Античный период
Термин «педагог» впервые появляется в старинных документах периода античности. Начал применяться он эллинами (древними греками) и обозначал специального раба, который сопровождал хозяйских сыновей по дороге в школу, являясь их охраной. Кроме того, такой человек должен был обучать своих подопечных элементарной грамоте перед их поступлением на учёбу.
Позднее этот обычай и термин позаимствовали у греков римляне периода поздней республики. Педагог являлся неизменным наставником молодого римлянина до наступления дня его совершеннолетия. Своё мнение о воспитании имели многие великие личности античной Греции:
- Аристотель;
- Сократ;
- Платон.
Считается, что первым профессиональным учителем и классиком гуманной педагогики являлся римлянин Марк Фабий Квинтилиан. По его мнению, педагог должен быть не только хорошо образован, но и любить своих учеников, относиться к ним с уважением.
«Семь свободных искусств»
«Семь свободных искусств» включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Коменский, как мы уже сказали, дополнял их основами современных на то время наук. Целиком и полностью содержание общего образования было обращено к человеку, чтобы сделать его мировосприятие целостным, а стремления говорить, действовать, уметь и знать находились в гармонии.
Если обратиться к процессуальной стороне обучения, то у Коменского она выражена поиском природосообразного метода, ориентированного на мотивацию ученика, разноплановую работу его интеллекта, его целостную личность и «естественное знание», вопреки «книжной учёности», взятой учеником при помощи памяти и напряжённой воли.
Духовный мир Яна Коменского был очень сложным и уникальным комплексом воззрений эпох Античности и Ренессанса, протестантизма и католической теологии, естественнонаучного и современного для него гуманитарного знания. Ян Коменский сумел обосновать гуманистическую и демократическую идею всечеловеческого воспитания, на протяжении нескольких веков остававшуюся основополагающей среди людей, для которых всеобщее образование было правом всех людей.
Средневековье и Новое время
После упадка и исчезновения античной цивилизации и начала эпохи Средних веков право воспитывать и заниматься образованием подрастающего поколения почти полностью перешло к церкви.
В ранний европейский средневековый период (V—X вв.) преобладали приходские школы, в том числе монастырские. Здесь готовились священники начальных рангов
Монастыри, созданию и развитию которых уделяла особое внимание католическая церковь, имели библиотеки, состоящие в основном из книг на латинском языке. Именно в монастырских библиотеках сохранились дошедшие до Нового времени экземпляры произведений античных авторов.
Тёмные века
Обученные в монастырских школах монахи очень часто являлись единственными грамотными людьми во всей округе. Они были обязаны уметь читать и писать, так как переписывание содержания Священного Писания, духовных стихов и других хранящихся в монастырях книг считалось богоугодным делом. Кроме обучения грамоте будущих священнослужителей учили пению и нотам, что было необходимо для распевания псалмов.
Монастырские школы не были средоточием гуманизма. Учебный процесс здесь, как и в школах Древнего Вавилона, сопровождался тумаками, подзатыльниками, а то и ударами палкой от недовольного наставника. Лучшие ученики, особенно при кафедральных соборах, могли начать изучать «семь свободных искусств», в число которых входили:
- грамматика;
- риторика;
- диалектика;
- арифметика;
- астрономия;
- геометрия;
- музыка.
Учёба в школах раннего Средневековья была построена на индивидуальном подходе к каждому ученику. Специально написанных для школьников универсальных учебников тогда не было, каждый учился в свойственном ему природном темпе усвоения новой информации. Уравнительный метод классно-урочной учебной системы был ещё в далёком будущем.
Образование в Средние века не исчерпывалось только духовно-церковным воспитанием. Разные общественные слои и системы обучения имели соответствующие им места в социальной иерархии. Дети феодалов, к примеру, могли обучаться по принципам «рыцарского воспитания», в которое входили «семь добродетелей». Будущий рыцарь должен был быть:
- хорошим всадником;
- метальщиком копья;
- искусным фехтовальщиком;
- умелым охотником;
- отличным пловцом;
- хорошим игроком в шашки;
- поэтом и музыкантом, чтобы уметь писать и петь под музыку стихи для «дамы сердца».
Цель такого воспитания состояла в выработке навыков наилучшим образом исполнять свои социальные функции, главная из которых — участие в войнах. Читать и писать хорошо владеющий мечом рыцарь был не обязан, при необходимости подпись под важным документом делал уполномоченный на это монах. Неграмотными были даже многие европейские короли.
Ведущим педагогическим принципом общества феодализма было воспитание в людях стремления целиком подчиниться идее достижения божественного благочестия, которое могло, согласно тогдашнему религиозному мировоззрению, быть осуществлено через аскетизм, умерщвление плоти и духовное смирение. Об идее античности, в соответствии с которой человек должен быть всесторонне развитой личностью, в эпоху Средневековья забыли, что стало характерным признаком того времени.
Эпоха Возрождения
Возрождение, которое пришло на смену Средневековью, явило миру писателей и философов, активно критиковавших схоластические методы обучения, преобладавшие в педагогике той поры, и выступавших за развитие свободной личности. Педагоги этой поры начинают стимулировать живой интерес учеников к знанию, пытаясь превратить учёбу в увлекательное занятие.
Самым ярким представителем педагогики Возрождения является Я. Коменский, живший в 1592—1670 гг. Он высказывал много прогрессивных для того времени мыслей, например, идею всеобщего обучения без разделения людей на сословия и классы, а также преподавания на родном языке, а не на латыни, что в то время повсюду было правилом. Именно Я. Коменский является основоположником классно-урочной системы организации учёбы.
Трансформация учения Коменского
Коменский внёс в историю педагогики неоценимый вклад, заключающийся в раскрытии двух сторон обучения – объективной, включающей законы педагогики, и субъективной, включающей практическое применение этих законов. Так и было положено начало дидактике и искусству преподавательской деятельности.
Воздействие идей дидактики Коменского оказало огромное влияние на образование в странах Европы, но на практике в эпоху Средневековья в обществе преобладали устоявшиеся традиции, согласно которым особенно ценились исполнительность и покорность, а собственная инициатива учащегося, во-первых, не поощрялась, а, во-вторых, служила отражением его «греховности». По этой причине и сама дидактика была принята не в полной мере.
С развитием общества одни социальные явления сменялись новыми, и идеи Коменского либо становились частью каких-то других, либо дополнялись ими. По причине появления всё новых проблем в сфере образования, появились новые теории, где за основу взяты совершенно разные факторы и концепции. Однако, только зная основы учения Коменского, можно понять и проследить изменения, произошедшие в этой области.
Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени
В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.
В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:
- Верховая езда.
- Плаванье.
- Использование копья.
- Фехтование.
- Охота.
- Шахматы.
- Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.
С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.
В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.
Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.
С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».
Как отдельная наука, педагогика Нового времени начала существовать с 17 столетия. На это повлиял трактат Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли:
- Коменский Я. А. – обосновал принципы дидактики и внёс идею о классно-урочной системе обучения.
- Локк Дж. – большую роль в обучении придавал психологии.
- Руссо Ж.-Ж. – ввёл основы «свободного воспитания».
- Песталоции И. – довёл теорию элементарного обучения всестороннего развития ребёнка.
- Гербарт И. – ввёл понятие «воспитывающее обучение».
В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.
Ушинского К. Д. считают основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова.
Ян Коменский
Ян Амос Коменский (1592-1671 гг.) — педагог-гуманист чешского происхождения, общественный деятель и писатель, епископ Чешскобратской церкви, человек, систематизировавший и популяризовавший классно-урочную систему образования, и создатель научной педагогики. В течение своей жизни он занимался педагогикой во многих европейских странах (Венгрии, Чехии, Польше и других), а также составлял учебники для Швеции, по которым впоследствии учились во множестве разных стран, благодаря чему получил известность ещё при жизни.
Взгляд Коменского на педагогику
Основной особенностью педагогических взглядов Яна Коменского являлось то, что именно воспитание представлялось им одной из главных предпосылок к установлению конструктивных, дружественных и справедливых отношений между отдельными людьми и целыми народами. Наряду с этим, учение Коменского пропитано гуманистическим подходом к человеку и обучению. Религиозное образование Коменского и образ его жизни отразились на всей созданной им системе образования.
Всё учение Коменского зиждется на принципах природосообразности, дидактики и семейной педагогики. Например, принцип природосообразности гласит, что развитию подлежит то, что уже «заложено в зародыше», и развивать это нужно изнутри, ожидая пока «созреют силы», избегая толкать природу в неверное русло – туда, куда она сама не стремится направиться. Поддерживая идею, что семена ума, благочестия и нравственности, а также стремление природы их развивать характерны для всех людей, Ян Коменский обозначал роль воспитания в «самом лёгком побуждении и некотором разумном руководстве» естественно протекающим процессом саморазвития учащегося.
Принцип природосообразности по праву считается главнейшим, и на основании его Коменский создал поистине уникальный и масштабный проект воспитания человека, длящегося с момента рождения до 24 лет. Универсальным и научно обоснованным этот проект учёный считал по причине соответствия педагогического процесса природе человека и его истинному предназначению на планете. Этот проект был направлен на «обучение всех всему», иначе говоря, на рациональное создание «массовой школы». Важнейшим элементом этого проекта были и остаются по сей день этапы взросления человека.
Вместо введения
Социум постоянно прилагает все усилия к тому, чтобы те знания, навыки, умения и опыт, который он накопил на определённый момент времени и к определённому моменту развития, осваивало новое поколение посредством наиболее эффективных и плодотворных способов. Эту цель преследуют и обучение, и образовательные системы, представляя собой стратегически выстроенные процессы снабжения людей информацией, которая отражает накопленный и обобщённый человечеством опыт.
Задачей дидактики на любом этапе её развития в истории являлось определение содержания образования новых поколений, изыскание самых эффективных способов вооружения их актуальными знаниями, навыками и умениями, а также определение закономерностей данного процесса. Однако если учесть тот факт, что образовательный процесс непосредственно связан с процессом воспитания, главным образом, нравственного и умственного, можно сказать, что дидактика является теорией не только обучения и образования, но ещё и воспитания. И прежде всего сюда можно отнести формирование мировоззрения получающих образование людей.
На данный момент времени предмет дидактики состоит в процессе обучения и образования в общем и целом, другими словами, в содержании образования, которое реализуется учебными планами и программами, средствами и методами, учебниками, организационными формами, воспитательными элементами и условиями, благоприятно сказывающимися на активном и творческом труде и умственном развития обучающихся.
Наравне с педагогикой, дидактика прошла путь исторического развития, в процессе которого выполняла задачи, возникавшие перед образовательными учреждениями на каждой отдельной стадии социального развития. Развитие различных научных направлений, изменения в области торговли, производства, технологий и т.д. оказывали прямое воздействие на развитие образовательной сферы, отражающей особую форму деятельности человека в эпоху Древности и Средневековья. Со временем это привело к появлению самой теории обучения. Произошло это в XVII веке, когда был написан серьёзнейший труд «Великая дидактика», автором которого был Ян Коменский – именно он впервые поставил перед человечеством задачу «учить всех всему», а также изложил принципы и правила обучения детей.
Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей
24 марта 2022 51
Проходили 10 раз
Увлекательный тест «Что ты знаешь о хоккее?»
HTML — код
21 февраля 2022 2891
Проходили 996 раз
Тест на сколько ты знаешь игру brawl stars в 2022 году
HTML — код
16 февраля 2022 209
Проходили 45 раз
Тест по сказкам русских писателей: новые вопросы для литературных всезнаек…
HTML — код
8 февраля 2022 187
Проходили 28 раз
Тест: «Снежная королева», Андерсен Г. К.
HTML — код
27 января 2022 1753
Проходили 668 раз
Тест по известным советским кинофильмам: отовсюду — обо всём…
HTML — код
25 января 2022 320
Проходили 73 раза
Тест для знатоков: угадайте произведение русской и зарубежной литературы по его герою
HTML — код
19 января 2022 158
Проходили 25 раз
Тест по истории средних веков: от империи Карла Великого — до завоеваний Америки
HTML — код
9 декабря 2021 481
Проходили 142 раза
Хотите проверить свои знания? Пройдите наш веселый тест!
HTML — код
30 ноября 2021 1971
Проходили 749 раз
Сколько популярных аниме вы узнаете по одному кадру?
HTML — код
1 ноября 2021 400
Проходили 32 раза
Хорошо ли вы знаете актеров из серии фильмов «Люди Икс»?
HTML — код
19 июля 2021 2722
Проходили 440 раз
Тест: Кто ты из «Ворониных»?
HTML — код
22 июня 2021 7380
Проходили 954 раза
Тест на математические способности
HTML — код
4 июня 2021 3483
Проходили 390 раз
Хорошо ли вы помните «Сумерки»?
HTML — код
7 мая 2021 9966
Проходили 1709 раз
Тест на женственность
HTML — код
27 апреля 2021 20185
Проходили 2895 раз
Тест: Екатерина II
HTML — код
31 марта 2021 59530
Проходили 8597 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
Показать еще больше
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
- Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
- Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
- Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
- Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
- Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
- Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
- Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
- Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
- Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
- Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
Педагогика в нашей стране
История развития педагогики в России берёт начало в Киевской Руси, образцом для которой была византийская образовательная традиция. Центром «книжности», как и в раннефеодальной Западной Европе, были монастыри. Киевскими князьями, которые сами являлись очень образованными людьми, поощрялась учёность среди широких народных слоёв. В монастырских школах наравне с мальчиками учились и девочки, чего не было на Западе. Население Киевской Руси было в массе своей намного образованней европейского, причём воспитывались дети в семье, а также наставниками — монахами-книжниками и приходскими священниками.
Позже, уже в Московском княжестве, особую роль стал играть свод правил поведения «Домострой». Содержание его известно своей суровостью, но одновременно и призывом любить детей и заботиться о них. Во время правления Петра I в Российской империи открываются учебные заведения, которые позже становятся известны и за её пределами:
- Киево-Могилянская академия.
- Славяно-греко-латинская академия.
- Школа навигационных и математических наук.
Деятельность выдающегося русского педагога Ушинского положила начало самобытной отечественной педагогической науке. Он первым создал по-настоящему народную школу. Все вопросы, возникаюшие в процессе воспитания, он призывал решать, руководствуясь народными интересами. Девизом Ушинского был фраза: «Сделай как можно больше пользы своему Отечеству». Им была обоснована необходимость системной подготовки педагогических кадров как важнейшей части педагогики. Физическая работа и умственный труд считались Ушинским равноценными составляющими жизни, одинаково необходимыми гармонично развитому человеку.
Советское время выдвинуло новые требования к педагогической науке, в основе которых было воспитание коллективизма. Наиболее известным представителем педагогической науки, занимавшимся этой проблемой, стал А. Макаренко.
После Второй мировой войны разрабатывает практическое направление нравственного и трудового воспитания в детском коллективе В. Сухомлинский. Приблизительно в это же время появляется «педагогика сотрудничества», в основу которой легли индивидуальные способности детей, следствием чего является их неподдельный интерес к учёбе.
Современная педагогика продолжает успешно развиваться. Появляются новые образовательные технологии, методы и средства обучения. Но по-прежнему роль учителя в общественном воспитании новых поколений остаётся основной. От личности этого человека во многом зависит формирование социальных отношений между подрастающими членами общества.
Восточные истоки науки о воспитании
Зарождение педагогической мысли в Древнем мире как системы универсальных взглядов на воспитание подрастающих поколений началось сразу же после появления первых государств в истории человечества — Шумера, Вавилона, Ассирии, Индии, Китая и других очагов зарождавшейся всепланетной цивилизации. Сначала это были отдельные разрозненные идеи и взгляды. Постепенно систематизируясь, они формировали теоретические положения, обеспечившие в дальнейшем становление и развитие педагогики как науки.
Обобщённый жизненный опыт взрослые передавали детям задолго до возникновения первых народов и цивилизаций. Уже в первобытных сообществах обогащённые жизненным опытом родители учили отпрысков различным занятиям, которыми им предстояло заниматься в дальнейшей жизни:
- приготовлению пищи;
- охоте;
- собирательству.
С зарождением первых цивилизаций и возникновением письменности большое значение приобретает обучение грамоте, то есть письму и чтению. Это общее для всех жителей страны знание способствовало их объединению в единый социальный организм. Необходимость в таком обучении сыграла большую роль в возникновении и становлении педагогики. Учебные заведения, напоминающие современные школы, были в храмах и дворцах правителей Древнего Востока.
Уже в древних цивилизация Востока существовали узкоспециализированные заведения. В храмовых школах обучали будущих жрецов, из дворцовых выходили чиновники, из военных — будущие офицеры.
Школьные заведения Вавилонского царства изучены лучше всего. Специализировались они на освоении:
- права;
- медицины;
- астрологии и других учебных предметов.
Обучались в них десять лет. Стоило обучение очень дорого, поэтому было доступно лишь детям высокопоставленных чиновников и богатых торговцев. Занятия проходили весь день, за проступки учащиеся подвергались телесным наказаниям.
https://youtube.com/watch?v=vRchYIyp3cg
Двадцатое столетие
С начала XX ст. до середины века в Европе постепенно складывалась современная структура образования, которая делится на начальную, среднюю и высшую. В каждой стране она имеет свои особенности, которые вначале довольно жёстко разделяли учащихся по уровню умственных способностей. Для учеников, не сумевших по окончании начальной школы пройти отбор через специальные интеллектуальные тесты, была навсегда закрыта возможность получения высшего образования.
Со второй половины столетия критика теории интеллектуальных способностей заставила частично реформировать систему. Теперь во многих странах практикуются школы смешанных типов, где в результате совместного обучения учащихся гуманитарного, технического и естественно-математического направлений результаты выпускных тестов намного меньше влияют на судьбу ученика.
Школьное образование при Петре I
Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
- В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
- В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
- В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.