Описание шкал теста
Шкалы мотивационного профиля:
П- поддержание жизнеобеспечения,
К — комфорт,
С — социальный статус,
О — общение,
Д — общая активность,
ДР — творческая активность,
ОД — общественная полезность.
Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:
Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,
Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.
Шкалы эмоционального профиля:
Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
Фаст – астенический тип переживания фрустрации.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
Ио интервал | Ид интервал | Ин интервал | Ис интервал | Ип интервал | Им интервал | Из интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 3 | 8 | 11 | 1 | 1 | 2 | ||
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
И о интервал | И д интервал | И н интервал | И с интервал | И п интервал | И м интервал | И з интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 3 | 8 | 11 | 1 | 1 | 2 | ||
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие
Другими словами,
испытуемому необходимо обвести против
каждого утверждения один из 7 предложенных
баллов с соответствующим знаком «+»
(согласие), «-» (несогласие) или 0 (не
знаю).
Обработка и
интерпретация результатов:
обработка
результатов данной методики включает
три этапа.
ЭТАП 1
Подсчет «сырых»
(предварительных) баллов по 7-ми шкалам
(И о, И д,
И н, И с,
И п,
И м,
И з)
осуществляется с помощью ключа. Необходимо
посчитать сумму Ваших баллов (с учетом
знака) по каждой из 7-ми шкал, при этом
вопросы, указанные в столбце «+» берутся
со знаком Вашего балла, а вопросы,
указанные в столбце «-», изменяют знак
Вашего балла на обратный.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
---|---|---|---|
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Иоинтервал | Идинтервал | Ининтервал | Исинтервал | Ипинтервал | Иминтервал | Изинтервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 3 | 8 | 11 | 1 | 1 | 2 | ||
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Мир Психологии
ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Локус контроля (англ. locus of control) — термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.
Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Локус контроля). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) — эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Локус контроля», «субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от личности — внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т.д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».
По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и «экстраверты».
В отечественной литературе термин «Локус контроля» часто заменяется на «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроль) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Локус контроля).
Понятие Локус контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Локус контроля создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и другими личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний Л. к.).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Локус контроля — общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам.
Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См. теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности
теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности.
предметная область термина
ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.
ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».
назад в раздел
:словарь терминов /глоссарий / таблица
Оценка уровня субъективного контроля
У исследуемой наблюдаются нейтральные показатели интернальности-ээкстернальности – профиль почти полностью совпадает со срединной линией среднего уровня. Незначительные смещения в сторону экстернальности наблюдаются только по шкалам семейных и межличностных отношений. Это говорит о том, что исследуемая склонна более винить в своих неудачах окружающих или случайные факторы, чем себя. Возможно, в стрессовых ситуациях в этих областях у исследуемой будут возникать моменты эмоциональной нестабильности и принятие необдуманных решений.
Скорее всего, исследуемая не склонна переоценивать как результаты собственных усилий, так и влияние внешних факторов. Уровень субъективного контроля у нее средний, что может указывать на то, что о своей способности контролировать ситуацию и влиять на нее она судит в зависимости от обстоятельств.
В целом у исследуемой соотношение мотивации отношений и мотивации достижений примерно одинаково. Обе они не имеют тенденций к повышению.
5. Осуществление моих желаний часто зависит везения. +3
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. +2
7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. +3
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. -3
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность. +1
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий. +3
11. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их. +3
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. -1
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. -1
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут. +1
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. -216. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. +3
17
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. +3
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало зависит от того, как сложатся обстоятельства. +3
10 стр., 4554 слов
Двигательная активность человека в различные периоды жизни
… Благоприятствует этому то обстоятельство, что в течение первых 2-3 лет жизни самостоятельная двигательная активность … и увеличение количества движений. При этом происходит своеобразная тренировка его функциональных систем: растет … усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, …
Локус контроля и его виды
Мы уже упомянули, что локус контроля бывает внешним и внутренним, теперь рассмотрим эти типы подробнее. Кроме этого, вероятно, у вас возник вопрос о том, бывает ли нечто среднее. Например, такой тип, когда индивид понимает, что он влияет почти на все, однако он не всемогущ, и иногда не может повлиять на внешние условия. Да, такой вид есть. О нем мы тоже поговорим.
Внешний (экстернальный) локус контроля
Это вера во внешние условия. Личности с этим типом полагают, что все давно предрешено, что они не решают, не влияют на настоящее, а уж тем более на будущее. Удалось начатое – звезды удачно сошлись. Постоянно преследуют неудачи – родился под прокаженной звездой. И т.д. Они переносят ответственность на посторонних, вселенную, высшие силы и прочее. Грубо говоря, они всегда найдут виноватых. Таких индивидов называют экстерналами.
Внутренний (интернальный) локус контроля
Такие люди уверены, что только они управляют своей жизнью, контролируют ее. Их энергия направлена внутрь себя. Субъект всегда ищет причину внутри себя, анализирует свои действия, способности, возможности. Он хвалит или критикует только себя, а не других людей, карму, вселенную или что-то еще. Таких личностей называют интерналами.
Под этим типом психологи чаще всего и подразумевают нечто среднее. Внутренний локус контроля предполагает, что человек осознает некие «погрешности» внешнего мира, он готов принимать то, что не может изменить. Однако и в этом он занимает активную позицию. Речь идет не о терпении, смирении, подавлении. Речь идет об изменении отношения. Как говорится, если жизнь дала тебе лимоны, то сделай лимонад. Вот о чем идет речь. Не встречается абсолютно чистый тип, всегда наблюдается сочетание.
Локус контроля и его виды
Мы уже упомянули, что локус контроля бывает внешним и внутренним, теперь рассмотрим эти типы подробнее. Кроме этого, вероятно, у вас возник вопрос о том, бывает ли нечто среднее. Например, такой тип, когда индивид понимает, что он влияет почти на все, однако он не всемогущ, и иногда не может повлиять на внешние условия. Да, такой вид есть. О нем мы тоже поговорим.
Внешний (экстернальный) локус контроля
Это вера во внешние условия. Личности с этим типом полагают, что все давно предрешено, что они не решают, не влияют на настоящее, а уж тем более на будущее. Удалось начатое – звезды удачно сошлись. Постоянно преследуют неудачи – родился под прокаженной звездой. И т.д. Они переносят ответственность на посторонних, вселенную, высшие силы и прочее. Грубо говоря, они всегда найдут виноватых. Таких индивидов называют экстерналами.
Внутренний (интернальный) локус контроля
Такие люди уверены, что только они управляют своей жизнью, контролируют ее. Их энергия направлена внутрь себя. Субъект всегда ищет причину внутри себя, анализирует свои действия, способности, возможности. Он хвалит или критикует только себя, а не других людей, карму, вселенную или что-то еще. Таких личностей называют интерналами.
Под этим типом психологи чаще всего и подразумевают нечто среднее. Внутренний локус контроля предполагает, что человек осознает некие «погрешности» внешнего мира, он готов принимать то, что не может изменить. Однако и в этом он занимает активную позицию. Речь идет не о терпении, смирении, подавлении. Речь идет об изменении отношения. Как говорится, если жизнь дала тебе лимоны, то сделай лимонад. Вот о чем идет речь. Не встречается абсолютно чистый тип, всегда наблюдается сочетание.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
---|---|---|---|
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
И о интервал | И д интервал | И н интервал | И с интервал | И п интервал | И м интервал | И з интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 3 | 8 | 11 | 1 | 1 | 2 | ||
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
FreeHealthWorld
Опросник уровня субъективного контроля (УСК)
– личностный опросник. Предназначен для диагностики интернальности / экстернальности. Разработан на основе шкалы локуса контроля Дж . Роттера
(Locus of control scale) и опубликован Е. Ф. Бажиным
с соавторами в 1984 г.
УСК состоит из 44 утверждений, с которыми обследуемый может согласиться (+) или не согласиться (-). Для исследовательских целей предусмотрен ответ по шестибалльной шкале -3, -2, -1, +1, +2, +3, в которой +3 означает «Полностью согласен», а -3 – «Совершенно не согласен. С помощью УСК осуществляется измерение интернальности / экстернальности по следующим шкалам.
1. Шкала общей интернальности (И0).
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И3).
Примеры утверждений УСК (рядом – ключевой ответ по соответствующей шкале).
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека (И0-, Ид-, Ин-).
2
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни (И0)
3. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей (И0-, Ид-).
Полученные результаты выражаются в стэнах (см. оценки шкальные) и могут быть представлены в виде профиля субъективного контроля.
Уровень субъективного контроля – обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, способы разрешения кризисных семейных и производственных ситуаций и т. д. В соответствии с концепцией локуса контроля (от лат. locus – «место, месторасположение») те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, обладают внутренним (интервальным) контролем. И напротив, людям, которые склонны приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и т. п.), присущ внешний (экстернальный) контроль. Любой человек по локусу контроля занимает определенное место на континууме интернальность / экстернальность.
В многочисленных экспериментальных исследованиях установлена связь между различными формами поведения, особенностями личности и уровнем интернальности / экстернальности. Так, интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, более уверены в себе и т. д.
Стандартизация опросника проводилась на выборке из 84 обследуемых – студентах вуза, средний возраст которых составлял 20,4 года. Авторы УСК сообщают о весьма высоких показателях его надежности. Валидность демонстрируется связями шкал опросника с другими особенностями личности, измеренными, в частности, с помощью опросника «Шестнадцать личностных факторов». Рекомендуется использование УСК в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии.
Сердце и кровь …
Волосы и ногти В стихотворении «Похищение локона» поэт Александр Поуп (1688—1744) написал бессмертные строки: «Героев, чей могучий дух высок, / Нередко губит женский волосок »*. Быть может, старик Алекс и не име …
Рот …
Механизм формирования
На формирование того или иного типа локуса контроля, его эволюцию влияет целый ряд факторов: индивидуальные особенности человека, условия воспитания, состояние общества, в котором он живет, исторический момент и многое другое. Под их влиянием у индивида формируется одна из установок: «От меня ничего не зависит» (пассивная позиция), «Все в жизни зависит только от меня» (активная позиция хозяина судьбы).
В 1954 году Роттер предположил, что выбор позиции связан с тем, как часто индивид сталкивался с похвалой и наказанием. Если в ответ на свои действия он получал негативную реакцию, испытывал неприятные эмоции, ощущал негативные последствия, или действия не приносили ожидаемого результата, то у него сформируется убеждение «я ничего не решаю».
Таким образом, большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. У детей из авторитарных семей, с непоследовательным родительским поведением формируется внешний тип контроля. Они с раннего детства привыкли подчиняться, плыть по течению. У детей из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируется внутренний тип ответственности.
Воспитание, состояние общества, эпоха влияют на тип ответственности
Однако важно помнить, что локус контроля формируется и меняется всю жизнь. В любой момент субъект, если захочет, сможет изменить свою судьбу
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера (уск) (адаптирован Бажиным е.Ф., Голынкиной с.А., Эткиндом а.М.)
Название:методика диагностики уровня субъективногоконтроля (УСК).
Автор методики:Дж.Роттер (адаптация Бажин Е.Ф., ГолынкинаС.А., Эткинд А.М.).
Контингентиспытуемых:подростки и взрослые.
Цель исследования:изучение уровнясубъективного контроля.
Материал иоборудование:текст методики, бланк ответов.
Процедураисследования:в основу определения уровня субъективногоконтроля личности положены 2предпосылки:
-
Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный.
В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.
Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
-
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Методика УСКвключает в себя следующие диагностическиепоказатели илишкалы:
1. Ио— шкала общей интернальности.
2. Ид— шкала интернальности в областидостижений.
3. Ин— шкалаинтернальности в области неудач.
4. Ис— шкалаинтернальности в семейных отношениях.
5. Ип— шкала интернальности в производственныхотношениях.
6. Им— шкала интернальности в областимежличностных отношений.
7. Из— шкала интернальности в отношенииздоровья и болезни.
В ходе проведенияметодики УСК испытуемому предлагается44 утверждения, касающихся различныхсторон жизни и отношения к ним. Емунеобходимо оценить степень своегосогласия или несогласия с приведеннымиутверждениями по 7-балльнойшкале
Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие
Другими словами,испытуемому необходимо обвести противкаждого утверждения один из 7 предложенныхбаллов с соответствующим знаком «+»(согласие), «—» (несогласие) или 0 (незнаю).
Обработка иинтерпретация результатов:обработкарезультатов данной методики включаеттри этапа.
ЭТАП 1
Подсчет «сырых»(предварительных) баллов по 7-ми шкалам(Ио, Ид,Ин, Ис,Ип,Им,Из)осуществляется с помощью ключа. Необходимопосчитать сумму Ваших баллов (с учетомзнака) по каждой из 7-ми шкал, при этомвопросы, указанные в столбце «+» берутсясо знаком Вашего балла, а вопросы,указанные в столбце «—», изменяют знакВашего балла на обратный.
Ключ к методике уск
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
|||||||
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
2 |
1 |
12 |
1 |
2 |
7 |
2 |
7 |
19 |
1 |
4 |
6 |
13 |
3 |
4 |
3 |
15 |
5 |
4 |
24 |
16 |
14 |
22 |
9 |
27 |
38 |
34 |
23 |
11 |
5 |
27 |
6 |
20 |
33 |
20 |
26 |
25 |
10 |
||||
12 |
6 |
32 |
14 |
31 |
38 |
32 |
28 |
42 |
30 |
||||
13 |
7 |
36 |
26 |
42 |
40 |
37 |
41 |
||||||
15 |
8 |
37 |
43 |
44 |
41 |
||||||||
16 |
9 |
||||||||||||
17 |
10 |
||||||||||||
19 |
14 |
||||||||||||
20 |
18 |
||||||||||||
22 |
21 |
||||||||||||
25 |
23 |
||||||||||||
27 |
24 |
||||||||||||
29 |
26 |
||||||||||||
31 |
28 |
||||||||||||
32 |
30 |
||||||||||||
34 |
33 |
||||||||||||
36 |
35 |
||||||||||||
37 |
38 |
||||||||||||
39 |
40 |
||||||||||||
42 |
41 |
||||||||||||
44 |
43 |
Итак, в итоге Выполучили 7 сумм баллов.
ЭТАП 2
Затем осуществляетсяперевод «сырых» баллов в стены (стандартныеоценки). Стены представлены в 10-тибалльной шкале и дают возможностьсравнивать результаты различныхисследований.
Таблица дляперевода «сырых» баллов в стены
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
||||||||
от |
до |
= |
от |
до |
= |
от |
до |
= |
от |
до |
= |
-132 |
-13 |
1 |
-36 |
-10 |
1 |
-36 |
-7 |
1 |
-30 |
-11 |
1 |
-13 |
-2 |
2 |
-10 |
-6 |
2 |
-7 |
-3 |
2 |
-11 |
-7 |
2 |
-2 |
10 |
3 |
-6 |
-2 |
3 |
-3 |
1 |
3 |
-7 |
-4 |
3 |
10 |
22 |
4 |
-2 |
2 |
4 |
1 |
5 |
4 |
-4 |
4 |
|
22 |
33 |
5 |
2 |
6 |
5 |
5 |
8 |
5 |
4 |
5 |
|
33 |
45 |
6 |
6 |
10 |
6 |
8 |
12 |
6 |
4 |
7 |
6 |
45 |
57 |
7 |
10 |
15 |
7 |
12 |
16 |
7 |
7 |
11 |
7 |
57 |
69 |
8 |
15 |
19 |
8 |
16 |
20 |
8 |
11 |
14 |
8 |
69 |
80 |
9 |
19 |
23 |
9 |
20 |
24 |
9 |
14 |
18 |
9 |
80 |
132 |
10 |
23 |
36 |
10 |
24 |
36 |
10 |
18 |
30 |
10 |
Ип |
Им |
Из |
||||||
от |
до |
= |
от |
до |
= |
от |
до |
= |
-30 |
-4 |
1 |
-12 |
-6 |
1 |
-12 |
-3 |
1 |
-4 |
2 |
-6 |
-4 |
2 |
-3 |
-1 |
2 |
|
4 |
3 |
-4 |
-2 |
3 |
-1 |
1 |
3 |
|
4 |
8 |
4 |
-2 |
4 |
1 |
3 |
4 |
|
8 |
12 |
5 |
2 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|
12 |
16 |
6 |
2 |
5 |
6 |
4 |
5 |
6 |
16 |
20 |
7 |
5 |
7 |
7 |
5 |
7 |
7 |
20 |
24 |
8 |
7 |
9 |
8 |
7 |
9 |
8 |
24 |
28 |
9 |
9 |
11 |
9 |
9 |
11 |
9 |
28 |
30 |
10 |
11 |
12 |
10 |
11 |
12 |
10 |
ЭТАП 3
Построение «профиляУСК» по 7-ми шкалам. Отложите свои 7результатов (стенов) на семи десятибалльныхшкалах и отметьте так же норму,соответствующую 5,5 стенов.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
Ио интервал | Ид интервал | Ин интервал | Ис интервал | Ип интервал | Им интервал | Из интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 3 | 8 | 11 | 1 | 1 | 2 | ||
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу: