Детская ревность (старшего к младшему)

Советы и рекомендации психологов

Специалисты советуют действовать только лаской. Она помогает и взрослым, а уж маленьким созданиям просто необходима. Всегда смотрите на ребенка с нежностью. Дети должны чувствовать любовь каждую минуту и быть уверенными, что родители их никогда не оставят.

Психологи рекомендуют не ущемлять интересов старшего ребенка, его желания и стремления должны быть важны для семьи. Эти советы подходят для всех видов детской ревности. Главное, понять причину, по которой первенец ревнует, тогда, при помощи терпения и ласки от этого чувства его можно избавить.

Если ребенок постоянно обижает младенца, это надо пресекать. Объясните, как малютке больно, что дети между собой — родные друг другу люди и каждый сидел в мамином животике. Если есть возможность, попробуйте нанять помощницу по хозяйству, чтобы уделять старшему больше времени.

Если спустя несколько месяцев у ребенка не проходит стойкая агрессия по отношению к новорожденному, желательно посетить детского психолога. Специалист индивидуально назначит рекомендации, которым нужно следовать чтобы излечиться от этого.

Какие признаки развития ревности выделяют психологи?

Старший ребенок становится чересчур активным или, наоборот, слишком пассивным. Нередко у ребенка случаются внезапные перепады настроения: слезы, истерики, смех, подавленность, замкнутость

Таким образом малыш пытается привлечь к себе внимание путем изменения поведения. Он надеется, что его активность заинтересует взрослых, и они посвятят ему свое время. 
Изменение сна и аппетита

Девочка или мальчик испытывают сложности с засыпанием, несколько раз просыпаются ночью, жалуются на кошмары и страшные сны. Ребенок, чувствующий себя в безопасности и надеющийся на помощь родителей, ночью спит хорошо и крепко. Малыш, испытывающий беспокойство и нехватку родительского внимания, ночью спит чутко и постоянно просыпается.

Аппетит портится у ребенка, который испытывает дефицит внимания. Причем отклонения могут быть как в сторону потери аппетита, так и в сторону повышенного желания есть. Малыш может пытаться восполнить любовь, поглощая сладости и печенье

Либо же хочет привлечь внимание взрослых отказом принятия пищи. 

Дети отказываются от привычных игр и любимых занятий. Рисование, прогулка, игра в куклы, машинки, чтение книг – все становится неинтересным

На первый план выходит желание вернуть родительское внимание и вновь почувствовать любовь.
Изменение поведение в сторону младенческого. Это прием, который подсознательно возвращает малыша в его ранний детский период, когда он был один, и весь мир крутился только вокруг него

Малыш начинает вести себя по-детски: меняет манеру речи, льнет к матери или отцу, просится на руки, имитирует поведение младенца. 
Открытые протесты выражаются в причинении вреда новорожденному. Старший ребенок отбирает и портит игрушки, втихаря щиплет кроху, чтобы тот кричал от боли, отбирает бутылочку, толкается. 

Эти проявления негатива по отношению к малышу являются протестом, также направленным на привлечение внимания. Они не происходят сразу, им предшествуют признаки ревности, описанные в первых четырех пунктах.

Младший ребенок

Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.

Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.

Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.

Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.

Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.

Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.

В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.

Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.

Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.

Когда детей двое и больше

Когда в семье несколько детей, случаются ссоры на почве конкуренции за внимание мамы, папы, бабушек и дедушек, за общие места в доме, игрушки, книжки. Такие конфликты между братьями и сестрами нормальны и даже важны: так дети учатся защищать свои личные границы

Однако очень важно, чтобы в семье царил мир, а дети обменивались знаниями, обучали друг друга и получали удовольствие от общения.Как помочь детям

  • Выделите место для игр: домик на дереве на даче, разборный вигвам или двухэтажная кровать со шторкой в квартире. Общее игровое место позволяет детям разыгрывать разные сюжеты и не ограничивает их фантазию. Обычно достаточно подушек и пары покрывал;
  • Привлекайте детей к выполнению домашних дел. Пусть у них будут свои лопаты для снега, когда нужно откопать гараж или дорожку к калитке. Они получат массу удовольствия, если раздать им кусочки теста во время приготовления пирогов. Вместе собирать игрушки в корзинки — быстрее и веселее;
  • Создайте семейные ритуалы, в которых участвуют только дети. Пусть у них будет что-то свое, особенное, во что взрослые не вмешиваются. Например, просмотр мультиков утром в субботу, или ежемесячный поход в книжный, или что-то еще, что вам подскажут сами дети;
  • Регулярно уделяйте каждому ребенку немного персонального внимания, которое ему не придется делить ни с кем. Вы можете охотиться за листочками для гербария или ходить вместе фотографировать облака. Можете отдельно выбирать рыбок для старшего-аквариумиста и ходить в зоопарк с младшим – будущим ветеринаром. Пусть это время принадлежит только ребенку, и он будет знать, что делиться не придется;
  • Во время конфликта никогда не вставайте на сторону одного ребенка, обвиняя другого. У каждого из детей есть чувства, и родителям невдомек, что на самом деле происходит между братьями и сестрами, когда их нет рядом. Если вам приходится выступать судьей, помните, что правы оба и пострадавшие — все;
  • У детей должны быть личные вещи. Пусть у каждого будет свой шкаф или хотя бы ящик, свои собственные игрушки и одежда. Делиться — хорошо, но не обязательно;
  • Когда малыши станут немного старше, устраивайте «День наоборот». В течение светлого времени суток можно и нужно нарушать правила и вести себя не так, как обычно. И родителям — тоже. Это помогает сплотить семью и, как ни странно, воспитать ответственность и дисциплину.

Комплекс «Старшего брата»

Немного размышлизмов о бывших «братских республиках СССР.

Мы всё ждём, всё надеемся что наши бывшие «братские республики» одумаются, переживут свой национализм, свою русофобию, и мы опять дружно заживём одной большой семьёй. Так как жили прежде в единой стране в СССР. И готовы многие забыв все прежние обиды, забыв как Русских гнали из этих самых «братских республик», когда они обрели независимость в результате распада Союза.

Мы готовы верить любым проходимцам которые скажут что они желают объединиться с нами в одно государство. Мы готовы принять их в свои братские объятия, как библейского «блудного сына».

Конечно это хорошая черта нашего народа, готового простить многое «своим младшим братьям». Многие готовы простить всё, русофобию, то презрение к нашей стране, к нашей России которое высказывали наши бывшие «братские республики» в 90 х годах, когда наша Россия задыхалась под неподъёмным грузом проблем выплачивая долги СССР. Наши «младшие братья» в это время проматывали советское наследство радуясь что они так «кинули» доверчивых русских дураков, и с нетерпением ждали когда же развалится так ненавистная им «рашка».

Шли годы, Россия крепла год от года, и вовсе не думала распадаться и исчезать. Восстанавливалась экономика, вновь заработала промышленность, и теперь уже наши «бывшие» не с презрением, а с недоумением смотрели на Россию. Вырос и жизненный уровень россиян. И тогда потянулись к нам на заработки практически из всех бывших республик Союза.

Нет, их русофобия, их национализм никуда не делись, «наши братья младшие» не возлюбили нас вдруг. Им просто стало некуда деваться, промотав советское наследство бывшие республики остались «у разбитого корыта», а есть то хочется…………….

И вот, мы теперь готовы всё забыть и опять принять их в свои братские объятия? Что это? «Комплекс старшего брата»? Надежда на то что «младшенький перебесится и опять вернётся в семью»?

А надо ли нам надеяться на это? Они, наши бывшие, теперь полностью независимы и самостоятельны, они получили то что так жаждали получить за всё время существования СССР, который они же и прозвали «тюрьмой народов».

Надо ли пытаться склеить разбитое? Реанимировать то что умерло почти тридцать лет назад?

Может быть им будет лучше пройти свой путь до конца? Каким бы он не был? Почему мы так стремимся заботиться о ком либо?

Почему мы так переживаем за националистическую Украину? Почему мы так переживаем за то как сейчас живут украинцы? Неужели мы уже решили все свои проблемы, и теперь можем позволить себе заботу о бывших республиках?

Украинцы живут сейчас в суверенной, независимой, с точки зрения международного права стране, и вольны сами решать свои проблемы, вольны сами себе их создавать.

Это их путь, их дорога, и они должны пройти её до конца.

Не пора ли нам избавиться от этого «комплекса старшего брата»?

Проявления регресса

Адаптивные реакции бывают самыми разнообразными, они могут затрагивать различные сферы жизни ребенка. Регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей

Важно понимать, что это лишь способ получить внимание и заботу

Еда. Очень часто дети начинают отказываться есть или существенно уменьшают порции. Бывает, что ребенок соглашается только на определенные блюда и продукты, требует что-то особенное. Причем после того, как мама постояла у плиты, и еда готова, малыш может потерять к ней всяческий интерес, поковырять две ложки и сказать: «Я больше не хочу». Постоянное желание сладкого – тоже очень распространенный пример. Многие дети просят кормить их с ложечки или хотят пить из детской бутылочки.

Сон. Ребенок, который уже спал всю ночь, может начать периодически просыпаться и плакать, требовать укачивания. Привыкшие к отдельной кроватке или комнате дети часто просятся лечь с мамой и папой или приходят в родительскую постель ночью. Возможны также временные проблемы с укладыванием спать. Например, саботаж устоявшихся ритуалов перед сном: ребенок может бегать, кричать, будить родителей или новорожденного. Некоторые малыши просят, чтобы им читала книжку только мама (или наоборот, только папа, который на работе в это время).

Туалет. Очень часто новоиспеченные старшие братья и сестры проявляют сильный откат в навыках пользования горшком. Днем некоторые дети мочат штанишки так часто, что мама может даже заподозрить цистит. Однако по результатам анализов ребенок будет совершенно здоров. Энурез и энкопрез (недержание мочи и кала) могут причинять существенные неудобства. Особенно тревожными кажутся родителям ночные промахи, к тому же это сильно влияет на качество сна всей семьи.

Навыки самообслуживания. В зависимости от возраста и умений, дети могут отказываться одеваться, застегивать пуговицы и кнопки, завязывать шнурки, самостоятельно есть и ходить в туалет, умываться, чистить зубы, расчесываться, мыть руки – делать все, к чему вроде бы давно уже привыкли и не выказывали сопротивления. Ребенок может жаловаться, что не может сам включить свет или налить воды, снять колпачок с фломастера, разъединить детальки конструктора и т.д.

Язык. Распространенное проявление регресса — откат в речевых навыках. Даже если раньше малыш прекрасно говорил и рассказывал о своих чувствах и желаниях, он может начать ныть и капризничать или показывать пальцем вместо того, чтобы попросить что-то. Часто дети начинают намеренно картавить или коверкать слова, чем изрядно раздражают взрослых.

Коммуникация с миром. Даже самые общительные ребята могут вдруг начать стесняться знакомых и незнакомых людей, при встрече опасливо выглядывать из-за мамы и молчать как рыба. Ребенок может отказываться идти в детский сад или на кружки и занятия, хотя раньше ходил с удовольствием и уже нормально адаптировался.

Эмоциональная сфера. Учащаются истерики, капризы, нытье, беспричинные слезы. Прежний ребенок-ангел может стать раздражительным и угрюмым, начать проявлять агрессию к родителям или окружающим – драться, кусаться, брыкаться.

Грудное вскармливание. Если старший ребенок еще маленький, и мама продолжает кормить его грудью во время беременности и планирует тандемное кормление двоих детей после родов, то она должна быть готова к регрессу старшего в режиме кормлений. Даже если к моменту появления братика или сестренки ребенок прикладывался к груди раз в несколько дней, после родов он может удивиться и обрадоваться тому, что молока у мамы стало снова много, и начать кормиться в режиме новорожденного.

К сожалению, среди некоторых психологов распространено мнение, что грудное вскармливание является причиной регресса у старшего. Кормящая мама может услышать, что ее ребенок после родов непременно перестанет разговаривать, есть, спать и обязательно начнет мочиться в штаны, если не отлучить его от груди. Однако, как мы уже упоминали, регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей, и с наличием или отсутствием грудного вскармливания это никак не связано. Напротив, многие матери считают, что кормление грудью обоих детей помогло им сгладить ревность и дало возможность проявить любовь и уделить время каждому малышу.

Младшая сестра

Если старшему ребенку не везет с характером, то должно быть, младшему живется очень хорошо? Но это не так. Существует комплекс младшей сестры, который появляется у девочек, над воспитанием которых родители не сильно потрудились. В чем же он проявляется?

Новаторы. Старшие дети все делают так, как им скажут родители. А вот младшие могут проявлять инициативу. Они более открыты миру и могут делать то, что им нравится. Они не боятся придумывать, а затем и реализовывать самые смелые идеи.
Хорошие коммуникаторы. Так как старшие сестры и братья всегда отличаются физической силой, то младшим ничего не остается, как учиться выигрывать в спорах благодаря хорошо подвешенному языку. Младшие дети общительнее старших, они более проницательны и более открыты.
Менее ответственны. Комплекс сестры проявляется у младшего ребенка в отсутствии ответственности за свои поступки. В детстве всегда во всех бедах обвиняют старшего ребенка. Он виноват в том, что недосмотрел за младшим. Девочки привыкают к такой тенденции и предполагают и думают, что ответственности удастся избегать всегда.
Эгоистичны. Младших детей всегда балуют сильней, чем старших. У родителей есть возможность и желание приобретать дорогие игрушки и всевозможные сладости

Ребенок видит, что ему уделяется повышенное внимание и считает, что это и есть норма жизни.

Старшая сестра

В семье, в которой есть несколько детей, всегда существуют проблемы. Даже если никто открыто и не говорит о сложности ситуации – это еще не значит, что все в семье все хорошо. Особенно ситуация усложняется, если в семье два однополых ребенка, например, девочки. У одной из них обязательно разовьется комплекс сестры. Что это такое? Это набор качеств, которые формируются у ребенка от недостатка или переизбытка любви и внимания. Как проявляется комплекс старшей сестры?

  • Ответственность. Девочки, которые вынуждены помогать с малолетства своей матери, очень быстро взрослеют. Они чувствуют на себе груз ответственности, который накладывает разница в возрасте с сестрой или братом.
  • Быстрое взросление. Ответственный ребенок быстрее становится подростком, а затем — и сформировавшейся личностью. Конечно, хорошо, когда человек может отвечать за свои действия и поступки. Но все же ребенок, который был лишен радости детства, будет страдать от этого всю жизнь.
  • Потребность быть авторитетом. Человек, которого ставили всегда в пример, сохранит на всю жизнь пристрастие к лидерству. Девочка, а затем и женщина, будет всем и всегда стараться доказать, что она лучшая.
  • Потребность кого-то опекать. Ребенок, который привык заботиться о младшем брате или сестре, в будущем будет опекать всех подряд. Девочка может стать второй матерью для своего молодого человека или же мужа.
  • Чрезмерная смелость. Страсть всегда и во всем быть первой останется с девочкой на всю жизнь. Старшая сестра умеет брать на себя ответственность за поступки, и она ничего не боится, так как привыкла всегда и везде быть первой.

Можно ли предотвратить регресс

Совсем отменить регресс вряд ли получится, но можно подготовить ребенка и подготовиться самим к тем переменам, которые ожидают семью с рождением малыша. В зависимости от возраста старшего мы можем рассказывать ему терапевтические сказки о том, как у любимого мультяшного героя появился младший братик. Можем проигрывать этот сюжет с любимой игрушкой.

Можем показывать картинки и фотографии младенцев, объяснять, что первое время малыш будет много спать и часто плакать, мама будет кормить его молоком и носить на руках. Зато потом он научится переворачиваться, ползать, ходить. Будет смешно агукать и разбрасывать игрушки, облизывать все вокруг. Скоро с ним уже можно будет ползать наперегонки и играть в мяч. Очень помогают также фотографии или видео из младенческого возраста старшего ребенка – с и помощью мама может рассказывать ему истории о том, как он сам был малышом.

Если вы собираетесь рожать в роддоме, то стоит подготовить ребенка к разлуке с мамой – подумать, кто останется с малышом, как этот человек будет укладывать и успокаивать его, чем они будут заниматься. (Некоторые женщины выбирают домашние роды отчасти потому, что не хотят надолго разлучаться со старшим ребенком.)

Хорошо, если такой опыт уже имеется, и важно, чтобы он был приятным

Можно акцентировать внимание на том, что ребенок уже большой, поэтому может пойти с папой в игровую, в кино, на аттракционы или в зоопарк, зайти в кафе. Лучше рассматривать возможность переночевать у бабушки (или с бабушкой без мамы) как особую привилегию и постараться создать немного праздничную и сказочную атмосферу, ввести особые ритуалы, например, какао перед сном или игры с домом из стульев и одеяла

Бабушки и дедушки во время разлуки часто стараются лишний раз не напоминать о матери, чтобы не расстраивать внука. Но как бы весело с ними не было, ребенок прекрасно понимает, что мамы нет рядом, и может подумать, что про него забыли. Звук материнского голоса, фотография или видео могут действительно расстроить малыша. Но можно подготовить записочки и открыточки для ребенка, какие-то небольшие игрушки или угощение – знак того, что любимая мамочка не пропала, она помнит и любит его. Бабушка может говорить, например, что мама прислала посылочку, если малыш спрашивает про нее.

После возвращения из роддома многие родители дарят подарок старшему ребенку – «от братика». Всех гостей, которые приезжают посмотреть на младенца, лучше всего тоже предупредить, чтобы принесли подарки и для вашего первенца, ведь ему сейчас они гораздо нужнее.

Ошибка 6. Родители подчёркивают сходство детей, не видят их уникальности

Родителям нравится замечать в детях похожее, особенно если они одного пола и с небольшой разницей в возрасте. Бывает, что сестёр одинаково одевают и причёсывают — взрослым это кажется это милым. Водят в одни и те же секции и кружки — это просто удобно. Родители воспринимают детей как единое целое, обобщают их интересы, не видят индивидуальности.

Как поступить родителям 

Конечно, братья и сёстры похожи. Но родителям лучше  сосредоточится на том, в чём они отличаются

Екатерина Бурмистрова говорит о том, что важно учить детей позитивно воспринимать свою уникальность и уникальность второго ребёнка. Чтобы помочь в этом, надо описывать свойства личности без оценок, просто отмечая их

Например, не «ты тормоз», а «ты медлительный».

Родители должны помочь каждому ребёнку найти собственную зону успешности. Если один из детей спортивный, это вовсе не значит, что другой тоже полюбит спорт. Нужно постараться воспринимать каждого ребёнка в отдельности, помогать ему раскрыть его индивидуальность.

Типы детской ревности

Дети по-разному выражают свою ревность, иногда она более пассивна, а порой она проявляется в виде агрессии. Но если ребенок не реагирует на появление малыша, то нужно насторожиться еще сильнее. Различают несколько типов этого неприятного чувства.

Пассивная ревность

В постоянных домашних заботах о детях и в частности о самом новорожденном мама может ее просто не заметить. Старший ребенок никак не проявляет свою ревность. Он просто становиться молчаливым и тихим. Меньше смеется и чаще выглядит расстроенным. Малыш страдает в глубине души, не показывая своей боли. От переживаний он может начать мочиться в постель, плохо спать ночью.

Иногда ревность выражается в постоянной заботе о младенце. Старший постоянно рассказывает о нем, вспоминает разные случаи, связанные с новорожденным. Родители радуются, что в их семье все в порядке, а на самом деле малыш ревнует, но боится в этом признаться, даже самому себе.

Нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры, потому что психологическая травма может остаться на всю жизнь, и очень мешать ребенку в будущем

Полуявная ревность

Ее проявления заметить легко по характерным признакам поведения старшего ребенка

Малыш балуется, привлекая к себе внимание. Постоянно пристает к маме, особенно когда она занята новорожденным

Видя, как родители возятся с малышом, 4-5 летний ребенок часто хочет стать таким же маленьким, чтобы мама снова не отходила от него ни на минуту. Поэтому он мечтает покататься в коляске, требует пить молоко из бутылочки, просит одеть памперс. Иногда доходит до того, что уже довольно взрослая детвора начинает сосать пальцы или мочиться в штанишки, чтобы стать похожей на младенца.

Такое поведение старшего ребенка должно стать тревожным сигналом для родителей. Им следует обязательно показать старшему, что его любят не меньше младшего. Такие проявления ревности самые естественные и быстро проходят, особенно когда ребенок убедиться, что по-прежнему необходим своим родным.

Агрессивная ревность

Агрессивная ревность старшего ребенка к младшему проявляется в том, что малыш может обидеть новорожденного, даже причинить ему физическую боль. Он часто сердится и ругает малютку, когда тот капризничает, придумывает разные обидные прозвища и смеется над ним. Особенно опасны такие симптомы у детей до 3 лет. Они сразу отнимают игрушки, могут толкнуть, стукнуть и даже укусить младенца.

Иногда старший начинает злиться на мать, за ее заботу о новорожденном. Специально раскидывает игрушки, крошит хлеб на пол, не слушается. Может устраивать истерики и скандалы, довольно часто капризничает без причины. Родители часто не знают, как реагировать на это поведение и находятся в растерянности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: