Представление в психологии и его свойства

Как определяются типы восприятия


Флегматик — кто это такой, краткая характеристика

Диагностика типа восприятия

Знание своего типа восприятия помогает человеку более эффективно обучаться. Существуют специальные методики, с помощью которых можно определить доминирующий тип восприятия.

Для начала человеку можно понаблюдать за своей мыслительной деятельностью. С чего начинается представление: с картинки (визуал) или с ощущения (кинестетик), со звуков (аудиал) или с логических смыслов (дигитал)? Кроме того, доминирующий тип перцепции выдает себя в речи: людям свойственно чаще употреблять те слова, которые имеют связь с их доминирующей перцептивной системой.

Также можно определить тип восприятия по доминирующей кратковременной памяти. Визуал – это человек, которому легче запоминать графическую информацию. Аудиал – это человек, лучше запоминающий на слух. Если для эффективного запоминания человеку требуется опираться на телесные ощущения, то он – кинестетик. Дигиталами называются тех, кто при запоминании делает упор на логику.

Кроме того, С. Ефремцевой была разработана методика определения доминирующей перцептивной модальности.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух

Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного рода. У одних людей преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — моторные представления. Существование различий в качестве репрезентаций между людьми отражено в учении о репрезентативных типах.

Согласно этой теории, всех людей можно разделить на четыре группы в соответствии с преобладающим типом восприятия:

1) Люди, предпочитающие визуальные представления; 2) люди с преобладанием слуховых представлений; 3) Люди с преобладанием моторного восприятия; 4) Люди со смешанными представлениями.

В последнюю группу входят люди, которые используют каждый тип репрезентации примерно в равных пропорциях.

Человек с доминированием зрительных представлений, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, на которой этот текст напечатан, как будто он мысленно читает его. Когда ему нужно запомнить какие-то цифры, например, номер телефона, он представляет, что он написан или напечатан.

Человек с доминированием слухового типа запоминает текст так, как будто слышит слова. Он также запоминает числа как слуховой образ. Человек с доминированием моторных представлений, который запоминает текст или пытается запомнить несколько цифр, произносит их мягко.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными представлениями встречаются крайне редко. У большинства людей в большей или меньшей степени представлены все эти типы, и довольно сложно определить, какой из них является ведущим у конкретного человека. Более того, индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в идиосинкразии этих представлений. Например, восприятие всех типов у одних людей очень яркое, живое и полное, а у других — более или менее бледное и схематичное.

Людей с преимущественно ярким и живым восприятием относят к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой визуализацией своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, когда они вспоминают какие-либо события, они мысленно «видят» образы отдельных эпизодов, связанных с этими событиями; когда они думают или говорят о чем-то, они часто используют зрительные образы и т.д.

Все люди имеют возможность использовать любой вид представительства. Более того, человек должен уметь использовать любой тип репрезентации, поскольку выполнение конкретной задачи, например, освоение учебного материала, может потребовать от него использования репрезентаций определенного типа. Поэтому целесообразно разработать представления.

Сегодня нет данных, которые позволили бы нам четко определить время, в которое у детей формируются первые представления. Вполне возможно, что уже на первом году жизни представления, хотя все еще тесно связанные с восприятием, начинают играть значительную роль в психической жизни ребенка. Однако ряд исследований показал, что первые воспоминания детей о событиях жизни появляются примерно в возрасте полутора лет. Поэтому именно в это время можно говорить о появлении у детей «свободных представлений», а к концу второго года жизни визуальные представления уже играют значительную роль в жизни ребенка.

Языковые (слухо-моторные) представления также достигают относительно высокого уровня развития на втором году жизни, поскольку без них невозможен процесс овладения языком и быстрый рост словарного запаса ребенка, который можно наблюдать в этом возрасте. В этот же период появляются первые музыкальные слуховые представления, которые выражаются в запоминании мелодий и их самостоятельном пении.

Представления играют чрезвычайно важную роль в психической жизни ребенка дошкольного возраста. Большинство исследований показали, что ребенок дошкольного возраста обычно мыслит визуально, с помощью картинок. Память в этом возрасте также во многом строится на воспроизведении идей, поэтому первые воспоминания большинства людей носят характер образов, зрительных представлений. Однако первые представления у детей довольно бледные.

Несмотря на то, что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более яркие. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит эволюция зрительных представлений.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

Виды представлений

Представления имеют особую классификацию. Ученые их интерпретируют с разных точек зрения. Да и с разных ракурсов. Разберем с тобой основные.

Классификация представлений по ведущему анализатору:

  • Зрительные (например, образ человека, места, пейзажа, сенсорные эталоны цвета, формы);
  • Слуховые (например, воспроизведение музыкальной мелодии, голосов животных и птиц, звуков улицы);

Психические представления: понятие, виды, функции

  • Обонятельные (например, запах выпечки, духов или человека);
  • Вкусовые (кислое, горькое, сладкое, соленное);
  • Тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • Температурные (представление о холоде и тепле).

Заметь, в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании яблоко, ты одновременно представляешь его красный или зеленый цвет, гладкую поверхность, хруст, кисло-сладкий вкус и душистый запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от рода занятий развивается преимущественно какой-либо один вид представлений, например у художника — зрительный, у музыканта — слуховой, у спортсмена — двигательный, у парфюмера — обонятельный.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях.

Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями.

Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание. Ты увидела какое-то явление и сложила о нем представление.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий. Все деревья разные, но у тебя представление, как выглядит дерево, и ты не спутаешь его с другими растениями.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм.

Примером может служить диаграммы или графики. Ну и пример, ты с легкостью подбираешь смайлик, чтобы отобразить свое настроение в сообщении.

Выделяют классификацию представлений по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

Заметь, что большая часть представлений человека – это образы, возникшие с помощью восприятия. Из данных образов на протяжении жизни постепенно формируется и корректируется картина мира для каждого конкретного человека.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Например, ты увидела аппетитное блюдо и вспомнила его вкус.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его учебной и профессиональной деятельности. Например, выполняя рисунок, ты вспоминаешь образ предмета, которого изображаешь.

Другими словами, их называют продуктивными и репродуктивными представлениями. Репродуктивное представление — простое механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности, не воспринимаемых в данный момент времени.

Продуктивное представление — воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное представление близко к воображению.

Начиная с раннего возраста важно развивать и формировать представления. Чем больше человек имеет представлений, тем эффективнее его продуктивная деятельность, в том числе и профессиональная

Читай, смотри фильмы, изучай новое на курсах, путешествуй, занимайся разнообразными хобби — все это поможет тебе расширить свои представления и стать успешнее.

Дигиталы – понимают логику жизни

Дигиталы или дискреты полученные сведения анализируют и логически осмысливают. Чтобы получить представление о предмете, им необходимо знать назначение. Дигитал прекрасно перерабатывает и усваивает информацию, полученную от других людей, когда удается определить связь между явлениями и процессами.

Если попросить дигитала представить шерстку кошки, ему непременно нужно произнести с помощью внутренней речи это слово и только тогда возникнет образ кошки.

Этому типу даются точные науки, так как у него более активно функционирует левое полушарие головного мозга. Развитие памяти дигитала возможно только при осмыслении логических связей.

Проявление психотипа в детстве

Аудиалы часто начинают рано говорить, любят издавать звуки ради самого процесса. С детства много говорят и задают бесчисленные вопросы взрослым. В детском саду ребенок, у которого ведущим является слуховой тип приема информации, начинает испытывать трудности, так как занятия с наглядной демонстрацией больше рассчитаны на визуальное восприятие.

Родители должны убеждаться в том, что информация до ребенка-аудиала дошла адекватно – так как тот любит задавать вопросы в большом количестве, но может отвлекаться во время ответов взрослого. В этом случае нужно попросить его повторить то, что ему было сказано. Нужно также понимать, что такие дети могут легко запоминать то, что не предназначалось для их ушей.

Аудиалы с детства могут что-то непрерывно шептать, бормотать, напевать – они любят проговаривать все свои действия. Часто разговаривают во сне. Они очень общительны и даже со сверстниками предпочитают больше разговаривать, а не играть в подвижные игры.

Ведущий аудиальный канал у ребенка влияет на процесс и степень освоения навыков. Такой ребенок может испытывать трудности в освоении письма, рисования, поэтому родителям не нужно ругать его за плохой почерк, рисунки. Лучше всего развивать его музыкальные способности.

Дети, у которых развит слуховой тип восприятия, больше всего предпочитают слушать книги. Впоследствии аудиалы любят учить «на слух» – часто кому-то достаточно прочитать главу из учебника один раз, чтобы информация была усвоена. Эта особенность останется с ними на всю жизнь и облегчит изучение предметов в университете при регулярном посещении лекций.

Основные свойства восприятия

Различные окружающие нас предметы и происходящие вокруг явления воздействуют на органы чувств человека и отражаются в его сознании. Это и есть восприятие окружающего мира, что в переводе с латыни означает познавательный процесс. Восприятие у каждого человека разное, но, не смотря на это, есть общие характеристики, которые носят название – свойства восприятия.

Активность – восприятие всегда находится в действии, в поиске новой информации. Его нельзя остановить. Можно только притупить, приглушить, сделать так, чтобы не обращать внимания некоторое время. Процесс, при котором, притупляются свойства восприятия в психологии носит название гипостезия. Обычно, гипостезия связана с умственным переутомлением.

Основные свойства восприятия:

  1. Предметность – это свойство восприятия, связанное, непосредственно, с предметом и вызванное им. Всю полученную информацию мы относим к тому или иному предмету. Главную роль тут играет движение и осязание. Объект воспринимается как отдельно взятое тело, отделенное от пространства и времени. Если нет реального воздействия, то нет и восприятия. Вернее, нет нормального восприятия, оно искажается. При воздействии однообразных предметов, повторяющихся узоров либо звуков, бессмысленных слов, восприимчивость притупляется.
  2. Целостность – ощущения дают информацию об отдельных свойствах того или иного предмета, восприятие – целостный образ на основе обобщения. Благодаря этому свойству, мир воспринимается в виде вещей, в виде происходящих в нем событий. Если бы не целостность, мир воспринимался бы как хаос, как отдельные звуки и прикосновения. Не происходило бы опознавание целого.
  3. Структурность (обобщенность) – это ни в коем случае не означает сумму ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, формирование которой происходит в течение некоторого времени. Например, когда слушаем музыку – это обобщенная структура, слышим ноты в их очередности.
  4. Константность – это постоянство. Условия, в которых действуют свойства восприятия, очень разнообразны и изменчивы. Но объект воспринимается как постоянный, независимо от окружающих его условий. Это обеспечивает объекту узнаваемость. Например, «обезьяна, она и в Африке – обезьяна». Пример, конечно, немного утрирован, но, в общих чертах, это так.
  5. Осмысленность. Несмотря на то, что восприятие появляется тогда, когда происходит некоторое воздействие на рецепторы, образы, сами по себе, имеют смысловое значение. К примеру, животные воспринимают все буквально: хруст ветки их настораживает, означая приближение опасности, ставят миску, значит, будут кормить и т.д. Человек же мыслит масштабно, понимая сущность предмета. Из воспринимаемых вещей и событий человек в состоянии делать совершенно «непрямые выводы». Например, по отдельному изображению человек в состоянии придумать или додумать целую картину и, вдобавок, еще объяснить ее. Человек воспринимает намеки, сам домыслив, что тем самым хотели до него донести.
  6. Избирательность — человек отдает предпочтение одним предметам по сравнению с другими. И это нормальное явление.

Свойства восприятия в комплексе своем составляют восприятие, при котором формируется и воспринимается адекватный образ того или иного предмета. Оно подразделяется на следующие виды:

— зрительное;

-слуховое;

— осязательное;

-и другие виды.

Свойства восприятия можно охарактеризовать, выразить количественно. Например, порог восприятия – это тот уровень чувствительности, при котором рецептор регистрирует, что стимул присутствует. Это физиологический порог. А еще бывает порог осознания восприятия стимула. Например, иногда мы чувствуем что-то, но не можем объяснить, что именно. Порог восприятия можно измерить с помощью специальных приборов. Объем восприятия измеряется без приборов.

Виды представления информации

Кинестетик — что это такой за человек

Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:

  • Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
  • Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
  • Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
  • На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
  • Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.

Как влияет тип восприятия на процесс обучения

Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.

Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.

Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине

Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.

Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.

Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.

Основные трудности при исследовании представлений

В ходе познавательных исследований ученые столкнулись с рядом трудностей, среди которых:
• отсутствие объекта-раздражителя, с помощью которого можно было выявить особенности содержания представления;
• необходимость зафиксировать структуру представления: без прямого воздействия самого объекта это оказывается сложным.
Представление может легко уйти от сознания, если человек этого сам захочет. Формирование представления имеет особое значение и зависит от индивидуальных особенностей, прошлого опыта и установок человека. Если говорить о познавательной деятельности, то тут представление располагается между восприятием и мышлением.

Характеристика представлений

Представление является чувственно наглядным образом действительности, что делает его очень близким к образам восприятия. Основной особенностью представлений является то, что всплывающие мысленные образы являются переработанными и основываются на прошлом опыте. Именно поэтому представления не могут быть настолько яркими и наглядными, как образ восприятия.
Еще одним характерным свойством представлений является фрагментарность. Некоторые части представлений могут отсутствовать или же быть несколько приглушенными. А другие части, напротив, всплывают очень ярко. Подобное строение является абсолютной нормой для представлений — они могут быть неустойчивыми и непостоянными.

Представления являются наглядными, но при этом общие представления являются несколько обобщенными. Вторые образы уже не такие яркие как первые. Под фрагментарностью понимается непредставленность некоторых сторон и частей определенного предмета.

К основным функциям представления относятся сигнальная, регулирующая и настроечная. С помощью сигнальной происходит отображение в каждом случае образа предмета и краткой информации о нем. Функция, называющаяся регулирующей, отвечает за отбор информации о предмете, который ранее оказывал воздействие на органы чувств индивида. С помощью настроечной функции контролируется ориентация деятельности индивида при условии воздействия окружающего мира. Лучше понимать собственные эмоции и эмоции других людей поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Первый урок бесплатно!

Виды представлений по видам ощущений

Значительная часть человеческих представлений основывается на зрительных образах

Мы можем запомнить предмет во всех мелочах и нюансах, если в прошлом имели возможность долго концентрировать на нем свое внимание, на чаще наш мозг запоминает какой-то отдельный фрагмент или характеристику: цвет, форму, деталь и т. д

Часто в своих представлениях мы видим плоскую картину, реже объемную. Изображение может быть как цветным, так и черно-белым, иногда даже бесцветным.

Слуховые представления в психологии – это умственное проигрывание звуков. Они условно делятся на речевые и музыкальные. Первые включаются тогда, когда нужно в уме произнести какое-то слово, вспомнить тембр, интонацию. Музыкальные представления могут быть результатом приобретенного опыта в виде прослушанных песен, арий и т. д. или самостоятельно генерироваться мозгом, если у человека есть талант композитора.

Двигательные ощущения имеют колоссальное отличие от всех остальных потому, что образы не тихо всплывают в мозге, а переносятся на тело и провоцируют легкое сокращение мышц, которое можно зафиксировать специальным оборудованием. Они не являются воспроизведением прошлых ощущений, а связаны с актуальными, которые мы переживаем в данный момент.

Пространственные представления в психологии – это объединение зрительных и двигательных. Оно активизируется, когда, например, мы вспоминаем дорогу от дома до школы или университета.

Зрительные и двигательные представления

Большинство человеческих восприятий связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительного восприятия является то, что в некоторых случаях оно очень специфично и передает все видимые свойства объектов: Цвет, форма, объем. Но чаще всего в визуальных представлениях доминирует одна сторона, а другие либо очень нечеткие, либо вообще отсутствуют.

Характер зрительных восприятий человека зависит, прежде всего, от содержания и характера практической деятельности, в которой они возникают. Таким образом, зрительное восприятие играет центральную роль в изучении изобразительного искусства, ведь не только рисование по памяти, но и живопись с натуры невозможны без хорошо развитого зрительного восприятия.

Визуальное восприятие также играет важную роль в образовательном процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует привлечения воображения для успешного усвоения материала, который, в свою очередь, во многом зависит от визуальных представлений.

В области слуховых представлений решающее значение имеют представления языка и музыки.

Речевые представления, в свою очередь, можно разделить на несколько подтипов: фонетические представления и тональные речевые представления.

Фонетические представления возникают, когда слово представляется на слух без конкретного голоса. Эти типы репрезентаций очень важны при изучении иностранного языка.

Тон-интонационные репрезентации речи возникают, когда человек представляет себе тембр голоса и типичные особенности интонации человека. Этот тип представления имеет большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении детей выразительному чтению.

Суть музыкального представления заключается в основном в представлении отношений тонов по высоте и длительности, поскольку музыкальная мелодия определяется отношениями высоты тона и ритма. Для большинства людей момент тембра отсутствует в музыкальных представлениях, потому что знакомый мотив обычно не играется на музыкальном инструменте и не поется голосом, а как бы звучит «вообще», в неких «абстрактных звуках». Однако в случае высококлассных профессиональных музыкантов тембральные окраски могут проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.

Моторные репрезентации — это еще один класс репрезентаций. Они отличаются от зрительных и слуховых представлений по способу возникновения, поскольку никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с реальными ощущениями. Каждый раз, когда человек представляет себе движение какой-либо части тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, в каждом двигательном представлении есть рудиментарные движения, которые дают человеку соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих рудиментарных движений, всегда составляют неразрывное единство с теми или иными зрительными или слуховыми образами.

Таким образом, моторные репрезентации можно разделить на две группы: Репрезентации движений всего тела или отдельных его частей, а также вербальные моторные репрезентации. Первые обычно являются результатом слияния моторных ощущений со зрительными образами.

Речевые моторные представления — это слияние речевых моторных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, моторные репрезентации являются либо визуально-моторными репрезентациями (репрезентации движения тела), либо моторными репрезентациями (речевые репрезентации).

Необходимо отметить, что слуховые репрезентации также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с моторными ощущениями рудиментарных движений речевого аппарата.

Следовательно, слуховые и моторные представления речи являются качественно схожими процессами: и те, и другие являются результатом слияния слуховых образов и моторных ощущений. В этом случае, однако, можно сказать, что моторные репрезентации в равной степени связаны со слуховыми образами и моторными ощущениями.

Таким образом, получается, что все основные типы человеческих представлений каким-то образом связаны между собой, а деление на классы или на типы достаточно условно. Можно говорить об определенном классе (типе) репрезентаций, когда выделяются визуальные, аудиальные или моторные репрезентации.

Классификация

Характерной особенностью визуальных представлений является то, что в одних случаях они очень конкретны и передают все видимые качества (цвет, форму, объем), в других случаях в визуальных представлениях доминирует одна сторона, а в третьих они очень расплывчаты или вообще отсутствуют.

Визуальные представления часто лишены объемности и представлены в виде изображений — цветных или бесцветных. Характер визуальных представлений зависит от содержания и практической деятельности, в ходе которой они создаются. Визуальное восприятие играет центральную роль в обучении искусству и важную роль в педагогическом процессе (например, изучение литературы требует привлечения воображения для успешного усвоения материала).

Слуховые представления делятся на типы и подтипы:

Речевые представления (подтипы: фонетическая и тембровая интонация), музыкальные представления (подтипы: представления о соотношении звуков по высоте и длительности).

Фонетические представления имеют большое значение в изучении иностранных языков. Представления тембра и интонации помогают представить тембр голоса и характерные особенности интонации человека, а также важны в работе актера или при обучении ребенка выразительному чтению.

Моторные репрезентации не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с текущими ощущениями. Когда часть тела представляется движущейся, происходит слабое сокращение соответствующих мышц, которое может быть зарегистрировано с помощью чувствительного электрофизиологического оборудования.

Моторные представления делятся на две группы:

1) зрительно-моторные — представления движения всего тела или отдельных его частей (являются результатом слияния моторных ощущений со зрительными образами);

2) слухо-моторные или речевые представления (являются слиянием речевых моторных ощущений со слуховыми образами слов).

Пространственные представления относятся к тем случаям, когда пространственная форма и расположение объектов представлены четко, а сами объекты представлены неопределенно — схематично и бесцветно. Пространственные представления в основном визуально-моторные. В повседневной жизни они сопровождают нас, когда мы прокладываем маршрут из одной точки населенного пункта в другую. Образ маршрута постоянно присутствует в нашем сознании. Различают плоскостные и трехмерные пространственные представления.

Одно из главных различий между представлениями и перцептивными образами заключается в том, что перцептивные образы могут быть только единичными (содержать информацию только о конкретном объекте). Представления могут быть как единичными — представления, основанные на наблюдении одного объекта, так и общими — представления, которые обобщают и отражают свойства множества похожих объектов.

В зависимости от степени выраженности волевого усилия принято различать волевые и неволевые представления. Добровольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия в интересах поставленной цели. Непроизвольные представления возникают спонтанно, без активации воли и памяти человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: