Гиперкомпенсация по Адлеру
В отличие от базового понятия компенсации, гиперкомпенсация является скорее признаком расстройства психического характера. Гиперкомпенсация – предмет пристального внимания психоаналитиков. Гиперкомпенсация по Адлеру, в частности, это один из элементов так называемой “индивидуальной психологии”, который, наряду с компенсацией, используется людьми как механизм защиты от собственной неполноценности. Только вот зачастую недостатки, восполнить которые человек стремится гиперкомпенсаторными действиями, мнимые либо сильно преувеличены.
В качестве одного из примеров гиперкомпенсации можно назвать стремление к похудению девушками, которые не являются на объективный взгляд полными. Изводя себя до истощения диетами, пациентка подвергается гиперкомпенсации, итогом которой может стать булимия. Как правило, исхудавшие до критического состояния, болезненные девушки продолжают считать себя полными и стремятся похудеть еще больше.
На приведенном примере мы видим, что гиперкомпенсация это борьба с мнимым недостатком. Однако бывает, что стремление возместить реальные недостатки приобретает некоторую чрезмерность. Часто мы имеем дело с преданностью какой-либо идее, будь то фанатичная вера в бога или слишком выраженная приверженность ЗОЖ. В такие крайности ударяются люди, имеющие неразрешимую проблему. Неизлечимые заболевания, возникшие на определенном жизненном этапе, или врожденный физический порок могут привести человека к поиску альтернативы. Однако в данном случае такая альтернатива скорее губительна, так как базируется на стремлении к превосходству над большинством.
Прекрасным качеством можно считать увлечение музыкой человека с врожденным плохим зрением. Остановись он на уровне компенсации, выбор профессии, связанной с музыкой, будет здравым поступком. Однако стремление превзойти других в искусстве, гиперкомпенсация, маниакальное стремление к мировому признанию доведет такого пациента до целого ряда психических расстройств. Особенно, если он не выиграет конкурс или не получит долгожданную премию. Именно на этапе неудачи человек с гиперкомпенсацией оказывается на кушетке психоаналитика, и это лучшее развитие ситуации.
Во подобных случаях мы видим маниакальное стремление индивида заместить свой реальный или вымышленный недостаток превосходными качествами. Именно это и называется гиперкомпенсацией.
Что такое гиперкомпенсация
Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».
Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда личность сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:
- навязчивость и болтливость стеснительного человека;
- сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
- демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
- агрессия пассивного и слабого человека;
- рискованное поведение нерешительного человека;
- стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.
При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.
Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.
Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.
Что провоцирует / Причины Умственной отсталости:
Этиология эндогенная или экзогенная. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами, в частности хромосомными: болезнь Шерешевского-Тернера с кариотипом ХО, полисомия по X-хромосоме (XXX), Клейнфельтера с кариотипом XXY, фрагильностью Х-хромосомы, трисомией по 21 хромосоме (болезнь Дауна), трисомией по 18 хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13 хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например, синдром крика кошки (-5р ) , синдром Вольфа-Киршхорна (-4р), синдром рта карпа (-18pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например, фенилкетонурия, гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоилизм, болезнь Реклингаузена и другие). Обычно моногенные олигофрении связаны с нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, полигенные — с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами, в частности синдром Апера, Крузона, COFS синдром, синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна, а также фетопатии, в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно, хотя встречаются случаи, сцепленные с полом.
Экзогенными причинами являются тератогенные воздействия вирусов, психоактивных и нейротоксических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до 3-х лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.
Умственная отсталость, связанная с болезнями обмена веществ
Нарушения обмена |
Заболевания, приводящие к умственной отсталости |
Аминокислоты |
Фенилкетонурия Гистидинемия Лейциноз Болезнь Хартнупа |
Пептиды |
Амавротическая идиотия Болезнь Гоше Болезнь Нимана Пика |
Мукополисахариды |
Гаргоилизм Синдром Гурлера Синдром Санфилиппо Синдром Морото-Лами |
Углеводы |
Галактоземия Идиопатическая гипогликемия |
Микроэлементы |
Гипофосфатазия Болезнь Менкеса |
Факоматозы |
Болезнь Реклингаузена Туберозный склероз Болезнь Луи Бар |
В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетической задержки, который проявляется в задержке развития интеллекта, структуре эмоций и поведения. Важным звеном является вторичная депривация, связанная с тем, что пациенты с умственной отсталостью дистанцируются и изолируются. Тем не менее иногда при умственной отсталости возможны десинхронии развития, которые приводят к тому, что некоторые стороны психики декомпенсируются. В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина (1978) цитируют Tredgold, Soddy (1956), описавшего Готфрида Минда, имбецила, неспособного к чтению и письму, который приобрел общеевропейскую известность как художник. Джордж Пуллен, родившийся от кузенного брака, страдавший полной немотой и глухотой, начавший ходить в 7-летнем возрасте, изобрел и изготовил человека-автомата, открывавшего и закрывавшего рот и глаза, который умел поднимать голову и руки. При вскрытии у Джорджа было симметричное недоразвитие лобных и височных долей мозга. Исключительные способности у детей с олигофренией, больных эпилепсией в сфере музыки, математики, счете приводятся Steinkopf (1973), Cain (1970), о так называемых экстрасенсорных способностях при психических расстройствах пишут супруги Walter & Mary Jo Uphoff (1977). Нами описаны случаи исключительной памяти и возможностей с точным называнием дней недели на основе «бессознательного» счета у имбецилов (В.П. Самохвалов, 1995).
Этот и подобный случай принято объяснять асинхронией развития мозга, при которой недоразвитие в одной области сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Вероятно, замечательные способности у пациентов есть всегда, но их трудно обнаружить и трудно подыскать им подходящую нишу.
Диагностика Умственной отсталости:
Диагноз основан на выявлении умственной отсталости по нижеследующим критериям:
Легкая умственная отсталость (F70).
Уровень когнитивных способностей КИ 50-69 соответствует возрасту 9-12 лет. Социальное функционирование ограничено, но возможно в любой общественной группе.
Речь развивается с задержкой, но она используется в повседневной жизни. Возможно достижение полной независимости в уходе за собой (прием пищи, комфортное поведение), домашних навыках. Основные затруднения в школьной успеваемости, задержка обучаемости чтению и письму. Возможна частичная компенсация благодаря социальному окружению. Мышление предметно-конкретное, повышена имитативность. Абстрактное мышление недостаточно развито. Возможно обучение неквалифицированному ручному труду. Эмоциональная и социальная незрелость. Соответствует дебильности.
Умеренная умственная отсталость (F71).
Уровень когнитивных способностей (КИ) 35-49, соответствует возрасту 6-9 лет. Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и специальной группы.
Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. При недоразвитии речи может быть достаточным ее понимание при невербальном сопровождении. Часто сочетается с аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией. Соответствует имбецильности.
Тяжелая умственная отсталость (F72).
Уровень когнитивных способностей (IQ) 20-34, соответствует возрасту 3-6 лет. Уровень социального функционирования низкий.
Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков. Соответствует глубокой имбецильности.
Глубокая умственная отсталость (F73).
Уровень когнитивных способностей (IQ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения. Соответствует идиотии.
Дифференциальная диагностика
Умственная отсталость дифференцируется с другими расстройствами в детском возрасте, которые могут внешне затруднять оценку интеллекта, например, синдром Ретта, симбиотический психоз. Дефект при шизофрении, развивающейся в детском возрасте, также может быть похож на олигофрению. Кроме того, с психической депривацией в детстве, связанной с принадлежностью родителей ребенка к тоталитарной секте, дефектами зрения и слуха родителей, пребыванием их в хроническом психозе.
Эмоциональная бедность
Чувственная скупость – главный признак шизотипического разлада. Индивид просто постепенно утрачивает все эмоции. Процесс происходит незаметно для него. Однажды страждущий понимает, что ничего не чувствует. На вопрос врача, как вы характеризуете свое настроение, ответ один – никак.
А начинается процесс с ангедонии – отсутствия возможности получать удовольствие. Болящий как бы утрачивает вкус к жизни. То, что раньше радовало, приносило наслаждение, теперь не имеет значения. Малые и большие радости одинаково безразличны.
Шизотипик отгораживается от окружающего мира. Уходит в себя
Внимание интровертируется, приводя к самокопанию, самобичеванию. Больной начинает находить в себе все больше недостатков, зацикливаясь на собственной никчемности
Характер приобретает черты застенчивости, выраженной скромности, обидчивости. Становится сложно поддерживать нормальные отношения с людьми, активно взаимодействовать с обществом.
Нарастает ригидность – уменьшается скорость реагирования на ситуации. Пластичность сменяется тугоподвижностью. Человеку сложно подстроиться под сменяющиеся обстоятельства, быстро переключаться от одной деятельности к другой. Он как будто застревает в одной ситуации, топчется на месте. То, что раньше исполнялось с легкостью, теперь дается с трудом. Даже автоматичные действия шизотипики выполняют с повышенным самоконтролем.
Эмоциональные изменения заметно трансформируют личность. Сами пациенты отмечают изменения в чувственном реагировании, отличающееся от социально принятых. Переходя дорогу, шизотипик не испытает страха перед несущейся на него машиной. Инстинкт сохранения останется спящим.
Постепенно аффективные дефекты становятся заметны окружающим. Люди могут отмечать, что больной стал нелюдимым, редко отдыхает в компании. Теряет чувственную связь даже с близкими людьми, хотя охотно подпадает под опеку родственников. Так, девушка с шизотипическим расстройством с удовольствием принимала помощь в виде бытовых услуг от престарелой матери.
Личность страждущего приобретает психопатические черты:
- мнительность;
- истеричность;
- тревожность;
- конформность – подчинение чужому мнению.
Показательным становится неадекватное поведение человека в тех ситуациях, в которых раньше ощущал себя вполне комфортно.
Эмоциональная скупость, ангедонистические установки отвергают возможность самопринятия пациента, поэтому об эмпатии к окружающим и речи не идет. Больной реагирует на чужие чувства молчанием, безразличием, рациональной скупостью.
Налицо признаки шизоидизации:
- холодность в отношении с родными;
- отсутствие заинтересованности в социальной жизни;
- интровертность, фиксированность на своем внутреннем мире;
- отсутствие эмпатии;
- снижение социальной активности;
- утрата работоспособности;
- заниженный спектр потребностей, удовлетворение примитивных потребностей;
- повышенная ранимость;
- ригидность – эмоциональная, интеллектуальная.
Психотипические личности разделяют на два вида.
- Неврозоподобный вид. В центре образа – истеричные черты с астенией, навязчивостями. Симптоматика схожа с проявлениями невроза, только конкретная психотравмирующая ситуация отсутствует. Шизотипия проявляется внезапно. Способствует событию фрустрирующее переживание.
- Психатоподобный вид. Соответствует проявлением одноименной психопатии. Стремление к одиночеству, черствость, разрыв социальных связей, неустойчивое настроение преобладают в клинике.
Пример компенсации
То есть любой человек стремится чувствовать себя полноценным членом общества и не желает быть хуже других. Поэтому психика, стараясь защититься от осознания, что в чем-то индивид хуже, заставляет его компенсировать этот недостаток. И тогда он начинает развивать те свои умения, к которым у него есть больше всего предрасположенности, чтобы скрыть недостающий опыт и возможности в других.
Например, ребенок заметил, что у него хорошая физическая форма, но он хуже других решает математические задачи. И чтобы как-то компенсировать свое отличие от других учеников, он начинает развиваться в спорте. В итоге спустя какое-то время его результаты физической подготовки поражают. Но поскольку он и так был не силен в науке, а еще и уделял развитию этого навыка меньше внимания, недостаток начинает вызывать сложности в жизни. И чем больше он вкладывает в спорт, тем сложнее ему постигать научные знания, он начнет хуже учиться, не будет успевать за программой и так далее.
Психотические эпизоды
Психотические нарушения не являются ведущими в клинической картине заболевания, но периодически случаются.
Деперсонализация и дереализация становятся следствием эмоциональной расстроенности, повышенной тревожности, как результат навязчивостей. Деперсонализация выражается утратой ощущения собственного тела, определенных чувств. В крайних случаях выражается болезненной анестезией – утратой ощущения собственного Я.
Дереализация протекает скромнее, нежели при других психотических расстройствах. Яркие картины нахождения в сказочном мире, полет на другую планету отсутствуют. Реальность просто лишена красок. Звуки, осязание, запахи теряют выразительность. Настигает ощущение, что все происходит не на самом деле. Восприятие сужается. Люди не понимают, где находятся.
Парень с ШРЛ рассказывал, что во время приступа не смог распознать привычные для человеческого уха звуки. Оказалось, соседи включили воду, а молодой человек испугался, как будто услышал подобный звук впервые. У данного пациента отмечались бредовые идеи. К примеру, он пытался сдвинуть занавеску силой мысли. Бред прекратился, когда друзья объяснили нелепость ситуации.
Личность с ШРЛ посещают иллюзии. Как говорят сами больные, это страшно, но интересно: внезапно за кустами вам мерещится монстр или из гребня волны вырастает фигура. Возникновение иллюзий связывают с нехваткой информации. Недостающую инфу мозг додумывает сам. Такие иллюзии краткосрочны: пара секунд – и картина восстанавливается.
Галлюцинации случаются реже, в основном обонятельные или вкусовые.
Шизотипический человек немного напоминает пришельца с другой планеты. Из-за нестандартного мышления кажется высокомерным или чересчур спокойным. Окружающие понимают шизотипиков неправильно, поэтому не получают ожидаемого эффекта от общения.
Люди с ШРЛ, понимая, что общество не восприимчиво к ним, стараются снизить контакты до минимума, закрыться в собственном мире. Получается удручающая картина: с одной стороны, «обманутое» общество, с другой – бегущий от недопонимания больной.
Признаки гиперкомпенсации
Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:
- эгоцентризм;
- высокомерное поведение;
- хвастовство.
В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.
Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.
Что такое суперкомпенсация
Суперкомпенсация — это период, когда уже натренированная мышечная ткань становится мощной. Восстановительный процесс занимает разный промежуток по времени. Длительно восстанавливаются волокна мышц. Когда они увеличиваются, тогда и растет мышечная масса.
Скорость наступления фазы суперкомпенсации определяет оптимальное время, когда необходимо увеличить спортивную нагрузку. Увеличивая нагрузку тренировок, нарастает не только ткань мышц, но и возрастают показатели выносливости организма.
Рост мышц или гипертрофия — адаптационный процесс организма к меняющимся условиям. Стресс, который вы получаете во время тренировки для мышц, должен нарастать с каждыми физическими нагрузками.
Чтобы обеспечить этот процесс, мышцы должны быть еще сильнее к началу следующей тренировки, когда мышечная ткань набрала силу. Во время спланированной тренировки в мышечных волокнах происходят микротравмы, и в период восстановления организм начинает их восстанавливать.
Признаки гиперкомпенсации
Часто бросаются в глаза некоторые из них: эгоцентризм, надменность, претенциозность, хвастливость. Рассматривая разные гиперкомпенсации, ты увидишь разные способы поведения с целью их скрыть. Сомневающийся в своей эрудиции человек будет умничать и влезать во все разговоры, стараясь выглядеть знающим и начитанным. Как говорили римляне: «Пустая посуда громче звенит».
Есть и проявление гиперкомпенсации через унижение других. Помнишь противного мальчишку из твоего двора, пристающего ко всем подряд, который обзывал других ребят, насмехался над ними, показывая свою крутость.
Если копнуть чуть глубже, скорее всего обнаружится, что у парня низкая самооценка, возможно, неблизкие отношения в семье, и все это он старается скрыть через такую форму поведения. Человек с гиперкомпенсацией часто питает свое чувство через ощущение себя над кем-то.
Компенсация как вид защитного психологического механизма
Компенсация — один из самых сложных механизмов психологической защиты. Автором теории выступает австрийский психолог и психиатр А. Адлер. Учёный отметил, что некоторые органы человека функционируют лучше, чем остальные. Либо же — какие-то развиты слабее прочих и больше подвергаются болезням. Используя закон компенсации, можно разработать уязвимое место и таким образом устранить дефект. Когда несовершенное за счёт усилий становится совершенным (или лучше, чем до того), это называется «суперкомпенсация». Законом компенсации человек обычно пользуется осознанно — таково отличие данного закона от прочих. Цель компенсации состоит в том, чтобы уменьшить ощущение неполноценности, эмоционального опустошения. Например, занятия спортом или танцами для человека с инвалидностью являются компенсацией. Компенсаторное поведение личности принимает разные формы: социально приемлемую, если некто с определёнными особенностями, например, с синдромом Дауна, становится моделью. Социально неприемлемую — если свою физическую слабость личность «компенсирует» жестоким обращением с еще более слабыми.
К настоящему времени единая классификация психологических защитных механизмов отсутствует. При этом они делятся на проективные и дефинзивные (начиная с сублимации):
- проекция;
- отрицание;
- идентификация;
- сублимация;
- рационализация;
- регрессия.
Цель проективных защитных механизмов — в том, чтобы необходимая информация была донесена до сознания личности. Дефинзивные механизмы действуют так, что информация может быть искажена.
Методы удаления миндалин
В современной оториноларингологии существует широкий выбор методик тонзиллэктомии.
Классический метод удаления небных миндалин
Удаление миндалин происходит методом отделения ткани миндалины вместе с капсулой от окружающих тканей «тупым» путем при помощи распатора. Заканчивается отделение миндалины с помощью проволочной петли. Кровотечение останавливают, сосуды прижигают электрохиругпческим способом (электрокоагуляция). Данная операция занимает от 15 до 40 минут.
На сегодняшний день такая операция применяется в ЛОР-практике чаще других. Операцию можно выполнять под общей и местной анестезией.
Единственный минус такого метода в отличие от других — это наиболее высокий риск развития кровотечения. Тем не менее, операция является довольно рутинной, и в соотношении количества выполненных операций риски развития осложнений невелики.
Лазерный метод удаления миндалин
При удалении миндалин применяется воздействие лазерного луча, который разрушает и коагулирует ткани. Лазерный луч сворачивает кровь в месте разреза и запаивает сосуды, что предотвращает кровотечение. Лазерный метод менее травматичен, при нем меньше риск развития осложнений. Также таким способом возможно как и полное удаление небных миндалин, так и их частичное иссечение.
Радиоволновой метод удаления миндалин (аппаратом Сургитрон)
Иссечение тканей происходит с помощью радиосигнала, который передается электродом и вызывает выпаривание внутриклеточной жидкости и рассечение ткани.
Преимущество данного метода заключается в том, что термическое повреждение ткани в несколько раз ниже, чем при применении лазерного или электрохирургического способов. Меньше травмируются ткани, вследствие этого пациент испытывает меньший болевой синдром в послеоперационном периоде; сохраняется уровень регенерации тканей. Полное заживление тканей происходит без образования грубого рубца.
Криодеструкция
Данный способ удаления миндалин заключается в локальном воздействии на них жидкого азота с помощью специальной насадки. Насадка подбирается индивидуально с учетом особенностей анатомии, так как ее контакт с небной миндалиной должен быть особенно четким и плотным для более эффективного воздействия.
Криовоздействие вызывает нарушения микроциркуляции, что обеспечивает отсутствие кровотечения во время и после операции. Такой метод является безболезненным и бескровным, при нем не образуется грубого рубца. Метод рекомендуется пациентам с повышенным риском кровотечений, тяжелой сердечной недостаточностью и патологией эндокринной системы.
Закон компенсации и психика
Человек ощущает психологическую неполноценность, если считает, что у него отсутствуют какие-либо качества (навыки). Когда он начинает развивать то, чем раньше не обладал, начинается процесс гиперкомпенсации. Он может быть опасен тем, что происходит излишнее замещение имеющегося недостатка или дисфункции. Например, человек с небольшой массой тела сутками истощает себя нагрузками в тренажерном зале, игнорируя прогулки на свежем воздухе и полноценный сон. От этого его состояние может ухудшиться, так как чрезмерная компенсация провоцирует новые отклонения и приводит к нестабильному психологическому состоянию. Случается, что механизм психологической защиты срабатывает неадекватно: личность не способна переключиться на более позитивное состояние либо деятельность. Тогда патологическое негативное состояние «перекрывается» употреблением алкоголя, конфликтностью, формами фанатизма, перекладыванием ответственности за происходящее на другого человека.
В психологии также существует понятие «псевдокомпенсация» либо — «ложная компенсация». Когда запускается этот процесс, на определенное время негативные компенсируются отвлечением на положительные явления, а затем наступает декомпенсация: противоположная компенсации, когда происходит повторное нарушение восстановленного состояния психики.
Итоги
Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.
Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в неврозы и депрессии, психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.
Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).
https://youtube.com/watch?v=55oxr9eeH8I
В занятиях любым видом спорта внимание спортсмена неминуемо придет к лучшему восстановлению, оптимальному планированию мезоциклов и выхода в пик форму в нужный момент времени. Все эти задачи связаны с темой суперкомпенсации
Такую фазу повышенной работоспособности при выполнении повторной работы впервые описал Б.С. Гиппенрейтер в 1953 году.
В восстановительном процессе после тренировки основную роль играет суперкомпенсация. В этот период происходит рост спортивных результатов. Принцип суперкомпенсации применяется в каждом виде спорта, что позволит добиться желаемого эффекта от тренировок.