Русская религиозная философия XIX века. В. Соловьёва.
Эстетика природы питает философию искусства
Своё понимание и значение искусства В.С. Соловьёв раскрывает, прежде всего, в работах «Красота в природе» и «Общий смысл искусства». «Эстетика природы, — считает В.С. Соловьёв, — даёт «необходимые основания для философии искусства». Он пишет: «Ясно, что красота в природе не есть выражение всякого содержания, а лишь содержание идеального, что она есть воплощение идеи».
Под идеей В.С. Соловьёв понимает полную свободу составных частей в совершенном единстве целого. Он вычленяет три основные стороны общей идеи: абсолютно желанная есть добро; как мыслимое содержание — она есть истина; со стороны совершенства своего воплощения и реально ощутимая в чувственном бытии — есть красота.
Таким образом, красота выступает одной из фаз триединой идеи, она есть её (идеи) специальная эстетическая форма. «Только эта, последняя, отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же — достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего».
Единство всеобщего может разрушаться, если разрастается одно из частных начал. «Ложью называем мы такую мысль, которая берет исключительно одну из частных сторон бытия». Соловьёв считает, что зло в сфере нравственной и ложь в сфере умственной определяют безобразие в сфере эстетической. Однако ощущать идею, считает В.С. Соловьёв, можно только тогда, когда она осуществляется в материи, в природе.
Степень воплощения идеи в материальном мире может быть различной: совершенной или менее совершенной, внутренней или внешней.
Зарубежная философия 20 века – экзистенциализм.
Основателем экзистенциализма — философии существования — считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция» (лат.existentia – существование) для обозначения внутренней духовной жизни личности, считая именно её, а не внешнюю, доступную постороннему наблюдателю жизнь человека, главным объектом философского анализа. Философия, по Кьеркегору, это не учение о всеобщем, а «диалог уединенной души с собой». Основные работы – «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849).
Будучи религиозным мыслителем, Кьеркегор был озабочен растущей секуляризацией общества, вытеснением религии на периферию, как в общественной сфере, так и в жизни отдельной личности. Он вовсе не задавался целью создания новой философской школы, а всего лишь стремился доказать непреходящую значимость религии, ибо, как он полагал, никакой прогресс науки не избавит человека от вечных экзистенциальных проблем, связанных с отчаянием, страхом смерти, неуверенностью в будущем, трепетом перед неизведанным. Страх, трепет, отчаяние, выбор — это главные экзистенции человеческого «растревоженного бытия», которое всегда неустойчиво и трагично.
Центральным в философии Кьеркегора является учение о трех стадиях духовной эволюции человека (и одновременно о трех образах жизни): эстетической, этической и религиозной.
1) Эстетическая стадия — чувственный способ жизнедеятельности, стремление к наслаждениям, удовольствиям. В системе жизненных ценностей личности преобладают внешние достоинства – красота, сила, успех и т.п. Эта стадия свойственна, как правило, молодости, но если вовремя её не преодолеть, погоня за удовольствиями приведет к пресыщению, черной меланхолии, отчаянию и даже к гибели (типичный пример, по Кьеркегору, – Дон Жуан).
2) Этическая стадия характеризуется победой личности над чувствами и влечениями, всё подчинено идее долга. Человек начинает в первую очередь ценить нравственные качества: верность, порядочность, гуманность и т.п. Но, по мнению Кьеркегора, и эта стадия не спасает людей от отчаяния и страха перед вечностью. Кроме того, на этом этапе человека подстерегает опасность впасть в грех гордыни, что, как считает Кьеркегор, и погубило Сократа – типичного представителя этой стадии духовной эволюции. Если же развитие личности на этом не остановится, то наступит понимание своего несовершенства, изначальной виновности, что приведёт человека к вере в Бога.
3) Религиозная стадия характеризуется Кьеркегором как «подлинное» существование (два первых этапа – «неподлинное»), ибо только вера в Бога способна вырвать человека из абсурда и бессмысленности бытия и снять страх смерти (типичный представитель – библейский Авраам).
Диалектический материализм
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛИЗМ — философия иметодология марксизма. Создан в 40-х гг. XIX в. В качестве особойфилософской системы диалектическийматериализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитиематерии. Это положение раскрывает основу материального единства мира и выступает как высший принцип монистическогоистолкования бытия. Материясуществует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления. Входе своего поступательногоразвития материя порождает человека и общество, в жизнедеятельности которых присущее материисвойство отражения превращается в феномен идеального, сознания. Признается абсолютнаяпервичность материи по отношению к идеальному в рамкахгносеологии и относительнаяпротивоположность материи и сознания в рамках диалектики. В рамках данной формулы связь материи и сознания рассматривается в трех аспектах. Во-первых, материявыступает как субстанция, какединая самопорождающаясясущность и универсальная причина всех форм бытия, а сознание в этом плане проявляется какатрибут субстанции. Во-вторых, в рамках гносеологии материявыступает как объективнаяреальность, данная нам в ощущениях, но существующая независимо от них. Сознание в этом планепроявляется как форма идеального бытия, возникающего ифункционирующего как творческая энергия труда, культуры, практики. В-третьих, материя выступает как многообразие особых форм,изучаемых частными науками, общиерезультаты познания которыхобобщаются в соответствующих научных картинах мира. Выделяется пять особых форм движения материи: механическая, физическая,химическая, биологическая, социальная. Сознание в этом аспектерассматривается как особая функция особого физиологического органа — мозга, функция, изучаемая всейсовокупностью специальных наук.Диалектический материализм изучает все многообразие типов, формсоотношения материи и духа, их эволюцию от низшего к высшему.Диалектический материализм являетсянаиболее последовательной и наиболее радикальной попыткой (послеПифагора) организации духанаучности в единое цельное иуниверсальное мировоззрение, призванное дать ответы на «последние» вопросы о целях и смысле бытия, выработать ориентации во всех сферахколлективной и личностной жизни. Всвоих мировоззренческих проектахдиалектический материализмстремился стать высшей целеполагающей инстанцией истории, отменить религию и научить этику, эстетику, педагогику. Именно сабсолютизацией науки связан крайнийрадикализм марксистского атеизма. Вкачестве всеобщей методологиидиалектический материализм проявляется как принцип единствадиалектики, логики и теории познания.Содержательными разделами этой методологии являются: 1) теория законов и категорий диалектики (развитие путем противоречий, переход количественныхизменений в качественные, отрицания отрицания законов и др.); 2)теория отражения, раскрывающая общий процесс познания,содержание абсолютной иотносительной истины, практики каккритерия истины; 3) диалектическая логика, раскрывающая принципы и формы научного мышления (принципы восхождения отабстрактного к конкретному,единства логического и исторического, принципы системности,объективности, конкретности,историзма и др). Партийностьдиалектический материализм,рассматривает и как всеобщий принципнаучного мышления, и как принцип социальной ориентации, и как принцип преодоленияотчуждения духа и материи в планекоммунистической перспективыистории.
-
Назад
-
Вперёд
Становление и развитие материализма
Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.
Материализм в эпоху античности
Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.
Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки
Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном
Эпоха Средневековья
В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.
Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.
Новое время
В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.
Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).
В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.
Исторический материализм
Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.
Диалектический материализм
А. Характеристика
Ю.М. Бохеньский
В совокупной европейской философии диалектический материализм занимает совершенно особое положение. Прежде всего, у него почти нет сторонников в академических кругах за исключением России, где он является официальной философией и пользуется в силу этого преимуществами, как никакая другая школа современности. Далее, он представляет собой философию одной политической партии, а именно, коммунистической партии, и тем самым он теснейшим образом связывается с экономическими и политическими теориями, а также с практической деятельностью этой партии, рассматривающей его как свою «общую теорию» – также уникальная ситуация. В России, где правит коммунистическая партия, нельзя обучать никакой другой философии, кроме диалектического материализма, и даже за истолкованием его классических текстов очень строго следят. Этой слежкой, но также, по-видимому, и русским национальным характером объясняется и своеобразная внешняя форма публикаций диалектических материалистов. Эти публикации отличаются от всех других прежде всего своим единообразием – все авторы говорят в точности одно и то же, а также наличием бесчисленных ссылок на классиков, которые на каждом шагу должны подкреплять выдвигаемые положения. Возможно, что слежка виновата и в том, что философы этой школы столь посредственны. Во всяком случае она отвечает за крайний догматизм, шовинизм и агрессивную позицию диалектических материалистов.
Но еще важнее, чем эти особенности, которые могли бы быть преходящими, реакционный характер диалектического материализма: фактически эта философия возвращает нас к середине XIX столетия, пытаясь возродить в неизменном виде духовную ситуацию того времени.
Мизесианская критика диалектического материализма
В «Теории и истории» Мизес старается подчеркнуть, что гегельянство находится в резком противоречии с материализмом и что рациональное слияние этих двух философий невозможно. С одной стороны, гегельянцы полагают, что конечной основой вселенной был разум (который они назвали “духом” или “гейстом”), в то время как материалисты полагали, что это была материя.
Для Гегеля диалектический процесс мышления отражает процесс творения. С помощью логики разум приобретает знание реальности. Материя не имеет своей собственной субстанции, но возникает из разума Бога, называемого гейстом.
Мизес говорит, что это мировоззрение совершенно несовместимо с любым видом материализма. С философской точки зрения Гегель — спиритауальный идеалист, то есть он думает, что вселенная создана из чего-то духовного, а не материального. Мизес утверждает, что было “бессмысленно” отрывать диалектику от ее идеалистической основы и переносить ее в эмпирическую систему, потому что гегельянство рассматривало то, что мы обычно называем эмпирической реальностью, как ein Faules(что-то гнилое или инертное). Хотя нечто кажется реальным, оно является реальным не иначе, как в восприятии разума. Его истинным источником является божественное действие — абсолютная истина.
Фридрих Энгельс, пытаясь обосновать диалектический материализм, изучал мир природы и был поражен, тем, что он увидел примеры диалектических процессов, куда бы он ни посмотрел. Вся геология — это серия отрицаний, писал он. Бабочка появляется из яйца через отрицание яйца, а затем снова отрицается, когда умирает. Ячменное зерно отрицается ячменным колосом, который создает новые ячменные зерна, но в несколько раз больше. Мизес решительно полагает, что на самом деле это не какое-то потрясающее откровение, а просто глупая игра в слова. Он указывает на то, что столь же разумно называть бабочку “самоутверждением” яйца, как и отрицание его — созреванием присущей ему цели и реализацией его конечного потенциала. Энгельс только заменил слово “отрицание” словом “изменение”.
Хотя Маркс и Энгельс хвастались тем, что поставили философию Гегеля на ноги, Мизес пришел к выводу, что они просто хотели отождествляться с ним, потому что его философия была доминирующей в их время. Возможно, с их точки зрения было лучше предложить философию, которой утверждала бы, что она опирается на великого мастера, а не отвергает его.
З. Ценности
Согласно историческому материализму, все содержание сознания зависит от экономических потребностей, которые со своей стороны постоянно развиваются. Это особенно касается морали, эстетики и религии.
В отношении морали диалектический материализм не признает никаких вечных законов; у каждого общественного класса своя собственная мораль. Для самого прогрессивного класса, пролетариата, высшее моральное правило таково: лишь то нравственно хорошо, что способствует разрушению буржуазного мира.
В эстетике дело обстоит сложнее. Приходится признать, что в самой действительности, в самих вещах имеется объективный элемент, образующий основу нашей эстетической оценки, побуждающий нас считать что-либо красивым или безобразным. Но с другой стороны, оценка зависит также от развития классов: так как у разных классов разные потребности, то каждый оценивает по-своему. Соответственно этому искусство нельзя отрывать от жизни, оно должно принимать участие в классовой борьбе. Его задача – дать изображение героических усилий пролетариата в его борьбе и в строительстве социалистического общества (социалистический реализм).
Наконец, в отношении религии теория опять выглядит несколько по-иному. Согласно диалектическим материалистам, религия есть совокупность ложных и фантастических, осужденных наукой утверждений. Лишь наука дает нам возможность познать действительность. Корень религии – страх: будучи бессильны по отношению к природе, а затем по отношению к эксплуататорам, люди стали обожествлять эти силы и молиться на них; в религии, в вере в потустороннее они нашли утешение, которого они не могли найти в своем рабском существовании эксплуатируемых. Для эксплуататоров же (феодалов, капиталистов и т.п.) религия оказалась прекрасным средством для того, чтобы держать массы в узде: с одной стороны, она приучает их к послушанию эксплуататорам, а с другой, обещая лучшую долю после смерти, отвлекает пролетариев от революции. Но пролетариат, который никого не эксплуатирует, не нуждается в религии. Если мораль и эстетика должны лишь измениться, то религия должна полностью исчезнуть.
Приемники инфразвука.(Часть четвертая)
Опубликовано: 24.01.2019
Камертонные инфразвуковые информационные приёмники. Камертонные приёмники — это монолитные или составные каменные конструкций имеющие заданные резонансные свойства. Эти приёмники не имеют воздушных резонаторов. Они устанавливаются в местах концентрации инфразвукового сигнала на неоднородностях среды распространения, а также возле крупных курганных приёмников. Позволяли получать инфразвуковую энергию на поверхности камня или концентрировать её в заданной точке(кромлех). Фигурные — это каменные инфразвуковые приёмники(колоссы), выполненные в виде скульптур или больших камней на каменных подставках. Устанавливались в культовых местах и возле храмов. Кромлехи — набор менгиров установленных в кольцо для синфазного усиления инфразвукового сигнала. Менгиры — одиночные вертикальные камни, Читать дальше …
Маркс настраивает гегелевскую диалектику
Известно, что Гегель довольно труднопонимаемый философ и его тяжело читать даже академическим книжным червям. Несмотря на свой тяжеловесный стиль, он, все-таки, смог передать одну очень известную идею, которая, на мой взгляд, весьма полезна и на самом деле иногда может помочь демистифицировать мир, если вы правильно ее применяете. Эту идею позаимствовал и перепрофилировал Маркс. Эта идея называется гегелевской диалектикой и звучит примерно так: в обществе есть господствующее учение, которое воспринимается как должное большинством людей, но так не может продолжаться вечно. В какое-то время начинается движение, предлагающее бросить вызов и опровергнуть господствующую мудрость, заявив, что она бессмысленна и должна быть отвергнута и заменена на новую.
Гегельянцы называют первое учение тезисом, а противоположное — антитезисом. Но вот где это становится интересным. Антитезис никогда не опрокидывает тезис окончательно и бесповоротно и не выбрасывает его в окно. Вместо этого две доктрины начинают сливаться, порождая синтез, который объединяет элементы обеих. Это третье учение становится доминирующим тезисом новой эры. Но как только этот процесс завершится, вся эта чертова штука готова начать снова. Новая господствующая мудрость, сочетающая элементы старого движения и того, кто противостоял ему, вскоре столкнется с новым антитезисом, который будет противостоять ей. Гегель полагал, что этот процесс является законом, который управляет историей и он также отражает процесс мышления, описывая логику, с помощью которой люди приходят к пониманию самого мира.
Маркс извлек диалектику из гегелевской философии и соединил ее со своей собственной философией, надеясь доказать, что социализм должен был произойти “с неумолимостью закона природы” посредством диалектического процесса классовой борьбы, в которой рабочие в конечном итоге сбросят цепи своих капиталистических правителей, чтобы создать бесклассовое общество, в котором все были бы равны и работали на общее благо.
Устройства для обработки инфразвуковых волн.
Опубликовано: 11.03.2019
Пришло время рассказать об устройствах, используемых в инфразвуковой энергетике. В классификации приёмников (рис.65) они выделены в отдельную группу. Не думайте, если они названы “приёмники”, то они только принимают энергию. Любой приёмник не только принимает энергию, но и переизлучает её. Например, радиоприёмник принимает электромагнитную энергию, а излучает звуковую. Звуковые макросхемы. Пирамида является усилительным элементом входящем в состав устройства, а при наличие внутренней положительной обратной связи(ПОС), она может быть генератором октавных энергий. Пирамида использует инфразвуковую(вибрационную, RE октавную энергию) потока, обычно реки(РЕ КАтящая) или ветра(ВЕрхний Ты Ре), она же является и блоком питания Читать дальше …
Что такое материализм в философии?
Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Для европейского материализма характерны три стадии развития:
- Первая стадия связана со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и др.).
- На протяжении 16-18 столетий происходило формирование метафизического материализма (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро и др.).
- К средине 19 века К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформированы основополагающие принципы диалектического материализма.
Приёмники инфразвука. (часть вторая)
Опубликовано: 08.11.2018
Информационные(энергетические) приёмники Информационные инфразвуковые волновые приёмники предназначены для приёма энергии передаваемой по инфразвуковому интерфейсу. Работают они по принципу резонаторов, которые позволяют усиливать сигнал принятый антеннами. С помощью вторичного резонатора инфразвуковой сигнал преобразуют в заданный звуковой диапазон. По типу используемых антенн их разбивают на две большие группы: –Объёмные резонаторы с монолитными скальными антеннами: В качестве антенны обычно используют естественный скальный монолит, расположенный определённым образом к передатчику инфразвука. На этом монолите строят объёмный резонатор, с помощью которого принимают данные от вибрации монолита. –Объёмные резонаторы с камертонными антеннами: Второй вид антенн, это камертонные Читать дальше …
Г. Материализм
Согласно материализму, единственный действительный мир – это материальный мир, а дух есть лишь продукт материального органа – мозга. Противопоставление материи и сознания имеет лишь гносеологический смысл, а онтологически существует только материя. Правда, диалектические материалисты критикуют прежние материалистические теории, но эта критика касается не материализма как такового, а исключительно отсутствия «диалектического» элемента, отсутствия правильного понимания развития.
Разумеется, оценка диалектического материализма зависит от того, какой смысл вкладывается в слово «материя». В этом отношении есть определенная трудность, связанная с ее ленинским определением.
Согласно Ленину, материя есть лишь «философская категория для обозначения объективной реальности», причем в теории познания материя все время противопоставляется сознанию и отождествляется с «объективным бытием». Между тем, здесь не должно быть никаких сомнений, ибо, с другой стороны, диалектические материалисты утверждают, что материю мы познаем с помощью наших чувств, что она подчиняется детерминистским и чисто каузальным законам и противостоит сознанию. В общем ясно, что слово «материя» у диалектических материалистов никакого другого, кроме обыденного, смысла не имеет. Диалектический материализм это классический и радикальный материализм.
В то же время этот материализм – не механистический. Согласно принятому учению, механическим законам подчинена лишь неорганическая материя, но не живая материя, которая подчиняется хотя и детерминистско-каузальным, но не механическим законам. Даже в физике диалектические материалисты не отстаивают безусловный атомизм.
Основные принципы диалектического материализма
Диалектический материализм подразделяется на четыре основных принципа .
Это:
- История философии включает в себя процесс конфликта между идеалистическим принципом (который основан на идеях, мыслях и абстрактном в целом) и материалистическим принципом (который основан на конкретных материалах, фактах и исследованиях).
- Каждый человек отвечает за определение своего собственного сознания, а не другого.
- Материя диалектична, а не метафизична, то есть она постоянно меняется и не является статичной.
- Диалектика — это изучение противоречий в сущности вещей; она основывает свои исследования на сравнении противоречий путем анализа целого.
Соотношение идеализма с материализмом
Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.
Марксистская диалектика
Карл Маркс прибегал к диалектике для решения исторических вопросов.
Одна из основ исторической диалектики состоит в том, что ничто не может считаться вечным, потому что все находится в постоянной эволюции и изменениях. При этом Маркс рассматривает естественную эволюцию истории, не признавая, что она статична.
Марксистская диалектика основывалась на диалектике, отстаиваемой Фридрихом Гегелем, но с некоторыми разногласиями.
Бюст Гегеля с инициалами (Георг Вильгельм Фридрих Гегель) в Берлине, Германия.
Маркс согласился с понятием гегелевской диалектики в отношении того факта, что ничто не является статичным и что все находится в постоянном процессе изменений. Согласно этому основанию A может стать B или даже быть заменено на C.
Однако основополагающий принцип Гегеля заключается в том, что человеческий опыт зависит от восприятия ума, что полностью противоречит тому, что защищал Маркс.
Для Маркса эта концепция была слишком абстрактной, чтобы решать такие проблемы, как социальное неравенство, экономическое и политическое отчуждение, эксплуатация и бедность.
Марксистская диалектика считает, что реальность должна анализироваться в целом через противоречие
Например, для анализа концепции необходимо не только изучать, анализировать и принимать во внимание, но и другую концепцию, которая ей противоречит
Таким образом, будет сделано противостояние между двумя противоположными концепциями, чтобы прийти к выводу.
Двойственное происхождение: гегелевский спиритуализм и материализм
Маркс предположил, что человеческую историю лучше всего рассматривать как серию классовых столкновений между социальными силами, имеющими противоположные интересы: классовые столкновения между рабами и их хозяевами, между феодалами и их подданными, а в свое время — классовая борьба между капиталистами и их рабочими. Он считал, что видение истории как истории классовой борьбы имеет лучшую объяснительную силу, чем рассмотрение ее через другие объективы, такие как история идей, технические инновации или военные конфликты.
Фактически, при правильном рассмотрении сквозь призму классовой борьбы, история, естественно, включала бы и другие способы видения мира и освещала контекст, в котором они разворачивались, особенно когда речь шла о технологических инновациях, которые, по мнению Маркса, в конечном итоге будут определять содержание главного столкновения эпохи. Он писал: “Ручная мельница дает вам общество с феодалом; общество паровой мельницы с промышленным капиталистом” Мизес (1957, стр. 72) резюмирует точку зрения Маркса следующим образом:“Эти силы являются движущей силой, производящей все исторические факты и изменения”.
Мизес отмечает, что странность диалектического материализма заключается в том, что Маркс, кажется, собирал его вместе из кусочков двух уже существующих философий, которые противоречат друг другу. Этими двумя философиями были гегелевский спиритуализм и материализм. Маркс полагал, что он основывает на них свою философию, но Мизес полагает, что они несовместимы.
Прусское правительство и интеллектуалы прусских университетов предпочитали гегелевский спиритуализм, потому что в сущности он говорил, что история направляется мировым духом или Weltgeist, который действует через великих людей и правительства, чтобы осуществить свою волю. Гегелевский спиритуализм оправдывал их привилегированное положение, давая им право для управления плебсом, поскольку Weltgeist выбрал их для этой задачи.
Материалисты, напротив, считали, что реальность это “то, что ты видишь, то, что ты получаешь”, и поэтому не думали, что прусская аристократия имеет какое-либо право на управление — даже менее божественное, чем предоставленное неким элитарным призраком. Они хотели свергнуть государство — насильственной революцией, если это необходимо, — и отправить всех этих аристократов в ад.
Надеюсь, вы начинаете понимать, как марксизм объединяет эти две теории.
Диалектический материализм
Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.
Разница между материализмом и идеализмом
Материализм возник в противовес идеализму .
Марксистский материализм утверждает, что идеи имеют физическое происхождение и поэтому основаны на данных, результатах и достижениях науки.
Философский идеализм, в свою очередь, приписывает концепцию реальности духу и утверждает, что идеи являются божественными творениями или что они подчиняются воле божеств или других сверхъестественных сил.
Материализм полностью противоположен идеализму, и основное различие между ними заключается в том, что, хотя первая реальность является материальной и, следовательно, конкретной, для второй она основана на таких факторах, как мысли и сверхъестественные силы, то есть абстрактность.