Эволюция университетов: от платона к современности

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Третья волна: новые вызовы времени

И, наконец, постиндустриальная волна стремительно развивается на наших глазах, и основные принципы предыдущей эпохи (стандартизация, синхронизация, централизация, максимализация) резко утрачивают свой смысл. Третья волна принимает вид вовсе не всеобщего участия в программировании или системах сложной инженерной подготовки.

В XXI веке мы получили общество, состоящее из любителей айфонов, велосипедов Single Speed, барбершопов, смузи-баров и коворкингов.

Разве какая-то образовательная система может подготовить ко всему этому? Ремесленные ПТУ не выпускали специалистов, которые будут работать в эпоху ламберсексуализма. Кто же знал, что для того чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно научиться писать имя заказчика на стаканчике с кофе?

Эпоха стала меняться стремительно, непредсказуемо и подготовиться к изменениям невозможно. Потому что помимо модных городских жителей существует ещё другой полюс — например, мигранты, которые часто плохо знают язык титульной нации и имеют совершенно другие бытовые привычки. И всем приходится как-то вместе уживаться. Тем не менее, сегодняшняя российская школа находит возможности для изменений в новых условиях. Губин выделяет несколько типов школ в современной России:

  • Самая массовая школа — школа Второй волны с резким падением качества обучения по сравнению с СССР.
  • Небольшое количество сверхинтересных школ — как правило, физико-математических (петербургский ФМЛ № 239 — школа Гребенщикова и Перельмана).
  • Жестко социализирующие школы типа Макаренко и Викниксора, готовящие к жизни как к тюрьме или лагерю.
  • Школы приятного времяпрепровождения, для детей богатых родителей, часто де-факто приватизированные директорами.
  • Школы-гетто в новых районах.

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ. 

История создания образования

Некоторые археологические находки интересны только узкому кругу специалистов, другие вызывают бурный интерес общественности. Окаменелые следы, оставленные древними людьми, относятся ко второй категории. Они «рассказывают» о местах обитания, способах передвижениях, численности. Так одними из самых древних находок являются следы племени австралопитеков в Танзании возрастом около 3,66 миллиона лет и южно-эфиопские оттиски Homo heidelbergensis (возраст примерно 700 тысяч лет).

Какое отношение имеют отпечатки к образованию? Самое прямое: рядом со следами взрослых людей были детские, т.е подрастающее поколение росло и развивалось рядом со своими родителями, перенимая их опыт и знания. Какими бы они ни были.

Последующие изменения в образе жизни людей не оказало большого влияния на образование: оно по-прежнему оставалось домашним, а в роли учителей выступали представители старшего поколения. Образовательная программа состояла из обязательных пунктов обучения охоте и собирательству (на кого, когда и сколько), умению готовить пищу, позже добавились оккультные действия и обряды.

Первые школы

Необходимость в получении специальных знаний возникла на этапе зарождения государств. В III тыс. до н.э. в Древнем Египте привилегированные особы (дети и родственники фараона) проходили специальную подготовку: чтение, письмо.

Позже образование могли получать дети (юноши) чиновников и жрецов. Обучение проводилось в основном в храмах, поэтому около религиозная тематика была основным направлением обучения.

Параллельно с египетской системой обучения развивалась система образования на Востоке. Города Междуречья (Тигра и Евфрата) при храмах занимались подготовкой писцов. Местные школы назывались «эдубба», что означало «дом табличек». Это естественно, ведь в отличие от египтян, использующих папирусы, шумерские писари, которых при одном учителе было 20-30 человек, использовали глиняные таблички.

К I тыс. до н.э. подобные школы были в каждом городе Междуречья, а к письму добавились счет, рисование, музыка, основы биологии и географии, магические обряды.

Практику школьного обучения детей перенимают греки, которые хотели воспитать развитых (физически и интеллектуально) воинов-защитников. Некоторые историки считают, что первоначальным и первостепенным значением греческих школ было не образование, а необходимость занять чем-то нетрудоспособную часть населения (старики и дети).

Кстати, слово «школа» происходит от греческого «to scholeío», которое означало место, где можно провести свободное время, занятия во время досуга. Что в некотором смысле является подтверждением теории.

Вне зависимости от начальных целей, к пятому тыс. до н.э. среди свободных греков все имели базовый уровень образования, а процесс из домов полностью перешел в специальные заведения — школы. Обучение начиналось с 5 -7 лет, и длился до 20-25лет. Вместо записей в дневник-табличку за непослушание или опоздание применялись телесные наказания.

Древнегреческая система образования разделялась на три вида воспитания:

  • спартанское. Готовили выносливых и сильных воинов. Причем девочек тоже могли обучать по этой системе.
  • афинское. Допускались к учебе только мальчики (девочки проходили домашнее обучение), главной целью было воспитание всесторонне развитой личности.
  • римское. Главная ценность Древнего Рима – государство, а не личность, поэтому детей из низших сословий сразу готовили в ремесленники и обучали определенному мастерству, а в платных школах обучали детей привилегированных граждан иностранным языкам, философии, риторики. Все, чтобы «выпускники» были максимально полезны своему государству.

На протяжении многих веков образование считалось уделом избранных, только к XVIII веку стала набирать популярность идея, что образование способно оказывать влияние не только на определенного индивидуума, но и на все общество и государство в целом. Но от осознания до практики, когда образование стали считать правом каждого человека, прошло еще 100 лет.

Древний Рим

В I веке в Римской империи существовала государственная школа, которую могли посещать все желающие. Требования к одежде были вполне демократичными. Строго нужно было соблюдать только одно условие – одежда ученика должна быть опрятной. За нарушение этого правила жестоко наказывали, а при повторном появлении в школе в неряшливом виде ученика с позором исключали из школы.

В римских школах впервые появилось либеральное отношение к социальной иерархии, хотя среди бедных и богатых учеников, все же, существовали некоторые правила, позволявшие детям из богатых семей «ставить на место» менее удачливых сверстников. Тем не менее, социальное расслоение не мешало ученикам весело проводить время в совместных играх.

У древнеримских школьников впервые появились «наглядные пособия» в виде деревянного оружия, с которым они оттачивали мастерство на военных занятиях. Увеличилось и количество учеников в школах, обучение стало коллективным, но сохранялись и индивидуальные занятия для элиты. В жаркое время года дети не учились.

Источники изображений: kudago.com, infourok.ru, ppt-online.org

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Высшее образование

В России высшее образование делится на 3 уровня:

Бакалавриат (4 года)

Это законченное высшее образование. На бакалавриат могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.

Специалитет (5 лет)

В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета выпускник получает звание дипломированного специалиста.

Магистратура (6 лет)

Магистратура — это второй уровень высшего образования. В магистратуре могут продолжать учится те, кто закончил бакалавр и специалитет. В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

Высшее образование является последней ступенью образования в России. Исходя из закона Российской Федерации, высшими учебными заведениями (ВУЗ) считаются институты, университеты и академии.

Институт занимается подготовкой специалистов лишь в одной отрасли, например, экономике, психологии, медицине. В этом основное отличие данного типа вуза.

В университете, наоборот, охватывается широкий спектр специальностей. В этом учебном заведении можно получить подготовку по самым разнообразным направлениям.

В свою очередь, академия отличается более узким спектром специальностей для одной отрасли хозяйства, например: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и так далее.

Также существует и неполное высшее образование. Студент получает его в том случае, если он отучился минимум 2 года и по каким-либо причинам не смогу закончить высшее учебное заведение.

В заключении, можно отметить, что российская система образования построена так, чтобы каждый гражданин страны при желании имел возможность обучаться. Ведь при наличии определенных знаний каждый человек может выбрать для себя то учебное заведение и направление, которое его действительно интересует.

Античность

В Древней Греции целью школьного образования стал образ совершенного человека, развитого умственно, нравственно и физически. В Спарте семилетних мальчиков определяли в некое подобие закрытых школ, где основной упор был на физическое развитие. В Афинах дети с 7 до 12 лет должны были научиться читать, писать, считать

Большое внимание уделялось красноречию и логике, так как в греческих полисах важную роль играли политики и ораторы

В Древнем Риме цели школьного обучения были более прагматичны — изучались законы, грамматика, верховая езда, фехтование. В школах, в отличие от Греции, могли обучаться и девочки. Риторику изучали после 12 лет.

В Римской империи в первые века нашей эры установился школьный канон, включавший семь основных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Эти «семь свободных искусств», предназначенные для детей свободных граждан, стали основой образования в эпоху средневековья.

Зарождение образования на Руси

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги

Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования

Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.

Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

Дошкольное образование

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.

В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.

Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.

Специалитет

Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до
введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается
диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники
специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
образование в магистратуре или аспирантуре.

Бакалавриат

Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба
длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных
дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная
профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.

По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную
выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением
квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает
право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению.
На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к
научно-исследовательской деятельности.

Если в магистратуру поступает бакалавр, он продолжает
обучение, поэтому может претендовать на бесплатное обучение. А специалист может
учиться в магистратуре только платно.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую
диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается
квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или
продолжить образование в аспирантуре.

Очное, заочное и дистанционное

Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или
дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и
общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.

Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с
работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное
обучение, например, в медицинских вузах его нет. 

Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше
называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни,
сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.

Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок
обучения как на заочной форме.

Дистанционное обучение во
многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом
вузе страны или за рубежом.

Древняя Греция

Развитие цивилизации на берегах Эллады достигло наивысшего расцвета к концу V в. до н. э.: среди граждан Древних Афин не было неграмотных людей. Как известно, древнегреческая цивилизация очень серьезно относилась к образованию (благодаря чему, собственно, и достигла наибольшего расцвета), поэтому знания, накопленные греками, остаются краеугольным камнем для многих современных наук.

К образовательному процессу привлекали детей Эллады всего свободного населения. Обучение, преимущественно мальчиков, проводилось в школах, где помимо чтения, письма и счета, детей учили естественным, точным и общественным наукам.

Обучение в Древней Греции проходило в три этапа и продолжалось до 18-20 лет:

I этап – низшая школа (от 7 до 12 лет) – детей обучали литературе, грамоте, арифметике, рисованию и музыке;
II этап – начальные училища (от 12 до 16 лет) – подростков обучали в специальных лагерях, где наряду с преподаванием разных наук уделялось большое внимание физическому развитию юношей;
III этап – гимназии (от 16 до 18 лет) – юноши продолжали обучение (в том числе по таким дисциплинам, как логика, риторика, этика, география и гимнастика) в гимназиях, школах риторов, у философов, где давались уже специализированные и более углубленные знания.

Большое внимание уделялось и внешнему виду учеников. Они носили короткие хитоны и хламиды (длинная накидка, плащ)

Украшением хитонов была вышивка и легкие доспехи. Такая форма для мальчиков существовала в Древней Греции несколько столетий.

Чуть позже, в некоторых областях Древней Греции появились и школы для девочек. В более раннем возрасте их обучали дома, под наблюдением матерей. Кроме домашних ремесел, девочек знакомили с поэзией и литературой, обучали искусству пения и танцев, чтобы подросшие девушки могли принимать участие в светских и религиозных праздниках.

В древнегреческих школах внимание уделялось гармоничному развитию подрастающего поколения. Поэтому юных граждан не только обучали точным, естественным и гуманитарным наукам, и развивали интеллектуально и физически, но и воспитывали нравственно

Одной из самых знаменитых была школа Пифагора, который много путешествовал до начала своей педагогической деятельности, и был учеником египетской школы.

Впервые в истории всеобщее школьное образование было поднято на государственный уровень. Хотя, единой школьной программы в Древней Греции не существовало, юноши получали разнообразные знания у знаменитых греческих ученых и философов. Не было в Древней Греции и единых методов обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные источники, дошедшие до нас. Например, в древней Спарты учеников «держали в ежовых рукавицах», в отличие от тех областей, где обучение строилось на принципах «калокагатии» — гармонии красоты и добра.

Популярные темы сообщений

  • Творчество Федора Абрамова

    В деревне Веркола, Архангельской области в 1920 году, в семье извозчика родился сын Федор. Его мать была из крестьянской семьи староверов. Вскоре отец умер, соседи думали, что многодетная семья обречена,

  • Морские лилии

    Морские лилии, их также называют «криноиды» или «пернатые звезды» относятся к классу иглокожих, возникших на Земле в докембрийскую эпоху (приблизительно 488 млн лет назад). Во время палеозойской эпохи существовало более чем 5 000 видов

  • Кофейное дерево

    Кофейное дерево – удивительное растение, благодаря которому мы каждый день можем пить кофе и бодриться. Помимо того, что оно растёт в природе, дерево можно также посадить у себя дома, и, если за ним хорошо ухаживать,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: