Основная проблема возрастной психологии — проблема движущих сил

Введение

Развитие личности — это, прежде всего, ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Единство социального и психического развития личности при ведущем значении социального развития отчетливо выявляется при попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются наполненными социальным и общественно-историческим содержанием.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через включение в системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более осмысливаться. Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Нельзя не отметить, что в психологических исследованиях формирования и развития личности , разных нежелательная тенденция: в работах не раскрывается, как темп и качество развития личности в одной области социальной действительности (например, в труде) связаны с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т. п.). Движение исследований при этом совершается по направлению к системам с менее жесткими ролевыми предписаниями, в которых отчетливее выступают эмоционально-интуитивные уровни внутреннего мира личности формы ее поведения. Таковы любительские объединения, системы сходства и т. п. Все более дифференцированно начинает изучаться влияние природного, физического окружения. Раскрывается, какие свойства личности формируются в разных географических условиях, каково воздействие на личности различного типа социально-физического окружения: застроек, сооружений, зданий. Развивается экологическая психология, психология среды, психология архитектуры.

Возникновение факторного подхода

Уже в ХХ веке было собрано достаточное количество фактов, которые в дальнейшем поддались конвергенции. Они говорят о том, что наследственность оказывает большое влияние на развитие ребенка. Помимо этого ученым удалось выяснить, что на становление человека с малых лет влияет и среда обитания. Вильям Штерн является основоположником теории двух факторов, согласно которой психическое развитие чада является результатом наследственности и условий внешней среды.

Согласно Штерну, развитие обусловлено Х единицей наследственности, а также Y единицей среды. Психолог Анна Анастази считала, что поведенческие особенности зависят одновременно от наследства и от средовых факторов. В связи с этим необходимо было выявить, какой процент наследственных и какой процент средовых факторов способствуют индивидуальному развитию поведения ребенка.

Чтобы лучше понять суть теории, можно рассмотреть пример на растениях. Из зерна, которое было помещено в почву, может вырасти как пшеница, так и совершенно другое растение, что можно отнести к наследственности. Однако если это зерно окажется в неблагоприятных условиях, оно не сможет прорасти. Таким образом, наследственный фактор предопределяет, что именно вырастет из этого зерна, а от среды зависит реализация плана. По мнению Штерна, именно наследственность является основным фактором в развитии, а среда выступает индикатором, проявляющим определенные свойства.

Основные положения теории Штерна

В первом положении Штерн обозначил наличие нескольких врожденных целей, которые подразумевают потребность и механизма, способного эту потребность удовлетворить. Первой целью является самосохранение, а второй — желание саморазвиваться в физическом и духовном плане. Это желание приводит к возникновению новых способностей, а самосохранение помогает достичь развития.
Второе положение говорит о развитии способностей. Согласно Штерну, у человека есть способности и задатки. Если задатки являются наследственным фактором, то способности всегда зависят от задатков человека. Окружающая среда может влиять на развитие задатков, способствуя их торможению или проявлению.
Психическое развитие принадлежит к третьему положению, в котором говорится о темпах, определяющих наследственность. При этом указывается, что внешняя среда особо не изменяет его. Однако если родители не будут уделять ребенку достаточно внимания, то это может привести к торможению развития и неполному раскрытию способностей.

В четвертом положении говорится о том, что стадии развития полностью предопределены унаследованными факторами. Так, например, дошкольник любит играть и слушать сказки независимо от того, какая у него культура и в какую историческую эпоху он растет.

Согласно теории Штерна, наследственность является основным фактором в развитии, а среда может лишь способствовать проявлению каких-либо задатков

Таким образом, можно сделать вывод, что наследственность оказывает большее внимание на становление личности. Научиться понимать лучше собственные эмоции, эмоции собственного ребенка поможет курс «Эмоциональный интеллект»

Первый урок бесплатно!

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность
– это неравномерное развитие психических
функций. Данный процесс характеризуется
подъемом, стабильным течением и спадом,
носит колебательный характер.

Отечественный
физиолог П.К.
Анохин
считал, что гетерохронностьзаключается
в неравномерном развертывании
наследственной информации. Пример,
ребенок начинает сидеть раньше, чем
ходить. У ребенка раньше развивается и
формируется зрительное восприятие и
позже воображение. Как правило, ребенок
сначала овладевают устной речью и позже
письменной.

Таким образом,
неравномерность развития задается
индивидуальной генетической программой
развития и влиянием социальной среды,
в том числе и культурой.

Все маленькие дети…

.. .требуют к себе внимания и не терпят, когда на них не обращают внимания! Некоторые из них будут ныть до тех пор, пока родители 25 часов в сутки и 8 дней в неделю не будут всецело посвящать лишь заботе о них. …с неохотой расстаются с родителями. В первые три года жизни маленький ребенок предпочитает играть только возле матери и не любит терять ее надолго из виду. В большинстве случаев у детей возникают временные проблемы с незнакомой няней. Такой момент, как запирание ребенка в комнате или расставание с мамой на время ее похода по магазинам, причиняет ему большую психическую травму. …в большинстве своем чрезвычайно шумные и неусидчивые, отличаются отсутствием здравого смысла и чувства опасности. Они импульсивны и непредсказуемы, что может быть характерно и для вполне разумного ребенка. Все маленькие дети нуждаются в родительской защите! .. .проявляют неуважение к чужой собственности. Их пухленькие ручки как магнитом тянет ко всему, что они видят. Вазы разбиваются, а в шкафах «наводится порядок». Эти десять активных маленьких пальчиков обладают изумительной способностью все разбивать и оставлять липкие следы на всем, до чего они дотрагивались. .. .в основном упрямы и своевольны; некоторые очень агрессивны, другие могут и послушаться. …не понимают, какой ужасный беспорядок они устраивают. Малыш, который настолько аккуратен, что даже сам собирает свои игрушки, скорее исключение, чем правило. .. .некоторые из них пассивны, несамостоятельны и вполне довольны, когда их балуют и ими руководят. .. .являются страстными «скалолазами». В раннем возрасте они организовывают экспедицию по подъему на вершину дивана и, справившись с этой задачей, принимаются покорять полки, столы и все, что оказывается рядом. Другие дети более благоразумны и проявляют естественный страх перед падениями. …хорошо едят, хотя и не ту пищу, о которой заботливые родители читали в справочных пособиях. Одни поглощают пищу с крайней серьезностью, не отрывая глаз от тарелки, пока с ее дна почти полностью не соскребут вилкой рисунок. Для других еда представляется интересной и забавной игрой, что доставляет массу огорчений родителям, твердо решивших приучить своего ребенка к идеально сбалансированному питанию с самых первых дней. …быстро справляются с едой, как правило, в возрасте одного года. Одни едят однообразную пищу, другие же едят все, что попадается на глаза. Некоторые предпочитают питаться по часам, а некоторые любят перекусывать. .. .некоторые продолжают спать днем вплоть до трех лет. Остальные отказываются делать это уже в 1,5 года, и никакие старания родителей не могут вернуть дневной сон. Большинство малышей ложится спать около восьми часов вечера, однако есть и такие, которые утихомириваются только к полуночи. Одни с трудом просыпаются по утрам, не желая вставать с кровати; другие просыпаются неумолимо рано и будят весь дом. …испытывают страхи. Собаки, громкие звуки, новая обстановка и незнакомые объекты причиняют страх в большинстве случаев. …проявляют массу привычек, действующих на нервы родителей. …демонстрируют поведение, резко меняющееся изо дня в день. Некоторые родители утверждают, что иногда их дети ведут себя, как шизофреники, так как их поведение совершенно невозможно контролировать. Черные дни обычно списывают на режущиеся зубы, недостаток сна или на то, что ребенок «съел что-то не то». Такие оправдания можно принять, однако родителям никогда не приходит в голову, что у взрослых тоже случаются хорошие и плохие дни, но они не винят в этом режущиеся у них зубы. Даже профессиональные наездники позволяют своим подопечным скакунам иногда отдыхать от скачек.

Т. Л. Чернова

Признаки здорового человека по Маслоу

Маслоу выделил движущие силы развития личности, которые свойственны здоровым людям. Это следующие признаки:

  1. Адекватность восприятия. Здоровый человек отличается более эффективным взаимодействием реальности. Он может отличить факты от своих страхов, желаний или общественного шаблонного мнения. Быстро разоблачает ложь;
  2. Спонтанность. Самоактуализирующийся человек отличается спонтанностью — но она проявляется скорее в его образе мыслей и воображении, нежели в поведении. Он соблюдает общественные нормы – но больше из уважения, чем их страха;
  3. Принятие. Психологически здоровый человек умеет принимать себя и других такими, какие они являются. Он способен также удовлетворять свои насущные потребности – в пище, сне и сексе. Из последнего логически вытекает, что он практически не подвержен отвращению;
  4. Служение, концентрация на проблеме. Здоровый человек не занимается лишним самокопанием – у него для этого слишком много дел. Свои проблемы он уже решил, и целиком посвящает себя делу;
  5. Отстраненность. Самоактуализирующийся человек не только не боится одиночества – он получает от него наслаждение. В сложной ситуации он способен от нее отстраниться, что часто расценивается окружающими как эмоциональная холодность или снобизм. Но на самом деле так здоровый человек защищает собственную психику;
  6. Автономия. Движущие силы развития личности заложены внутри самого здорового человека – поэтому он не нуждается в социуме, чтобы продолжать нормальную жизнедеятельность. Эта независимость дает самоактуализирущейся личности большую устойчивость при столкновении с трудностями;
  7. Свежесть восприятия. Здоровый человек способен находить новизну даже в обыденных вещах. Секс и вкусная еда доставляют ему не меньше удовольствия, чем музыка или природа;
  8. Высшие переживания. Маслоу называл их также «пиковыми» — это вдохновение, трепет, благодать. Для того, чтобы испытывать их, здоровые люди не нуждаются в алкоголе или наркотиках;
  9. Ощущение общности с человечеством. Здоровый человек способен испытывать сострадание и сопереживать. Его отношение к человечеству сравнимо с братским.

Помимо этого, здоровых людей отличают чувство юмора, наличие устойчивых моральных принципов, креативность, демократичность, а также избирательность во взаимоотношениях с людьми.

Проблема условий и движущих сил в развитии ребенка в зарубежной психологии

Зарубежные психологи в развитии ребенка выделяют генетический, социальный факторы и обстоятельства жизни.

Представители биогенетического направления считают, что развитие идет по законам биологического созревания организма, где генетические предпосылки являются определяющими, а такие факторы как воспитание и обучение они считают внешними факторами, которые могут или ускорить или затормозить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого направления являются В. Прейер, К. Бюллер, С. Холл.

Представителями социогенетического направления являются Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане, считающие, что психическое развитие является результатом влияния общества и социальной среды. В человеке, по их мнению, главным является опыт, зависящий от социальной среды.

В зарубежной психологии выделяется эпигенетическое направление, представители которого считают, что психическое развитие является результатом влияния и генетического и социального факторов.

Впервые о значении этих факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции, т.е. соединение социальной и биологической линий развития. Только здоровый взрослый человек, считал Э. Эриксон, может удовлетворять свои способности в личностном развитии и отвечать требованиям общества.

Развитие будет продуктивным в том случае, если развивающиеся в человеке качества усиливают его чувство самоидентичности. Если чувство самоидентичности ослабляется, значит, развитие деструктивно.

Что касается концепции Пиаже, то он исходит из активности детей, значительная часть которой приходится на игры, рассматриваемые ученым как необходимый компонент работы ребенка по исследованию окружающих объектов. Это значит, что навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом.

В своем умственном развитии, считает Пиаже, человек проходит четыре периода:

  1. чувственно-двигательный (с момента рождения до 2-х лет);
  2. дооператорный (от 2 до 7-ми лет);
  3. период конкретного мышления (от 7 до 11-ти лет);
  4. период формального логическо-абстрактного мышления (от 11 до 18 и далее лет).

Каждый ребенок с некоторыми индивидуальными различиями, проходит все эти периоды.

Концепция Валлона предполагает, что природа человека социальна уже изначально – не родившийся ещё ребенок уже несет в себе социальное начало, поэтому общество является для него органической реальностью.

По мнению Рубинштейна, воспитание и обучение не надстраиваются только над ним, а включаются в самый процесс развития. Являясь главнейшими формами организации активности, обучение и воспитание строятся с учетом наследственных данных, задатков, с учетом достигнутого уровня психического развития.

Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии

Определение 2

Движущие силы – это факторы, определяющие поступательное развитие ребенка и являющиеся его причинами.

К ним, прежде всего, относятся потребности ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и деятельности, а также те цели и задачи, которые ставят взрослые в воспитании и обучении.

Каждый ребенок развивается в определенных условиях, его окружают те или иные предметы материальной и духовной культуры, конкретные люди с их взаимоотношениями – всё это составляющие условия психического развития.

Рисунок 1. Движущие силы психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к условиям развития относятся внешние и внутренние постоянно действующие факторы. Они направляют ход развития, формируют динамику и определяют конечные результаты.

Условия оказывают влияние на психическое развитие ребенка и на его индивидуальные особенности.

Психологическое пространство с элементами определенного качества является областью психического развития – это психофизическая область, психосоциальная, когнитивная.

К биологическим факторам относятся наследственные и врожденные свойства организма. Организм человека обладает свойством в ряду поколений повторять сходные типы обмена веществ и в целом индивидуального развития – это наследственность. Ребенок, прежде всего, по наследству получает человеческие особенности строения нервной системы, органов чувств, головного мозга. Врожденность – это тоже биологический фактор. Однако не всё то, с чем ребенок рождается, является наследственным.

Таким образом, рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения, определяет биологический фактор, хотя при рождении люди имеют биологические различия. Однако нормальный ребенок способен обучиться всему, его биологические особенности являются природной основой.

Сущностью являются социально-значимые факторы – это социальная среда, обучение, воспитание, социализация. Социальная среда – это общественная ситуация, окружающая человека, материальные и духовные условия, необходимые для его существования.

На развитие психики ребенка свое влияние оказывает и природная среда – это климатические и природные условия, хотя их влияние косвенное.

Для психического развития ребенка важна его жизнь в обществе людей. Что касается воспитания и обучения, то они рассматриваются как целенаправленный процесс, при котором социальные институты оказывают свое влияние и через них ребенок усваивает нормы и правила общества.

Если рассматривать воспитание и обучение как спонтанный процесс, тогда ребенок усваивает эти нормы через наблюдение за межличностными отношениями окружающих его людей. Оба эти понятия нельзя отделить от понятия «социализация», через которую происходит усвоение всех установок, обычаев, мнений, жизненных ценностей, ролей и ожиданий, принятых в конкретной социальной группе.

Психологи сегодня ищут ответ о соотношении биологического и социального в развитии, что предопределяет процесс развития ребенка наследственность или окружающая среда.Поиск ответа привел к теории конвергенции этих факторов. Основоположником данной теории стал В. Штерн, который считал, что оба фактора в равной мере отвечают за психическое развитие.

Замечание 2

Таким образом, психическое развитие по В. Штерну, является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни ребенка.

3.Отечественная теория психического развития

Современные представления о соотношении биологического и социального,
принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях
Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Выготский сформулировал ЗАКОНЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
:
1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития
не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные
периоды;
2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются
критическими периодами);
3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды,
когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г — речь,
дошкольник — память, 3-4 г — исправление дефектов речи);
4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток
одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются
другие качества — слух, тактильные ощущения, обоняние)
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, которые сегодня
ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет»
его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития
ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета
возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.

1.Категория «развитие» в психологии и философии

В философии сложилось несколько методологических установок при подходе
к проблеме развития.
Первый подход — натурализм — развитие есть созревание имеющихся способностей,
склонностей и т.д.
Второй подход — историзм — субъективизация (формирование субъектности
человека).
Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде
всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка
связей между сторонами объекта.
Выделяются 2 основных типа развития:
1) Преформирующий тип — когда в самом начале заданы стадии, которые
пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное
развитие);
2) Непреформирующий тип — когда путь развития непредопределен заранее
(историческое развитие, развитие ребенка.
Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов
во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных
преобразованиях.

Проблема движущих сил и источников психического развития

  • Разрушение элементов конструкций при высокоскоростном взаимодействии с ударником и группой тел Зелепугин Сергей Алексеевич | Диссертация на соискание ученой степени доктора физико — математических наук. Томск — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | pdf | 10.05 Мб

    01.02.04 — механика деформируемого твердого тела. Широкомасштабные исследования процессов высокоскоростного взаимодействия деформируемых твердых тел экспериментального, аналитического, численного

  • Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств в Китае (на примере информационных технологий) Мамаев Александр Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 5.15 Мб

    Специальность 08.00.14 — Мировая экономика. На протяжении последних двух десятилетий мы все являемся свидетелями постоянно возрастающей мощи экономики Китая. На сегодняшний день Китай является одной

  • Рынок труда и механизмы его регулирования в условиях формирования новой экономики Григорьев Игорь Евгеньевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.48 Мб

    Специальность 08.00.01 — экономическая теория. В начале третьего тысячелетия мировая экономика претерпевает фундаментальные изменения, связанные, прежде всего, с революционным технологическим

  • Философия ответы к зачёту | Ответы к зачету/экзамену | | docx | 0.26 Мб

    1. Философия, ее предмет, основные функции. 4 2. Структура философского знания, специфика его проблем. 4 3. Миф, религия, философия как исторические формы мировоззрения. Становление научной картины

  • Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.19 Мб

    1. Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования. 2. Основной вопрос философии. 3. Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия

  • Ответы по предмету Философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.23 Мб

    1. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения. 2. Природа философских проблем. Проблема научности философии. 3. Социокультурный статус и функции философии в современном

  • Основы Философии — ответы на экзамен | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. 2. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. 3. Античные представления о человеке. 4. Специфика восточной культурной

  • Ответы к экзамену по социальной философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Ответы по социальной философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Ответы на экзамен по предмету Социальная философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 2.39 Мб

    1 Социальная философия. Сущность, структура, функции 2.Исторические типы социальной философии 3. Специфика социального познания. Законы природы и законы общества 4 Основные исследовательские

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: