Материализм и идеализм в философии

Примечания и ссылки

  1. Рассел У. Белк , «  Материализм: особенности жизни в материальном мире  », Journal of Consumer Research , vol.  12,1985 г., стр.  265–280 ( DOI   )
  2. Марша Л. Ричинс и С. Доусон , «  Ориентация на потребительские ценности для материализма и его измерения: разработка и проверка шкалы  », Journal of Consumer Research , vol.  19,1992 г., стр.  303–316 ( DOI   )
  3. ↑ Wolff C., Psychologiarationalis (1734), I, 1, § 33 и 34.
  4. См., В частности, Кристиан Годен, Философский словарь , Париж, Файярд ,2004 г., 1534  с. ( ISBN  978-2-213-62116-6 ) , стр.  768 запись: Материализм.
  5. «Думать о теле перед тем, как думать о душе, — значит подражать природе, которая сотворила одно перед другим», La Mettrie, Discours sur le bonheur (1748), Париж, Fayard, с.  271.
  6. Фридрих-Альберт Ланге , История материализма и критика его значения в наше время , т.  1 ( читайте в Wikisource ) , стр.  240.
  7. См., В частности, его многочисленные зарисовки мячей в изучении движения.
  8. Рене Блох , Философия Гассенди: номинализм, материализм и метафизика , Гаага,1971 г., 525  с. , твердая обложка, 24 см ( ISBN  90-247-5035-0 )соответственно п.  211, стр.  350.
  9. Бюхнер Л., Die Stellung des Menschen in der Natur in Vergangenheit, Gegenwart und Zukunft oder: Woher kommen wir? Wer sind wir? Wohin gehen wir? Allgemein verständlicher Text mit zahlreichen wissenschaftlichen Erläuterungen und Anmerkungen (1869), 1885, стр.  194–195
  10. Бернард Кл., Введение в изучение экспериментальной медицины , II, I, 3.
  11. Там же. , II, I, 2
  12. ↑ и Там же. , II, 2, 1
  13. См. А. Эддингтон, Наука и невидимый мир , 1929.
  14. Ивон Quiniou, Спиритуалист интрузия и интеллектуальное impostures в науке: Материализм и наука , Париж, Éditions Syllepse , Coll.  «Материальные издания»,2001 г., 399  с. ( ISBN  978-2-913165-67-0 ) , стр.  141–153.
  15. См. Райл Г., Понятие духа (1949), Париж, Пайо, 1978/2005.
  16. Мишель Онфрей, Искусство наслаждаться: для гедонистического материализма , Париж, Грассе , сб.  «Фигуры»,1991 г., 315  с. ( ISBN  978-2-246-45301-7 )
  17. как определено в его автобиографии Между двумя мирами: Мемуары ученого-философа ( перевод  с английского), Париж, Éditions Matériaux ,2016 г., 656  с. .
  18. Коллективные, спиритуалистические вторжения и интеллектуальные обманы в науке , Париж, Éditions Syllepse , колл.  »  Материал  «,2001 г., 399  с. , стр.  С 13 до 15

Чем отличается?

Различия между рассматриваемыми понятиями есть, и они являются существенными. Суть материалистических утверждений сводится к тому, что мир и объекты, которые в нем присутствуют, представляют собой независимую реальность. Она базируется на собственных законах.

Первичность материального считается непреложной истиной. При этом человеческий мозг представляет собой высокоорганизованную материю, а сознание с возникающими в нем идеями считается производным мозга.

Материалисты уверены, что мир доступен для изучения и освоения людьми. Знания о нем считаются достоверными и подтверждены практикой.

Идеалисты же уверены, что реальность подчиняется духовному миру. При этом поклонники идеалистического направления не имеют единой позиции относительного того, какова эта реальность. Это привело к появлению 2 течений идеализма, которые характеризуются разницей.

Представители первого направления считаются субъективными идеалистами. Они уверены, что материальный мир не отличается от сновидения или галлюцинации. Каждый человек воспринимает действительность индивидуально. Как следствие, мир не бывает одинаковым для всех.

Поклонники второго течения считаются объективными идеалистами. Они верят в существование реальности, которая отличается характеристиками и не зависит от отношения к ней отдельных людей. Однако в основе всего философы видят мировой разум или высшее духовное начало.

Таким образом, разница между философскими учениями заключается в том, что в этих направлениях сознанию и материи отводятся противоположные роли.

1.3 Влиятельные современные теории

В 20 веке в западной философии материализм развивался в
основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов
сохранялся и интерес к диалектике. В отличие от античного материализма,
материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.

К материализму часто относят:

натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в
природе;

эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что
может быть воспринято посредством естественнонаучных методов;

неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение
духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом
всё же назвать нельзя, потому что он:

отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном
существовании какого-либо бытия вне познающего мышления;

считает возможным только анализ ощущений и
систематизирующего их языка;

отчасти материалистична и философия Б. Рассела и его школы: хотя
он и отрицает понятие субстанции, мышление считает классом событий в мозгу
человека.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен
философским направлением «онтологической философии», лидером которого
является американский философ Барри Смит.

Философский материализм именно потому можно назвать
самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем,
постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной в какой-то мере расширяющей материалистическое
представление можно назвать принцип «Семантического экстернализма», в
котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Для понимания специфики философского знания рассматриваемого
вопроса необходимо затронуть вопрос о соотношении материализма и идеализма,
который мы и рассмотрим в следующей главе.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Материалист. Идеалист.

То, что для идеалиста обязанности, для материалиста конкретная цель в цифрах. В свою систему ценностей он включает только те, что стимулируют его на достижение большей выгоды. Материалист амбициозен и всегда хочет добиться большего, чем у него уже есть и мотивируется фразой: « я МОГУ это сделать!». А все чувства и эмоции, которые мешают, до поры отодвигаются на задний план. Идеалист ставит чувства и эмоции на первое место.

Материалист реально смотрит на вещи и живет в предлагаемых обстоятельствах. Распределяет свои обязанности исходя из даты, сроков, результата. Просто все чего он хочет, имеет денежное выражение. Значит материалист зарабатывает деньги, а если не получается, при крайнем выражении своего типа – ворует, берет взятки. И в этом он честен и перед собой и перед обществом.

Он интересен – этот тип. И достоин уважения. Хотя бы потому, что экономики всех развитых стран держаться именно на материалистах. Их принято называть «средний класс». Раньше в него входили купцы, мануфактурщики. Сейчас – частные предприниматели, топ – менеджеры, известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

Ещё раз повторюсь, то, что другие называют обязанности, у материалиста всё оцифровано и выражено в конкретике. Известных фамилий можно перечислить много. Тут и предприниматели прошлого: Щукин, Третьяков, Мамонтов, Морозов. Современники: Б. Гейтс, Д.Сорос, Р. Абрамович. Выражение материалиста «Ничего личного, чисто бизнес». Но вот с литературными героями – материалистами выходит незадача.

Если для идеалиста составить график, наметить цели, определить даты достижения подцелей это обязанности, то для материалиста это смысл жизни. Оказывается, писатели (в массе своей идеологи) их не любят и представляют в отвратительном и смешном виде ( «Скупой рыцарь», «Мертвые души», «Гроза»). Они однобоко представлены как жадные, недалекие, черствые дельцы.

Но материалист живой и нечто человеческое ему не чуждо. Например, купец Лопахин из Вишневого сада А.П.Чехова. Дед и отец Лопахина «были рабами», а он выбился в люди, стал богат. Он сочувствует хозяевам сада, но не понимает их переживаний. Ведь делу еще можно помочь, разбить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Зачем нужна красота, если есть нечего? Для Лопахина красиво то, что и глаз радует и доход приносит «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!». И здесь нет переживаний, которые испытывает идеалист. Деятельная натура Лопахина очень узнаваема. Именно такие люди, сделавшие себя с нуля, многого добившиеся, но сохранившие душевные порывы становятся меценатами и спонсорами.

Таков О.Тиньков. Торговал техникой, потом создавал пищевые производства, открывал рестораны, развивал одноименную марку пива. Его мотивация понятна как у всех материалистов: «Хотите знать, с чего я начинал? С воли к жизни. Жить я хотел, а не прозябать. Хотел переехать в квартиру, хотел ленинградскую прописку… Все денег стоило». Он не привязывается к своим детищям: создает, развивает и продает с баснословной прибылью. Сейчас Тиньков увлечен электронной банковской коммерцией. Разбогател – и может себе позволить.

Точно также и Лопахин – захотел и купил Вишневый сад. Итак, подводя итог, скажем: материалист этот тот, кто предпочитает больше высокую зарплату и хороший соцпакет, чем воплощение идей, семейные ценности, эмоции как идеалист . Он карьерист, потому что власть приносит деньги. Если нет достойного заработка, он уедет на вахту или откроет свой бизнес, а прибыль вложит в недвижимость и это не обязанности это стратегия жизни.

Материалиста очень просто определить из разговора, если он говорит про:

  • Деньги (сбережения)
  • Деньги (зарплата)
  • Акции
  • Драгоценности
  • Инвестиции
  • Работа
  • Карьера
  • Имущество
  • Бизнес-схема
  • Бизнес-идея
  • Собственный бизнес
  • Бренд
  • Личный автомобиль
  • Собственное жилье
  • Награда
  • Связи
  • Влиятельные друзья
  • Социальный статус
  • Место в иерархии
  • Долги
  • Финансовые обязательства
  • Наследство
  • Коллекция
  • Образование
  • Профессия
  • Опыт
  • Квалификация
  • Достаток
  • Перспективы
  • Бизнес-информация

То перед вами материалист.

У Вас проблемы?Вам нужен психолог? Звоните, пишите прямо сейчас!

Skype OlegVZobninТелефон +7(987) 955–49–56WhatsApp +7(987) 955-49-56Viber +7(987) 955-49-56

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки

Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

История и формы материализма

Античный материализм

Материализм возник в Древней Греции. Самыми известными философами-материалистами были Демокрит, Эпикур и Люкреций.

Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) утверждал, что материя, из которой всё произошло, состоит из атомов. Они постоянно двигаются и, встречаясь, образуют предметы. Помимо атомов, обязательно должна быть пустота, где они совершают своё движение.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) говорил об отсутствии сверхчувственного. К тому же он критиковал религию. Поэтому считается, что в его философии присутствуют материализм и атеизм.

Древнеримский философ Люкреций Кар также отрицал присутствие «божественной воли» при создании мира, а также в судьбе человека.

По мнению Люкреция, душа состоит из атомов. Когда человек умирает, атомы души разлетаются. Загробной жизни не существует. А жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Потому что, когда человек умирает, он уже ничего не чувствует. Следовательно, и боятся нечего.

Метафизический материализм

Метафизический материализм — это материализм XVII–XVIII веков. Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.

Первоматерию эти философы пытались объяснить с помощью и механики (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи), и геометрии (Томас Гоббс).

Общими для этих философов были идеи привлечения науки в познании первоматерии. При этом наука должна быть обязательно практической. Любое познание должно сопровождаться экспериментами, опытами.

Метафизическому материализму было свойственно отсутствие религиозных предубеждений и гипотез.

Материализм Фейербаха

Отдельно стоит учение о материализме немецкого философа Людвига-Андреаса Фейербаха (1804–1872). Его учение называется антропологический материализм Фейербаха.

Философ утверждал, вера заложена в человеческой природе. Человек обязательно должен во что-то верить.

Но Фейербах считал, что на первое место должен выйти человек. Богу же отведено второе место. Получается, главной является идея о человеке, а не о Боге.

Читайте подробнее про Метафизику.

Диалектический материализм

Представители диалектического материализма: немецкие философы Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

В своих идеях они опирались на диалектику немецкого философа Фридриха Гегеля, а также на материализм Фейербаха.

Маркс и Энгельс считали, что сначала была материя, а потом только возник дух. Сознание человека формируется, когда материя проецирует саму себя. Никакого божественного фактора нет.

По мнению философов, диалектика лежит в основе человечества, направляет его движение.

Читайте подробнее про Диалектику.

Исторический материализм

Позднее Маркс и Энгельс пришли к историческому материализму. Исторический материализм был сконцентрирован на обществе и социологии — науке, изучающей общество и отношения в нём.

Исторический материализм был сконцентрирован на производственных отношениях между людьми, на способах производства.

Экономическая система — основа всех отношений. В обществе, чтобы оно развивалось, должна происходить классовая борьба.

Что касается государства, то по мнению Маркса и Энгельса, в нём должен установиться капитализм и должна произойти социалистическая революция. В результате этой революцию к власти придёт пролетариат.

Ещё одним ярким представителем исторического материализма был Владимир Ильич Ленин (1870–1924)

Большое внимание он уделял борьбе пролетариата за власть, построению социализма в СССР, а также психологии масс и отдельного человека

Узнайте ещё много чего интересного про Марксизм.

Что такое идеализм в философии?

Под этим термином понимают обширный спектр философских теорий. Они базируются на утверждении о том, что сознание первично по отношению к материи, дух – к природе, а мышление – к бытию. Таким образом, материя воспринимается как продукт работы сознания или как появляющаяся в сознании иллюзия. Первым сторонником теории был Платон. Среди философов Нового Времени стоит выделить Лейбница и Гегеля.

Внутри этого учения выделяют 2 разновидности идеализма – объективный и субъективный. Их главным отличием считаются разные точки зрения на существующую материю. Так, объективная разновидность признает реальный мир и вместе с ним сферу идей. Это понятие трактуют как мировое сознание. Оно формирует и определяет все сущее.

https://youtube.com/watch?v=dTKSkKhn_oQ

Сторонники субъективного идеализма уверены, что реальность – это ощущения и восприятие человека. Они уверены, что действительно есть чувственный опыт, сознание и мысли. Как следствие, внешний мир представляет собой отражение субъективных сенсорных восприятий и волнений человека.

Также существует крайняя форма субъективного идеализма. Она называется солипсизмом. Согласно этой теории, единственной реальностью считается индивидуальное сознание. При этом объективная реальность отрицается.

Отличием солипсизма считается то, что его сторонники считают реальностью собственное сознание или восприятие. При этом остальные идеалисты верят в существование объективного нематериального мира, который считается общим.

Исторический материализм

Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.

Что такое материализм в философии?

Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

  • Первая стадия связана со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и др.).
  • На протяжении 16-18 столетий происходило формирование метафизического материализма (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро и др.).
  • К средине 19 века К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформированы основополагающие принципы диалектического материализма.

Заключение

Согласно материализму
материя вечна, независима, неуничтожима и первична — источник
всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и
идеальное — вторично, определяется материальным. Достоинство материализма —
опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона —
недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и
всего идеального. Виды
материализма:

материализм наивный
— первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из
материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал,
атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и
богов (Фалес Милетский,
Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.).

метафизический
(механистический) материализм Нового времени — в основе его лежит
изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической
форме движения материи (Г. Галилей,
Ф. Бэкон, К. Гельвеций и др.)

вульгарный
материализм — сводит идеальное к материальному, сознание
отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

диалектический
материализм — представляет органическое единство материализма и
диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и
развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого
самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные
этапы развития (К. Маркс, Ф. Энгельс). Сознание — свойство материи отражать
саму себя. Бог — идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятных
явлений.

исторический
идеализм — рассматривает общество как систему, обусловленную
уровнем развития производительных сил.

Материализм и идеализм — главные направления в философии. Их
основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и
духовного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: