Формы и примеры негативизма
Негативизм выражается в разных формах и видах. Чаще всего негативизм очевиден, но бывает и такое, что выявить его непросто.
Активный
При активном негативизме человек действует очень грубо, не реагирует на замечания, отказывается соблюдать общепринятые правила и нормы. Его поведение нередко вводит окружающих в состояние шока. При активной форме негативизма человек совершает действия, которые противоречат друг другу, не выполняет просьбы, ведет себя напоказ, демонстративно.
Пассивный
Пассивный негативизм подразумевает полное отсутствие действий. Может являться сторонним наблюдателем событий, все осознавать и слышать.
Если окружающие просят что-то у такого негативиста, он проигнорирует просьбу, сделает вид, что забыл или не слышал.
Например, сотрудник видит, что по отношению к его коллеге совершается несправедливость. Он молча наблюдает это, не вмешивается. Открытую просьбу помочь или заступиться он игнорирует, делает вид, что это его не касается.
Парадоксальный
Понятие используется в психиатрии. Человек совершает действия, опасные для него и окружающих. Часто они являются признаком психического расстройства, разрушают личность. Объяснить поведение негативист не может, так как его психика не здорова.
Например, человек в сильный мороз выходит на улицу в легкой одежде. Обществу это не вредит, но сам индивид может пострадать, сильно заболеть или умереть от переохлаждения.
Речевой
Подразумевает полный отказ человека от общения, при этом, навыки говорения и слуха у него сформированы. Причин состоянию может быть много, начиная от умственной неполноценности, заканчивая стеснительностью.
Например, учитель попросил ученика встать из-за парты, задал вопрос. Ученик молчит (при этом он может как знать, так и не знать правильный ответ).
Чем отличаются негативизм и естественный отказ
Следует отличать негативизм от обычного отказа ребенка от чего-либо, что ему не нравится. Не всякое «Нет» говорит об упрямом противостоянии. Проиллюстрируем примерами для большего понимания.
Пример 1. Желая приобщить малыша к рисованию, мама приглашает его к занятию («Давай порисуем»), сама начинает изображать на листе цветочки, солнышко, но в ответ слышит отказ. Мама продолжает свою тактику, пытается заинтересовать новыми карандашами или красками, которые ее маленький дошкольник отталкивает или бросает.
Пример 2. Ребенок просит родителей пойти погулять. Холодное время года, и предстоит тепло одеться. В процессе одевания дошкольнику захотелось самому справиться с ботинками. Он пытается их натянуть на ноги, усевшись на пол, но безуспешно. Родители нетерпеливо вмешиваются, чтобы скорее выйти из дома. Обиженный малыш устраивает истерику, не дает себя обуть-одеть, швыряет ботинки и одежду. Когда его пытаются усмирить, напоминая, что он стремился на прогулку, тот в ответ кричит, что он не хочет ни гулять, ни одеваться.
- В первом случае имеет место обычный отказ ребенка от деятельности, которая ему не интересна. Чрезмерная мамина настойчивость заставляет малыша отталкивать карандаши или краски, поскольку он уже не знает, как еще можно убедить маму в своем нежелании рисовать.
- Второй случай отличается тем, что ребенок хочет на прогулку, но обижен на родителей, не дающих ему обуться самостоятельно. Происходит эмоциональный взрыв. Без верхней одежды прогулка не состоится. Детский ум это отчасти понимает, но не в состоянии смириться с тем, что родители лишают его самостоятельных действий.
Таким образом, о детском негативизме можно говорить тогда, когда дети своим протестом перечеркивают свои же желания, а не только противостоят взрослым.
Примеры негативизма
Очень много примеров негативизма у детей 3-летнего возраста. В этот период ребёнок заявляет о своей самостоятельности. Он говорит: «Я сам!». И старается делать самостоятельно даже сложную работу, несмотря на просьбы родителей остановиться.
Он может взобраться на высоту, зажигать газовую плиту, включать утюг, игнорируя запреты. Родители считают это баловством, хулиганством. В норме негативизм 3-летнего возраста проходит сам собой. Но малышу стоит объяснить опасность поступков, не оставлять его одного, не запрещать, а помогать овладеть навыками.
В 7-летнем возрасте негативизм проявляется отказом от учебной деятельности. Домашние задания выполняются из-под палки, со слезами и конфликтами. На уроке ребёнок-негативист может демонстративно ничего не делать. Ему тяжело, он просит о помощи, не может адаптироваться к новым условиям
Важно помочь ребёнку. Нельзя ругать, бить, наказывать
Ситуация усугубится.
Выясним, что является ярким примером проявления негативизма у подростков. Чаще всего, подростковый негативизм проявляется в изменении внешности.
Мальчик может покрасить волосы в яркий цвет, а девочка побриться налысо. Татуировки, пирсинг, неформальная одежда, связи с «плохими» компаниями – всё это проявление негативизма, то есть несогласие с общепринятыми правилами, нормами.
- Опасное проявление негативизма у подростков связано с челленджами. Дети могут перебегать дорогу на красный свет, совершать магазинные кражи, не посещать школу, игнорировать замечания родителей и учителей.
- Это очень тяжёлый период в жизни ребёнка. Если негативизм приобретает острую форму, лучше обратиться к психологу.
- Употребление алкоголя, наркотиков, табака часто связано с проявлением негативизма. Ребёнок пробует опасные вещества не ради интереса, не из-за глупости, а потому что хочет продемонстрировать своё несогласие с запретами. Раз нельзя – значит, сделаю.
Негативизм у детей с аутизмом – признак заболевания. Ребёнок может не реагировать на общество, молчать, отказываться выполнять простейшие просьбы. Если имеются и другие предпосылки для тревоги, немедленно обратитесь к специалисту. Часто необычная форма поведения служит сигналом об имеющемся отклонении.
Особенности негативизма у детей
Негативизм у детей — закономерный и неизбежный этап развития личности. Как правило, он проявляется в кризисных возрастных периодах. В первый раз — в 2-4 года, потом — в 6-7 лет. Негативизм у ребенка — капризы, нежелание обучаться, перепады настроения, немотивированная грусть.
По мнению психологов, отличительная черта детского негативизма заключается в том, что причины его появления всегда кроются во внешних обстоятельствах. В силу незрелости личности ребенок не отдает себе отчет в том, что делает, им правят эмоции и желания. Конечно, малыш плохо себя ведет не ради ссоры с мамой и папой. Для него негативизм становится способом защиты своего «Я», удобным инструментом для манипуляций, желанием показать свое истинное отношение к требованиям взрослых.
Психологи выделяют 2 основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка:
- рассогласованность в способах воспитания у взрослых;
- невнимательность со стороны взрослых к потребностям ребенка.
Вне зависимости от причин возникновения негативизма у ребенка, его «испортившееся» поведение — сигнал для родителей. Им необходимо проанализировать, так ли эффективны их способы воспитания, не скупы ли они в проявлениях своей любви.
Если негативизм не будет конструктивно преодолен к среднему школьному возрасту, он примет необратимую тенденцию развития.
НАИМЕНЕЕ ТЯЖЕЛЫЕ ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство
Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах
Его самооценка занижена либо находится на нуле
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Взгляд со стороны
Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.
Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:
- трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
- конфликтность;
- отказ идти на компромиссы;
- скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.
В случае со взрослыми людьми не стоит путать негативизм и нигилизм. Нигилизм – это мировоззренческая позиция, и, несмотря на то, что ее внешние проявления сходны с проявлениями негативизма, она является сознательным выбором человека, в то время как люди с патологическим упрямством ведут себя подобным образом неосознанно.
Как избавиться от негативизма?
Выясним, как бороться с негативизмом. Прежде всего, стоит выяснить причину неадекватного поведения, разобраться, что послужило поводом для изменения личности
Поговорите с негативистом, ему нужна поддержка и внимание
Если отмечаете признаки негативизма у себя, стоит пересмотреть свой взгляд на мир. Перестаньте всё видеть в чёрных тонах. Жизнь прекрасна, неудачи – нормальное явление. Не стоит причинять близким людям боль.
Если негативизм мешает социализации, нормальной жизни, потребуется помощь психолога. Консультации, беседы, специальные методики помогают побороть негативизм.
Негативизм и позитивизм – неразрывные понятия. Один из близких людей негативиста берёт на себя роль позитивиста. Если один в паре видит всё с плохой стороны, то другой – преувеличивает хорошее
Важно, чтобы позитивист всё-таки увидел проблему, не смирялся с негативистом, а помог ему
Если негативизм не проходит, он может принять опасно социальную форму. Поэтому оптимальный вариант – визит к психологу. Более того, не забывайте, что негативизм может быть признаком психического расстройства, депрессии, генетического заболевания. А здесь без медикаментозного лечения не обойтись.
Как негативизм портит жизнь
Негативизм в психологии — поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:
- остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;
- грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;
- скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;
- упрямство и нежелание идти на компромиссы;
- постоянные гнетущие мысли о несовершенстве мира;
- привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа ее решения;
- скрытая или открытая агрессия.
Кажется, что негативистом можно назвать каждого упрямого человека. Но это не совсем верно. Упрямство часто является ответной реакцией на обиду и носит лишь «временный характер». То есть с упрямцем легко договориться, главное — подобрать правильные аргументы. Негативист же убежден в своих личностных установках, он действительно думает, что мир несовершенен и кругом враги. Его поведение порой совершенно не вписывается в рамки общепринятых норм. Он перечит даже тогда, когда в этом нет никакого смысла.
Научим быть позитивным ?
К каким последствиям приводят симптомы негативизма? Это состояние имеет деструктивную силу:
- Неспособность достичь успеха
Человек, отрицая все и вся, вступает в конфликт с самим собой. Постепенно он перестает рассуждать здраво — не может понять, что действительно ему нужно и полезно. Такой личности практически невозможно достичь успеха в любом из начинаний.
- Выученная беспомощность
Негативизм ведет к пассивности. Человек настраивает себя на то, что у него ничего не получится. А если он не верит в собственные силы, то вовсе перестает стараться что-то делать. Такой личности проще пребывать в мрачной меланхолии и бессмысленной рефлексии. Негативист пассивен и в принятии решений, и в достижении своих целей.
- Изоляция
Негативист убежден в том, что кругом одни лицемеры и лжецы. Его установки — никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Постепенно он перестает доверять даже ближнему кругу общения. Итог — полная изоляция в желании отгородиться от людей. Но одиночество не спасает, а только развивает многочисленные внутренние страхи и переживания.
Детский негативизм и связь с кризисами
Негативизм для ребенка – это нормальное проявление кризиса, с возрастом оно должно пройти.
Впервые родители могут столкнуться с детским негативизмом ближе к возрасту трех лет. В психологии это и называется кризисом 3-х лет или периодом «я сам». Характерен тем, что дети подрастают, начинают демонстрировать свою самостоятельность и независимость, познавать свои границы и границы допустимого поведения с взрослыми.
Ребенок много капризничает, отказывается от родительской помощи. Некоторые родители замечают, что у детей появляется желание отомстить («Ты не дала мне конфету, поэтому я буду плохо себя вести»).
Иногда проявляется как речевой негативизм, отказ от общения. Родителям в этом случае стоит показать ребенка специалисту, чтобы исключить серьезные заболевания.
Как еще может проявляться негативизм в возрасте 3-х лет? Негативизм может проявляться как категоричное отрицание буквально всего. Вспоминается история, в которой женщина предложила племяннику: «Паша, пойдем гулять?», на что ребенок ответил ей: «Не Паша, не пойдем, и не гулять».
Что делать, если близкие люди негативисты
Негативист, находящийся рядом, очень усложняет жизнь, портит настроение, лишает позитива. Ситуация осложняется тем, что это исходит от близкого человека, отношения с которым разорвать не получится. Но предпринять можно следующее:
- Не стесняться прервать в тактичной форме потоки нытья, жалоб на жизнь и гнева. Дать понять, что это неинтересно.
- Не нужно бесконечно подбадривать, успокаивать или предлагать решение проблемы. Достаточно сделать это один раз. Если человек не пользуется советами и не принимает чужую помощь, то быть негативистом – его жизненный, осознанный выбор.
- Отвечать максимально кратко и лаконично, не проявлять заинтересованности в диалоге.
- Уточнить у негативиста цель разговора. Если он хочет получить поддержку и ценный совет, то может продолжать. Если ему нужно просто пожаловаться, то пусть найдет другого человека для этой цели.
Что такое негативизм?
Прежде всего, нужно понимать, что термин используют такие науки, как психология и психиатрия. Они связаны с деятельностью человеческой психики. Несмотря на общее предназначение, смысл понятия будет разным.
Выясним, что такое негативизм в психологии. Качество личности выражается в сопротивлении любому воздействию извне. Оно выражается в поведении, которое может рассматриваться как неадекватное, неприемлемое.
Негативизм – это демонстративное поведение отдельной личности, которое отличается от общепринятого, ожидаемого. Обычно оно неоправданно, основания для подобных реакций у человека отсутствуют.
Действия, слова шокируют окружающих. Но именно этой цели и добивается носитель данного качества. Опасности такая личность для общества не представляет. Но жить и общаться с ним нелегко.
Негативизм может быть защитной реакцией человека. Таким способом он отрицает принятые правила, самоутверждается. С негативизмом часто сталкиваются педагоги или родители подростков.
Негативизм в психиатрии – симптом заболевания. Он говорит о наличии психических расстройств. Так, негативизм при шизофрении – обычное явление. В некоторых случаях особенное поведение – проявление аутизма.
Таким образом, негативизм в психологии – это определённое поведение личности, идущее вразрез с общепринятым. А в психиатрии – признак психического расстройства.
В любом случае требуется помощь специалиста, который поможет скорректировать поведение личности.
Вам может быть интересно
28.06.2019 Расставание и развод — как научиться жить заново
31.05.2019 Как «подружить» ребенка с силой воли
26.08.2019 Неуравновешенные люди. Можно ли изменить себя и других?
04.06.2019 Загадки памяти: короткий отдых помогает выучить быстрее
13.06.2019 Нервы как канат: держим баланс душевного равновесия
15.11.2019 Зевота, перейди на Федота: почему мы зеваем, заражаем других и сами заражаемся зевотой
26.02.2019 Разводиться не обязательно: как пережить измену супруга и сохранить семью
26.08.2019 «Больше ни капли»: как отказ от алкоголя сделает вашу жизнь лучше
28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию
26.06.2019 Диета — не панацея: как навсегда избавиться от ожирения
21.06.2019 11 шагов для развития силы воли
05.08.2019 Что в голове у социопата?
Свобода и негативизм
Для подросткового возраста характерно крайне сильно выраженное стремление к автономности и к свободе. Это нормальная возрастная реакция, как мы все понимаем, за ней стоит стремление к самостоятельному освоению мира, к получению определенного социального опыта, а попутно — к укреплению собственной самооценки.
Негативизм рассматривается как одна из форм агрессии наряду с физической, вербальной, косвенной агрессией, враждебностью, аутоагрессией и другими. В основе негативизма лежит принципиально оппозиционное поведение, которое в особо сильной мере проявляется к авторитетам: возрастным (родители, старшие люди) или должностным (начальство, учителя). Хочу подчеркнуть, что стремление молодого человека к автономности ни в коем случае не может объясняться негативизмом
Но важно дифференцировать, стоит ли за гипертрофированным стремлением подростка к свободе типичная возрастная реакция или же это формирующийся негативизм с соответствующими рисками развития агрессивной личности
Проблема дифференциации стремления к свободе и рисков негативизма актуальна не только для поведения подростков и молодых людей, но и для поведения взрослых. Для объяснения такого поведения полезно привлечение такого феномена, как предвзятая атрибуция враждебности, которая почти всегда стоит за негативизмом. Если негативизм и связан со стремлением к свободе, то это свобода от чего-то или кого-то, а не свобода для.
Как сделать общение родителей с детьми эффективным?
В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.
Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.
Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.
Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.
Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка
Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.
Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.
Ласка и объятия очень важны для ребенка
ДЕПРЕССИВНОЕ РАССТРОЙСТВО
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств
Тогда внимание акцентируется на основном заболевании
Что такое негативизм
Термином «негативизм» в психологии определяют особое нерациональное поведение ребенка, когда он противостоит, выражает свое несогласие, противодействует просьбам, предложениям или требованиям близкого человека.
Нерациональность заключается в том, что дети часто протестуют вопреки своему настоящему желанию. Бывает, что у малыша слезы льются градом, и он на самом деле очень хочет то, что ему предлагают. Однако отталкивает предложение: «Не хочу сок!», «Не нужна эта машина!», «Не пойду с тобой!» и пр.
Проблемность негативизма очевидна для всех. Сам ребенок страдает от своего неадекватного поведения. Он может кричать, плакать, отталкивать и бросать предметы. Такие действия с состоянием радости точно не связаны. Взрослые при этом раздражаются, злятся, выходят из себя.
В дошкольном возрасте негативизм, как правило, направлен на родителей, бабушек, дедушек, нянь. Это именно та категория близких людей, которые стремятся опекать и контролировать каждый шаг ребенка, а в ответ могут получить аффективный всплеск, истерику своего малыша.
Советы Комаровского
Чтобы бороться с детскими истериками, родителям Комаровский советует запастись терпением и .
Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил — лишний повод для последующей истерики.
Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.
Наиболее сложно бороться с истериками у ребенка старше 3 лет. Он уже не просто что-то требует, а показывает характер, и тут потребуется провести тщательный анализ взаимоотношений в семье. Часто такие дети просто копируют поведение взрослых, их реакции на разные ситуации. Если родителям удастся найти «корень зла» в себе и устранить его, то малыш довольно быстро забудет о таком способе получать желаемое, как истерика и капризы.
Если за ребенком замечена склонность капризничать и устраивать истерики без особого на то повода, лучше как можно раньше отдать его в садик, считает Евгений Комаровский. В большом детском коллективе нет ни одного благодарного зрителя, перед которым можно было бы устраивать истерику, да и капризы одного ребенка мало волнуют остальных. Это поможет быстрее научить ребенка жить без истерик.
Приглядитесь и найдите признаки начинающейся истерики. Одни дети перед этим долго дуются, другие — начинают суетиться, быстро двигаться
Предвестники помогут родителям быстро отреагировать и отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Такой способ хорошо помогает детям до 4-5 лет. С ребятами постарше придется изобретать что-то другое
С ребятами постарше придется изобретать что-то другое.
В передаче ниже доктор Комаровский расскажет как отучить ребенка от истерик.
Нытьё или игнорирование
Характерно для детей четырёх–шести лет, когда на первое место выходит словесное несогласие или, что чаще всего, пожелания пропускаются мимо ушей. Вот вы настаиваете, чтобы дочь не наступала на прогулке в лужи, потому что на ней промокаемые сапожки. Повторили это раз сто, а она продолжает молча ходить по воде, и выбирает где поглубже. Или, допустим, сын захотел взять ваш телефон, чтобы поиграть. Вы не разрешили, и не просто так – объяснили почему. Но мальчик снова и снова возвращается к этому вопросу, канючит. Средств воздействия тут два: терпение и твёрдость. Будьте последовательны в своих требованиях и ответах, не уступайте, но и не доходите до угроз и запугивания. Это очень непросто, но необходимо держать себя в руках.
Виды негативизма
Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.
Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.
Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.
Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.
Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение