Основные психологические концепции.
Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.
1. Психоанализ или фрейдизм.
Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.
2. Логотерапия.
Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.
3. Гештальтпсихология.
Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.
4. Гуманистическая психология.
Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.
5. Когнитивизм.
Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.
6. Бихевиоризм.
Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.
7. Трансперсональная (надличностная).
В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.
8. Интерактивная.
Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.
Эмоции
Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Характеристиками эмоций являются:
- Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
- Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
- Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
- Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.
Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.
Особенности психологической науки
Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:
- Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
- В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
- В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
- Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.
Отрасли психологии
В действительности существует много различных оснований классификации отраслей психологии. Так как психология это наука, которая тесно переплетается с иными отраслями знаний, то и постоянно растет количество возможных отраслей. Основу для любой классификации по отраслям составляют методы исследования, предмет и объект. Поэтому давайте рассмотрим некоторые такие виды отраслей знаний психологической науки:
- Предмет исследования. Этот классифицирующий признак позволяет разделить науку на множество подгрупп (пединститутов). Например, можно выделить психологию развития (в нее включаются детская, судебная, когнитивная и иные виды), психология эмоций, личности, дифференциальная психология и др.;
- Подвиды отраслей. На этом также необходимо остановиться, так как они конкретизируют изучаемые отрасли науки. Например, психология посттравматического стресса. Это важный элемент, так как он раскрывает психологическое состояние личности после пережитого стресса;
- На основании связи с другими сферами науки. К таким отраслям могут относиться: психофизиология, нейропсихология, социальная психология и другие.
Однако наиболее обширное деление на отрасли – фундаментальная и прикладная психология. Давайте рассмотрим эти основные отрасли и то, что они изучают.
Фундаментальная психология
Фундаментальная психология это наука, которая изучает основные закономерности человеческой психики, личности, а также базисные психические явления. Она подразделяется на:
- Общая психология (более верно считать это наиболее обширной отраслью из представленных в фундаментальной психологии. Общая психология изучает основные и общие свойства и закономерности личности с учетом различных факторов);
- Психология личности (как складывается характер, типология личности, психотип и др.);
- Чувства и эмоции личности (как связано проявление тех или иных эмоций от личности человека, как на это влияют внешние и внутренние факторы, почему мы ощущаем те или иные эмоции);
- Дифференциальная психология;
- Психофизиология (как связано тело и душа человека, по-другому психосоматика человека);
- Нейропсихология (взаимосвязь мозга и психики);
- Социальная психология (причины возникновения социальных и политических движений, особенности социальных взаимодействий);
- Психология развития и аномального развития;
- Сравнительная психология и зоопсихология.
Прикладная психология
Прикладная психология это наука, которая концентрирует свое внимание на психологических проблемах, расстройствах, травмах конкретного человека с учетом его особенностей. К ней относятся следующие подвиды и подотрасли:. Педагогическая
Педагогическая
Психология семьи
Психология труда
Медицинская
Психология спорта
Политическая
Юридическая
Экономическая
Психология искусства
Как уже было сказано, прикладная психология также концентрируется на травмах и болезнях человеческой психики. А точнее на том, какие конкретно отклонения есть у конкретной личности. Грубо говоря, она является основой для ведения психологической практики.
Классификация методов психологии по различным критериям
В классификации по уровню научного познания выделяют:
- теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
- эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.
Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).
Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:
- изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
- обработку данных (качественные и количественные показатели);
- представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.
Краткая история становления психологии как науки
Психология формировалась в течение долгого промежутка времени. Фактически ее возникновения связано с появлением человека и его социализацией. Поэтому в самые древние времена люди занимались изучением психических процессов личности.
Временной промежуток | Особенности | |
---|---|---|
1 этап (более двух тысяч лет назад) | В данный этап психология рассматривалась как учение о человеческой душе | Так как этому периоду не характерно наличие большого количества отраслей человеческого знания. То многие явления не имели разумного объяснения. Поэтому изучение человеческой души стало способом объяснение непонятных явлений |
2 этап (17-20 век) | Психология стала рассматриваться как наука о сознании человека | В данный период ученые и исследователи предположили, что чувства и эмоции – это элементы сознания. В данный период основным источником знаний стал метод наблюдения за поведением, характером и эмоциями |
3 этап (20 век) | Психология – это наука о поведении человека (как самостоятельно, так и в условиях взаимодействия) | В этот период знания о психологии стали глубже. Под наблюдения попали различные особенности поведенческих реакций. Они стали связываться с самой личностью и ее особенностями. Поэтому произошла связь между отдельной личностью и тем, как она взаимодействует с другими |
4 этап (настоящее время) | Психология – это комплексная наука, которая изучает факты, закономерности и явления человеческой психики | Особенностью данного временного периода является комплексное понимание различных элементов психики и их взаимосвязей |
Краткая таблица периодов развития науки
Для первого из указанных периодов характерны такие известные имена, как Аристотель, Платон, Демокрит. Именно они стали первыми людьми, которые пытались найти ответ на вопрос “что такое душа человека?”. Произведение Аристотеля “О душе” считается первым психологическим трудом в нашем мире.
Второй период, в свою очередь, подтверждает взаимосвязь психологии с философией. Различные философские установки переходит в сферу знаний психологии. Известные личности того периода – Декарт, Локк, Спиноза.
На стыке второго и третьего периода происходит так называемый кризис психологии как науки. Это с вязано с тем, что людям, изучающим психику человека, не хватало практики и практических знаний. Поэтому по большей части изучение психических явлений личности вошло в состояние стагнации.
В 20 веке началась трансформация взглядов. Появилось больше практики и изучение практических кейсов. Потому настал новый этап формирования науки.
Сегодня же психология является одной из наиболее популярных отраслей. Мало того, что психологические вузы являются очень популярными среди люди. Но также люди пытаются самостоятельно познать эту сферу знаний.
У психологии как науки долгая история формирования
Что изучает психология
Центр изучения любой науки – это ее предмет. Но классически принято выделять три основных блока изучения психологической науки. Проще говоря, это определенные отрасли знаний, которые выступают предметом изучения рассматриваемой науки. Давайте их рассмотрим поподробнее:
Фундаментальная психология
Изучает саму человеческую личность. То есть в ней раскрываются основные и базисные законы человеческой психики – характер, его элементы, чувства, эмоции, а также основные психологические законы и теории.
Прикладная психология
Прикладная отрасль, в свою очередь, помещена в условия окружающей обстановки. Что это значит? Это означает, что данная отрасль изучает особенности фундаментальной психологии в естественных условиях. Например, особенности развития личности в определенных условиях.
Практическая психология
Практическая же посвящена применению полученных фундаментальных и прикладных знаний на практике. Простыми словами, это тот самый анализ конкретной личности. Например, вы пытаетесь определить, какой тип личности у вашего знакомого. Или же это просто-напросто работа психолога.
Таким образом, обобщая указанное, психологическая наука изучает общественные и личностные феномены, такие как:
- Основные базисные понятия;
- Внутренний мир и сознание личности;
- Бессознательные процессы личности и сознания;
- Особенности поведения;
- Взаимоотношения между людьми и их особенности;
- Психосоматику;
- Расстройства и болезни психики;
- Особенности влияния на человеческую психику.
Психология это наука, позволяющая понять себя и окружающих
Темперамент и характер
Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.
Выделяют следующие основные типы темперамента:
- Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
- Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
- Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
- Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.
Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:
Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.
Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.
Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:
- Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
- Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
- Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
- Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.
Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.
Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».
Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.
Обретение счастья
Психологические болезни называют болезнями духа. Психоэмоциональное состояние тесно связано с нравственными ориентирами, самоощущением. У здоровых людей позитивное отношение к окружающим. Они готовы помочь, стремятся к развитию. Для них ощущение счастья нормально, естественно. Таких людей характеризуют фразой: «В здоровом теле — здоровый дух».
У некоторых индивидов отношение негативное. Они считают, что проблемы, трудности — результат невезения. Бояться принимать решения, отвечать за поступки. Плохо переносят стресс, склонны к развитию депрессии, серьезных психологических заболеваний, страдают душевными болезнями.
Предмет и объект общей психологии
Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем
Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее
Объект общей психологии – это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.
Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве предмета выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:
- психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
- психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
- психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
- психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.
Давайте проверим, как вы усовили только что прочитанное:
Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.
Первые упоминания о психологии в эпоху античности
Первые упоминания о психологии идут еще из Древней Греции, они прослеживаются в такой науке, как философия. Тогда психология еще не являлась самостоятельной наукой и носила лишь смежный характер с философией и медициной. Важными аспектами в психологии того времени были учения Платона и Аристотеля:
- В концепции учения Аристотеля душа — нематериальна и бессмертна, она делает существование человека осмысленным, является основой всего живого и неотделима от тела.
- Учения Платона противоречили этим положениям, ведь он считал, что душа дается нам при рождении и отделяется от нас после смерти.
Но в итоге — главная мысль заключается в том, что они провели связь между телом, которое смертно, и душой, которая вечна.
Рис. 1. Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
- Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный показатель ощущений;
- Длительность – временной показатель ощущений;
- Локализация – пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
- Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
- Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Объект, методы и задачи психологии
Вся жизнь человека — это череда определенных событий, дел, разговоров, ситуаций и прочего быта, что нас окружает. Каждый человек индивидуален, поэтому все люди будут реагировать на одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. Именно поэтому объектом психологии является человек, вернее сказать, модель его поведения. Например, взаимодействие людей друг с другом, их поведение или их взаимоотношения в больших и маленьких группах людей. Все эти психические явления будут считаться объектом изучения в психологии.Знания по психологии в современном мире очень полезны не только для профессиональной сферы, но и для повседневной жизни. Теория — это лишь одна составляющая данной науки, а вот умение применять ее на практике — абсолютно другая. На протяжении всей жизни, хотим мы этого или нет, у нас происходит взаимодействие с большим количеством людей. И всех нужно понимать, находить общий язык или хотя бы элементарно общаться с ними. Именно поэтому в основе психологии лежат несколько основных задач:
Научиться понимать людей и себя. Понимать, откуда возникают те или иные психические явления.
Уметь управлять реакциями мозга
Важной частью является умение управлять собственными психическими явлениями, понимать и осознавать их.
Правильно использовать полученные знания. Все эти знания, которые вы получили в результате самопознания, необходимо уметь применять для совершенствования себя в жизни и/или на практике в различных отраслях.
Рис. 3. Структура общей психологииЭто есть три основы, которые лежат в науке психологии. Все это, естественно, делается не просто так. Существуют специальные методы, которые помогают исследователям углубиться в понимание жизни и действий того или иного человека. Это такие методы, как:
- Наблюдение. Это может быть наблюдение за кем-то или самонаблюдение, сбор информации посредством разговоров, интервью, тестов, или же поиск различной биографической информации.
- Анализ полученных данных. Исходя из полученной информации, нужно выявить что-то общее, сделать вывод, провести анализ.
- Определенное воздействие на психику человека. Воздействие может происходить посредством внушения или убеждения. Также могут проводиться специальные беседы, релаксации и прочее.
Три основных метода, которые раскрываются во множестве других факторов, и все они помогают в полной мере собрать нужную информацию для изучения определенной психологической модели человека.
Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение — это успешный способ выполнения деятельности.
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.
Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.
Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.
Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, культурного поведения и др. Полезные и вредные привычки.
Тема 1.4. Человек как индивид
Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.
Темперамент как характеристика индивидных свойств человека
Темперамент — свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Свойства темперамента:активность и эмоциональность.
Теории темперамента
Знаменитые психологи и их теории
На сегодняшний день наука активно развивается. Поэтому сейчас существует множество теорий. Давайте рассмотрим наиболее популярные из них.
Психолог | Сущность теории |
---|---|
Зигмунд Фрейд | Разработал теорию сознательного и бессознательного. По его мнению, за каждой психической патологией стоит взаимосвязь сознательных и бессознательных элементов психики человека. |
Абрахам Маслоу | Разработал знаменитую теорию потребностей человека |
Лев Семенович Выготский | Он разработал теории влияния коллектива на личность человека, процессы социализации и социального развития, особенности психологического развития личности |
Жан Пиаже | Создал теорию когнитивного развития личности. Сейчас его труды легли в основу множества методик когнитивной психологии |
Эрик Эриксон | Наработал четкую и потребную теорию стадий психосоциального развития личности |
Таблица теорий знаменитейших психологов и философов
Что такое душа
Фото Jeremy Bishop on Unsplash
Душа, как понятие в философии и религии – абстрактная субстанция, которая выражает сущность человека, его стремления, мысли, чувства и волю.
Термин «душа» произошел от греческого «psyche», что в переводе ближе всего к «дышать», «дыхание». Такая трактовка основана на идее, что в человеке существует душа, пока он способен дышать.
Сейчас эта идея подвергается критике, поскольку установлено, что головной мозг продолжает функционировать еще некоторое время после остановки сердца и прекращения дыхания.
Более того, после клинической смерти, если клетки мозга не повреждены слишком сильно, человек возвращается к своей прежней сущности, то есть его душа не меняется.
С точки зрения различных религиозных течений, это не противоречит общей идее. Нельзя доподлинно доказать, что душа не покинула тело в момент остановки дыхания, ведь она, витая где-то неподалеку, могла вернуться, как только его реанимируют.
Христианская религия душу и дыхание связывает с божественным началом. Бог вдунул жизнь в Адама и так появился человек.
Как бы то ни было, душа была предметом изучения философии, религии, физики. Особое место душа занимала в психологии. Изначальное определение, которое ей давалось, звучало как психология – наука о душе.
Именно душа, а не психика – если между ними вообще есть разница – была предметом изучения. Но только ли человека? На этот счет существует несколько взглядов, которые рассматриваются не только наукой, но и различными религиями:
- панпсихизм – душа есть как у живой, так и у неживой природы, например у камней. Такому взгляду придерживались Спиноза, Демокрит, Фехнер, Дидро и др.;
- биопсихизм – душа есть только у живой материи: людей, животных, насекомых, растений. Сторонники: Вундт, Гоббс, Бернар и др.;
- анималопсихизм – психика присуща людям и животным – Платон, Гегель, Вагнер, Леонтьев;
- антропопсихизм – психика и душа есть только у человека, на чем настаивал Декарт и ряд его последователей.
Предмет и объект психологии
Данные понятия изучаются в процессе получения профессионального образования. А также при получении медицинского образования (психолог не всегда врач, а психотерапевт и психиатр имеют статус врачей, которые могут выписывать медикаментозные способы лечения для клиентов).
Предмет
Предмет психологии – это изучение того, как формируются, развиваются и прекращаются различные явления психики
Объект
Объект намного шире предмета. Объект – это психика в целом и все, что с ней связано. В объект включаются элементы предмета
К объектам психологии как науки относятся следующие элементы и процессы:
- Психические процессы (чувства и эмоции, отношения, связи, любовь, дружба, манипуляции, абьюзивные и созависимые отношения и др.);
- Состояния (также чувства и эмоции, тревожность, нервозность, паранойя, перфекционизм, эмпатия, меланхолия, депрессия, биполярное расстройство, ностальгия, шизофрения, гедонизм, конформизм, фрустрация, сублимация, цейтнот, мизантропия и др.);
- Свойства (к ним относятся характер человека, в том числе эгоцентризм, психотип, типы личности, интроверсия и экстраверсия, цинизм, альтруизм и др.);
- Образования (знания и навыки, а также привычки конкретного человека. Например, рефлексия, зависимости и др.)