Коммуникативные навыки
Что это:
- умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- вести переговоры с подчиненными, руководством, поставщиками, партнерам, инвесторами;
- задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
- выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.
Зачем нужны
Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде. Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее. Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.
Как проверить:
- тест оценки коммуникативных умений собеседника Ильина;
- тест коммуникативных умений Михельсона.
Как прокачать:
«Коммуникация. Теория и практики», Эм Гриффин
Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса ван Эдвардс
Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.
Курс Advanced Management Program, «Нетология» совместно с Rambler Group
Курс по эмоциональному интеллекту и soft skills. Посвящен управлению командой проекта, контролю бюджета, стратегическим переговорам с партнерами, предотвращению и решению конфликтов. Для команд и руководителей.
Развитие эмпатии у детей и подростков
- Безусловно, эмпатия у детей находится в прямой зависимости от того, насколько умеют сочувствовать и сопереживать его родители. Получая чувство любви и теплоты от взрослых, ребенок таким образом пропускает их через себя, учится не только понимать их, но и накапливать, делясь с окружающими.
- Ребенку свойственно проецировать свои переживания на других и пытаться найти их в ком-то. Именно так и формируется эмпатия.
У деток Достигая подросткового возраста, ребенок особенно нуждается в душевном и эмоциональном контакте с родителями, а его отсутствие мешает постигать и совершенствовать мир чувств и переживаний. Поэтому так важны доверительные, дружеские отношения в любой семье.
Теоретические основы
Тест-опросник способности к эмпатии предназначен для определения уровня эмпатических тенденций. Эмпатия (как сопереживание и сочувствие) является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Эмпатия предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи.
Выявлено, что уровень эмпатических тенденций у женщин выше, чем у мужчин, что, вероятно, связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. Необходимо помнить о возможности развития способностей к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.
Уровни эмпатии: количество, характеристика
- Как правило, выделяют три основных уровня эмпатии. Первому свойственно полное безразличие к окружающим, такие люди не стремятся к контакту, предпочитая уединение. Их часто окружает отчуждение со стороны окружающих.
- Наиболее часто встречаются эмпаты второго уровня. Эти люди также не настроены на сопереживание другим, проявляя его лишь изредка. Они, как правило, внимательны и тактичны, их эмоции контролируемы, чувства сдержанны. Порой они могут терять терпение, но в целом – деликатны и не слишком эмоциональны.
- Наиболее высоким считается третий уровень эмпатии, представителей которого можно не так часто встретить. Их по-настоящему интересуют окружающие, со своими проблемами и переживаниями. Эмпаты третьего уровня контактны, душевны и великодушны. У них на первом месте стоит чувство и интуиция, и только потом – рациональность.
Уровни Это общепринятое разделение эмпатии на уровни. Но существует и более детальное разграничение.
- Так, на первом уровне человек способен воспринимать собственные ощущения, характер своих эмоций, их тонкости. Такой человек способен чувствовать и другого, но только если этот другой находится рядом, причем, сам эмпат, как правило, даже не осознает, что это чужие эмоции.
- Второй уровень эмпатии характеризуется тем, что человек не просто понимает природу чувств и эмоций, но и способен по глазам, выражению лица, не понимая природы этого, понимать эмоции другого.
- Третий уровень уже подразумевает осознание себя эмпатом и осознанное восприятие чужих переживаний, разграничение своих и чужих эмоций.
Описание
- Наиболее чуткими и восприимчивыми являются эмпаты двух следующих уровней. Здесь эмпатия уже становится не просто способностью сопереживать, а качеством характера.
- На четвертом уровне человек способен полностью охватить всю гамму чувств и эмоций другого, причем даже на энергетическом, а не просто физическом уровне. Собственные чувства им полностью подвластны, более того, человек способен развивать их по собственной воле.
- Перейдя на пятый уровень эмпатии, человек вполне может контролировать не только свои чувства, но и определенной мерой управлять переживаниями и восприятием окружающих.
- Представители двух последних уровней часто встречаются среди тех, кого мы называем экстрасенсами, контактерами, ясновидящими.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчиненными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.
Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.
Социальная ответственность
Что это:
- способность воспринимать себя как часть команды;
- взаимодействовать с коллегами и руководителями;
- брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
- выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
- отслеживать дальнейшее развитие завершенного проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
- не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.
Зачем нужна
Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.
Как проверить:
- тест на определение командных ролей Белбина;
- тест «Руководитель глазами подчиненных» Подоляк.
Как прокачать:
«Серьезный разговор об ответственности», Керри Паттерсон
Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.
«Корпоративная социальная ответственность», Александр Крылов
Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.
Характер эмпатийного восприятия
Высокий уровень эмпатии у личности проявляется в ее умении сопереживать определенным образом, что отличает ее от сочувствия:
- В момент сопереживания эмпатийный человек «забывает» про себя, свои интересы и переживания – он целиком погружен в проблемы другого;
- Отчетливо понимает и называет для себя эмоции и переживания другой личности;
- Умеет заботливо и тактично донести свою поддержку и выразить способом, комфортным и близким для другого.
Эмпатийное сопереживание – больше, чем просто сопереживание.
Насколько тяжелен стакан воды? Однажды учитель пришел в колледж, подняв руку, со стаканом, полным воды. Сколько стоит этот стакан, — спросил профессор. «Ничего», — сказали ученики. «Вы почувствуете покалывание в правой руке», — сказали ученики. Очень хорошо!
Один из студентов сказал. Вы, наверное, парализуете, и нам придется вызвать скорую помощь, все ваши коллеги засмеялись. Но весь этот день изменит вес стекла? «Нет», — ответили хором студенты. Тогда почему моя рука страдает? Что мне делать, чтобы избавиться от боли?
«Положи это стекло!» — закричал один из учеников. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, следуют одному и тому же принципу. Держите их с собой в течение нескольких минут, и они будут выглядеть как вы несовершеннолетние! Держите их в течение нескольких часов, и они будут измельчать вас! Через несколько дней они парализуют вас, и вы ничего не сможете сделать!
Если такой человек видит, что другой напуган, ему больно, или, наоборот, испытывает радость – он чувствует страх и боль или радуется вместе с ним. Эти чувства воспринимаются как свои собственные. Эмпатия так же интересна тем, что в состоянии проявляться не только по отношению к окружающим людям или животным – ее особенность в проявлении чувств и эмоций той же силы к героям литературных произведений, театра и кино.
Чтобы зарядить вас любовью, счастьем и большим здоровьем! Имейте лучший год, чем тот, кто собирается пройти, но хуже тех, кто придет за ним! Прогресс всегда, духовно и материально. Возьмите лист бумаги и ручку, а затем посмотрите, что показывает о вас, этот тест личности.
У нас есть четыре формы: треугольник, квадрат, круг и неправильная форма. На вашей бумаге вы должны нарисовать четыре фигуры плюс один из них по вашему выбору. Итак, одна из форм, которую вы хотите, нужно будет повторить. Вы можете нарисовать эти фигуры так, как хотите. Не имеет значения их размер или цвет, и цвет бумаги, которую вы рисуете, не важен.
Мотивация
Что это:
- способность ставить цели, стремиться к их достижению;
- внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
- желание преодолевать трудности на пути к цели;
- умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
- заинтересованность в достижении результата.
Зачем нужна
Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.
Как проверить:
- тест мотивации на достижение успеха Элерса;
- тест мотивации успеха и боязни неудач Реана.
Как прокачать:
«Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше», Боб Салливан, Хью Томпсон
Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена 8 элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.
«Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца», Джон Эйкафф
Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.
«Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу», Джим Лоулесс
Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о 10 правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что еще не время и у него ничего не выйдет.
Список литературы
- Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 64–73.
- Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. С. 125–134.
- Бортникова А. А., Чаликова О. С. Исследование структуры эмоционального интеллекта // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2008. С. 264–267.
- Vidal S., Skeem J. Jacqueline Camp Emotional Intelligence: Painting Different Paths for Low-Anxious and High-Anxious Psychopathic Variants // Law. Hum. Behav. 2010. Vol. 34. P. 150–163.
- Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence. Handbook of human intelligence / ed. R.J. Sternberg. 2nd ed. New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
- Rieffe C., Terwogt M. M., Jellesma F. C. Emotional Competence and Health in Children. Emotion Regulation / eds. A. Vingerhoets et al. Springer, 2008. P. 184–201.
- Иванова Е. С., Пашкевич О. В. Особенности ЭИ в подростковом возрасте // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2008. Вып. 6. С. 264–267.
- Аршинская Е. Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 58–64.
- Корнетова Е. Г., Семке А. В. Современные вопросы и перспективы изучения шизофрении с ведущей негативной симптоматикой // Бюл. сиб. медицины. 2014. Т. 13, № 1. С. 5–13.
- Микилев Ф. Ф., Семке А. В., Корнетова Е. Г. Клинико-конституциональные аспекты ипохондрии при расстройствах шизофренического спектра // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2013. № 5. С. 44–47.
- Семке А. В., Ветлугина Т. П., Иванова С. А., Рахмазова Л. Д., Корнетова Е. Г., Федоренко О. Ю., Лобачева О. А. Биологические и клинико-социальные механизмы развития эндогенных психических заболеваний // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 4. С. 19–23.
- Downey L. A., Johnston P. J., Hansen K. L., Schembri R., Stough C., Tuckwell V., Schweitzer I. The relationship between EI and depression in a clinical sample // European Journal of Psychiatry., 2008. Vol. 22 (2). P. 93–98.
- Kaur I., Schutte N. S., Thorsteinsson E. B. Gambling control self-efficacy as a mediator of the effects of low emotional intelligence on problem gambling // Journal of Gambling Studies, 2006, vol. 22, pp. 405–411.
- Hansen K., Lloyd J., Stough C. Emotional Intelligence and Clinical Disorders. Assessing Emotional Intelligence, The Springer Series on Human Exceptionality / eds. C. Stough et al. Springer Science þ Business Media, LLC, 2009.
- Соколова И. Ю., Грицкевич Н. К. Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 45–51.
- Гранская Ю. В. Распознавание эмоций по выражению лица: дис. … канд. психол. наук. СПб.: изд-во СПбГУ, 1998 г. 175 c.
- Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6). С. 30–38.
- Жигинас Н. В., Гребенникова Е. В., Аксенов М. М., Зверева Н. А. Микросоциально-средовые факторы девиантного поведения подростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и психопрофилактике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 87–91.