Откуда у вас такие картинки? полный гид по психотерапии

Чувство общности

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человекаОн тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Основные виды и формы игротерапии

В зависимости от степени вмешательства в игру специалиста

Директивная

Игротерапевт — организатор и руководитель всего игрового процесса. Он принимает в нём живое участие, задаёт вопросы, направляет, сам играет какого-то персонажа. Он берёт на себя ответственность за достижение поставленных целей.

Недирективная

Игротерапевт — наблюдатель со стороны. Лишь в самом начале он определяет правила игры, а далее не вмешивается в процесс и смотрит, как ведут себя участники. Цели ставятся только самые обобщённые (помочь восстановить душевное равновесие, преодолеть страх, научиться навыкам социализации), но не конкретные. Это объясняется тем, что неизвестно, как поведёт себя тот или иной персонаж и к чему он придёт к концу игры.

В зависимости от теоретической модели

Психоаналитическая (психодинамическая)

Основоположники: А. Фрейд, Д. В. Винникотт, М. Кляйн. В психоанализе спонтанная игровая деятельность — прямой и самый верный путь к бессознательному, способ переработки опыта ранних психотравм и конфликтов. В последнее время в рамках Юнгианской школы психоанализа большую популярность набрала песочная игротерапия.

Согласно исследованиям, песочная игротерапия стабилизирует эмоциональное состояние, помогает выразить душевные переживания, освобождает от страхов, снимает психологическое напряжение. На песке можно рисовать что угодно и не бояться ошибиться, потому что всё легко и многократно исправляется одним движением руки.

Гуманистическая / центрированная

Основоположники: В. Экслайн, К. Р. Роджерс, Г. Л. Лэндрет. Относится к недирективной игротерапии. Главное условие — спонтанность.

Поведенческая

Основоположники: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура. Главную функцию выполняет игротерапевт — обучает тому, как правильно играть социальные роли.

Освобождающая

Основоположник: Д. М. Леви. Создание игровых условий, предоставляющих возможность заново пережить конфликтную, травмирующую ситуацию, но уже в более спокойной и безопасной обстановке. Это позволяет освободиться от напряжения и страхов.

Структурированная

Основоположник: Г. Хембриджем. Создание чётко структурированной игровой ситуации, позволяющей разрешить конкретные проблемы.

Построение отношений

Основоположники: О. Ранк, Тафт, Ф. Оллен. Отношения между игротерапевтом и клиентом выстраиваются по принципу «здесь и теперь», без отсылок к прошлому опыту и возврата к детству.

Примитивная

Способствует интеллектуальному, эмоциональному, физическому и социальному развитию детей посредством соответствующих возможностей обучения.

Интегративно-эклектическая

Гармонично включает в себя элементы все предыдущих направлений.

В зависимости от используемого материала

Неструктурированная

Предполагает использование на занятиях подвижных игр (прыганье, лазание), упражнений и заданий с водой, глиной, пластилином, песком, арт-терапии. С помощью всего этого неструктурированного материала можно выразить свои скрытые желания. Он развивает сублимацию.

Структурированная

Предполагает использование игр в семью, с марионетками, куклами, строительных, агрессивных (с применением игрушечного оружия). Помогает увидеть конструктивные и деструктивные намерения человека.

В зависимости от количества человек

  • Индивидуальная — работа с одним клиентом;
  • групповая — для детей 4-5 лет создаётся группа из не более 4 человек; для 5-11 лет — 6, для 11-14 — 8, начиная с 15 — 10.

Специалисты должны чётко осознавать, что для индивидуальной игротерапии существует лишь одно противопоказание — глубокая степень УО. Для групповой же их достаточно много:

  • патологическая ревность;
  • конкуренция с сиблингами;
  • асоциальное поведение, когда человек (ребёнок) может представлять угрозу для других участников группы;
  • раннее или ускоренное половое развитие;
  • чрезмерная агрессивность;
  • обострённое стрессовое состояние.

Что не является противопоказанием для групповой игротерапии:

  • потребность в общении;
  • желание заслужить одобрение у окружающих;
  • стремление к высокому социальному статусу;
  • незначительные отклонения в поведении, обусловленные отсутствием элементарных социальных навыков;
  • нехватка любви;
  • внутренние комплексы, низкая самооценка.

Групповая игротерапия организовывается только при условии сформированности у ребёнка системы базовых социальных навыков и коммуникативной направленности.

Анализ переноса

Часто люди бессознательно переносят на терапевта те установки и чувства, которые они ранее испытывали в отношениях с родителями или другими близкими людьми. Таким образом, клиент может реагировать на аналитика так, как на некую фигуру из своего прошлого, и испытывать те же самые любовь, враждебность или отторжение, которые он чувствовал много лет назад. Помогая понять и признать отношения переноса, терапевт может добиться того, что клиент поймет суть собственных реакций на окружающих.

Существуют и другие краткие психодинамические методы. В целом они не менее эффективны, чем полный психоанализ.

Интерперсональная терапия

Основная идея заключается в том, что в процессе текущих взаимосвязей мы все и всегда бессознательно используем схемы, приобретенные нами в процессе наших самых ранних отношений, например с родителями. Если эти первые контакты были проблемными, например, в них присутствовали отторжение или дурное обращение, то «интроецированные» характеристики партнеров по ранним отношениям могут так или иначе искажать способность точно и объективно перерабатывать информацию, содержащуюся в наших межличностных транзакциях в настоящее время. Таким образом, человек, с которым в прошлом жестоко обращались или отвергали, может действовать, исходя из имплицитного (бессознательного) предположения о том, что мир в целом обращается с ним дурно и отвергает его.

Ссылки

  • Динкмейер, округ Колумбия, Пью, У. Л. и Динкмайер, округ Колумбия, мл. (1979). Адлеровское консультирование и психотерапия . Монтерей, Калифорния: Брукс / Коул.
  • Фолл, К.А., Холден, Дж. М., и Маркиз, А. (2002). Теоретические модели консультирования и психотерапии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
  • Хоффман, Э. (1994). Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии . Ридинг, Массачусетс: издательство Addison-Wesley Publishing.
  • Мосак, HH, и Ди Пьетро, ​​Р. (2006). Ранние воспоминания: метод и применение интерпретации . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Оберст, UE, и Стюарт, AE (2003). Адлеровская психотерапия: продвинутый подход к индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.

Объектные отношения

Под этим понятием исследователи подразумевают процедуры, делающие акцент на проблемах межличностных отношений, особенно если сами они устают от взаимодействия клиент-терапевт. Терапевты, ориентированные на психодинамический интерперсональный подход, делают упор на различные периоды жизненного цикла: они могут сосредоточиваться на отдаленных событиях прошлого или на текущих («здесь и сейчас») межличностных ситуациях (включая и саму терапию), или сохранять некоторое равновесие между ними. Таким образом, сохраняется основная цель классического анализа – понимание настоящего с точки зрения прошлого.

Современные техники

Существуют две основные современные школы адлерианской психотерапии: те, которые следуют за Рудольфом Дрейкурсом , и те, которые называют себя, напротив, классическими адлерианцами. Есть много организаций, которые пишут и до сих пор практикуют эту психологию (Североамериканское общество альдлерианской психологии (NASAP), The Journal of Individual Psychology, International Associate of Individual Psychology (IAIP), Международный конгресс адлерианских летних школ и институтов ( ICASSI) и другие организации). Многие университеты по всему миру предлагают постдипломное обучение по адлерианской психологии. Эта психотерапия набирает обороты и все больше и больше ассимилируется в основной психотерапии.

Среди современных адлерианцев ведутся споры по поводу относительной роли принадлежности и превосходства в определении характера; школа, связанная с Рудольфом Дрейкурсом, подчеркивает первое, в отличие от классических адлерианских теоретиков.

Драйкурс

Рудольф Драйкурс — психиатр, учившийся у Адлера в Вене. Хотя работы Адлера были очень популярны и были хорошо приняты американской публикой, они потеряли популярность после его смерти. Дрейкурс возродил адлерскую психотерапию после смерти Адлера.

Основываясь на трудах Адлера, Драйкурс концептуализировал четырехэтапный подход к адлерианской психотерапии:

  1. Установление терапевтических отношений.
  2. Оценка клиента .
  3. Продвигать понимание клиентом своей вымышленной цели.
  4. Поощрять клиентов расширять свои интересы от защитной функции частной логики до более широкого чувства общности.

Классические адлеровские психологи

Адлериан относится к теории и практике Альфреда Адлера (1870–1937), основателя индивидуальной психологии ( Individualpsychologie ). Клиентов Адлериана побуждают преодолевать чувство незащищенности, развивать более глубокое чувство связи и перенаправлять свое стремление к значимости в более социально выгодные направления. Посредством уважительного сократовского диалога им предлагается исправить ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства по отношению к себе и миру.

Постоянное поощрение побуждает клиентов делать то, что раньше казалось невозможным. Рост уверенности, гордости и удовлетворения ведет к большему желанию и способности сотрудничать.

Конечная цель классической адлеровской психотерапии — заменить преувеличенную самозащиту (охрану), саморазвитие и потворство своим слабостям более глубоким самопознанием и подлинными, смелыми социальными чувствами. Известные адлерианцы включают:

  • Александра Адлер (США), умерла
  • Курт Альфред Адлер (США), скончался
  • Хайнц Ансбахер (США), скончался
  • Роберт Армстронг (Канада)
  • Филлис Боттом (Великобритания), умерла
  • Аллан Кокс (автор) (США)
  • Рудольф Драйкурс (Австрия и США), скончался
  • Лорен Грей (США), умерла
  • Джеймс Хемминг (Великобритания), умер
  • Джон Карлсон (США), умер
  • Генри Якоби (Германия)
  • Рассел Кинг (Канада)
  • Артур Кронфельд (Германия)
  • Фриц Кюнкель (Германия и США)
  • Софи Лазарсфельд (Австрия)
  • Кевин Леман (США)
  • Виктор Луи (Швейцария), скончался
  • Гарольд Мосак (США)
  • Александр Мюллер (Швейцария), скончался
  • Карл Новотны (Австрия), скончался
  • Герта Орглер (Германия и Великобритания)
  • Линда Пейдж (Канада)
  • Пол Ром (Paul Plottke) (Германия и Великобритания)
  • Отто Рюле (Германия)
  • Алиса Рюле-Герстель (Германия и Мексика)
  • Манес Спербер (Германия), скончался
  • Марк Стоун (США)
  • Генри Т. Стейн (США)
  • Ричард Э. Уоттс (США)
  • Эрвин Вексберг (Австрия и США)

Анализ сновидений

Считается, что во время сна защитное подавление ослабевает и запрещенные чувства и желания могут найти выход в сновидениях. Тем не менее некоторые мотивы настолько неприемлемы для индивида, что даже во сне они проявляются не в открытой, а в завуалированной, или символической, форме. Таким образом, сновидение обладает содержанием двух видов: 1) проявленным содержанием,представляющим собой сновидение в том виде, в каком его видит спящий, и 2)латентным содержанием, состоящим из действительных мотивов, которые ищут выхода, но настолько болезненны и неприемлемы для индивида, что проявляются в замаскированной форме. Задача терапевта как раз и состоит в том, чтобы раскрыть эти замаскированные значения, исследуя образы, возникающие в проявленном содержании сновидения клиента и его подсознательных ассоциациях, связанных с этими образами.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Работает

  • Адлер А., Über Den Nervösen Charakter: Grundzüge Einer Vergleichenden Individual-Psychologie Und Psychotherapie , (3-е, исправленное издание, JF Bergmann Verlag, Мюнхен, 1922).
  • Адлер А., Praxis und Theorie der Individual-Psychologie: Vorträge zur Einführung in die Psychotherapie für Ärzte, Psychologen und Lehrer (Бергманн, 1-е изд. Висбаден 1919, Мюнхен 1920, 2-е изд. 1924 г., 3-е изд. 1927 г., 4-е изд. 1930).
  • Адлер А., Практика и теория индивидуальной психологии , перевод П. Радина (Рутледж и Кеган Пол, Лондон, 1925; переработанное издание 1929 года, и перепечатки).
  • Адлер А., Die Technik der Individual-Psychologie. 1: Die Kunst, eine Lebens- und Krankengeschichte zu lesen (1-е изд., Бергманн, Мюнхен, 1928).
  • Адлер А., Die Technik der Individual-Psychologie. 2: Die Seele des schwer erziehbaren Schulkindes (Бергманн, Мюнхен, 1928: Fischer Verlag, 1974).
  • Адлер А., Проблемы невроза: Книга историй болезни , под редакцией Филипа Мэйре , с вступительным эссе Ф. Г. Крукшенка , «Индивидуальная психология: ретроспектива (и оценка)», стр. Vii – xxxvii (Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Лондон, 1929).
  • Адлер А., Индивидуальная психология Альфреда Адлера , Х. Л. Ансбахера и Р. Р. Ансбахера (ред.) (Harper Torchbooks, Нью-Йорк, 1956).

Компенсация и сверхкомпенсация

Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:1. неполная компенсация;2. полная компенсация;3. сверхкомпенсация;4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности

Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Применение результатов обучения

Д. Б. Эльконин утверждал, что трудно найти такого специалиста в детской психологии, который не интересовался бы проблемами игры. Игра – одна из ведущих форм деятельности детей. Поэтому игровая терапия – мягкий и эффективный метод воздействия. Различают директивную и недирективную формы игровой терапии. В первом случае организатор руководит процессом, принимает в нём участие в качестве персонажа, направляет развитие сюжета. В недирективной игре специалист – не участник, но наблюдатель. Существует также смешанная форма. После обучения на курсе выпускники смогут применять метод игровой терапии для коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений детей.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: