Презентация на тему «эволюция отношения к детству и к детям на протяжении истории»

Слишком высокая планка

Однако тот, кто в детстве слышал, что он ни на что не годится, глуп, необучаем, бесталантлив, ленив или неуправляем, будет иметь слишком большие требования к себе. Те, которых нереально достичь. Он будет чрезвычайно требовательным человеком не только к другим, но, прежде всего, к себе самому. Установив недостижимую планку, он доказывает себе, что он действительно бесполезен и что родители, должно быть, были правы, не веря в его возможности. Такое отношение позволит ему объяснить отсутствие родительской любви.

Нелюбимый взрослый также может иметь проблемы с толерантностью. Эта проблема может проявиться двумя путями. В первом случае он станет замкнутым, и неохотно будет заводить новых друзей. Во втором же он может проявлять такие радикальные черты, как гомофобия или ксенофобия. Этот подход является результатом глубоко укоренившихся комплексов и ненависти к себе. Нелюбимые в детстве люди негативно относятся к новым людям в своей среде и часто не скрывают этого. Очень трудно завоевать их доверие.

Отрицательные детские переживания, которые приводят к низкой вере в свои способности и отсутствию чувства собственного достоинства, также отражаются во взрослой жизни в чрезмерной импульсивности. Эти люди никогда не уверены, ведут ли они себя так, как должны. Они часто напоминают фарфоровую вазу, разбитую на мелкие кусочки. Они пытаются собрать вместе свои осколки, получая чьё-то признание, не показывая своей уязвимости. На практике они переключаются между спонтанными и импульсивными, расчётливыми и вдумчивыми действиями. Иногда они на мгновение покидают свою твёрдую оболочку, чтобы потом пожалеть об этом, и спрятаться обратно внутрь.

Кушал вафельки и плакал

Было мне лет 6-7. Первая половина 90-х, простейшая еда, уныние, вкусняшки месяцами не пробовал, про игрушки и просить забыл.

Была пятница. Строгая матушка дает мне денежку и отправляет в магазин. Задача проста: три кило картошки и пачка соли. Отдельно уточняет, что деньги последние, зарплата только во вторник и до вторника мы эти три килограмма должны растянуть.

В магазине ни картошки, ни соли не оказалось, зато были вафли в упаковке. Вкусные такие, с фруктовой начинкой, смотрели на меня с прилавка. Купил две…

Матушка с порога в громкое негодование — уж очень она была раздосадована моей финансовой грамотностью. Требовала, чтобы я, дурачок растакой, эти вафельки до вторника растянул, ибо кушать больше было нечего. А я слушал ее, кушал вафельки и плакал. Плакал и кушал вафельки. Как в последний раз. И было мне вкусно-вкусно. Прости мама, не сдюжил.

EndlessSkies / Pikabu

Что еще влияет

Кроме факторов воспитания, на судьбу человека влияют биологические факторы. Это индивидуальные врожденные особенности, например, задатки, темперамент, специфика работы нервной системы, интеллектуальный уровень и прочее. Именно этот фактор объясняет ситуацию, когда дети из одной семьи, вырастая, живут совершенно по-разному.

Сценарий им закладывали общий, но из-за индивидуальных особенностей он проявил себя по-разному. Так, детям с сильным типом нервной системы удается выйти из сценария неудачника и добиться успеха в жизни.

Нельзя забывать и про социум. Не всегда ребенок сам выбирает окружение. Например, если по какой-то причине ребенок оказывается в детском доме, то его дальнейшая жизнь во многом зависит от того, какая семья примет его, какие друзья у него появятся.

Учителей ребенок тоже не выбирает, но и они могут повлиять на его жизнь. В конце концов, сам человек, набравшись личного опыта, может осознать, что ему плохо и обратиться за помощью к психологу, тем самым повлияв на свою жизнь. Или кто-то из окружения может подтолкнуть человека к работе над собой, если тот часто жалуется на жизнь.

Фото: depositphotos.com

Автор

Светлана Торшина

Психолог

Все статьи автора

Мне нравится!

Правильное и неправильное воспитание

Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее«Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

Этапы детского возраста.

Детство делится на две части: раннее и среднее.

Когда начинается раннее детство? Это дискуссионный вопрос. Некоторые считают, что младенчество не является детством, это отдельный этап жизни. Большинство из нас не может вспомнить ничего до 3 лет, так что это имеет смысл. Однако другие учёные считают, что детство включает и младенчество. Несмотря на это, возраст, когда заканчивается раннее детство заканчивается примерно в 6-7 лет.

На этапе раннего детства дети учатся взаимодействию с окружающими преимущественно в игре. Они играют друг с другом, экспериментируют с окружающим миром, а взрослые постоянно наблюдают за ними. Это та стадия, когда ребёнок и его родители или опекуны очень тесно связаны.

Среднее Детство

Среднее детство начинается, примерно в 7-8 лет и заканчивается в подростковом возрасте. На этом этапе дети начинают понемногу взрослеть. У них появляется иное социальное окружение: постоянные друзья, соученики, учителя, преподаватели. Их таланты могут проявиться, они уже могут самостоятельно выполнять определённые задачи.

Отрочество

Как упоминалось ранее, именно тогда биологически заканчивается детство. Однако в обществе многие считают подростков детьми. Их тела созревают, но они всё ещё считаются слишком безответственными, чтобы жить самостоятельно или выполнять определённые взрослые задачи. На этом этапе они больше узнают о своей сексуальности, и их социальные связи и независимость продолжают расти.

Это основные стадии детства. Как видите, здесь присутствует некоторая субъективность. Вы можете включить или исключить своё младенчество или отрочество

С учётом всего вышесказанного, как сильно влияет ваше детство, на формирование вашей личности? Мы знаем, что это важно, но насколько это важно?

2 вариант

Я могу написать несколько историй из моего детства. Просто детство у меня не такое уж долгое пока (и ещё не такое насыщенное), что истории совсем не большие. А если их расписывать, то ненужные подробности получатся.

И ещё вопрос, какая должна быть история? Грустная или весёлая? Или первая, которая вспоминается.

Первая, которую я вспомнил, это история, как меня обманула девочка! Вспоминается потому, что до сих пор обидно! Мне кажется, что даже от этого я хуже стал относиться ко всем девочкам, хотя они такого и не заслуживают. Так вот, я был совсем юн. Она старше. Мне года четыре, а ей – уже шесть. Мы встретились в песочнице.

Я был поражен её красотой! Нет, серьёзно это была очень красивая девочка, как из сказки. С голубыми волосами и золотистыми кудрями. И в розовом платьице. А у меня была новая машинка – я впервые вынес её на улицу. Думал, что покажу всем друзьям, вместе поиграем. Машинка была такая блестящая! Но я, как увидел девочку новенькую, даже про машинку забыл. Девочка сказала, что её зовут Вика, похвалила мою машинку… И что-то ещё говорила, но я даже не понимал. Впервые такая красивая девочка со мной говорила. В общем, она сказала что-то про то, что сейчас покажет мою машинку, если можно, маме, а после мы вместе будем играть… Я без вопросов отдал ей свою новую игрушку. Нужно было понимать, насколько коварна эта юная обманщица! И написать надо сейчас, что я её (и девочку, и машинку) больше никогда не видел… Кстати, если б так, то можно было б придумать много оправданий. Например, что новенькая уехала с родителями, так как тут была в гостях, а машинку случайно увезла. Или потеряла её (игрушку могли отобрать хулиганы!), а после испугалась мне признаться. Но получилось так, что я столкнулся с ней в районном центре – в цирке. Она меня узнала! И даже испугалась. И я услышал, как мама назвала её Лизой.

Теперь понимаю, что просто нужно смотреть на каждого конкретного человека, не ругаться на всех. И нельзя быть доверчивым!  

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта — своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях — речь в этом случае также понятна.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.

С тех пор всегда слушали радио

Помню, в школе в 2001 году я учился в втором классе

Жили мы в ХМАО, что очень важно. Была зима, проснулся, умылся, мать нарезала бутерброды

Я выходил чуть раньше нее всегда. Иду в школу, но на улице подозрительно мало людей. Дохожу до школы — никого нет. «Ну вот, опоздал!» — подумал я.

Как же забавно выглядело лицо уборщицы, когда она со словами: «Что ты тут делаешь, на улице -45!» кинулась меня отпаивать горячим чаем.

После этого всегда слушали местное радио, и я всегда очень радовался, когда слышал заветное: «Занятия отменяются с 1 по 5 классы» и нырял дальше под одеяло, зная, что на улице лютый мороз, а ты в тепле и уюте лежишь в кровати и рядом кошка мурлычет.

PuppetShow23 / Pikabu

Дети и работа

Ещё по этой теме


Возрастная психология на всю жизнь

В книге «Приключения доисторического мальчика» Эрнеста Д’Эрвильи девятилетний главный герой был ловким птицеловом: он умел вытаскивать птиц из гнёзд, не разбудив, и за это получал иногда кусок сырого костного мозга. Другой мальчик, шестилетний, оставался поддерживать огонь на всю ночь, пока старшие уходили на охоту. Погасни огонь, виноватого ожидало бы суровое наказание без скидок на возраст.

Думали ли наши далёкие предки о том, что ребёнок или юноша проживает «золотую пору», проживает этапы адаптации и социализации, исследует мир? Как правило, нет. Куда больше их интересовало, сколько в племени рабочих рук. Подробной периодизации возрастов (ребёнок, подросток с тремя этапами пубертата, юноша) в те времена не было. Социальную взрослость уравнивали с биологической.

Способен держать вилы и вступать в брак? Стало быть, достаточно взрослый и для того, и для другого.

С ростом городов и развитием учебных заведений о вопросах детства начали говорить. Хотя и в это время получать образование в учебных заведениях или, тем более, у домашних учителей, могли далеко не все. Многим было вообще не до учёбы. Немалую часть бытовых нужд крупного города конца XIX века, будь то Лондон, Париж, Санкт-Петербург или Нью-Йорк, обслуживали несовершеннолетние. Детям из простых семей (а таких было большинство) приходилось работать газетчиками, чистильщиками сапог, точильщиками, разносчиками, помощниками различных мастеровых и ремесленников.

К некоторым работам специально привлекали именно детей. Например, маленький трубочист мог забраться туда, куда взрослый не пролезал.

В романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» один из персонажей, благодушно посмеиваясь, рассказывает о том, как помочь мальчику не застрять в дымоходе:

«Мальчишки — народ очень упрямый и очень ленивый, джентльмены, и ничего нет лучше славного горячего огонька, чтобы заставить их быстрёхонько спуститься. К тому же это доброе дело, джентльмены, потому как, если они застрянут в дымоходе, а им начнешь поджаривать пятки, они изо всех сил стараются высвободиться».

Это может быть интересно


А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех

Девочки работали няньками, швеями и прачками, продавали цветы, спички, зелень и овощи. Кроме того, им нужно было выполнять домашние обязанности. В мире без стиральных машин, пылесосов, синтетических материалов и бытовой химии это было непросто даже для взрослых женщин. Например, горячую воду требовалось таскать в вёдрах на нужный этаж, все поверхности в доме — оттирать тряпкой вручную, все вещи — чинить и штопать при тусклом свете свечи. Когда вещь портилась (например, рвались носки или брюки) никому не приходило в голову выбросить её, если ещё можно поставить заплату.

Дети могли оказаться в работных домах, где помогали родителям почти в каторжных условиях или трудились самостоятельно (если их ловили за попрошайничеством и кражами). Работные дома были кошмаром городской бедноты — многие предпочитали нищенство принудительному труду на производстве или в угольных шахтах. Кстати, профессиональное нищенство было самостоятельной специальностью со своими «университетами», «экзаменами» и возможностью карьерного роста. Стоит ли говорить, что этот мир поощрял хитрость и хватку и не слишком ценил инфантилизм.

Презрение к самому себе

Из-за того, что он никогда не позволит себе почувствовать самое главное и самое истинное — любовь — он не сможет полюбить самого себя. Он будет презирать себя и других, будучи убеждён в правильности своих действий. Где-то подсознательно он будет чувствовать, что это неверный путь, который не подходит здоровому человеку, но он не сломается, потому что не осмелится осознать эту мысль, опасаясь травмы. Это будет продолжаться всю его жизнь, в которой не будет истинного счастья.

Такие люди могут испытывать искреннюю радость и удовлетворение. Но путь к достижению этого — конфронтация с детским опытом. Осознание своих переживаний, травмы и боли, а также того, что они были беспомощными детьми, которые ничего не могли сделать, а теперь они — взрослые люди, ответственные за свою жизнь. Путь к цели состоит в том, чтобы открыться своим чувствам, реальному ощущению того, что находится внутри, признать сожаление, несправедливость, вред, и символически обнять своего внутреннего ребёнка, который никогда не хотел ничего больше, чем быть любимым и принятым.

Люди, которые в детстве не знали самой необходимой из всех видов связи с родителями — любви и признания, не только скупы на эмпатию, но также имеют ряд других особенностей, которые препятствуют его счастливому функционированию в среде других людей. Нелюбимый ребёнок превращается во взрослого, который не может доверять и не сможет принять ситуацию, в которой кто-то другой даёт ему безусловную любовь. Этого понятия не существует в его словаре. Таких чувств не существует в его опыте. В самых искренних чувствах он будет искать ложь, издевательство, мошенничество, всё время ожидая худшего.

Кроме того, эти люди требуют от себя слишком многого. Человек, который получает поддержку в детстве, чувствует, что родители принимают его таким, какой он есть. Ему говорят, что благодаря его работе и таланту он способен исполнять мечты, который знает от своих родителей, что он ценен и в него стоит верить. Став взрослым, он сможет принимать самостоятельные решения, правильно оценивая риск и смысл поставленных задач.

Как моё детство формирует меня?

В детстве может возникать множество ситуаций, которые могут показаться незначительными, но оказывают большое влияние на то, какие мы сейчас. Вот лишь несколько примеров:

  • Семья, которая оказывает поддержку всем её членам, особенно детям, скорее всего, вырастит успешного во всех областях человека, и наоборот. Если в вашем детстве ваши родители плохо заботились о вас, и воспитывали вас в недружелюбной среде, скорее всего вы можете вырасти, не доверяя окружающему миру. Конечно, бывают исключения.

  • Чрезмерно заботливый родитель, который контролирует всё, что вы делаете, душит любые ростки самостоятельности, может вырастить вас слишком зависимым от других, от их мнения и одобрения. Безусловно, любой здоровый родитель должен защищать своего ребёнка и создавать безопасную среду, но при этом маленький человек должен иметь возможность принимать самостоятельные решения и иметь некоторую независимость, увеличивающуюся с возрастом.

  • Ребёнок, который переживает развод своих родителей в раннем возрасте, может иметь проблемы с отношениями, когда вырастет. Он может чувствовать себя неуверенно или бояться, что его партнер предаст его, бросит, изменит. Кроме того, дети часто склонны брать ответственность за развод родителей на свой счёт, в силу нормального эгоцентрического мышления. Ставить себя на место другого и объективно оценивать ситуацию они пока не могут. Это также может наложить отпечаток на самооценку и желание избегать отношений в принципе.

  • У детей, подвергающихся суровым телесным наказаниям, могут развиться проблемы с принятием и выражением негативных переживаний, с агрессивностью, они могу развить у себя мышление жертвы или,наоборот, решить, что все проблемы можно решить с помощью грубой физической силы. И прав тот, кто сильнее в данный момент.

  • Детская травма

Полученная в любом возрасте травма может повлиять на вашу жизнь, но в полученная в детстве оказывает влияние на само формирование вашей личности. Травма может быть физической, психологической или сексуальной, и может привести к низкой самооценке, склонности к насилию или виктимизации, другим негативным последствиям.

В детском возрасте наш мозг ещё только развивается и мы воспринимаем всё «как есть» без критического осмысления. Мы не можем отказаться от опыта, сказать себе: «Мне это не подходит». Весь пережитый опыт формирует наш мозг, наши привычки, способы реагирования, паттерны поведения. Если кто-то постоянно унижает взрослого, тот может понять, что это мнение лишь одного человека, и можно постараться прекратить конфликт, для этого у взрослого есть различные инструменты, если же это невозможно, можно прекратить общение или на вербальном уровне, или, что лучше всего, на физическом. Ребёнок, которого регулярно подвергает унижениям значимый взрослый — родитель, опекун, воспитатель, учитель верит, что это слова истины, что поведение взрослого верное, так как другого опыта у него нет, и в будущем ему будет крайне сложно осознать, что именно происходило в его детстве, осознать, что это было неправильным, и избавиться от негативных установок.

Детская травма довольно распространённое явление, огромное количество взрослых людей испытывали на себе ту или иную форму жестокого обращения или тяжёлую ситуацию в детстве.

Если вы пережили детскую травму — есть надежда. Помогите своему внутреннему «ребёнку» осознать, что с ним обращались жестоко, понять, что его вины в этом нет, избавиться от негативных установок, и пересмотреть всё случившееся как опыт, а не как травму. Если вам сложно сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к опытному специалисту.

О, эта загадочная Индия

Про индийскую химию в СССР.

Дома с незапамятных времен на кухне лежала нетронутая жестяная баночка с порошком внутри.

В 80-е годы, как только научился читать, изучил надписи и оказалось, что это порошок из экзотической Индии для очистки столовой посуды — ложек, вилок и т.п.

А у нас как раз в обиходе были 2 почерневшие от времени маленькие чайные ложки (черный налет не отмывался ни содой, ни мылом, а других средств тогда и не было). Ну, я их и протер этим порошком буквально пару раз — эффект был потрясающий: ложки оказались серебряными и стали сиять чистым белым цветом. Родители сильно удивились и порадовались результату.

Откуда у нас взялся этот индийский порошок и почему его никто не использовал по назначению — неизвестно. Похоже, поленились изучить инструкцию. Ну и индийскому средству, похоже, не доверяли (что тогда знали про Индию в быту, кроме их чая и танцев). Много позже узнал про развитую химическую промышленность в Индии, фармацевтику и прочее.

lync / Pikabu

Сегодняшние дети: раннее взросление или инфантилизм?

Это может быть интересно


Классические интервью с интеллектуалами XX века

Некоторые говорят, что современные дети слишком рано взрослеют: благодаря интернету они широко осведомлены, высказываются по поводу глобальных вопросов, выходят на митинги, имеют богатый словарный запас, умеют ориентироваться в информации, придумывают стартапы и читают лекции TED (в этом видео, например, тринадцатилетний Логан ЛаПлант, разработавший систему домашнего обучения под названием «хакскуллинг», излагает свои взгляды).

В то же время, многие жалуются на инфантилизм сегодняшних детей: они плохо ориентируются на местности, мало вовлечены в практическую деятельность, их знания не глубоки и не системны, а ещё они убеждены, что все им должны. Да и вообще, кто такие «современные дети»? Условный подростковый возраст сегодня длится до окончания студенчества, а то и лет до 30, если после обучения в университете человек продолжает учиться и переучиваться. Когда же, наконец, полагается вырасти?

Дело в том, что возрастные категории существуют только в корреляции друг с другом, поэтому изменение понимания детства невозможно без изменения трактовки взрослости.

Как мы помним, ещё древние греки жаловались на то, что молодежь не уважает старших. Однако то, что где-то дети не почитают стариков, то есть не видят ценности в их опыте, свидетельствует об изменении принципов трансляции знания. Раньше «старик» был носителем знаний, но теперь информация перестала быть эксклюзивной, а функция старшего как её носителя стала отпадать. Поэтому и от взрослого сегодня требуется совсем иное. В частности, умение всё время адаптироваться. Так что, если считать детство периодом обучения, то время «взрослых» уходит.

Так что, несмотря на изменение роли детства на западе, в целом ситуация неоднородна: пока одни тринадцатилетние выступают с лекциями, другие выходят замуж.

Временной диапазон, возрастные диапазоны

Термин « детство» неспецифичен по своему временному диапазону и может означать различные годы в человеческом развитии. Это может относиться к периоду от младенчества до взрослой жизни или к периоду от рождения до половой зрелости .

В правовых системах многих стран существует возраст совершеннолетия, когда детство по закону заканчивается, и человек становится взрослым по закону, который варьируется от 15 до 21 года, причем 18 лет является наиболее распространенным.

Глобальный консенсус в отношении детства — это Конвенция о правах ребенка (КПР).

Ожидаемая продолжительность детства указывает промежуток времени, в течение которого ребенок должен прожить детство.

Восемь жизненных событий, описанных организацией « Спасите детей » как «крайние точки детства» : смерть, крайнее недоедание, крайнее насилие, конфликт, вынуждающий перемещение, дети, не посещающие школу, детский труд, дети, имеющие детей, и детские браки.

Дети и игры

Символические атрибуты детства («детская непосредственность», игры и игрушки, наивность, буквальность мышления, незнание правил) в классической культуре долго не встречали одобрения.

Идеалом были взрослость, разумность, способность говорить и вести себя как взрослый. Эти качества проповедовала философия Просвещения с её моральными поучениями для подрастающего поколения. Ранняя взрослость могла обеспечить отпрыску успешное будущее, шла ли речь о том, чтобы в юном возрасте суметь распорядиться родительским состоянием, командовать нижестоящими, выжить трущобах или выбиться в люди.

В Новое время начинает формироваться другое понимание детства, предполагающее заботу о здоровье ребёнка, внимание к его физическому развитию и морали. Эрнест Д’Эрвильи написал свою книгу о доисторическом мальчике в XIX веке, полагая, что в его времена условия жизни детей стали легче, а прогресс уступил место дикости. Во многом это правда (доисторический ребёнок не гнушался сырым мясом, а условного Оливера Твиста это бы, как минимум, смутило), однако многие ситуации из XIX века очень далеки от сегодняшнего положения дел

Во многом это правда (доисторический ребёнок не гнушался сырым мясом, а условного Оливера Твиста это бы, как минимум, смутило), однако многие ситуации из XIX века очень далеки от сегодняшнего положения дел.

Постепенно мир переходит от модели «идеальные дети — маленькие взрослые» к представлению о детстве как о периоде, имеющем самостоятельную значимость. Со временем экономические условия изменились, и от детей перестали требовать раннего заработка. Более перспективной родительской инвестицией стало образование ребёнка.

Это может быть интересно


Как менялись представления о Вселенной

Освободившееся пространство в жизни детей стало заполняться особенными «детскими» символами и конструктами. Жанры детской литературы обогащались: к религиозным наставлениям и нравоучениям для юношества добавились волшебные сказки, сентиментальные романы и приключенческие истории. С развитием промышленности стало производиться всё больше детских вещей и игрушек, которые теперь не только копировали предметы из взрослого быта, но и учитывали интересы ребёнка.

Если прежде дети рождались чуть ли не каждый год, сегодня в развитых странах появление ребёнка — осознанное и важное решение, поэтому место детей — в центре семьи.

Идея «окультуривания» детей стала пересматриваться по мере того как в западном обществе нарастало критическое отношение к собственной культуре. Институты и принципы воспитания стали рассматриваться некоторыми исследователями как репрессивные. Согласно философу Мишелю Фуко, школа просвещенческого образца потрудилась над уравниванием и подавлением личности так же, как тюрьма и психиатрическая клиника.

Оформились отдельные дисциплины, изучающие проблематику детства и взросления: возрастная психология, эволюционная педагогика, социология детства. Исследователи задумались о том, что детское восприятие и голос ребёнка имеют свою ценность и представляют интерес. В частности, много сил изучению детства и взросления посвятила Франсуаза Дольто, французский психоаналитик и педиатр, автор книг «На стороне ребёнка» и «На стороне подростка».

Постепенно в ребёнке стали ценить пластичность сознания, фантазию, свежий взгляд на вещи, которые раньше считались «несовершенствами» и пробелами в воспитании. Благодаря психоанализу формируется идея о том, что «внутренний ребёнок» есть в каждом из нас, а авторы книг о нестандартном мышлении предлагают следовать примеру детей.

Родители – герои

Я любил сладкое всегда, как и большинство детей. И нравилось мне что-нибудь себе вкусное приготовить. Как только дома нет никого – что-нибудь надо замутить. И вот я решил соединить два самых любимых и вкусных блюда (если можно их так назвать))): яичница и сахар. Я решил, что соль вообще невкусная и надо её заменить на сахар!

И вот я только все замутил, пришла мама с работы. Увидев, что я себе что-то увлеченно готовлю, сказала, что тоже проголодалась и с удовольствием присоединится к моей трапезе. Как же я был горд собой: я вон даже родителей могу накормить! Я решил ей не рассказывать о таком чудном рецепте – пусть насладится вкусом!!!

Родители – герои!

Prohozh / Pikabu

дальнейшее чтение

  • Ариес, Филипп . Столетия детства : социальная история семейной жизни . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1962.
  • Боас, Джордж. Культ детства . Лондон: Варбург, 1966.
  • Браун, Мэрилин Р., изд. Изображая детей: конструкции детства между Руссо и Фрейдом . Олдершот: Ашгейт, 2002.
  • Букингем, Дэвид. После смерти детства: взросление в эпоху электронных СМИ . Blackwell Publishers, 2000. ISBN  0-7456-1933-9 .
  • Бунге, Марсия Дж. , Изд. Младенец в христианской мысли . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильям Б. Эрдманс , 2001.
  • Калверт, Карин. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1900 . Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1992.
  • Клеверли, Джон и Д.К. Филлипс. Видения детства: влиятельные модели от Локка до Спока . Нью-Йорк: педагогический колледж, 1986.
  • Каннелла, Гейл и Джо Л. Кинчело . «Kidworld: детские исследования, глобальные перспективы и образование». Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2002.
  • Каннингем, Хью. Дети и детство в западном обществе с 1500 года . Лондон: Лонгман, 1995.
  • Каннингтон, Филлис и Энн Бак . Детский костюм в Англии: с 1300 по 1900 год . Нью-Йорк: Barnes & Noble, 1965.
  • deMause, Lloyde, ed. История детства . Лондон: Сувенирная пресса, 1976.
  • Хигонне, Энн. Картины невинности: история и кризис идеального детства . Лондон: Thames and Hudson Ltd., 1998.
  • Иммель, Андреа и Майкл Уитмор, ред. Детство и детские книги в Европе раннего Нового времени, 1550–1800 . Нью-Йорк: Рутледж, 2006.
  • Кинкейд, Джеймс Р. Любовь к детям: эротический ребенок и викторианская культура . Нью-Йорк: Рутледж, 1992.
  • Knörr, Жаклин, изд. Детство и миграция. От опыта к агентству . Билефельд: стенограмма, 2005.
  • Мюллер, Аня, изд. Создание детства в восемнадцатом веке: возраст и идентичность . Берлингтон, VT: Ashgate, 2006.
  • О’Мэлли, Эндрю. Создание современного ребенка: детская литература и детство в конце восемнадцатого века . Лондон: Рутледж, 2003.
  • Пинчбек, Айви и Маргарет Хьюитт. Дети в английском обществе . 2 тт. Лондон: Рутледж, 1969.
  • Поллок, Линда А. Забытые дети: родительско-детские отношения с 1500 по 1900 год . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1983.
  • Почтальон, Нил. Исчезновение детства . Нью-Йорк: Винтаж, 1994.
  • Шульц, Джеймс. Знания детства в немецком средневековье.
  • Короче, Эдвард. Создание современной семьи .
  • Соммервилл, К. Джон. Открытие детства в пуританской Англии . Афины: Издательство Университета Джорджии, 1992.
  • Стейнберг, Ширли Р. и Джо Л. Кинчело. Детская культура: корпоративное строительство детства . Westview Press Inc., 2004. ISBN  0-8133-9154-7 .
  • Стоун, Лоуренс. Семья, секс и брак в Англии, 1500–1800 . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1979.
  • Зорнадо, Джозеф Л. Изобретая ребенка: культура, идеология и история детства . Нью-Йорк: Гарленд, 2001.

Афоризмы

  1. «Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим». Древнегреческий философ и математик Фалес Милетский говорил, что внешность не главное, гораздо важнее характер человека. Даже некрасивый человек становится привлекательным, если у него чистая душа.
  2. «Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех». Французский писатель Стендаль говорил о том, что человек может стать успешным, только если он сумеет остаться самим собой.
  3. «Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают». Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что каждый человек уникален. Он призывал не подчиняться мнению окружающих, а всегда действовать, согласно своим личным убеждениям.
  4. «Нас делают наши мысли». Римский философ и поэт Луций Анней Сенека говорил, что узнать человека можно только по его мыслям. В мире слишком много лицемеров, чтобы верить словам каждого. 
  5. «Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая книжкая тайна и великая задача воспитания». Французская писательница Жорж Санд говорила, что никто не в силах изменить свою сущность. Человек может только использовать свои положительные и отрицательные стороны во благо другим.
  6. «Право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности». Американский писатель и журналист Марк Твен считал, что каждый ребёнок имеет право на глупость. По его мнению, человек может стать личностью, только если будет учиться на собственных ошибках.
  7. «Наши характеры образуют наши нравы». Древнеримский медик и философ Клавдий Гален говорил, что характер человека – основа его нравственных ценностей.
  8. «Характер человека создаёт его судьбу». Древнегреческий философ Гераклит говорил, что будущее человека напрямую зависит от его характера.
  9. «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что никто не знает истинного характера человека, даже он сам.
  10.  «Хороший характер – богатство на всю жизнь». Английский философ и публицист Уильям Хэзлитт считал, что хороший характер – главное достоинство человека, благодаря которому он сможет прожить успешную и счастливую жизнь.

Функциональная или дисфункциональная семья

Дисфункциональная семья – это закрытая система с жесткими правилами и строго распределенными ролями. В ней не принято «выносить сор из избы», функциональность в одной из областей нарушена.

Например, родители отличаются инфантильностью, из-за чего ребенку приходится быть родителем для них, себя и своих братьев. В дисфункциональной семье чьи-то потребности постоянно подавляются. Как правило, страдает ребенок.

Из функциональных семей выходят люди со сценарием победителя. Из дисфункциональных – люди со сценарием побежденного. Приученный игнорировать проблемы и терпеть неудобства, ребенок испытывает сложности в построении отношений со сверстниками. А в будущем это отражается в работе и личной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: