Зигмунд Фрейд “Введение в психоанализ”
* электронную версию книги можно купить и скачать в форматах: fb2, epub, pdf, txt.
Начнем с автора, имя которого знают даже школьники. Несмотря на то что современные ученые отвергли часть его теорий, а другие доработали и дополнили, З. Фрейд был и остается важнейшей фигурой в мире психоаналитики. Собственно он и является создателем аналитического направления в психологии.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Данная книга – это подробный курс лекций по психоанализу в рамках теории, которую разработал Фрейд. Издание состоит из 3 глав:
- Ошибочные действия личности.
- Сновидения.
- Неврозы, их симптомы и значение, сексуальная жизнь, либидо и другие темы.
Также в учебнике содержится продолжение и переосмысление лекций, в том числе автор развивает свою теорию о сновидениях. Эта книга, конечно, предназначена больше для профессиональных психологов и психоаналитиков, но с ней стоит ознакомиться всем, кто интересуется психологией, чтобы как минимум сложить собственное мнение о трудах Фрейда.
Миф №4. Психолог должен решить мою проблему за одну встречу.
Правда.
Трудности в общении с близкими, коллегами, друзьями, в выстраивании отношений в семье, в принятии себя, как личности, как правило, являются следствием пережитых травмирующих ситуаций, непроработанных внутренних конфликтов, детских проблем и так далее. Глубинные, вытесненные эмоции, подавленные чувства, неэффективные модели поведения и способы психологических защит зачастую требуют длительной и бережной проработки. Некоторые последствия психотравмирующих ситуаций, таких как: родительской нелюбви и деструктивных семейных сценариев, пережитого насилия, потери и потрясений, могут прорабатываться в процессе психотерапии месяцами, прежде, чем человек обретет внутреннюю свободу, самоуважение и уверенность в себе.
Конечно, бывают случаи, когда проблема может решиться за один сеанс. Это, как правило, ситуации, в которых человеку просто недостает психолого-педагогической грамотности в решении каких-то вопросов.
Пример (кстати, он часто встречается): молодая семейная пара была очень обеспокоена поведением своей маленькой дочери. Девочке исполнилось 2,5 года и родители стали замечать серьезные изменения в ее поведении. Капризы, неадекватные требования, истерики, агрессия в отношении некогда обожаемой бабушки, отказ от привычных и любимых ранее занятий, своеволие, обидчивость. Разобрав подробно с встревоженными родителями ситуацию, стало понятно, что ребенок вступил в стадию переживания кризиса трёх лет. О таком естественном процессе в развитии каждого человека молодые родители даже не догадывались. Рекомендованная литература по возрастной психологии и пособия для родителей о способах взаимодействия с трехлеткой быстро решили проблему. Молодые мама и папа изучили данный вопрос, и нашли эффективные модели взаимодействия с маленькой дочерью. А ведь в начале консультации они испытывали жуткий страх, что у ребенка, возможно, имеются серьезные проблемы с психикой.
Миф №2. Помоги – ты ж психолог! Психолог обязан помочь в любом случае
Разоблачение мифа “ты ж психолог”, это разоблачение иллюзии бесплатности помощи. Большинство “услуг” в психологии оказывается бесплатно, в муниципальных и государственных службах – это часть мифа. Во всех таких службах работают психологи, которые на консультациях, за которые платит муниципалитет или госбюджет, рекрутируют себе клиентов в частную практику или находятся в обучении.
Это значит, что обращение в бесплатную службу поможет ориентироваться, что уже полезно. Серьезной работы от психолога на госслужбе ждать не стоит, действует правило одной консультации. В случае работы с отстающими в развитии детьми, государственные службы работают лучше.
Психолог имеет полное право рекомендовать другого специалиста вместо себя, если он загружен, занят, или находит у вас признаки серьезных личностных изменений, с которыми он работать не может.
Бесплатность работы психолога предполагает, что вы не цените саму возможность помощи, не цените свое время. Бесплатная психология не на пользу.
Эрих Фромм (1900-1980)
Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Высоко оценивал классический психоанализ, однако утверждал, что он не дает ответа на вопрос, как жить и что делать. Предлагал рассматривать психоанализ как одну из естественных наук, а сам пытался сместить акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы, включив в круг вопросов рассмотрения этику.
Главной моральной проблемой современного мира Фромм полагал безразличие человека к самому себе. А главной задачей гуманистического психоанализа — познание человеком правды о себе, определение психологических ориентиров, осознание нравственных проблем как основных, потому что человек — единственное существо, обладающее совестью.
Труды Фромма посвящены философским, этическим и социально-психологическим аспектам природы человека, вопросу о его месте в мире и смысле существования.
Поделиться ссылкой
Время просвещения
Наша задача познакомить тебя с распространенными мифами о психологах.
Фото автора cottonbro: Pexels
Ибо они зачастую, очень искажают представление о данной профессии, и уж тем более могут отрицательно влиять на работу со специалистом данной отрасли.
Из статьи ты узнаешь, как не стать жертвой маркетинговых уловок. Как правильно подобрать специалиста, но самое главное — это, конечно же, узнаешь ТОП распространённых мифов.
Давай откровенно, в нашем, таком высокотехнологичном и многогранном веке, когда ритм жизни диктует свои условия, и подчиняет нас своим законам, очень важно не забывать и о психическом здоровье. Именно оно, то есть психическое здоровье, и помогает нам не только приспособиться, но и быть, как рыба в воде в таком насыщенном «океане» жизни
И именно психологи, как гиды, являются нашими помощниками
Именно оно, то есть психическое здоровье, и помогает нам не только приспособиться, но и быть, как рыба в воде в таком насыщенном «океане» жизни. И именно психологи, как гиды, являются нашими помощниками.
Альберт Бандура
Альберт Бандура — американский психолог, известен созданием теории социального научения, а также экспериментом «Кукла Бобо».
Родился 4-го декабря 1925 года в маленькой деревушке на севере Канады. После того как окончил среднюю школу, Бандура занимался восстановлением шоссе в штате Аляска. В 1959 году стал выпускником университета Британской колумбии, а в 1952 году стал доктором философии, получив степень в области клинической психологии, и начал вести преподавательскую деятельность в Стэнфордском университете.
«Теория социального научения», написанная Альбертом Бандурой, показывает постоянную взаимосвязь познания, поведения и окружающей среды
В этой теории указывается на важность обучения путем подражания и наблюдений
Эксперимент «Кукла Бобо» был проведен в 1961 году. Группе детей показывали пленку с видеозаписью, на которой женщина била куклу Бобо и агрессивно кричала на нее. Затем детям разрешали играть в комнате, где находилась кукла Бобо. Они начинали бить эту куклу и имитировать движения и слова женщины с видеозаписи. Эксперимент показывал, что дети, не получая никакого подкрепления и стимула, просто повторяли поведение, которое наблюдали на видеозаписи. Это позволило немного отойти от бихевиористских представлений. На основе своих наблюдений и экспериментов Бандура написал книгу «Подростковая агрессия», которая была переведена на русский язык.
Теории Альберта Бандуры внесли большой вклад в становление психологии личности и психотерапии, и его поистине можно назвать величайшим психологом современности.
«Я сам во всём разберусь»
Разумеется, идти к психологу или нет, решать только вам, однако нужно помнить, что разбор ситуации со специалистом и в одиночку — это два разных процесса. Умение осмыслять свои переживания очень ценно, однако поход к психологу не означает отказ от него, даже наоборот — рефлексия пригодится во время приёма. Психолог не решает за клиента, в чём его проблема, а работает по запросу: вы сообщаете, в чём у вас затруднение или что вам хотелось бы изменить, а специалист помогает найти пути решения.
Почему то, что происходит в кабинете, нельзя повторить в одиночку, вооружившись книгой, статьёй или упражнением? Всё дело в присутствии другого человека. В стрессе, при конфликте или проблемах, особенно серьёзных и длительных, защитные механизмы психики закрывают от нас часть картины — иногда критически важную, потому что она самая болезненная. Психолог не просто вооружён техниками и знаниями о работе нашей психики, ему действительно видно что-то, чего не замечает клиент — просто потому что специалист не вовлечён в ситуацию.
Еще одна распространённая позиция: «Мало ли что у меня в детстве было, чего теперь это пережёвывать?» или «Ну развелись и развелись, какой смысл обсуждать?» Однако умение проговорить или записать переживание действительно облегчает и трансформирует его. Исследования с применением фМРТ показывают, что когда мы описываем чувства словами, снижается активность миндалевидного тела мозга, которое отвечает за реакции в ситуации опасности. Поговорив о болезненном опыте, мы начинаем легче его воспринимать.
Курт Левин
Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.
Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.
После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.
В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.
На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.
Почему не складываются счастливые отношения и нет любви?
Не о каких серьезных и счастливых отношениях нельзя задумываться, пока есть страх предательства, ревность и желание собственности.
Если есть хоть одно из вышеперечисленного, Вы обречены страдать, ругаться и жить в стрессе.
Самое эффективное решение данной проблемы — это посмотреть на взаимоотношения между родителями и решить корень проблемы.
За 30 минут найдем корень проблемы, связанный с отношениями, посмотрим на взаимоотношения между родителями и составим пошаговый план выхода из замкнутого круга.
Нажмите на кнопку ниже, что бы гарантированно решить проблему в отношениях.
Миф 2. Психолог решает все проблемы.
Этот миф основан на убеждении в существовании некоего тайного знания, которым обладают люди этой профессии. Конечно, никакой тайны нет. Нужно понимать, что огромную роль в оказании помощи пациенту играет сам пациент. Специалист лишь указывает верное направление, но без упорной работы самого клиента успеха не будет.
Еще одно заблуждение заключается в том, что психолог, как специально обученный человек, может оказать психологическое давление на человека, и таким образом, разрушить его личность. Подобные действия в обществе расцениваются как преступления. Хороший психолог, имея специальное образование, тем и отличается от остальных людей, что с уважением относится к своим клиентам, к процессу общения и к готовности своего клиента рассказать о своей проблеме.
К психологу надо ходить «для профилактики»
К медицинскому психологу и к врачу-психиатру водить «просто так» необязательно. Сейчас психиатрический осмотр включен в план диспансеризации, которую проводят в год, в три года, в семь лет и так далее. Раньше в год и в три года психиатра в списке врачей не было. Сейчас психиатр включен в этот перечень, но его осмотр лишь рекомендуется, то есть предполагается возможность отказа родителей от такого осмотра.
Эти изменения в план диспансеризации внесены потому, что растет заболеваемость расстройствами аутистического спектра. Как правило, родители впервые обращаются со специфическими жалобами в тот период, когда уже имеет место развернутая клиническая картина, а профессиональную помощь ребенок еще не получал.
Первые признаки нарушения специалист может увидеть и в 12 месяцев, и в 36. Для того чтобы начать оказывать помощь своевременно, осмотр психиатра внесен в план диспансеризации детей раннего возраста. Другое дело, что этой возможностью пользуется очень мало родителей, из того же суеверного страха «постановки на учет».
Альфи Кон “Воспитание сердцем”
Мы часто слышим от профессиональных психологов, что большинство проблем взрослого человека связано с детством, неудачами, душевными переживаниями, страхами
Если вы увлекаетесь психологией, то понимаете важность воспитания детей. Возможно, они у вас уже есть или еще нет, в любом случае стоит об этом задуматься, хотя бы для излечения своих детских психологических травм
Книги Альфи Кона и конкретно “Воспитание сердцем” о безусловной любви родителей к детям и о том, как к ней прийти, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают всегда, даже если он ведет себя неправильно. Возможно, идеи автора не во всех ситуациях можно применить, но они заставляют о многом задуматься и пересмотреть некоторые свои установки на взаимоотношения родителей и детей.
Обратился к психологу – «псих»
Невозможно с первых секунд появления проблемы у ребенка получать профессиональную помощь. Пока родители осознают, что есть проблема, что это – не эпизод, а закономерность, проходит время. К специалисту надо обращаться всегда, когда есть проблема. Главное – правильно выбрать профиль специалиста.
Если возникает широко распространенная проблема, которая была у знакомых, у детей знакомых, у самих родителей в их детстве, и она не приводит к дезадаптации, то есть ребенок не перестает учиться, общаться, не происходит резких изменений в его состоянии, тогда надо идти к обычному, а не медицинскому психологу. В таких случаях можно с высокой долей уверенности говорить, что проблема вписывается в рамки нормы и возрастного развития.
Если же мы видим, что изменения носят резкий характер, их нельзя объяснить объективными событиями, обстоятельствами, то есть они психологически не выводимы из ситуации, надо идти сразу к медицинскому психологу. Не теряйте времени! Если мы имеем дело с проблемой, выходящей за пределы нормы, то чем раньше мы ее идентифицируем, чем раньше мы начнем с ней работать, тем меньше вероятность, что она вырастет в болезнь.
Ярлык «псих» на психически больных людей, даже если речь идет о них, навешивают не врачи и не психологи. Их навешивают обыватели, общество, соседи, знакомые, то есть люди, которые не имеют никакого отношения к психиатрии.
Если женщина не любит своего ребенка – пусть сдаст его в детский дом
Выход из этой ситуации – семейная психотерапия, то есть профессиональная помощь этой женщине. Когда к нам приходят с жалобами на проблемы ребенка, часто обнаруживается, что их источник – в проблемах родителей.
Без работы с родителями, без работы с семейной системой помочь ребенку нельзя. В таких случаях необходимо проводить именно семейную психотерапию, на участие в которой женщину нужно замотивировать. Для этого, возможно, ее придется сначала медикаментозно вывести из депрессии, чтобы создать базу для психотерапевтических занятий. Но и в этом случае изымать ребенка не нужно.
Психологи циничные, как и все врачи
Профессия врача, психолога в обществе ассоциируется с определенными нормами поведения и уровнем личностного развития. Хирурги, патологоанатомы, которые сталкиваются с болезненными ситуациями, неотвратимостью смерти, вырабатывают для себя определенные защитные механизмы, одним из которых является циничный юмор. Высмеивая смерть, врач делает ее менее угрожающей в собственном сознании.
Такое общение с коллегами, кажущееся посторонним циничным, становится взаимной психотерапией: посмеялись, рассказали анекдот – и всем стало легче после тяжелого трудового дня.
Другое дело, что нельзя выносить это на всеобщее обозрение, поскольку непосвященные в особенности профессии не могут понять этого юмора и его психологического значения для поддержания собственных личностных ресурсов. Ни врач, ни психолог, ни учитель, ни журналист не должен позволять себе то, что может позволить себе другой человек. Хотя если водитель сфотографируется на фоне машины, попавшей по его вине в аварию с человеческими жертвами, никто ему тоже аплодировать не будет.
В течение двенадцати лет я занималась опознанием погибших, осуществляя психологическое сопровождение этого драматического процесса. Мы работали в судмедбюро, куда привозили трупы, фрагменты тел, и куда приезжали родственники для идентификации останков.
Был период, когда несколько опознаний следовали одно за другим: взрывы в метро, крушение самолетов. Несколько раз мы приезжали в одно и то же бюро, и всё время сталкивались с одним санитаром, который там работал. Мы с ним не общались, но часто виделись на опознаниях. Однажды в короткий перерыв мы оба присели на скамейку отдохнуть, и я, глядя на него, подумала: «Какой кошмар: человек работает всё время с трупами! Это я несколько раз в году с ними сталкиваюсь, а он – каждый день видит мертвые тела, ощущает этот запах!»
Он, увидев знакомое лицо, неожиданно спросил меня:
Л. Стейнберг “Переходный возраст”
Завершить наш топ самых лучших книг хочется несколькими трудам из раздела возрастной психологии. И первый из них – это “Переходный возраст”, посвященный, пожалуй, самому трудному периоду развития и становления личности. Многих родителей интересует масса вопросов:
- как понять своего ребенка;
- как поддержать в трудную минуту;
- как сохранить теплые отношения;
- как привить правильные привычки, научить терпению, самоконтролю и др.
На эти и многие другие вопросы отвечает Л. Стейнберг – мировой эксперт по особенностям поведения подростков, доктор психологии. Он использует результаты последних исследований для того, чтобы эффективно общаться с детьми и научить этому родителей. Данное издание будет полезно мамам, папам, бабушкам, дедушкам, а также педагогам.
Единственный минус – это необходимость адаптировать информацию под нашу реальность, так как автор – американец, и все примеры взяты из жизни подростков в США. Но это не оказывает существенного влияния на пользу книги, просто некоторые выводы придется сделать самостоятельно, опираясь на данные Стейнберга.
… и избавьтесь от них!
В книге вы найдете 10 причин возникновения мифов популярной психологии. Авторы назвали этот список «комплектом мифоразрушителя» — достаточно проанализировать, что стало причиной вашего убеждения в том или ином. Вот составляющие этого комплекта:
- Молва, слухи, устная реклама. «Ваша киска купила бы Вискас!» — трогательная картинка: кошечка сама выбирает корм. Кошки действительно любят Вискас, но вовсе не потому, что он им полезен!
- Желание простых ответов и моментальных решений — «Сбросьте 10 кг за неделю!». Конечно, легче поверить в чудо-диету, чем сбрасывать вес традиционным способом — это долго, трудно, не хватает силы воли…
- Выборочность нашей памяти и восприятия: человек, страдающий ревматизмом, может считать, что в дождь и холод его заболевание обостряется — просто когда-то в такую погоду он пережил сильный приступ, что и врезалось в память. Связь между данной хворью и погодой никем не доказана (с чего бы ревматизму реагировать на дождик, вы же не сидите пятой точкой в ледяной луже?).
- Поиск причинной обусловленности там, где есть корреляция: между двумя вещами, случившимися в одно время, якобы есть причинная связь. Она может отсутствовать. Ребенка отругала учительница, в этот же день он подрался во дворе. Справедлив ли вывод, что строгая учительница сделала ребенка агрессивным? Он мог вовсе не помнить о случае в школе, мог подраться с кем-то, кто его дразнил или обидел, да мало ли почему он полез в драку!
- «После чего-то» не значит «из-за этого»! Люди всю жизнь пьют воду и умирают. Вода — причина смерти? Человечество на грани вымирания?
- Нерепрезентативность выборки при исследовании. Наблюдения за двадцатью рыночными торговцами показали, что все они за прилавком порой выдают крепкое словцо. Вывод: все продавцы бранятся во время работы?
- Использование репрезентативности в оценке каких-либо явлений. Похожие друг на друга вещи не обязательно тождественны! Девочка нарисовала черный дом и черных маму с папой — ах, у нее ужасные отношения в семье! На самом деле, у девочки могло не быть других карандашей. Или ей нравится четкость и резкость черного цвета…
- Фильмы и СМИ, использующие стереотипы. Если ваш близкий человек заболел шизофренией — это не значит, что он непременно будет гоняться за вами с топором, как Джек Николсон в «Сиянии».
- Раздувание «зерна истины» в целую тыкву: «Этот мальчик — вылитый отец, как он мог так поступить, отец бы никогда…». Дети похожи на родителей, мальчик чертами лица и личности может напоминать отца, но это не значит, что он всегда будет действовать точно так же, как родитель!
- Путаница в терминах. Девочка-подросток рыдает из-за смерти известной поп-звезды, своего кумира. «Психопатка какая-то, ты его даже не знаешь!» — сердится ее мать. По ее мнению, психопаты — это люди с неадекватными эмоциональными реакциями. Но разве реакция девочки — учитывая ее возраст и влюбленность в образ и музыку покойного — неадекватна? Она потеряла нечто очень дорогое для себя…
Научившись «фильтровать» услышанное с помощью этих знаний, вы будете менее подвержены заблуждениям — вполне возможно, это сделает вас спокойнее и счастливее.
Литература:
- 1. 50 великих мифов популярной психологии / Скотт О. Лилиенфельд, Стивен Дж. Линн, Джон Русио, Барри Л. Бейерстайн. — М. : Эксмо, 2013. — 512 с.
- 2. Леви В. Л. Наемный бог / В. Л. Леви — М. : Торобоан, 2004. — 416 с.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate