История строительства 1 ч

Подготовительный этап

До приобретения основного материала — облицовочного кирпича, который вплоть до штучного экземпляра продумывается заранее, т.е. при проектировании здания, необходимо запастись следующим стандартным набором инструментов каменщика-строителя:

  1. Строительный уровень, отвес, порядовка, плотницкий угольник и рулетка.
  2. Молоток-кирка, болгарка или отрезная машинка, мастерок (кельма), бетономешалка и совковая лопатка.
  3. Ёмкости для приготовления раствора и его переноски к месту рабочей зоны (старые ведра, бочки, корыто и пр.).

Безусловно, помимо всего прочего, перед тем как начать класть кирпичную кладку, необходимо организовать предполагаемое рабочее место будущей точки застройки. Это означает, что нужно будет его очистить от строительного мусора и максимально близко (в шаговой доступности) расположить рядом все необходимые материалы и инструменты для плодотворной трудовой деятельности.

Помимо инструментария, также, чтобы класть кирпичи, потребуется приобрести небольшой перечень основных вспомогательных материалов, а именно:

  • цемент, песок и глину (либо известь);
  • армированную сетку;
  • шнур меленый и шнур каменщика, а также строительный клей и в достаточном количестве пресной воды (для разведения раствора).

Совет: тем, кто желает научиться класть кирпич, рекомендуется всегда приобретать строительные материалы с запасом на 8-10% больше требуемого количества. Лучше по завершении строительства иметь небольшой остаток приобретенных материалов, чем ощущать острую их нехватку в самом разгаре процесса основной работы. После выполнения всех вышеописанных пунктов можно смело начинать класть кирпичи согласно представленной ниже схеме основных работ по укладке стен и прочего строения.

Читать еще:  Кирпич характеристики

Новгородско­псковская архитектура

От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами.

Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека.

На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными.

Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Кто такие каменщики

Designed by jcomp/Freepik 

Профессия каменщика имеет столь же длинную историю, сколько человечество строит каменные здания. Останки древних каменных сооружений мы можем наблюдать по всему миру – от Италии и Греции до Латинской Америки.

Достояли до наших дней они исключительно благодаря материалу (камню), а также мастерству строителей.

Из названия профессии понятно, что каменщик – это работник, который занимается возведением зданий и сооружений, специалист по кладке камня. Современные каменщики, впрочем, с собственно камнем работают уже крайне редко. Основной строительный материал для них – это кирпич и различные силикатные блоки.

Тем не менее, принцип работы каменщика что в древности, что в наше время остается прежним. При очень высокой механизации строительства это одна из немногих технологических операций, которую до сих пор приходится делать вручную. Главное орудие труда каменщика – это мастерок. И качество кладки напрямую зависит от уровня владения им.

В обязанности работника входит следующий обязанностей:

  • приготовление (замешивание) раствора для кладки;

  • ремонт, реставрация и возведение кладки из любых материалов;

  • кладка и одновременная облицовка стен зданий;

  • монтаж железобетонных балок, лестничных пролетов и плит перекрытий.

Надо сказать, что видов кладки сейчас существует множество, и все их требуется освоить в совершенстве. Также есть разные методы расшивки кладки и заделки отверстий. Многое зависит от материала, из которого строится объект.

По мере повышения квалификации каменщик может браться за все более сложные изделия. Профессионал высокого уровня умеет построить или отреставрировать объект практически любой формы и сложности: своды, арки, купола. Одновременно при этом он может провести облицовку. Провести кладку колонны любой формы, или трубы различного сечения.

Одним словом, как и всякая рабочая специальность, профессия каменщика постигается только за годы упорной практики.

По этой причине хорошие, квалифицированные каменщики весьма ценятся на рынке труда. Они трудятся не только на возведении домов, но и над реставрацией особо важных объектов культурного наследия, участвуют в возведении мостовых сооружений и путепроводов.

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси.

Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль.

В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле.

От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Золотые Ворота.

XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.

Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли. XII в.

Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Ранние бетонные конструкции

Одним из самых ранних сохранившихся примеров этого бетонного сооружения является Храм Сивиллы (или Храм Весты) в Тиволи, построенный в 1 веке до нашей эры. Этот храм имеет круговой план с перистилем каменных колонн и перемычек вокруг снаружи, но стена круглой целлы, или святилища, внутри построена из бетона—непростая конфронтация новых и традиционных форм строительства. Ранним крупномасштабным примером в самом Риме облицованного кирпичом бетона являются простые прямоугольные стены лагеря преторианской гвардии, построенного Сеяном в 21-23 годах н. э. Но возможности пластической формы, предложенные этим первоначально жидким материалом, который мог легко принимать изогнутые формы в плане и разрезе, вскоре привели к созданию ряда замечательных внутренних пространств, охватываемых куполами или сводами и не загроможденных колоннами, необходимыми для трабированного каменного строительства, что свидетельствовало о мощи имперского государства. Первый из них-восьмиугольный куполообразный фонтанный зал Золотого дома Нерона (64-68 гг. н. э.), который имеет около 15 метров (50 футов) в диаметре с большим круглым отверстием, или окулусом, в верхней части купола. Куполообразная форма быстро развивалась в ряде имперских зданий, кульминацией которых стал Пантеон императора Адриана примерно в 118-128 годах нашей эры. Это огромное круглое сооружение было введено из портика каменных колонн и увенчано куполом диаметром 43,2 метра (142 фута), освещенным окулусом наверху. Стены, поддерживающие купол, сделаны из облицованного кирпичом бетона толщиной 6 метров (20 футов), освещенного с интервалами внутренними углублениями; купол сделан из твердого бетона средней толщины 1,5 метра (5 футов) и возвышается на 43,2 метра над полом. Это великолепное сооружение сохранилось в хорошем состоянии до наших дней; диаметр его круглого купола оставался непревзойденным вплоть до 19 века.

Два больших фрагмента огромных бетонных зданий с поперечными сводами все еще сохранились со времен поздней империи. Первый из них-это часть бань Диоклетиана (ок. 298-306) с пролетом 26 метров (85 футов); он был преобразован в церковь Санта-Мария дельи Анджели Микеланджело в 16 веке. Другой-базилика Константина (307-312 гг. н. э.), Также с пролетом в 26 метров. Все эти здания содержали каменные колонны, но они были чисто декоративными и могли быть удалены по желанию. Облицованные кирпичом бетонные стены были оставлены открытыми снаружи, но интерьеры были щедро украшены облицовкой из тонких плит цветного камня, удерживаемых на месте металлическими креплениями, которые включали прорези, вырезанные по краям плит, техника, все еще используемая в 20-м веке. Эти и другие большие римские общественные пространства, окруженные бетонными куполами и сводами, значительно продвинулись вперед по сравнению с короткими пролетами каменного каркаса.


Клиника базилики Константина в Риме.

В конце империи бетонная технология постепенно исчезла, и даже кирпичное производство прекратилось в Западной Европе. Но значительные достижения в технологии производства кирпича продолжались и в Восточном римском мире, где достижения более ранних периодов в бетоне теперь дублировались в кирпичной кладке. Гробница императора Галерия (ныне Церковь Святого Георгия) около 300 года н. э. в Салониках, в Греции, имеет кирпичный купол диаметром 24 метра (80 футов). Вероятно, это была модель для кульминационного примера позднеримского строительства-Большой церкви Святой Софии (532-537) в Константинополе, которая имеет центральный купол, охватывающий 32,6 метра (107 футов). Даже самые большие враги Рима, Сасанские персы, построили большой кирпичный сводчатый зал во дворце в Ктесифоне (обычно отождествляемый с Хосровом I , но, вероятно, сооружение 4-го века) с размахом 25 метров (82 фута), заимствовав римские методы. Эти поздние кирпичные сооружения были последними триумфами Римской строительной техники и не могли сравниться с ними в течение следующих 900 лет.

Популярное за 7 дней

Пассия: служить или не служить?
18.03.22 15:00

Митр. Антоний (Паканич): Трагедии должны сплачивать людей, а не разделять
21.03.22 16:25

За уклонение в раскол запрещен в служении клирик Черкасской епархии УПЦ
17.03.22 15:49

Представители УПЦ помогли вывезти из Бердянска 15 автобусов с людьми
17.03.22 10:51

За уклонение в раскол запрещен в служении клирик Хустской епархии УПЦ
17.03.22 08:35

19 марта — обретение Честного Креста и гвоздей равноапостольной царицею Еленою во Иерусалиме
19.03.22 09:17

Митр

Антоний (Паканич): Без полного доверия Творцу и Его Промыслу невозможно спасение
22.03.22 12:31

18 марта — память обретения мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
18.03.22 05:35

В чем суть христианской аскезы и монашества
21.03.22 16:10

Почему очень важно посещать Пассии?
18.03.22 11:45

Личностные качества профессии каменщик

Хорошего каменщика отличает в первую очередь хороший глазомер, ловкие руки и отличное пространственное мышление. Перед тем, как начать возведение объекта, он должен представлять, как этот объект будет выглядеть в натуре

Особенно это важно, если речь идет о какой-то сложной кирпичной конструкции – например, печи

Ещё одно немаловажное качество – развитое творческое начало и любовь к созидательному труду. Каменщик не просто строит дом, он в некоторой степени занимается самовыражением

Помимо прочего хороший каменщик должен быть технически подкованным специалистом, знать свойства материалов и принципы проектирования тех или иных сооружений. А здесь не обойтись без хотя бы общих знаний сопромата и современной архитектуры.

У профессии каменщика есть ещё ряд обязательных условий:

физическая выносливость и крепкое здоровье;

умение читать чертежи и угадывать творческий замысел архитектора;

умение работать в команде и подчиняться указаниям бригадира (особенно важно без опыта работы);

умение работать быстро и не допускать ошибок;

хорошая обучаемость и желание повышать профессиональный уровень

Нормы на укладку кирпича

Домой СТРОИТЕЛЬСТВО

Застройщику перед началом строительства дома для выполнения установленных сроков и определения количества рабочих для найма необходимо рассчитать скорость кладки кирпича за рабочий день. Утвержденные в 1986 году «Единые нормы на строительные и монтажные работы» устанавливают часовые нормы укладки 1 м³ камня, они актуальны и используются в строительной индустрии. Следуя нормам, проблем с дальнейшей эксплуатацией кирпичных строений не будет.

Главным документом, который регламентирует строительный процесс и актуален по сей день, является СНиП II-22—81 «Каменные и армокаменные конструкции».

Требования к каменной кладке

Составляющие кирпичной кладки — раствор и кирпич. От качества зависит насколько долговечной и крепкой будет сооружаемая конструкция. Часто используют цементно-известковые растворы на основе песка. В зависимости от назначения здания, проектной долговечности, условий эксплуатации, местоположения (подземная, наземная часть) элемента строительной конструкции (наружные поверхности, простенки, столбы, своды, карнизы) для изготовления раствора применяют определенные марки цемента, фракции песка, и смешивают их в строго установленных пропорциях. Допуски кирпича не должны превышать разрешенные отклонения, техническими характеристиками камня являются:

-прочность;

-класс средней плотности;

-морозоустойчивость.

Важно регулярно проверять кладку на вертикальность

Важно обратить внимание на качество выполненных работ. Не менее 2-х раз на 1 метр высоты, производятся проверки на вертикальность, горизонтальность и углы, обнаруженная погрешность устраняется. После монтажа каждого этажа проверяются оси конструкции, на уровне между этажных перекрытий отклонения корректируются

Прием работ производится до облицовки стен, чтобы виден был цвет камня, рисунок черновой кладки, способ перевязки и расшивка швов

После монтажа каждого этажа проверяются оси конструкции, на уровне между этажных перекрытий отклонения корректируются. Прием работ производится до облицовки стен, чтобы виден был цвет камня, рисунок черновой кладки, способ перевязки и расшивка швов.

Нормы укладки кирпича для одного каменщика

Стены, в зависимости от требуемой для выполнения работ квалификации каменщика, делятся на простые, средней сложности и сложные. Для каждого варианта учитываются индивидуальные нормы выработки с учетом толщины кладки. За единицу расчета принимается обычный одинарный кирпич при кладке прямолинейных стен, в случае применения камня большего размера, используется понижающий коэффициент. Если они криволинейные, применяют повышающий коэффициент. Каждый из видов работ требует разных временных затрат. Нормы времени на 1 м³ с кладкой под штукатурку:

Толщина стены по количеству кирпича

Классификация стен по сложности

Простые Средней сложности (с проемами) Сложные (с проемами)
Без проемов С проемами
1 3,2 3,7
1—1/2 2,6 3,2 3,7 4,3
2 2,3 2,8 3,2 3,7
2—1/2 2,2 2,5 2,9 3,2
От 3 1,8 2,2 2,5 3

Кладка под расшивку чаще применяется при работе с облицовочным кирпичом.

Из общего объема выполненных работ исключаются проемы окон и дверей, но не исключаются гнезда для балок и железобетонные конструкции. Кладка облицовочного кирпича производится всегда «под расшивку», т. е. на поверхность не нужно будет дополнительно наносить отделочный материал. Требования к качеству швов выше, они должны смотреться аккуратно. Нормы времени должны быть больше, например, для простой глухой стены толщиной в кирпич работа займет 4 часа.

Несмотря на желание ускорить строительство, необходимо помнить, что на протяжении одного дня нельзя класть более 4 рядов кирпича, иначе на следующий день кладка деформируется под собственной тяжестью.

Заключение

При разработке нормативов учитывается, что 15—20% восьмичасового рабочего дня каменщика занимают подготовительно-заключительные работы, включая подготовку рабочего места в начале смены и уборку после его окончания. Техника кладки предусматривает, что перемещение строительных материалов должно происходить не более чем на 5 м от места работы, поэтому выполнять работы по укладке лучше бригадой.

Электрик

Ответственный за поддержание в работоспособном и безопасном состоянии бытовое и промышленное электрооборудование

Электрики  занимают нишу опасных и постоянно востребованных профессий. Это  специалист, который связан с электрическими приборами и оборудованием.

Обязанности: электрик поддерживает  исправное  состояние, безаварийную деятельность обслуживаемых устройств и электрооборудования. Производит монтаж  электрической  сети. Проводит  ремонт электрического оборудования.  Ликвидирует неисправности  устройств, их ремонт, монтаж и регулировку. Электрик, занимается бытовым электрическим оборудованием, электромонтер (5 классов квалификации) работает с высокими мощностями.

Ежедневно он сталкивается со всеми опасностями, которые таит в себе высокое напряжение. Специалисты высокого уровня  знают не только общие положения, но  и устройство оборудования, какие составляющие отключаются для проведения работ и как их  обнаружить в реальности. Они обучают персонал и оказывают первую помощь в случаях поражения электрическим током.

Образование – средне-специальное. Срок обучения 2-3 года.

Инженер-электрик — специалист с высшим образованием (политехнический  вуз) 4-5 лет. Можно работать на себя.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Перед началом работы каменщики обязаны:

— надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;

— ознакомиться с ППР или технологической картой;

— получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из специфики выполняемой работы.

2.2.  После получения задания у бригадира или руководителя работ каменщики обязаны:

— при необходимости подготовить средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;

— проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;

— подобрать технологическую оснастку, инструмент, необходимые при выполнении работы, и проверить их соответствие требованиям безопасности;

— осмотреть ограждения, подмости, леса и убедиться в их исправности и устойчивости.

В случае непрерывного технологического процесса каменщики осуществляют проверку исправности оборудования и оснастки во время приема и передачи смены.

2.4. Каменщики не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

— отсутствии ограждения рабочего места при выполнении работ на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте 1,8 м и более;

— неисправности технологической оснастки и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;

— недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;

— нарушениях устойчивости конструкций зданий и сооружений.

2.5. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это каменщики обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Проблемы, которые возникают при кладке

Основные проблемы при кирпичной кладки – это укладывание кирпичей на одном уровне и по прямой линии и выведение вертикальных прямых углов.

В основном у начинающих каменщиков при кладке столбиков возникают следующие проблемы: укладывание кирпичей на одном уровне и по прямой линии, а также выведение вертикальных прямых углов. При укладке кирпичей главное – правильная кладка первого ряда. Для того чтобы получился прямолинейный ряд, укладка производится при помощи длинного правила, натянутого шнура или ровной рейки. Кирпич при этом до направляющей не должен доходить 2-3 мм, чтобы раствор не смог на нее надавить. Для обеспечения кладке горизонтальности каждый из кирпичей надо проверять при помощи уровня. Кирпичи проверяют и попарно с соседними. Если кладка лицевая, для нее это будет особенно важным.

Бетонщик

Название профессии «бетонщик» произошло от названия строительного материала

Бетонщик — изготавливает бетонные и железобетонные изделия, конструкции. Закладывает фундамент, возводит колонны зданий и сооружений, бетонирует опоры мостов, покрывает бетоном дороги. На заводе бетонщик делает стеновые панели, плиты перекрытия, балконы, лестничные марши. На строительной площадке бетонщику  нужно выгрузить бетонную смесь в котлован, траншею или опалубку; разровнять её и уплотнить. Также  обязанность рабочего — следить за температурой  бетона, утеплять, сушить.

Особенности — работает в бригаде. Образование – строительные колледжи и техникумы, а также специальные 1-3 месячные курсы. Смежная профессия – арматурщик.

Работа каменщиков на подмостях

Кирпичную кладку стен и столбов начинают после возведения фундаментов или подвальной части здания. Поэтому первое рабочее место каменщика находится на уровне земли или настила перекрытий.

После возведения кладки на высоту до 1,2 м (ярус кладки) каменщик не может продолжить работу с прежнего уровня. Рабочее место каменщика необходимо поднять на подмости.

Подмости представляют собой рабочие площадки в виде настила на инвентарных опорах, позволяющих изменять высоту рабочего места таким образом, чтобы можно было выложить 2…3 яруса кладки.

Рабочее место каменщика при кладке стен включает участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площадки, в пределах которой размещают материалы, приспособления, инструмент и передвигается сам каменщик.

Рабочее место каменщика состоит из трёх зон (рис.1):

  • зона 1 — свободная полоса вдоль кладки, на которой работают каменщики;
  • зона 2 — для размещения кирпича, раствора и деталей, закладываемых в кладку по мере её возведения;
  • зона 3 — транспортная, в этой зоне работают такелажники, обеспечивающие каменщиков материалами и закладными деталями.

Общая ширина рабочего места должна быть не менее 2,5…2,6 м.

При кладке кирпичных стен поддоны с кирпичом и ящики с раствором расставляют вдоль фронта работ в чередующемся порядке.

Чтобы удобно было подавать раствор на стены, расстояние между соседними ящиками с раствором не должно превышать 3…3,5 м, а располагать их необходимо длинной стороной перпендикулярно стене.

Во время кладки простенков поддоны с кирпичом ставят против простенков, а ящики с раствором — против проёмов (рис.1 «Б»). При кладке столбов кирпич располагают с одной стороны столба, а раствор — с другой.

Варианты рабочих мест каменщиков для кладки стен с проёмами и без проёмов показаны на рис.1.

При кладке стен без облицовки поддоны с кирпичом и раствор в ящиках устанавливают в зоне материалов в один ряд. Если кладку выполняют с одновременной облицовкой керамическими камнями или плитами, то материалы в этом случае устанавливают в два ряда:

>

  • в первом ряду — располагают кирпич;
  • во втором ряду — облицовочные материалы.

Запас кирпича или камня на рабочем месте должен составлять 2…4 часовой потребности в них. Раствор загружают в ящики непосредственно перед началом работ (чтобы он не расслаивался и не твердел).

Кирпич и мелкие блоки поднимаются на подмости пакетами на поддонах при помощи четырёхстропочных или трёхстропочных футляров, исключающих возможность выпадения кирпича.

До установки столярных изделий оконные и дверные проёмы выкладываемых стен НЕОБХОДИМО ОГРАЖДАТЬ.

Нюансы шлакоблочной кладки

Швы при кладке шлакоблока обычно делаются в пределах 1-1,5 см. При слишком тонких швах кладка не будет достаточно прочной, а слишком толстые швы способствуют значительным потерям тепла внутри готового здания. Также не рекомендуется заполнять раствором внутриблочные пустоты: прочности кладке это нисколько не добавит, а термоизоляцию стены значительно ухудшит, не говоря уже о ненужном перерасходе материалов для раствора.

Обычно шлакоблочную кладку выполняют ложковым способом (в полкамня), реже — тычковым (в один камень). Кладка в 1,5 и 2 камня выполняется только при строительстве жилых домов, толщина стен которых должна быть не меньше 75-79 см. При этом способы укладки камней и правила перевязки швов практически идентичны кирпичной кладке.

Настоятельно не рекомендуется штукатурить шлакоблочные стены, поскольку шлакобетон отличается плохим сцеплением с другими материалами. Для отделки шлакоблочных стен лучше и надежнее использовать облицовочный камень.

Планируя построить здания из шлакоблока, помните, что приобретенный шлакоблок может содержать в себе вредные для здоровья летучие соединения, поэтому лучше не использовать его сразу, а выдержать около года на открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении.

Бронзовый век и ранняя городская культура

Именно культуры великих речных долин-включая Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Хуан—Хо—с их интенсивным земледелием, основанным на ирригации, — развили первые общины, достаточно крупные, чтобы называться городами. Эти города были построены по новой строительной технологии, основанной на глине, доступной на берегах рек. Утрамбованные глиняные стены прежних времен были заменены теми, которые были построены из сборных блоков: глинобитных кирпичей. Это представляло собой серьезное концептуальное изменение от свободных форм упакованной глины к геометрической модуляции, навязанной прямоугольным кирпичом, и планы зданий тоже стали строго прямоугольными.

Кирпичи были сделаны из грязи и соломы, сформированных в четырехгранный деревянный каркас, который был удален после того, как  достаточно затвердело содержимое. Затем кирпичи были тщательно высушены на солнце. Солома действовала как армирующее вещество, удерживающее кирпич вместе, когда в процессе сушки появлялись неизбежные усадочные трещины. Кирпичи укладывались в стены с помощью влажного глиняного раствора или иногда битума, чтобы соединить их вместе; отверстия, по-видимому, поддерживались деревянными перемычками. В теплом, сухом климате речных долин выветривание не было серьезной проблемой, и глиняные кирпичи оставались открытыми или покрывались слоем глиняной штукатурки. Крыши этих ранних городских зданий исчезли, но вполне вероятно, что они поддерживались деревянными балками и были в основном плоскими, поскольку в этих районах выпадает мало осадков. Такие глинобитные или глинобитные конструкции до сих пор широко используются на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Латинской Америке.

Позже, около 3000 года до н. э., в Месопотамии появились первые обожженные кирпичи. Керамика развивалась в этих культурах в течение некоторого времени, и техника обжига в печи применялась к кирпичам, которые были сделаны из той же самой глины. Из-за их дороговизны в труде и топливе обожженные кирпичи сначала использовались только в районах с большим износом, таких как тротуары или верхушки стен, подверженных выветриванию. Они использовались не только в строительстве зданий, но и в строительстве канализационных коллекторов для отвода сточных вод из городов. Именно в крышах этих подземных водостоков найдены первые сохранившиеся настоящие арки из кирпича, скромное начало того, что станет главной структурной формой. Примерно в то же время в месопотамских гробницах появились сводчатые своды и купола из известнякового щебня (Рис.1). Поясные своды построены из рядов каменной кладки, расположенных так, чтобы каждый ряд выступал немного за нижнюю, а две противоположные стены встречались таким образом наверху. Арка и свод, возможно, использовались в крышах и полах других зданий, но от этого периода не сохранилось ни одного примера. Хорошо развитая технология каменной кладки Месопотамии была использована для строительства больших сооружений из огромных масс кирпича, таких как храм в Тепе-Гавре и зиккураты в Уре и Борсиппе (Бирс-Нимруд), которые достигали 26 метров (87 футов) в высоту. Эти символические здания положили начало архитектуре в этой культуре.


Кирпичные стены и сводчатый свод у входа в гробницу Ур-Намму в королевском мавзолее в Уре, конец 3-го тысячелетия ДО нашей ЭРЫ .

Развитие бронзовой, а затем и железной технологии в этот период привело к изготовлению металлических инструментов для обработки древесины, таких как топоры и пилы. Таким образом, для валки и обработки больших деревьев требовалось меньше усилий. Это, в свою очередь, привело к новым разработкам в строительной технике: бревна были широко вырезаны и сформированы, вытесаны в квадратные столбы, распилены на доски и расщеплены на черепицу. В лесистых районах Европы появилось бревенчатое домостроение, а деревянный каркас стал более сложным. Хотя раскопанные останки являются фрагментарными, несомненно, в этот период были достигнуты значительные успехи в технологии производства древесины; некоторые из этих продуктов, такие как Пиленая доска и дранка, используются до сих пор.

Устройство древнерусского храма

Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом.

Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!

С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве.

Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород

Над церковным зданием сооружали главный купол.

Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога.

Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.

Как число, так и форма куполов имеют символическое значение.

Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы

Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма.

Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.

Все это было заимствовано из византийской архитектуры.

Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Спасский собор Андроникова монастыря

Вход в церковь был в западной части храма.

Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.

Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники.

Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: