Презентация на тему «тренинг для педагогов «палитра эмоций»»

Как научиться управлять собой

1. Вспомним о «зефирном тесте»

30% 4-летних детей уже умели контролировать свои эмоции. Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.

Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.

Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» — где именно мы позволяем себе «распуститься».

2. Составляющие контроля

Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:

  1. Быть честным с самим собой и не питать иллюзий в отношении себя;
  2. Контролировать себя следует систематически, а не от случая к случаю;
  3. Контроль должен быть не только внутренний (когда мы контролируем себя сами), но и внешний. Например, мы пообещали решить задачу в такой-то срок. И, чтобы не оставить себе лазейку для отступления, объявляем об этом в кругу коллег. В случае если мы не уложимся в озвученное время, платим им штраф. Опасность лишиться приличной суммы послужит хорошим стимулом для того, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

4. Наводим порядок в своих финансовых делах

Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».

6. Делаем все наоборот

Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.

С самого утра нас обуяла лень, и настроение «на нуле» – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.

8. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.

Тимошенко Елена, BBF.RU

Как привлечь везение в свою жизнь через осознанное мышление

В моем понимании осознанное мышление – это сознательный контроль своих мыслей. Для чего контролировать свои мысли? Оказывается, 90% людей постоянно думают о том, чего не хотят. Они постоянно беспокоятся о будущем, сотни раз прокручивают в голове картины из прошлого, объясняют себе, почему у них не получилось осуществить мечту. А еще обвиняют других людей и злятся. Многие идут на работу и с ужасом думают, что нужно сделать очередной отчет, либо общаться с надоевшими клиентами, ехать в налоговую, где невозможно решить какой-то вопрос. Нужно учить с ребенком ненавистные уроки, готовить дурацкий ужин, мыть полы. И нет конца и края всему этому!

Из-за мыслей, которые преобладают у нас в голове, мы входим в определенные состояния. Все наши мысли и состояния влияют на принимаемые решения и действия. Следуя закону притяжения, который гласит, что подобное притягивает подобное, человек притягивает к себе то, о чем постоянно думает. Наше внешнее окружение – это отражение наших мыслей и состояний. Это мы сами все притянули, все это результат наших действий, рисков, использованных или проигнорированных возможностей.

Успешные люди постоянно думают о желаемом результате. Более того, ежедневные действия, которые они предпринимают для достижения этого результата, не вызывают у них негатива и сопротивления. Они кайфуют от процесса достижения этого результата. Они постоянно видят цель и наслаждаются ежедневным процессом ее достижения. Такие люди намного чаще находятся в состоянии воодушевления, креативного мышления, подъема энергии, повышенного интереса, драйва. И когда большинству кажется, что «им просто повезло», то на самом деле они притянули позитивные события своими мыслями, состояниями и действиями.

Ставь цели и достигай их!

Бесплатный мастер-класс «ДЕЙСТВУЙ! УДВОЙСЯ! Х2». Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок!

Забрать подарок

Как найти свои таланты и не работать ни дня: 8 упражнений для поиска призвания

Первый уровень Колеса эмоций Роберта Плутчика

Здесь отражены самые сильные и четко ограниченные реакции человека на то или иное событие. Это простые и конкретные эмоции, которые чаще всего люди употребят по отношению к себе, если попросить их описать текущее состояние. Характеризуются сильной интенсивностью и отчетливым внешним проявлением. Такие чувства скрыть практически невозможно:

Восторг (желтый).

Самая позитивно окрашенная эмоция. Возникает, когда человек видит нечто очень приятное его сознанию. В основном сопровождает состояние влюбленности, когда партнеры находятся рядом друг с другом, перерастая в ощущение экстаза и благоговения.

Восхищение (салатовый).

Данная эмоция часто соседствует с восторгом. Обычно возникает, когда человек наблюдает за чем-то превосходящим общепринятые нормы. Тесно переплетается с одобрением других людей за их неординарные способности. Однако легко переходит в зависть.

Ужас (темно-зеленый).

Характерное состояние, если имеет место серьезная угроза. Организм получает мощный сигнал о надвигающейся опасности. Предполагает начало действий по самосохранению. Иногда ощущение абсолютного ужаса способно ввести человека в эмоциональный ступор.

Изумление (темно-голубой).

Так ты чаще всего реагируешь на что-то совершенно новое и необычное. Иногда эмоция граничит с волнением и легким страхом, так как не всегда понятно, чего ждать от текущей ситуации. Если безопасность подтверждается, чувство получает исключительно положительный окрас, а ты перейдешь в состояние внутреннего спокойствия.

Горе (синий).

Тяжелая и отрицательная эмоция, связанная с потерей чего-либо очень значимого для конкретного человека. Причем масштабы случившегося бывают совершенно разными. Все зависит от личных устоев. Может стать триггером для более активного взаимодействия с окружением.


Giphy

Отвращение (фиолетовый).

Это ощущение возникает, когда ты видишь или слышишь что-то неприятное. Обычно связано с желанием отгородить себя от потенциальной опасности. Может быть направлено как на неодушевленные предметы, так и другого человека.

Гнев (красный).

Стандартная реакция организма на возникшее препятствие в виде «врага». Главной целью данной эмоции является полное устранение проблемы. Часто имеет деструктивные последствия. Способно отключать страх и чувство самосохранения.

Настороженность (оранжевый).

Негативно окрашенная эмоция, связанная с недоверием к конкретному человеку или ситуации в целом. Быстро теряет отрицательный заряд, переходя в любопытство и заинтересованность при условии полного ощущения безопасности.

И это только самые яркие эмоции, которые появляются на пике психологического напряжения. Движение по шкале интенсивности может быть как к центру, так и наоборот. То есть, гнев способен перейти в досаду, смешанную с разочарованием, а безмятежное состояние с большей долей вероятности сменится восторгом.


Фото Mark Daynes on Unsplash

Интроспекция и философия

Интроспекция в философии – это способ самонаблюдения. Она помогает сознательно освободиться и определиться с чувствами, которые бушуют в человеке. Но слишком глубокое самокопание и самоанализ могут спровоцировать развитие подозрительного отношения к другим людям и ко всему миру.

Интроспекция в философии – это основа психологической методологии. Она направлена на наблюдение, познание, изучение, а не поиск положительного и отрицательного. Этим направлением занимались философы: Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, Дж. Беркли, Д. Юма. Они все считали сознание результатом внутреннего опыта, а наличие переживаний и чувств у человека, по их мнению, свидетельствуют о знании.

Другими словами, все, чем мы пользуемся и сознательно понимаем, является результатом нашего внутреннего мира, который формируется с рождения. Чтобы понять, почему мы обладаем теми или иными чертами, стали именно таким человеком, необходимо начать с самопознания, при этом не нужно ставить себе оценки и прибегать к критике.

Нарисованные картинки

Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.

Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.

В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.

Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм

Как стать эмоционально зрелым и здоровым человеком

— Почему одним людям проще регулировать эмоции, а другим сложнее?

— Мы все разные. Есть люди с повышенным и пониженным эмоциональным контролем. Это подтвердил один эксперимент, в ходе которого детям давали конфеты и запрещали их есть до какого-то момента. Ребята с пониженным контролем нарушили запрет, потому что не смогли противостоять своим эмоциям. Дети с повышенным — отодвинули конфеты и начали заниматься другими делами. И тот и другой вариант нормален.

Людей, умело управляющих своими эмоциями, называют эмоционально зрелыми. И эта зрелость иногда может не зависеть от биологического возраста. Есть люди зрелые по паспорту, но эмоционально — нет. Некоторые дети могут быть отзывчивее, чем взрослые.

Зрелость — это про практику и развитие навыков эмоциональной регуляции.

— За какое время можно научиться эмоциональной регуляции, следуя вашим рекомендациям?

— Определённого срока не существует, потому что жизнь всегда будет заставлять нас развивать навыки эмоциональной регуляции. Это не та вершина, которую можно покорить в одночасье.

Даже если следовать всем моим рекомендациям или рекомендациям других психологов, вы никогда не будете эмоционально зрелыми на 100%. У всех есть свои слабые места, и это нормально. Главное — постоянно работать над собой.

— И последнее: что поможет поддерживать здоровое эмоциональное состояние?

— Важно помнить, что жизнь не раз подбросит проблемы: вы всё равно будете испытывать боль, страдания, негативные эмоции. Но важно и то, чтобы с вами постоянно были повседневные житейские радости: прогулка, просмотр любимого сериала, вкусный ужин, маникюр раз в две недели — всё, что вас радует

И не ждать, пока это всё случится, не откладывать приятные моменты, а сделать их рутинными. В этом и заключается полноценное существование.

Осознание корней эмоций

Нередко корни эмоциональных реакций, возникающих в настоящем, кроются в далеком прошлом. Давайте я проиллюстрирую это на примере, который привела в предыдущем пункте. Экзаменационная тревога. Сейчас я расскажу про часто встречающиеся корни этого явления.

Жил-был ребенок. Как и любому малышу, больше всего на свете ему нужны были любовь и забота мамы и папы. Но у взрослых не хватало на это времени, и их чадо росло, испытывая постоянный, хронический голод по родительскому вниманию.

Ребенок никогда не винит в такой ситуации родителей. Он чаще всего начинает думать, что с ним что-то не в порядке. «Если родители не обращают на меня внимания, значит я какой-то не такой», — рассуждает малыш. И тогда у него появляется стремление стать лучше. Он во что бы то ни стало пытается соответствовать ожиданиям родителей: вести себя идеально, хорошо учиться.

Он обнаруживает, что принесенная из школы пятерка вызывает у родителей гордость, и так ребенок получает хоть немного тепла и внимания. Он также видит разочарование мамы и папы по поводу полученной четверки

И для него это очень болезненно, поскольку самое важное в жизни ребенка – это родительская любовь

Так малыш начинает панически бояться плохих оценок. Ведь для него плохая оценка означает потерю любви.

Проходит время. Ребенок превращается во взрослого человека, который уже не испытывает такой сильнейшей потребности в любви со стороны родителей. Возможно, он решает для себя: «Ну, да. У меня не было теплых отношений с мамой и папой. Жаль конечно. Но это в прошлом».

Вроде бы все в прошлом. Но страх негативной оценки продолжает преследовать уже взрослого человека. Он присутствует на экзаменах, на работе при необходимости сдавать отчеты и т.д. Негативная оценка по-прежнему на бессознательном уровне воспринимается как угроза потери любви. Уже не родителей, а просто окружающих людей. И это по-прежнему очень болезненная тема, вызывающая массу тревоги.

Конечно же, описанная ситуация – не единственная, приводящая к тревоге перед экзаменами. Бывают и другие причины. Этой историей я хотела показать, что корни эмоций, возникающих в настоящем, могут тянуться из далекого прошлого, зачастую из детства. Человек об этом может даже не подозревать.

Часто в работе с психологом у людей поднимаются сильные и глубокие переживания по поводу того, что, как им казалось, давно в прошлом. «Неужели это может иметь какое-то значение? Это же было так много лет назад! Я думал, что давно пережил эту ситуацию», — такие слова я регулярно слышу на консультациях

Но внезапно всплывшие эмоции по поводу ситуаций из прошлого наглядно показывают, что это имеет важное значение

Итак, мы видим, что эмоциональная реакция часто имеет свою историю. Ее источником может быть какая-то давняя травма, эмоциональная боль. С эмоциями могут быть связаны убеждения, сформировавшиеся когда-то давно. Например, за экзаменационной тревогой могут скрываться бессознательные убеждения: «Для того, чтобы окружающие люди меня любили, я должен быть успешным и показывать высокие результаты», «Если я терплю неудачу, значит я недостойный и плохой человек» и т.д.

Конечно же, для того, чтобы разобраться в этом клубке, лучше всего обратиться к специалисту. Но самостоятельно тоже можно сделать очень много.Во время медитации, фиксируясь на эмоциях, может вдруг появляться понимание, откуда они берут корни. Это не понимание, полученное в результате интеллектуального анализа. Это понимание, которое спонтанно рождается изнутри. Его не нужно ожидать, стараться что-то сделать для того, чтобы оно появилось.

Все, что нужно делать, — это оставаться со своими эмоциями, принимая их и проживая. И в какой-то момент может прийти понимание, а вместе с пониманием и исцеление от эмоциональной боли.

Это были аспекты, которые важно понимать при работе с собственными эмоциями. В следующей статье я подробно опишу медитацию, помогающую научиться управлять своими эмоциями. Вот ссылка: https://psy-victory.ru/kak-upravlyat-svoimi-emociyami-chast-vtoraya-meditativnoe-uprazhnenie

Вот ссылка: https://psy-victory.ru/kak-upravlyat-svoimi-emociyami-chast-vtoraya-meditativnoe-uprazhnenie

Рекомендации по ведению дневника и улучшению практики

Попробуйте для начала вести дневник в предложенном виде (можно заполнять не все колонки, а только те, что получается). Анализируйте эмоции несколько раз в день (или хотя бы 1 раз в конце дня). Спустя несколько недель можно попытаться вывести закономерности: какие эмоции чаще всего проявляются в каких обстоятельствах, какие действия по улучшению ситуации помогли хорошо, а какие — не очень. Можно будет попробовать построить графики, добавить колонки (например, погоду — она влияет на нас сильнее, чем принято считать) или убрать те, которые нечасто задействуете (колонку с телесными ощущениями не рекомендую исключать), или подобрать приложение/программу, которая подойдет для ваших целей лучше.

Ручку с бумагой использовать для ведения такого дневника не рекомендую: вам будет гораздо сложнее регулярно носить их с собой, отслеживать статистику, анализировать ее. Если нравится писать в тетради, то можно оставить тетрадь для каких-нибудь околофилософских записей, которые не планируете дальше развивать (и которые поэтому будут вне вашего zettelkasten / slip-box) и для выплескивания эмоций. Те разделить хранилища информации: всю ценную для будущего информацию хранить в электронном виде, с доступом с любого вашего устройства, а ту, что ценна «в моменте» или как любопытный (но не более того) архив «прошлого себя», оставить на бумаге.

Что такое саентология?

Этимология слова «саентология» восходит к латинскому scio, что означает «знать», и к греческому logos, что переводится как «учение». Соединённые вместе, они образуют конструкцию, которую можно интерпретировать как «знание о том, как знать». Возникла эта своеобразная духовная практика в 50-х годах XX столетия, ее основоположником стал Рональд Хаббард. Саентология учит понимать свою природу, прислушиваться к эмоциям и уметь их интерпретировать. Она помогает разобраться в самом себе. Саентологию можно сравнить с гомеопатией в медицине. В ней нет ничего авторитарного, это только система знаний, предназначенная для изучения.

Похожую философию можно встретить в книгах Карлоса Кастанеды. С помощью определённых методик и практик человеку предлагается овладеть навыками изучения собственной личности и управления своими эмоциями и состояниями. В саентологической науке шкала эмоциональных тонов является краеугольной теорией. Она помогает в общении с людьми, в налаживании межличностных контактов. Но даже для людей, не знакомых с саентологией, она может оказаться весьма полезной. По крайней мере для общего развития.

Посмотрите на свои эмоции в цвете

Данная методика подойдет для работы с положительными и отрицательными эмоциями. Первые мы будем усиливать, а от вторых – избавляться.

Мы не будем рассуждать какой цвет какие эмоции вызывает, мы перейдем непосредственно к технике, как совладать с собой. Сперва нам нужно обозначить, с чем собираемся работать – какой именно эмоцией. Это может быть что-то отрицательное, к примеру, грусть или тревожность, от которых нужно избавиться. Или, наоборот, попробуем привнести чувство спокойствия, радости.

Пошаговый алгоритм техники выглядит следующим образом:

  1. Четко определите, над какой эмоцией будем работать, усиливать или устранять. Например,  радость.
  2. Вспомните какую-либо ситуацию в прошлом или детстве, когда вы испытывали радость. Представьте эту ситуацию и свои ощущения с максимальной четкостью. Погрузитесь в данное состояние, прочувствуйте его целиком.
  3. Опишите свое чувство радости и то, как вы его ощущали в теле, какое оно было, если бы оказалось в виде предмета или субстанции. Его оттенок, форма, размеры, плотность? Есть ли у данного чувства особые характеристики? Это воздушное белоснежное облако или яркая субстанция по всему телу? Так мы создаем субмодальный шаблон собственной эмоции. Вот именно в этот момент должны появиться цвета эмоций. Запомните цвет своей радости, теперь он поможет вам включать у себя радость, усилить ее или добавить.
  4. Если нам нужно добавить радости, то определите, что чувствуете сейчас (к примеру, грусть). В субмодальном шаблоне данные эмоции будут в темных, угнетающих цветах, которые давят на нас. После нужно начинать разбавлять данные характеристики: к примеру, сделайте темный оттенок более светлым, чистым, приблизьте его к цветовой гамме радости. В результате, так вы постепенно уменьшаете остроту некомфортного чувства, убирая давление, сжатие.
  5. Устранив неприятные ощущения, начинаем наполнять себя радостью. Вспомните событие, когда вы были безмерно рады и снова вызовите это чувство. Сосредоточьтесь на цвете и свойствах радости, усиливайте их. Если радость в форме желтого теплого солнца, то делайте его ярче, сверкающим, более насыщенного оттенка, пусть оно растет. Максимально усилив цвет и ощущения, начинаем распространять по всем клеточкам тела, напитывайте себя ими, пусть они выйдут за пределы вашего тела.
  6. При необходимости алгоритм можно повторить для закрепления. После радости можно поработать над добавлением и прочих положительных эмоций.

При помощи данной методики вам удастся ослабить и устранить из сознания не комфортные ощущения, неприятные чувства, добавив себе позитива, усилив те ощущения, которые желаете чувствовать. Введите данную технику себе в привычку, постоянно корректируя собственное эмоциональное состояние и восприятие мира.

В завершение желаем вам научиться справляться с собственным миром эмоций и находиться в максимально Научиться справляться с собственными эмоциями поможет курс «Детоксикация мозга».

Наглядные примеры

Часто общение с тем или иным человеком оказывается для нас некомфортным. Мы интуитивно начинаем избегать встреч с ним, считая, что причиной этого является просто несходство характеров. Зная шкалу Хаббарда, можно абсолютно точно определить, почему именно нам не стоит сталкиваться с этими людьми. Это помогает и при выборе партнёра для отношений, и при подборе персонала на работу.

Если человек хронически находится в эмоции переживания апатии или гнева, взаимодействовать с ним будет очень тяжело. Но попытаться всё же стоит. Попробуйте на гнев ответить незаинтересованностью, на враждебность – скукой. Если не всё безнадёжно, вашему партнёру станет гораздо легче подняться к вам, чем если бы вы обрушивали на него брызжущий оптимизм. И наоборот, общение с тем, кто находится с вами на одном тоне, будет простым и полным взаимопонимания.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: