4 ключевые характеристики эмоциональной стабильности по ошо

Взаимодействие с другими людьми

Немного внимания нужно уделить и этой теме. Формирование эмоциональной устойчивости зависит не только от осознания, обдумывания и принятия своих чувств

Важно также научиться улавливать все подобные проявления и в других людях

Конечно, считывать чужие эмоциональные реакции намного сложнее. Но это лишь поначалу. Достаточно помнить, что все мы – люди. Если один человек как-то определенно реагирует на ту или иную ситуацию – почему другой не может отзываться на нее так же? Достаточно проявить немного наблюдательности и эмпатии, и со временем навык разбираться в других людях придет.

Коммуникация станет намного понятнее и четче. Человек заметит, как его связи с людьми (особенно с близкими) трансформируются. Ведь именно эмоции связывают нас между собой.

А отношения с другими людьми, надо отметить, непосредственно влияют на пресловутую устойчивость и социальную успешность. Как именно? Все просто. Чем больше у человека крепких, налаженных, качественных связей, тем он сам намного более устойчив. У него элементарно есть люди, с которыми он может поделиться впечатлениями, погрустить или порадоваться, попросить участия и помощи. Это – поддержка. Она укрепляет, делает сильнее. И, соответственно, устойчивее.

Теория эмоциональной устойчивости

Теория устойчивости была интересной областью исследований в последние несколько десятилетий. Короче говоря, теория устойчивости, охватывающая обширную арену эмпирических данных, которые были предоставлены психологами, социологами, нейробиологами и социальными работниками, представляет собой совокупность сильных сторон, которые человек проявляет при работе с неприятным стрессом.

Теория устойчивости побудила людей и профессионалов сосредоточиться больше на сильных сторонах, чем на аномалиях, вызывающих стресс. Возможно, теория эмоциональной устойчивости все еще зарождается, и есть много возможностей для включения в нее множества новых идей.

Теория Раттера

Профессор Майкл Раттер, детский психиатр из Лондона, который с 1970-х годов посвятил себя изучению теории устойчивости, заявил, что:

  1. Устойчивость — это интерактивный процесс, который включает воздействие токсического стресса, который имеет относительно положительный результат для человека, с которым он сталкивается.
  2. Он обнаружил, что кратковременное воздействие таких рисков, как временная безработица, стихийное бедствие или разлука, может послужить пусковым механизмом и повлиять на силу устойчивости.
  3. Его выводы подтверждают возможность генетического влияния на степень устойчивости, с которой человек рождается. Почему некоторые люди более устойчивы при рождении, чем другие, это, согласно его выводам, обусловлено генетической предрасположенностью.

Теория Гармези

Норман Гармези, создатель исследований и клинический психолог в Университете Миннесоты, положил свои эмпирические выводы на теорию эмоциональной устойчивости в 1991 году. Его утверждения основывались на том факте, что:

  1. Индивидуальные различия играют важную роль в определении уровня эмоциональной устойчивости.
  2. Общность, семья и социальное окружение человека влияют на его темпераментные способности и формируют способ, которым он воспринимает стресс и реагирует на него.
  3. Вмешательства должны охватывать все индивидуальные факторы и факторы окружающей среды. Обращение к кому-либо не поможет в создании общей силы устойчивости.

Теория Вернера

Теория устойчивости Эмми Вернера была в основном сфокусирована на детях, однако ее выводы считаются новаторскими в областях современной социальной и прикладной психологии.

  1. Вернер был первым, кто определил, что устойчивость зависит от возраста и пола. То, что мальчики и девочки разных возрастов имеют разные уровни устойчивости, было одним из основных направлений ее исследований.
  2. Она придумала, что устойчивость является переменной. Это меняется со временем. При различных стрессовых ситуациях мы можем реагировать на разные уровни устойчивости.

Теория Унгара

Д-р Майкл Унгар, основатель Международного центра исследований устойчивости в Канаде и более 25 лет признанный семейный терапевт, сформулировал концепцию «Семи напряжений устойчивости»:

  1. Материальные ресурсы.
  2. Отношения.
  3. Тождественность.
  4. Автономия и контроль.
  5. Социальная справедливость.
  6. Культурное соответствие.
  7. Когезия.

Варианты обучения эмоциональной устойчивости

Устойчивость — это способность поддерживать компетентную работу перед лицом основных жизненных «стрессоров». 

Эмоциональную устойчивость можно развить с помощью соответствующих знаний, обучения и мотивации. Независимо от того, сталкиваетесь ли вы с опасностями на рабочем месте, вступаете ли в бурные отношения или преодолеваете недостатки воспитания маленького бунтаря дома, с эмоциональной устойчивостью вы не только можете эффективно справляться с ситуацией, вы также защищаете себя от эмоционального опустошения.

Важным аспектом построения эмоциональной устойчивости является признание того факта, что оно неразрывно связано с другими сферами жизни. Например, повышение устойчивости на работе также сделает вас устойчивыми в личных отношениях, и наоборот. Независимо от того, направлено ли обучение на улучшение в определенной области, оно должно показать свое влияние и на другие аспекты жизни. Тренировочная программа по повышению устойчивости направлена ​​на повышение эмоциональной устойчивости путем создания:

Самосознание

Способность настраиваться на наши чувства, внутренние конфликты и восприятие мира. Благодаря самосознанию мы получаем более глубокое понимание того, как чувства способствуют нашим действиям.

Вместо того, чтобы искать помощи извне или обвинять мир в наших страданиях, самосознание дает нам смелость искать ответы внутри себя. Делая нас более настроенными на наш внутренний мир, построение самосознания помогает нам стать более способными и осведомленными.

Стойкость

Тренировка на устойчивость помогает человеку развить последовательность и готовность продолжать попытки. Будь то работа с внешними стрессорами или обработка внутренних конфликтов, настойчивость поддерживает внутреннюю мотивацию.

Эмоциональный контроль

Люди с более высоким уровнем эмоций и самоконтроля могут перенаправить себя и манипулировать своими чувствами. Они менее подвержены стрессу.

Гибкое мышление

Гибкое мышление является важным аспектом психического здоровья, который способствует личному и профессиональному успеху любого человека.

Это мощный социальный навык, который включает в себя оптимизм, адаптивность, рациональность и позитивное мышление. Человек, который приобрел или развил эти навыки в результате обучения или опыта, определенно будет более эмоционально устойчивым и уравновешенным в жизни.

Межличностные отношения

Наличие хороших личных отношений является необходимым условием эмоциональной устойчивости. Если у нас есть возможность построить прочные межличностные связи на профессиональном или личном уровне, мы уже сделали один шаг вперед для жизнеспособной жизни.

Дженни Филлипс, доктор философии в области социальных наук и образования Университета Онтарио, упоминавшейся в одном из ее блогов, что построение прочных межличностных отношений расширяет наше видение — оно меняет наше восприятие мира и нас самих.

Такие люди не поддаются влиянию тех, кто раздувает из мухи слона.

Иметь дело с трудными людьми нелегко и чрезвычайно утомительно. Психологические выносливые люди контролируют свои эмоции и чувства во время общения.

Если им нужно высказать несогласие с точкой зрения такого человека, они подключают логику и рациональное мышление. Почувствовав злость и разочарование, они сдерживают их. Вместо того, чтобы ссориться, психологически выносливый человек спокойно выслушивает противоположную точку зрения. После этого, он попытается прийти к компромиссу со своим оппонентом, найти такое решение, которое устроит обе стороны.

Даже если ситуация выглядит очень плохо, психологически выносливые люди не позволяют трудным в общении личностям заразить себя пессимизмом.

Умение говорить «нет»

В современном обществе существует комплекс, связанный с отказом. Эмоционально сильные люди могут легко сказать «нет» и могут устанавливать границы для принятия взвешенного решения.

Не останавливает таких людей и разочарование других, они ставят на первое место свое благополучие, могут отказаться от вещей, которые, по их мнению, будут отрицательно влиять на достижение цели. Эту привычку сложно выработать, но настойчивость поможет преодолеть трудности.

Начинать следует с малого. Нужно сказать «нет» пяти вещам, которые вредят или создают проблемы в повседневной жизни. Постепенно круг ответов нужно расширять. Это поможет в создании собственной зоны комфорта и ее расширении.

Критерии чувств

Все чувства характеризуются следующими критериями:

  • валентностью;
  • интенсивностью;
  • стеничностью.

Валентность

Под валентностью чувств понимают их тон, в связи с чем выделяют несколько видов чувств

  1. Положительными называют чувства, которые доставляют человеку удовлетворение и создают ощущение довольства происходящим, счастья и радости. Примером таких чувств могут быть симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. 
  2. Отрицательными считаются чувства, которые создают у человека общую неудовлетворенность происходящим и плохое настроение. К ним относятся: страх, печаль, зависть, горе, грусть, злость, обида, тоска.
  3. Нейтральными называют такие чувства, которые не влияют напрямую на действие индивида. Это равнодушие, удивление, интерес.

Интенсивность

Все эмоции различаются по интенсивности или силе.

  1. Слабые эмоции появляются редко и случайно, при этом они легко подавляются другими чувствами. 
  2. Средние по силе эмоции обычно управляются сознанием, но при этом могут влиять на другие чувства.
  3. Сильные эмоции с трудом поддаются управлению сознанием и подавляют другие чувства. 

Чем сильнее эмоция человека, тем сильнее будут ее внешние и физиологические проявления. Очень сильные эмоциональные состояния могут вызвать изменения в психике.

Определение

Аффект — это иррациональное переживание, которое человек не способен контролировать. При нахождении в состоянии аффекта у человека полностью отсутствует волевой и сознательный контроль, зачастую такое состояние проявляется в агрессии, оцепенении или бегстве.

Патологический аффект — это психическое расстройство, которое возникает как реакция на внезапное потрясение. Характеристиками этого состояния являются: сверхсильные переживания, искаженное восприятие действительности и нарушение сознания.

Стеничность

Общеизвестно, что внешнее и внутреннее проявление эмоций и чувств может сильно отличаться. Ученые доказали, что такой же разный эффект эмоции и чувства оказывает на организм человека, влияя на метаболизм, выброс гормонов, кровообращение и другие процессы. Выяснилось, что эмоции способны влиять на скорость реакции, уровень энергии, восприятие происходящего, внимательность и другое.

В зависимости от того, какое влияние эмоции оказывают на организм, они делятся на:

  1. Стенические (активные) эмоции придают нам энергии и работоспособности, активизируют все жизненные процессы (например, радость).
  2. Астенические (пассивные) эмоциональные состояния, наоборот, вводят человека в угнетенное состояние, вызывают упадок сил и чувство усталости (грусть, разочарование). 

Основные элементы эмоционального интеллекта

В процессе восприятия информации активное участие принимают сенсорные системы. Сначала в работу включаются ключевые области мозга, а затем начинают реагировать нервная, мышечная и многие другие системы человеческого организма.

Эмоциональный интеллект состоит из 4‑х элементов, степень развития которых влияет на взаимодействие не только с получаемой информацией, но и с внешний и внутренним мирами. Элементы EQ, хоть и содержат в себе основные особенности личности конкретного человека, но не являются константой, поэтому могут развиваться.

Первый элемент эмоционального интеллекта – осознанность. Благодаря осознанному отношению к своим эмоциям, мыслям, поведению и физическому телу человек может быстро научиться управлять собой и своими чувствами.

Второй элемент EQ – самооценка. Человек может повысить свою самооценку, если будет смотреть на мир сквозь призму оптимизма, начнет укреплять свою решительность, перестанет зависеть от внешнего влияния и субъективных оценок других людей, научится не только самостоятельно управлять своим поведением, но и нести за него ответственность.

Третий элемент эмоционального интеллекта – мотивация. Данный элемент EQ раскрывается через стремление человека к детерминации и самоактуализации. Развить эмоциональный интеллект сможет только тот человек, который открыт к восприятию всего нового, обладает крепким целеполаганием и умеет переживать неудачи объективно.

Четвертый элемент EQ – адаптивность. Адаптивным можно назвать человека, который умеет легко находить общий язык с окружающими людьми и осознанно сопереживать другому человеку, обладает хорошо развитой эмпатией, высоким уровнем стрессоустойчивости и легко принимает важные решения.

Определение

Для начала нужно разобраться с терминологией. Считается, что эмоциональная устойчивость – это свойство человека, которое проявляется в разной степени чувствительности по отношению к психологическим раздражителям.

Однако данное определение не является единственным. Также считается, что этим термином называют неподверженность эмоциональных процессов и состояний деструктивным влияниям внешних и внутренних условий.

Соответственно, данное качество сводит к минимуму негативное воздействие сильных эмоциональных потрясений, предупреждает стресс, а еще способствует появлению готовности действовать в любых напряженных ситуациях.

Важно оговориться, что хоть тема и касается психологии, но физиологический аспект она затрагивает непосредственно. Потому что эмоции практически в один момент объединяют в единое целое все функции организма

Они – это сигнал вредного или полезного воздействия. И срабатывают эмоции раньше, чем оказываются определены локализации воздействий и механизм ответной реакции.

Причины возникновения эмоционального стресса

Причинами стресса могут стать как внезапные так длящиеся негативные события в жизни человека

Если произошла трагедия, или, наоборот, человек долгое время был пленником тяжёлой ситуации без возможности отдохнуть, переключить внимание с травмирующей ситуации, может произойти своеобразное «выгорание психики»

При этом источником серьёзного эмоционально стресса могут быть как реальные травмирующие события, так и чрезмерно-негативное восприятие человека различных, для большинства людей, не являющихся чем-то серьёзным, событий. В группе риска в таком случае будут люди с легковозбудимой психикой, мнительные, ригидные, неумеющие переключаться.

Конкретные причины возникновения эмоционального стресса для большинства людей:

  • смерть или тяжёлая болезнь близкого

  • стихийное бедствие

  • война

  • потеря работы

  • серьёзное заболевание

  • развод

  • смена жительства

  • потеря источника дохода

  • расставание с любимым человеком

Сломайте привычку брать на себя чрезмерную ответственность.

Основная проблема людей, которым не хватает психической энергии и эмоциональной устойчивости привычка брать ответственность за всё происходящее в их жизни. Эта негативная привычка должна быть как можно скорее устранена, поскольку чрезмерная ответственность может испортить качество жизни чувствительному человеку в довольно короткий промежуток времени.

В первую очередь может повлиять на ваше психическое благополучие, поскольку существует тонкая грань между ответственностью и беспокойством. Если вы хотите избежать психологических проблем в будущем, постарайтесь выработать правильное отношение к своим обязанностям и понять, что у ваших обязанностей есть границы.

Темперамент

Темперамент — совокупность душевных и психофизиологических особенностей конкретного человека, которые определяют степень его нервной возбудимости и выражаются во взаимодействии с окружающим миром, проявляясь в его поведении.

Темперамент дает характеристику личности человека в динамике его психической деятельности. Отличительными признаками каждого типа темперамента являются особенности психических состояний и процессов: их темпа, ритма, скорости и интенсивности протекания. Темперамент характеризуется степенью активности, эмоциональности и энергетического потенциала психики индивида. 

Активность проявляется либо в энергичности (стремительности, быстроте) индивида, либо в заторможенности (медлительности, инертности) его реакций.

Эмоциональность характеризует особенности проявления эмоциональных реакций, чувств, настроения. Различают два аспекта проявления эмоциональности — в положительном или отрицательном ключе.

В зависимости от этих признаков различают четыре типа темперамента:

  1. Сангвиник — очень деятельный, живой, активный человек с плавно меняющимся настроением. Он быстро реагирует на все события, происходящие в окружающей действительности, не склонен зацикливаться на неприятностях и неудачах, воспринимает все в позитивном ракурсе, быстро забывает обиды. Сангвиники обладают выразительной мимикой, про них говорят «все на лице написано». Если работа им интересна, делают ее быстро и продуктивно, полностью погрузившись в процесс. При отсутствии интереса выполняют работу поверхностно, так как скука вызывает безразличие к делу. 
  2. Холерик — такой же быстрый, порывистый, страстный человек, но в отличие от сангвиника крайне неуравновешен. Этому типу присуща резкая смена настроения, которая сопровождается эмоциональными вспышками, часто имеющими негативный характер (раздражение, гнев). Холерикам свойственно увлекаться и растрачивать свои силы на эмоции. Поэтому их неустойчивая нервная система быстро истощается.
  3. Флегматик — медлительный, крайне невозмутимый человек со стабильным настроением и устойчивыми стремлениями. Эмоции и чувства внешне почти никак не проявляются. Такое же спокойствие и уравновешенность характерно для него в любом виде деятельности. В работе проявляет завидную настойчивость и упорство — пусть медленно, но доведет ее до конца. Флегматики компенсируют медлительность основательным подходом к решению проблемы, тщательным и скрупулезным выполнением своих обязанностей.
  4. Меланхолик — тип личности, склонный к постоянному болезненному переживанию происшедших или предстоящих событий. Является очень впечатлительным и легко ранимым человеком. Может в своем воображении долго проигрывать различные варианты продолжения событий или их будущие сценарии. Зацикливаясь на своих переживаниях, мало реагирует на внешние обстоятельства, замыкаясь во внутреннем мире, что является причиной рассеянности, забывчивости и ненадлежащего выполнения поставленных задач.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: