Проблема «я» в психологии

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Акцентуированные личности

Акцентуированные личности (то есть люди, у которых имеется заострение какой-то одной черты характера, которая может выделять его из окружающих, но и создавать риск для возникновения расстройства) также могут не иметь признаков психического расстройства, если они находятся в благоприятных условиях. Однако, попадая в неблагоприятные условия, у них может развиться то или иное психическое расстройство.

Например, человек с демонстративными чертами личности, попал в ситуацию, где на него хронически не обращают внимание, может чувствовать себя тревожно, болезненно, у него могут развиться истерические симптомы. У человека с шизоидными (замкнутыми) чертами характера, попавшего в ситуацию, где ему нужно много общаться (например, устроившись на работу продавцом), может развиться депрессия

У человека с шизоидными (замкнутыми) чертами характера, попавшего в ситуацию, где ему нужно много общаться (например, устроившись на работу продавцом), может развиться депрессия.

Человек с зависимыми чертами личности может легко заболеть в случае, если нарушатся отношения с человеком, от которого он зависит. Ну и так далее.

Психологические проблемы — что это?

Понятие психологической проблемы тесно связано с внутренним мировосприятием человека. Их сложно разграничивать, так как любая проблема, начавшаяся в семейных отношениях может влиять на всю личность. Они связаны с биологическими и социальными потребностями человека. Психологические проблемы бывают: явными (проблемные состояния и отношения), скрытыми и глубинными.

К проблемным состояниям относят страхи, зависимости, депрессию, психосоматические заболевания, потерю воли. Отношения – это ревность, одиночество, конфликты, привязанности. В отличие от явных проблем, скрытые не очевидны для человека, он их отрицает и ищет источник своих неудач в других. К скрытым относятся:

  1. Мстительность, демонстративное поведение, борьба за власть.
  2. Напряжение в теле, неразвитость и зажатость.
  3. Недостаток знаний, ответственности, привычка видеть во всем негатив, жалеть себя.
  4. Ложные верования, образы жизни – ночной, алкоголизм, курение.

Взаимосвязь болезней и психологических проблем

Выражение «все болезни от нервов» имеет научное подтверждение. И роль психики в возникновении болезней по данным ВОЗ — 40 %. При нарушении психологического равновесия организм запускает целую цепочку процессов, ведущих к болезни:

  1. Стресс и хроническое нервное напряжение стимулируют выделение гормонов надпочечниками, которые нарушают работу сердца, желудка, головного мозга.
  2. Длительные негативные эмоции ведут к спазмам сосудов, накоплению в крови токсинов, развитию аутоиммунных заболеваний. Психологическая проблема аллергии – непереносимость, неприятие ситуации, человека.

Что делать с привычкой переживать, как исправить собственное мышление и восприятие?

Научиться управлять своими эмоциями, и речь совсем не идет о контроле и подавлении. Управление, это выбор, к тому же сознательный, а не автоматический, как сейчас.

Сейчас как… событие произошло и внутри вас сработала автоматическая программа эмоционального реагирования на ситуацию.

Мозг, ленив, и ему совсем не хочется каждый раз, разрабатывать новую модель поведения, если, когда-то в прошлом, была апробированная модель поведения, и не столь важно насколько она была эффективна, мозг будет ее использовать вновь и вновь. Если вы находитесь в осознанном состоянии, то значит, вы находитесь в позиции взрослого человека

А как мы говорили выше, что позиция взрослого, автоматически убирает сопротивление, и переводит ситуацию с состояние принятия

Если вы находитесь в осознанном состоянии, то значит, вы находитесь в позиции взрослого человека. А как мы говорили выше, что позиция взрослого, автоматически убирает сопротивление, и переводит ситуацию с состояние принятия.

На этом я заканчиваю, и надеюсь, что смогла вам донести информацию о том, как принять ситуацию, которую не можешь изменить.

Конечно, следующим шагом, будет отпускание ситуации, потому что, если вы ее приняли, то надо оставить и идти дальше. О том, как отпускать ситуации, читайте в статье «3 техники: как отпустить ситуацию и не переживать».

Будьте любимы и счастливы!

  Автор статьи — Наталия Гнездилова, семейный психолог стаж работы 15 лет.

Помогаю женщинам 35+ вернуть любовь, уважение и доверие в отношения с мужчиной.  Консультирую онлайн в любом из мессенджеров – скайп, ватсап, вайбер.

Подписывайтесь: мой Инстаграм , канал Ютуб, страничка в ВК   

Актуальные проблемы современной психологии: возрастной аспект и педагогика

Проблем, рассматриваемых современной психологией, достаточно много, но не все из них и не всегда занимают отдельно взятых людей. Только некоторые аспекты психологической науки всерьез затрагивают умы львиной доли жителей планеты. Один из них — воспитание нового поколения, прививание его представителям морально-этических и прочих норм без стирания ценных индивидуальных особенностей, личностных различий между отдельными людьми.

Возраст и кризисные явления

Если затрагивать проблемы возрастной психологии, здесь особую важность обретает специфика психического развития на каждом из этапов жизни, метаморфозы с приоритетами и жизненными установками, происходящие в это время. Психологи обычно поднимают тему кризисов определенного возраста, которые при создании благоприятных условий способны сыграть созидательную роль в личностном формировании

Подобное кризисное явление направлено на усвоение новых навыков или социальных ролей: определению границ свободы, понятию долга, умению критически мыслить, внедрению в социум, подведению итогов уже достигнутого.

Воспитательные меры и развитие

С предыдущими факторами, оказывающими влияние на становление личности, взаимосвязаны основные проблемы педагогической психологии

Психологи и педагоги осознают важность обучения юных членов общества новым знаниям с учетом особенностей психического развития. Подгадать применение определенных воспитательных и образовательных мер стремятся под сенситивные периоды, когда организм обретает особенную чувствительность к конкретным видам внешнего воздействия: визуального, слухового, кинестетического и др

В расчет специалистами принимается разная степень одаренности ребят, их готовности к обучению, включая школьное образование.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Как найти хорошего психолога? По диплому!

Заранее сказать, сколько потребуется консультаций для решения проблемы – невозможно, констатирует психолог-консультант Илья Шабшин. «Одна из главных целей первичной консультации как раз и состоит в том, чтобы специалист оценил трудность ситуации и мог более-менее обоснованно сказать, сколько сессий необходимо. После первой встречи клиенту может стать легче – поскольку его выслушали, он поделился своей проблемой (часто – в первый раз). Однако это не значит, что проблема решена. В большинстве случаев достаточно 8-10 консультаций, чтобы произошли очевидные изменения в лучшую сторону. Можно приходить к специалисту не каждую неделю, а реже, но серьезно работать самостоятельно по согласованному с психологом плану: читать литературу, делать упражнения, выполнять практические задания. Многое зависит от личных особенностей клиента, от его характера, целеустремленности, мотивированности, организованности», – отмечает психолог.

Анастасия Ксенофонтова также признает: все индивидуально, и кому-то может хватить даже одной встречи с психологом (причем не всегда эта встреча должна быть очной), а кому-то понадобятся годы на то, чтобы справиться со своей проблемой.

Первая сессия чаще всего проводится для знакомства и первичного прояснения запроса. Впрочем, и на этой встрече уже может происходить какая-то работа, отмечает Анастасия. «Но при этом в психотерапии первичны отношения между клиентом и психологом, именно контакт между ними целителен и первичен, а только потом уже техники, задания и литература

Поэтому регулярность встреч – это важно с точки зрения сохранения этого самого контакта», – подчеркивает психолог

Услуги психолога в нашей стране, как и в мире в целом – вещь достаточно недешевая. Как же быть человеку с небольшим достатком, которому терапия необходима – пытаться решить все проблемы самому? Вовсе нет, единодушно отвечают наши эксперты.

«Психологи из бюджетных социальных организаций, так же как и психологи в частной практике, оказывают услуги. Чаще всего клиенту предоставляется ограниченное число сессий. Хороший специалист, как частный, так и бюджетный, ищется опытным путем. Нужно сверяться со своими ощущениями во время и после сессии и смотреть, подходит он вам или нет», – советует Анастасия Ксенофонтова.

Олег Долгицкий также призывает не избегать бесплатных служб психологической помощи и смело обращаться туда в случае необходимости. «Мы являемся наследниками социалистического государства, и психологические услуги у нас должны быть бесплатными в больницах, школах, центрах социальной помощи и т.д. Если есть возможность получить консультацию в поликлинике или центре социальной помощи – обязательно нужно это делать, особенно сейчас, когда к дипломам специалистов довольно много внимания со стороны начальства и кадровой службы», – отмечает он.

Итак, вы решились отправиться к психологу – но как найти хорошего? Первым делом – попросить у него диплом, говорит Олег Долгицкий.

Многие предпочитают изучить отзывы о специалисте в интернете и поспрашивать у знакомых – это тоже неплохой метод проверки, но работает он далеко не всегда, предупреждает Анастасия Ксенофонтова:

«Часто отзывы могут быть не показательны и не полезны просто потому, что кому-то этот психолог подошел, кому-то нет. Это нормально, ведь оба участника процесса в первую очередь люди, а даже в простом повседневном человеческом общении мы сходимся далеко не со всеми людьми, которых встречаем на жизненном пути. Так же и здесь: психолог и клиент – как ключ и замок. Конечно же, можно попросить показать диплом и спросить о посещении супервизии и личной терапии специалистом. Ну и после первой сессии задать себе вопрос: было ли мне с ним комфортно?».

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

Какие книги по психологии рекомендуем прочитать?

Все зависит от того, какие у тебя задачи. Если тебе интересна общая психология, то лучше всего, конечно, обратиться к академическим изданиям, признанным вузами. Это:

  • «Общая психология» Маклакова,
  • «Основы общей психологии» Рубинштейна,
  • «13 диалогов о психологии» Соколовой,
  • «Введение в общую психологию» Гиппенрейтер,
  • «Клиническая психология» Холмогоровой, 4 тома.

Но если тебе нужна помощь в каких-то определенных сферах, это должны быть специальные книги.

Волнует вопрос, как общаться с ребенком? Рекомендуем книги той же Юлии Борисовны Гиппенрейтер – она учит активно слушать, общаться так, чтобы не было конфликтов, достигались результаты, а главное – чтобы ребенок был счастлив и развивался как личность.

Интересует социальное влияние? Работаешь в сфере маркетинга и продаж? Тебе должна понравиться культовая книга Роберта Чалдини «Психология влияния».

Есть множество книг-тренажеров памяти: Гарета Мура, Джонатана Хэнкока, Рюты Кавашимы, Андрея Сафронова, Михаила Литвака и тому подобное.

Мы даже не пытаемся охватить весь этот огромный пласт книг по популярной психологии – их миллионы. Просто намечаем отправные точки – дальше сама.

Стратегия избегания

Плюс к этому надо понимать, что мотивация избегания намного сильнее, чем мотивация стремления.

Допустим, вы стремитесь похудеть, повесили на видном месте одежду, в которой намерены прийти на вечеринку через пару месяцев, поставили будильник, чтобы встать пораньше и отправиться в бассейн. Но вот будильник прозвонил, вы открыли глаза – и ясно поняли, что вполне проживете еще день без бассейна и упражнений, а новую жизнь начнете завтра.

Это классический пример, который демонстрирует, насколько желание оставить все как есть сильнее любой мотивации.

Именно поэтому мы сохраняем браки, которым давно пора умереть, остаемся на работе, с которой давно пора уволиться, не ходим к врачу, пока не заболит, и игнорируем любые, даже самые радужные перспективы ради возможности просто оставаться в привычном окружении.

Получается, что наш мозг работает довольно парадоксальным образом: избавляя нас от страданий, он толкает нас к еще большим страданиям.

Спрашивается, что со всем этим делать, если механизм настолько силен? Увы, но путь только один – развивать самодисциплину. Для этого, прежде всего, необходимо отдавать себе отчет в том, что мы делаем и чего именно избегаем.

Да, проще лазить по соцсетям, болтать с кем-то, бесцельно перекладывать бумажки с места на место, а не разбираться с новой задачей, которая требует усилий и сосредоточения. Но как только вы ловите себя на таком поведении, нужно предпринять волевое усилие и, остановив бесцельную трату времени, заняться выполнением задачи.

Мой синий – твой синий… или нет?

Все мы знаем, что лимоны – желтые, а небо – голубое и, вне всяких сомнений, найдем с чем сравнить все оттенки коричневого цвета. Но совпадает ли наше восприятие цветов, видим ли мы цвета совершенно одинаково? Оттенки и их названия соотносятся исключительно с нашим индивидуальным опытом; ученые не исключают, что все мы видим цвета по-разному, и даже попытка косвенного их объяснения мало что способна упростить.

Рассмотрим на примере: красное яблоко может восприниматься Толей как фиолетовое, а Соней – как черное. Но они называют цвет одним словом, потому что и Толю, и Соню так научили еще в детстве. Они всю свою жизнь слышат именно такое название – потому и нет противоречия.

То есть, по сути, основным этапом узнавания чего-либо является этап научения, передачи опыта младшему поколению. В данном случае, это – информация о том, что такое цвет и как называются цвета. Ребенок не рождается со знанием оттенков; называть и отличать их друг от друга учат родители.

Возможно, таким видит цвет ягоды ваш друг. А может, и все друзья сразу.

Ученый Джозеф Кэрролл из Медицинского колледжа штата Висконсин даже утверждает следующее: «Думаю, можно сказать с уверенностью – люди не видят цвета одинаково» . По сей день нет никаких научных способов доказать или опровергнуть это утверждение, как и разрешить эту загадку вообще. А если все вышеописанное не показалось Вам достаточно убедительным, попробуйте в разговоре с друзьями выяснить, какой цвет для них является синим и как бы они его описали. Без сравнений!

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Заключение

На мой взгляд, изучения психологии является обязательным для тех, кто хочет жить гармоничной и счастливой жизнью, кто хочет максимально эффективно решать стоящие перед ними задачи и добиваться своих целей.

Что даёт изучение психологии:

  • Интересно! Изучать психологию очень интересно. Поскольку это открывает новое понимание и новый взгляд на себя и окружающих нас людей, на происходящие явления и события, и в целом на всю жизнь человека;
  • Полезно! Изучение психологии открывает огромные возможности и позволяет решать задачи и проблемы, которые до этого казались и вовсе неразрешимыми;
  • Эффективно! Изучение психологии значительно повышает личную эффективность в принятии решений, отношениях как семейных, так и деловых, творчестве, работе и других областях жизни;
  • Выгодно! Изучение психологии позволяет эффективно решать свои деловые и финансовые вопросы за счёт нового взгляда на себя, на свои возможности, за счёт развития своих способностей и повышения своей эффективности;
  • Развивает! Изучение психологии является крайне полезным для личностного роста и развития личности, самосовершенствования и саморазвития.

Конечно, изучение психологии отнюдь не простое занятие, но оно того стоит. И результаты, которые получает человек от изучения психологии, с лёгкостью окупают всё вложенное в это время.

Краткий и суховатый итог

  • Мы оказались в условиях, когда общество больше не может предметно сообщить личности о ее ценности, необходимости и уникальности. Трагедия в том, что это абсолютно не очевидно с первого взгляда из-за того, что на уровне заявлений или дискурса мы будем слышать прямо противоположное и ощущать свое общество как индивидуалистическое.
  • В сложившейся ситуации личность будет искать альтернативные способы актуализировать себя. Способы этой актуализации будут связаны с развитием умений жить в рамках собственных переживаний, гиперрефлексии.
  • Гиперрефлексия, так легко обнаруживаемая в гуманистических направлениях психологии, является способом «уловить» самих себя в условиях неявно, но активно навязываемой групповой идентичности. Гиперрефлексия будет выходить на первый план, но не как средство для решения реальных эмоциональных и межличностных проблем, а как самостоятельная цель, позволяющая актуализировать переживание собственного «я».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: