Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
- Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
- Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
- Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
- Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
- Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
- Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
- Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
- Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
- Горе. Реакция на негативные события.
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Чтобы определить эмоциональное состояние, необходимо оценить свое нынешнее самочувствие по каждому столбцу:
1 – не подходит абсолютно;
2 – скорее да, чем нет;
3 – согласие;
4 – полностью верно.
Далее, посчитайте сумму баллов в строках списка и рассчитайте коэффициент по формуле:
КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)
Если полученное значение >1, то результат оценивается как положительный, если <1, имеет место негативное настроение, близкое к депрессии.
Эмоциональный стресс
Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.
Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.
Эмоциональность личности
У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными.
Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека
обозначается понятием «эмоциональность личности».
Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие
особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми
особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и
мировоззренческими ориентациями.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к
явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности
доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо
положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут
преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция
радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое
приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям,
оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют
подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное
беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева
человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.
К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенностивозникновения, протекания и прекращения эмоциональных
процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств
эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие
черты:
1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как
эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным,
другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.
2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного
эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными
особенностями личности.
3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих
человеку.
Развитие эмоций
Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера
человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.
1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные
характеристики организма, поскольку они связаны с его функционированием,
нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.
2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, чтоэмоциональная сфера человека, как и все психические процессы,развивается.
3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения
совместимы друг с другом. Элементарные эмоции как субъективные проявления
органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека
изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это
утверждение неверно.
Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и
становления личности в нескольких направлениях:
Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных
переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.
Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и
контроля чувств со стороны личности.
В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию
более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга,
ответственности и т. д.
Далее:4. Состояния психической напряженности Вверх:Тема 5. Эмоциональная сфера Назад:2. Виды эмоций
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий26.07.2010Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения
§ 2. Эмоциональные качества личности
В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства.
К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность – экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.
Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность – способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии – асинтонности (эмоциональной бесчувственности).
Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида – образуют эмоциональный тип личности. Различаются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.
Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний Это чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами.
Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными и незначительными.
Эмоционально-фригидные типы – люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.
Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Однако и владение эмоциями – одно из достоинств человека.
Владеть своими эмоциями – не значит быть бесчувственным, это значит владеть эмоциональными реакциями. Неприятность стойко переносится теми, кто не допускает при этом внешних проявлений. Не очень храбрый человек, вставший в гордую позу и с воинственным видом принявший вызов противника, – уже победитель своей робости. Смелый человек не лишен чувства страха – он одарен властью над страхом. Владение своими чувствами есть не подавление их, а включение в сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целесообразной направленности.
Как стать более спокойным?
Большая эмоциональность может принести личности не меньше трудностей, чем холодность и отстраненность. Нет никаких упражнений для того, чтобы стать менее пассионарным, здесь вам поможет обычный здравый смысл. Чрезмерная экспрессивность уместна на театральных подмостках или в домашней среде с людьми, которые хорошо вас знают. Но сильное проявление вашего настроения и внутренних переживаний не одобрят коллеги или шеф. «Фильтруйте», что и как вы говорите, как себя ведете.
Станьте наблюдателем самого себя, так как превратиться из очень открытого человека в рассудительного даже более сложно, чем наоборот.
Взаимодействие с другими людьми
Немного внимания нужно уделить и этой теме. Формирование эмоциональной устойчивости зависит не только от осознания, обдумывания и принятия своих чувств
Важно также научиться улавливать все подобные проявления и в других людях
Конечно, считывать чужие эмоциональные реакции намного сложнее. Но это лишь поначалу. Достаточно помнить, что все мы – люди. Если один человек как-то определенно реагирует на ту или иную ситуацию – почему другой не может отзываться на нее так же? Достаточно проявить немного наблюдательности и эмпатии, и со временем навык разбираться в других людях придет.
Коммуникация станет намного понятнее и четче. Человек заметит, как его связи с людьми (особенно с близкими) трансформируются. Ведь именно эмоции связывают нас между собой.
А отношения с другими людьми, надо отметить, непосредственно влияют на пресловутую устойчивость и социальную успешность. Как именно? Все просто. Чем больше у человека крепких, налаженных, качественных связей, тем он сам намного более устойчив. У него элементарно есть люди, с которыми он может поделиться впечатлениями, погрустить или порадоваться, попросить участия и помощи. Это – поддержка. Она укрепляет, делает сильнее. И, соответственно, устойчивее.