Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии

Примеры

Понятие «житейская психология» опирается на приобретённые знания посредством рефлексии, наблюдений за поведенческой моделью окружения, родных, коллег, многообразными социальными ситуациями. Восприятие мироздания людьми в донаучной дисциплине определялось их обыденными занятиями с последующим накоплением опыта и его передачей потомкам. Об особенностях психических явлений и характерах окружения ранее можно было судить лишь по их действиям и поведенческому паттерну.

Обычаи, обряды, присловья, афоризмы, присказки, поговорки, пословицы, мифы, былины, легенды, народные сказки и иной фольклор – это ярчайшие примеры житейской психологии. При этом часто несколько источников знаний могут противоречить друг другу. Так, например, каждая пословица может иметь свою смысловую противоположность: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и «Умная ложь лучше глупой правды».

Инструменты донаучной психологии представлены творчеством, искусством. Так, люди передают собственный опыт либо понимание мироздания посредством картин, кинофильмов, стихотворений. Каждый человек, столкнувшийся с произведением искусства того либо иного творца, составляет собственное представление о том, что хотел автор донести, что он за человек, какова его жизнь. И в этом процессе нет места специальным терминам или определениям. Здесь лишь субъективное восприятие. Интуитивно сделанные заключения, основанные на личных размышлениях, наблюдениях, субъективном опыте являют собой главный продукт житейской психологии.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З

Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения

Перспективы психологии

Психологи изучают поведение с разных психологических точек зрения, каждая из которых основана на общем наборе предположений о том, что важно изучать и как это изучать. Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества

Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества.

Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и неприятием любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения.

Позже когнитивная психология также приняла этот строгий, научный, лабораторный подход в применении к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Методы получения информации

Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.

Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:

  1. Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
  2. После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
  3. Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
  4. Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.

Сходство научного и житейского направления психологии

Житейская и научная психология схожи в том, что помогают человеку лучше понять себя и окружающих. В практической психологии используются принципы обоих . 

Основные характеристики, отличающие направление, в котором применяется житейский и научный подхода:

  • используется житейское наблюдение, изучение научными методами;
  • выдвигается теоретическая гипотеза, затем она проверяется в естественных бытовых ситуациях;
  • психолог фиксирует широту использования исследуемой особенности. 

Синтез двух направлений широко применяется при изучении влияния группы на отдельный индивидуум, взаимосвязей между участниками группы. 

Использование методов научной и житейской психологии помогает выявлять межгрупповые и межличностные способы взаимодействия, определять поведенческие особенности, уникальные характеристики личности. 

Оба направления  —  житейская и научная психология,  —  дополняют друг друга. Если в житейской аккумулирован опыт одного человека, то в научной обобщены знания о закономерностях функционирования психики множества людей. 

Сравнение житейской и научной психологии

«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.

Различия между житейской и научной психологией

Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

  1. Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
  2. Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
  3. Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.

Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Примечания

1 Много раньше Андрей Белый так описал однажды свое состояние во время тяжелой болезни: «Я наблюдал: психология оплотневала во мне в физиологию» (Белый, 1934).

2 Более того, одно упоминание о ней способно вызвать лишь раздражение и досаду у некоторых современных психологов. «Есть понятие, — рассуждает, например, М.Ю. Кондратьев, — которое я бы изъял из многих психологических словарей, и которое не имеет отношения к психологической науке, да и к науке вообще. Для меня странно выглядят те психологические словари, где присутствует понятие “душа”» (Кондратьев, 2005, С. 255). Но даже в упомянутых «странно выглядящих» психологических словарях «душа» была нередко сведена к «психике», например, как понятие, отражающее исторически изменившееся воззрение на психику человека и животного» (Психология …, 1990, с. 112).

3 Материалистическое сознание может дать и другое толкование второму пониманию души, например, нравственно-философское.

4 В качестве немногих исключений можно назвать родоначальника психофизиологии Фехнера, который декларировал свою теорию как установление «точной связи между телом и душой», но последняя бралась, прежде всего, в ее внешнем понимании, причем упрощенном, что не выводило фехнеровские изыскания за грань тогдашней «физиологической психологии» (Гусев, 2007). Дальнейшие исследователи уже не ставили (вытесняли, отрицали, стеснялись) самой постановки возможной связи с душой и предпочитали говорить лишь о психике как таковой.

5 На чем, в частности, во многом построена аутогенная тренировка, методы самовнушения, психодрама, вхождение актера в роль, человека в профессию (мундир делает офицера) и т.п.

6 Если говорить о юстиции, то речь о нижней границе справедливости («юстиция» по латыни и есть «справедливость»). Юридические законы, — по мысли В.С. Соловьева, — нужны не для того, чтобы на земле осуществить рай, а для того, чтобы на ней не наступил ад.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение.
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
  • По виду образов – абстрактное и конкретное.
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • типизация;
  • акцентирование;
  • схематизация;
  • агглютинация;
  • гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Сравнение житейской и научной психологии

«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.

Различия между житейской и научной психологией

Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

  1. Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
  2. Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
  3. Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.

Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Эмоции

Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.

Характеристиками эмоций являются:

  • Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
  • Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
  • Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
  • Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.

Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Отличия житейской и научной психологии

Наличие житейской психологии вызывает вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией. Кроме академического интереса этот вопрос имеет еще и практический смысл. Жизнь человека пронизана психологическими связями и отношениями, поэтому если существует житейская психология в каких-то специфических формах, то люди являются её носителями. А если это так, то вполне возможно допустить, что, усваивая психологические уроки обыденной жизни, люди становятся или не становятся психологами.

Можно назвать целый ряд отличий житейских психологических знаний от психологии научной:

  • Знания житейской психологии конкретны, приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям. Например, ребенок в семье, решая конкретные прагматические задачи, точно знает, как надо себя вести с тем или иным родителем, чтобы добиться желаемой цели.
  • Научная психология стремится к обобщениям, как и всякая наука.
    Для достижения результата используются научные понятия, и их отработка как важнейшая функция науки. У научных психологических понятий есть одна особенность, которая заключается в частом совпадении с житейскими понятиями, т.е. выражается теми же словами, но внутреннее содержание все-таки различно;
  • Житейские психологические знания носят интуитивный характер,
    что зависит от способа их получения. Результат достигается в основном путем практических проб. У детей хорошо развита психологическая интуиция, приобретаемая испытаниями, которым они подвергают взрослых людей ежедневно и ежечасно. В результате получается, что дети прекрасно знают из кого можно «вить веревки». Подобным путем могут идти педагоги и тренеры, находя эффективные способы воспитания и обучения;
  • Научные психологические знания отличаются своей рациональностью
    и осознанностью. Научный путь заключается в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке вытекающих из них следствий;
  • Способы и возможности передачи знаний. Такая возможность ограничена в сфере
    практической психологии, что вытекает их конкретного и интуитивного характера житейского психологического опыта. Житейский опыт старшего поколения передается младшему поколению в незначительной степени и с большим трудом, поэтому проблема «отцы и дети», будет вечной. Каждое новое поколение для приобретения этого опыта вынуждено самостоятельно «набивать шишки»;
  • Научные психологические знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия,
    потому что они кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе. Их передача происходит с помощью вербальных средств – речи и языка;

Сравнительный анализ житейской и научной психологии в сжатом варианте показан в прилагаемой ниже таблице.

Ни для кого не секрет, что психология получила статус науки еще в далеком 1879 году, и с того момента она крепла и развивалась как научная дисциплина. Но при этом совсем рядом с научным направлением живет и житейское понимание психологии.

В этой статье мы выделим основные различия между житейской и научной психологией, а также рассмотрим, какие плюсы и какие минусы несет каждое из этих направлений. Ведь многие люди даже не понимают, чем отличаются эти принципиально разные подходы к пониманию человека и его психики.

Научная психология: что это

Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.

Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:

  1. Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
  2. Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
  3. Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
  4. Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.

Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.

Отрасли психологии

В действительности существует много различных оснований классификации отраслей психологии. Так как психология это наука, которая тесно переплетается с иными отраслями знаний, то и постоянно растет количество возможных отраслей. Основу для любой классификации по отраслям составляют методы исследования, предмет и объект. Поэтому давайте рассмотрим некоторые такие виды отраслей знаний психологической науки:

  1. Предмет исследования. Этот классифицирующий признак позволяет разделить науку на множество подгрупп (пединститутов). Например, можно выделить психологию развития (в нее включаются детская, судебная, когнитивная и иные виды), психология эмоций, личности, дифференциальная психология и др.;
  2. Подвиды отраслей. На этом также необходимо остановиться, так как они конкретизируют изучаемые отрасли науки. Например, психология посттравматического стресса. Это важный элемент, так как он раскрывает психологическое состояние личности после пережитого стресса;
  3. На основании связи с другими сферами науки. К таким отраслям могут относиться: психофизиология, нейропсихология, социальная психология и другие.

Однако наиболее обширное деление на отрасли – фундаментальная и прикладная психология. Давайте рассмотрим эти основные отрасли и то, что они изучают.

Фундаментальная психология

Фундаментальная психология это наука, которая изучает основные закономерности человеческой психики, личности, а также базисные психические явления. Она подразделяется на:

  1. Общая психология (более верно считать это наиболее обширной отраслью из представленных в фундаментальной психологии. Общая психология изучает основные и общие свойства и закономерности личности с учетом различных факторов);
  2. Психология личности (как складывается характер, типология личности, психотип и др.);
  3. Чувства и эмоции личности (как связано проявление тех или иных эмоций от личности человека, как на это влияют внешние и внутренние факторы, почему мы ощущаем те или иные эмоции);
  4. Дифференциальная психология;
  5. Психофизиология (как связано тело и душа человека, по-другому психосоматика человека);
  6. Нейропсихология (взаимосвязь мозга и психики);
  7. Социальная психология (причины возникновения социальных и политических движений, особенности социальных взаимодействий);
  8. Психология развития и аномального развития;
  9. Сравнительная психология и зоопсихология.

Прикладная психология

Прикладная психология это наука, которая концентрирует свое внимание на психологических проблемах, расстройствах, травмах конкретного человека с учетом его особенностей. К ней относятся следующие подвиды и подотрасли:. Педагогическая

Педагогическая

Психология семьи

Психология труда

Медицинская

Психология спорта

Политическая

Юридическая

Экономическая

Психология искусства

Как уже было сказано, прикладная психология также концентрируется на травмах и болезнях человеческой психики. А точнее на том, какие конкретно отклонения есть у конкретной личности. Грубо говоря, она является основой для ведения психологической практики.

Научная психология

Психология, как отрасль научного знания, занимается изучением и толкованием закономерностей работы психической сферы человека. В научной психологии на передний план выходят:

  • общие закономерности;
  • факты, подтвержденные эмпирическим путем;
  • разработка методов исследования;
  • анализ результатов.

Научная психология обладает набором методов, позволяющих измерять различные психологические процессы, проверять результаты. Научный подход отличает ориентация на академические знания и научное мышление. Все познания и методы, применяемые в работе психолога:

  • четко структурированы;
  • рациональны;
  • основываются на проведенные эксперименты и профессиональное наблюдение.

Задача психолога в работе с клиентом или группой людей  —  придерживаться максимальной объективным. При этом интерпретировать сведения, полученные во время работы или эксперимента, специалист может в рамках определенный модельности, выбранной им. Такие интерпретации могут быть в большей или меньшей степени субъективными.

Научная психология оперирует понятиями, которые отражают самые важные свойства индивидов, явлений, предметов, взаимосвязи между ними. Научный психолог оперирует стандартизированной терминологией, возможность пользоваться метафорами у него ограничена. Многие понятия из научной психологии звучат так же, как в житейской, но они отличаются по смыслу.

Отличия житейской от научной психологии

Описываемое понятие можно рассматривать в качестве фундамента научного ученья о душе

Ведь учёные деятели, обращая внимание на какой-либо феномен, встречаемый в бытие, впоследствии поддают его всеобъемлющему анализу. Научные данные применяются в жизнедеятельности с целью разрешения проблемных ситуаций

Отсюда житейская и научная психология характеризуются массой точек соприкосновения.

Научный эквивалент ученья о душе анализирует сходства, различия, ситуации, становящиеся базисом получения информации о внутренней составляющей индивидов и человеческом взаимодействии, а также производит сравнение житейской и научной психологии.

Ниже приведены ключевые отличия одного ученья от другого. Прежде всего, эти две разновидности психологии рознит объект изучения. Обыденная житейская психология изучает условия либо конкретного субъекта, научная – психические процессы. Например, первая – говорит, что абсолютно все индивиды разные, а научная – это утверждение объясняет спецификой психических процессов (темперамент).

Житейская психология обрисовывает конкретные обстоятельства и конкретных субъектов, что зачастую носит абстрактный либо стереотипный характер. Научная дисциплина обобщает, группирует, систематизирует.

Житейская психология использует самонаблюдение и неорганизованное наблюдение. Научный подход имеет в собственном арсенале множество различных инструментов: анкетирование, организованное наблюдение, эксперимент, проведение опросов, тестирование.

Следующее различие между житейской и научной психологии состоит в доступности знаний и способе их сохранения. Отсюда, какая информация считается более доступной? Та, которую люди самостоятельно берут либо получают от иных индивидов в процессе обмена опытом. На этом базируется бытовая психология. Если не вдумываться, то может казаться, что более доступно житейское ученье о душе, однако в действительности, проще взять специальную литературу и прочесть интересуемое, нежели получить жизненный опыт от окружения.

Научная дисциплина передает накопленный опыт, знания, полезную информацию через педагогов в университетах, посредством учебной литературы и иных обучающих материалов. Бытовые же знания передаются, как правило, устно, например, от старшего поколения младшему либо при помощи народного искусства, сказок, былин, легенд.

Научная психология транслирует знания, передаёт информацию, используя специальные термины, обозначения, понятия, житейская – при помощи обычных общепонятных слов и формулировок.

Помимо различий приведённых выше, можно выделить и сходства между житейской и научной психологией. И прежде всего их схожесть заключается в направленности. Ведь целью этих двух подходов всегда является помощь людям в лучшем понимании друг друга, решении повседневных проблем.

Научный подход черпает свои знания именно из своего житейского аналога. Рассматриваемые психологические учения направлены не на противостояние друг к другу, а на дополнение. Именно в этом и скрывается ключ к успешному пониманию загадочной человеческой души.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: