Что такое тренинг и зачем он нужен

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

Определите направление тренинга

Для начала составьте собирательный образ того человека, на которого ориентирован тренинг. Не нужно пытаться угодить всем. Делайте ставку на специфическую аудиторию. Например, вы хотите провести тренинг по самообороне для офисных сотрудников, которые не служили в армии и ничего не знают об уличных драках.

Теперь сформулируйте реальную задачу, с которой должны разобраться все участники тренинга. Вот пример плохой задачи: после трехдневных занятий вы научитесь нокаутировать любого человека с одного удара – здесь за большим обещанием стоит пустота, поскольку без многолетней подготовки справиться с заданием нереально.

А вот пример хорошей задачи: после трехдневных занятий вы научитесь заранее видеть опасность, обучитесь осторожности, узнаете о разрешенных средствах самообороны, изучите основы конфликтологии и сможете предотвратить 95% агрессии – все это реальные цели, которые осваиваются с нуля. Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других

Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь

Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других. Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь.

Как произошли тренинги?

Небольшой экскурс в историю. Само понятие пришло к нам из англоязычного мира: «training» переводится, как обучать, воспитывать, или дрессировать. Кто и где провел первый тренинг? История об этом умалчивает, а вот об одном из самых успешных сторонников тренинга, как метода обучения, «отметки» имеются – Дейл Корнеги.

Корнеги не только был сторонником «активного обучения», но и в 1912 году создал тренинговый центр «Dale Carnegie Training», где обучали, и сейчас продолжают обучать, ораторскому мастерству, успешному взаимодействию между людьми и другим направлениям.

Особый вклад в развитии этого направления внес Курт Левин. После Второй Мировой войны он создавал Т-группы для людей, которые жаловались на слабые коммуникативные способности. Занятия дали настолько впечатляющий результат, что вскоре была открыта Национальная лаборатория тренинга. Благодаря стараниям Курта Левина тренинг стал неотъемлемой частью, как процесса образования, так и всестороннего развития личности (бизнес, семья).

Тренинг – занятие, в котором сочетаются теория и тренировка на практике. В хорошем тренинге время, отведенное для теории, равно времени, затраченному для оттачивания практических навыков. Если на занятии только «читают» материал, пусть и очень хороший, это не тренинг, а лекция.

Тренинг: прокачай свою жизнь. В чем особенности «активной лекции»?

На тренинге ведущий подкрепляет лекционный материал подсказками и инструкциями, которые помогают создать эффективную модель поведения. Если рассказывают занимательные истории, которые невозможно применить в обычной жизни – это не имеет отношение к тренингу.

Тренинг дает возможность экспериментировать, применять предложенные ведущим варианты в своей повседневной жизни. Также на занятиях часто используют игры (ролевые, деловые) и групповые обсуждения.

Зачем он нужен

Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:

  1. Знания. Как я уже отметила, до 20 % общего времени отведено на теоретическую информацию. Вы получаете выжимку из общепринятых сведений и жизненного опыта самого тренера, который чаще всего является экспертом в своей области.
  2. Навыки. В первую очередь на тренинги люди идут именно за тем, чтобы получить какие-то практические умения. В игровой форме участники примеряют на себя различные роли, прорабатывают сценарии, которые могут случиться с ними в обычной жизни, и учатся благополучно преодолевать их.
  3. Решение внутренних задач. Как правило, каждый участник приходит на занятия со своими целями, вопросами и проблемами. Грамотный тренер обучает полезным техникам, помогает взглянуть на ситуацию под другим углом и найти выход.
  4. Мотивация. В группе гораздо легче вдохновиться на активные действия и изменения в жизни. Когда человек видит перед собой единомышленников, открывается второе дыхание, появляются свежие идеи и решимость.
  5. Новые знакомства. Тренинги позволяют вырваться из привычного круга общения, состоящего из коллег, родственников и друзей. Появляется шанс увидеть много интересных, разных, непохожих людей со своим опытом, историями. Работа в группе сближает и помогает развивать навыки коммуникации.
  6. Взгляд со стороны. Тренер дает оценку действиям каждого участника, что бывает весьма полезно для определения новых зон роста и совершенствования.
  7. Расширение кругозора. Если ваша жизнь схожа со схемой “работа – диван – работа”, то тренинг будет отличным поводом вырваться из рутины серых будней и попробовать что-то новенькое.
  8. Выход из зоны комфорта. Здесь вас ставят в совершенно непривычные условия, а это способно дать мощный толчок для дальнейшего развития и роста.
  9. Подтверждение компетенции, самореализации. По завершении обучения все участники получают сертификаты. Их можно прикладывать к резюме или просто использовать как инструмент для повышения самооценки в те моменты, когда все валится из рук.

Тренинг командообразования (тимбилдинг)

Командообразование (англ. — teambuilding). получило популярность в связи с переходом организаций сферы бизнеса на командную систему работы.

Тренинги командообразования проводятся как с подразделениями — командами, так и с менеджерами персонала, которые должны осуществлять
реорганизацию. На них даются понятия о типах и структуре команд, их внешние и внутренние пределы, типы коммуникации в команде и др.

Во время тимбилдинга важно не только донести информацию, но и показать, как это сделать на практике, моделируя ситуации, в которых проявляются различные особенности командообразования. Во время этого тренинга часто используется игра «Необитаемый остров», во время которой обрабатываются процессы спонтанного образования команды, формирования лидеров, этапы развития команды и др

Во время этого тренинга часто используется игра «Необитаемый остров», во время которой обрабатываются процессы спонтанного образования команды, формирования лидеров, этапы развития команды и др.

Важным в тренинге выступает обработка различных уровней общения в команде (внешнего формального и внутреннего психологического). Для полноценного функционирования команды нужно развитие обоих уровней и четкое разграничение функций между ними.

Значительный эффект в тренинге командообразования дают деятельностные методы — от игрового разыгрывания ситуаций до полноформатной
социодрамы.

Основные направления в создании тренинга

Когда тренер приступает к созданию тренинга, он выбирает для себя одно из двух направлений – создать тренинг под цели заказчика или под собственную идею.

Какие бывают тренинги в бизнесе?

Чаще всего преобладают тренинги, созданные «под заказ». Реже – «под идею», так как сама идея рождается из потребностей рынка.

В психологии также есть заказчик – это проблемы клиентов, но понятие это более широкое и расплывчатое, поэтому преобладают авторские тренинги, рожденные из идей тренера. В психологии тренинги ближе к основным психологическим школам. Школы с их философией диктуют особенности создания этих тренингов. Тренер часто является лишь оформителем, дизайнером основных положений психологических направлений.

В бизнесе школы, как таковые, по отношению к тренингам, отсутствуют. Поэтому тренер при создании тренинга берет за основу результат, который он должен получить. Тренинги в бизнесе подстраиваются под заказчика в отличие от тренингов в психологии. В психологии заказчиком является клиент, которого начинают «лепить», исходя приверженности к той или иной психологической школе.

Тренинг в стиле коучинг

Данный вид обучения  выделю отдельно от остальных. Это более прогрессивная модель обучения, так она дает наиболее ощутимые результаты за счет того, что перед обучением проводится глубокий анализ текущей ситуации.

Разберем основные этапы коучинг-тренинга

Вводная сессия

На начальном этапе тренер помогает выявить достоинства и слабые места всех участников группы. Участники устанавливают общие приоритеты в обучении. Например, если проводить тренинг в стиле коучинг в продажах, то группа сама выделяет самые необходимые навыки для себя и работает над их усовершенствованием.

На данном этапе проделывается работа над исследованием текущей ситуации.  Участники обучения должны дать ответ на вопрос: что происходит сейчас? Кроме этого выявляются мотивы и потребность в обучении. Если у группы нет истинной мотивации для обучения, то результаты тренинга будут не высокие.

Тренинговая сессия

На этом этапе проходит тренинг по классической формуле, которую мы рассмотрели чуть выше: теория – демонстрация – практика – обсуждение. Тренер подбирает упражнения и игры для достижения выявленных на первом этапе запросов.

В зависимости от того, как будет развиваться общая динамика группы, могут вноситься корректировки в план обучения. Например, если группа не очень активна, то добавляются упражнения для повышения интенсивности процесса обучения.

Завершающая сессия

Третий этап отведен для анализа полученных результатов. Проще говоря, достигнуты ли поставленные цели? Также в этой сессии выявляются препятствия и возможные проблемы, которые мешают обучению.

Кроме этого, составляется список того, что можно сделать в качестве дополнительной прокачки навыков  и того, что будет обязательно к выполнению. Этот этап помогает задействовать внутренний потенциал участника через создание нового видения и возможностей.

Когда эффективен коучинг-тренинг

  1. Если нужно быстро изменить текущую ситуацию
  2. Когда отрыв от привычного ритма жизни и работы недопустим
  3. Если нужно согласованное решение поставленной перед командой задачи.
  4. В тех ситуациях, когда нужно повысить личную заинтересованность каждого участника обучения
  5. Уменьшить уровень сопротивления со стороны сотрудников к новым изменениям

Самое важное: коучинг-тренинг не позволяет тренеру работать “для  галочки” по заготовленным шаблонам. Ведь нельзя заранее знать, какие цели поставит для себя обучающая группа

Это означает, что тренер должен иметь действительно высокую квалификацию.

И если вы спросите мое мнение, то коучинг-тренинг самый лучший вариант для прокачки своих способностей. Но о том, как нужно выбирать обучение,  в следующем разделе.

Личные цели тренера

В зависимости от своих целей и ценностей, тренер может выбрать один из трех видов тренингов. Но это не значит, что выбранный вид тренинга будет постоянен.

Какие тренинги наиболее востребованы?

Все зависит от подготовки тренера.

Начинающие тренеры, как правило, выбирают тренинги «попса». Через них они познают основы тренерской деятельности. Опасность заключается в том, что они могут воспринимать этот вид тренингов, как единственно существующий. Тогда их развитие останавливается, и они через некоторое время превращаются в ремесленников. Это хорошо видно у долго работающих тренеров «попсы» – они говорят заученный и много раз повторяемый текст с тоской в глазах.

Если тренер хочет получить быстрый доход и жаждет известности – ему нужны тренинги «попсы». Эти тренинги быстро создаются, они хорошо тиражируются и продаются. В них важны харизма и «блеск» тренера, что создает благоприятную почву для его «раскрутки» и известности в массах.

Если тренеру «осточертели» повторяемость и каждодневные «пляски» перед публикой, то ему стоит обратиться к «шансону». Тогда появится наполненность смыслом и частичное творчество.

Если тренер уже не жаждет славы, а деньги перестают быть основной целью работы, то он может заняться «джазом» — тренингами для души и глубинной самореализации. Как правило, к этому виду тренингов приходят тогда, когда накапливается жизненный опыт и появляется мудрость.

Виды тренингов

Общепринятой классификации не существует. Разделение на типы можно провести по нескольким основаниям. К примеру, по степени открытости выделяют:

  1. Корпоративные.
  2. Открытые.

Первые организовываются внутри компании, вторые доступны всем желающим по интересам.

Какими бывают тренинги в зависимости от их направленности:

  1. Навыковые.
  2. Психотерапевтические.
  3. Коммуникативные.
  4. Бизнес-тренинги.

Навыковые

Такие занятия направлены на получение конкретных умений. Тематика может быть самая разная:

  • ораторское искусство;
  • выпечка тортов;
  • художественная роспись пряников;
  • навык скорочтения, запоминания;
  • макияж и т. п.

В организациях могут проводиться тренинги по следующим направлениям:

  • техника ведения переговоров;
  • искусство продаж;
  • проведение презентаций;
  • обслуживание персонала и т. п.

Психотерапевтические

К этой категории относятся так называемые тренинги личностного роста. Они также разделяются на несколько типов:

  1. Развитие личности. Такие занятия направлены на повышение самооценки, работу с самоконтролем, управление эмоциями, выработку уверенности в себе, мотивацию и др.
  2. Психотерапия. На подобные тренинги ходят люди, попавшие в затруднительную ситуацию. Здесь учат, как грамотно реагировать на обстоятельства и проживать их с минимальными эмоциональными потрясениями.
  3. Работа с состояниями. Например, преодоление страхов, фобий, нерешительности и прочих внутренних барьеров, создающих проблемы для счастливой и гармоничной жизни.
  4. Исследовательские. Они направлены на познание и поиск себя.

Коммуникативные

Такие тренинги еще называют социально-психологическими. Их целью является развитие навыка общения. Есть много разновидностей занятий:

  • чтобы чувствовать себя увереннее в диалогах;
  • навык знакомства с новыми людьми;
  • работа со стеснением в общении;
  • навыки деловых коммуникаций;
  • искусство флирта и обольщения;
  • занятия для учителей;
  • социальная адаптация школьников, подростков;
  • как сказать “нет” и т. п.

Бизнес-тренинги

Они могут проводиться как собственными штатными специалистами, так и приглашенными тренерами. Такие занятия могут быть разной направленности в зависимости от поставленных задач:

  • личная эффективность;
  • менеджмент;
  • продажи;
  • ведение переговоров;
  • управление эмоциями;
  • тайм-менеджмент;
  • постановка и достижение целей;
  • маркетинг и т. п.

Как выбрать тренинг

Если вы сейчас думаете о том, на какой тренинг пойти, то вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать правильный выбор.

Определитесь с целями

Задайте себе вопрос: «Зачем мне это надо?». Зачем вам учить французский? Зачем вам знать правила оказания первой помощи?

Чем более сильная будет мотивация, тем лучше. Вокруг очень много всего интересного, но наше время в течение дня все-таки ограничено и поневоле приходится делать выбор.

Если у вас нет цели и вы идете на тренинг просто так, то когда нужно будет приложить усилия для решения какой-то задачи, вы будете «пасовать». У вас ведь нет цели, нет желания что-либо делать и «напрягаться».

В итоге тренинг вам не даст никакого результата, время будет потрачено впустую.

Узнайте, кто ведет тренинг

Часто важным бывает не столько описание тренинга, сколько описание личности преподавателя. Выясните, кто этот человек, каких успехов он достиг, стоит ли его в принципе «слушать».

Например, я бы пошел на тренинг по интервьюированию от Владимира Познера. Потому что мне нравятся его интервью, нравятся вопросы, которые он задает. На тренинг от Дудя – вряд ли. Он, может быть, тоже профессионал, но меня лично его интервью как-то не так «цепляют».

Сопоставьте цену и свои доходы

Не надо ходить на очень дорогие тренинги. Вы вряд ли сможете быстро их окупить. А если программа вас разочарует – вы будете корить себя за то, что выбросили деньги на ветер.

По поводу бесплатных тренингов мнения расходятся. Мы все знаем, что «бесплатное не ценится» и что «бесплатный сыр только в мышеловке». И еще, что «дорого да мило, дешево да гнило». Но лично я умею ценить бесплатное. И выбирать качественные бесплатные тренинги умею тоже (ну, как мне кажется).

Так что тут все субъективно.

Тренинг эффективных продаж

Тренинги эффективных продаж относятся к самым популярным бизнес-тренингам,
спрос на которые неуклонно растет. Умение продавать в условиях рыночных отношений является основой бизнеса. В широком понимании здесь имеется в виду не только профессиональная деятельность продавца. На различных уровнях бизнес-структуры коммерческая деятельность имеет свои особенности. Это и умение оформить выгодное соглашение, и рекламная политика, и знание психологии потребителя.

Поэтому в процессе тренинга
продаж используется все разнообразие методов — от простого тренажера продавца к игровому моделированию и отработке сложных профессиональных ситуаций, развитию творческого, нестандартного мышления.

Отдельно выделяют
тренинг телефонных продаж, как умение вести телефонные переговоры с потенциальным потребителем товаров или услуг.

Что можно получить на тренинге

Разберем, зачем люди ходят на тренинги и что эти тренинги им дают.

Хорошие теоретические знания

Целью тренинга может быть получение теоретических знаний о чем-либо. Но эта «теория» не должна быть такой же, как в книгах или учебниках. Она должна быть, например, объяснена на таких примерах, которые навсегда останутся в памяти, или «опробована» на чем-то практическом, что позволит применять эту теорию в реальной жизни.

Практические навыки

Как правило, люди все-таки приходят на тренинги не за теорией, а за практическими навыками. Допустим, они хотят научиться оказывать первую помощь, научиться ремонтировать автомобили. Или использовать Яндекс-Метрику для анализа веб-сайтов.

Тренинги должны формировать именно навыки, а не умения. То есть помогать доводить какое-то умение до автоматизма, чтобы человек мог легко его применять на работе или в жизни.

Мотивация

Мне доводилось посещать несколько тренингов по сетевому маркетингу, потому что мои родители работают в сетевом бизнесе. Я всегда буду помнить тот заряд мотивации, который получаешь на этих тренингах.

Преподаватели там – всегда целеустремленные и замотивированные люди. Они общаются с участниками тренинга так, что коренным образом «меняют» их сознание, заряжают желанием действовать, менять свою жизнь.

Знакомства

На тренингах всегда можно найти единомышленников. Можно встретить там людей, у которых такая же система ценностей, как у вас, такие же мечты и планы.

Для бизнесменов подобные знакомства особенно выгодны. Тренинги позволяют бизнесменам и предпринимателям находить себе партнеров по бизнесу, находить тех, с кем можно будет впоследствии обсудить какие-то проблемы, у кого можно будет спросить совета.

Критика

На тренинге вы выслушаете то, что скажет вам преподаватель или другие участники. Сможете посмотреть на себя, свои идеи и планы со стороны.

Критика на тренингах – конструктивная. Преподаватель не захочет унизить вас или как-то оскорбить. Ему платят за то, чтобы он обеспечивал личностный рост каждого из участников.

Поэтому для любого участника тренинга послушать критику в свой адрес в рамках обучения будет очень полезно.

Сертификаты

Это «бумажное» подтверждение того, что вы прошли тренинг. Сертификаты нужны для вашего портфолио. Они продемонстрируют вашим будущим работодателям, что вы стремитесь к саморазвитию, готовы уделять время посещению тренингов и постоянно обучаться чему-то новому.

Напишите программу тренинга

Программа – это весь материал, который вы планируете использовать на протяжении тренинга. Вот несколько рекомендаций, которые с этим помогут:

  • Забудьте про тайминг. Тайминг – это разделение тренинга по часам. Например, с 9 до 10 часов вы знакомитесь и решаете все организационные моменты, с 10 до 11 выполняйте первое упражнение, потом 30 минут кофе-брейка и так далее. Здесь в любой момент все может пойти не по плану, и из-за нарушенной хронологии занятия будут скучными и неэффективными.
  • Вместо тайминга используйте смысловые блоки. Смысловой блок – это фиксированное количество материала, которое легко встроить в перерывы на обед или кофе-брейк. Смысловой блок не привязан по времени, и любой момент может быть заменен на другой. Например, вы начали выполнять упражнение, которое никому из участников не интересно. Поскольку ваш материал нарезан на блоки, вам легко удалить эту неинтересность и предложить что-то новое. Если бы был четкий тайминг, то все бы страдали.
  • Пропишите несколько альтернативных сценариев, на случай, если что-то пойдет не так и участникам сильно не понравится заготовленный материал.
  • Добавьте несколько блоков в «подвал» – соберите дополнительный материал, который изначально не входит в программу тренинга. Этот материал может пригодиться во время работы с активной и хорошо подготовленной аудиторией, которая с легкостью освоила предлагаемые навыки. В этом случае вы не должны зацикливаться на пройденном, а переключиться на наработку нового навыка. Все время тренинга должно приносить пользу.

Возьмем наш трехдневный тренинг по самообороне для офисных сотрудников, воспользуемся перечисленными рекомендациями и составим примерную программу:

  • 1 день. Знакомство с тренером → организационные моменты → определение цели тренинга → план занятий → правила тренинга → теория защиты → обед и несколько перерывов → продолжение теории → домашнее задание.
  • 2 день. Встреча → проверка домашнего задания → краткое повторение теории → перерыв → отработка защитного навыка в переходе в метро → подведение итогов → новое домашнее задание.
  • 3 день. Встреча → проверка домашнего задания, повторение теории и изученного навыка → поход в кафе и перерыв → отработка защитного навыка при нападении в кафе → поход в глухой переулок и отработка защитного навыка при нападении нескольких противников → подведение итогов.

Чем больше интерактива и нестандартных ситуаций вы сможете предложить, тем выше ценность вашей программы. Будет круто, если в интерактив будет вписана неочевидная переменная. Например, вы наймете специальных людей, которые под видом гопников попробует напасть на нескольких участников тренинга. Здесь добавится стресс, и ученики смогут лучше запомнить все теоретические концепции.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

  1. Начинается тренинг со знакомства участников. Для этого подходит игра или упражнение для самопрезентации с элементом «снежного кома». Если участники уже знакомы, то имена запоминаются только ведущим. Вариант самопрезентации может быть разным, например, назвать имя предыдущего участника, свое и три глагола о себе.
  2. Далее следует разминка с упражнениями коммуникативной направленности, эмоциональной и поведенческой. После следует групповая дискуссия и обозначение цели занятия (кроме общей цели есть отдельные для занятий). Выбирается пара ситуаций для дискуссии и ролевых игр (предлагают сами участники, что-то из «наболевшего» и актуального прямо сейчас). В конце каждой игры или упражнения проводится групповая дискуссия, участники оценивают свою активность и состояние.
  3. После идут упражнения узкой направленности для развития конкретных навыков и умений.
  4. Игровыми упражнениями закрепляется непринужденная обстановка.
  5. Рефлексия по всему занятию.

Достоинства и недостатки

При всех очевидных преимуществах у такой формы обучения существуют также некоторые недостатки, которые необходимо учесть руководителю компании или предприятия.

Это:

  • Замкнутость и неискренность участников — не все хотят раскрываться перед коллегами или обсуждать свои недостатки, проблемы.
  • Возможность утечки информации. Для избегания этой проблемы с участниками заключаются договоры о неразглашении информации, полученной во время обучения.
  • Ошибки тренера. Например, он не смог правильно расставить приоритеты обучения или дал отрицательный импульс, подвергнув кого-то из работников критике.

К очевидным достоинствам для участников относят:

  1. получение новых знаний и практических навыков;
  2. приобретение уверенности в себе;
  3. понимание собственных ошибок и способов их устранения;
  4. расширение общих познаний в профессиональной и психологической сфере.

А руководители компаний и предприятий выигрывают, получив в результате тренинга более сплочённый и обученный персонал.

Стоимость

Стоимость участия зависит от нескольких факторов:

  • тематики тренинга;
  • продолжительности курса,
  • количества участников (если тренинг корпоративный);
  • места проведения;
  • имени ведущего.

Но в любом случае она должна быть адекватной. Стоит понимать, что хороший тренинг вряд ли будет стоить 100 рублей, ведь тогда и ценность его для участников будет очень низкой. Но не стоит и поддаваться на провокации вроде «А сколько вы готовы заплатить за ваш успех?» или «После тренинга вы будете зарабатывать в сто раз больше» – особенно, если стоимость разового занятия равна вашему месячному доходу. В среднем стоимость одного дня тренинга общения или личностного роста в Москве составляет 5 -8 тыс. руб.; навыковые (бизнес-тренинги) несколько дороже – от 12,5 тыс. руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: