Насколько у вас развитый социальный интеллект

Как развить социальный интеллект

Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:

  • потенциал личности – контактность, совместимость с другими людьми;
  • самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
  • моделирование соц. явлений;
  • понимания мотивов людей и их поведения.

Чтобы поднять планку social intelligence, необходимо улучшить одни знания и избавиться от других привычек, которые мешают контактированию в обществе

Самое первое – выйти за рамки эгоизма и обратить свое внимание на других людей, то есть повысить восприимчивость. Было бы полезно научиться делать следующие вещи:

  • понимать язык тела;
  • читать эмоции;
  • улавливать настроение собеседника;
  • слушать и слышать;
  • управлять собственными эмоциями;
  • выступать на публике без стеснения.

Уровни social intelligence

Способность к пониманию окружающих людей можно развить, причем у кого-то это получается проще и быстрее из-за врожденных талантов, а кому-то требуется приложить немало усилий. В то же время умение можно измерить с помощью нескольких методик. Основные степени развития:

  1. Низкий социальный интеллект – предполагает, что человек не умеет эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Его поведение можно назвать неадекватным, а привлекательность в глазах других индивидов серьезно снижена.
  2. Средний – означает, что в большинстве ситуаций личность способна понять своего собеседника и подстроить свое поведение под его нужды, за редким исключением – когда необходимо находить общий язык с тем, кто не отвечает взаимностью.
  3. Высокий – предполагает, что индивид может установить контакт с абсолютно любым партнером, но такими навыками обладают не более 11% всех людей на Земле.

В любом случае развить в себе способности можно, хотя и придется приложить немало усилий.

Духовный вид интеллекта

Духовный интеллект – это то, что непосредственно характеризует сбалансированность внутреннего мира и личности человека, его внутренняя цельность. Это очень важный момент для личной стратегии, он характеризует то, насколько ваши поступки соответствуют вашим глубинным ценностям, целям, желаниям и убеждениям.

Если ваша личная стратегия не будет соответствовать вашим глубинным ценностям, то вероятность её реализации минимальна. Вы сами сознательно или подсознательно будете искать способы не реализовывать её. Духовный интеллект не только характеризует то, насколько ваша жизнь сочетается с тем, что вы хотите и можете делать хорошо.

Духовный интеллект характеризует вашу способность сделать выбор на основе ваших ценностей и следовать им. Этот вид интеллекта определяет также понимание и ощущение смысла жизни, а также вашу способность найти свое место в жизни и цель.

В одном из уроков мы будем изучать японское понятие Икигаи. В нём вы узнаете, что ваш духовный интеллект помогает найти Икигаи и реализовать его.

Виды интеллекта в психологии

Классификацию интеллекта по Гарднеру используют с середины ХХ века, когда психологи поняли, что умственные способности людей отличаются.

Выделяется 8 видов интеллекта:

  1. Логико-математический интеллект. Это умение упорядоченно мыслить, структурировать информацию, давать явлениям количественную оценку, мыслить в рамках логики, понимать графики, таблицы, чертежи.
  2. Вербально-лингвистический интеллект. Способность воспринимать и передавать информацию в речевой форме. Сюда относится осмысленное восприятие звуков речи, использование языка в соответствии с его нормами и требованиями, владение письменной речью, умение создавать связные тексты, соблюдение правил речевого этикета, регулирование речевых норм в зависимости от ситуации.
  3. Визуально-пространственный интеллект. Развитие образного мышления и факторов, которые связаны с ним: ориентация в пространстве, фиксирование образов в сознании, развитое воображение, умение воплощать свои мысли в образах (рисунок, стихотворение, песня).
  4. Натуралистический интеллект. Существование человека во многом зависит от его умения анализировать окружающую обстановку (отличить съедобное от несъедобного, оценить погодные условия, понять угрозу со стороны врага).
  5. Межличностный или интерперсональный интеллект. Успех человека часто зависит от его умения взаимодействовать с социумом. Включает в себя: выстраивание взаимодействия с другими людьми, владение различными средствами коммуникации, способность руководить и подчиняться, работать в команде, организовывать какое-либо дело.
  6. Внутриличностный интеллект. Вид интеллекта тесно связан с самосознанием, включает в себя: погружение в собственный внутренний мир, анализ своих чувств и поступков, склонность оценивать свои действия, готовность к одиночеству, понимание своих достоинств и недостатков.
  7. Музыкально-ритмический интеллект. Это способность воспринимать мелодию, тембр, ритм. Люди с развитым музыкально-ритмическим интеллектом хорошо воспроизводят на слух мелодии, оценивают эмоциональный характер музыки, различают особенности звучания разных музыкальных инструментов.
  8. Кинестетический интеллект. Познание и осмысление реальности через движения, прикосновения. Это необходимость чувствовать свое тело, понимать его сигналы.

https://youtube.com/watch?v=HgAxezdioSA

А выделяют ли какие-то еще виды интеллекта? Эмоциональный интеллект не входит в классификацию Гарднера, но выделяется психологами.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать мир через чувственную призму, понимать состояние других людей, уметь его анализировать, управлять своими собственными эмоциями.

Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта демонстрирует раздражительность и конфликтность. В сложных ситуациях он нерешителен, не может быстро сориентироваться. Он пытается все в жизни контролировать, но это у него плохо получается. Если его планы срываются, склонен проявлять гнев.

Развивать эмоциональный интеллект стоит если:

  1. Человек застрял на одной и той же эмоции (например, на обиде, вине или злости).
  2. Склонность постоянно совершать одну и ту же ошибку (человек раздражается там, где нужно вести себя предельно вежливо и сдержанно).
  3. Отсутствует развитие, человек или «ходит по кругу» или замечает за собой деградацию.
  4. Жизни людей стали интересовать больше, чем своя собственная.

Социальный интеллект

Обладать социальным интеллектом – значит правильно понимать поведение людей. Это нужно для успешного взаимодействия в социуме. Чтобы обладать высоким уровнем социального интеллекта, нужно:

  1. Развивать свою восприимчивость, эмпатию. Для этого нужно немного отодвинуть свой эгоизм, начать воспринимать других людей.
  2. Предполагать, о чем думает собеседник, какое у него настроение.
  3. Научиться брать под контроль свои эмоции, демонстрировать их правильно, не задевая чужого достоинства и личностных границ.
  4. Развивать актерские таланты, так как человек с высоко развитым социальным интеллектом умеет подстраиваться под ситуацию.

https://youtube.com/watch?v=tdB3VBB2NvM

Что такое социальный интеллект

Сегодня под социальным интеллектом подразумевают «набор способностей и навыков, с помощью которых мы разбираемся в социальных ситуациях». Дэниел Гоулман, американский психолог, научный журналист, один из самых известных современных исследователей явления и автор книги «Social Intelligence», описывает его как умение «соображать, что к чему в отношениях. Это подразумевает эмпатию, умение почувствовать, что испытывает другой человек, понимать его или её точку зрения и уметь легко и непринуждённо вести эффективную коммуникацию. Это подразумевает, что вы знаете, что испытывает человек, и действуете в соответствии с этим».

Гоулман выделяет две важные составляющие социального интеллекта: социальное восприятие (то есть то, как мы считываем информацию об окружающих) и социальные способности (то, как мы поступаем с этим новым знанием). В социальное восприятие, по словам Гоулмана, входит целый спектр навыков — от простейшей эмпатии, когда мы быстро считываем состояние другого человека, до эмпатической точности, когда мы разбираемся в его или её чувствах и мыслях, и социального познания — умения разбираться в сложных социальных ситуациях. Социальные способности вытекают из социального восприятия — это то, как мы действуем в обществе других людей, чтобы в результате общение было комфортным и эффективным. Это тоже целый спектр: как мы ведём себя в чужом обществе, как мы влияем на других людей, как взаимодействуем с ними на невербальном уровне.

Бонус. Теория Говарда Гарднера: множественные виды интеллекта

Есть более новые концепции в области человеческого интеллекта. Одну из них разработал Говард Гарднер (Howard Gardner). Он различает целых 9 типов интеллекта:

  1. Внутриличностный (Intrapersonal)
  2. Лингвистический (Linguistic)
  3. Логико-математический (Logical/Mathematical)
  4. Природоведческий (Naturalist)
  5. Экзистенциальный (Existential)
  6. Пространственный (Spacial)
  7. Музыкальный (Musical)
  8. Межличностный (Interpersonal)
  9. Телесно-кинестетический (Bodily/Kinesthetic)

Рассмотрим каждый вид интеллекта по этой концепции чуть подробнее и закончим на этом. Дело в том, что непонятно, каким образом измерять эти виды интеллекта. А можно ли управлять тем, что мы не можем измерить? Вряд ли.

Итак, человек, который обладает внутриличностным интеллектом хорошо понимает себя и про таких говорят, что они знают себе цену. Такие люди обычно занимаются предпринимательством, терапией, писательством, могут быть социальными работниками.

Лингвистический интеллект даёт возможность выражать свои мысли и понимать идеи. Обычно это писатели, журналисты, адвокаты и ораторы.

Обладатели логико-математического интеллекта сильны в обосновании и логическом мышлении, различают тенденции и зависимости в обыденных вещах. Это бухгалтеры, инженеры, программисты, математики и учёные.

Природоведческий интеллект даёт понимание особенностей природного мира, его чувственное восприятие. Это обычно учёные в области изучения окружающей среды, ботаники, фермеры, метеорологи, ветеринары, моряки, лесники, зоологи и биологи.

Экзистенциальный интеллект даёт глубокую мотивацию вопросам человека о жизни, смерти и реальности вообще.  Обычно люди с развитым интеллектом такого типа являются религиозными лидерами или философами.

Пространственный интеллект — это пространственное мышление, часто выражающееся в способности создавать новые образы. Такие люди могут быть артистами, архитекторами, дизайнерами, инженерами, фотографами и изобретателями.

Музыкальный интеллект даёт чувство ритма и способность слышать и управлять моделями звука. Это музыканты, авторы песен, композиторы, звукооператоры и учителя музыки.

Межличностный интеллект — это способность понимать других людей, что благоприятно сказывается на командной работе. Обычно это учителя, медсёстры, продавцы, терапевты и политики.

Телесно-кинестетический интеллект определяет физическую активность обладателя, его способность наслаждаться движениями тела и даже создавать на основе этих движений образы. Таким интеллектом обладают атлеты, танцоры и актёры.

Описание

Этим термином обозначают совокупность талантов и умений, с помощью которых индивиду удается стать успешным при взаимодействии с другими людьми, найти свое место в мире. Он включает в себя 3 основных навыка:

  1. Способность точно понимать поведение других, причины того или иного шага.
  2. Возможность осознавать собственные действия (зачем я веду себя так, какую цель преследую, могу ли я добиться желаемого результата).
  3. Умение действовать соответственно конкретной ситуации, учитывать все ее особенности и нюансы.

Во многом этот навык пересекается с так называемым эмоциональным интеллектом, позволяющим правильно определять и оценивать чувства окружающих. Одновременное развитие сразу двух этих способностей гарантированно повышает эффективность взаимодействия, но если для emotional intelligence крайне важен врожденный талант, то social прекрасно поддается тренировке.

Измерение

Коэффициент социального интеллекта (SQ) представляет собой статистическую абстракцию, аналогичную подходу «стандартных баллов», используемому в тестах IQ , со средним значением 100. Результаты 140 или выше считаются очень высокими. В отличие от стандартного теста IQ, это не фиксированная модель. Он больше склоняется к теории Жана Пиаже , согласно которой интеллект — это не фиксированный атрибут, а сложная иерархия навыков обработки информации, лежащая в основе адаптивного равновесия между человеком и окружающей средой. Следовательно, человек может изменить свой SQ, изменив свое отношение и поведение в ответ на свое социальное окружение.

До недавнего времени SQ измеряли с помощью таких методов, как сеансы вопросов и ответов. Эти занятия оценивают прагматические способности человека проверить право на участие в определенных курсах специального образования; однако были разработаны некоторые тесты для измерения социального интеллекта. Этот тест можно использовать при диагностике расстройств аутистического спектра . Этот тест также можно использовать для проверки некоторых неаутичных или полуаутичных состояний, таких как семантическое прагматическое расстройство или ШРЛ , шизофрения , диссемия и СДВГ .

Существуют некоторые меры социального интеллекта, которые представляют собой самооценку. Несмотря на то, что их легко применять, возникает некоторый вопрос, можно ли лучше интерпретировать показатели социального интеллекта, полученные в результате самоотчета, с точки зрения социальной самоэффективности (то есть уверенности человека в своей способности работать с социальной информацией).

Люди с низким SQ больше подходят для работы с низкими контактами с клиентами, а также в небольших группах или командах или независимо, потому что они могут не иметь необходимых межличностных коммуникаций и социальных навыков для успеха с клиентами и другими сотрудниками. Люди с SQ более 120 считаются социально квалифицированными и могут исключительно хорошо работать с должностями, предполагающими прямой контакт и общение с другими людьми.

Тест социального интеллекта Университета Джорджа Вашингтона : это один из единственных способов измерения способностей, доступных для оценки социального интеллекта, он был создан в июне 1928 года доктором Тельмой Хант, психологом из Университета Джорджа Вашингтона. Первоначально он был предложен как измерение способности человека иметь дело с людьми и социальными отношениями. Тест разработан для оценки различных социальных способностей, которые включают наблюдение за человеческим поведением, оценку социальной ситуации, память имени и лица и теорию разума по выражению лица. Пересмотренное второе издание теста социального интеллекта Университета Джорджа Вашингтона состоит из цитируемых пунктов:

  • Наблюдение за поведением человека
  • Распознавание психического состояния говорящего
  • Память на имена и лица
  • Суждение в социальных ситуациях
  • Чувство юмора

Методики

Я перечислю основные способы развития и измерения умственной деятельности в рамках самых популярных психологических концепций.

Модель структуры интеллекта Г. Айзенка

Этот британский психолог предположил, что любой человек обладает тремя разными видами интеллектуального формирования, которые и определяют его умения. Речь идет о:

  1. Биологических, то есть врожденных навыках обработки информации. Они зарождаются непосредственно в структурах головного мозга и составляют основу всех знаний, которые будут получены индивидом в процессе жизни.
  2. Психометрических, то есть тех самых показателей, которые измеряются при помощи тестов.
  3. Социальных – формирующихся во время социализации, развивающиеся постепенно и во многом определяемые окружающей средой и людьми.

Интеллектульные способности одновременно могут включать в себя развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, умение рассуждать, приспосабливаться, взаимодействовать

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда

Эта концепция более сложная. Интеллектуальные проявления индивида в ней представлены в виде куба, состоящего из множества маленьких кубиков. Этот макет включает в себя более 100 факторов, определяющих степень развития умений человека, но все они основаны на трех переменных, которые позволяют определить, как происходит процесс обработки информации:

  1. Содержание данных.
  2. Умственные действия.
  3. Полученные результаты.

Важно отметить, что среди всех «кубиков», выделяемых методикой, умственная активность кроется лишь в одном небольшом столбике – умении познавать и понимать поведение. Этот маленький кусочек раскрывает 6 отдельных факторов:

  1. Способность выделять словесную и невербальную информацию собеседника.
  2. Воспринимать нечто общее во всем потоке данных.
  3. Понимать отношения.
  4. Видеть логику развития ситуаций.
  5. Замечать изменения.
  6. Прогнозировать возможные последствия.

Именно эти факторы замеряются с помощью тестовых методик и в конечном итоге определяют итоговый уровень развития социального интеллекта, узнать который вы сможете, если пройдете онлайн-тест Гилфорда.

Основные функции

Общий интеллект выполняет различные функции и задачи.

Функция интеллекта. Пример из жизни.
Познание окружающего мира в целом. Ребенок появляется на свет, постоянно познает новое, изучает мир, жизнь.
Формирование целей и задач, преодоление препятствий, возникающих на пути. Школьник поставил перед собой цель учиться на одни пятерки. Ему не давалась химия, но при помощи интеллектуальных усилий и регулярных занятий он смог разобраться с материалом.
Возможность прогнозировать события, предугадывать результаты своих действий. Человек понимает, что если он будет грубить окружающим, то его не будут уважать, поэтому он старается общаться вежливо.
Управление окружающим миром, создание новых реалий. Немецкий изобретатель Карл Бенц изобрел автомобиль, а раньше люди не могли представить себе ничего подобного.
Способность накапливать в процессе деятельности опыт, передавать его другим. Человек научился грамоте, обучил этому своих детей.
Возможность занимать определенное положение в обществе. Мужчина хорошо учился в школе и институте, стал инженером. Благодаря совокупности своих умственных способностей, он смог занять высокую должность, получить уважение среди коллег, хорошую характеристику от работодателя и рекомендации.
Развитие существующих умений. Школьник научился решать задачи на складывание и вычитание. Благодаря интеллектуальным усилиям, на основе этого он освоил деление и умножение, решение уравнений.
Возможность проявить свой талант. Девушка с детства занималась музыкой, что позволило ей занять призовое место в городском конкурсе талантов.
Самоутверждение, реализация себя как личности. Интеллект помог начинающему писателю создать качественное литературное произведение, заявить о себе.

Составляющие

Важно. Все люди делают что-то, рассчитывая на успех деятельности, это во многом определяет смысл и количество затрачиваемых сил

Все действия в социуме находятся в зависимости от других людей, с которыми необходимо взаимодействие при движении к достижению цели.

Для этого и нужен SQ, так как решение задач основано на понимании поведения людей и способности влиять на него.

Выделено несколько групп способностей, составляющих социального интеллекта:

  • познавательные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие.

Они, в свою очередь, тоже включают в себя несколько компонентов:

  1. Познавательные. Это знания, память, интуиция, прогнозирование:
    • Социальные знания. Знания о людях, правилах общения, эффективном взаимодействии.
  2. Социальная память. Запоминание имен, событий, лиц, сделанного и сказанного людьми.
  3. Социальная интуиция. Неосознанное понимание чувств, настроения, мотивов и всех остальных аспектов поведения людей.
  4. Социальное прогнозирование. Осознанное прогнозирование всего, что связано с поведением людей.
  5. Эмоциональные. Это выразительность, сопереживание, саморегуляция:
    • Социальная выразительность. Речь идет о степени и способах проявления эмоций и чувств, эмоциональной чувствительности.
  6. Сопереживание. Способность к эмпатии, умение ставить себя на место другого.
  7. Способность к саморегуляции. Способность к самоконтролю, регуляции эмоций.
  8. Поведенческие. Это восприятие, взаимодействие, адаптация:
    • Социальное восприятие. Умение слышать, видеть чувствовать и распознавать иные проявления поведения.
  9. Социальное взаимодействие. Различная степень способности коммуницировать с людьми в социуме.
  10. Социальная адаптация. Навык или дар адаптироваться к обстоятельствам и людям.

Развитие

Умение взаимодействовать с окружающими людьми действительно является ключевым аспектом для каждого человека, живущего в обществе. Без него индивид не способен нормально обучаться в школе, получать профессию, трудиться, заводить семью. Естественно, что многих волнует вопрос, как улучшить навыки, если врожденных талантов не хватает.

Способ действительно есть, но он затрагивает и другие формы интеллектуальной деятельности, в том числе эмоциональную. Тренировка должна проходить постоянно и повсеместно. В этом случае она закрепляется на когнитивном уровне и позволяет адаптироваться.

Постоянно пребывая в обществе других людей, копируя их поведение, пытаясь понять их чувства и эмоции, человек начинает более адекватно реагировать на происходящие вокруг ситуации и, в конце концов, выдает именно те реакции, которые от него ждут. Его привлекательность в глазах общества растет.

Физические виды интеллекта

Физический интеллект – это интеллект, который непосредственно связан с телом человека, его способностями и характеристиками, т.е. это некий бессознательный “интеллект” самого тела, охватывающий все ткани и органы. Он определяется способностями человека управлять своим телом и телесными желаниями. Такой интеллект хорошо развит у людей, которые занимаются спортом и вообще изучают и совершенствуют способность управлять своим телом.

Реализация амбициозной личной стратегии невозможна без планирования развития и самого развития всех видов интеллекта человека.

Мы проведём тест различных видов интеллекта в следующем модуле.

Интеллект мужчины и женщины

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин давно интересовали психологов. Результаты исследований показывают, что имеется некоторое различие в строении головного мозга, но оно не влияет на уровень умственных способностей. С большинством задач мужчины и женщины справляются одинаково. Исследователи пришли к выводу, что средний уровень развития интеллекта у субъектов обоих полов одинаков.

Однако, если среди представительниц женского пола нет большого разрыва по уровню интеллекта (большинство женщин имеют среднестатистические показатели), то у мужчин он ярко выражен. То есть среди представителей мужского пола индивидов с очень низким уровнем интеллекта так же много, как и интеллектуалов с очень высоким уровнем развития умственных способностей.

Ученые выяснили что на развитие умственных способностей мальчиков влияет полноценное питание будущей матери во время беременности, в то время как на девочках это не сказывается. Это связано с тем, что мужской мозг является более уязвимым во время своего внутриутробного развития.

Помимо этого у мужчин и женщин наблюдается разница в проявлении отдельных качеств из сферы интеллекта. До пятилетнего возраста особых различий в характере развития интеллектуальных способностей не наблюдается. Однако после достижения этого возраста у мальчиков начинают активно развиваться формы пространственного интеллекта и навыки манипулирования.

Для девочек же свойственно преобладающее развитие вербальных способностей. У мужчин чаще развиваются аналитические способности, таланты к точным наукам, за которые несет ответственность левое полушарие. Среди них гораздо больше известных математиков и физиков, чем среди женщин. Зато у женщин активно развиваются способности к творчеству и интуиции, за которые отвечает правое полушарие.

Различия в свойствах интеллектуального развития мужчин и женщин можно объяснить следующими причинами:

Особенности эмоционального социально-эмоционального интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью. Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: