Зачем нужен психолог в школе

Как проходит собеседование у психолога?

Собеседование у психолога, как правило, длится около 30-40 минут. Обязательным условием собеседования является присутствие одного из родителей, поскольку во-первых, таковы требования Закона, а во-вторых, ребенок в таком случае чувствует себя более комфортно и уверенно. При себе необходимо иметь папку-скоросшиватель с файлами (5 шт.) и листы бумаги формата А4 (10 шт.).

Родители заполняются карточку-анкету, в которой предоставляют основную информацию о себе (ФИО, дата рождения, место работы и должность, образование), указывают состав семьи, обеспеченность жильем (в том числе требуется сообщить, имеет ли ребенок собственную комнату, спальное место и рабочий уголок), описывают, чем занимается ребенок в свободное время, имеет ли проблемы со здоровьем и т.д.

После окончания «официальной» части собеседования у психолога, наступает время непосредственного общения специалиста с ребенком. Будущему первокласснику задают несколько общих вопросов и просят выполнить ряд заданий.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Школьные психологи обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

  • владеть знаниями особенностей возрастной психологии;

  • обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
  • быть доброжелательным и терпеливым;
  • иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
  • уметь сопереживать и вызывать доверие;
  • обладать даром убеждения.

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Обращение к психологу — это анонимно?

По закону ребёнок до 15 лет не может получать психологическую помощь без согласия родителей. Такое согласие часто подписывается при оформлении ребёнка в школу.

Если вам нет 15 лет, вы также можете обратиться к школьному психологу с любым вопросом, но у него будет меньше полномочий в работе с вами.

Деятельность школьных психологов мало регламентируется, поэтому ситуация во всех учебных заведениях разная. Если вы беспокоитесь о том, что психолог распространит информацию, полученную от вас, стоит ещё до начала личной беседы прямо уточнить все тонкости, связанные с анонимностью.

Любой школьный психолог, услышав об опасности здоровью и жизни ученика, будет обязан передать информацию администрации школы или другим органам, чтобы защитить ребёнка. Это распространяется даже на учеников школы, которым уже исполнилось 18 лет.

С какими вопросами нужно обращаться к детскому психологу

Родителей часто интересует, почему, имея школьного психолога, надо идти к другому специалисту и платить деньги. Очень радует, когда на приеме родители говорят: «Нас к вам направил школьный психолог». Тогда становится понятно, что человек точно понимает, чем он занимается в школе, и свой уровень ответственности.

Бывает, родители сомневаются в уместности своих вопросов. Этого не нужно бояться. Возможно, в процессе общения с психологом у вас возникнут новые вопросы — не менее важные, чем те, которые тревожили вас раньше. Конечно, дети меняются, и запросы родителей, да и самих детей, тоже меняются. 

Сейчас очень много родителей обращаются к психологу с такими трудностями:

  • компьютерная зависимость;
  • ребенок (чаще подросток) ничего не хочет, нет интереса в жизни;
  • плохо учится;
  • как ребенку пережить смерть близкого человека;
  • вопросы профориентации;
  • сложные взаимоотношения в семье и со сверстниками;
  • как ребенку пережить развод родителей;
  • энурез/энкопрез;
  • чрезмерная обидчивость ребенка;
  • ребенок плохо ест.

Важно сказать, что нет какого-то определенного списка вопросов и сложностей, с которыми можно приходить к психологу. Все индивидуально

Дети разные, и случаи их тоже разные. 

Бывает, родители хотят скорректировать свои отношения с ребенком. Мы встречаемся, допустим, раз в месяц, обсудить некоторые сложности, и ребенка я даже не вижу при этом. Иногда дети приходят домой и рассказывают родителям, чем занимались у психолога. И часто родителям непонятно, что же такого волшебного делает психолог, что ребенку становится легче. 

Как работает школьный психолог?

Школьный психолог работает с психическими процессами детей. Также он, с помощью специальных психологических методов, способен влиять на поведенческие изменения ученика, его характер, привычки и модель поведения. Как работает психолог? Прежде всего, он смотрит на детей объективно, не давая оценок, как, например, родители или педагоги.

Это помогает специалисту видеть в школьнике не хулигана или грубияна, а ребенка, который использует отклоняющееся поведение как способ защиты. Защищаться дети в школьном возрасте могут от травли в классе, предвзятом отношении учителя, собственных страхов, непонимания родителей. Такой подход позволяет психологу быть рядом со школьником, чувствовать его, находиться с ним «на одной волне». Когда ребенок чувствует такую поддержку и что его больше не ругают и не оценивают, он начинает «раскрываться», чем помогает специалисту работать с собой и выходит на новый благополучный уровень развития.

Если родители желают обратиться за помощью к школьному психологу, эта статья расскажет им о том, в чем специалист может помочь ученику.

Основные темы индивидуальных и групповых консультаций для детей

Тематика консультаций педагога-психолога, которые он может проводить для младших детей и подростков в школе, соответствуют нескольким направлениям:

  1. Адаптация. Приспособится к новому коллективу достаточно сложно. С подобными проблемами обычно сталкиваются первоклассники и дети, которые переходят из младшей в среднюю школу. Самым маленьким психолог расскажет, чем дошкольник отличается от школьника, а старшим поможет найти взаимопонимание с одноклассниками и учителями.
  2. Взаимоотношения внутри коллектива. Такие консультации будут полезны детям в любом возрасте, но большего внимания со стороны психолога в школе требуют подростки. Нестабильный гормональный фон, характерный для периода полового созревания, приводит к вспышкам немотивированной агрессии, повышенной раздражительности, перепадам настроения и т. д. Все это сказывается на отношениях внутри коллектива.
  3. Восприятие себя. Консультации психолога в школе могут затрагивать темы построения личностных границ, выбора занятия по душе и будущей профессии, формирования адекватной самооценки и т.д.
  4. Отношения в семье. В большинстве случаев психологические проблемы детей связаны со взаимоотношениями с родителями.
  5. Повышение мотивации к учебе. Важнейшей задачей школьного психолога является формирование у детей желания получать новые знания.
  6. Как справиться со стрессом. Тревожность, обусловленная учебным процессом, может возникать в разные периоды обучения. Школьники могут переживать перед контрольными работами, сильнейший стресс они испытывают и во время экзаменов. Отдельно стоит поговорить с выпускниками, которыми предстоит проходить итоговую аттестацию.

Работа психолога в школе строится по плану, разработанному Министерством образования. Тематика консультаций подобрана с учетом возрастных особенностей детей, временного периода и других особенностей учебного процесса.

В то же время, психолог может самостоятельно подготовить консультаций исходя из сложившейся ситуации в школе или в отдельном классе. Как пример, он может взять готовую разработку и внести в нее что-то свое.

Работа школьного психолога заключается в обучении детей основным принципам психологии. К нему обращаются в сложных жизненных ситуациях за советом как дети, так и их родители.

Но при наличии тревожных симптомов депрессии и других психических расстройств, необходимо обращаться к другим специалистам. Это может быть психотерапевт или психиатр. Задачей врачей является постановка диагноза и коррекция патологического состояния.

Справиться детям с трудностями, которые могут возникнуть на разных этапах взросления, помогут специалисты с высшим психологическим образованием. Но прежде всего они ждут поддержки и понимания от близких. Именно родители должны первыми заметить неладное. Если своими силами справиться с проблемой не получается, то на помощь придут школьные психологи или психологи с медицинским образованием. 

Где можно получить профессию педагог-психолог?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.

Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.

Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский Государственный социальный университет (РГСУ).

Московский городской университет управления Правительства Москвы

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽

Международный еврейский институт экономики, финансов и права

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 360 000,00 ₽

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 353 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 324 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽

Всероссийская академия внешней торговли

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Кабинет педагога-психолога

Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:

  1. Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
  2. В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
  3. Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы. 
  4. Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.

Источник фото: vened.pp.ru

Пример зонирования кабинета школьного психолога

Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.

Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.

Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.

Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.

Задачи школьного психолога

Задачей психолога в школе является также организация уроков или семинаров. Во время которых он передает ученику необходимые знания и умения, чтобы он мог справиться в сложных ситуациях. Учит, как избегать угроз, эффективно читать и где искать помощь. Подобные занятия помогают сплотить класс, помогают учащимся строить позитивные образы собственной личности и класса в целом.

Также кроме учебного процесса школьный психолог дает консультации всем педагогам. К нему обращаются за бесплатной консультацией ученики и их родители. Но стоит знать, что этот специалист не обладает глубокими психоаналитическими способностями.

Психологические консультации в школе – это по сути разъяснительная беседа, во время которой, выявляется проблема, и дается совет как ее решить.

Работа с классом очень часто решает конкретные проблемы, например, конфликты между учениками. В этом случае речь идет не только про одноразовое решение проблемы, но, прежде всего, про умение избавиться от негативных эмоций. Это один из способов объединения учеников одного класса, после чего они начинают уважать и больше доверять друг другу, узнают свои возможности и ограничения.

Что делать, если школьный психолог не помог

К сожалению, первое обращение к психологу может разочаровать. Такое происходит по разным причинам:

Психолог, хоть и является профессиональным специалистом, всё же остаётся человеком со своими слабостями. Возможно, в день, когда вы к нему обратились, у него болела голова или произошла крупная ссора с близкими. В таком случае он может быть к вам не так внимателен, как хотелось бы. Если это произошло, не ставьте сразу крест на психотерапии и этом конкретном специалисте. Вернитесь в другой день — возможно, на этот раз разговор пойдёт лучше.
Если после нескольких встреч вам так и не стало проще общаться с психологом, возможно, он вам не подходит. Не со всеми психологами могут сложиться доверительные отношения. Если вы позвонили на горячую линию психологической помощи и вам не нравится психолог, попросите перевести вас на другого специалиста — в этом нет ничего плохого.
Некоторые проблемы и травмы требуют больше времени на решение, чем может предоставить школьный психолог

Иногда на психотерапию уходят годы активной работы со специалистом, а школьному психологу нужно охватить вниманием всех учеников школы.

Обращение к школьному психологу — самый доступный из вариантов получения специализированной профессиональной помощи для подростков.

Даже если вы уверены, что не хотите говорить со школьным психологом о своей жизни, в момент отчаяния вы можете воспользоваться его консультацией как безопасной зоной: успокоиться, поговорить, вытереть слёзы и выпить воды.

Изображение на обложке: Slavko Kahovsky / Dribbble

Профессиональные требования к работнику

  1. наличие высшего образования (школьного психолога могут принять на работу без опыта работы);
  2. умение проводить психологические исследования;
  3. знание детской и взрослой психологии;
  4. знание последних методик и достижений в области психологии;
  5. владение методами психотерапии;
  6. знание психодиагностики;
  7. умение проводить психологические консультации;
  8. умение определять психическое состояние человека.

Получить работу в школе могут специалисты, только что окончившие вуз и не имеющие профессионального опыта работы.

5 вузов для обучения на школьного психолога:

  • Московский гуманитарный университет, МосГУ.
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  • Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
  • Российский новый университет.

Зачем обращаться к психологу и почему это не стыдно

Через тяжёлые эмоциональные переживания происходит взросление абсолютно всех подростков. Каждый человек в некоторые периоды жизни чувствует себя одиноким, потерянным и отчаявшимся. Прожить и преодолеть эти эмоции могут помочь как близкие, так и квалифицированный психолог — и одно здесь не заменяет другого.

К сожалению, в обществе всё ещё сильно табуирована психотерапия: человек, обращаясь за психологической консультацией, может столкнуться с осуждением окружающих. Особенно это распространено в среде подростков: сверстники могут начать смеяться, называть слабаком или ябедой.

Чаще всего такой смех говорит о смущении и неловкости, которое вызывает тема психотерапии у подростков. Это можно понять: в Советском Союзе не принято было обращаться к психологам, поэтому сейчас в России привычка делиться переживаниями со специалистом только начинает приживаться в обществе. Новое и необычное очень часто вызывает страх, и людям свойственно переживать его через высмеивание.

Помните о том, что другие люди не должны влиять на ваше желание проявить заботу о себе и своём психологическом состоянии. Обращаясь к психологу, вы учитесь эмоциональной грамотности, которая обязательно поможет вам во взрослой жизни.

Оплата труда

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Поможет избавиться от комплексов и страхов

Если дети имеют комплексы характера или страхи, избавиться от них также поможет школьный психолог. Для этого следует пойти к нему на прием и подробно рассказать о проблеме ребенка. Коррекции поддаются страхи не патологической формы: страх темноты, одиночества, публичного выступления, животных, воды и другие. Специалист работает с комплексами личности: повышенная агрессивность, низкая самооценка, отказ от общения с детьми, застенчивость, замкнутость, стыдливость и другие проблемы. Психолог в своей работе будет использовать индивидуальные занятия, корректирующие детские процессы, убеждения и установки в детской психике.

Новая концепция

Российская академия образования (РАО) в 2021 году подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года

В документе в общем виде определяются цели и задачи такой службы, а также говорится о важности повышения квалификации специалистов, разработки нового профстандарта и создания федерального координационного совета психологической службы

психолог


Фото: Depositphotos

Заклевательское отношение: как устроен школьный буллинг

Почему нельзя игнорировать травлю подростка в классе

На деле никаких серьезных изменений в своей работе психологи от этого не ощутили. Наличие такого педагога в школе и его круг обязанностей по-прежнему зависят от воли руководства образовательной организации.

Действующий профстандарт предусматривает широкий круг задач: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. При этом четких норм практической психологии, по словам экспертов, не существует. На профессиональных форумах специалисты часто делятся историями о том, как придя в школу на эту должность, они превратились в «учителя на замене» или документоведа.

С какими вопросами обычно обращаются к школьному психологу

Ученику может казаться, что школьный психолог не выполняет никаких важных функций. Он приходит в класс раз в полгода, чтобы провести какой-нибудь письменный тест, а в остальное время его не видно и не слышно.

На самом деле у школьного психолога выделены часы на индивидуальную работу с учениками, и он находится в школе, чтобы помогать детям и подросткам справиться с жизненными трудностями. Поэтому вы всегда вправе обратиться к нему за психологической консультацией.

Есть несколько самых распространённых запросов, с которыми подростки идут к психологу:

  • конфликты в семье и отношениях с родителями;
  • конфликты со сверстниками;
  • сложности с гендерной и сексуальной самоидентификацией;
  • накопившийся стресс;
  • желание определиться со своим будущим и научиться распределять время при подготовке к экзаменам.

Как создать свой собственный бизнес

Детский психолог, как человек, с психологическим образованием и понимающий, как подготовить педагогический состав к работе, идеально подходит не только для работы в школе, но также может вести частную практику.

Наряду со стандартными занятиями, стоит подготовить еще такие, которые будут напоминать те, которые педагог-психолог проводит в образовательных учреждениях.

Как правило, учитель психолог работает в своем кабинете, хотя возможны также визиты в образовательные учреждения. Оборудование кабинета зависит от изобретательности педагога и предполагаемых методов работы. Это могут быть мягкие сиденья или школьные скамьи, стулья. Психолог не ведущий групповых занятий может оборудовать себе место у себя в квартире.

Для открытия компании преподаватель психолог нужно:

  • соответствующее образование;
  • Открытое ИП.

На практике психологический кабинет может открыть каждый. Но специалист должен иметь соответствующее образование и опыт.

На этом мы закончим. Из этой статьи вы узнали школьный психолог кто это такой, чем он занимается и как им стать. Также для детей эта информация будет полезной при выборе профессии.

Spread the love

Отличие психолога от педагога-психолога

Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.

Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.

Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.

Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.

Чем занимается педагог-психолог?

Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.

Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.

В вопросе, чем занимается педагог-психолог стоит выделить три основных направленности:

  • Консультация.
  • Диагностика.
  • Тренинг.

Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.

В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.

В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.

Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.

А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.

Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.

В средних классах школы его работа — услышать подростка, понять и скорректировать поведение. Он же должен объяснить, что тройка по русскому или химии за четверть – это повод поднажать в учебе, а не замыкаться в себе.

В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.

Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.

К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.

Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.

1.2. Функции психологической службы школы:

  1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
  2. Психопрофилактика — психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
  3. Психологическое консультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
  4. Психодиагностика — проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
  5. Психокоррекция — устранение отклонений.

Основная идея психологической службы

— идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

7 стр., 3329 слов

Психологические школы и направления

… аналогии и др.), в условиях недостаточного опыта. Австрийская психологическая школа — направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х.Эренфельс, С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших с 80-х … понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Волюнтаризм(от лат. voluntas — воля) — направление в …

Главный принцип организации психологической службы

— системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: