Как развить интеллект у детей и взрослых

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Какие факторы влияют на умственные способности?

У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые индивиды, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллектуалы. Отдельная группа людей — умственно отсталые индивиды с разными заболеваниями, дефектами развития.

Факторы, которые влияют на развитие интеллекта:

  1. Генетика.
  2. Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, которое включает социальный уровень жизни семьи, характер, способы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детских садах, школах).
  3. Питание. Для активной работы и развития головному мозгу нужно постоянно получать определенное количество питательных элементов.
  4. Влияние сверстников, друзей.

При проведении исследований ученые выявили и другие факторы — взаимоотношение родителей, размеры дома, его стоимость, зарплата каждого члена семьи, доход за 1 год.

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:

  1. Содержание (о чем мы думаем).
  2. Операция (как мы мыслим).
  3. Результат (к чему приводит процесс).

Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.

Интеллект: составляющие и важные функции

Как и самого определения, что такое интеллект, также и не существует единой структуры. О работах Спирмена и Кэттела упоминалось раньше, а потому будем основываться именно на их учениях.

Основные составляющие человеческого интеллекта:

  • объём активной, а именно рабочей памяти, которая даёт возможность логически мыслить, а также прогнозировать;
  • наличие многоуровневой иерархии системного отбора нужной или полезной информации;
  • память;
  • наличие сознания.

Исходя из этого, можно понять, что у людей по-разному развит интеллект, а именно его компоненты. Всё это обусловлено не только жизненным опытом, но и генотипом. Интеллект имеет важные функции:

  • возможность познавать окружающий мир целостно;
  • интеллект позволяет формировать цели, а также преодолевать препятствия и решать задачи для достижения тех или иных целей;
  • возможность предсказывать будущие события с помощью прогнозирования, а также видеть условные результаты собственных действий;
  • интеллект имеет важную функцию и это видоизменение и управление окружающим миром для создания новых реалий;
  • познавательный опыт накапливается и передаётся другим людям, чтобы они могли на практике его использовать в различных сферах деятельности.

Интеллект даёт человеку возможность манипулировать предметами, а также явлениями внешнего мира. Например, адаптация к различным условиям и улучшение качества жизни, а также минимизация рисков и катастроф для будущего поколения.

Основные функции

Общий интеллект выполняет различные функции и задачи.

Функция интеллекта. Пример из жизни.
Познание окружающего мира в целом. Ребенок появляется на свет, постоянно познает новое, изучает мир, жизнь.
Формирование целей и задач, преодоление препятствий, возникающих на пути. Школьник поставил перед собой цель учиться на одни пятерки. Ему не давалась химия, но при помощи интеллектуальных усилий и регулярных занятий он смог разобраться с материалом.
Возможность прогнозировать события, предугадывать результаты своих действий. Человек понимает, что если он будет грубить окружающим, то его не будут уважать, поэтому он старается общаться вежливо.
Управление окружающим миром, создание новых реалий. Немецкий изобретатель Карл Бенц изобрел автомобиль, а раньше люди не могли представить себе ничего подобного.
Способность накапливать в процессе деятельности опыт, передавать его другим. Человек научился грамоте, обучил этому своих детей.
Возможность занимать определенное положение в обществе. Мужчина хорошо учился в школе и институте, стал инженером. Благодаря совокупности своих умственных способностей, он смог занять высокую должность, получить уважение среди коллег, хорошую характеристику от работодателя и рекомендации.
Развитие существующих умений. Школьник научился решать задачи на складывание и вычитание. Благодаря интеллектуальным усилиям, на основе этого он освоил деление и умножение, решение уравнений.
Возможность проявить свой талант. Девушка с детства занималась музыкой, что позволило ей занять призовое место в городском конкурсе талантов.
Самоутверждение, реализация себя как личности. Интеллект помог начинающему писателю создать качественное литературное произведение, заявить о себе.

О чём не говорят баллы IQ

Успех в труде

С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.

Общественная ценность

Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.

Эффективность

Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.

Бонус. Теория Говарда Гарднера: множественные виды интеллекта

Есть более новые концепции в области человеческого интеллекта. Одну из них разработал Говард Гарднер (Howard Gardner). Он различает целых 9 типов интеллекта:

  1. Внутриличностный (Intrapersonal)
  2. Лингвистический (Linguistic)
  3. Логико-математический (Logical/Mathematical)
  4. Природоведческий (Naturalist)
  5. Экзистенциальный (Existential)
  6. Пространственный (Spacial)
  7. Музыкальный (Musical)
  8. Межличностный (Interpersonal)
  9. Телесно-кинестетический (Bodily/Kinesthetic)

Рассмотрим каждый вид интеллекта по этой концепции чуть подробнее и закончим на этом. Дело в том, что непонятно, каким образом измерять эти виды интеллекта. А можно ли управлять тем, что мы не можем измерить? Вряд ли.

Итак, человек, который обладает внутриличностным интеллектом хорошо понимает себя и про таких говорят, что они знают себе цену. Такие люди обычно занимаются предпринимательством, терапией, писательством, могут быть социальными работниками.

Лингвистический интеллект даёт возможность выражать свои мысли и понимать идеи. Обычно это писатели, журналисты, адвокаты и ораторы.

Обладатели логико-математического интеллекта сильны в обосновании и логическом мышлении, различают тенденции и зависимости в обыденных вещах. Это бухгалтеры, инженеры, программисты, математики и учёные.

Природоведческий интеллект даёт понимание особенностей природного мира, его чувственное восприятие. Это обычно учёные в области изучения окружающей среды, ботаники, фермеры, метеорологи, ветеринары, моряки, лесники, зоологи и биологи.

Экзистенциальный интеллект даёт глубокую мотивацию вопросам человека о жизни, смерти и реальности вообще.  Обычно люди с развитым интеллектом такого типа являются религиозными лидерами или философами.

Пространственный интеллект — это пространственное мышление, часто выражающееся в способности создавать новые образы. Такие люди могут быть артистами, архитекторами, дизайнерами, инженерами, фотографами и изобретателями.

Музыкальный интеллект даёт чувство ритма и способность слышать и управлять моделями звука. Это музыканты, авторы песен, композиторы, звукооператоры и учителя музыки.

Межличностный интеллект — это способность понимать других людей, что благоприятно сказывается на командной работе. Обычно это учителя, медсёстры, продавцы, терапевты и политики.

Телесно-кинестетический интеллект определяет физическую активность обладателя, его способность наслаждаться движениями тела и даже создавать на основе этих движений образы. Таким интеллектом обладают атлеты, танцоры и актёры.

Еще по теме «Физическая активность ребенка»:

давно мучает вопрос …..

Физическая активность и развитие интеллекта ребенка. Развитие эмоционального интеллекта у детей : 10 шагов к успеху. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального…

про физ-ру

про физ -ру. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями…

Физическая нагрузка для 5 лет

Физическая нагрузка для 5 лет. Физкультура, закаливание. Ребенок от 3 до 7. Воспитание Физическая нагрузка для 5 лет. Интересно узнать кто чем занимается в 5 лет, только по…

Увеличить мышечную массу 8-летнего мальчика.

Раздел: Детский спорт (как нарастить мышечную массу ребенку ). Увеличить мышечную массу 8-летнего мальчика. Исходные данные: мальчику 8 лет и два месяца.

Физическая активность снижает риск слабоумия у женщин

Интересно, что физическая активность в возрасте 30 и 50 лет не была в значительной степени связана с уровнем когнитивных нарушений у тех женщин «Низкий уровень физической активности у сегодняшней молодежи может означать увеличение уровня слабоумия в будущем.

физическая активность…

физическая активность …. …затрудняюсь выбрать раздел. Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими.

Вчера была с ребенком в центре Скворцова

Конференция «Другие дети » «Другие дети «. Раздел: Медицинские процедуры (задержка формирования альфа ритма у ребенка 7 лет ээк). Вчера была с ребенком в центре Скворцова.

Как определить интеллект у неговорящего ребёнка с двигательными нарушениями?

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Как определить интеллект у ребнка, который вообще никак не говорит, из-за двигательных нарушений, не может показать, взять?

тест на интеллект

Понимаю, что вопрос анекдотичный, но все же: можно Я когда-то лет 8 назад в Библиоглобусе покупала брюшюрку «Узнай IQ своего ребенка».

Риск раннего развития

Интеллектуальное развитие опережает физическое. Ребенок инстинктивно начинает заниматься только тем, что получается лучше, в Не перегружать ни интеллектуальным, ни физическим, ни духовным. У каждого (как ребенка, так и взрослого) свои потребности.

Запрет на физкультуру:(

Запрет на физкультуру:(. Врачи, поликлиники, болезни. Ребенок от 7 до 10. Наоборот, многие ему даже завидуют, а уж в старших классах сачкануть физ -ру станет вообще обычным делом.

Ограничения физ.нагрузки после пиелонефрита

Ограничения физ .нагрузки после пиелонефрита. Болезни. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки.

Сохранный интеллект

Сохранный интеллект. Аутизм. Другие дети. Занимаясь со своим аутичным ребенком (4 года, ЗПРР, сенсо-моторная алалия, синдром аутизма) часто ловлю себя на мысли, что не могу уже с такой же уверенностью, как раньше, сказать, что же такое интеллект ?

Важен баланс интеллектуального и эмоционального

Важен баланс интеллектуального и эмоционального. …затрудняюсь выбрать раздел. Раннее развитие. Мне кажется, наиболее естественное развитие происходит в условиях, когда ребенка ни к чему специально не принуждают, но предоставляют возможности проявить себя.

Ритмы мозга…популярно. Альфа.

Отмечаются также изменения амплитуды альфа-ритма в течение одной записи ЭЭГ; альфа-ритм при этом часто имеет модулированный характер; альфа- активность локализуется преимущественно в затылочных отделах полушарий и связана со зрительным анализатором.

Ритмы мозга…популярно.Тетта

Физическая активность и развитие интеллекта ребенка. Мы все готовы содействовать развитию любознательности, мы хотим развить поисковую активность ребенка, подвести его к…

Ритмы мозга…популярно. Дельта.

Интересность: Комментировать статью » Физическая активность и развитие интеллекта ребенка «. Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей.

Развитие отстающих деток

Другое дело физическая активность, тут могут быть ограничения для ребенка который физически, например, не может ходить, это ясно. Мне нравятся многие методики раннего…

Активность перед сном

Активность перед сном. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Когда я начинаю разбирать нашу постель перед сном, ребенок начинает на ней радостно скакать, смеяться, визжать и т.д. Она подключает к…

Развитие интеллекта у человека

Уровень интеллекта у каждого человека зависит в основном от врожденных качеств. На развитие ребенка и его мышления огромное влияние оказывает его семья и окружение. Именно с детства закладывается основная “база”. Бывает часто, что взрослые могут жить “бездумно”, и естественно это будет передаваться детям, так как ребенок полностью копирует тех, кто его окружает постоянно. Жить бездумно — вот как называется феномен выключенного интеллекта. Ребенка надо развивать с самого детства, учить его мыслить, рассуждать и думать. Он — будущий человек, который должен уметь адаптироваться в различных ситуациях. Интеллект уже с детства разделяется на два вида:

  • Социальный. Это так называемая способность человека понимать окружающих его людей, их поведение, мысли, чувства. Это необходимо для адаптации в обществе, успешному взаимодействию с другими людьми.
  • Эмоциональный. Это тот интеллект, который помогает человеку понимать самого себя, свои мысли, эмоции, чувства.


Рис. 2. Виды интеллекта

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Развитие интеллекта у пожилых людей

Частые проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди – это деменция, болезнь Альцгеймера и общее угасание когнитивных функций. Для того чтобы эти проблемы предотвратить или замедлить их проявления, необходимо отслеживать свой IQ, замечать за собой снижение памяти и внимания

Особое внимание нужно уделять рабочей памяти – это вид памяти, где хранится и обрабатывается информация, которая нужна нам временно и которой мы пользуемся в данный момент. Если вы долго не можете вспомнить слово, которое крутится на языке, или забываете часть дел, которые нужно выполнить за небольшой отрезок времени, желательно проверить состояние своих когнитивных функций

Здесь важно вовремя обратиться к специалисту и заняться развитием интеллекта – это поможет предотвратить угасание когнитивных функции на ранних стадиях. Как ни странно, в пожилом возрасте развить интеллект помогают именно физические нагрузки, а не разгадывание кроссвордов

Дело в том, что моторная кора головного мозга, отвечающая за физическое развитие, плотно связана с участками коры, отвечающими за интеллект

Активация нейронов в моторной коре позволяет активировать память, внимание, и другие когнитивные функции

Заболевания и расстройства

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.

Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя

В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния

Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции, что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).

Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).

Виды и функции

Ученые с начала XX века пытались составить точную классификацию видов интеллекта, но это был сложный процесс. Самая популярная классификация, которую признали большинство ученых, была составлена Говардом Гарднером. Он выделил 8 видов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Подразумевает развитое умение принимать, передавать информацию с помощью грамотно поставленной речи. Такой вид интеллекта предполагает присутствие определенных качеств у индивида — умение осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их комбинацию, составлять полноценные предложения зависимо от языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
  2. Логико-математический. Подразумевает развитые математические способности, логическое мышление. Характеризуется рядом качеств — умение упорядочивать мысли, выстраивать структуры понятий по иерархии значимости, работать с разными базами данных, оперировать цифрами, структурировать, систематизировать данные.
  3. Натуралистический. Характеризуется умением анализировать разные события, происходящие в окружающем мире, делать соответствующие выводы. С помощью этого интеллекта человек смог эволюционировать, адаптироваться к новым условиям существования.
  4. Визуально-пространственный. Характеризуется развитым умением ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих объектов, их расположение относительно других объектов, возможностью точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления — развитое воображение, умение создавать, обрабатывать, сохранять разные образы, способность переносить придуманные образы в рисунки, музыку, тексты.
  5. Межличностный. Подразумевает развитие коммуникационных навыков с другими людьми. Качества — способность подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение разными методами вербальной, невербальной коммуникации, наличие организаторских способностей.
  6. Кинестетический. Его называют телесным или тактильным. Подразумевает результативное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Для людей с развитым кинестетическим интеллектом характерны достижения в кузнечном и столярном деле, изготовлении скульптур.
  7. Музыкально-ритмический. Человек имеет развитые умственные способности в определении разных звуков, нот, тонов, чувства ритма, понимании мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся выдающимися музыкантами.
  8. Внутриличностный. Характеризуется сильной связью самосознания с умственными способностями. Для этого вида интеллекта характерны — готовность к одиночеству, склонность к рефлексии, самоанализу. Такие индивиды умеют, любят погружаться в свой внутренний мир, уходя от окружающих проблем.

Отдельный вид интеллекта, который не входит в классификацию, — эмоциональный

О его важности ученые начали говорить только к концу XX века. Он характеризуется способностями человека к эмоциональному познанию окружающего мира, других людей

Функции:

  1. Помощь в занятии определенного положения в обществе.
  2. Получение знаний, осваивание навыков, развитие существующих умений.
  3. Проявление талантов, достижение успеха в разных сферах деятельности.
  4. Самоутверждение, самореализация.

Интеллект помогает человеку выжить в разных реалиях окружающего мира, приспособиться к изменяющимся условиям.

Физические виды интеллекта

Физический интеллект – это интеллект, который непосредственно связан с телом человека, его способностями и характеристиками, т.е. это некий бессознательный “интеллект” самого тела, охватывающий все ткани и органы. Он определяется способностями человека управлять своим телом и телесными желаниями. Такой интеллект хорошо развит у людей, которые занимаются спортом и вообще изучают и совершенствуют способность управлять своим телом.

Реализация амбициозной личной стратегии невозможна без планирования развития и самого развития всех видов интеллекта человека.

Мы проведём тест различных видов интеллекта в следующем модуле.

Диагностика

Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.

Среда измерьте свой IQ

Пусть в среду тренажером мозга станут тесты интеллекта на оценку IQ. Их ведь можно выполнять не только с целью измерить уровень своего умственного развития и коэффициент интеллекта, но и в целях интеллектуальной тренировки.

Но эти тесты, как правило, решаются за установленное время. Поэтому сначала надо посмотреть, сколько времени вам выделяется на решение батареи предложенных задач. Затем засечь время и приступить к испытанию.

Кстати, засекая время, вы тем самым задаете себе определенную планку на будущее. Сохраните запись с указанием времени, в которое вы уложились, чтобы в следующий раз у вас была возможность сравнить старые результаты с новыми и отследить свой прогресс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: