Навыки эффективной коммуникации это. Ключевые правила любой коммуникации
Как и любой другой навык, эффективная коммуникация может быть развита. И с каждым днем вы будете замечать, что жизнь и работа становятся значительно проще и легче. Конечно, это не станет панацеей от всех проблем, но многие из них будут менее критичными или вы поймете, в каких конкретных аспектах необходим дальнейший рост.
Продажи, менеджмент, сервис или повседневная жизнь – это, в том числе, и коммуникация. И прежде, чем переходить к развитию в интересующих вас аспектах, возьмите за правило соблюдать 10 простых принципов любой коммуникации .
- Никогда не перебивайте собеседника
Давайте уважать окружающих и самих себя. Перебивая кого-либо, вы показываете, что собеседник вас совершенно не интересует, а его мысли и слова – бессмысленное сотрясание воздуха.
Понравится вам такое отношение? Вот и окружающие не в восторге…
- Не заканчивайте мысль за других
Да, наши мысли куда быстрее слов, и человек может устать от долгого повествования. Но это не повод перебивать выступающего человека. Так вы покажете свое сомнение в его ораторских способностях. Тем более, что знать наверняка, о чем вам хотели сказать дальше невозможно.
- Поддерживайте зрительный контакт
Отвлекитесь от телефона, пролетающих мимо птиц и милейших котиков напротив. Если вам действительно интересно общение, вы будете сосредоточены на собеседнике. Смотрите в глаза или на переносицу. В крайнем случае, можете ненадолго перевести взгляд в пространство, задумываясь над сказанным. Но обязательно возвращайте свой взгляд к собеседнику.
Хотя забывать об особенностях и правилах этикета в разных культурах не стоит. Например, в Японии принято смотреть собеседнику на галстук или шею. Продолжительный зрительный контакт может быть расценен за оскорбление.
- Активное слушание
Особое значение имеет ваша «активность слушателя». И это не значит, что надо постоянно мычать и кивать головой как болванчик. Хотя периодически давать собеседникам знаки, что вы все еще с ними и не уснули с открытыми глазами необходимо.
То, насколько вы действительно вовлечены в общение и слышите окружающих, играет огромную роль в первую очередь для вас. От этого зависит, как быстро будут решены все возможные недоразумения в будущем.
- Парафраз
Хотите быть уверены, что не возникнет лишнего недоразумения? Больше половины всех споров в мире происходит из-за того, что мы думаем об одном, говорим другое, а понимают нас по третьему.
Прежде чем согласиться или возразить собеседнику, повторите его ключевую мысль. Так вы будете уверены, что все говорят об одном и том же.
- Не спешите отвечать сразу
Ваш оппонент ждет ответа на вопрос или реакции на его утверждение/замечание? Не спешите отвечать сразу. Задумайтесь на пару секунд. Это позволит «выключить» эмоции и отвечать более рационально. Особенно, если обсуждаются провокационные вопросы.
- Умейте откладывать обсуждение
Не готовы сразу принять решение или нужна дополнительная консультация с заинтересованными лицами? Чувствуете, что «плаваете» в теме обсуждения? Научитесь брать тайм-аут. В этом нет ничего постыдного и непродуктивного. Подобный подход позволит не только успешнее решать многие вопросы и задачи, но и сделает вас в глазах окружающих более рассудительным и ответственным человеком.
Главное, не забыть вернуться к теме обсуждения после перерыва, иначе результат в корне изменится.
- Играйте с местоимениями
Существует всего три варианта ведения разговора: вы говорите о себе, о проблеме или вопросе и о собеседниках. И практически все говорят о себе или проблеме,что не придает речи особого интереса со стороны слушателей. Но стоит заменить местоимения “я” и “мы” на “вы”, как ваши оппоненты становятся более вовлеченными.
- Следите за своим тоном
Вы можете поднять самую неприятную для собеседника тему или говорить далеко не лестные вещи, но от того, как вы это скажете, зависит многое. И важны будут не только правильно подобранные слова, но и интонация и даже манера речи. Вспомните последний неприятных эпизод на кассе в любом магазине. Сказали ли вам что-то не то? Скорее всего нет, все было “точно по скрипту”. Но то, каким тоном произносились стандартные “спасибо” и “приходите к нам еще”, отбило желание оказаться там снова напрочь. Согласны?
- Следите за жестами
В последние годы значительно возрос интерес к физиогномике, техникам НЛП и невербальной коммуникации. То, как вы ведете себя в процессе общения, еще больше анализируется собеседником не только на подсознательном уровне
Скрещенные руки, взгляд в пол, легкая сутулость – все это будет кричать о вашей неуверенности, даже если вам просто холодно, болит живот, а очень интересный узор на полу никак не отпускает ваше внимание
ДЕЛОВОЕ И АФФИЛИАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
Договоримся сразу, что не будем пугаться терминологии. Если ее понять, то она все же помогает, а не запутывает. Кроме того, это еще и интересно. Вот уже в арсенале нашем — термин «психотехника общения». А эти два новых термина (деловое и аффилиативное общение) объясним прямо сейчас. Сначала было дело, потом было слово — такое мнение высказывали многие мудрецы уже давно, если они не были теоретиками от религии. Это означает, другими словами, что в процессе именно совместного дела, в совместной деятельности возникает общение людей. Можно даже подправить этот тезис и сказать, что общение — это часть совместной деятельности людей, и трудно понять, что сначала: действие, которое совершается вместе, или знаки, которыми обмениваются люди в этом совместном действии. Интересно также, что, даже если человек занят делом в одиночку, он «про себя», а иногда и вслух разговаривает сам с собой, то есть фактически с воображаемым другим. Это мы разобрались с «деловым общением». Но, хотя речевое общение не может возникнуть без совместной деятельности, оно может тем не менее как бы отрываться от нее и приобретать самоценность. Нет-нет, в конце концов оно все равно часто включает разговор о деле и продолжается в дело, но может осуществляться и как бы само по себе. Мы ведь часто собираемся для того, чтобы «поболтать», потому что тянет друг к другу. Такому тяготению соответствует греческий корень «фил», и общение ради общения, общение как самоцель называется аффилиацией. Это «неделовое общение».
И деловое, и аффилиативное (неделовое) общение играют большую роль в межличностных и коллективных отношениях людей. Работа, друзья, знакомые, продавцы, слесарь-сантехник, врач. И семейные отношения представляются здесь как нельзя более типичными…
Деловое общение служит кооперированию в решении бытовых вопросов, взаимодействию по профессионально-трудовым и учебным проблемам членов группы, организации досуга и т. п. Аффилиативное общение играет роль эмоциональную — общаются близкие люди, понимающие друг друга и желающие понять друг друга еще больше. Они сочувствуют и сопереживают (эмпатия), готовы при эмоциональном дискомфорте оказать поддержку. Психологи А. В. Петровский и В. А. Петровский называют это действенной групповой эмоциональной идентификацией (ДГЭИ)
Важно аффилиативное общение и для сплочения группы, что, в свою очередь, сказывается положительно и на деловом взаимодействии членов группы
В проблеме общения выделяются обычно вопросы передачи сообщения, вопросы социальной перцепции (восприятия человека человеком) и вопросы взаимодействия, или интеракции, как предпочитают иногда говорить психологи. Для оптимального взаимодействия нужно, чтобы сообщения передавались оптимально, а социальная перцепция была бы адекватной и достаточно тонкой. Но нас будет интересовать именно само взаимодействие, сузим-уточним, коммуникативное («общенческое») взаимодействие. Поэтому если мы и коснемся других вопросов, то лишь тогда, когда это будет необходимо для разрешения интересующих нас проблем в рамках коммуникативного взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие имеет множество аспектов, трудно поддающихся строгой классификации. Здесь и расширение круга общения, в том числе знакомство и заинтересовывание собою людей, и интимное сближение (и сама по себе сексуальность), и выступление перед аудиторией, и педагогическое общение, и общение в роли лидера, в частности ведение дискуссий, организация мозговых штурмов… Но больше из множества проблем нас будет волновать создание комфортного психологического микроклимата в группах. Основа для этого — нравственность, принципы которой одинаковы как для жизнеповедения в целом, так и для общения.
Формирование ресурсных состояний
Для создания ресурсных состояний немаловажен поиск воспоминаний об успехе в собственном прошлом опыте. Затем этот успех необходимо пережить вновь. Это даст возможность установить условную связь, своеобразный «якорь». Он сделает воспоминание переживания успеха достаточно интенсивным. Причем, таким «якорем» может стать, например, касание запястья правой руки.
Следующий этап предусматривает вхождение в ресурсное состояние при повторении предыдущих шагов. Это позволяет отобразить воспоминания переживания вновь. В результате в трудных ситуациях для достижения оптимального внутреннего состояния, которое требуется для успешной деятельности, используют тот самый «якорь». Однако не стоит забывать о вопросах-пойнтерах. Они помогут уточнить смысл, а также содержание сказанного соответственным собеседником.
Пойнтеры могут быть существительными — «какой смысл каждого слова», глаголами — «как приготовить доклад — письменно или устно», правилами — уточнение обоснованности ограничений — «почему так нужно и что будет, если не сделать этого», обобщением — «действительно ли все, неужели никогда?», сравнением — «лучше или хуже, легче или сложнее?». Последние уточняют информацию, дают более точное понимает соответствующего собеседника, позволяя достичь желанного результата.
Важно учесть и умение воспринять и дать обратную связь. То есть это сообщение, которое адресуется другому человеку
Оно демонстрирует, как его восприняли, что почувствовали в силу определенных отношений. Причем существует даже несколько правил обратной связи. Специалисты рекомендуют говорить то, что именно делает человек, вызывая определенные чувства, но оценок или советов давать нельзя. Если говорить о том, что вызывает негативное впечатление, лучше отмечать лишь те нюансы, которые собеседник сам бы готов бы был изменить в себе.
Отдельного внимания заслуживает умение слушать. То есть именно понимать информацию, а также чувства говорящего. В настоящее время выделяют три главных такта в процессе слушания. В их числе:
- поддержка;
- уяснение;
- комментирование.
Первая предусматривает цель, она дает возможность выразить собственную позицию. Здесь уместны молчание и поддакивание, «эхо реакции» и кивание головой с определенным эмоциональным сопровождением. Уяснение же позволяет убедиться, что собеседник понят правильно. Для этого применяют вопросы-пойнтеры, делается парафраз. То есть высказанное собеседником преподноситься своими словами. Последним тактом считается комментирование. Оно преследует цель поделиться собственным мнением, дать оценку, совет, комментарий, если в этом действительно нуждаются.
Однако не стоит забывать, что в восприятии могут быть искажения, понимание информации не всегда выходит точным. Ведь бывает задействуется своеобразный устойчивый фильтр, информация через который проходит, но передает иной смысл. Это зависит от настроя человека. Он должен верить собеседнику, одобрять его действия, а не активировать режим безразличия, не завидовать или слушать сказанное лишь из тактичности.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Понятие эффективной коммуникации
Чтобы детальнее разобраться в том, что такое коммуникация, нужно рассмотреть ее основные виды. Она бывает эффективная и успешная
Важно усвоить: эффективная коммуникация и успешная коммуникация – это два совершенно разных понятия.
Чтобы ваша коммуникация была действительно эффективной, необходимо обладать специальными навыками общения. Мы говорим не о том, что вы прекрасный легкий собеседник и сумеете выбраться из любой ситуации, а о том, что здесь нужны способности к доброжелательному, легкому и партнерскому общению (синтонному).
Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.
Отвечая на вопрос, что такое эффективная коммуникация с точки зрения психологии, можно сказать, что это высший уровень передачи информации, построенный не на сухих фактах. Основа – чувства и эмоции человека, которые помогают в достижении определенных целей. Тому, кто воспроизводит информацию (коммуникатор), необходимо не только четкое понимание мотивов и целей собеседника, но также и использование в своих интересах его эмоционального состояния.
В противовес эффективной коммуникации, существует неэффективная. Она представляет собой неприятное общение, когда собеседники не понимают друг друга, что может стать причиной ссоры или даже затяжного конфликта с серьезными последствиями.
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
Информативная
Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
Конативная
У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
- обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
- получение помощи;
- оказание помощи другому человеку;
- получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
- координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
- приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
- влияние на взгляды и поведение собеседника;
- самовыражение, проявление своих умений и способностей;
- получение удовольствия от самого процесса общения.
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Опасность конфликтогенов субъективного типа
Конфликт многомерен, поскольку один конфликтоген способен порождать другие
В результате конфликт обычно протекает по разным основаниям, и важно вычленить его из конфликтной ситуации, выделить атрибуты конфликта:
- Основание.
- Фазы нагнетания напряжения.
- Фазы перетекания одного конфликта в другой.
- Переходный этап, в котором обычно заложены и возможности сотрудничества, и конкуренция, и конфликт.
Есть разрушительные конфликтогены субъективного типа, которые опасны тем, что провоцируют эскалацию других конфликтогенов: это конфликтогены, которые требуют ответа более сильным конфликтогеном. Поэтому такие конфликтогены нужно «знать в лицо».
Стили восприятия информации
Помимо различных стилей общения ваши подчиненные, партнеры и клиенты по-разному
воспринимают информацию, то есть каждый ее посвоему видит, слышит и трактует. Один
из специалистов по коммуникации, бывший главный тренер футбольной команды «Окленд
Рейдерс» Джон Мэдден однажды сказал: «Одним игрокам достаточно просто объяснить
схему игры, и они поймут. Другим не надо ничего говорить, а лучше нарисовать на доске.
А третьим нужно объяснить, нарисовать, и они все равно не поймут, пока сами не пробегутся
по полю».
Мэдден получил педагогическое образование и в 42 года стал самым молодым тренером,
добившимся 100 побед в сезонах. Он на практике столкнулся с тем, что одни воспринимают
информацию на слух (аудиалы), другие зрительно (визуалы), а третьи физически (кинестетики).
Чтобы эффективно обучать и общаться с подчиненными, выясните характерный для
них стиль восприятия, чтобы они слышали вас и были услышаны, видели, что вы имеете
в виду, и схватывали то, что вы хотите до них донести. Если внимательно слушать
и наблюдать за клиентами и подчиненными, то обнаружится, что они используют слова,
которые сигнализируют о наиболее удобных для них способах усвоения информации. Аудиалы
слушают звук и интонацию. Они очень чувствительны к эмоциям, выраженным голосом.
Визуалам необходимо видеть слова, иначе они не поймут вас. Кинестетики должны физически
и эмоционально почувствовать то, о чем вы говорите, потрогать и пропустить через
себя.
Понаблюдайте несколько дней за тем, какие слова выдают ваш стиль коммуникации.
Также обратите внимание, как лучшие продавцы приспосабливаются к стилю общения клиентов. Этим навыкам обычно не придают значения, но они положительно сказываются на деловых
контактах, гораздо быстрее разрешают конфликты и превращают вас в эффективного менеджера. Этим навыкам обычно не придают значения, но они положительно сказываются на деловых
контактах, гораздо быстрее разрешают конфликты и превращают вас в эффективного менеджера
Этим навыкам обычно не придают значения, но они положительно сказываются на деловых
контактах, гораздо быстрее разрешают конфликты и превращают вас в эффективного менеджера.
Таблица. Основные стили коммуникации
Ориентированный на задачу
Ориентированный на человека
Непрямой
Самоуверенный, решительный, готов рисковать, односторонняя коммуникация, высокий
уровень достижений, разговорчивый, отдает распоряжения
Настойчивый, действует на опережение, переговорщик, общительный, мечтатель,
масштабно мыслящий, оптимист, надежный, энтузиаст
Стиль: любит ясные, краткие, конкретные служебные записки, следит за временем:
«Не отнимайте у меня время. Когда вы принесете отчет?»
Стиль: предпочитает открытую и дружескую беседу, похвалу и поощрение: «Интереснейшая
задача и прекрасная возможность. Мы сделаем это».
Потребности: четкая, краткая, конкретная
информация
Потребности: признание, свобода
самовыражения, решение трудных задач
Должность: СЕО, исполнительный
директор, член правления, президент
Должность: менеджер по продажам, пиарщик
Прямой
Опасается риска, основательный, придерживается правил, реалист, дотошный, точный,
дипломатичный, высокие стандарты, аккуратный
Дружелюбный, спокойный, хороший слушатель, внимательный, искренний, командный
игрок, концентрируется на одной задаче
Стиль: предпочитает факты или вопросы,
лишенные личностной окраски: «Давайте факты.
Сообщите, пожалуйста, на что ушли эти деньги»
Стиль: предпочитает дружелюбную, теплую, приятную беседу: «Доброе утро
Как дела?
Я могу чем-то помочь?»
Потребности: точность, организация,
формальное взаимодействие
Потребности: дружелюбное, привычное
окружение, признание, внимание к мелочам
Должность: бухгалтер, инженер, системный
администратор, ИТ-специалист
Должность: менеджер по персоналу, социальный
работник, администратор
Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Публикуется с разрешения издательства
Конфликтоген — это плохо!
Допустим, вас оскорбили нецензурными словами, нелестно отозвались о национальности, к которой вы принадлежите… Конфликтогенное поведение! Моральный ущерб! Может быть, однако, имеет смысл говорить более широко о психологическом ущербе. Это включало бы моральный ущерб, но не исчерпывалось бы им. Допустим, над вами не без оснований посмеялись. Аморально ли это? В общепринятом мнении — нет. Ведь «смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно». Но психологически человек чувствует себя неуютно. Поэтому все же — …и моральный. Ущерб может быть и материальным. Вас обсчитывают, требуют деньги за упаковку, отпускают товар грязными руками, не выплачивают обещанные проценты по вкладам, а то не возвращают и сами вклады…
При обсуждении вопросов, связанных с конфликтогенами, можно говорить о величине материального и морального ущерба… А если брать психологический план, то конфликтогены можно делить по тонкости. «Твое лицо не обезображено интеллектом» — язвительно и грубо… «Ты умный человек, ты должен знать такие веши» — это потоньше, но ясно все же, что это конфликтоген. А вот жена мужу: «Умничка, не забыл» — тут, пожалуй, без психологического анализа не каждый сразу обнаружит конфликтогенность.
Более острый конфликтоген может сразу вызвать конфликт. Предположим, муж резко высказывается о невысоких способностях жены, после чего следует быстрая и практически всегда четко запрограммированная по типу «сам дурак» реакция. Может он быть и менее острым и тогда как бы поступает в копилку напряженности.
Конфликтогены и синтоны могут касаться как личности партнера в целом, так и отдельных характеризующих его моментов: профессиональных навыков, внешности, вкусов, взглядов, привязанностей, реликвий, любой общности, к которой он принадлежит (его родственников, значимых для него групп, профессионального клана, национальности, его поколения, его учреждения).
Как в русле отношений, так и в русле делового и аффилиативного общения конфликтоген может быть подан осознанно, преднамеренно и даже злоумышленно. Но он может оказаться нечаянным, незапланированным, ненарочным. Это зачастую не понимается, но все равно затрудняет процесс общения.
Еще одно небезразличное для коммуникативной психотехники уточнение. Нельзя считать конфликтогенным посылом даже грубый промах и как следствие значительный ущерб для нас, если партнер старался сделать нам добро. А ведь часто в таких случаях возникает стихийный конфликт.
Конфликтоген — это опасно.
И ПСИХОТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА БЫТЬ ТАК СКОНСТРУИРОВАНА, ЧТОБЫ КОНФЛИКТОГЕНЫ НЕ ТОЛЬКО НЕ КУЛЬТИВИРОВАЛИСЬ, НО ЧТОБЫ ИМ ДАЖЕ НА БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ МОЩНЫЕ ФИЛЬТРЫ.
И тогда психотехника общения станет психотехникой безопасного общения, или, если короче, психотехникой безопасности.
Как перейти на ненасильственное общение
Чтобы перейти на ненасильственное общение, нужно тренироваться. Для начала сформулируйте наблюдение, чувство, потребность и просьбу к себе. Пробуйте понять потребности других людей и отвечать на них наблюдениями. Например, если женщина в очереди к врачу говорит: «Сколько можно, он сидит там уже полчаса?!» Подключите эмпатию и сделайте наблюдение: «Вы злитесь, потому что плохо себя чувствуете?» Когда научитесь делать наблюдения, применяйте формулу Розенберга в общении.
Запись семинара «Основы ненасильственного общения» с Маршаллом Розенбергом, который проходил в Сан-Франциско в 2000 году
Егиа Чапарян, тренер в области ненасильственной коммуникации, член Ассоциации российских тренеров (АРТы) отмечает: после прочтения главной книги Розенберга «Язык жизни» многие люди считают, что ННО невозможно использовать в обычной жизни. Как говорить о чувствах и потребностях, ведь засмеют, не поймут, осудят. Ладно в семье еще можно договориться, но на работе это ощущается рискованным и чем-то неестественным.
На самом деле, уверен Чапарян, ненасильственное общение — это определенный способ мышления и работа со своим вниманием. Инструменты ННО помогают по-другому смотреть на свое привычное общение, слова и действия
Сначала получается плохо, друзьям и знакомым мы кажемся странными, но постепенно эмпатическое общение становится естественной частью жизни.
Чтобы научиться лазать по скалам, люди идут на скалодром. Там безопасно, есть страховка, инструкторы. Также и с ННО — нужно безопасное пространство, куда мы приходим учиться новому способу мышления и общения. Если там и возникают сильные эмоции в виде раздражения, злости или страха, они проговариваются участниками. «Можно самостоятельно организовать такие встречи, но чтобы не бросить ННО, лучше делать это с фасилитатором. Например, я собираю регулярные встречи в проекте «Лаборатория ННО», — говорит Чапарян.
Материалы, которые помогут научиться ненасильственному общению
- Базовая книга по ненасильственному общению от автора методики Маршалла Розенберга — «Язык жизни» в «Литрес»
- Телеграм-канал «Почему бы и Да» тренера АРТы, психолога и коуча Егиа Чапарян о ненасильтвенном общении, людях и коммуникации
- Блог Академии ненасильственного общения тренера Ольги Нгуен: практики, обучение, методики ННО
- Проект «Ненасильственное общение в России» — статьи, обучение, базовые понятия ННО для взрослых и детей
- «Лаборатория работы с конфликтом» в Сочи — семидневный курс ненасильственного общения и нейробиологии в отношениях с людьми
- Бесплатный курс для специалистов в области образования «Современные Подходы в области предотвращения насилия» (курс № 4)