты же туда ходил зачем? Получить инструмент для своего развития. А что толку, если ты его получил и не используешь самостоятельно?

Применение. Вот здесь отбрось все, что тебя может отвлекать и внимательно читай то, что я написал! После фильтра второго уровня у тебя в списке 2-3 действия, которые ты обязан выполнять каждый день! Это может быть больно, тяжело, неприятно, страшно, противно… А ты думал в сказку попал? Все произойдет по взмаху волшебной палочки? Тренер — это человек, который создал инструмент, а не волшебник из страны ОЗ. И работать тебе этим инструментом самостоятельно!

Привычка. Делать новое для тебя до тех пор, пока это войдет в привычку. Привычка творит чудеса, она меняет жизнь, делает тебя успешным. Делай то, что ты выбрал в пункте 5 до тех пор, пока поймешь, что уже не замечаешь, как делаешь. К этому времени ты уже вполне вероятно увидишь результат. Сроки разные в зависимости от навыка. Минимум 21 день и до 60 дней. Если через 2 месяца ничего не меняется и ты по прежнему напрягаешься, чтобы делать поставленные задачи, значит что-то не так: либо ты делаешь не верно, либо это не нужно тебе (такое тоже бывает), либо все, что угодно…

Буфер времени. Это значит, что для созерцания результатов твоих действий нужно время. Повторюсь, что ты не в сказке и в тот же миг практически ничего не происходит. Определи для себя четко время, которое ты готов уделить для формирования того или иного навыка и ДЕЛАЙ до самого последнего дня. Самое темное время перед рассветом, знаешь такое? Так вот, если ты сдашься на 59-й день, то могу сказать со 100% уверенностью, что ты потерял свое счастье!

Будь благодарен! Абсолютно за все! Если ты пришел на тренинг, а тренер и 2 слова связать не может, все зевают и засыпают, или маты гнет и оскорбляет (и такое бывает), все равно БУДЬ В ФОКУСЕ на той цели, с которой ты туда пришел. Часто бывает, что сам тренер не владеет ораторским мастерством, но в своей нише он профи. Отслеживай это. Выбирай самое полезное для себя. Ты пришел не ради него или кого-то еще, ты пришел ради своей мечты/цели! Будь ему благодарен за то, что он тебе несет.

Рекомендую то, чем пользуюсь сам.

Рассмотри вариант занятий с личным коуч-консультантом. Классический коучинг способствует развитию уверенности, фильтрует всю поступающую информацию, отбирает самое необходимое и пробуждает потенциал. Твой потенциал! Я работаю со своим коучем по скайпу, т.к. он в другой стране. Я виделся и работал с ним в живую всего 6 раз. И я испытываю огромную благодарность этому человеку. Многое становится на свои места.

Преимущества тренингов

Теперь раскроем очевидные достоинства проведения тренингов для их непосредственных участников. Все преимущества, так или иначе, отвечают на вопрос, для чего нужны тренинги для персонала, почему необходимо развивать направление обучения трудовых коллективов

Почему руководителям следует обратить внимание на данный вид повышения эффективности работы предприятия

  1. Тренинги способствуют повышению уровня знаний, стремлению развиваться, владеть нужной информацией, увеличивать объём новых знаний, совершенствовать практические навыки.
  2. Проведение обучающих программ помогает приобрести уверенность в себе.
  3. Происходит процесс внутренней самооценки людей, рождается их объективный взгляд на собственные ошибки, а также происходит поиск способов, чтобы их устранить.
  4. Расширяются общие познания, охватывающие профессиональную и психологическую сферу.
  5. Завершающим пунктом преимуществ можно обозначить своеобразные бонусы получаемые руководителями компаний и предприятий от внедрения программ тренингов. Основной выигрыш заключается в том, что в результате проведения качественного тренинга создаётся высококвалифицированный персонал. Коллектив становится более сплоченным, возникает перспектива дальнейшего развития.

Обратите внимание на методологию

Вспомните банальный цикл Колба (знаю, многие его не любят как модель формирования навыка, точнее «умения», или даже «умственного действия»). Это позволит построить программу максимально экологично и вызовет интерес и живое включение аудитории.

Напомню, модуль классического тренинга состоит из трех компонентов:

  • Проблематизации и рефлексии (два первых этапа цикла Колба) – на данном этапе мы создаем интерес группы к теме и вовлекаем участников в обсуждение.
  • Дидактики – когда мы формируем знания. Тут я сознательно избегаю слов вроде «тренер рассказывает участникам», поскольку методов «формирования» знания огромное количество.
  • Отработки – упражнений/заданий на апробирование и закрепление новой модели поведения.

Для многих тренеров это сложно, и я периодически вижу тренинги без проблематизации, что снижает вовлеченность группы, или без отработки, что не позволяет понять, усвоена ли тема.

Насколько эффективно обучение?

Результативность тренинга зависит от правильности планирования, выбора целей и задач мероприятия. При проработке программы учитываются все уровни рабочего коллектива, которые станут участниками процесса. Как показывает практика, эффективность учебного занятия на 80% зависит от преподавателя. Ведь именно он подбирает подходящую форму обучения и мотивирует учеников на успех.

Тренер знает, как проводить тренинги с персоналом

Он понимает, насколько важно создать мотивацию и направить сотрудников фирмы на результат прохождения обучения. Если участники отнесутся к занятию как к празднику или как к наказанию, значит желаемый эффект не будет получен

Окончательная цель курса останется недостигнутой.

Задача тренинга — научить работников эффективно действовать на занятиях и после завершения обучения. Но зачастую люди, которые прошли курс личностного роста, теряют «форму». После окончания обучения их активность постепенно идет на спад. Без личной мотивации невозможно добиться высоких результатов, даже когда преподает опытный и умелый тренер.

Что такое тренинг?

Тренинг — это тренировка для ума. Концентрат мыслей и знаний, подкрепленный личными переживаниями. Ведь события, окрашенные на эмоциональном уровне, запоминаются лучше, чем повседневные или нейтральные. Отработка навыков проходит быстрее, а решение психологических проблем, будто само собой всплывает в памяти. Атмосфера в аудитории динамична, порой даже непредсказуема. Все участники будто становятся частью большого организма, мозговым центром которого является сам тренер.

Тренинги – это инструмент по выходу из зоны комфорта. Возможность не просто переместиться в неприятную ситуацию, но и прожить, прочувствовать и найти решение под присмотром опытного тренера. Кроме возможности участники получают эмоциональную встряску и опыт сопереживания. Такой, какой невозможно купить, но можно пережить. Химию работы мозга пытаются понять величайшие ученые мира. Цель тренинга – вскрыть глубинные потребности человека.

Пройти тест на тип личности

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Экономика образования

Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции — знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Экономика образования

Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Как проходят тренинги

По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.

Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:

  1. Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
  2. Наглядная демонстрация того, что было озвучено в теоретической части.
  3. Практика, на которой участники разбиваются на группы и выполняют задания и упражнения тренера. Иногда мини-группы соревнуются между собой. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
  4. Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и говорят, что было легко, а в чем возникали сложности. Действия каждого участника оцениваются тренером и самим коллективом. Задаются дополнительные вопросы.

В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:

  • экономию средств как со стороны самого тренера, так и участников;
  • расширение потенциальной аудитории;
  • комфортные условия.

Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.

Специфика проведения семинара-тренинга

Характерная особенность занятия в таком формате это динамичность. Нет строгой регламентации времени, отведенного на каждую форму работы. Его структура зависит от цели, индивидуальных потребностей и компетенции участников. Часто занятие проводят в форме игры, что позволяет в непринужденной обстановке отработать практические навыки.

Основные этапы семинара-тренинга – это обсуждение принципов работы в группах, анализ методов решения профессиональных задач, практическое исполнение упражнений, проведение итогов. Задачи, как правило, проводят в группах, где часть аудитории работает, а часть наблюдает. Каждый должен побывать и в той, и в другой позиции. Нередко семинары-тренинги снимают на видео для последующего анализа. Главный акцент занятия – саморазвитие и активность.

Еще одна интересная особенность проведения подобных занятий это использование нестандартных форм работы. Кроме лекций, упражнений и презентаций преподаватели активно предлагают: психодраму, ролевые игры, сказкотерапию, диспуты, проблемные задания, интерактивная технология «мозговой штурм», бинарный (интегрированный) урок, тематические доклады, мастер-классы.

Семинар-тренинг отличная возможность получить новые знания и закрепить их непосредственно на занятии. Вы научитесь достигать поставленных целей и сформируете конкретные профессиональные навыки.

Стоимость

Стоимость участия зависит от нескольких факторов:

  • тематики тренинга;
  • продолжительности курса,
  • количества участников (если тренинг корпоративный);
  • места проведения;
  • имени ведущего.

Но в любом случае она должна быть адекватной. Стоит понимать, что хороший тренинг вряд ли будет стоить 100 рублей, ведь тогда и ценность его для участников будет очень низкой. Но не стоит и поддаваться на провокации вроде «А сколько вы готовы заплатить за ваш успех?» или «После тренинга вы будете зарабатывать в сто раз больше» – особенно, если стоимость разового занятия равна вашему месячному доходу. В среднем стоимость одного дня тренинга общения или личностного роста в Москве составляет 5 -8 тыс. руб.; навыковые (бизнес-тренинги) несколько дороже – от 12,5 тыс. руб.

Для чего нужны тренинги?

Заочный тренинг априори не может быть успешным. Чем ценны несколько дней интенсива для участников?

  • Проживание. В группе поднимаются вопросы, которые участники никогда не зададут себе сами и не услышат от близких.
  • Обратная связь. Участники меняются сами и изменяют друг друга. Общение в группе помогает получить осознанную реакцию окружающих без оскорбительных сравнений.
  • Навыки. Если не профессиональные, то поведенческие. Прожить ситуацию, которая случилась 10-20-30 лет назад и мешает жить до сих пор, ответить на хамство или позволить себе проявить любовь – шанс сделать это появляется именно на тренинге.
  • Здесь-и-сейчас. Понять, чего хочет душа, а не нашептывает мозг или общественное мнение. Научиться обнаруживать, а также озвучивать эмоции и чувства, даже такие, как гнев, ненависть, злость.

На первое место выходит кандидатура тренера. Он не просто является мозговым центром собрания. Он «дергает» пассивных участников, тактично одергивает слишком активных. Тренер видит, когда общая энергия падает и дает динамичные упражнения для «поднятия духа». Он работает со всеми, общаясь одновременно с каждым индивидуально. Группа живет и работает как один организм, а на финише каждый получает свой результат. Аудитория на выходе взахлеб обсуждает процесс работы и мчится делиться впечатлениями в собственных блогах. Или закатывает глаза, вспоминая о впустую потраченных деньгах. В каждом из случаев – заслуга тренера и его методики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: