Статьи для родителей

Симптомы фобий у детей и подростков

Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций. Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула. Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых. Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности. Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей.

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества. Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе. К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Страхи от 11 до 16 лет

В норме все детские страхи и тревоги в подростковом возрасте должны сгладиться. Появляются новые страхи, связанные с взрослением ребенка и становлением его самооценки. Он боится быть «не собой», т.е. не соответствовать собственным требованиям к самому себе.

Подростки переживают физическую и физиологическую перестройку, из-за чего многие из них начинают комплексовать из-за своей внешности, боятся не понравиться лицам противоположного пола.

Не стоит воспринимать страх, как каприз ребенка или способ привлечь к себе внимание! Страхи быстро исчезнут, если в семье царит благополучная и мирная обстановка, полная любви к ребенку и поддержки во всех трудностях. 

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

<<Форма демодоступа>>

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги

Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком

Причины истерик у детей

Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?

1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.

2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.

3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.

4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.

5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.

6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.

7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.

Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.

Преждевременное половое созревание у юношей – симптомы и особенности

Преждевременное половое созревание чаще встречается у девочек, чем у юношей. Но не исключено, что из-за взаимодействия среды и генов некоторые юноши начинают развиваться раньше. Если у юношей в более раннем возрасте происходит внезапное увеличение роста, веса и мышечной массы, весьма вероятно, что это преждевременное половое созревание.

Взрослые и сверстники воспринимают таких людей как независимых, уверенных в себе и физически привлекательных. Поэтому они пользуются большой популярностью среди сверстников. Кроме того, у юношей до 9 лет можно заметить увеличение яичек и полового члена и общий физический рост.

Что касается преждевременного полового созревания у юношей, то также возможно появление бородавок, растут волосы на руках, ногах и гениталиях. Все эти явления приносят с собой различные психологические и эмоциональные изменения. Поэтому и родители, и дети сталкиваются с множеством проблем.

Преждевременно созревшие юноши чаще раньше вступают в половые отношения. Взрослые ожидают от них более зрелого поведения и большей ответственности. Иногда это может вызвать конфликты и неподобающее поведение. Кроме того, раннее созревание юношей связано с проблемами адаптации в более позднем возрасте.

Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

Ребёнок может бояться монстра под кроватью или чудовища в шкафу. А может бояться выступать на сцене, спать один в комнате (или в темноте), и переживать, что кто-то из близких когда-то умрёт. Всё это абсолютно нормально. Главное, правильно реагировать, отличать страх от тревоги и не допускать, чтобы всё превратилось в фобию. Как это сделать — психолог Ирина Беляева.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вы наконец-то вышли из детской, прикрыли за собой дверь, и, налив чашку чая, удобно расположились в кресле, чтобы посмотреть сериал. Проходит минута и вы слышите: «Мама, посиди со мной, мне страшно!». До этого вы долго сидели, светили фонариком под кровать, держали за руку. Всё без толку. Кажется, он просто издевается! Выдыхаете и идёте за ребёнком.

Страх — это естественный, заложенный в нас эволюцией механизм, который помогает выживать и адаптироваться. Он может отсутствовать или, наоборот, быть очень сильным. Это сигнал, что нужно в жизни что-то изменить. Вопрос один: как определить эту границу. Как понять, когда страх — это нормально, а когда нужна помощь специалиста. Кроме того, страх нужно отличать от тревоги.

Тревога — состояние опасения без видимой причины (монстр под кроватью — видимая причина, если что). Вокруг всё спокойно, но хочется срочно куда-то исчезнуть, в животе образуется пустота, сердцебиение учащается, а давление повышается.

Тревога помогает нам быть внимательными, удерживать фокус, концентрироваться, но это работа психики на пределе. Такое состояние изматывает. Высокая тревожность у детей может приводить к неврозам и отставанию в развитии.

Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретные причины, их можно распознать.

Когда страх — это нормально (и совсем не страшно)

Типы страхов меняются в зависимости от возраста и имеют свои особенности.

С рождения

младенцы боятся одного — исчезновения мамы или взрослого, который её заменяет. Это понятно: младенцы не способны выжить самостоятельно. Поэтому специалисты по теории привязанности и призывают всех мам реагировать на плач детей, не оставлять их в одиночестве, проводить как можно больше времени в физическом контакте.

В 6-8 месяцев

дети начинают бояться незнакомцев. Если ещё недавно они улыбались и протягивали ручки любому встречному, то теперь могут заходиться в плаче даже при виде родной бабушки.

Это нормально и пройдёт. И ребёнка, и бабушку нужно просто успокоить.

Но если бабушке можно рассказать про возрастную психологию, то младенцу предлагать рациональные доводы по борьбе со страхами не рекомендуется ещё несколько лет.

С 1 года до 3 лет

дети боятся сепарации — исчезновения мамы. Ведь именно мама — гарант и залог благополучия (и психического и физического), а ещё любых изменений. Мир расширяется и постепенно исчезает мысль о собственном всемогуществе.

Вдруг оказывается, что мир огромный, а ты — маленький. Становится страшно. Нужны островки стабильности.

Кому-то из детей важно, чтобы все действия совершались в строго определённом порядке, для кого-то –чёткое положение вещей в пространстве, кто-то любит одни и те же игры, а у кого-то присутствуют все эти формы. 4-6 лет

4-6 лет

— период иррациональных страхов. Волшебное время развития фантазии, безудержного творчества и игры. А ещё время, когда под кроватями появляются монстры, все кусты в вечернем парке подозрительно шелестят, пена для ванны скрывает, что находится на дне, а поход в туалет в новом месте, особенно с шумящими трубами, становится подвигом.

Ещё 4-7 лет

–время, когда мы осознаём, что жизнь невечная, и начинаем думать о смерти, нашей и родных. Именно в этом возрасте дети задают больше всего вопросов о том, что будет, когда я умру, когда умрёт мама и можно ли как-нибудь отменить это.

В 7-12 лет

дети начинают бояться вполне реальных вещей: пожаров, террористических актов, укусов насекомых, змей, врачей, войны. Чтобы страхи не множились, лучше контролировать потоки новостей, которые обрушиваются на детскую психику.

Часто в этом бывают виноваты новости по телевизору, которые не пропускают родители (или бабушка). Там мир состоит из войн, убийств и природных катастроф.

И как тут понять, что реальность другая, если у тебя в жизни только школа и новости?

Дошкольнику пока сложно осознать, что эмоция может быть реальна, а вот то, что её вызвало, — нет.

У них начинает формироваться префронтальная кора мозга и включается рациональное мышление. На смену монстрам из канализационного люка приходят учителя (или одноклассники). Появляются социальные страхи, которые постепенно будут вытеснять остальные.

Половое созревание у юношей – гормональные изменения

Гормоны – это узкоспециализированные химические вещества, транспортируемые кровью по всему телу. Они передают определенные сообщения клеткам, тканям и органам.

Эндокринная система, отвечающая за выработку и регулирование гормонов, присутствующих в организме с рождения, активизирует железы, участвующие в процессе полового развития у юношей:

  1. Гипоталамус – структура головного мозга, производящая гонадотропин-рилизинг-гормон (ГнРГ) – нейрогормон, регулирующий функцию гипофиза. Он связан с наступлением половой зрелости. Его основная функция заключается в регулировании роста, развития и функции яичек.
  2. Гипофиз – отвечает за секрецию гормона роста и регулирует работу щитовидной железы.
  3. Щитовидная железа – выделяет гормон тироксин, регулирующий рост и развитие.
  4. Кора надпочечников – осуществляет секрецию андрогенов – гормонов, контролирующих развитие половых органов и половое созревание, и кортизола, влияющего на рост тела.
  5. Гонады (яички) – отвечают за секрецию андрогенов (тестостерона) и отвечают за производство мужских гамет (сперматогенез).

У юношей секреция тестостерона и сперматогенез наблюдаются только в период полового созревания. Этого не происходит до полового созревания.

Первоначальное повышение уровня гормонов у юношей наблюдается в возрасте от 6 до 9 лет, и это называется адренархе. Два года спустя гонадные гормоны начинают более интенсивно секретироваться. Это у юношей происходит несколько позже, чем у девочек.

Кроме того, у юношей развиваются первичные и вторичные половые признаки, и это происходит в возрасте от 9 до 15 лет (в среднем около 12 лет).

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима. В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом. Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное — мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей. Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой. После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Самые распространенные страхи и способы их преодоления

Страх остаться без мамы. Каждый раз, когда вам нужно отлучиться, объясняйте малышу, зачем вы уходите и надолго ли. Пообещайте ребенку что-нибудь сделать вместе, как только вы вернетесь домой (почитать книжку, поиграть), и всегда выполняйте обещания. Не уходите сразу надолго — начните с 15 – 30 минут, постепенно увеличивая время разлуки.

Страх перед непонятными звуками. Необходимо объяснить ребенку, что страшные и громкие звуки, которые издает работающая стиральная машина или пылесос, не представляют для него никакой опасности. Покажите малышу их источник, попробуйте несколько раз включить и выключить шумные приборы в его присутствии. Если же кроха боится громких звуков, доносящихся с улицы, например грома или сирен, — самым действенным способом будет объяснить причины возникновения этого шума в форме игры.

Страх перед незнакомцами. Не стоит принуждать ребенка к тесному общению с новым для него человеком: во время знакомства посадите малыша к себе на колени и не отпускайте до тех пор, пока он сам не захочет высвободиться из ваших крепких объятий. И уж тем более не оставляйте ребенка один на один с незнакомцем прежде, чем он к нему привыкнет. Старайтесь, чтобы встречи с новыми людьми происходили в привычной для малыша обстановке.

Страх перед животными. Если ваш ребенок еще не успел столкнуться с агрессивным поведением со стороны животных, не пугайте его словами вроде «Не подходи к собаке, а то укусит!» (даже если сами панически боитесь «лучших друзей человека»). Вместо этого показывайте ему как можно больше милых картинок и видеороликов с их участием, а для первого знакомства малыша с пушистым созданием найдите добродушного и спокойного (а также чистого и привитого!) зверя.

Страх перед врачами. Объясните малышу, зачем нужны врачи, а накануне визита в поликлинику поиграйте с малышом в «больницу» — пусть он побудет и в роли пациента, и в роли доктора. Попросите врача, чтобы он, прежде чем начать осмотр, подробно рассказал вам и ребенку о том, что и как он собирается делать, и следовал озвученному плану. После того как прием будет закончен, обязательно скажите малышу, какой он смелый и как вы им гордитесь.

Страх темноты. Самый простой способ помочь вашему крохе перестать бояться темноты — никогда не оставлять его совершенно одного в наглухо закрытой комнате без источника света. Приоткройте дверь, включите ночник, расспросите малыша о том, что именно пугает его, и внимательно выслушайте. Проговорив свои страхи и увидев ваше сочувствие, он испытает облегчение, а со временем и вовсе забудет о своих тревогах. Помните: маленькому ребенку практически невозможно объяснить, что монстров под кроватью не существует, зато можно дать понять, что вам небезразличны его тревоги и вы никогда не оставите его одного.

Половое созревание у юношей – поведение и умственное развитие

Психологические изменения при половом созревании – необходимый процесс взросления, и они происходят в разных сферах жизни.

Все гормональные, сексуальные и физические изменения, происходящие в период полового созревания, делают подростков более чувствительными к стрессу, поэтому подростковый период считается периодом уязвимости или периодом, особенно чувствительным к возникновению психологических изменений.

Половое созревание у юношей наступает незаметно. Однако по мере того как его признаки становятся более заметными, окружение иногда склоняется к некорректным комментариям. В целом юноши, как правило, меньше говорят о различных аспектах полового созревания, чем девочки. И когда они это делают, то обычно на более поздней стадии развития. 

У юношей в поведении можно заметить появление импульсивности и агрессии. Эксперты считают, что это больше вызвано деятельностью, которой занимаются юноши, чем какими-то биологическими или гормональными изменениями в период полового созревания.

Юноши положительно реагируют на свой физический рост и развитие. Обычно в худшем положении находятся те из них, у кого этот процесс задерживается. Из-за того, что сверстники их высмеивают.

Одно из объяснений состоит в том, что любая культура отдает предпочтение мужчинам, выглядящим сильными и крупными. Это соответствует пропорциям тела, которые получают юноши при нормальном половом созревании. 

Фобии у детей: особенности расстройств в детском возрасте

При возникновении фобии дошкольники, школьники, подростки испытывают иррациональный навязчивый страх к огромному количеству самых различных объектов, явлений, проблем и ситуаций. Очень часто патологический страх абсолютно не связан с реально существующими обстоятельствами. Устрашающие ребенка объекты зачастую созданы его воображением и существуют в вымышленном мире. При этом симптомы дают о себе знать при возникновении обстоятельств, имеющих минимальную схожесть с созданными фантазией ситуациями.

Дети, страдающие фобией, пребывают в плену своих разрушающих переживаний практически постоянно, лишаясь психологического комфорта в дневные часы и не имея возможности спокойно и полноценно отдохнуть в ночное время. Попав в сети тревожно-фобического расстройства, малыш или подросток начинает применять защитную модель действий – поведение избегания.

Дети, зависимые от фобий, сознательно ограничивают себя от пребывания в местах, где, по их мнению, существует вероятность столкновения с пугающим объектом. Такие ребята умышленно отказываются от выполнения действий, которые потенциально могут спровоцировать приступ панического страха. Дети, пребывающие в зависимости от фобий, не могут раскрыть свой творческий потенциал и не способны в полном объеме усвоить учебный материал. Они испытывают явные трудности в установлении новых контактов и не могут поддерживать нормальные отношения с ровесниками. Одолевающий страх вынуждает их отказываться от увлекательных занятий, не позволяя полностью отдаться любимой деятельности.

В детском возрасте фобии, требующие экстренного проведения лечения, фиксируются очень часто. Причем для каждого возраста характерны свои специфические страхи и тревоги. Как показывает клиническая практика, для малышей в возрасте от двух до четырех лет характерен страх перед животными. Ребята дошкольного возраста чаще всего боятся остаться в одиночестве и не отваживаются быть самим в темных помещениях. Также для возрастного отрезка от четырех до семи лет свойственны фобии, связанные с мистикой. Ребята в таком возрасте очень бояться воздействия нечистой силы и испытывают страх перед существами, созданными их же фантазией.

Для ребят школьного возраста характерны социальные фобии: они испытывают панический страх перед выступлениями на публике. Они могут панически бояться учителей и испытывать неуправляемую тревогу перед предстоящими экзаменами. Некоторые школьники страдают от фобий, суть которых – неспособность завести новые знакомства.

У подростков часто возникает тотальный страх смерти и связанные с ним расстройства, например, боязнь заразиться неизлечимым заболеванием либо страх стать случайной жертвой насилия. У некоторых подростков формируется иррациональная тревога, связанная с предвкушением начала военных действий либо направленная на потенциально возможные природные катаклизмы.

Необходимо указать, что фобии с тяжелым течением, которые вносят существенные ограничения в жизнь детей, определяются более чем у 1% всех малышей им подростков. При этом этот показатель отражает лишь количество клинически зафиксированных случаев. Многие же упорно скрывают наличие у них тяготящих переживаний. Либо же их родители не придают особого значения эмоциональному состоянию ребенка, считая страхи – надуманным и самостоятельно проходящим явлением.

Чаще всего в лечебные учреждения обращаются пациентки женского пола. Это можно объяснить тем, что девочки и девушки, в отличие от мальчиков и юношей, являются более открытыми людьми и готовы откровенно вслух выражать свои переживания.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Рассмотрим детские страхи по возрастам:

  • до полугода. Фобии возникают, если не обеспечен физический и эмоциональный комфорт, не удовлетворяются потребности в еде, сне, физической активности, тепле.
  • 7 месяцев – год. Возрастные страхи у детей связаны с тем, что уходит мать, появляются другие лица. Родители без слов должны понимать, что чувствует ребенок, уметь устанавливать контакт на уровне эмоций.
  • 1-3 года. Страх перед одиночеством, неожиданными звуками, уколами, страх боли и перед Волком из сказки.
  • 3-5 лет. Боязнь ребенка остаться одним, замкнутого пространства и когда в помещении темно.
  • 4-5 лет. Детские страхи дошкольного возраста связаны со «злыми» сказочными персонажами.
  • 5-7 лет. Дети этого возраста боятся кошмаров во сне, которые воспроизводят страхи настоящие, прошлые и будущие. Также они боятся умереть, когда заснут.
  • 6-7 лет. Девочки и мальчики испытывают страх перед разлукой с родителями. В этом возрасте ребенок уже чувствует время и пространство, понимает, что человек живет определенное время после рождения, что это произойдет со всеми членами семьи.
  • 7-8 лет. Появление мнительности, навязчивости, тревожности. Ребенок боится, что родители не одобрят его поведение или поступок, боятся, что не будут соответствовать родительским ожиданиям и пожеланиям. Боятся природных стихий.
  • 8-11 лет. Дети боятся, что родители умрут, а также несоответствия общепринятым нормам социума.
  • 11-16 лет. Подростковый возраст – это время, когда мировоззрение, интересы, увлечения ребенка проходят этап своего становления. Меняется самооценка. В таком возрасте ребенок стремится к индивидуальности, но ему нужно быть со всеми, соответствовать ценностям и нормам определенной группы. Подростки боятся изменений, которые происходят в их организме, нападений, стихийных бедствий, заболеть и умереть. При этом они стараются тщательно скрывать свои страхи. Если у ребенка в подростковом возрасте имеются устойчивые страхи, это говорит о том, что он не уверен в себе, не чувствует себя в безопасности, не ощущает понимания и поддержки близких.

Основные корректирующие методы детского поведения.

Истории родителей трудных подростков

На yburlan.ru уже 1150 результатов родителей, которые прошли тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»:

Доченька моя 14 лет отроду начала худеть с октября 2014 года и к январю 2020 с 52 кг достигла 34.

Моей дочери назначили сильные психотропные препараты, от которых не только не было эффекта, но и она стала какая-то вялая без огонька в глазах… Недолго думая, я решила пойти и оказалась в группе №46, но сомнения в эффективности еще сохранялись какое-то время, мне казалось, что я теряю свою единственную дочь. Дочь несколько лекций слушала со мной, начала кушать! Набрала в весе (сейчас 48-50 кг)!

Алина Г., менеджер фармкомпании Читать полный текст результата

А еще страшней, когда не понимаешь, почему твой ребенок ищет смысл жизни и при этом режет свою кожу. Сначала были порезы на бедрах, потом на животе, следом на руках, всего около 300 шрамов…И ничего не помогало, ни психологи, ни разговоры по душам, ни запреты, ни угрозы, ничего! И только когда я начала познавать себя с помощью СВП, познавать свою дочь, приняла и поняла, произошел перелом, и вот уже 3 месяца ни одного пореза, а шрамы наконец-то зажили!

Анна Л., менеджер Читать полный текст результата

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: